Державин властителям и судиям анализ. Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина
- К кому обращается Державин в стихотворе-нии «Властителям и судиям»? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?
- Как понимает Державин назначение правите-лей, «земных богов»?
- Каков настоящий облик «властителей и су-дий»? Соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
- Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?
- Каким стилем написано стихотворение «Влас-тителям и судьям»?
- Сопоставьте это стихотворение с одой Ломо-носова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властите-лям. В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведени-ях «земных богов» Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, на-поминая об обязанностях перед поддан-ными. Стихотворение содержит и обличе-ние, и наказ (наставление).
Земные правители должны, как ут-верждает Державин, строго следовать за-конам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправед-ливости («от сильных защищать бессиль-ных»), заботиться о материальных нуж-дах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед за-коном.
На самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном госу-дарственном деятеле. При их попуститель-стве творятся злодейства и несправедли-вости, процветает мздоимство (взяточни-чество). «Земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним Богом обязанности. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отноше-ния к творимым беззакониям: «Не вне-млют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса». Ничтожность царей, их че-ловеческая слабость, склонность к соблаз-нам становятся особенно ощутимы благо-даря антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:
Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!Надеется ли поэт на исправление пороков власти?
Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевыш-нему быть «един царем земли» и покарать лукавых властителей и судей.
Негодование, презрение, ирония по от-ношению к земным властителям. Даже выражение «земные боги» воспринимает-ся здесь как ирония. Злодейство, не-правда, покрыты мздою очеса, лука-вые — лексика, характеризующая поро-ки власть имущих. Вместе с тем мы слы-шим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо за-щищать, «исторгнуть бедных из оков». Бедные, сироты, вдовы — объект сочувст-вия автора. Он называет их правыми и об-ращается к Богу: «Боже правых», на ко-торого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призы-вом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли. Материал с сайта
Стихотворение написано высоким сти-лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об-личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос-стал, всевышний, сонм, взирать, по-кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра-жению мыслей и чувств Державина.
Сходство в понимании назначения выс-шей власти: забота о подданных, соблюде-ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер-жавина полны поучений монархам. Раз-личие состоит в том, что Ломоносов отож-дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри-цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно-сова мы не найдем державинские обличе-ния власти.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- Державин властителям и судиям тема поэта и власти в стихотворении
- тема и идея властителям и судиям
- в стихотворении властителям и судьям выражается
- стихотворения властителям и судиям слово учителя
- властителям и судьям державин стихотворение
Праведный гнев обладает сокрушительной силой по своей природе. Ведь он несёт в себе ветер справедливости. А если он еще и подкреплён мистической мощью поэзии, его порыв ничто не может остановить. Стихотворение Гавриила Державина «Властителям и судиям» показывает читателю пример именно такого праведного гнева.
Дело в том, что стих написан в то время, когда автор работал в провинции военным чиновником. Он увидел там, насколько сильно высшему обществу нет дела к людям простым, которые удерживают страну на своих сильных плечах. Державин пытался как-то исправить ситуацию, он хлопотал к высшим чинам государства о беспределе, но слышал в ответ только насмешки. Гнев нужно куда-то выплеснуть, и поэт нашёл выход в стихах.
Произведение начинается с практически библейского обращение к земным владыкам судеб, сильным этого мира. Но Державин в первой же строчке выходит на уровень, он называет их «земными богами», чтобы обозначить всю ту власть над простым русским человеком, которая им доступна. Важный момент в том, что из биографии писателя мы знаем, что считал царскую семью образцом морали и праведности, а все беды в России были из-за их окружения, которое постоянно доносило ложь в их уши. Именно поэтому он задаётся вопросом, доколе «земные боги» будут щадить зло.
Вообще, вся первая часть стихотворения является программной, автор перечисляет обязанности, которые несёт за собою верховная власть. Это помощь бедным, слабым и невинным. Казалось бы, очевидная вещь, но не видят ёё те, к кому обращается Державин. Главная мысль проста до бесконечности: власть всегда сопровождается огромной ответственностью.
«Цари! Я мнил, вы боги властны».
