Что запрещает разворот на перекрестке. Сдача вождения в ГАИ — разворот
Въезд на перекресток
Действия, которые должен произвести водитель при въезде на перекресток, а также непосредственно при развороте на нем:- первое, чем должен руководствоваться водитель при подъезде к перекрестку - это запрещающие или разрешающие дальнейшее движение знаки светофора, регулировщика, разметки дорожного полотна или дорожных знаков;
- далее, перед непосредственным въездом на пересечение, необходимо занять нужную полосу, а именно, в случае планируемого разворота на перекрестке, крайнюю левую;
- заранее необходимо включить сигнал поворота;
- самой оптимальной траекторией разворота считается та, при которой транспортное средство не выедет с пересечения дорог ранее намеченной зоны.
- существует два возможных варианта исполнения разворота на пересечении, а именно: малый радиус разворота и большой радиус разворота.
Радиус разворота
Как выполняется разворот по малому радиусу? Выехав на перекресток, пропустив встречный поток автотранспорта и не выезжая на полосу встречного движения, совершайте разворот. При этом сразу занимая положенную полосу, не мешая другим участникам движения, в том числе и пешеходам. Основным моментом в этом маневре является дорожная обстановка, которая не всегда позволяет совершить данный маневр чисто. А именно: можно непроизвольно совершить выезд на полосу встречного движения. Такое может произойти при наличии разметки на дорожном полотне в виде разделительной полосы. И за такое нарушение инспекторы ГИБДД очень часто лишают прав.Очень важный фактор, который также может иметь влияние на совершение маневра - это габариты авто. Если это легковой автомобиль, тогда разворот малого радиуса - ваш вариант. Ну и конечно же, если большегрузная машина, тогда разворот только по большому радиусу.
Приветствую вас! Сегодня я, Евгений Борисов, предлагаю поговорить о самом распространенном маневре на дороге и узнать всё про правила разворота, а также разобрать ситуации, когда совершить запланированное можно без ущерба для своего кошелька и здоровья.
Где нельзя, а где можно?
Начнем, с азов, а именно рассмотрим ПДД, которые запрещают разворот:
- на остановке общественного транспорта;
- на мостах и эстакадах, а также в тоннелях;
- на железнодорожных переездах;
- на пешеходных переходах;
- через двойную сплошную на 4-полосных (и более) дорогах.
Тем, кто нарушил правила разворота стоит заранее отсчитать из кошелька следующие суммы:
- 500 рублей – разворот в запрещенном месте (ч.2, ст.12.14 КоАП);
- 2500 рублей – разворот на автомагистрали (ч.3, ст.12.11), в том числе и при попытке протиснуться через разрывы разметки (при повторном нарушении права «заморозят» на год);
- 1000—1500 рублей – за попытку развернуться через двойную сплошную (ч.2, ст.12.16).
Но особенно строго карается проступок, когда при совершении маневра автомобиль выезжает на встречку. По ч.4 ст.12.15 за это положен штраф «красненькой» (5 т.р.) или лишение прав сроком до полугода.
Даже если ваши планы резко изменились, и вы решили поехать совершенно в другом направлении, используйте для этого:
- перекрестки (о них поговорим подробнее ниже);
- прерывистую разметку (кроме вышеупомянутых случаев);
- проезжую часть с обзором не менее сотни метров в каждом из направлений;
- прилегающие территории.
Как правильно развернуться на перекрестке?
Развернуться на дороге с перекрестком достаточно просто, при этом водитель обязан лишь сместиться в крайний левый ряд, откуда и будет совершен маневр.
По какой траектории разворачиваться на перекрестке? Конкретных указаний правила не дают, поэтому за безопасность выбранного направления отвечает сам водитель. Именно поэтому нужно убедиться, что:
- вы точно впишитесь в периметр перекрестка;
- не окажитесь на встречной;
- не пересечете двойную сплошную.
На перекрестке с разделительной следует маневрировать по дальней траектории, чтобы даже по короткому отрезку не выехать на встречку.
Если разметки нет, то можно использовать любую траекторию (дальнюю или ближнюю), но выезжать за границы перекрестка нельзя, чтобы не оказаться перед встречным потоком.
К тому же нужно пропустить встречных водителей, имеющих перед вами преимущество.
Важно! Перед разворотом нужно убедиться, что рядом нет знаков, которые запрещают реализовать задуманное.
Есть свои особенности у разворота на Т-образном перекрестке. В общем-то, в такой поворот могут вписаться практически все легковушки, за исключением очень габаритных внедорожников, но движение назад и разворот в несколько заходов здесь запрещены.
На Т-перекрестке помним о трех правилах:
- смотрим, что говорят знаки «Уступи дорогу» и «Стоп», если они есть;
- если таких указателей нет, придерживаемся правила «правой помехи»;
- маневр совершаем с включенными поворотниками.
Если же вы понимаете, что «не выходит чаша», а «свернуть с намеченного пути» нужно позарез, то лучше уж развернуться в несколько приемов и получить штраф в 500 рублей, чем лишиться прав за выезд на встречку, не вписавшись в поворот. Но не забываем, что при любом нарушении мы провоцирует ДТП.
На регулируемом перекресте со светофором задача упрощается еще больше, ведь пропустить нужно только тех, кто едет навстречу. Тех, кто стоит справа и слева остановит светофор.
Придерживаемся при маневре на светофоре следующих правил:
- убеждаемся, что нет запрещающих разворот знаков (к ним, кстати, не относится знак о запрещении поворота налево);
- выбираем траекторию;
- разворачиваемся в границах перекрестка, без выезда на встречку.
А лучше не рисковать!
Статистика – вещь неумолимая: каждое пятое ДТП на перекрестке происходит именно в момент совершения различных маневров, поэтому по возможности лучше подыскать для своей затеи другой участок. Например, прилегающую территорию.
Но и тут нужно следовать правилу – использовать правый заезд. Заезжать на прилегающий участок лучше задним ходом, чтобы при выезде оценивать происходящее на главной дороге.
Снизить риск аварии можно и при развороте там, где действуют знаки, обозначающие специальные зоны для совершения маневра. Если разметка и знаки вступают в противоречия, то, как помним из ПДД, побеждают всегда знаки.
Разворачиваемся вне перекрестка
Здесь главное запомнить, что совершать маневр нельзя (вне перекрестка особенно) при плохой видимости (менее сотни метров в обе стороны).
Правила выполнения схожи:
- встаем в крайний левый ряд (при узкой дороге можно развернуться и из правого положения);
- пропускаем попутки и встречные авто;
- начинаем разворот и завершаем его на крайней левой полосе, хотя не возбраняется встроиться и в любую другую.
Можно ли развернуться на ж/д путях?
В самом начале я сказал, что разворот на трамвайных путях запрещен, но почему же этот вопрос задают автомобилисты снова и снова?
Дело в том, что действующие правила разворота вступают в противоречия с другим положением, которое разрешает использовать рельсы, совпадающие по высоте с дорожным полотном, но только в том случае, если они расположены слева и в попутном направлении.
Поэтому именно рельсы и станут той самой «крайней левой», откуда будет совершен разворот. Только в этом случае маневр будет выполнен правильно, если, конечно, соблюдены и другие из вышеперечисленных условий.
Технические особенности разворота
Какие педали нажимать и как крутить руль при развороте, курсантов учат на начальных этапах практического вождения, поэтому я углубляться не буду. Напомню лишь основные этапы:
- включаем левый поворотник;
- выжимаем сцепление, переключаем на первую скорость, держим тормоз;
- при свободной дороге начинаем вращать руль до упора влево методом перехвата;
- на заключительном этапе руль выравниваем;
- выключаем поворотник и подстраиваемся под скорость потока.
Мы вспомнили все особенности разворота и рассмотрели, как правильно развернуться в различных ситуациях. Уверен, что теперь проблем не возникнет. Рассказывайте в комментариях свои истории удачного или неудачного разворота, а если статья вам понравилась, делитесь ею в соцсетях. Всем удачи!
При вождении автотранспортного средства один из самых частых маневренных действий является разворот. Во избежания аварий с другими участниками дорожного движения следует соблюдать предельную осторожность и соблюдать определенные правила. Поэтому каждый водитель должен знать, как правильно выполнить разворот на перекрестке.
Большинство новичков при первом опыте вождения не ориентируются в том, где можно осуществить разворот и как правильно это сделать
Если на дороге не установлены знаки, которые запрещают разворот, то делать это можно:
- на территориях, которые имеют дальность обзора в любую из сторон не менее сотни метров;
- на автодороге имеющей прерывистую линию разметки;
- на перекрестках автодорог.
Даже опытные вредители должны помнить, что совершать данный манёвр на перекрёстках нужно соблюдать предельную осторожность и внимательность.
При перекрестке, не имеющем полосы разделения, автотранспортное средство может ехать по ближайшей или по отдалённой траектории. Производить данные действия можно только в рамках данного перекрестка. Выезд за линии пересечения полос движения категорически запрещено. Если на автодороге имеется разметка то занимать необходимо левую полосу. Для своей безопасности и безопасности других участников движения следует соблюдать правильную траекторию:
- осуществляя разворот не выезжать за грани перекрестка;
- нельзя осуществлять заезд на полосу встречного движения;
- не пересекать двойную линию сплошной разметки.
Если на перекрестке есть полоса разделяющая направление, то транспортное средство должно осуществлять движение по дальней полосе. При этом необходимо пропускать весь транспорт, который имеет существенное преимущество в движении.
Т-образный перекрёсток
Данный вид пересечения дорог дает возможность практически любому транспортному средству совершить маневр разворота, кроме тех которые при развороте занимают очень большой радиус. Важным моментом является то, что на таких пересечениях нельзя осуществлять движение задом, а так же нельзя выполнять разворот несколькими движениями. Следовательно транспортные средства имеющие большую траекторию разворота должны выбирать другие участки автодорог чтобы совершить данное действие.
Регулируемый перекресток
На регулируемый перекрёстках для совершения маневра необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора, ведь пропускать транспорт необходимо в встречном направлении. Выполняя разворот автотранспортное средство должно четко следовать траектории движения по полосам. При этом манёвры можно выполнять только при условии отсутствия запрещающих знаков.
Также необходимо учитывать то, что запрещающий знак поворота в левую сторону не может запрещать осуществить разворот на данном участке.
Манёвр разворота без перекрёстка
По ПДД необязательно осуществлять движение на автотранспортном средстве до перекрестка чтобы развернуться.
Как правильно осуществлять разворот
- Разворот можно осуществлять предпочтительно в левом положении автотранспортного средства на дороге.
- Перед разворотом водитель должен пропустить все транспортные средства своего направления и встречного.
- Заезжать разрешено на любую полосу, но удобной для манёвра является левая.
Самым удобным простым вариантом для совершения данного действия является предварительный заезд на правую прилегающую территорию, предпочтительно задним ходом. Ведь с данной точки видимость любого направления намного лучше. В этом случае водителю не нужно двигаться задним ходом по основной — главной дороге.
Места, запрещающие совершение манёвра
По правилам дорожного движения запрещено выполнять разворот автотранспортного средства в следующих местах:
- в местах пешеходного перехода, при соответствующей разметке;
- на мостах;
- на железнодорожных переездах;
- на остановках автотранспортного массового пользования;
- в местах, не имеющих достаточную видимость для совершения данной манипуляции.
Абсолютно все перечисленные выше места являются опасными для совершения данных манипуляций в виде разворота. При этом неправильное выполнение действий может повлечь аварийную ситуацию на дороге. Следовательно, каждый водитель всегда обязан следить за знаками и линией разметки на автодороге.
Важно знать, что в некоторых случаях разворот на дороге через две сплошные линии разметки не будет являться нарушением. При этом на дороге должен стоять знак, который указывает место для разворота. В этом случае разметка и знак противоречат друг другу, но знак имеет наибольшее преимущество.
Выполнение манёвра
При обучении в автошколе все учащиеся в теории учат правильное выполнение разных манёвров на дороге. При этом особое внимание при обучении уделяется именно разворотам на разных видах пересекающихся дорог.
- Заблаговременно до разворота необходимо включить указатель поворота.
- Произвести остановку автотранспортного средства, и ждать когда проедут ТС, имеющие преимущества.
- После того, как водитель убедился, что дорога свободна, необходимо выкрутить руль до упора в левую сторону.
- Начать движения.
- После разворота необходимо выровнять руль, возвращая машину в прямое положение на полосе.
- Выключить поворотник.
- Подстроиться под скорость движения потока.
Для успешной сдачи теории и практики ученики должны назубок выучить эти правила и разобрать схемы разворотов. В основном это не составляет особых проблем у 98% учеников. Для практических навыков лучше чаще тренироваться, выбирая для начала менее загруженные перекрёстки, ведь всем известно опыт приходит только с практикой.
Наказания за нарушения правил разворота
Статья 12.14 КоАП регламентирует наказания за данный вид правонарушений:
- если водитель стоит в левой полосе без включенного поворотника — пятьсот рублей;
- при езде задним ходом для совершения манёвра там, где это не предусмотрено правилами – 500 рублей;
- 1000-1500 рублей, если разворот произведён в неположенном месте.
Также инспектор ГИБДД вправе выписать штраф водителю, который для разворота выбрал опасную траекторию движения:
- при развороте по большему радиусу с въездом за разметку перекрёстка — 1500 рублей;
- при малом радиусе, водитель заехал за пределы перекрёстка или на — пять тысяч рублей. А при вторичном правонарушении — лишение ВУ на 12 месяцев.
Важно
- Следует помнить, что совершая манёвр через трамвайные пути, нужно убедиться в отсутствии данного ТС. Не стоит забывать, что общественный транспорт всегда имеет преимущество.
- Перед тем как совершить разворот, необходимо быть предельно осторожным и внимательным.
- Всегда обращать внимание на разметку, светофором и знаками.
- Не спешить на повороте-развороте, особенно если опыта вождения пока мало.
- Для манёвра лучше выбирать регулируемые перекрёстки.
- Необходимо соблюдать установленный порядок движение по перекрёсткам.
Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться, совершая поворот налево и разворот на перекрёстке. Либо самостоятельно протестировать в онлайн- режиме
Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.
Поворот налево и разворот на перекрёстке
Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения . Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.
На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.
Разворот на перекрёстке
Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами , нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.
Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.
Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.
Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.
При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.
Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.
На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу.
Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.
ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю
.
На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.
При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.
Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.
На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.
Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.
Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.
ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.
Их не так уж много, они стандартизированы настолько, насколько это в принципе возможно, чтобы не вызывать противоречивых ситуаций на дороге. Их, если позволите, миссия состоит в том, чтобы сделать вождение безопасным. Этой же цели подчинены разметка, знаки и т. д.
Идея в том, что если все водители будут следовать ПДД, количество нештатных ситуаций на дороге, а значит, и ДТП удастся снизить до теоретически возможного минимума. Проблема в том, что не все водители помнят эти правила. Мы не имеем в виду тех, кто их не соблюдает сознательно. Речь идёт о том, что очень сложно удержать в памяти мельчайшие нюансы всех правил движения. Основные вы помните очень хорошо, потому что пользуетесь ими каждый день. А вот подробности некоторых правил рекомендуется периодически обновлять в памяти.
Яркий пример - правила выполнения разворота на дороге. Водители выполняют этот манёвр каждый день, подчас не задумываясь о том, как сделать его в полном соответствии с ПДД. Между тем есть немало нюансов. О них и расскажем.
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу. В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёстке
Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно - старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Рельсы на дороге
В случае если на перекрёстке есть трамвайные пути, они считаются полосой движения. В плане правильного выполнения разворота для вас действует то же правило: выполнять его только из крайнего левого положения. Но теперь нужно обратить внимание на . Если разметки нет, но есть знак, обозначающий направления движения по полосам, то крайнее левое положение на вашей полосе будет правее трамвайных путей, так что вы должны доехать до места поворота и выполнять разворот оттуда. Если знака тоже нет, то, соответственно, крайнее левое положение будет на трамвайных путях. Вы заезжаете на пути, пропуская трамвай, разумеется, и разворачиваетесь.
Однако при наличии разметки ситуация может кардинально поменяться. Один из немногих случаев, когда разворот через трамвайные пути будет запрещён, зависит как раз от неё. Обратите внимание: если справа от путей есть «сплошная», то в этом месте запрещён и поворот налево, и разворот. Но такая разметка - общий случай и, как правило, не требует дополнительных разъяснений. Разворот на трамвайных путях почти всегда разрешён, и выполнение его из-за специфики движения трамваев не вызывает особых трудностей.
Разворот без перекрёстка
У вас могло сложиться впечатление, что мы будем говорить только о разворотах на перекрёстке. Но это не так. Ведь разворот вне перекрёстка тоже выполняется водителями очень часто и он важная часть повседневного дорожного движения.
Если разметка позволяет вам выполнить разворот на дороге, то есть сменяется со сплошной на прерывистую с одной или обеих сторон, то, заняв крайнее левое положение, начинайте манёвр, пропустив, соответственно, встречный поток. Тут есть нюанс: разворот на многополосной дороге по такой схеме вы выполните без особых трудностей; пространство позволяет построить траекторию без необходимости упираться в бордюр и сдавать назад, что на оживлённой дороге было бы неудобно и весьма опасно. Разворот на узкой дороге, как говорят правила, можно при необходимости выполнять не только из левой полосы. В этом случае займите полосу правее, пропустите попутный поток вместе со встречным и тогда начинайте движение. Если же правой полосы нет (например, так бывает на узкой загородной дороге), то допускается использование обочины. Именно обочины, а не тротуара, это очень важно. Но будьте аккуратны и внимательны, обязательно сигнализируйте водителям о своём намерении поворотниками, ведь вам нужно пропустить сразу два потока.
Если в месте вашего разворота вне перекрёстка есть трамвайные пути, то (в отсутствие и разметки, естественно) выполнять разворот на дороге следует именно с них. В этом случае пропускаете два потока и трамвай.
Главное в этом манёвре то, что выполнять его следует, только когда вы не создадите препятствий для других участников движения. Разворот на четырёхполосной дороге не создаст для вас трудностей: она достаточно широкая, на ней вы спокойно займёте нужную для этого полосу. Разворот на двухполосной дороге будет несколько сложнее, но тоже вполне осуществим. А вот когда нельзя разворачиваться вообще, мы расскажем прямо сейчас.
Запрещённый приём
Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.
Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:
- разметкой;
- знаками;
Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:
- пешеходные переходы;
- тоннели;
- мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
- переезды через железнодорожные пути;
- места с затруднённой видимостью;
- остановки транспорта.
Давайте по порядку. Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно. Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками. Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.
Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги. То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой. Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя! Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.
Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью. Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях. Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками. Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.
Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода. При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана. Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.
Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний. То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч. Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.
Послесловие
Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё - хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп - это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.
Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.