Дерево династии рюриковичей. История Руси
Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.
Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.
*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).
Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.
Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.
Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).
«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.
Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.
Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.
Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.
* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.
Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»
Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?
Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».
*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.
По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.
* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.
Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.
* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).
Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.
В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».
*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.
Рюрик — согласно летописной легенде, начальник варяжского военного отряда, призванный ильменскими славянами княжить вместе с братьями Синеусом и Трувором в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.
Олег (?—912) — родственник Рюрика, князь Новгородский (с 879) и Киевский (с 882). В 907 совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры.
Игорь (?—945) — сын Рюрика, великий князь Киевский с 912. В 941 и 944 совершил походы В Византию, с которой заключил договор. Убит древлянами, Восставшими во время сбора дани.
- Дети: Святослав — см. ниже
- Ольга (?-969) — жена князя Игоря, великая княгиня Киевская. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 приняла христианство.
Святослав (?—972)— сын князя Игоря, великий князь Киевский. Совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965) Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией на Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и другими вел русско-византийскую войну 970—971. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов.
- Дети: Владимир (см. ниже)
- Олег (?-977), князь Древлянский
Ярополк (?-980), князь Киевский (с 972). Пытался подчинить себе территории на севере и северо-востоке Руси, но был побежден младшим братом Владимиром.
Владимир (?-1015) — сын князя Святослава, князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и другим, заново укреплен И застроен каменными зданиями Киев. В 988—989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назван Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.
- Дети: Борис (?—1015), князь Ростовский. Убит сторонниками Святополка. Канонизирован Русской православной церковью.
- Всеволод, князь Владимиро-Волынский
- Вышеслав, князь Новгородский
Глеб (7- I 0 I 5), князь Муромский. Убит по приказу Святополка. Канонизирован Русской православной церковью
- Изяслав (см. ниже)
Мстислав (?-1О36), князь Тмутараканский (с 988) и Черниговский (с 1026). Покорил ряд кавказских племен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по реке Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава.
Святослав (?—1015), князь Древлянский. Убит по приказу Святополка
Святополк Окаянный (ок. 980-1019), князь Туровский (с 988) и Киевский (1015-1019). Убил трех своих братьев и завладел их уделами. Изгнан Ярославом Мудрым. В 1018 с помощью польских и печенежских войск захватил Киев, но был разбит.
- Станислав
- Судислав (?-1063)
Изяслав (?-1001) —сын князя Владимира, князь Полоцкий
- Дети: Брячислав (?-1044), князь Полоцкий
- Внуки: Всеслав (?-1101), князь Полоцкий
- Правнуки: Глеб (?-1119), князь Минский
- Праправнуки: Владимир, князь Минский
- Прапраправнуки: Василий, князь Логовский
- Праправнуки: Всеволод, князь Изяславльский
Ростислав , князь Полоцкий
- Правнуки: Давид, князь Полоцкий
- Рогволод (Борис), князь Полоцкий
- Праправнуки: Василий (Рогволод), князь Полоцкий
- Прапраправнуки: Глеб, князь Друцкий
- Правнуки: Роман (?-1116), князь Полоцкий
- Ростислав (Георгий)
- Святослав, князь Полоцкий
- Праправнуки: Василько, князь Полоцкий
- Прапраправнуки: Брячислав, князь Витебский
- Всеслав, князь Полоцкий
Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) — сын князя Владимира, великий князь Киевский (1019). Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), в 1036 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлена «Русская правда».
- Дети: Анастасия, королева Венгерская
- Анна (ок. 1024 —не ранее 1075), жена (1049-1060) французского короля Генриха I . Правительница Франции в малолетство сына — Филиппа I
- Владимир (?-1052), князь Новгородский
- Внуки: Ростислав, князь Тмутараканский
- Правнуки: Василько (?-1124), князь Теребовльский
Володарь (?—1124), князь Перемышльский. Добивался независимости Галицкой земли от Киева. Используя союз с половцами и Византией, вместе с братом Васильком успешно боролся с венгерскими и польскими феодалами. Воевал с князьями Святополком Изяславичем и Давидом Игоревичем. Утвердился вместе с Васильком в Теребовле.
- Праправнуки: Владимир (?-1152)
- Прапраправнуки: Ярослав Осмомысл (?-И87), князь Галицкий. Участник многочисленных феодальных войн, походов на половцев и венгров. Многими международными связями усилил Галицкое княжество. Боролся против сепаратизма бояр.
- Праправнуки: Ростислав
- Прапраправнуки: Иван Берладник (?-1162)
- Правнуки: Рюрик (?—1092), князь Перемышльский
- Дети: Всеволод (1030-1093), князь Переяславский (с 1054), Черниговский (с 1077), великий князь Киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу с половцами.
- Внуки: Владимир Мономах (см. ниже)
- Евпраксия (?-1109)
Ростислав (?—1093), князь Переяславский
- Дети: Вячеслав (?—1057), князь Смоленский
- Внуки: Борис (?—1078), князь Тмутараканский
- Дети: Елизавета, королева Норвежская
- Игорь (?—1060), князь Владимирский
- Внуки: Давид (?-1112), князь Владимиро-Волынский
- Дети: Изяслав (1024-1078), великий князь Киевский (1054-1068,1069-1073,1077-1078). Изгонялся из Киева (народным восстанием в 1068 и братьями в 1073), возвращал власть с помощью иностранных войск.
- Внуки: Евпраксия, королева Польская
- Мстислав (?-1068)
Святополк (1050-1113), князь Полоцкий в 1069-1071, Новгородский в 1078-1088, Туровский в 1088-1093, великий князь Киевский с 1093. Лицемерный и жестокий, разжигал княжеские междоусобия; угнетением народа подготовил вспыхнувшее после его смерти восстание в Киеве.
- Правнуки: Брячислав (?-1127)
- Изяслав (?-1127)
- Мстислав (?-1099)
- Ярослав (?— 1123), князь Владимирский
- Праправнуки: Юрий (?-1162)
- Внуки: Ярополк (?—1086), князь Туровский
- Правнуки: Вячеслав (?-1105)
- Ярослав (?-1102), князь Брестский
- Дети: Илья (?-1020)
Святослав (1027—1076), князь Черниговский с 1054, великий князь Киевский с 1073. Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы Руси от половцев и турков
- Внуки: Глеб (?-1078), князь Новгородский и Тмутараканский
- Давид (см. ниже)
- Олег Гориславич (см. ниже)
- Роман (?—1079), князь Тмутараканский
- Ярослав (?-1129), князь Муромский и Черниговский
- Давил Святославич (?—1123), внук князя Ярослава Мудрого, князь Черниговский
- Дети: Владимир (?-1151), князь Черниговский
- Внуки: Святослав(?—1166), князь Вщижский
- Дети: Всеволод (?-1124), князь Муромский
- Изяслав (?—1161), великий князь Киевский
- Ростислав (?-1120)
- Святослав (Святоша) (?-1142), князь Черниговский
Олег Святославич (Гориславич) (?—1115) — внук Ярослава Мудрого. Княжил в Ростово-Суздальской земле, на Волыни; потеряв владения, бежал в Тмутаракань, дважды при поддержке половцев захватывал Чернигов, был в плену у хазар, затем в Византии в ссылке на о. Родос. В «Слове о полку Игореве» прозван Гориславичем.
- Дети: Всеволод (?—1146), князь Черниговский (1127—1139), великий князь Киевский (с 1139). Участник междоусобий; жестоко угнетал народ, что вызвало после его смерти восстание в Киеве.
- Внуки: Святослав (?—1194), великий князь Киевский
- Правнуки: Владимир (?—1201), князь Новгородский
- Всеволод Чермный (?-1212)
- Праправнуки: Михаил (1179—1246), князь Черниговский. В 20-х гг. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь Киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь; убит в Золотой Орде.
- Прапраправнуки: Ростислав (?-1249)
- Правнуки: Глеб(?-1214)
- Праправнуки: Мстислав, князь Туровский
- Правнуки: Мстислав (?—1223), князь Черниговский
- Олег (?—1204), князь Черниговский
- Праправнуки: Давид
- Внуки: Ярослав (?—1198), князь Черниговский
- Правнуки: Ростислав (?—1214), князь Сновский
Ярополк
- Дети: Всеволод Большое Гнездо (1154—1212), великий князь Владимирский. Успешно боролся с феодальной знатью; подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. Имел 12 детей (отсюда прозвище).
- Внуки: Иван (?-1239), князь Стародубский
Константин (1186—1219), великий князь Владимирский (с 1216). В 1206-1207 княжил в Новгороде. При поддержке князя Мстислава Мстиславича Удалого и новгородско-псковско-смоленско-ростовского общего войска победил своих братьев Ярослава и Юрия в Липицкой битве (1216). Отобрал у Юрия великокняжеский стол.
- Правнуки: Василий (?—1238), князь Ростовский
- Владимир (?— 1249), князь Углицкий
- Всеволод (7—1238), князь Ярославский
- Внуки: Святослав (?—1252)
Юрий (Георгий) (1188— 1238), великий князь Владимирский (1212—1216 и с 1218). Потерпел поражение в Липицкой битве (1216) и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 заложил Нижний Новгород; разгромлен и погиб в бою с монголо-татарами на реке Сить.
- Правнуки: Владимир (?-1238)
- Всеволод (?—1238), князь Новгородский
- Мстислав (?-1238)
- Внуки: Ярослав(1191—1246). Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216). В 1236—1238 княжил в Киеве, с 1238 великий князь Владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду, а также в Монголию.
- Правнуки: Александр Невский (см. ниже)
- Андрей (?—1264)
- Дети: Глеб (?—1171), князь Переяславский
- Иван (?-1147), князь Курский
- Михаил (?-1176), князь Владимирский
- Мстислав, князь Новгородский
- Внуки: Ярослав(7—1199), князь Волоколамский
- Дети: Ростислав (7—1151), князь Переяславский
- Внуки: Мстислав (?- 1178), князь Новгородский
- Правнуки: Святослав, князь Новгородский
- Внуки: Ярополк (?-1196)
- Дети: Святослав (?-1174)
- Ярослав (?-1166)
Норманнская или варяжская теория, раскрывающая аспекты становления государственности на Руси, основана на одном простом тезисе – призвании варяжского князя Рюрика новгородцами для управления и защиты большой территорией племенного союза словен ильменских. Таким образом, ответ на вопрос о том, с каким событием связано появление династии, вполне понятен.
Этот тезис присутствуют в древней , написанной Нестором. В настоящий момент он является спорным, но один факт всё же неоспорим – Рюрик стал основателем целой династии государей, которые правили не только в Киеве, но и в других городах Русской земли, в том числе и в Москве, и именно поэтому династию правителей Руси называли Рюриковичи.
Вконтакте
История династии: начало
Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.
Рюрик
Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.
Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.
Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.
Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями — Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.
Олег и Игорь
Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.
Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец; мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).
Сколько лет княжил Олег ? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.
Ольга и Святослав
Правление Игоря нельзя назвать успешным . Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.
Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства . Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.
Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.
Ярополк и Владимир
Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.
Ярослав и его сыновья
Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды — Ярослав.
Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.
Ярослав княжил до 1054 года . После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.
Киевский престол занял старший сын Ярослава — Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.
Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.
Родословная Рюриковичей . Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)
Поколение | Имя князя | Года правления |
I поколение | Рюрик | 862-879 (новгородское княжение) |
Олег (Вещий) | 879 – 912 (новгородское и киевское княжение) | |
II | Игорь Рюрикович | 912-945 (киевское княжение) |
Ольга | 945-957 | |
III | Святослав Игоревич | 957-972 |
IV | Ярополк Святославич | 972-980 |
Олег Святославич | Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году | |
Владимир Святославич (Святой) | 980-1015 | |
V | Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный | 1015-1019 |
Ярослав Владимирович (Мудрый) | 1019-1054 | |
VI | Изяслав Ярославович | 1054-1073; 1076-1078 (киевское княжение) |
Святослав Ярославович (Черниговский) | 1073-1076 (киевское княжение) | |
Всеволод Ярославович (Переяславский) | 1078-1093 (киевское княжение) |
Родословная Рюриковичей периода Феодальной раздробленности
Прослеживать династическую линию рода Рюриковичей в период Феодальной раздробленности невероятно сложно, так как правящий княжеский род максимально разросся . Главными ветвями рода на первом этапе феодальной раздробленности можно считать черниговскую и переяславскую линии, а также галицкую, о которой нужно говорить отдельно. Галицкий княжеский дом берёт своё начало от старшего сына Ярослава Мудрого, Владимира, который умер ещё при жизни отца, и наследники которого получили в удел Галич.
