Амнистия применяется в отношении лиц находящихся. Порядок применения и распространения амнистии
2.1 Порядок применения и распространения амнистии
Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.
Положения закона и существовавшая еще недавно практика применения амнистии до возбуждения дела или его прекращения в процессе расследования не отвечали задачам уголовно-процессуального законодательства (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден).
Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает, а также в случае, если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. При такой оптации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии.
Как отмечалось выше, амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК. Частичная относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии (например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»).
Амнистии могут быть с погашением судимости и без таковой.
По общему правилу при амнистии можно освобождать виновных от дополнительного наказания лишь в том случае, если об этом говорит сама амнистия.
В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание. Акты амнистии не применяются, как правило, в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений, если одно из них относится к тяжким или особо тяжким, за совершение которых освобождение не было предусмотрено.
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до момента вступления ее в законную силу. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с пп. 4 и 5 которого «длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.
Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия.
В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».
Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания:
Женщины;
Мужчины старше 60 лет;
Инвалиды первой и второй групп;
Лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания;
Несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях;
Лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы;
Лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
В соответствии с указанным постановлением Государственной Думы предписывалось прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу, лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетними мужского пола, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказания в воспитательно-трудовых колониях. Кроме того, сокращался наполовину срок наказания несовершеннолетним мужского пола, не подпадавшим под перечисленные выше пункты постановления. По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.
Но бывают и другие, продиктованные особыми социально-политическими условиями, акты амнистии, в которых круг амнистированных определяется не по традиционным, а по особым признакам. Так, в соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» от 12 марта 1997 г. и постановлением Государственной Думы о порядке применения вышеназванного постановления амнистированы:
Лица, совершившие в период с 9 декабря 1994 г. до 00 часов 31 декабря 1996 г. на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания и Ставропольского края общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, а также лица, совершившие в указанный период преступления, предусмотренные статьями 80, 245, 246, 247 и 249 Уголовного кодекса РСФСР, независимо от места их совершения, по мотивам, связанным с нежеланием участвовать в вооруженном конфликте в Чеченской Республике;
Лица, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, а также отбывающие наказание лица из числа подлежащих обмену на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан, захваченных в период с 9 декабря 1994 г. по 00 часов 31 декабря 1996 г. и насильственно удерживаемых в Чеченской Республике;
Военнопленные, интернированные и пропавшие без вести независимо от характера совершенных преступлений.
В соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии» от 24 декабря 1997 г. были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;
Награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета, и целый ряд других лиц.
Согласно Постановления Государственной Думы от 22 сентября 2006 г. № 3498-4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа», в целях достижения гражданского мира и согласия, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:
1.Не возбуждать уголовные дела в отношении:
1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.
§ 4. Процедура амнистии и помилованияАмнистия
Амнистия применяется в течение шести месяцев со дня официального опубликования соответствующего акта. Это положение содержалось в последних постановлениях Государственной Думы о порядке применения постановлений об объявлении амнистии. Пределы действия амнистии во времени устанавливаются актами, разъясняющими порядок ее применения, либо непосредственно включаются в тексты актов об амнистии.
Постановление об объявлении амнистии структурно состоит из двух частей. В первой части документа называются категории лиц, подлежащих амнистированию, и условия применения амнистии; во второй - категории лиц, которые не подпадают под амнистию.
Порядок применения постановления об амнистии, как правило, устанавливается Государственной Думой отдельным постановлением. Им определяются органы (учреждения), осуществляющие амнистию, процедура принятия и оформления решения о применении акта об амнистии, уточняются категории амнистируемых. Например, в Подновлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. № 3043-ПГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 100-летием учреждения Государственной Думы в России"» указываются следующие субъекты применения амнистии: исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и предварительного следствия; суды; органы внутренних дел; Уголовно-исполнительные инспекции. При этом исполнение Поста- но ^ения об амнистии в отношении осужденных к лишению свобо- ды > приговоры по делам которых вступили в законную силу, произ- в °Дит Ся по утвержденному прокурором постановлению начальника
регулирование
исправительного учреждения или следственного изолятора. К Пс новлению прилагаются личное дело осужденного, справка о пениях и взысканиях, другие необходимые документы.
Вопрос о применении акта об амнистии в отношении у СЛо осужденных и осужденных, отбывание наказания которым от Сроч °
но решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспе ций, осуществляющих контроль за их поведением. Амнистия пр ИМе
няется к осужденным к наказанию в виде штрафа по усмотрению суда, вынесшего приговор. Освобождение осужденных от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления об амнистии, возлагается на учреждения и органы рассматривающие вопрос об освобождении осужденных от основного вида наказания.
Анализ практики применения актов амнистии свидетельствует что амнистии последних лет не содержат положений о сокращении назначенного срока наказания. Не предусматривают они и замены наказания более мягким видом наказания.
Решение о применении акта об амнистии выносится в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
Под действие постановления об амнистии подпадают лица, совершившие преступления до вступления его в силу, а также осужденные, отбывающие наказания на территории Российской Федерации. Лица, совершающие длящиеся или продолжаемые преступления, подлежат освобождению от уголовной ответственности по амнистии только при условии, что окончили их совершение до объявления амнистии 13 .
Следует иметь в виду, что если лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело о преступлении, подпадающем под амнистию, настаивает на рассмотрении дела в суде, то применение к этому липу его акта об амнистии невозможно. Суд также не может прекратить уголовное дело и освободить лицо, обвиняемое в совершении преступления, от уголовной ответственности, если оно возражает против этого.
Заслуживает внимания вопрос о праве осужденного на применение в отношении него акта амнистии. Законодательно этот вопрос не урегу-
амнистии и помиловани я
^рован. Если относительно помилования двусмысленности ^осужденного(ч. 3ст. 50 Конституции Российской Ф^ е1
„ительно к амнистии - в законодательстве четкой ии ^ному вопросу нет. Систематическое толкование действующего ловного, уголовно-исполнительного и иного законодательства и нС „ативных правовых актов, анализ их содержания позволяет сделать от рииательный вывод - амнистия не является правом осужденного Последний в указанном плане играет пассивную роль. Представляется" ^ такое положение противоречит праву, в том числе праву на смягчение наказания. Одной из форм реализации такого права является право осужденного просить о применении к нему акта об амнистии.
Вч. 1 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говориться, что осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Изложенное, применительно к условно-досрочному освобождению от дальнейшего отбывания наказания, по мнению автора, в полной мере должно распространяться и на амнистию.
Отбывание наказания осужденными прекращается со дня: утверждения прокурором постановления о применении акта об амнистии, принятого начальниками исправительных учреждений и следственных изоляторов, органов дознания предварительного следствия, органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекций; вынесения решения судом.
Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административных взысканий и обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противозаконных действий.
В постановлениях об объявлении амнистии, как правило, отдельно оговаривается вопрос о применении амнистии к осужденным, проходящим обязательное лечение от алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний. Материалы о применении акта об амнистии в отношении их рассматриваются после завершения ими п °лного курса лечения. Признание осужденного завершившим курс ле чения алкоголизма, наркомании и токсикомании, венерического заболевания осуществляется на основании соответствующего ме-Дицинского заключения.
регулирование амнистии и
Постановление об амнистии вступает в силу со дня его оф Иц ального опубликования. В. Вырастайкин полагает, что неправильно считать осужденных амнистированными сразу после опубликования соответствующего акта, поскольку для исполнения акта об амнистии отводится полгода, а за это время лицо может стать, например, злостным нарушителем режима, на которого действие амнистий, как правило, не распространяется 13 . Однако автор не учитывает одну из основных особенностей амнистий, а именно их единовременный характер в соответствии с которым они применяются только к лицам, совершившим правонарушения до определенного момента времени, т.е. дня официального опубликования акта, объявляющего амнистию Вместе с тем при принятии решения об освобождении конкретного осужденного учитывается его поведение не только в период, предшествовавший изданию акта об амнистии, но и до момента рассмотрения этого вопроса 14 .
В. Вырастайкин также сетует на то, что Государственная Дума не разъясняет, подлежит ли амнистированию лицо, в отношении которого два приговора исполняются раздельно (в случаях, когда устанавливается виновность условно осужденного в преступлении, совершенном им до вынесения условного приговора), при этом по одному приговору оно подпадает под амнистию, по другому - нет. На наш взгляд, при осуждении лица по совокупности преступлений (приговоров), когда хотя бы одно деяние не подпадает под действие амнистии, последняя не применяется. При раздельном исполнении приговоров лицо должно быть амнистировано за деяние, подпадающее под действие амнистии, а за другое преступление оно должно отбывать назначенное наказание.
В плане совершенствования организации исполнения акта об амнистии, по мнению автора, интерес представляет опыт Республики Беларусь.
Решение о применении Закона об амнистии выносится в отношении каждого лица индивидуально после проведенной с ним беседы. При отсутствии предусмотренных Законом сведений о лице рассмотрение вопроса об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов.
Органам, на которые возложено исполнение Закона об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений необходимую информацию. Ответы на такие запросы должны направляться немедленно.
Если на день вступления в силу Закона об амнистии оснований азу ЛИДУ в амнистии не имелось, то отсутствие решения о при-Мнении амнистии не может служить обстоятельством, препятствующим ее применению в последующем. При этом допускается при-LeHHe амнистии и по истечении шести месяцев, которые даются
конодателем для ее исполнения.
38 Применение амнистии производится по постановлению начальна исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, командира дисциплинарной воинской части, утвержденному прокурором. К постановлению прилагаются справка о поощрениях и взысканиях, личное дело осужденного и другие документы. При исполнении амнистии судами участие прокурора обязательно.
Закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня его официального опубликования. Специальные отделы органов и учреждений, исполняющих наказания, производят проверку всех личных дел осужденных и по формальным признакам определяют категории лиц, на которых амнистия распространяется. В первую очередь руководством исправительных учреждений рассматриваются дела осужденных, подлежащих освобождению от отбывания наказания.
Закон об амнистии предписывает Совету министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить:
организацию своевременного учета лиц, освобожденных от на
казания на основании закона об амнистии, и оказание им помощи
в бытовом и трудовом устройстве;
помещение в дома инвалидов освобожденных от наказания
инвалидов и нетрудоспособных лиц пенсионного возраста,
не имеющих родственников, которые могли бы их взять на иж
дивение;
своевременное взятие на учет освобожденных несовершенно
летних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство
Шж передачу под контроль родителей, органов опеки и попечитель-
СТва > помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство
в Щк олы-интернаты, профессиональные училища;
д освобожденных воспитательной работы, недопущение совер-
Я им и новых преступлений.
Амнистии
92
Помилование
Пооядок (процедура) решения вопроса о помиловании осужденного установлены Конституцией Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500, Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г.), Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании, утвержденной приказом Минюста России от 30 мая 2007 г. № 110.
Согласно указанной Инструкции осужденным, вновь прибывшим в колонию, в периодах нахождения в карантинном помещении работниками спецотдела разъясняется порядок подачи ходатайств о помиловании. Последние регистрируются в день их подачи в журнале учета ходатайств о помиловании, который ведется в спецотделе. В этом же журнале регистрируются все поступающие запросы, связанные с рассмотрением ходатайств о помиловании. Ходатайство направляется отдельно на каждого осужденного с сопроводительным письмом, подписанным начальником колонии или лицом, его заменяющим.
Инициатива подачи ходатайства о помиловании принадлежит осужденному, с ним он обращается к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании могут возбуждать также: родственники осужденных, общественные организации, трудовые коллективы; в отношении иностранных граждан-органы власти и управления иностранного государства.
J б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу. Копия, извещения о вступлении приговора в законную силу или копия определения суда кассационной инстанции также должна быть заверена печатью учреждения;
в) справка о состоянии здоровья осужденного. Справка (меди
цинское заключение) о состоянии здоровья осужденного должна
содержать запись диагноза (при наличии), быть читаемой и иметь
дату выдачи. В ней отражаются сведения об инвалидности, трудо
способности осужденного, о применении к нему принудительных
мер медицинского характера:
виды принудительных мер;
дата прекращения (продления) применения принудительных мер;
отношение к прохождению курса лечения.
Справка должна отражать сведения о состоянии здоровья осужденного на период подготовки материалов о помиловании;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненно-
го преступлением (если имеются).
В справке указывается:
~ сумма причиненного ущерба (по приговору, по приговорам); ~~ Пе Р е чень исполнительных документов (листов); сумма, возмещенная по каждому исполнительному листу от-
^ остаток неудовлетворенных требований взыскателей; лез Ни Причина не удержания по исполнительным листам (из-за бо-" от сутствия работы, отказа от работы и т.д.).
эегулирование амнистии и помилования
Сведения о возмещении материального ущерба по состоянию на день направления материалов в Главное управление подписываются главным бухгалтером и заверяются гербовой печатью учреждения;
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и
сведений о его семейном положении.
