§3. Основные признаки государства
Государство как правовое явление обладает набором отличительных черт, отделяющих его от других социально-культурных образований. Данные характеристики в правовой науке получили название «признаки государства». Правоведы имеют различные точки зрения на состав таких черт, однако, все они выделяют основные и второстепенные характеристики. Основные (они же обязательные) признаки государства дают возможность выделить его среди других объединений людей. Второстепенные черты обособляют страну из общей массы себе подобных. Итак, рассмотрим их.
Обязательные признаки государства .
Формирование государства из родоплеменной общины произошло вследствие придания ему особых черт. Ими стали территория, население, суверенитет и публичная власть.
Население (народ) . Это первая и основная характеристика. Проистекает данное утверждение из самого определения государства. При отсутствии народа не могут быть определены и другие отличительные признаки государства. В тоже время стоит помнить о том, население не может ограничиваться какими-либо строгими рамками, как например: расовый, половой, национальный, профессиональный, религиозный. В случае, когда это происходит, то следует говорить о нации, профсоюзе или т.д. Объединение населения в государстве строится на общей цели, сформулированной в виде непрекословно исполняемого правила (закона).
Территория . В догосударственный период люди, как правило, объединялись в группы и мигрировали по мере истощения продовольственных запасов на определенной территории. С те же объединения установили условно фиксированный ореол обитания, закрепив его границы как на наземной и водной площади, так и в воздушном пространстве. В рамках территории государства действуют единые законы, обязательные для исполнения всем населением.
Суверенитет. Данный признак характеризует тем, что на территории государства вся полнота власти осуществляется только населением данной страны. То же относится и к представительству своих интересов в международных отношениях.
Публичная власть . В родоплеменных общинах решения о судьбе племени принимались на общем совете всеми членами группы. В государстве народ делегирует свои представительские права по управлению государством определенным лицам. Они могут быть избраны или назначены. характеризуется наличием авторизированного аппарата управления, функционирующего на условиях легитимности.
Таким образом, основными отличительными признаками государства являются народ (население), территория, суверенитет и публичная власть. Но следует помнить, что такими же чертами могут обладать и государствоподобные образования. Поэтому необходим дополнительный перечень характеристик, обособляющий его среди общностей людей.
Второстепенные признаки государства .
Вторым признаком считается наличие налоговой системы, предназначение которой заключается в финансировании деятельности государства, его властных органов и социальных программ.
Третья характеристика заключается в формировании и функционировании в государстве специальных органов, обеспечивающих исполнение общеобязательных правил поведения, коими является система права. К данному признаку также следует отнести и наличие армии, в обязанности которой входит сохранение целостности государства в рамках закрепленной территории.
Четвертой чертой служат наличие отличительных символов государства - герба, флага и гимна.
Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» - государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, подзаконные нормативные акты, и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.
В заключении хотелось бы отметить, что признаки государства - это особые характеристики, которые позволяют выделить особую общность людей среди других ей подобных. Они имеют значение, т.к. соответствие им обозначает возможность признания государства таковым на международном уровне.
1. Любое государство характеризуется
Возможностью осуществлять принуждение 2) Многопартийностью
3) Взаимной ответственностью государства и личности 3) Разделением властей
2 . Что из перечисленного относится к формам территориального устройства
Демократия 2) республика 3) федерация 4)монархия
3. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.
Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества
Верно только А 2)Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
4. В государстве С. перед парламентом несет ответственность правительство, которое формируется из представителей партий, набравших в процессе выборов большинство голосов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления в государстве С.?
Президентская республика
Конституционная монархия
Парламентская республика
Абсолютная монархия
5. В приведенном списке указаны черты сходства государственной и политической власти и черты отличия государственной власти от политической (сначала цифры сходства, потом отличия)
Осуществляется специальными лицами – чиновниками
Распоряжается силами, возможностями, ресурсами, которыми располагают люди
Распространяется на все общество
Является средством упорядочения общественных отношений
6 . К признакам государства относится
1.Общая культура 2.Налоговые сборы 3.Демократические выборы
4.Наличие политической оппозиции
7. Установите соответствие между примерами государств и их формами
8. К формам территориально-государственного устройства относится :1) республика 2) демократия 3) монархия 4) федерация
9. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности
10. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) передача власти по наследству 2) власть, ограниченная парламентом
3) выборная власть 4) передача верховной власти по наследству
11. К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят
1) уважение законов 2) наличие парламента 3)федеративное устройства 4)наличие публичной власти
12. Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?
