Что такое правоохранительные органы? Система правоохранительных органов в России. Правоохранительные органы
Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель - это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.
Терминология
Давайте ознакомимся с несколькими определениями:
- Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
- Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.
Классификация
Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:
- Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
- Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
- Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
- Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
- Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
- Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
- МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.
Функции
Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:
- Охранять государственный и общественный строй.
- Укреплять законность и правопорядок.
- Защищать права и свободы гражданина и человека.
- Бороться с преступностью.
- Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.
Вот главные функции правоохранительных органов.
Основные субъекты системы
Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:
- Прокуратура.
- Министерство юстиции.
Прокуратура
Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве можно привести следующее:
- Надзор за выполнением законов.
- Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
- Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
- Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
- Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
- Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
- Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.
Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.
Министерство внутренних дел
Является Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. выполняет такие задачи правоохранительных органов:
- Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
- Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
- Следит за миграционными потоками.
- Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
- Занимается руководством внутренними войсками.
- Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
- Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.
Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.
Министерство юстиции
Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:
- Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
- Создание условий для функционирования судов.
- Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
- Развитие системы предоставления юридических услуг.
- Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
- Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
- Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.
Судебная власть
Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:
- Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
- Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
- Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.
Проблемы правоохранительных органов
Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:
- Выборы.
- Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
- Инициативы граждан.
Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, - тоже не редкость.
Существуют значительные проблемы с Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых - в тюрьме.
Заключение
Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.
Понятие правоохранительных органов:
Правоохранительные органы - система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.
Виды правоохранительных органов:
1. Органы, относящиеся к судебной власти
а) Верховный суд РФ
б) Высший арбитражный суд РФ
в) Конституционный суд РФ
г) Нижестоящие суды
2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.
а) Министерство внутренних дел
б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)
в) Министерство юстиции РФ
г) Федеральная служба охраны (ФСО)
д) другие
3. Прокуратура РФ
4. Органы юридической помощи.
Задачи правоохранительных органов:
1. Конституционный контроль
2. Поддержание режима законности и конституционной законности
3. Защита прав человека
4. Охрана общественного порядка
5. Обеспечение безопасности
6. Недопущение осуществления противоправных деяний
Понятие правоохранительной деятельности:
Правоохранительная деятельность - деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.
Виды правоохранительной деятельности:
1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений
2. Осуществление правосудия
3. Обеспечение деятельности судов
4. Правоохранительная деятельность
5. Оперативная деятельность
6. Прокурорский надзор
7. Правозащитная деятельность
Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности
Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности - это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.
К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права:
1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы.
2. Федеральные конституционные законы - нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции.
3. Федеральные законы - нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ
4. Конституции и уставы субъектов РФ - нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.
5. Подзаконные нормативные акты - нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой.
К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты:
Указы и распоряжения Президента РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.)
Постановления и заключения Конституционного суда РФ.
Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства , а также с защитой прав , свобод и законных интересов граждан . Цель данной учебной дисциплины - информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах .
Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.
Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах , их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.
Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.
Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса , административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности , гражданского процесса , конституционного права и др.
Понятие и признаки правоохранительных органов
Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.
Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.
Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права . Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления . Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.
Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности , общества , государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.
Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения . Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.
Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы . Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.
Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе . Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности “ и т. д.
Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц , но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.
Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.
Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.
К признакам второй очереди относятся:
- право применения норм уголовного закона ;
- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.
Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан , разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами , хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
- органов прокуратуры ;
- органов внутренних дел;
- органов государственной охраны;
- органов государственной налоговой службы;
- органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- органов предварительного расследования;
- органов юстиции.
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
- конституционный контроль;
- отправление правосудия ;
- оперативно-розыскная функция;
- исполнение судебных решений;
- оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений . Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами .
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть . Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы , давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями , привлекаются силы правоохранительных органов.
Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств . Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры . Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).
Нормативная база деятельности правоохранительных органов
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов . Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.
Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция . Конституция - основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.
Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов . Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде , Закон об арбитражных судах , Закон о судебной системе.
Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре , Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности федеральной службы безопасности , а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.
Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях ; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.
Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.
Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры , например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.
Правоохранительные органы – это группа государственных органов, которые уполномочены государством осуществлять деятельность касаемо охраны закона и порядка, а также свобод и прав человека.
Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строго регламентированном законом порядке.
Виды правоохранительные органы
Виды правоохранительных органов:
Органы юридической помощи;
Органы выявлений и расследований преступлений;
Органы обеспечения безопасности и правопорядка.
Правоохранительные органы Российской Федерации представлены военизированными структурами, к которым относятся:
Следственный комитет РФ;
Прокуратура РФ;
Федеральная служба безопасности;
Федеральная миграционная служба;
Министерство внутренних дел;
Федеральная служба исполнения наказаний;
Министерство юстиции РФ.
Функции правоохранительных органов
Все правоохранительные органы осуществляют строго регламентированные функции. Для некоторых правоохранительных органов они могут быть совмещенными. Главными функциями правоохранительных органов являются:
1. Конституционный контроль соблюдения прав и свобод человека;
2. Прокурорский надзор;
3. Осуществление правосудия;
4. Обеспечение безопасности государства и человека;
5. Досудебное расследование преступлений;
6. Охрана общественного порядка;
7. Осуществление оперативно-разыскных мероприятий;
8. Предоставление юридической помощи;
9. Профилактика по предупреждению возможных правонарушений.
Судебные органы
Судебные органы – это органы государственной власти, главной функцией которых является осуществление правосудия. Существование деятельность судебных органов обусловлено интересом общества в поддержании социального и правового правопорядка.
Судебная власть может осуществляться исключительно судами, реализуется посредством применения уголовного и административного судопроизводства
Главными функциями судебных органов являются: правосудие, судебный надзор, толкование норм права, удостоверение юридических фактов.
Судебные органы Российской Федерации представлены судами первой инстанции, и судами высшей инстанции. К судам первой инстанции относятся мировые судьи, районные и городские суды. К судам высшей инстанции относятся Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный Суд.
Судебная система в Российской Федерации устанавливается федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также Конституцией РФ.
Деятельность правоохранительных органов ориентирована на обеспечение защиты порядка и соблюдения законности. Она осуществляется уполномоченными государственными и общественными структурами. Правоохранительные органы РФ выполняют свою задачу посредством применения соответствующих мер согласно закону и соблюдая предусмотренные нормами процедуры. Далее рассмотрим этот институт более подробно.
Значение структуры
Система правоохранительных органов сформирована таким образом, чтобы в рамках закона входящие в ее структуру инстанции и должностные лица обеспечивали надлежащий порядок, необходимый для развития демократического общества. Под ним следует понимать исполнение и соблюдение всех действующих юридических норм. Прежде всего, это относится к предписаниям, содержащимся в Конституции и Федеральных законах. Система правоохранительных органов распространяет свое влияние на граждан, их объединения, должностных лиц и государственные инстанции. Результатом реализации полномочий в рамках данного института выступает установление, восстановление и поддержание режима законности. Общественный порядок, таким образом, основывается на праве и складывается в соответствии с демократическими принципами.
Определение
Под правоохранительной деятельностью в широком смысле следует понимать функционирование всех институтов судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. Они обеспечивают соблюдение и реализацию интересов и свобод граждан, общественный порядок и законность. Если рассматривать правоохранительную деятельность в узком смысле, то под ней понимают функционирование специальных, сравнительно обособленных структур. Их существование, собственно, направлено на обеспечение порядка и соблюдения законности. Они сформированы и функционируют непосредственно для выполнения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением преступлений, применением разных санкций к виновным, реализацией мер принуждения наказаний).
Основные признаки
Российские правоохранительные органы уполномочены на осуществление в установленном порядке контроля над соблюдением интересов и свобод граждан и юрлиц. В их компетенцию входит выявление, предотвращение и пресечение данных нарушений, принятие соответствующих мер для устранения преступлений и их последствий. Правоохранительные органы РФ используют исключительно юридические инструменты и средства в своей работе. К ним, в частности, относят меры принуждения и взыскания, предусмотренные законодательством. Нормами установлен исчерпывающий характер используемых средств и инструментов. Сотрудник правоохранительных органов должен использовать только те меры, которые предусмотрены в законе.
