«Доходное место»: анализ комедии, постановки. Жениться, как только получит место столоначальника
Москва, первые годы царствования Александра второго. Важный и старый чиновник Аристарх Владимирович Вышневский входит в большой зал, обставленный богатой и добротной мебелью со вкусом. Рядом с ним под руку, его молодая жена Анна Павловна, которую он упрекает в холодности к нему. Чиновник отправляется в свой кабинет. К нему по служебным делам входит опытный чиновник Юсов, который служит в его департаменте, а с ним Белогубов, молодой подчинённый. Выходя из кабинета, Юсов с важным видом приказывает Белогубову переписать содержание на новый лист, сообщив, что почерком Вышневский остался доволен. Над Белогубовым стал смеяться Жадов, племянник Вышневского, который живёт на всём готовом. Но у Белогубова есть мечта. Он просит место столоначальника, объясняя желанием жениться.
Вышневский и Юсов ругают Жадова за неаккуратное хождение в должности, за глупые речи, что он произносит перед сослуживцами, и прекращает родственные отношения с ним. Появившейся тётушке, с которой дружен, Жадов сообщает, что намерен жениться на бедной девушке и жить своим трудом. Тем временем, Вышневский узнаёт, на ком собирается жениться Жадов, и поручает предупредить, чтобы не выдавали за дурака.
В доме, где живёт семья Кукушкиных, есть небогатая гостиная, в которой сёстры Юля и Полина шепчутся о женихах. Юленьке не нравится Белогубов, но она рада и за такого, только чтобы не слышать попрёков от матери. Зато Полина искренне влюблена в Жадова. Белогубов обещает Юле свадьбу не за горами, а Жадов объясняет Полине, что будут они жить своим трудом.
Прошёл год. В трактире, как-то встречаются Жадов и его друг Мыкин. За разговором и делятся друг с другом о жизни. Мыкин учительствует, но живёт один и доволен по средствам, а Жадов говорит, что женился по любви, но девушка неразвитая, дуется и страдает от бедности.
Как-то в гости к Полине, которая сидит у окна, заходит сестра. Она рассказывает, что у мужа дела идут хорошо, и как Белогубов её балует, дарит Юле шляпку. Входит Жадов, которого ругает мать Юли и Полины. Они ссорятся. Полина требует, чтобы Жадов просил место доходное. Вместе они отправляются к дядюшке.
В кабинет к Вышневскому входит Юсов, который говорит, что за открывшиеся недостатки сумм, Вышневского могут отдать под суд. Тут входят Жадовы. Племянник, скрепя сердцем, просит доходного места. Вышневский с Юсовым злорадно выражают свой восторг от происходящего, издеваясь над Жадовым. Опомнившись, он говорит о своей слабости, о том, что есть на свете честные люди, и он не сойдёт со своего пути. Жадовы, целуясь, уходят. Вбегает Юсов с сообщением, что с барином случился удар.
Действие комедии проис-ходит в Москве, в первые годы царство-вания Алек-сандра II. Старый важный чиновник Аристарх Влади-ми-рович Вышнев-ский, выхо-дящий в большую «богато мебли-ро-ванную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упре-кает её в холод-ности, жалу-ется, что ничем не может преодо-леть её равно-душие. Вышнев-ский уходит в кабинет, а Вышнев-ской мальчик приносит письмо, которое оказы-ва-ется любовным посла-нием от немо-ло-дого чело-века, имею-щего краса-вицу жену. Возму-щенная Вышнев-ская соби-ра-ется вместе со знако-мыми посме-яться над непри-ятным поклон-ником и уходит.
