Агрессивное движение. Правда ли, что за «опасное вождение» будут штрафовать даже «тихоходов»? Способы фиксации агрессивного способа езды
Кажется, лед тронулся. Продолжающаяся уже третий год дискуссия о введении наказания за агрессивное (или опасное) вождение вышла на новый уровень. Документы приобрели статус законопроекта и обсуждаются уже не только в Правительстве РФ, но и в Госдуме. Некоторые эксперты даже предполагают, что соответствующий закон может быть принят уже в текущем году.
Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают за агрессивный стиль езды. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.
У нас ничего подобного пока нет, более того, пока даже нет единого подхода к введению соответствующих терминов. Скептики, как обычно, опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов и предупреждают, что отсутствие четких критериев понятия «опасное вождение» приведет к субъективным подходам как инспекторов дорожной полиции, так и судей.
Напомним, что еще в 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении штрафа за агрессивный стиль езды в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение.
Тогда вопрос был спущен на тормозах, но недавно вице-премьер Игорь Шувалов в ходе совещания правительства, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, сказал: «Нужно на законном уровне решить, что является опасным вождением; в настоящий момент у нас в законе не было такого понятия, в то время как во многих странах наказывают вплоть до уголовной ответственности, когда специально создается опасная ситуация на дороге. На наших дорогах такое случается очень часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».
Хотя, как мы уже отмечали, в настоящее время нет однозначной дефиниции понятия «агрессивное вождение». Основными признаками опасного движения, как правило, считают:
- превышение максимально разрешенной скорости движения;
- резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
- резкое торможение;
- подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
- несоблюдение дистанции и интервалов движения;
- частые перестроения;
- обгон справа;
- препятствие обгону;
- движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
- езда по тротуарам;
- проезд на красный свет;
- ненормативные выкрики и жесты.
Этот список не является закрытым. И фактически агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем.
Впрочем, многие из перечисленных выше деяний так или иначе упоминаются в ПДД, и за них в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены определенные санкции. Но не всегда достаточные.
Так, резкое торможение хоть и запрещается, но на практике за это не наказывают. Вина в случае ДТП ложится на едущего сзади водителя за несоблюдение дистанции. Про резкий разгон в ПДД вообще не говорится.
Тогда как в США за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водитель может быть арестован.
Подача звукового сигнала разрешается только для предотвращения ДТП (а вне населенного пункта также для предупреждения об обгоне). Но на дорогах сплошь и рядом водители жмут на клаксон, будучи уверенными, что им ничего за это не будет.
Частые перестроения уже давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но на практике любители слалома на дорогах почти никогда не штрафуются, если, конечно, их маневры не стали причиной ДТП.
Наказание «за демонстрацию своих эмоций» сейчас предусмотрено статьей 12.20 КоАП. За это полагается предупреждение или штраф в размере 100 рублей. И лишь за нецензурную брань в общественных местах (хотя некоторые сомневаются, что дорога является таковым) предусмотрен штраф для граждан от 1 до 3 тысяч рублей, а за «прилюдное оскорбление» – от 3 до 5 тысяч.
В Германии за такие действия могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге полагается штраф в размере 600 евро.
Штраф за езду по тротуарам предусмотрен частью второй статьи 12.15 КоАП – 2 000 рублей. Но штрафовать за это стали лишь в последние годы, и далеко не повсеместно. За рубежом, кстати, такие нарушения крайне редки.
А вообще в качестве наказания за агрессивное вождение законами разных государств предусмотрены лишение водительской лицензии, пересдача экзамена по управлению автомобилем, прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения, денежные штрафы, а порой и тюремное заключение.
Многие из перечисленных нарушений довольно трудно доказать, и отдавать квалификацию на откуп инспекторам ДПС крайне нежелательно, поэтому фиксировать опасные маневры предлагается лишь с помощью дорожных камер и видеорегистраторов. Возможно, это хорошее предложение, так как иначе агрессивными вначале можно назвать большинство водителей, а вскоре многие из них станут считаться злостными нарушителями ПДД.
И все-таки самый актуальный вопрос – это формулировки, которые будут взяты за основу определения опасного вождения. В 2000 году на конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».
Совсем недавно участникам круглого стола на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения» было предложено новое определение. «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Но и эта формулировка, которой правительство хотело бы дополнить третий абзац пункта 1.2 ПДД, вызвала шквал критики.
Сейчас существует несколько альтернативных проектов такой дефиниции, но ни одна из них пока не может считаться удачной и быть принята за основу. Более того, пока даже нет уверенности в том, что в наших условиях имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не проще ли просто уточнить санкции за разные деяния, увеличивающие риск ДТП?
Анализ аварийной ситуации на дороге показывает, что большинство ДТП связано с опасным способом управления автомобилем. Дорожная инспекция приводит данные о том, что агрессивное вождение в 80% случаев заканчивается смертельным исходом. Острота этой проблемы привела к необходимости на законодательном уровне приступить к разработке системы мер по предотвращению неоправданно жесткого управления ТС. В текущем году установлены штрафы за опасное вождение и завершается подготовка законопроекта об усилении административных санкций.
Характеристика термина
В процессе публичного обсуждения вопроса, что такое опасное вождение, правоохранительными органами, автодорожными ассоциациями были изучены многие ситуации жесткого управления ТС и их последствия. В результате термин «опасное вождение» разработан МВД и включен в правила дорожного движения с 2016 г. (п. 2.7 ПДД). Предварительно такому изменению дорожных правил предшествовало широкое публичное обсуждение проблемы агрессивного вождения на парламентском уровне и других общественных площадках.
Под опасным вождением в ПДД понимается опасный дорожный маневр, совершенный неоднократно и представляющий реальную угрозу для водителя, управляющего ТС, других автомобилистов и пешеходов.
Признаки опасного вождения
Для агрессивного способа управления ТС характерны следующие признаки:
- внезапное торможение без соблюдения дистанции;
- нарушение правил перестроения;
- опасный обгон;
- препятствование обгону;
- приближение к ТС на критически малое расстояние;
- совершение маневра опережения при плотной загруженности транспортного потока;
- нарушение боковой дистанции;
- отказ уступить дорогу ТС, пользующимся преимуществом;
- недопустимый скоростной режим;
- маневры на пешеходном переходе.
Перечисленные маневры провоцируют многие автодорожные инциденты с тяжелыми последствиями: травмирование и гибель людей, существенный материальный ущерб. Поэтому на законодательном уровне предложено усилить ответственность в отношении водителей, использующих жесткие и агрессивные способы управления ТС.
Типичные способы агрессивной езды
Опасное управление ТС создает 4 типичные ситуации на дороге:
- Беспорядочное перестроение из ряда в ряд (игра в «шашечки»).
- Необоснованное торможение (выполняется внезапно и резко).
- Езда по линиям дорожной разметки в центре проезжей части («междурядье»).
- Дрифт (управляемый занос).
ВАЖНО! К понятию опасного вождения относится не просто нарушение ПДД, а систематическое создание опасной ситуации на дороге, угрожающей жизни людей и чреватой существенным имущественным ущербом для участников ДТП
Такой стиль управления ТС должен караться самыми суровыми санкциями.
Административные меры наказания
В настоящее время агрессивное управление автомобилем квалифицируется в административном кодексе как правонарушение, за которое установлено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей (статья КоАП РФ 12.38). Такую меру ответственности многие считают явно недостаточной. Предлагаются в ходе обсуждений принять самые суровые меры к нарушителям вплоть до изъятия водительских прав и лишения свободы.
Инициатива ужесточить санкции исходит от парламентариев, общественных организаций, правительства РФ. Закон о внесении изменений в ст. 2.7 КоАП РФ в части установления дополнительных мер ответственности водителям с неадекватным стилем вождения прошел первое чтение.
В окончательном варианте предлагается:
- увеличить штраф до 20000 рублей;
- применять к виновникам меры по ограничению допуска к управлению ТС (арест водительских прав);
- установить наказание с реальным сроком лишения свободы.
Конкретные изменения в административное законодательство вступят в силу, после того, как законопроект пройдет третье чтение и будет утвержден в качестве закона.
Способы фиксации агрессивного способа езды
Стандартными способами установления факта правонарушения на дороге являются:
- Визуальное наблюдение сотрудниками ГИБДД в ходе инспектирования.
- Фиксирование автодорожных правонарушений техническими средствами (фото-, видеофиксация).
Для доказательства опасной езды требуется не толь фотосъемка, но и видеозапись. Правонарушение фиксируется в динамике, так как квалификация по ст. 2.7 КоАП РФ связана не с единичным провоцирующим маневром, а последовательностью таких опасных действий. При определении вины учитываются записи с видеорегистратора. По совокупности доказательств выносится постановление о наказании.
Оплатить штраф за опасное вождение можно с 50% скидкой. Такую возможность устанавливает административный кодекс при оперативной уплате штрафа (в течение 20 дней со дня вынесения определения).
