Ежемесячные выплаты и пособия на ребенка. Кто может обратиться за услугой Детское ежемесячное пособие на ребенка в
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей. Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на: 1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве; 2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. 2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета. 3. Действие настоящего Закона не распространяется на: 1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; 2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; 3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации. Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка 1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную . 2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка (место жительства граждан с детьми, возраст детей, среднедушевой доход семьи) и отсутствие обстоятельств, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется на день обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка. 3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается . Статья 4. Размер ежемесячного пособия на ребенка и порядок его назначения Размер ежемесячного пособия на ребенка и порядок его назначения устанавливаются . Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка Органами, осуществляющими назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, являются управления социальной защиты населения районов города Москвы (далее - управления социальной защиты) по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя). Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка 1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается на основании заявления, которое граждане, имеющие детей, подают в управление социальной защиты по месту жительства. В заявлении о назначении ежемесячного пособия на ребенка (далее - заявление) указываются сведения о составе семьи, месте ее проживания и размере доходов каждого члена семьи. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, а также дается согласие на их проверку в установленном порядке. 2. Заявление рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема данного заявления и документов, указанных в части 1 настоящей статьи. 3. Управление социальной защиты вправе проверять достоверность представленных заявителем сведений. 4. При необходимости проверки сведений, изложенных в заявлении, управление социальной защиты не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления уведомляет заявителя о проведении такой проверки. Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка выносится и сообщается заявителю в тридцатидневный срок со дня его обращения в управление социальной защиты. 5. В случае отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка управление социальной защиты извещает заявителя в письменной форме и возвращает все представленные документы. 6. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка может быть обжалован в вышестоящий орган социальной защиты населения города Москвы и (или) в суд. Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка 1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. 2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление. 3. Днем обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка считается день приема управлением социальной защиты заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте, то днем обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления. 4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве. Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты 1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются: 1) превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума; 2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение; 3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством); 4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах; 5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации. 2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях: 1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд; 2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим; 3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством. 3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях: 1) достижение ребенком возраста 16 лет (учащимся общеобразовательного учреждения - 18 лет); 2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) и (или) ребенка с регистрационного учета в городе Москве; 3) установление в ходе проверки факта превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума; 4) смерть ребенка. Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка 1. Получатели обязаны в месячный срок извещать управление социальной защиты по месту выплаты пособия о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия. 2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать управление социальной защиты по месту выплаты пособия в трехмесячный срок. Статья 10. Порядок выплаты ежемесячного пособия на ребенка 1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц. 2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных на соответствующий период. 3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине управления социальной защиты, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока. Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка 1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка). 2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. 3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине управления социальной защиты, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы. Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей. Статья 14. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года. 2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 3 ноября 2004 года № 67
В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми будут проиндексированы всего на 2.5% (коэффициент индексации 1.025) в соответствии с определенной Росстатом «официальной» величиной потребительской инфляции за 2017 год. Соответствующее повышение пособий на детей в 2018 году утверждено Постановлением Правительства .
Правительство России отмечает рекордно низкий уровень инфляции в 2017 году, в связи с этим индексация пособий в 2018 году будет тоже рекордно низкой (всего на 2,5%). Для сравнения, годом ранее индексация государственных пособий на детей согласно Постановлению Правительства № 88 от 26.01.2017 г. была проведена на 5,4% (коэффициент 1,054).
Напомним, ежегодная индексация социальных выплат проводится с целью сохранения их покупательной способности на фоне роста потребительских цен на товары и услуги, вызванного инфляцией (обесцениванием денег). В последние годы эта процедура не распространяется на - в 2018 году его величина останется на уровне 453026 рублей и сохранится еще как минимум до 01.01.2020 г. в соответствии с «законом о заморозке» суммы сертификата (см. ст. 12 закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ).
Таблица пособий на детей в 2018 году
Название пособия, выплаты или компенсации | Размер пособий с 1 февраля 2018 г. | Комментарий |
---|---|---|
за все дни отпуска по беременности и родам, но не менее МРОТ в расчете за один месяц (9489 руб. с 1 января 2018 г.) или в минимальном фиксированном размере 628,47 руб. в месяц | Единовременное. Выплачивается работодателем. |
|
453026 руб. (в 2018 году снова не индексируется) | Семейная субсидия. Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме. |
|
Работающим матерям - на одного ребенка или в минимальном размере. | Ежемесячно. Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим - в УСЗН в минимальном размере:
Максимально работающим на одного ребенка - 24536,55 руб. За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. |
|
50 руб. или выше | Ежемесячная. Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110. |
|