Появ-ля-ется пришедший к Вышнев-скому с делами служащий в его депар-та-менте старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Бело-губов, молодой подчи-ненный Юсова. Заметно важничая, выходит от началь-ника Юсов и прика-зы-вает Бело-гу-бову пере-пи-сать бумагу почище, сообщая, что в пере-пис-чики его выбрал сам Вышнев-ский, довольный его почерком. Это вызы-вает восторг Бело-гу-бова. Он лишь жалу-ется, что в грамоте не силен и за это над ним смеется Жадов, племянник Вышнев-ского, живущий у него в доме на всем готовом и также служащий под началь-ством Юсова. Бело-губов просит места столо-на-чаль-ника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и объяс-няет просьбу жела-нием жениться. Юсов благо-склонно обещает и также сооб-щает, что недо-вольный племян-ником Вышнев-ский намерен пред-ло-жить ему поки-нуть дом и попро-бо-вать само-сто-я-тельно пожить на деся-ти-рублевое жало-ванье. Появ-ля-ется Жадов, чтобы пого-во-рить с дядюшкой, но ему прихо-дится ждать в обще-стве Бело-гу-бова и Юсова, который ворчит на него и упре-кает в чрез-мерных амби-циях и неже-лании выпол-нять черную канце-ляр-скую работу. Появив-шейся тетушке, с которой он дружен, Жадов сооб-щает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим трудом. Тетушка выска-зы-вает сомнение в том, что молодая жена захочет жить в бедности, но Жадов думает её воспи-тать по-своему, уверяет, что, как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «милли-онной доли тех убеж-дений, кото-рыми <...> обязан воспи-танию». Однако сооб-щает, что хочет просить у дядюшки прибавки к жало-ванью. Появив-шийся Вышнев-ский и Юсов прини-ма-ются ругать Жадова за неак-ку-ратное хождение в долж-ность, за «глупые речи», которые он произ-носит перед сослу-жив-цами, смею-щи-мися над ним за глаза. Вышнев-ский резко осуж-дает наме-рение не имею-щего средств племян-ника жениться на беспри-дан-нице, они ссорятся, и Вышнев-ский, заявив, что прекра-щает с Жадовым родственные отно-шения, уходит.
Вышнев-ский расспра-ши-вает Юсова, на ком соби-ра-ется жениться его племянник, узнает, что на одной из дочерей небо-гатой вдовы чинов-ника Кукуш-киной. Вышнев-ский и пору-чает преду-пре-дить вдову, чтоб она не губила дочери, не отда-вала «за этого дурака». Остав-шись один, Юсов бранит новые времена, когда «маль-чишки стали разго-ва-ри-вать», и восхи-ща-ется «гением» и размахом Вышнев-ского. Однако выра-жает опасение из-за того, что он «в законе не совсем тверд, из другого ведом-ства».
Второе действие проис-ходит в небо-гатой гостиной в доме вдовы Кукуш-киной. Сестры Юленька и Полина разго-ва-ри-вают о своих женихах. Выяс-ня-ется, что Юленьке не нравится Бело-губов («дрянь ужасная»), но она рада-раде-хонька хоть за него выйти, чтоб изба-виться от воркотни и попреков матери. Полина говорит, что влюб-лена в Жадова. Появ-ля-ю-щаяся Кукуш-кина прини-ма-ется пилить Юлию за то, что Бело-губов долго не делает пред-ло-жения. Выяс-ня-ется, что Бело-губов намерен жениться, как только получит место столо-на-чаль-ника. Кукуш-кина удовле-тво-рена, но в завер-шение беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поми-нутно и точите, чтоб денег добы-вали».
Приходят Бело-губов с Юсовым. Кукуш-кина, остав-шись наедине с Юсовым, просит места для Бело-гу-бова, тот обещает. Юсов преду-пре-ждает Кукуш-кину о «небла-го-на-деж-ности» и «воль-но-дум-стве» жениха Полины Жадова. Но Кукуш-кина уверена, что все «пороки» Жадова «от холо-стой жизни», женится — пере-ме-нится. Появ-ля-ется Жадов, старшие остав-ляют молодых людей наедине с девуш-ками. Бело-губов бесе-дует с Юленькой и обещает, что свадьба не за горами. Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она искренне любит Жадова, честно расска-зы-вает о своей бедности, о том, что дома у них «все обман». Однако спра-ши-вает Жадова, есть ли у него знакомые купцы, которые, по словам Бело-гу-бова, будут делать им подарки. Жадов объяс-няет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое блажен-ство жить своим трудом». Жадов объяс-ня-ется в любви и просит у Кукуш-киной руки Полины.
Третье действие проис-ходит в трак-тире, примерно через год. Входят Жадов и его универ-си-тет-ский товарищ Мыкин, пьют чай и расспра-ши-вают друг друга о житье. Мыкин учитель-ствует, живет, «сооб-ра-зуясь со сред-ствами», холо-стяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», — поучает он Жадова. Жадов оправ-ды-ва-ется тем, что очень полюбил Полину и «женился по любви. Взял девушку нераз-витую, воспи-танную в обще-ственных пред-рас-судках», и жена стра-дает от бедности, «дуется немного, а иногда поплачет». Появ-ля-ются Юсов, Бело-губов и двое молодых чинов-ников, пришедших поку-тить по случаю удач-ного дела, принес-шего «куш» Бело-гу-бову, который угощает компанию. Он добро-душно пыта-ется пригла-сить и «братца» Жадова (теперь они родствен-ники по женам), но тот довольно резко отка-зы-ва-ется. Юсов форму-ли-рует свое-об-разную этику взяточ-ника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей моло-дежью Юсов пуска-ется в пляс и произ-носит речь о своих добро-де-телях: отца семей-ства, настав-ника моло-дежи, благо-тво-ри-теля, не забы-ва-ю-щего и бедных. Перед уходом Бело-губов «по-родствен-ному» пред-ла-гает Жадову денег, но тот возму-щенно отка-зы-ва-ется. Чинов-ники уходят. К Жадову подса-жи-ва-ется стряпчий Досужев, ирони-чески коммен-ти-рует виденную сцену. Они пьют. Оста-ваясь один, захмелевший Жадов запе-вает «Лучи-нушку», половой выпро-ва-жи-вает его со словами: «Пожа-луйте-с! Нехо-рошо-с! Безоб-разно-с!»
Четвертое действие развер-ты-ва-ется в «очень бедной комнате» Жадова, где в одино-че-стве у окна сидит Полина, жалу-ется на скуку и запе-вает. Приходит сестра, расска-зы-вает, как успешно идут дела у её мужа, как Бело-губов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возму-щаясь, что он «нынеш-него тону не знает. Он должен знать, что человек создан для обще-ства». Юлия дарит сестре шляпку и велит растол-ко-вать Жадову, что жена его «даром любить не будет». Остав-шись одна, Полина восхи-ща-ется умом сестры, раду-ется шляпке. Тут приходит Кукуш-кина. Она бранит Полину, что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыд-ницей» за то, что у нее «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуж-дает о вреде умников, пола-га-ющих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка? Сами же его выду-мали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благо-дар-ность!»
Появ-ля-ется Жадов, Кукуш-кина прини-ма-ется его бранить, а Полина ей подда-ки-вает. Проис-ходит ссора, Жадов просит тещу уйти. Он садится рабо-тать, но Полина, помня уроки родных, прини-ма-ется его пилить за отсут-ствие денег на удоволь-ствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они ссорятся, и Полина уходит. Жадов чувствует, что не в силах расстаться с женой, и посы-лает прислугу догнать Полину. Вернув-шаяся Полина требует, чтобы он шел к дядюшке просить доход-ного места. Жадов сдается, рыдая, он поет песню взяточ-ников из комедии Капниста «Ябеда». Испу-ганная Полина готова отсту-пить, но Жадов зовет её вместе идти к Вышнев-скому.
Последнее действие возвра-щает нас в дом Вышнев-ского. Вышнев-ская в одино-че-стве читает письмо своего осме-ян-ного поклон-ника, который сооб-щает ей, что в отместку за её поступок с ним пере-шлет её мужу случайно достав-шиеся ему письма Вышнев-ской к моло-дому чинов-нику Люби-мову. Она даже не испу-гана, соби-ра-ется упрек-нуть мужа в том, что он купил её у родных и сломал ей жизнь. В это время появ-ля-ется Юсов, бормоча туманные фразы о преврат-но-стях судьбы и губи-тель-ности гордости. Наконец выяс-ня-ется, что Вышнев-ского «за упущения» и «открыв-шиеся недо-статки сумм» отдают под суд, а осто-рожный Юсов говорит, что сам-то он «не подлежит большой ответ-ствен-ности», хотя при нынешних стро-го-стях его, пожалуй, отправят в отставку. Появ-ля-ется Вышнев-ский. Гневно оттал-кивая выра-жа-ющую состра-дание жену, он обра-ща-ется к Юсову: «Юсов! За что я погиб?» «Преврат-ность... судьба-с», — отве-чает тот. «Вздор! Какая судьба? Сильные враги — вот причина!» — возра-жает Вышнев-ский. Затем он отдает Вышнев-ской присланные ему письма к Люби-мову и назы-вает её «развратной женщиной». В обширном моно-логе Вышнев-ская отри-цает обви-нения.