1) правовую 2) культурно-воспитательную 3) политическую 4) социальную
13. В государстве Л. Глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны Какова форма правления Л.?
1)унитарное государство 2)парламентарная монархия 3) парламентская республика 4) федерация
14 . Полномочия главы государства, получившего свою власть по праву наследования, имеют законодательные ограничения в 1)абсолютной монархии 2)унитарном государстве 3)конституционной монархии 4)президентской республике
15. В государстве F глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в этом государстве? 1) смешанная республика 2) парламентарная монархия
3)президентская республика 4) абсолютная монархия
16. Признаком суверенитета государства является
1) доминирование на международной арене
2) право на вмешательство во внутренние дела других государств
3) независимость государственной власти от других властей 4) право на отчуждение земель соседей
17 . Отличительным признаком федеративного государства является: 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного самоуправления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти
18. В государстве президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства: 1) абсолютная монархия 2) конституционная монархия
3) парламентская республика 4) президентская республика
19. Что отличает государство от других политических организаций:
1) разработка программ развития общества 2) представление интересов отдельных групп
3) выдвижение политических лидеров 4) исключительное право принимать правовые нормы
20. Главой государства является наследный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов.
Какова форма правления страны: 1 ) конституционная монархия 2) парламентская республика
3) президентская республика 4) абсолютная монархия
21. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и черты отличия президентской республики от парламентской. (Сначала запишите номера черт сходства, а затем – номера черт отличия) 1) Власть сменяема, избирается на определенный срок
2) Избрание главы государства населением 3)Ответственность правительства перед главой государства 4)Законодательно закреплена подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности
22.В государстве К. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом. Какая форма правления государства К.
1) Конституционная монархия 2) Президентская республика
3) Полупрезидентская республика 4) Парламентская республика
23. Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина? А. Обязанности имеют приоритет над правами.
Б. Нет прав без обязанностей
1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
24. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?
А. государственный суверенитет не является основным признаком государства.
Б. ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может
1)Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны
25. В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.?
1)Конфедерация 2) Унитарное государство 3) Федеративное государство 3) Автономия
26.Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издает законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует 1)Территориальную целостность
2) Внешний суверенитет 3) Полновластие нации 4) Внутренний суверенитет
27. Определите факты (1) и мнения (2) (А) Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства». (Б) Смешение понятия «государство» и политической власти, которая управляет общими делами организованного общества, скорее всего характерно для русской политической традиции. (В) Именно это могло породить ленинскую формулировку, что государство есть машина для угнетения одного класса другим.
28. Укажите признак авторитарного режима отличающий его от других политических режимов
1) Общая обязательная официальная идеология 2) Верховенство закона 3) Вмешательство государства в частную жизнь граждан 4)Безраздельное господство исполнительной власти
29. Только демократическое государство характеризуется 1) суверенитетом 2) законодательной деятельностью 3) сбором налогов 4) политической свободой граждан
30. Политическим режимом называют: 1) форму государства 2) способ осуществления власти
3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию
31.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? 1) развитая система законов, защищающих права личности 2) свободное формирование политических партий и движений
3) полномочия главы государства не ограничены 4) разделение государственных властей
32. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного 1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами 2) оппозиция подавляется насильственными методами
3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти
4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер
33.Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество
34.Сущность демократии проявляется в 1) запрете политических партий 2) назначении депутатов парламента президентом 3) участии граждан в альтернативных выборах
4) усилении контроля за личной жизнью граждан
35.Нарушением принципов демократии является(-ются) 1)безальтернативные выборы в органы государственной власти 2) ограничение сроков президентских полномочий
3) организация пикетов и митингов 4) взаимосвязь прав и обязанностей граждан
36.Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) наличие одной партии, сросшейся с государством 2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан 3) гарантированность прав и свобод человека законами государства 4) наличие органов судопроизводства
37. Что характеризует демократический режим:
1) командно-административные методы управления 2) господство исполнительной власти
3) всесторонний контроль государства за жизнью общества 4) равенство граждан перед законом
38. К признакам тоталитарного режима относят 1 ) развитую систему законов, защищающих права личности 2) регулярное проведение равных и свободных выборов 3) господство единой общеобязательной идеологии 4)построение государственного аппарата по принципу разделения властей 39. Какие из указанных в перечне признаков отличают демократическое государство от иных государств? ( Несколько ответов) 1) многопартийность 2) свободная печать 3) государственная цензура 4) сбор налогов 5) плюрализм мнений 6) наличие армии
40. Отличительным признаком тоталитарного режима является 1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе
41. Государство Р. характеризует большей степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах. Какой политический режим существует в государстве Р. 1)Авторитарный 2) Тоталитарный 3)Демократический 4)Теократический авторитарный
42. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками
43.Кто является источником власти в демократической стране? 1) Народ 2) Передовой общественный класс 3) Представители крупного бизнеса 4) Интеллектуальная элита общества44.Демократический режим характеризуется
1 ) командно-приказными методами управления
2) превращением парламента в совещательное учреждение при главе государства
3) свободой информационного пространства
4) нарушением конституционных прав и свобод
45. Демократический режим характеризуется
1) всесторонним контролем государства за жизнью общества
2) господством исполнительной власти
3) милитаризацией общественной жизни
4) политическим плюрализмом
Право. Формы и признаки государства.
ОТВЕТЫ
1-1
2-3
3-1
4-3
5-1,2;3,4
6-2
7-2,1,2,1,2
8-4
9-4
10-3
11-4
12-4
13-2
14-3
15-3
16-3
17-4
18-3
19-4
20-4
21-1,4;2,3
22-2
23-2
24-4
25-2
26-4
27-1-А,В; 2-Б
28-4
29-4
30-2
31-3
32-1
33-2
34-3
35-1
36-3
37-4
38-3
39-1,2,5
40-1
41-3
42-ББАА
43-1
44-3
45-4
Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.
Вопрос 1:
Назовите виды правового статуса личности.
1. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
2. Соблюдение, исполнение, использование.
3. Общий, специальный, индивидуальный.
Вопрос 2:
К какому виду правоотношений относятся отношения собственности?
1. К общерегулятивным.
2. К относительным.
3. К абсолютным.
4. Правильного ответа нет.
А Вы думали о том, как изучают правоведение в Китае? Там совсем другие законы, но чтобы это всё понять, нужен репетитор китайского , которого не так сложно найти, как Вы думаете. К примеру, в школе «Вокей» предлагают даже бесплатный пробный урок, чтобы Вы смогли понять, надо оно Вам или нет.
Вопрос 3: Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме?
1. Правовая квалификация.
2. Установление фактических обстоятельств дела.
3. Интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая.
Вопрос 4:
Какие из стадий правоприменительного процесса названы в данном задании?
1. Опубликование нормативного правового акта.
2. Установление юридической основы дела - выбор правовых норм.
3. Решение дела и оформление акта применения права.
Вопрос 5:
Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг».
2. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 871 «О федеральной инвестиционной программе на 1994 год».
3. Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722.
Вопрос 6:
Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
Вопрос 7:
Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное нормативное толкование юридических норм.
1. Конституционный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ.
3. Высший Арбитражный Суд РФ.
Вопрос 8:
Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?
1. Как причина и следствие.
2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3. Все вышеперечисленное.
Вопрос 9:
Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
1. Дисциплинарная.
2. Административно-правовая.
3. Уголовно-правовая.
Вопрос 10:
Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?
1. Запрет.
2. Обязывание.
3. Дозволение.
Вопрос 11:
Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
1. Разрешительный.
2. Общедозволительный.
Вопрос 12:
К какому понятию относится следующее определение: «Суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций»?
1. Партия.
2. Государство.
3. Общество.
Вопрос 13:
Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?
1. Руководство политическими партиями.
2. Аппарат принуждения.
3. Налоги.
4. Организация политической партии.
5. Суверенитет.
6. Способность принимать нормы права.
Вопрос 14:
Какие признаки отличают государство от любых других политических организаций общества?
1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.
2. Взаимодействует с международными организациями.
3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения, собирает налоги.
Вопрос 15:
Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?
1. Распространение государственной власти на все население страны.
2. Общеобязательность решений органов государства.
3. Избрание высших органов государства демократическим путем.
Вопрос 16:
Назовите признак, не относящийся к признакам государства.
1. Организация политической власти.
2. Наличие аппарата принуждения.
3. Суверенитет.
4. Территория.
5. Руководство политическими партиями.
6. Налоги.
7. Легализованное принуждение.
8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.
Вопрос 17:
Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?
1. Правореализация.
2. Нормотворчество.
3. Осуществление властных полномочий по каналам законодательства, государственного управления, правосудия, государственного надзора и контроля.
Вопрос 18:
Как называется свойство государственной власти, выражающееся в признании (поддержке) социальными массами этой власти и в способности властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний?
1. Легитимность.
2. Правомерность.
3. Легальность.
Вопрос 19:
К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?
1. Форма государства.
2. Тип государства.
3. Механизм государства.
Вопрос 20:
С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?
1. Цивилизационного.
2. Формационного.
3. Теологического.
I. Публично-политическая (государственная) власть.
Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её компетенции.
Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.
Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: парламента, правительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и т. д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения, так как основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета.
2. Суверенитет.
Государство - это организация власти, являющейся суверенной, т. е. верховенствующей внутри страны, независимой во внешнеполитических отношениях. Суверенитет предполагает, что государственная власть является самостоятельной и независимой от какой-либо власти как внутри государства, так и за его пределами. Суверенитет можно рассматривать как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как его организации), указывающее на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе,- церковной, родительской, корпоративной и т. д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел.
Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе властеотношеннй внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Таким образом, можно говорить о том, что в целом суверенитет имеет внутренние и внешние измерения.
3. Всеобъемлемость.
Государство- это организация власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет есть свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание "всеобъемлемости" как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт "гражданства" (подданства), т. е. государство - это всеобъемлющая организация общества.
4. Территория.
Государство - это организация власти, которая властвует на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства является материальной основой его существования.
5. Народонаселение.
Государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием "гражданство" (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).
6. Аппарат управления.
Государство - это организация власти, в составе которой всегда существует аппарат управления, т. е. особый разряд лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т. п.
7. Аппарат принуждения.
Государство - это организация власти, в составе которой всегда действует аппарат принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу так называемых "силовых" ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.
8. Издание нормативно-правовых актов. Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля.
Юридические нормы рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые, органы прокуратуры, милиции и др.
9. Налогообложение.
Государство - это организация власти, финансовую основу деятельности которой образуют, в первую очередь,налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные).
Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.
Значение термина «государство»
Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства - члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами. Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках. Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.
Возникновение
Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.
Первая концепция утверждает, что государство - это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели - Т.Гоббс и Дж. Локк - настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми. Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.
Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство - это результат завоевания небольшой группой основной массы населения. Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию. Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.
Государство - ядро политической системы
При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом. Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.
При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается. Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.
Форма правления: республика
Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.
Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве). Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.
С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.
Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.
Публичная власть | Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства. |
Суверенитет | Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства. |
Право на законное применение силы | Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия. |
Сбор налогов | Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства. |
Гражданство | Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека. |
Представительство всего общества | Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества. |
К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.
Основные атрибуты государства
Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:
- Территория. Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.
- Население. Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.
- Аппарат управления. К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.
Внутренние функции
Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций. Внутренние функции:
- управление обществом;
- достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
- сохранение властных полномочий в своих руках.
Внешние функции
Внешние функции включают:
- представительство интересов всего народа;
- защита территории;
- сохранение суверенности власти;
- выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.
Соотношений понятия «государство» с другими
В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.
Страна - это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями. Предмет нашего обзора - понятие политическое, что является признаком любого государства. Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.
Общество - термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.
Правительство - термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства - распорядительные и исполнительные органы. Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство - более устойчивый институт политической системы.