Здесь он выразит мысль, к которой, очевидно, шёл очень долгое время. Несмотря на всю ту силу, которой они обладают, пусть даже в их руках будет весь мир, но они тоже люди. Они из крови и плоти. Цари тоже будут стоять перед Богом на суде, и судить их будут по тем же законам, что и деревенских мужиков или городских блудниц. И одному Всевышнему известно, кто получит от Него большее снисхождение. Он подводит итог под этой мыслью очень мощной строчкой:
«И вы подобно так умрете
Как ваш последний раб умрет!».
Рано или поздно земная жизнь завершиться и придётся отвечать за свои грехи, свою власть и ёё использование.
В финале стихотворения отчаявшийся Державин обращается к самому Богу:
«Воскресни, боже! боже правых!».
Он приходит к мысли, что нормальная жизнь никогда не наступит в этом грешном мире, пока сам Иисус не воскреснет вновь, не заменит и не объединит все престолы мира под единой властью Царства Божьего. Это идея показывает, насколько трагичным по своей сути этот стих является. Оно отображает весь дух времени, смутного века, тёмного и трудного, где никто не видит выхода из тьмы.
Г.Р. Державин. "Властителям и судиям"
История создания
С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».
За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».
Псалом – это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи стихотворения
Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рёк, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Художественное своеобразие стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны...»; «Воскресни Боже! Боже правый!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.
С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».
Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.
Стихотворение «Властителям и судиям» было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано - в «Санкт-Петербургском Вестнике». С большим трудом добивался поэт этой публикации. И всё же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него своё чисто «русское» возмущение от «деяний сильных мира сего».
На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделённые высокой властью. Автор убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбцы» не способны понять простого человека и тем более помочь ему. Поэт горько «кричит» о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти «земных богов» . Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема её ясна - убедить правителей жить по законам человечности и добродетели. Ещё Державин обращается и к «судиям» . Он в их лице видит мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха - посодействовать «высокому судейству» и покарать «возмущённым» словом «зазнавшихся» владык.
По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание «карай лукавых» - это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к «Властителям и судиям». В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.
Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: «Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своём государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств. И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек. Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова».
«Властителям и судиям» написано ямбом , с помощью перекрёстной рифмы: судит-будет (женская), их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных (прилагательные), покров-оков (существительные), знают-потрясают (глаголы). Но есть и исключения: судья - я, внемли-земли.
В эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны . Это придаёт стихотворению торжественность и силу. Историзмы : рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ - подчёркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина сравнения :
И вы подобно так падёте,
как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
как ваш последний раб умрёт!
Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.
Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И всё же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью - одой - называют державинское стихотворение. Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.
Стихотворение "Властителям и судиям" поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение - крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным. И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.
Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности - вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но "земные боги" не делают этого. Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.
Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его "гневной одой". Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.
Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Оду "Властителям и судьям" Гавриил Державин написал в 1787 году. Будучи государственным деятелем, писал смог на себе прочувствовать всю несправедливость и злость того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечением преступной деятельности высших слоёв общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решился на написание оды по тематике псалома 81.
Вся его суть заключалась в обращении к Богу, путём праведных песнопений.
Первое творение поэта по этой тематике так и не вышло в издательство из-за редакторов, которые не допустили выпуска псалома Державина. Издательство "Санкт-Петербургского вестника" считало оду слишком пафосной и гневной.
Тем не менее, Гавриил Державин добился издательства своего переработанного стиха спустя пять лет. Изменив название на "Властителям и судьям", новое творение поэта выходит в издательство.
Свои мысли и чувства писатель находит в библейских сказаниях, которые и превозносит в стихотворение в переработанной форме. Несправедливость, злость, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов - всё эти темы вбирает в себя ода "Властителям и судьям".
Гневной тирадой рассыпается Державин на несоблюдение этих законов в реальной жизни. В этих строчках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но по словам писателя, неизбежно наказание властителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина, по отношению к людям стоящим у власти, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строчках оды, писатель проявляет свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из которой, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Главная тема, которую поднимает в своем стихотворении "Властителям и судьям" Гавриил Державин остаётся значимой и по наши дни. "Лукавые" правители, чьи поступки наполнены злостью, несправедливостью и пороками во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но по словам писателя, обязательно настанет день, когда справедливость восторжествует и победит зло.
Анализ стихотворения Властителям и судиям по плану
Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора