Чем индивид отличается от развитой личности: определение понятий и их различия. Понятие личности
Индивид – это человек, отдельно взятый из общности, которому присущи определенные биологические особенности, качества и устойчивость психических процессов. Другими словами, под этим подразумевается единичный человек, которого выделяют из социальной группы либо общества в силу некоторых специфических особенностей, совокупности свойств.
На сегодняшний день имеется множество понятий и терминов, которые имеют довольно схожее значение, однако специфические тонкости все же различают их. Под этим подразумевается, например, контекст использования слова.
Допустим, слова «бытие» и «мир» обладают сходными значениями, включая в себя совокупность всех жизненных категорий, однако первое понятие не пользуется популярностью в обыденности, чего не скажешь о его философском значении.
Суть в том, что «мир» по смыслу более узок, чего не скажешь о бытие, хотя на первый взгляд, разница минимальна. Слово «индивид» также обладает сходством по значению с другими словами: человек, субъект, личность. В рассуждениях их можно использовать все вместе, подразумевая одно и то же, но следует видеть разницу, дабы не ошибиться с контекстом. Что же подразумевается под понятием «индивид»? Кто это?
Индивид и индивидуальность
Несмотря на схожесть в корнях, необходимо различать два этих слова. Под индивидуальностью подразумевается совокупность накопившихся в процессе развития качеств и особенностей, присущие личности.
Суть в том, что индивидом человек является по факту своего зарождения, не обладая при этом индивидуальностью, которая наращивается со временем. Эмбрион в животе матери способен реагировать на внешние раздражители: звук, свет, прикосновения.
Подразумевается свет, направленный на живот матери и прикосновения к животу. А раз зародыш обладает способностью воспринимать, то можно смело сказать, что индивидом он становится во внутриутробном состоянии. Там же возможно формирование некоторых особенностей, т. е. появление индивидуальности.
Человек
Человек – это представитель вида Homo Sapiens, являющийся результатом биологической революции. Как уже говорилось ранее, понятия «человек», «индивид» и «личность» взаимозаменяемы, но именно первое понятие кроет в себе всю человеческую сущность, обладает единством социальных, биологических и психических уровней.
Однако именно эта обобщенность породила потребность в выделении особенностей, тонкостей и специфики, что привело к появлению двух оставшихся терминов.
Человек многогранен. Об этом говорит неоднородность происходящей в нем эволюции: биологическая, социокультурная, космогенная. Вопрос о природе происхождения человека до сих пор остается открытым для исследователей. В его рамках проявляет себя религиозная позиция, гласящая о сотворении человека Богом. Однако имеются и другие догадки и мнения по этому вопросу, множество философов и ученых пытались познать человеческую сущность.
В особенности XX век подарил миру таких исследователей, как Эдмонд Гуссерль, Жак Лакан, Клод Леви-Стросс и другие. Все они писали труды, посвященные человеку, его восприятию мира, определению места в мире и познанию.
Личность
Для начала нужно сказать, что это понятие представляет собой. Термин « » глубок в своем значении и представляет значительную сложность для понимания. Для начала необходимо сказать о нем в рамках исторического контекста.
Еще в Древнем Риме под личностью понимали ритуальную маску, снятую с лица умершего хозяина дома, которую впоследствии хранили в доме. Значение слова связывалось с индивидуальными правами, именем и привилегиями, передаваемыми только по мужской линии рода. Переносясь в Древнюю Грецию, можно открыть иное значение личности – это маска, надеваемая актерами спектакля на свое лицо.
Философ Древней Греции – Теофаст, выделил целых тридцать типов личности в своем трактате «Этические характеры». Что касается России, то понятие «личность» продолжительное время знаменовало собой нечто мерзкое и оскорбительное и обозначало «личину», под которой находится настоящее лицо.
В чем же принципиальное отличие понятия «личность» от индивида? происходит под влиянием общественных отношений, внешнего окружения, культурологических особенностей и воспитания. Как социально-психологическое явление личность подразумевает значимость человека в обществе и подчеркивает его индивидуальность.
Соотношение индивида, личности и человека
Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.
Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.
Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.
В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.
Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:
- Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
- Включенность индивида в область межиндивидных связей;
- Представление индивида в отношениях других людей.
Индивид и его структура
Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.
Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.
К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.
Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.
Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу
Под архетипами Юнг подразумевает универсальные психические структуры, которые находятся в человеке с рождения, они являются частью коллективного бессознательного.
Архетипов может быть бесчисленное множество, однако Юнг выделяет лишь несколько наиболее значительных: маска, тень, аниме и анимус, самость:
- Маска – это личина, публичное лицо, которое человек надевает на себя, выходя в общество, взаимодействуя с другими людьми. Функция маски заключается в сокрытии истинного лица, в некоторых случаях для достижения определенных целей. Опасность частого ношения маски кроется в отчуждении от истинного эмоционального опыта и характеризует человека как глупого и недалекого.
- Тень является полной противоположностью предыдущему архетипу. В нее входит все тайное, темное скрытое, животная составляющая, которую нельзя вытаскивать наружу в силу последующей негативной реакции со стороны общественности. Однако у тени есть и положительная составляющая – она содержит в себе творческое начало человека, элемент спонтанности и страсти.
- Под аниме и анимусом понимается андрогинная предрасположенность у всех людей. Другими словами, говорится о присутствии в мужчине женского начала (анима), а в женщине – мужского (анимус). К этому заключению Юнг пришел на основе наблюдений вырабатывания в мужчинах и женщинах гормонов противоположного пола.
- Самость – это наиболее важный архетип, вокруг которого кружатся остальные. Когда происходит интеграция всех частей человеческой души, индивид ощущает полноту и гармонию с самим собой.
Индивид и развитие
Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.
По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.
Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.
Заключение
Итак, индивид – это единичное человеческое существо, которое заключает в себя совокупность личностных качеств, особенностей, физиологических характеристик, психологических и биологических составляющих.
Индивид схож по значению с человеком и личностью, однако было показано то, в чем отличие этих понятий. Человек – понятие обобщенное, требующее уточнение ввиду тонкостей в разгадке человеческой сущности. А личность представляет собой социально-психологическую категорию, в которой нашли свое место качества и особенности характера индивида. Данное понятие гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, многие психоаналитики, включая Фрейда и Юнга, занимались вопросами личности, ее структурой и развитием.
Индивид всегда находится в процессе становления, стремится прийти к самости, в которой обитает гармония и единство. Индивид постоянно взаимодействует с окружающим пространством и другими индивидами, надевая на свое лицо маски.
Тайные желания человека подстегивают его на совершение экстравагантных поступков, находясь в коллективном бессознательном. Индивид является частью всего человечества, где каждый стремится к гармонии и счастью, но не каждый достигает конечной цели.
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
«Человек » – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.
Понятие «индивид » указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.
Понятие «личность » подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.
Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «индивидуальность ».
Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общее –единичное –особенное . Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:
1) общечеловеческих признаков (как природных, так и социальных),
2) особенных (в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),
3) единичных (уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).
3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Подпсихическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный фактор проявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.
Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.
Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.
Биологизаторские концепции (социалдарвинизм ) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслительПетр Алексеевич Кропоткин . Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология (наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».
Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало . З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.
Социологизаторские концепци и абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности (Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.
Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.
В языке слово «личность» имеет широкий спектр употребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С одной стороны, аспект, проекция, с другой – основополагающее начало.
Однако, в психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретенных качеств. Как отмечается в Большом психологическом словаре, личность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется интеллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.
Личность – это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Проблема личности в психологии до конца не исследована и представляет большой интерес для специалистов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».
Индивид – это отдельный представитель биологического вида homo -apien- (человек разумный), представитель человеческой общности.
К индивидным свойствам человека относятся не только его врожденные свойства (пол, телосложение, задатки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться.
Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию. Однако, если личность по своей сущности социальна, то по способу существования - индивидуальна.
Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
Индивидуальность – это оригинальность человека. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. Индивидуальность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.
Несовпадению понятий индивида, личности и индивидуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании человека: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.
Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна
Индивид, личность, субъект и индивидуальность
В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.
Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).
Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.
Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.
К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.
Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.
По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта , под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Понятие «субъект » имеет несколько толкований.
Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).
«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).
Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.
Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард КарлЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе
Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов ЛевИндивид и личность. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его
Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая
Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его
Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара ИвановнаЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в
Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил ЯковлевичЧеловек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,
Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Социально-политическая психология автора Дилигенский Герман ГермановичГлава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов - познавательные и мотивационные, - образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической
Из книги LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости автора Данилин Александр ГеннадиевичЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных
автора Войтина Юлия Михайловна9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г.
Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторовРаздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир
Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и
Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна ПетровнаИндивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от
Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер СержИндивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное
Из книги автора20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда
1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.
3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».
4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.
5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)
6. Мотивационно - потребностная сфера личности. Направленность.
7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.
8. Сознательная и бессознательная мотивация.
9. Процесс развития личности.
10. Основные теории развития личности.
Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.
Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.
Биологическое - то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное - то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).
В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального - «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.
Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.
Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.
Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.
Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).
Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».
Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.
Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».
Образ «Я» включает 3 компонента:
1) познавательный (когнитивный) - знание себя;
2) эмоциональный (оценка своих качеств);
3) поведенческий (практическое отношение к себе).
Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: ~ реальное «Я» ~ идеальное «Я» ~ фантастическое «Я» и т.д.
«Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции :
1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).
2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции », информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.
3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.
Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).
«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.
Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет - пора расцвета или старения?)
Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.
Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.
4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности .
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.
Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).
Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.
Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний.
Причины этого:
1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;
2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;
3) очень сильная потребность в самоутверждении.
Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности .
Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.
Профилактика аффекта неадекватности:
1) формирование адекватной самооценки;
2) формирование глубоких и устойчивых интересов.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.
Самоуважение = успех/притязания
Для сохранения самоуважения нужно:
Добиться успеха (это трудно) или
Снизить уровень притязаний.