Анкета должна содержать полные и точные ответы на поставленные в ней вопросы.
В ней перечисляются все прежние судимости, указанные в приговоре поданным Информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел:
Когда и каким судом осужден (статья, часть, пункт Уголовного кодекса, срок наказания);
Дата и основание освобождения (по отбытии срока наказания, по амнистии, помилованию, условно-досрочно).
Указываются сведения о применении акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания по прежним судимостям; когда рассматривался вопрос об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким. Какое решение и кем было принято.
В графе о семейном положении указывается только супруга (супруг), с которой осужденный состоит в юридическом браке, дети, родители, находящиеся в живых на день направления ходатайства осужденного, в том числе усыновленные дети, их возраст. В случае лишения родительских прав дети не указываются (указать факт лишения родительских прав).
Адрес места жительства указывается полностью: республика, край, область, район (город), населенный пункт (село, деревня, хутор, поселок), улица, дом, квартира.
В анкете указываются сведения об участии в Великой Отечественной войне, участие в других военных действиях при прохождении военной службы в составе Вооруженных сил, а также ранениях, контузиях и наградах; иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения по существу ходатайства. К таким обстоятельствам относятся произошедшие в семье осужденного чрезвычайные события, пожары, наводнения, разрушения, ги-оель тяжкое неизлечимое заболевание близких родственников и др.;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств
о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется ин-
Проц рдуря_ямнистии и помилования 95
Мац ия. В случае если осужденный при отбывании наказания по Р леднему приговору уже обращался с ходатайством о помилова- П °и то необходимо отразить: кем, когда и по какой причине ему отказано в этом, либо какое принято иное решение;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амни-тии или помилования либо о применении условно-досрочного ос- С обождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. В случае применения ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения справка об этом приобщается к ходатайству о помиловании. Документы готовятся отделом (группой) специального учета на основании материалов личного дела осужденного и заверяются печатью учреждения;
з) представление администрации учреждения с характеристикой на осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, к совершенному деянию. Представление администрации учреждения содержит в себе не только сведения о судимости по последнему приговору (прежние судимости), но и краткую характеристику на осужденного. В представлении отражаются изменения в поведении осужденного за время отбывания наказания с учетом объективных материалов, хранящихся в его личном деле (приказы о поощрении, постановления о наказании, данные об учебе в школе, ПТУ и т.д.). Представление должно содержать сведения:
об отношении осужденного к законным требованиям сотруд
ников уголовно-исполнительной системы;
о поступках, свидетельствующих об исправлении поведения,
либо нежелании становиться на путь исправления;
краткая оценка поведения осужденного (положительно, удов
летворительно, посредственно, неудовлетворительно).
3. Определение степени исправления на основе анализа этик
вводная часть;
описательная часть;
вывод.
^Характеристика условно подразделяется на три части: часть;
В вводной части сообщаются
1 Вводная часть AdjwM^" v """"- _
социально-демографические и уголовно-правовые данные об осуж-
Д6Н ^Социально-демографические ^^^ возрасТ9 ceMeHH oe положение (наличие иждивенцев), состояние здоровья и трудоспособность, образование.
1.2. Уголовно-правовые данные: прежние судимости, квалификация преступления по настоящему делу, назначенный срок наказания, отбытый срок; сведения о снижении срока наказания (ввиду амнистии, помилования и по другим основаниям).
2. Описательная часть характеристики.
В описательной части отражаются сведения, характеризующие осужденного за всю часть отбытого срока наказания:
наличие поощрений и взысканий;
отношение к труду;
отношение к общеобразовательному и профессионально-тех
ническому обучению;
поступки, свидетельствующие об исправлении осужденного,
участие в самодеятельных организациях осужденных, отношение
к проводимым культурно-массовым мероприятиям;
отношение к законным требованиям администрации;
отношение к совершенному преступлению;
соблюдение личной гигиены и опрятности внешнего вида;
наличие родственных связей, характер взаимоотношений
с семьей, материальная и иная поддержка, оказываемая семье;
склонность к употреблению алкоголя, наркотических средств
или других сильнодействующих веществ;
я,JL B Заключительной части характеристики содержится вывод
администрации исправительного учреждения о целесообразности или
нецелесообразности помилования осужденного. Вывод должен со
ответствовать назначению характеристики и отвечать трепаниям
законодательства. Например: треоованиям
6 4 Процедура амнистии и помилования
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту его жительства.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти).