Важно отметить, что все представители рода стремились занять Киевский престол, так как в таком случае они считались правителями всего государства.
Галицкие наследники
Черниговский дом
Переяславский дом
С Переяславским домом, номинально считавшимся младшим, всё намного сложнее. Именно потомки Всеволода Ярославовича дали начало владимиро-суздальским и московским Рюриковичам. Главными представителями этого дома являлись:
- Владимир Всеволодович (Мономах) – был киевским князем в 1113-1125 гг (VII поколение);
- Мстислав (Великий) – старший сын Мономаха, был киевским князем в 1125-1132 гг (VIII поколение);
- Юрий (Долгорукий) – младший сын Мономаха, становился киевским правителем несколько раз, последний в 1155-1157 гг (VIII поколение).
Мстислав Владимирович дал начало Волынскому дому Рюриковичей, а Юрий Владимирович — Владимиро-Суздальскому.
Волынский дом
Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом
Владимиро-суздальский дом стал главным на Руси после смерти Мстислава Великого. Князья, сделавшие своей столицей сначала Суздаль, а потом и Владимр-на-Клязьме, играли ключевую роль в политической истории периода Ордынского вторжения.
Важно! Даниил Галицкий и Александр Невский известны не только как современники, но и как соперники за великокняжеский ярлык, а ещё у них был принципиально разный подход к вере – Александр держался православия, а Даниил принял католичество в обмен на возможность получить титул Короля Киевского.
Родословная Рюриковичей: Московский Дом
В завершающий период Феодальной раздробленности Дом Рюриковичей насчитывал больше 2000 членов (князей и младших княжеских семей). Постепенно лидирующие позиции занял Московский дом, который ведёт свою родословную от младшего сына Александра Невского – Даниила Александровича.
Постепенно, Московский дом из великокняжеского трансформировался в царский . Почему это произошло? В том числе и благодаря династическим бракам, а также успешной внутренней и внешней политике отдельных представителей Дома. Московскими Рюриковичами была продела гигантская работа по «собиранию» земель вокруг Москвы и по свержению Татаро-Монгольского Ига.
Московские Рюрики (схема с датами правления)
Поколение (от Рюрика по прямой мужской линии) | Имя князя | Годы правления | Значимые браки |
XI поколение | Александр Ярославович (Невский) | Князь Новгородский, Великий князь по ордынскому ярлыку с 1246 по 1263 гг | _____ |
XII | Даниил Александрович Московский | 1276-1303 (московское княжение) | _____ |
XIII | Юрий Даниилович | 1317-1322 (Московское княжение) | |
Иван I Даниилович (Калита) | 1328-1340 (Великое Владимирское и Московское княжение) | _____ | |
XIV | Семен Иванович (Гордый) | 1340-1353 (Московское и Великое Владимирское княжение) | |
Иван II Иванович (Красный) | 1353-1359 (Московское и Великое Владимирское княжение) | ||
XV | Дмитрий Иванович (Донской) | 1359-1389 (Московское княжение, а с 1363 по 1389 – Великое Владимирское княжение) | Евдокия Дмитриевна, единственная дочь Дмитрия Константиновича (Рюриковича), Суздальско – Нижегородского князя; присоединение к Московскому княжеству всех территорий княжества Суздальско-Нижегородского |
XVI | Василий I Дмитриевич | 1389-1425 гг | Софья Витовтовна, Дочь Великого литовского князя Витовта (полное примирение князей Литовских с правящим Московским домом) |
XVII | Василий II Васильевич (Тёмный) | 1425-1462 гг | _____ |
XVIII | Иван III Васильевич | 1462 – 1505 гг | Во втором браке с Софьей Палеолог (племянница последнего Византийского императора); номинальное право: считаться приемником императорской византийской короны и кесарем (царём) |
XIX | Василий III Васильевич | 1505-1533 гг | Во втором браке с Еленой Глинской, представительницей богатого литовского рода, ведущего своё происхождения от сербских правителей и Мамая (по преданию) |
XX |
Первый князь Руси
- IX век — восточные историки сообщали о крупном союзе славянских племен — Славии (с центром в Новгороде), Куявы (Киев), Артании
- 839 — во французских «Сен-Бертенских анналах» упоминаются представители народа «Рос», бывших в византийском посольстве к королю Каролингской династии Людовику Благочестивому
- 859 — Северные славянские племена Чудь, Словены,Мери, Веси и Кривичи отказались платить дань варягам. Усобица.
- 860 (или 867) — Призвание варягов для наведения порядка. Рюрик обосновался в городке Ладога
«Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг»». И бысть о сем молва велия – овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги»
В конце 1990-х гг. находки археолога Евгения Рябинина в Старой Ладоге доказывают: Ладога не только существовала за 100 с лишним лет до Рюрика, но и имела высочайший для той поры уровень развития производства. В 2 км от Ладоги Рябинин откопал Любшанскую крепость, которую возвели и вовсе в VI–VII веках, около 700 года перестроив на каменном основании. Близ Ладоги найден и самый древний в Восточной Европе токарный станок («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)
- 862 (или 870) — Рюрик начал княжение в Новгороде.
Русская историческая наука до сих пор не пришла к единому мнению, кем был Рюрик, существовал ли вообще, призывали ли его славяне на княжение и для чего. Вот что пишет по этому поводу академик Б. А. Рыбаков:«Было ли призвание князей или, точнее, князя Рюрика? Ответы могут быть только предположительными. Норманнские набеги на северные земли в конце IX и в X веке не подлежат сомнению. Самолюбивый новгородский патриот мог изобразить реальные набеги как добровольное призвание варягов северными жителями для установления порядка. Такое освещение варяжских походов за данью было менее обидно для самолюбия новгородцев, чем признание своей беспомощности. Приглашенный князь должен был «рядить по праву», оградить подданных какой-либо грамотой.
Могло быть и иначе: желая защитить себя от ничем не регламентированных варяжских поборов, население северных земель могло пригласить одного из конунгов на правах князя, с тем чтобы он охранял его от других варяжских отрядов. Рюрик, в котором некоторые исследователи видят Рюрика Ютландского, был бы подходящей фигурой для этой цели, так как происходил из самого отдаленного угла Западной Балтики и был чужаком для варягов из Южной Швеции, расположенных ближе к чуди и восточным славянам. Наукой недостаточно разработан вопрос о связи летописных варягов с западными, балтийскими славянами.
Археологически связи балтийских славян с Новгородом прослеживаются вплоть до XI века. Письменные источники XI века говорят о торговле Западной Балтики с Новгородом. Можно допустить, что если призвание иноземного князя имело место в действительности как один из эпизодов противоваряжской борьбы, то таким князем мог быть Рюрик Ютландский, первоначальное место княжения которого находилось по соседству с балтийскими славянами. Высказанные соображения недостаточно обоснованны, чтобы на них строить какую-либо гипотезу» - 864 — Захват варягами Аскольдом и Диром княжеской власти в Киеве
- 864 (874) — Поход Аскольда и Дира в Константинополь
- 872 — «Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его»
- 873 — Рюрик роздал города Полоцк, Ростов, Белоозеро он отдал во владение своим приближенным
- 879 — Рюрик умер
Династия Рюриковичей
- Олег 879-912
- Игорь 912-945
- Ольга 945-957
- Святослав 957-972
- Ярополк 972-980
- Владимир Святой 980-1015
- Святополк 1015-1019
- Ярослав I Мудрый 1019-1054
- Изяслав Ярославич 1054-1078
- Всеволод Ярославич 1078-1093
- Святополк Изяславич 1093-1113
- Владимир Мономах 1113-1125
- Мстислав Владимирович 1125-1132
- Ярополк Владимирович 1132-1139
- Всеволод Ольгович 1139-1146
- Изяслав Мстиславич 1146-1154
- Юрий Долгорукий 1154-1157
- Андрей Боголюбский 1157-1174
- Мстислав Изяславич 1167-1169
- Михаил Юрьевич 1174-1176
- Всеволод Юрьевич (Большое гнездо) 1176-1212
- Константин Всеволодович 1216-1219
- Юрий Всеволодович 1219-1238
- Ярослав Всеволодович 1238-1246
- Александр Ярославич Невский 1252-1263
- Ярослав Ярославич 1263-1272
- Василий I Ярославич 1272-1276
- Дмитрий Александрович Переяславский 1276-1294
- Андрей Александрович Городецкий 1294-1304
- Михаил Ярославич 1304-1319
- Юрий данилович 1319-1326
- Александр Михайлович 1326-1328
- Иоанн I Данилович Калита 1328-1340
- Симеон Иоаннович Гордый 1340-1353
- Иоанн II Кроткий 1353-1359
- Дмитрий Константинович 1359-1363
- Дмитрий Иоаннович Донской 1363-1389
- Василий I Дмитриевич 1389-1425
- Василий II Васильевич Тёмный 1425-1462
- Иоанн III Васильевич 1462-1505
- Василий III Иоаннович 1505-1533
- Елена Глинская 1533-1538
- Иоанн IV Грозный 1533-1584
- Федор Иоаннович 1584-1598
- Борис Годунов 1598-1605
- Василий Шуйский 1606-1610
Последнее обновление:
15.Августа.2018, 18:05
[ОБЗОРЫ]
применяемая в истор. л-ре название потомков великого кн. Игоря, который, по летописной легенде, считался сыном Рюрика (пил. Рюрик, Синеус и Трувор). Р. стояли во главе древнерус. гос-ва, а также крупных и мелких княжеств периода феод. раздробленности. В 12-13 вв. некоторых Р. называли также по именам родоначальников ответвлений рода Г.- Мономаховичи, Ольговичи и др. Р. считались также правители Русского централизованного государства (потомки владимиросуздальських Мономаха). Последний царь дин. Р. Федор Иванович умер в 1598 г.
правящая династия в Киевской Руси. Получила название и ведет начало от легенд, князя Рюрика, который упоминается в «Повести временных лет». Наиболее известными его наследниками были великие князья киевские Игорь (правил в 912-945), Святослав Храбрый (ок. 945-972), Владимир Великий (978-1015), Ярослав Мудрый (1019-54), Всеволод (1078-93) Владимир II Мономах (1113- 25), Мстислав Владимирович (1125-32). В период феод, раздробленности представители Р. правили в окр. княжествах (Киевском, Черниговском, Переяславском, Владимиро-Суздальском и др.), где основали местн. династии - Мономаховичей, Ольговичей, Романовичей и др. Роман Мстиславич, основатель династии Романовичей, образовал тысяча сто девяносто девять одну из самых мощных государств на тер. Киев. Руси - Галицко-Волынское княжество. Его сын Даниил Романович Галицкий в 1254 стал королем этой гос-ва. Среди самых известных Ольговичей, потомков черниговского и новгород-северского князя Олега Святославича (умер 1 115), является его внук Игорь Святославич, воспетый в «Слове о полку Игореве». Удельные князья династии Р. правили в укр. землях к кон. 15 в. Одна из ветвей Г. (потомки владимиро-суздальских Мономаховичей) впоследствии стала великокняжеской (с 14 в.) И царской (с 16 в.) Династией в Моск. гос-ве. Ост. моск. царь из династии Р. - Федор Иванович - умер 1598 В 17 в. часть Р. постепенно слилась с представителями др. родов, имея вел. влияние при рус. дворе (например., потомки черниговских Р.: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербаковы и др.).
+ дополнительный материал: