Анализ повести "бедная лиза" карамзина. «Анализ повести "Бедная Лиза"
Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении повести она говорит об этом. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака.
Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках. Вспомним, как решительно отвергает радищевская Анюта предложенные ей сто рублей. Точно так же ведет себя слепой певец в главе «Клин», отказываясь от «рублевика» и принимая от путешественника лишь шейный платок.
Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове. При последней встрече с Лизой Эраст пытается откупиться от нее «десятью империалами». Эта сцена воспринимается как кощунство, как надругательство над любовью Лизы: на одной чаше весов - вся жизнь, помыслы, надежды, на другой - «десять империалов». Сто лет спустя ее повторит Лев Толстой в романе «Воскресение».
Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.
В целях максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после выхода повести получил название «Лизина пруда». Все эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря стали местом паломничества многочисленных поклонников писателя.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. До Карамзина переживания героев декларировались в монологах героев. Последнее относится прежде всего к эпистолярным произведениям. Карамзин нашел более тонкие, более сложные художественные средства, помогающие читателю как бы угадывать, какие чувства испытывают его герои, через внешние их проявления. Лирическое содержание повести отражается и в ее стиле. В ряде случаев проза Карамзина становится ритмичной, приближается к стихотворной речи. Именно так звучат любовные признания Лизы Эрасту: «Без глаз твоих темен светлый месяц, // без твоего голоса скучен соловей поющий; // без твоего дыхания ветерок мне не приятен».
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала ключевым произведением своего времени. Внедрение в произведение сентиментализма и наличие множества тем и проблем позволили 25-летнему автору стать необычайно популярным и известным. Читатели были поглощены образами главных героев повести – рассказ о событиях их жизни стал поводом переосмыслить особенности гуманистической теории.
История написания
В большинстве случаев необычные произведения литературы имеют необычные истории создания, однако, если такая история у «Бедной Лизы» и была, то общественности она не была предоставлена и потерялась где-то в дебрях истории. Известно, что повесть была написана в роли эксперимента на даче Петра Бекетова, которая располагалась недалеко от Симонова монастыря.
Данные о публикации повести также довольно скудны. Впервые «Бедная Лиза» увидела свет в «Московском журнале» в 1792 году. В то время редактором его был сам Н. Карамзин, а спустя 4 года повесть была опубликована отдельной книгой.
Герои повести
Лиза – это главная героиня повести. Девушка принадлежит к крестьянскому сословию. После смерти отца она живет с матерью и зарабатывает деньги, продавая вязаные изделия и цветы в городе.
Эразм – главный герой повести. Молодой человек обладает мягким характером, он не способен отстаивать свою жизненную позицию, что делает несчастным и его самого и влюбленную в него Лизу.
Мать Лизы – крестьянка по происхождению. Она любит свою дочь и желает, чтобы девушка прожила свою дальнейшую жизнь без сложностей и горестей.
Предлагаем проследить которую написал Н. Карамзин.
Сюжет повести
Действия повести происходят в окрестностях Москвы. Молодая девушка Лиза лишилась отца. Из-за этого ее семья, состоящая из нее и матери, стала постепенно беднеть – мать постоянно болела и поэтому не могла полноценно работать. Основную рабочую силу в семье представляла Лиза – девушка активно ткала ковры, вязала чулки на продажу, а также собирала и продавала цветы. Однажды к девушке подошел молодой аристократ – Эразм, он влюбился в девушку и поэтому решил покупать каждый день у Лизы цветы.
Однако на следующий день Эразм не пришел. Огорченная Лиза возвращается домой, но судьба преподносит девушке новый подарок – Эразм приходит к Лизе домой и сообщает, что может приходить за цветами сам.
С этого момента начинается новый этап в жизни девушки – ее полностью пленяет любовь. Однако несмотря ни на что эта любовь придерживается рамок платонической любви. Эразм пленен душевной чистотой девушки. К сожалению, эта утопия не продлилась долго. Мать решает выдать Лизу замуж – богатый крестьянин решил посвататься к Лизе. Эразм, невзирая на свою любовь и восхищение девушкой, не может претендовать на ее руку – общественные нормы строго регулируют их отношения. Эразм принадлежит к дворянам, а Лиза – к простым крестьянам, поэтому их брак априори невозможен. Лиза вечером приходит на свидание к Эрасту как обычно и рассказывает юноше о предстоящем событии в надежде на поддержку.
Романтичный и преданный Эраст решает забрать Лизу к себе в дом, однако девушка охлаждает его пыл, подметив, что в таком случае он не будет ее мужем. В этот вечер девушка лишается своей непорочности.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с Николая Карамзина.
После этого отношения Лизы и Эразма уже не были прежними – образ непорочной и святой девушки угас в глазах Эразма. Молодой человек приступает к военной службе, и влюбленные расстаются. Лиза искренне верит в то, что их отношения сохранят былой пыл, но девушку ждет огромное разочарование: Эразм пристрастился к игре в карты и не становится удачным игроком – брак с богатой старухой помогает ему избежать нищеты, но не приносит счастья. Лиза, узнав о свадьбе покончила жизнь самоубийством (утонула в реке), а Эразм навсегда приобрел чувство вины за ее смерть.
Реальность описанных событий
Особенности художественного построения сюжета и описание фона произведения, наталкивают на мысль о реальности происходящих событий и литературной реминисценции Карамзина. После публикации повести среди молодых людей стали пользоваться особой популярностью окрестности Симонова монастыря, возле которого, исходя из повести Карамзина, жила Лиза. Читатели также облюбовали и пруд, предположительно в котором утонула девушка и даже мило переназвали его «Лизин». Однако никаких данных о реальной основе повести нет, считается, что герои ее, как, впрочем, и сюжет, были плодом фантазии автора.
Тематика
Повесть как жанр не подразумевает наличие огромного количества тем. Карамзин полностью соответствует этому требованию и ограничивается фактически всего двумя темами.
Тема крестьянского быта
На примере семьи Лизы читатель может широко ознакомиться с особенностями жизни крестьян. Читателям представляется не обобщенное изображение. Из повести можно узнать о деталях жизни крестьян, их бытовых и не только бытовых сложностях.
Крестьяне – тоже люди
В литературе часто можно встретить образ крестьян как обобщенный, лишенный индивидуальных качеств.
Карамзин же показывает, что крестьяне, несмотря на их необразованность и не приобщенность к искусству, не лишены ни ума, ни мудрости, ни морального облика.
Лиза – девушка, которая может поддержать разговор, конечно, это не темы о новшествах в области науки или искусства, но ее речь построена логично, а ее содержание заставляет ассоциировать девушку как умного и талантливого собеседника.
Проблематика
Проблема обретения счастья
Каждый человек хочет быть счастливым. Лиза и Эразм также не исключение. Платоническая любовь, возникшая между молодыми людьми, позволила им осознать, как это быть счастливым и в то же время как это быть глубоко несчастным. Автор в повести поднимает важный вопрос: всегда ли можно стать счастливым и что для этого нужно.
Проблема социального неравенства
Так или иначе, но наша реальная жизнь подчинена некоторым негласным правилам и социальным стереотипам. Большинство из них возникли на принципе социального распределения на слои или касты. Именно этот момент Карамзин остро олицетворяет в произведении – Эразм по своему происхождению аристократ, дворянин, а Лиза – бедная девушка, крестьянка. Брак между аристократом и крестьянкой были немыслимым делом.
Верность в отношениях
При прочтении повести понимаешь, что такие возвышенные отношения между молодыми людьми, если бы они были перенесены на плоскость реального времени, не существовали бы вечно – рано или поздно любовный пыл между Эразмом и Лизой угасли бы – дальнейшему развитию препятствовала позиция общественности, а возникшая стабильная неопределенность спровоцировала деградацию романтики.
Руководствуясь возможностью материального улучшения своего положения, Эразм решает жениться на богатой вдове, хотя сам при этом давал Лизе обещание ее всегда любить. В то время как девушка верно ждет возвращения возлюбленного – Эразм жестоко предает ее чувства и надежды.
Проблема урбанистической направленности
Еще одна глобальная проблема, которая нашла свое отображение в повести Карамзина, – сравнение города и деревни. В понимании жителей городов город – двигатель прогресса, новомодных тенденций и образования. Деревня же всегда представляется, как нечто отсталое в своем развитии. Жители деревни соответственно тоже отсталые во всех пониманиях этого слова.
Жители деревень тоже отмечают различия между жителями городов и деревень. В их понятии город – двигатель зла и опасности, деревня же – безопасное место, которое сохраняет моральный облик нации.
Идея
Основная идея повести заключается в обличении чувственности, моральности и влиянии возникших эмоций на судьбу человека. Карамзин подводит читателей к понятию: эмпатия – важная часть жизни. Не стоит преднамеренно отказываться от сострадания и гуманности.
Карамзин утверждает, что моральность человека – фактор, не зависящий от сословия и положения в обществе. Очень часто люди, обладающие аристократическими званиями, находятся ниже в своем моральном развитии, чем простые крестьяне.
Направление в культуре и литературе
Повесть «Бедная Лиза» обозначена особенностями направления в литературе – в произведении удачно нашел свое воплощение сентиментализм, который удачно воплотился в образе отца Лизы, который по описанию Карамзина, был идеальным человеком в рамках своей социальной ячейки.
Мать Лизы обладает также множественными чертами сентиментализма – она испытывает существенные душевные страдания после ухода мужа, искренне беспокоится о судьбе дочери.
Основной же массив сентиментализма припадает на образ Лизы. Она изображена как чувственная личность, которая настолько поглощена своими эмоциями, что не в состоянии руководствоваться критическим мышлением – после знакомства с Эразмом. Лиза настолько поглощена новыми романтическими переживаниями, что кроме этих чувств не принимает всерьез никаких других – девушка не способна здраво оценить свою жизненную ситуацию, ее мало волнуют переживания матери и ее любовь.
Вместо любви к матери (которая раньше была присуща Лизе), теперь мысли девушки занимает любовь к Эразму, которая достигает критического эгоистического апогея – трагические события в отношениях с молодым человеком Лиза воспринимает как бесповоротную трагедию всей жизни. Девушка не пытается найти «золотую середину» между чувственным и логическим – она полностью отдается эмоциям.
Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» стала прорывом своего времени. Читателям впервые был предоставлен образ героев, максимально приближенный к жизни. Персонажи не имеют четкого распределения на положительных и отрицательных. В каждом герое можно найти положительные и отрицательные качества. В произведении нашли отображение основные социальные темы и проблемы, которые по своей сути являются философскими проблемами вне времени – их актуальность не регламентируется рамками хронологии.
Анализ повести “Бедная Лиза” Карамзина: суть, смысл, идея и мысль повести
5 (100%) 1 voteПовесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.
Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.
«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.
Смысл названия
«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — трагическая любовь.
Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.
Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.
Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.
Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.
Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.
После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю». Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения. Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.
Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.
Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.
Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.
Проблематика
Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.
Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.
В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.
Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.
Композиция
Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).
Чему учит автор
История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.
Сочинение
Словам и вкусам вопреки
И вопреки желаньям
На нас от выцветшей строки
Вдруг веет обаяньем.
Что вещь странна для наших дней,
Для нас отнюдь не тайна.
Но есть достоинство и в ней:
Она сентиментальна!
Строки из первого спектакля «Бедная Лиза»,
либретто Юрия Ряшенцева
В эпоху Байрона, Шиллера и Гете, в преддверии Французской революции, в накале чувств, характерном в те годы для Европы, но при еще сохранявшейся церемониальности и пышности барокко, ведущими направлениями в литературе были чувственные и чувствительные романтизм и сентиментализм. Если появление романтизма в России обусловлено переводами произведений указанных поэтов, а уже позже было развито собственными российскими сочинениями, то сентиментализм стал популярен благодаря произведениям русских писателей, одним из которых является «Бедная Лиза» Карамзина.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма незамысловатая». Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте – его личное мнение. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).
Лиза, вынужденная тяжело работать, чтобы прокормить старушку мать, однажды приходит в Москву с ландышами и встречает на улице молодого человека, который высказывает желание всегда покупать у Лизы ландыши и узнает, где она живет. На следующий день Лиза ждет появления нового знакомого – Эраста, никому не продавая свои ландыши, но он приходит только на следующий день к дому Лизы. На следующий день Эраст говорит Лизе, что любит ее, но просит сохранить их чувства втайне от ее матери. Долгое время «чисты и непорочны были их объятия», и Эрасту «все блестящие забавы большого света» представляются «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Однако вскоре за Лизу сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст возражает против их свадьбы, и говорит, что, несмотря на разницу между ними, для него в Лизе «важнее всего душа, чувствительная и невинная душа». Их свидания продолжаются, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог... Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.» Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход. Он прощается, дает матери Лизы денег. Через два месяца Лиза, придя в Москву, видит Эраста, следует за его каретой до огромного особняка, где Эраст, высвобождаясь из лизиных объятий, говорит, что по-прежнему любит ее, но обстоятельства изменились: в походе он проиграл в карты почти все свое имение, и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Эраст дает Лизе сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора. Лиза, дойдя до пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов», встречает дочь соседа, отдает ей деньги и просит передать матери со словами, что она любила человека, а он изменил ей. После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно. Лизу погребли возле пруда, мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Автор познакомился с ним за год до его смерти, от него и узнал всю историю.
Повесть произвела полный переворот в общественном сознании XVIII века. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Неудивительно, что повесть была очень популярна. В дворянских списках разом появляется множество Эрастов – имя прежде нечастое. Пруд, находившийся под стенами Симонова монастыря (монастырь XIV века, сохранился на территории завода «Динамо» на улице Ленинская слобода, 26), назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была изрезана надписями, как серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), так и сатирическими, враждебными героине и автору («Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
«Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентименталима. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы, соответствующей тематике произведения. Картина чистой первой влюбленности нарисована очень трогательно: «Теперь думаю, – говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Характерно прорисованы и главные герои: целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой, меньше всего похожей на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах; Эраст, несмотря на бесчестный поступок, корит себя за него до конца своей жизни.
Помимо сентиментализма, Карамзин дал Росии новое имя. Имя Елисавета переводится как «почитающая Бога». В библейских текстах это имя жены первосвященника Аарона и матери Иоанна Крестителя. Позже появляется литературная героиня Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Жан-Жак Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). До начала 80-х годов XVIII века имя «Лиза» почти не встречалось в русской литературе. Выбрав для своей героини это имя, Карамзин сломал строгий канон европейской литературы XVII-XVIII веков, в котором образ Лизы, Лизетты был связан прежде всего с комедией и с образом служанки-горничной, которая обычно достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Разрыв между именем и его привычным смыслом означал выход за рамки классицизма, ослаблял связи между именем и его носителем в литературном произведении. Вместо привычной для классицизма связки «имя – поведение» появляется новая: характер – поведение, что стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.
Многих читателей поразила дерзость автора в стиле изложения. Один из критиков из круга Новикова, в который некогда входил и сам Карамзин, писал: «Я не знаю, сделал ли господин Карамзин эпоху в истории русского языка: но ежели сделал, так это очень худо». Далее автор этих строк пишет, что в «Бедной Лизе» «худые нравы названы благовоспитанностью»
Фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития лишь намечены, часто текст заменен многоточиями и тире, которые становятся его «значимым минусом». Образ Лизы также лишь намечен, каждая черта ее характера - тема для рассказа, но еще не сам рассказ.
Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировом фольклоре и мифе герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей: «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город».
Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.
Многими роман воспринимается как противостояние честности и ветрености, доброты и негативности, бедности и богатства. На самом деле все сложнее: это столкновение характеров: сильного – и привыкшего плыть по течению. В романе подчеркивается, что Эраст – молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Именно Эраст, который с точки зрения лизиного социального слоя является «баловнем судьбы», постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст представлен эгоистом, которому кажется, что он готов измениться ради новой жизни, но как только ему становится скучно, он, не оглядываясь, меняет жизнь вновь, не задумываясь о судьбе тех, кого бросил. Иными словами, он думает только о собственном удовольствии, и его стремление жить, не обремененному правилами цивилизации, на лоне природы, вызвано лишь чтением идиллических романов и пересыщенностью светской жизнью.
В этом свете, влюбленность в Лизу выступает лишь необходимым дополнением к создаваемой идиллической картине – недаром Эраст называет ее своей пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Поэтому же он мечтает, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!", и когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах.
При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше встречаться с Лизой и уходит в поход с полком; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе.
Повестью «Богатая Лиза» в русской литературе открывается тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен.
Повесть вызвала множество откровенных подражаний: 1801г. А.Е.Измайлов «Бедная Маша», И.Свечинский «Обольщённая Генриетта», 1803г. «Несчастная Маргарита». Вместе с этим, тема «Бедной Лизы» прослеживается и во многих произведениях высокой художественной ценности, причем играет в них самые разные роли. Так, Пушкин, переходя к реализму в прозаических произведениях и желая подчеркнуть как свой отказ от сентиментализма, так и его неактуальность для современной ему России, взял сюжет «Бедной Лизы» и превратил «печальную быль» в повесть со счастливым концом «Барышня – крестьянка». Тем не менее, у того же Пушкина в «Пиковой даме» просматривается линия дальнейшей жизни карамзинской Лизы: судьба, которая ожидала бы ее, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Отголосок темы сентиментального произведения звучит и в написанном в духе реализма романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.
Таким образом, сюжет, существовавший в литературе до и ставший популярным после, был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма. русской психологической, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы от норм классицизма к более современным литературным течениям.
Другие сочинения по этому произведению
«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения«Бедная Лиза» - сентиментальная повесть русского писателя Николая Михайловича . Дата написания - 1792 год. Чувства - главное в творчестве Карамзина. От этого и взялась у него страсть к сентиментальным повестям. В 18 веке эта повесть стала одной из первых, напечатанных в стиле сентиментализма. Произведение вызвало огромное количество положительных эмоций у современников Карамзина, молодежь приняла это с особым восторгом, а у критиков не было ни одного недоброго слова.
Сам повествователь становится частью рассказа. Он рассказывает нам с особой грустью и сожалением о судьбе простой деревенской девушки. Все герои произведения потрясают ум читателя искренностью своих чувств, особенно примечателен образ главной героини. Главное в повести - это показать, какими могут быть искренними и чистыми чувства бедной крестьянки и низкими, подлыми чувства богатого дворянина.
Первое, что мы видим в повести - окрестности Москвы. Писатели-сентименталисты вообще много внимания уделяли описанию пейзажа. Природа пристально наблюдает за развитием отношений между влюбленными, но не сопереживает им, а наоборот, остается глуха в самые важные моменты. Лиза - девушка по натуре добрая, с открытым сердцем и душой.
Главное место в жизни Лизы занимала ее любимая мама, которую она обожала до глубины души, относилась к ней с огромным уважением и почтением, во всем ей помогала, пока не появился Эраст. « Не щадя своей нежной молодости, редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весной рвала цветы, летом брала ягоды - и продавала их в Москве» - это строки из повести, из которых видно, как девушка старалась во всем быть полезной для матери и оберегала ее от всего. Мать порой прижимала ее к груди и называла своей отрадой и кормилицей.
Жизнь девушки протекала спокойно, пока в один день она не влюбилась в молодого дворянина Эраста. Человек он умный, образованный, начитанный, хорошо воспитан. Он любил вспоминать те времена, когда люди жили от праздника к празднику, ни о чем не заботились и жили только в свое удовольствие. Они познакомились, когда Лиза продавала цветы в Москве. Девушка сразу приглянулась Эрасту, его покорила ее красота, скромность, доброта и доверчивость. Любовь Лизы шла от всего сердца, и сила этой любви была настолько велика, что девушка полностью доверилась Эрасту и душой, и сердцем. Это было первое чувство для неё. Она хотела долгой и счастливой жизни с Эрастом, но счастье было не таким долговечным, как она рисовала в своих мечтах.
Любимый Лизы оказался человеком меркантильным, низким и тщеславным. Все ее чувства казались для него простой забавой, ведь он был человеком, который жил одним днем, не задумываясь о последствиях своих действий. А Лиза сначала увлекала его своей чистотой и непосредственностью. Они объясняются в любви друг другу и обещают хранить любовь вечно. Но получив желанную близость он уже ничего не хочет. Лиза уже не была для него ангелом, что восхищало и восполяло душу Эраста.
При встрече Эраст сообщил о военном походе и вынужденной отлучки. Лиза плачет, беспокоясь за любимого. Он приходит проститься с её матерью и даёт деньги, не желая продажи Лизиной работы другим в его отсутствие. Вот только он совсм не печалится, не столько служит, сколько развлекается. В карты он проиграл почти всё своё состояние. Чтобы не думать об этой головной боли решает жениться на богатой вдове.
Два месяца прошло после расставания. Лиза случайно увидела Эраста, когда пришла в город купить розовой воды. Он вынужден признаться в своих огрехах в своем кабинете, дав ей сто рублей и извинившись, просит слугу проводить девушку со двора. Бедная Лиза сама не знает как оказалась около пруда. Соседской девочке, проходившей мимо, она просит передать матери деньги и слова, что она любила одного человека, а он изменил ей. Затем она бросается в пруд.
Предательство любимого - слишком сильный удар для хрупкой души Лизы. И он стал смертельным в её жизни. Непосильным трудом стала ее жизнь, и она решает умереть. Миг, и девушку достают со дна реки бездыханную. Так кончается история бедной крестьянки. Мать не выдержав смерти единственной дочери, умирает. Эраст прожил долгую, но совсем несчастную жизнь, постоянно укоряя себя за то, что погубил жизнь хорошей и доброй Лизы. Именно он рассказал автору эту историю за год до своей смерти. Кто знает, может они уже примирились.