Высшее должностное лицо субъекта Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, материалы о помиловании, подготовленные администрацией исправительного учреждения, а также иные документы.
В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобожде-
ГлП рр9Правовое регулирование амнистии и
От отбывания наказания, а также изменения иных обстоя- НИ ^тв имеющих существенное значение для решения вопроса о П0 -шювании администрация учреждения обязана уведомить об Шои теооиториальный орган уголовно-исполнительной системы, комис-ию высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во
внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного пре
ступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения
наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенно
го судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнис
тии, помилования или условно-досрочного освобождения от на
казания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступ
лением;
ж) данные о личности осужденного (состояние здоровья, коли
чество судимостей, семейное положение, возраст);
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существен
ными для принятия решения.
При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения.
«Согласно письму начальника Управления Администрации Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан в целях представления Президенту Российской Федерации всесторонней и объективной информации, характеризующей осужденного, обратившегося с ходатайством о помиловании, при рас-
П ц РЛ ура амнистии и помилования
смотрении ходатайства о помиловании необходимо выяснять следу- т вопросы.
Тяжесть преступления (небольшой тяжести, средней тяжести
обстоятельства совершения преступления:
вершено в группе лиц по предварительному сговору;
б) наступление тяжких последствий в результате совершения пре
ступления;
в) совершение преступления в отношении малолетних, несовер
шеннолетних, престарелых, беременных женщин и лиц, находящих
ся в беззащитном либо беспомощном состоянии;
г) совершение преступления с особой жестокостью, общеопас
ным способом и т.п.;
д) привлечение к совершению преступления несовершеннолет
них и лиц, страдающих психическими заболеваниями;
е) совершение преступления при опасном рецидиве либо особо
опасном рецидиве;
ж) совершение преступления в период условного осуждения, в
период отсрочки исполнения наказания, в период неотбытого срока
условно-досрочного освобождения;
з) причины совершения преступления, в том числе противо
правность, аморальность поведения потерпевшего, совершение пре
ступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств;
и) оказание помощи потерпевшему после совершения преступления;
к) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления;
л) совершение преступления в несовершеннолетнем или престарелом возрасте.
3. Отбытый срок наказания:
а) менее половины;
б) более половины;
в) более 2/3.
4 - Сведения, характеризующие осужденного в местах лишения свободы:
а) отношение осужденного к представителям администрации уч-
Реждения и их законным требованиям;
б) отношение осужденного к положительной либо отрицатель-
н °й части осужденных (в том числе, является лидером той или иной
Глава 2. Правовое регулирование
части осужденных, поддерживает воровские традиции, подд ер
ет связь с криминальными структурами и др.); и *и
в) признание вины, раскаяние в содеянном;
г) возмещение ущерба, а также вреда, причиненного пресгуп
нием (помощь потерпевшему, его семье). е ~
д) стремление осужденного к законопослушному образу жизни
трудоустройству в учреждении, а также участие в общественных pa&f
тах без оплаты труда, либо к совершению противоправных деяний-
е) чрезвычайные обстоятельства (совершение осужденным посгуп
ков, заслуживающих особого внимания, например тушение пожара
освобождение заложников и т.п.);
ж) мнение администрации учреждения по вопросу помилования
осужденного.
5. Личность осужденного:
а) возраст;
б) образование;
в) работал или нет;
г) наличие семьи, жены, детей (несовершеннолетних), престарелых
и больных родителей, тяжелые семейные обстоятельства, поддерживает
ли осужденный связь с родственниками, оказывает ли им помощь;
д) сведения, характеризующие его до осуждения по месту учебы,
работы, жительства и т.д. (в том числе, злоупотребление спиртными
напитками, употребление наркотиков и др.); склонность к соверше
нию противоправных деяний;
е) сведения об участии в ВОВ, других военных действиях при
прохождении военной службы в составе Вооруженных сил Российс
кой Федерации, других войсках и воинских формированиях;
ж) сведения о государственных наградах, почетных званиях, зас
лугах.
6. Состояние здоровья осужденного:
а) здоров;
б) наличие заболеваний, (когда получено заболевание: до осуж
дения или после; входят ли имеющиеся у осужденного заболевания
в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, ут
вержденный Постановлением Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 2004 г. № 54;
в) состояние здоровья, возможность получения необходимого ле
чения в учреждении, имеет ли возможность осуществлять лечение
в случае освобождения;
Г) наличие у осужденного инфекционных заболеваний, опасных окружающих (ВИЧ, венерические заболевания, туберкулез и др.).
7 Мнение потерпевшего о применении помилования к осужден
ному-
Тема 15. Амнистия. Помилование. Судимость.
Основные вопросы по данной теме, подлежащие рассмотрению:
1. Амнистия: понятие и юридическая природа. Особенности амнистии как вида освобождения по уголовному праву.
2. Помилование: понятие и юридическая природа. Особенности помилования как вида освобождения по уголовному праву.
3. Разграничение амнистии и помилования.
4. Реабилитация и ее правовая природа. Отличие реабилитации от амнистии и помилования.
5. Судимость: понятие и правовое значение. Погашение и снятие судимости.
В результате изучения Темы 15 «Амнистия. Помилование. Судимость» студент должен:
знать: сущность и содержание понятий амнистии, помилования, судимости; конституционно-правовой смысл актов амнистии и помилования в системе уголовно- правового регулирования; общеправовые и уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью;
уметь : анализировать и толковать процедуру помилования и амнистии; объяснять тождество и различие названных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания; анализировать соотношение институтов амнистии и помилования с реабилитацией; раскрывать порядок аннулирования правовых последствий судимости;
владеть : навыками системного анализа институтов амнистии и помилования, методикой установления правоограничений лиц, осужденных судом к определенной мере наказания за совершенное преступление.
Вопрос 1. Амнистия – это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. С помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания и практически на любой стадии уголовного процесса. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Амнистия является государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Статья 84 УК РФ устанавливает, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление (ч.1).
Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями Уголовного кодекса. Частичная амнистия относится к определенной категории лиц, совершивших преступления, предусмотренные актом амнистии.
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу постановления об амнистии.
Акты амнистии чаще всего принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государства. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Одной из причин издание актов амнистии, на практике, является перенаселение мест лишения свободы осужденными и следственных изоляторов подследственными.
Вопрос 2. Помилование , согласно ч.2 ст.85 УК РФ является смешанным видом освобождения от уголовной ответственности и наказания. Данная норма устанавливает: «Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость». Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно и освобождение от наказания в момент вынесения приговора.
В соответствии с Конституцией РФ помилование является исключительной прерогативой Президента РФ, осуществляемой им путём издания указа о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного, или лица, отбывшего наказание и имеющего не снятую судимость.
Хотя уголовный закон не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению помилование не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
Вопрос 3. Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой. Акт помилования в отличие от акта амнистии, не носит нормативный характер. Он является актом применения права в конкретном случае. Акт помилования имеет индивидуальный характер, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному лицу.
Сравнивая институты помилования и амнистии, следует отметить, что сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии требуется издание акта соответствующего органа, на который возложена обязанность по применению амнистии.
К особенностям помилования следует отнести и то, что помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии – это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов, следствия, дознания, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора. Обычно амнистии подлежат исполнению в течение шести месяцев.
Вопрос 4. Реабилитация , в соответствии с УПК РФ – это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
При амнистии лица законно в соответствии с требованиями УК и УПК были осуждены за совершение преступления, и приговор в отношении них носит законный характер. При реабилитации лицо осуждено, либо привлечено к уголовной ответственности незаконно. Именно этим реабилитация отличается от амнистии и помилования.
Имеется и еще одно отличие. Амнистия и помилование – это не судебные акты, а акты государственно-правового характера. Их принимают высшие органы государственной власти и управления. Реабилитация – осуществляется органами или должностными лицами, принявшими решение о репрессии, либо органами прокуратуры, суда.
Вопрос 5. Судимость – это особое правовое положение лица, созданное фактом его осуждения судом к определенной мере наказания за совершенное преступление. Судимость является правовым последствием осуждения лица за совершенное преступление. Данные последствия возможны двух видов: общеправового и уголовно-правового характера.
Последствия общеправового характера касаются правоограничений в области гражданского, трудового, административного, конституционного права.