Тут появ-ля-ются Жадовы. Скрепя сердце Жадов смиренно просит ради жены доход-ного места. Пора-женный Вышнев-ский прояв-ляет злорадный восторг от такого пово-рота событий. Они с Юсовым изде-ва-ются над Жадовым и в его падении видят суть нового поко-ления. Жадов опом-нился, говорит о своей личной слабости и о том, что в любом поко-лении есть честные люди, обещает, что более никогда не сойдет с прямого пути, и, обра-щаясь к жене, он отпус-кает её на волю, если ей трудно жить в бедности, но Полина уверяет, что и не соби-ра-лась поки-дать его, а только следо-вала советам родных. Жадовы целу-ются и уходят, Вышнев-ская напут-ствует их поже-ла-нием счастья. Вбегает Юсов с сооб-ще-нием, что у Вышнев-ского удар.
Премьера спектакля состоялась: 19 сентября 2013 года.
Возрастное ограничение: 16+
Классическую пьесу Александра Островского поставил культовый режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств России - Дмитрий Астрахан. Режиссер часто поднимает в своем творчестве темы социальные, злободневные, и «Доходное место» - не исключение. Совсем недавно у Дмитрия Астрахана вышла громкая кинопремьера, остросоциальный фильм «Деточки», обсуждение которого дошло до самых верхов власти: несправедливость, коррупция – эти темы обретают сегодня огромную актуальность. Тот же смысловой лейтмотив режиссер проводит и через спектакль «Доходное место». В сюжете пьесы постановщик увидел отражение современной действительности, а в действующих лицах – героев нашего времени. Молодой человек, Василий Жадов решает жить по совести, добиться карьерных вершин честным трудом. Он верит в любовь и убежден, что его избранница пройдет вместе с ним этот долгий, трудный, но единственно верный, на его взгляд, путь. Герой сталкивается с непреодолимыми препятствиями: он, как белая ворона, в этом мире коррупции, корысти и чинопочитания, в котором его идеалистические принципы считаются глупостью. Живые характеры, пульс времени, узнаваемые персонажи – все это делает спектакль привлекательным для всех возрастов – и для молодежи, и для старшего поколения. В главных ролях заняты, как молодые звезды театра – Иван Батарев и Алиса Золоткова, так и народные артисты России Николай Иванов, Игорь Шибанов, а также - Анна Дюкова, Радик Галиуллин и другие молодые актеры ТЮЗа. Режиссер о спектакле: «Пафос пьесы вполне злободневный: по большому счету, это ведь спектакль о коррупции, которая пронизывает все слои жизни, став ее нормой. Чиновники убеждены, что без взяток прожить нельзя, кто не берет – тот трус или дурак. И общественное мнение – не помеха. Вслушайтесь в текст: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Не пойман – не вор, вот вам и все общественное мнение». Ничего не напоминает? Это ведь просто публицистика нового времени, закадровый текст из горячего телевизионного сюжета, а никакой не 19-й век». Спектакль номинирован на театральную премию «Бронзовый лев Петербурга» в трёх категориях: Лучший драматический спектакль большой формы Лучшая мужская роль второго плана в драматическом театре (Игорь Шибанов - за роль Юсова) Лучшая женская роль второго плана в драматическом театре (Лиана Жвания - за роль Кукушкиной) ГАСТРОЛИ: 14-18 ноября 2014г. – гастроли в г. Ярославль 10-11 ноября 2016г.- гастроли в г. Москва
Продолжительность: 2 часа 40 минут, с одним антрактом
Режиссёр: засл. деятель искусств России Астрахан Дмитрий
Художник: засл. художник России Шубин Анатолий
Композитор: Долгушин Сергей
Художник по свету: Прокофьев Даниил
«Доходное место» — комедия А.Н. Островского. Написана в октябре-декабре 1856 г. Первая публикация: журнал «Русская беседа» (1857 г., т.1, кн.5).