Обязательность исполнения
Функционирование структуры осуществляется с соблюдением установленных процедур. Государственные правоохранительные органы наделены властными полномочиями. Их реализация обеспечивается принудительной силой закона. Все решения, которые принимают правоохранительные органы в рамках закона и компетенции, являются обязательными для исполнения юрлицами и гражданами, к которым они адресованы. При этом властью предусмотрена возможность оспорить принятые акты в установленном порядке. Вместе с этим, на законодательном уровне определена ответственность служащих правоохранительных органов за ущерб, который ими причинен организациям или гражданам неправомерным поведением, а также компенсация за вред.
Главные направления
Правоохранительные органы в первую очередь осуществляют конституционный контроль. Выступая в качестве самостоятельного вида защиты, это направление обеспечивает соблюдение предписаний Основного закона. Эту задачу выполняют такие правоохранительные органы, как МВД, ФСБ, таможенные службы, налоговая полиция. В рассматриваемой структуре особое место принадлежит Министерству юстиции. Этот институт обеспечивает нормотворческую деятельность региональных и федеральных органов госвласти, организует реализацию постановлений и иных актов суда. Министерство юстиции также лицензирует оказание юридических услуг, осуществляет регистрацию уставов общественных объединений и прочее.
Выявление и расследования нарушений
Это особые направления деятельности института. Расследование и выявление преступлений осуществляется должностными лицами, входящими в штат соответствующих подразделений прокуратуры, ОВД, ФСБ, таможенной службы и налоговой полиции. Эти правоохранительные органы устанавливают все обстоятельства нарушений, находят лиц, которые их совершили, передают в суд или реабилитируют на досудебной стадии производства по делу.
Квалифицированная помощь
Юридическое обеспечение и содействие выступают в качестве элементов правоохраны. Эти задачи реализуют нотариусы и адвокаты. К функциям последних относят оказание юридической помощи в виде консультаций, выступление в качестве защитников в уголовном процессе и на следствии, представительство в гражданском судопроизводстве и прочих инстанциях. Нотариусы заверяют имущественные и прочие права физлиц, а также обеспечивают соблюдение законности в процессе совершения сделок в рамках своей компетенции. Однако следует отметить, что отнесение к рассматриваемым органам частных охранных и детективных структур, а также адвокатуры считается весьма спорным.
Общественные объединения
Правоохранительные органы могут формироваться по инициативе граждан. Такие общественные объединения функционируют самостоятельно или оказывают содействие институтам власти. Созданные таким образом правоохранительные органы могут на договорной основе оказывать возмездные услуги юрлицам и гражданам для обеспечения защиты интересов и свобод последних. Образование общественных объединений данной направленности осуществляется в соответствии с установленным нормами порядком.
Основные принципы
Существует ряд критериев, которым должны соответствовать правоохранительные органы. В частности, такой институт получает свои полномочия в рамках закона. Предел компетенции для правоохранительных органов определен государством. Функционирование института должно осуществляться не в произвольном порядке, а в соответствии с нормативными требованиями. Нарушение установленных правил и процедур предусматривается соразмерная юридическая ответственность. При осуществлении своих полномочий правоохранительные органы могут применить меры принуждения в рамках закона. Обоснованные и законные решения, вынесенные данными инстанциями, обязательны для исполнения. Уклонение или ненадлежащее выполнение принятых актов влечет дополнительную ответственность для нарушителей.
Роль структуры
Рассматривая положение, которое занимают правоохранительные органы в государстве, следует исходить из действующего принципа разделения власти. С данной позиции статус структуры определяется в соответствии с функциями, обеспечивающих реализацию задач, стоящей перед ней: по защите личности, общества и федерального строя.
Основные цели
Деятельность правоохранительной структуры направлена на:
![](https://i2.wp.com/businessman.ru/static/img/a/20380/182475/10835.jpg)
В заключение
Правоохранительная система состоит из институтов защиты интересов и свобод граждан. Они, в свою очередь, представлены судебными органами, неправительственными организациями, юридическими консультативными объединениями. Правоохранительные задачи выполняются как государственными, так и негосударственными органами. Некоторые инстанции существуют для исполнения только одной функции, другие – нескольких. Однако вне зависимости от количества поставленных задач, цели этих структур – обеспечить законность и защитить интересы и свободы граждан, юрлиц и государства в целом.