К уголовно-правовым последствиям судимости следует отнести прежде всего то, что судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Судимость в виде рецидива преступлений, согласно ст.63 УК РФ, рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание в пределах санкции статьи Особенной части УК РФ. Наличие судимости исключает возможность применения большинства видов освобождения от уголовной ответственности, установленных главой 11 УК РФ.
Начальным сроком судимости является день вступления обвинительного приговора в законную силу, а конечным моментом – день погашения или снятия судимости. Сроки судимости зависят от тяжести совершённых преступлений, вида назначенного наказания и порядка назначения наказания.
Сроки погашения судимости начинают течь после полного отбытия как основного, так и дополнительного наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был условно-досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется с момента освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания. Если осужденному неотбытая часть наказания была заменена более мягким, то срок погашения судимости исчисляется с момента фактического отбытия более наказания.
Законодательство устанавливает два порядка аннулирования правовых последствий судимости – погашение и снятие. Погашение судимости происходит автоматически после истечения установленных законом сроков без какого-либо специального постановления правомочных органов. Снятие судимости предполагает наличие специального постановления компетентных органов. Судимость снимается определением суда. Судимость может быть также снята актом амнистии или помилования.
Контрольные вопросы
: "спецконтингент" (инвалиды, ветераны)
Механизм применения амнистии:
- Применение амнистии : даем простой алгоритм: схему
- Вопросы - ответы по амнистии : подборка из самых частых вопросов
- Органы применяющие амнистию : кто исполняет амнистию
- Отказ в амнистии : что делать в таком случае?
Условия применения амнистии:
- Признание вины и амнистия : обязательно ли это условие?
- Согласие на амнистию : что оно означает
- Совокупность и амнистия : если человек осужден по 2-и (и более) статьям
- Сроки амнистии : период ее действия (и что будет, если пропустить этот срок)
- Режим и амнистия : как влияет на нее вид режим отбывания наказания
- Рецидив и амнистия : подпадают ли эти люди под амнистию?
- Судимость и амнистия : "второходы", ранее судимые люди
- : категории, статьи и ситуации
- Несовершеннолетние и амнистия : как она касается данной категории лиц
- Злостные нарушители и амнистия : применима дли к ним амнистия?
- Потерпевшие и амнистия : какие последствия она несет для них?
Применение акта амнистии по отдельным статьям УК:
- 228 и амнистия : все о применении амнистии по статьям 228 и 228.1
- 264 и амнистия : все аспекты применения амнистии по ст.264
Отдельные виды наказаний:
- Лишение прав и амнистия : затронула ли она водителей, лишенных прав?
- Штраф и амнистия : как происходит реализация амнистии к данному наказанию
Бланки и образцы:
- Ходатайство об амнистии
- Заявление об амнистии : в стадии исполнения наказания (бланк + инструкция)
Формы применения амнистии:
1) Прекращение дела по амнистии : когда уголовное дело будет прекращено
2) Освобождение по амнистии : кого она освобождает от наказания (отбытия)
3) Сокращение срока по амнистии : кому убавят наказание?
Как понять, попали ли Вы под амнистию?
Вот алгоритм (схема) как определить - применяется ли к Вам амнистия.
ШАГ 1:
Определяем, что говорит амнистия о Вашей статье Уголовного кодекса.
1) Открываем Перечень статей исключенных из амнистии
2) Проверяем - есть ли там Ваша статья.
3) Если в списке:
а) Ваша статья значится - то под амнистию Вы не подпадаете.
б) Если Вашей статьи в списке - НЕТ, то подпадаете (если иные условия соблюдены)
ШАГ 2:
Продолжим: проверьте все исключения, "отсекающие" Вас от амнистии. Вот здесь: список всех исключений: На кого НЕ распространяется амнистия : категории лиц, статьи и ситуации (все ограничения в амнистии). Вы прошли все вышеприведенные "фильтры" ? Тогда идем дальше.
ШАГ 3:
Читаем сам Акт амнистии - ищем там тот пункт, который можно применить к Вам.
ШАГ 4:
Читаем Порядок применения амнистии
Если разобраться не получается - ищем ответ здесь: КАРТА амнистии : список всех материалов по амнистии - тексты, комментарии, ответы на вопросы.
I). Схема применения амнистии для людей, отбывающих лишение свободы
1) Пишете Заявление об амнистии в стадии исполнения наказания (бланк + инструкция по применению). Внимательно изучите рекомендации по применению бланка.
а) Начальнику колонии.
б) Прокурору (адрес надзирающей прокуратуры должен быть размещен на доске объявлений).
СОВЕТ: к сожалению, этот совет труднореализуем для тех, кто находится в местах лишения свободы. Но все же приведем его. Рассмотрение заявления об амнистии может ускориться, если приложить к нему распечатанные нормативные акты. То есть, что было бы полезным: 1) Распечатываем два документа: а) Постановление об амнистии б) Порядок применения амнистии : второй по важности нормативный акт (после самой амнистии) подробно регламентирующий механизм применения акта об амнистии. Примечание: прикладывать эти документы - НЕ обязательно. Это и не всегда возможно для Вас (в местах лишения свободы. Тем не менее, если такая возможность есть - лучше это сделать, проверено на практике. Этот нехитрый технический шаг, ускоряет действие Вашего заявления. |
II). Схема применения амнистии по наказаниям, не связанным с лишением свободы.
1) Пишете ходатайство / заявление об амнистии:
а) Если приговор НЕ вступил в законную силу: Ходатайство об амнистии : в стадиях следствия или суда (бланк + инструкция)
б) Если приговор УЖЕ вступил в законную силу: Заявление об амнистии в стадии исполнения наказания (бланк + инструкция по применению).
2) Распечатываем два документа:
а) Постановление об амнистии
б) Порядок применения амнистии : второй по важности нормативный акт (после самой амнистии) подробно регламентирующий механизм применения акта об амнистии.
3) Подчеркиваем маркером (цветной авторучкой) - те пункты, которые относятся к Вам. Обязательно подчеркиваем пункт Порядка в котором говорится "Возложить применение амнистии на........ в отношении лиц, отбывающих наказания в виде..... ". (То есть, нужно подчеркнуть тот пункт. из которого прямо следует обязанность органа применить амнистию)
4) Сдаем в орган применяющий амнистию:
а) заявление/ходатайство.
б) вышеуказанные документы.
Второй экземпляр заявления/ходатайства оставить у себя (со штампом по принятии) - это Ваше доказательство добросовестности (если Вас вдруг обвинят потом неисполнении наказания).
В какой срок применяется амнистия? |
В акте амнистии указано Постановление об амнистии "вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение 6 месяцев " Тут важны 2 даты: а) Первая: это дата вступления Амнистии в силу. Чем особенно важна эта дата - она "отсекает" все преступления, совершенные ДО нее. Все, что совершено ПОСЛЕ - амнистии не подлежит. б) Вторая; это дата завершения 6-месячного срока - это период времени, отведенный органам применяющим амнистию для реализации амнистии ко всем, кто под нее подпадает. Эта дата не очень важна, потому что если этот срок пропущен, то амнистия будет применена все равно. В Порядке применения амнистии указано, что "В случае, если вопрос о применении амнистии возникнет по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу постановления об амнистии, оно исполняется в обычном порядке ". То есть - имеется в виду, что она будет применена все равно в обычном порядке, несмотря на пропущенный срок. |
Для применения амнистии НЕ требуется признание вины!
Сотрудники правоохранительных органов нередко требуют, что подследственный признал вину, якобы это "нужно для применения акта амнистии ". Так вот - это неправда. Такого условия амнистия НЕ содержит! В Постановлении об амнистии Вы не найдете такого условия!
Не следует путать два совершенно разных понятия: признание вины /согласие на амнистию.
Признание вины |
не требуется для применения амнистии |
|
Согласие на амнистию |
обязательно для требуется для применения амнистии |
Будьте внимательны, опытный следователь может попросту смешать эти два понятия, и Вы можете фактически признать вину, хотя намеревались только дать согласие. Такая же ситуация может возникнуть и в случае применения амнистии в стадии судебного разбирательства, но в суде эта проблема возникает гораздо реже (судьям признание вины при амнистии попросту не нужно, в отличие от следователей).
Для применения амнистии НЕ требуется возмещение вреда!
Вы не освобождаетесь от обязанностей по его возмещению, но на применение амнистии это не влияет.
Для применения амнистии НЕ требуется согласия потерпевшего!
Потерпевший не имеет НИКАКИХ правовых механизмов для влияния на применение амнистии. То есть, от его волеизъявления ничего не зависит. Любая амнистия - это нормативный акт, действующий автоматически. Она вообще ни от кого не зависит - ни от следователя, ни от прокурора, ни от судьи.