«Доходное место»: анализ комедии
Формирование гражданского общества — характерная черта социальной жизни России в эпоху «либеральных реформ». Островский отразил ее в своей первой «общественной» комедии, предварившей время перемен. В «Доходном месте» предметом художественного исследования драматурга явилось общество как социальное новообразование. Действующие лица со вкусом произносили новые, только что вошедшие в быт, слова и выражения: «Человек создан для общества...»; «член общества, все уважают...»; «в обществе заметно распространяется роскошь...»; «общественное мнение...»; «общественные предрассудки...»; «общественные пороки...»; «наперекор устаревшим общественным привычкам и условиям...».
Актуальность и злободневность пьесы «Доходное место» вызвала острую полемику, преимущественно связанную с образом главного героя Жадова. В нем видели нового Чацкого, обличителя взяточничества и лихоимства, и сожалели о его нравственном падении. Его рефлексию сравнивали с гамлетовской. Над ним иронизировали: «Служит он дурно, женится глупо и, наконец — о, ужас! идет просить доходного места малодушно». Жадова ругали за отсутствие «вкуса, такта и знания людей». Его упрекали за публицистические тирады и «книжный язык». Героя комедии осуждали, как живого человека, за то, что он «не герой» а «обыкновенный слабый человек». Предпочтительный интерес и похвалы вызвало изображение чиновничества: не через внешнюю служебную деятельность, а изнутри — через семейные отношения. Лицо «идеолога» чиновничьего общества Юсова Л.Н. Толстой назвал «безукоризненным». Доминировала в обсуждении тема взяток и взяточничества как коренного российского зла.
В основу комедии легли впечатления молодого Островского, полученные за время службы писцом в Московском Совестном суде. Лично пережитое слышится в суждениях молодого адвоката Досужева («Много надо силы душевной, чтобы с них взяток не брать. Над честным чиновником они сами же смеяться будут»); в откровениях бедного учителя Мыкина («Мы работники. Уж служить, так служить; для себя пожить после успеем, коли придется».); в отчаянии Жадова («Мне тяжело! Не знаю, вынесу ли я! Кругом разврат, сил мало! Зачем же нас учили!..»).
Воззрения общества на брак, на службу, на гражданские добродетели пародийно отражаются в речах Кукушкиной и ее дочерей; уровень общественной нравственности раскрывается в отношениях четы Вышневских; философия службы — в разговорах чиновников, обмывающих первую крупную взятку сослуживца; правила «грамотного» общественного поведения — в суждениях Юсова. За всеми ними — сложившийся порочный, общепринятый «порядок вещей», освященный силой обычая. О нем-то Жадов и «не имеет никакого понятия».
Жадов — человек «книжный». Его общественные воззрения сложились под воздействием речей, услышанных «с пастырских и профессорских кафедр» и идей, вычитанных «в лучших литературных произведениях наших и иностранных». Пылкость обличений Жадова говорит о его восприимчивости к добру, но недорого стоит, с точки зрения Островского. То, что не прошло через сердце, не может стать прочным нравственным стержнем личности: «Это — мишура; тряхнули, всё и осыпалось». Вчерашний выпускник университета, Жадов должен выстрадать усвоенные благородные идеи, чтобы они обрели свою подлинную цену и ценность.
Островский ведет своего героя путем страдания — и не через какие-то особо тяжкие испытания, а через мелкие уколы и покусывания окружающих, насмешки сослуживцев, слезы и капризы жены, пошлые наставления тещи, оскорбительное сочувствие новообретенных родственников, желающих «благодетельствовать» ему. Мелочность и незначительность обыденного жизненного тягла становится главным испытанием для героя. Некрасивость, неэффективность, неромантичность его страдания принципиально важна для драматурга. «Благородная бедность хороша только на театре. А попробуй-ка перенести ее в жизни...». Островский «на театре» показывает «как в жизни», считая, что современный театр — «ничто иное, как драматизированная жизнь». Противостояние «обыкновенного слабого человека» сплоченному «невежественному большинству», по замечанию Л.Н. Толстого, таит в себе «мрачную глубину».
Показывая беспочвенность романтических порывов, бессильных преодолеть тяжкую инерцию российской действительности, А.Н. Островский своей первой общественной комедией предупреждает о трудностях грядущей эпохи общественных перемен. Корень проблем он видит не в шумихе вокруг отдельных злоупотреблений (она лишь способ борьбы за «доходные места», как проницательно замечает Вышневский в монологе о «врагах»), а в необходимости нравственного самоопределения личности и мужественного противостояния законам быта и обычая.
Постановки
Назначенный на 20 декабря 1857 г. спектакль «Доходное место» в Малом театре был запрещен к показу, несмотря на отпечатанные афиши и распроданные билеты. Провинциальные антрепризы Казани и Оренбурга успели показать комедию зрителю, но дальнейшие представления цензура запретила. В Александринском театре (Петербург) премьера состоялась 27 сентября 1863 г., в Малом театре — 14 октября 1863 г. Классический образ Жадова создал артист Малого театра С.В. Шумский. Наиболее значительные постановки в дальнейшем осуществили режиссеры: В.Э. Мейерхольд (1923 г., театр Революции, Москва), Н.О. Волконский (1929 г., Малый театр), М.А. Захаров (1968 г., театр Сатиры, Москва).
События разворачиваются в Москве, в начале царствования Александра II.
Действие первое
Старый и очень важный чиновник Вышневский Аристарх Владимирович и его молодая жена Анна Павловна, оба в утреннем неглиже, выходят из ее спальни в большую, богато обставленную залу. Вышневский упрекает жену в холодности и равнодушии к нему, затем уходит в свой кабинет. Анне Павловне приносят любовное послание от немолодого, женатого человека. Она возмущена и хочет вместе со знакомыми посмеяться над ним, чтобы отвадить неприятного поклонника.
К Вышневскому приходит Юсов, старый и опытный чиновник, служащий в его департаменте.
Юсов проходит в кабинет. Появляется Белогубов, молодой человек, подчиненный Юсова. Выйдя из кабинета начальника, Юсов сообщает Белогубову, что Вышневский выбрал его в переписчики за хороший почерк. Белогубов в восторге, но сетует на то, что в грамоте он не силен, за это над ним подшучивает Жадов, племянник Вышневского. Белогубов хочет место столоначальника, которое устроило бы его «уж на всю жизнь», свою просьбу он объясняет желанием жениться. Юсов настроен благосклонно, обещает помочь, и говорит, что Вышневский недоволен племянником, который также служит под начальством Юсова и живет на всем готовом в доме у дяди.
Вышневский намерен заставить его покинуть свой дом и пожить самостоятельно на жалованье в десять рублей. Приходит Жадов, чтобы побеседовать со своим дядей, но ему приходится ожидать в обществе Юсова и Белогубова. Юсов упрекает подчиненного в излишних амбициях и нежелании выполнять канцелярскую работу. Появляется Вышневская, с которой у Жадова хорошие отношения. Он сообщает тетушке, что хочет жениться на бедной девушке и жить своим трудом, однако сам пришел просить прибавки к жалованью. Вышневская говорит ему, что молодая жена, скорее всего, не захочет жить в бедности. А Жадов заявляет, что будет ее воспитывать по-своему. Выходит Вышневский, и вместе с Юсовым они начинают отчитывать Жадова за его дурацкое поведение и «глупые речи», из-за которых сослуживцы смеются над ним за глаза. Услышав от племянника, не имеющего средств на существование, о намерении жениться на бесприданнице, Вышневский прекращает с ним всякие родственные отношения. Они ссорятся, и Вышневский уходит.
Он узнает от Юсова, что племянник хочет жениться на одной из дочерей бедной вдовы Кукушкиной. Вышневский просит предупредить вдову, чтобы та не отдавала дочь «за этого дурака» и не губила ее жизнь. Юсов, оставшись один, ругает наставшие времена, восхищается Вышневским, но замечает, что тот «в законе не совсем тверд, из другого ведомства».
Действие второе
Небогатая гостиная в доме Кукушкиной. Сестры Полина и Юленька секретничают о своих женихах. Юленьке совсем не нравится Белогубов, но она рада выйти замуж хотя бы за него, чтобы избавиться от попреков матери. А Полина страстно влюблена в Жадова. Появляется Кукушкина, пилит Юленьку за Белогубова, который не торопится делать предложение, а затем дает наставление дочерям о том, что мужей нужно точить постоянно, чтобы те добывали побольше денег.
Приходят Юсов и Белогубов. Кукушкина, беседуя с Юсовым наедине, просит место столоначальника для Белогубова, чтобы он смог жениться на Юленьке, Юсов обещает. Он также предупреждает о неблагонадежности Жадова, жениха Полины. Но Кукушкина уверена, что с началом семейной жизни Жадов изменится к лучшему. Приходит Жадов. Молодые люди остаются с девушками наедине. Белогубов обещает Юленьке, что свадьба их уже скоро. Полина в беседе с Жадовым искренне рассказывает о своей бедности, а он говорит, что они прекрасно будут жить своим трудом. Жадов объясняется Полине в любви, а затем просит у Кукушкиной руки ее дочери.
Действие третье
Прошел примерно год. Действие происходит в трактире. Жадов, вместе со своим университетским товарищем Мыкиным, пьет чай и разговаривает о жизни. Мыкин учительствует, живет по средствам и на холостяцкую жизнь ему хватает. Жадов оправдывается тем, что женился по большой любви. Правда, теперь замечает, что жена, воспитанная в общественных предрассудках, страдает от бедности и даже плачет иногда. Входят Юсов, Белогубов и с ними два молодых чиновника. Компания отмечает удачное дело, которое принесло большой «куш» Белогубову. Он всех угощает и приглашает Жадова, ведь теперь по женам они родственники, но Жадов резко оказывается. Довольный Юсов формулирует основной жизненный принцип взяточника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Компания веселится, а перед уходом Белогубов предлагает Жадову денег, но тот не принимает его помощь. После их ухода, к Жадову подсаживается стряпчий Досужев и с иронией комментирует ситуацию. Они вместе пьют, потом захмелевшего Жадова из трактира выпроваживают.
Действие четвертое
Бедно обставленная комната Жадова. У окна скучает Полина. Приходит ее сестра и рассказывает про успехи своего мужа. Юлия жалеет Полину, ругает Жадова за то, что он не балует свою жену, и учит сестру, как нужно разговаривать с мужем. Перед уходом она дарит Полине шляпку. Оставшись снова одна в комнате, Полина радуется шляпке и восхищается умом сестры. Приходит мать и начинает бранить Полину за то, что она не требует денег от мужа. Кукушкина хвалит Юлию и осуждает тех, кто говорит, что взятки брать бесчестно. Она считает, что взятка – это просто благодарность и ничего плохого в ней нет.
Приходит Жадов. Теща начинает его бранить, Полина поддакивает матери. Жадов просит Кукушкину уйти и садится за работу. Полина начинает его пилить за отсутствие денег, повторяя слова сестры. Они ругаются, и Полина уходит. Жадов боится потерять жену и посылает за ней прислугу. Вернувшись, Полина требует от мужа, чтобы он шел к дяде просить доходного места. Жадов сдается и зовет ее вместе с ним идти к Вышневскому.
Действие пятое
Дом Вышневского. Анна Павловна в одиночестве читает письмо от надоедливого поклонника, который пишет, что отомстит ей за то, что она посмеялась над ним, и вышлет ее мужу каким-то образом раздобытые письма Вышневской к чиновнику Любимову. Она не боится этого и хочет упрекнуть мужа в том, что он сломал ей жизнь, купив девушку у родных. Появляется встревоженный Юсов, и оказывается, что Вышневского отдают по суд за открывшиеся недостачи и упущения. Юсов надеется, что его самого не привлекут к ответственности, но понимает, что отставки не избежать. Входит Вышневский. Он в гневе, обвиняет в своих неприятностях сильных врагов. Швыряя жене полученные им письма к Любимову, он обзывает ее «развратной женщиной». Она отрицает обвинения мужа.