ВАЖНО! В законопроекте предусмотрено внесение изменений в ст. 23.28 административного кодекса, дающим инспекторам ГИБДД исключительное право квалифицировать опасное вождение по совокупности зафиксированных доказательств.
На видео о размере штрафа за опасное вождение
Таким образом, когда вступит в силу закон, наступит повышенная ответственность водителей за некорректное поведение на дороге: будут увеличены административные санкции вплоть до тюремных сроков. Право определять опасный стиль вождения относится к компетенции надзорных органов ГИБДД. Чтобы не подвергнуться суровым санкциям и не создавать травмоопасных ситуаций на дороге, водителям необходимо соблюдать ПДД и не допускать агрессивного стиля управления ТС.
С июня 2016 года в ПДД были внесены изменения, касающиеся в основном тех водителей, которые предпочитают "агрессивное" управление транспортным средством. Новшества были введены только в пункт 2.7 правил, который гласит о запрете совершения лицом, находящимся за рулем, определенных действий и теперь его дополнил такой термин, как "опасное вождение". Предполагаемый штраф здесь будет составляет пять тысяч рублей. Но, несмотря на нововведения в ПДД, поправки в КОАП еще внесены не были. Поэтому ответственность за такое правонарушение, как "опасная езда", до настоящего времени остается под вопросом.
Определение
Что такое опасная езда и в чем она выражается? Какие пункты правил нужно нарушить водителю, чтобы понести за это наказание?
Опасная езда выражается в неоднократном совершении водителем одного или нескольких действий, происходящих друг за другом, которые заключаются в следующем:
- неисполнении требования "уступить дорогу" транспорту, обладающему преимуществом;
- перестроении во время движения, когда все полосы заняты, кроме тех случаев, когда требуется объехать препятствие, повернуть налево/направо или совершить остановку;
- несоблюдении безопасной дистанции перед движущимся впереди транспортом, а также бокового интервала;
- резком торможении, если, конечно, оно не было сделано для избежания ДТП;
- препятствовании совершению обгона.
Особенно если при этом создается опасность гибели или ранения людей, повреждения груза, машин, а также нанесения другого материального ущерба. Только в этом случае, такое вождение можно назвать опасным.
Здесь же следует отметить, что данное определение достаточно большое и включает в себя нарушение сразу нескольких пунктов ПДД. Именно по этой причине законодатели приняли решение о введении такого определения, как "опасная езда".
Как будет фиксироваться нарушение?
Разумеется, что ни один инспектор ДПС не сможет сразу выявить всех нарушителей ПДД. Поэтому им в помощь придут такие специальные технические устройства, как камеры уличного видеонаблюдения и другие приборы, установленные в машинах сотрудников полиции, которые и будут фиксировать опасных и агрессивных участников движения. Также в ГИБДД надеются на сознательность других водителей, которые при необходимости смогут предоставлять записи с автомобильных регистраторов.
Предполагаемое наказание
Ответственность за агрессивное вождение, каким является опасная езда (ПДД), постановление правительства не устанавливает - оно лишь закрепляет новое определение в правилах движения. Кроме того, КОАП РФ также пока не предусматривает за это правонарушение никаких штрафных санкций. Данный вопрос все еще находится на рассмотрении в Госдуме. Как планировалось, возможный штраф здесь будет варьироваться в пределах пяти тысяч рублей.
Для чего нужно было вводить в обиход такой термин, как "опасная езда" (ПДД)? Постановление правительства как основной документ, закрепляющий это определение, конкретного ответа на данный вопрос не содержат. Тем не менее законодатели считают, что с введением указанного понятия, агрессивные автомобилисты не будут так лихачить на дорогах и создавать серьезные препятствия для движения.
Существующие санкции
Такое нововведение, как опасная езда, ПДД определяет в качестве неоднократно совершенного одного или нескольких действий водителем, заключающегося в непредоставлении преимущества другому транспорту, препятствовании обгону, несоблюдении безопасной дистанции и бокового интервала, когда появляется реальная угроза гибели и ранения людей или повреждения грузов, нанесения материального ущерба. Тем не менее наказание за такое поведение на дороге в КОАП РФ еще не закреплено.
В настоящее время данный сборник законов содержит санкции только за отдельные правонарушения, которые в совокупности и создают такой термин, как "опасная езда". Штраф за нее планируется сделать в пределах пяти тысяч рублей. А пока наказать водителя за агрессивное вождение можно только по разным статьям действующего КОАП. Санкции здесь предусмотрены следующие:
- резкое нажатие на педаль тормоза - 1 500 рублей;
- препятствование обгону - та же сумма, что и за первое нарушение;
- не уступить дорогу другому транспорту - 500 рублей или предупреждение (в первый раз);
- перестроение при сильном движении, а также несоблюдение интервала и дистанции - 1 500 рублей за каждое нарушение.
Условия
Водитель должен совершить сразу несколько нарушений пунктов правил движения, чтобы его можно было привлечь к ответственности за агрессивное управление транспортом. Например, сделать сразу несколько перестроений при интенсивном движении, когда все полосы заняты, или воспрепятствовать обгону и резко затормозить перед другим автомобилем. Для того чтобы такие действия водителя можно было признать агрессивной ездой, они должны создавать опасность, при которой возможна гибель людей, повреждение других машин и грузов.
Характеристика и пример
Такой термин, как "опасное вождение" появился в правилах движения для того, чтобы остановить лихачей, которые своей манерой управления автомобилем создают серьезную опасность на дорогах для других граждан. В частности, молодые люди на дорогих иномарках совершают рискованные маневры, не думая в этот момент о других автомобилистах и пешеходах. Несколько необдуманных действий, таких как несоблюдение дистанции, перестроение при сильном движении, резкое торможение без веских причин, имеют прямое отношение к такому понятию, как опасная езда (ПДД). Пример здесь можно привести следующий: гражданин несколько часов двигался на своем автомобиле по городу со скоростью около 200 км/ч., при этом он резко тормозил, неожиданно перестраивался в другой ряд именно в тот момент, когда движение было особенно интенсивным, а также не соблюдал дистанцию. В итоге данный водитель на полной скорости въехал в задний бампер автобуса, в результате чего пострадали пассажиры.
Особенные названия
Каждое необдуманное действие водителя, которое входит в состав определения "опасная езда", имеет свое народное наименование. Вот, например, некоторые из них:
- "шашки" (перестроение при сильном движении транспорта, когда все полосы заняты);
- "нервные" (агрессивные автомобилисты, создающие различные помехи другим водителям);
- "торопыги" (когда некоторые участники движения не соблюдают нужную дистанцию);
- "воспитатели" (резкое безосновательное торможение перед другим транспортом);
- "грядки" - водитель не соблюдает боковой интервал;
- "упрямые" - препятствуют совершению обгона.
Здесь следует также отметить, что такие неразумные действия участников движения приводят к непоправимым последствиям. На дорогах продолжают гибнуть сотни и даже тысячи людей. И несмотря на то что в законе закрепили такое понятие, как "опасная езда" (ПДД). Статья КОАП, которая бы содержала вид наказания за такое правонарушение, до сих пор не предусмотрена. По этой причине нельзя сказать о том, что данное нововведение является действующим и эффективным.
Важно
Хотя в Правилах движения появилось новое определение, для большинства водителей, которые ездят с соблюдением всех пунктов ПДД, ничего не изменилось.
Данное новшество предназначается в основном для тех граждан, которые не уважают других автомобилистов и пешеходов, а также своей манерой вождения создают угрозу для жизни других людей и повреждения чужого имущества. Как будет применяться на практике эта норма, в настоящее время неизвестно. Поэтому подготовленный законопроект о введении штрафа за агрессивное вождение оставлен до осени. Поскольку наказание, которое хотят ввести депутаты, может оказаться неэффективным для борьбы с лихачами на дорогах.
Кроме того, следует отметить, что в КОАП уже существуют санкции за отдельные виды правонарушений, входящих в состав такого понятия, как опасное вождение.
По данным ГИБДД, более 70 процентов ДТП на российских дорогах происходит из-за агрессивного стиля вождения автомобиля. Большинство таких аварий заканчивается летальным исходом или тяжёлыми последствиями. К сожалению, не все водители соблюдают культуру движения на дорогах и общепринятые нормы общения.
Интересно! Пилот Формулы-1 Льюис Хэмилтон был оштрафован за то, что "жёг шины" на потеху болельщиков. Эта выходка стоила пилоту ареста машины, а позже её продажи, так как поведение Льюиса назвали "агрессивным вождением".
Опасное вождение: что это означает?
Итак, опасное вождение: что это понятие включает в себя? Согласно внесённым дополнениям в ПДД, этот термин подразумевает многоразовое совершение одного или нескольких действий во время движения, которые повлекли за собой ситуации, усложняющие положение других водителей. В законопроекте об агрессивном вождении опасными считаются действия, которые создали угрозу остальным участникам движения, спровоцировали дорожно-транспортные происшествия, ранения и гибель людей, причинение разного рода материального ущерба, а также повреждение транспортных средств или находящихся рядом сооружений.
Из пунктов ПДД следует, что опасное вождение можно квалифицировать при наличии двух условий: нарушения были совершены за короткий период времени, их результатом стало создание опасной ситуации.
Знаете ли Вы? Термин "опасное вождение"был введён ещё в СССР. За нарушение такого правила был обязателен штраф.
Как будет распознаваться агрессивное вождение
Поскольку агрессивный стиль вождения – это совокупность нескольких действий за короткий временной отрезок, необходимо рассмотреть, что это за действия.
Часто можно наблюдать, как водители «забывают» уступить право преимущества другому ТС, когда перестраиваются в другой ряд или полосу. Некоторые торопятся перестроиться, несмотря на более чем интенсивное движение и отсутствие свободных мест на полосе.
Не доводит до добра и несоблюдение дистанции по отношению к идущей впереди машине, а также нарушение бокового интервала, если учесть количество скутеров и мотоциклов на трассах.
Резкое безосновательное торможение, препятствование обгону, повлекшее за собой аварийную ситуацию, – эти факторы не дадут возможности предусмотреть дальнейшие действия неадекватного водителя и возможности избежать тяжёлых последствий.
Важно! К сожалению, сотрудник ГИБДД не всегда может определить ситуацию «на глазок». В таких случаях будут спасать видеокамеры на дорогах, а также регистраторы автовладельцев.
Какой штраф ожидает за "опасное вождение" на дороге, будут ли лишать прав
Единого штрафа за опасное вождение нет, но предусмотрены наказания за отдельно взятые эпизоды, которые в совокупности расцениваются как агрессивное поведение. В ПДД описан и рассмотрен ряд ситуации.
Если водитель при перестроении в другую полосу, при повороте, развороте или остановке не подал соответствующий сигнал, он получит предупреждение или штраф в сумме 500 рублей. Разворот или движение задним ходом на запрещённых для подобных манёвров участках влечет взыскание в размере пятисот рублей.
Если водитель не уступил право преимущества другому автомобилю, ему грозит штраф размером в 1000 рублей или предупреждение. Движение по велосипедным дорожкам обойдётся нарушителю в две тысячи. Такой же суммой расплатится водитель, нарушивший правила остановки или стоянки, создавший помехи для других транспортных средств.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути предусматривает наложение штрафа в сумме пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. За повторное нарушение этих правил закон об агрессивном вождении предусматривает лишение водительского удостоверения на год. Если повторное нарушение было зафиксировано видео- или фотосъёмкой, водитель заплатит 5000 рублей.
Регулирование агрессивной езды, практика других стран
В предыдущих пунктах было рассмотрено, что такое опасное вождение с точки зрения правил дорожного движения и система штрафов как наказание.
Как быть с практическим применением этих правил? За резкое торможение, например, наказания в виде штрафа не предусмотрено – вина перекладывается на водителя, едущего сзади (несоблюдение дистанции). Спешащие водители маршруток иногда платят за резкое торможение, если при этом пострадал пассажир.
В других странах понятие «агрессивное вождение» распространяется и на оскорбления и неприличные жесты. В Германии оскорбление наказывается лишением свободы сроком до одного года или денежным штрафом. А неприличные жесты в зависимости от значения наказываются штрафом от 150 евро до 4000 тысяч евро. В США, в штате Джорджия нельзя оскорблять и запугивать, а также каким-либо образом навязывать общение или препятствовать проезду.
В странах Европы и в США штрафы за опасное вождение зависят от тяжести последствий. Ущерб имуществу тюремным сроком не наказывается, но при летальном исходе или инвалидности, тяжёлом уродстве ни один адвокат не убережёт от реального уголовного наказания.
Помните! Агрессивная езда на автомобилене принесёт ничего, кроме разрушений в вашей жизни. На дороге будьте внимательны и взаимно вежливы.
Реальный штраф за опасное вождение не в 2016, так в следующем году может составить 5 тысяч рублей. Как определяет данное понятие закон, и как будут наказывать водителей-лихачей?
Автохамству нет!
Два месяца назад в правилах дорожного движения появился новый термин, а вместе с ним – и новый вид административного наказания – штраф за опасное вождение. Законопроект, предполагающий изменения в кодексе об административных правонарушениях, опубликован для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. В случае успешного прохождения антикоррупционной экспертизы он будет предложен правительству, а затем и Госдуме.
На заметку! В Кодексе об административных правонарушениях появится дополнительная статья 12-28-1, которая регламентирует размер штрафа за опасное вождение – 5 тысяч рублей.
Какие же действия водителей при управлении транспортным средством могут признать опасными?
- Не уступили дорогу автомобилю, имеющему преимущество. Речь идет о банальном подрезании, а не о случаях, когда водитель не уступил дорогу спецтранспорту с мигалками.
- Неоднократно перестраивались в плотном и интенсивном потоке – так называемая «игра в шашки» (совершать поворот налево, направо, разворачиваться, останавливаться и объезжать препятствие разрешается).
- Не соблюдали дистанцию до впереди движущегося автомобиля – речь идет о вечно спешащих водителях, которые буквально наседают на автомобиль перед ними, заставляя водителя нервничать или перестраиваться.
- Слишком сильно приблизились сбоку – лихачей, которые любят демонстрировать чудеса маневренности своего авто, проезжая между рядами так, что у других зеркала отламываются, тоже, к сожалению, хватает (подобные маневры любят мотоциклисты – и теперь им придется сто раз подумать).
- Резко тормозили не для того, чтобы предотвратить аварию, а чтобы «поучить жизни» движущихся сзади.
- Препятствовали автомобилю, водитель которого решил совершить обгон. Например, скоростной автомобиль «тащится» на скорости 60 км/час, хотя разрешенная 90. При любой попытке едущих сзади обогнать, «странный водитель» увеличивает скорость и делает маневр невозможным. Такое поведение теперь также относится к «опасному вождению».
Водителям не стоит раньше времени волноваться. Все перечисленные действия должны быть совершены неоднократно, в течение короткого промежутка времени либо в комплексе, при этом действия водителя-нарушителя должны ставить под угрозу жизни людей, а также предусматривать нанесение материального ущерба – повреждение транспортного средства, груза, здания и пр.
«Донос» или спасение жизни?
В ГИБДД считают, что подобные хамские действия лишают других участников движения возможности просчитать действия лихача и адекватно среагировать, а значит, необходимо, чтобы новые штрафы за опасное вождение были больше, чем те, которые выписываются за каждое из указанных нарушений в отдельности. Так, за то, что водитель не уступил дорогу сегодня приходится платить 500 рублей, а за частое перестроение при интенсивном движении – полторы тысячи.
По словам главы Главного управления по обеспечению дорожного движения Виктора Нилова, ведомство будет стремиться, чтобы у водителей была возможность самостоятельно фиксировать «опасное вождение» других участников движения. В прошлом году, например, порядка 56 тысяч административных дел было возбуждено по заявкам граждан. Планируется создать специальный ресурс, куда граждане могли бы выкладывать видео не только с опасным вождением, но и с другими правонарушениями. Они-то и станут доказательной базой при наложении штрафа.
Сообщившему придется регистрироваться на федеральном ресурсе «банка лихачей», но нарушитель к его данным доступа иметь не будет. Так что анонимность тем, кто соблюдает закон и требует того же от других, будет гарантирована. Правда, для создания подобного инструмента необходимо серьезно поработать над законодательством. Как отметил Виктор Нилов в одном из своих интервью, сегодня в прошлом уходят мысли о «стукачестве» и «доносах», ведь разумные люди понимают, что речь идет о сохранении жизни.
От слов – к делу
К слову, в отдельных регионах еще до принятия закона об опасном вождении начали бороться с лихачами. Так, в Ставрополье «спецназ» ГИБДД вылавливает на дорогах тех, кто угрожает безопасности других участников движения. Сотрудники специального взвода ДПС в штатском передвигаются в общем потоке на машинах без спецмаркировки и фиксируют на камеру автохамов, грубо и намеренно нарушающих правила дорожного движения.
Информация оперативно передается по рации второй машине, которая останавливает нарушителя. Ему показывают видео и составляют протокол об административном правонарушении. В спецвзвод отбирали по конкурсу, и прошли его не все претенденты. В распоряжении «спецназа» иномарки с повышенными динамическими характеристиками, поэтому шансов уйти от наказания у нарушителей нет.
В ГИБДД уже решили, какой штраф за опасное вождение ожидает лихачей, а вот удастся ли нарушителям ограничиться только финансовыми издержками, пока неизвестно. В чем эксперты уверены точно, так это в том, что законопроект будет непременно принят, поэтому всем автохамам рекомендуется подумать о последствиях заранее.