Ежемесячная выплата или до 1.5 лет с 2018 года | Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года | Ежемесячное. Устанавливается по инициативе Владимира Путина с 1 января 2018 года нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума трудоспособного населения. На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты , на второго - через Пенсионный фонд России (выплаты наличными) |
Установленный региональный прожиточный минимум для ребенка | Ежемесячное. Региональное - в 2018 году установлено более чем в 60 регионах страны. Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход ниже установленного в регионе. |
|
Размер «детских» устанавливается нормативными актами . | Ежемесячное, устанавливается в регионах самостоятельно на основании общих требований Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ | |
| Пособие, введенное с 1 июля 2016 года взамен прежнего ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере согласно ст. 2 закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ | |
26539,76 руб. | Единовременное. Право на получение возникает после наступления срока беременности - 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу. |
|
11374,18 руб. в месяц | Ежемесячное. Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка. |
|
2287,65 руб. в месяц | Ежемесячное. Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме). |
|
(усыновление, приемная семья, опека и попечительство) | 16759,09 руб. | Единовременное. Работающим выплачивают работодатели. Неработающим - УСЗН. |
128053,08 руб. | При усыновлении ребенка-инвалида или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого) |
График оформления и выплаты детских пособий
От начала беременности
12 недель беременности
- Когда оформляют и выплачивают
28 или 30 недель беременности
Конец декретного отпуска
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
0,5 года
(не ограничено)
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Конец декретного отпуска
1,5 года
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
От рождения или от 1,5 лет
До 16 или до 18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
Усыновление ребенка
3 месяца
1,5 года
3 года
3 года
18 лет
6 месяцев после усыновления
(не ограничено)
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
180 дней беременности жены военнослужащего
Окончание срочной службы отца ребенка
- Когда оформляют и выплачивают
Рождение ребенка
3 года
- Когда оформляют и выплачивают
Наступление смерти военнослужащего
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
- Когда оформляют и выплачивают
Передача ребенка на воспитание в семью
6 месяцев после передачи
18 лет
- Когда оформляют и выплачивают
развернуть
График детских пособий по срокам их оформления и выплаты
- 12
недель
беременности - 28 или 30
недель
беременности - Рождение
ребенка - Конец
декретного
отпуска - 0,5
года - 1,5
года - 3
года - 16
лет - 18
лет
- региональное пособие
на ребенка*
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются на уровне регионов (чаще всего от 1,5 до 16 лет)
- 12
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* сроки начала и окончания выплаты устанавливаются региональными законами (чаще всего от 1,5 до 16 лет), но не ранее момента усыновления ребенка
** право на получение пособия не зависит от возраста ребенка на момент его усыновления
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
- Выплаты возможны*
* может выплачиваться с момента рождения ребенка до достижения им 3 лет, но не ранее начала и не позднее окончания отцом срочной военной службы
** выплачивается с момента наступления смерти военнослужащего до достижения ребенком 18 лет или до окончания очного обучения, но не позднее 23 лет
- Единовременные выплаты
- Ежемесячные выплаты
Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи может отличаться в разы.
Повышающие районные коэффициенты к пособиям
Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146 , ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.
В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях :
Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин : «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок - всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».
Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.
Размеры детских пособий из ФСС
Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:
- - в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, но не менее 43615,65 руб. (при расчете по МРОТ, размер которого с 1 января 2018 года составляет 9489 руб.) и не более 282106,70 руб. при длительности больничного 140 дней в 2018 году;
- - в размере за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% - на двух, не более выполнен самостоятельно 10181 рублей за 2 квартал 2017 года ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.
Порядок индексации детских пособий
С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена , устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции , закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.
Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком : даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.
Например, и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7% .
Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.
- В частности, весной 2015 года была подготовлена
Детское пособие до 18 лет является разновидностью материальной поддержки семей с уровнем дохода ниже, чем составляет прожиточный минимум . Размер подобной помощи постоянно меняется, он не является фиксированным.
Когда назначается матпомощь?
Кому положены детские пособия до 18 лет? Условиями программы выступают:
- Доход семьи, где имеется ребенок до восемнадцати лет, меньше среднедушевого минимума по региону проживания.
- Ребенок, которому еще не исполнилось восемнадцать лет, постоянно проживает с собственными родителями.
- Материальная помощь выплачивается только одному родителю после подачи полного пакета установленной законом документации.
Если все условия выполнены, то один из родителей имеет право на подачу пакета документации в местные органы соцзащиты. Детское пособие до 18 лет в 2019 г. может отменяться в таких ситуациях:
- ребенок находится/был переведен на полное обеспечение государства;
- родители по разным причинам лишены судом родительских прав;
- если опекуны имеют другие выплачиваемые «детские» средства.
Если решение о материальной помощи положительное, то первая сумма поступает на счет заявителя уже на следующий месяц после подачи документации. Этот тип пособий является региональным, выплачивается он из средств местных бюджетов.
Вопрос, какая сумма детского пособия до 18 лет будет выплачиваться, полностью зависит от потребностей, нужд региона. В среднем сумма составляет 100-800 рублей, но чтобы узнать размер соцпомощи, надо позвонить в местное управление социальной защиты и выяснить, на какие средства можно рассчитывать.
В 2019 году малоимущие могут ориентироваться на следующие размеры матпомощи детям до 18 лет:
- от 1,5 до 7 лет – 750 руб.;
- от 7 до 16 или 18 лет – 700 руб.;
- на ребенка-инвалида, проживающего с родителями – 6 тыс. руб.;
- на ребенка, которого воспитывает мать-одиночка – 6 тыс. руб.;
- на ребенка, чьи родители являются инвалидами (или один из них) – не ниже 6 тыс. руб.
Сроки, порядок оформления матпомощи
Вопрос, как получить детские пособия до 18 лет, решается довольно просто. Законодательством установлено, что необходимо собрать пакет документации, после подачи которого в десятидневный срок заявление будет рассмотрено. Подается документация в местное управление социальной защиты, срок рассмотрения может быть продлен до 30 дней, если требуется проведение проверки доходов.
В том случае, когда заявителю будет отказано, соответствующими органами направляется сообщение с пакетом документом, предоставленных ранее.
Внимание: Пособие выплачивается по достижении восемнадцати лет только в том случае, когда подросток после окончания школы продолжает обучаться, чему есть документальное подтверждение. В остальных случаях выплаты прекращаются при достижении ребенком 16-летнего возраста.
Как оформить детские пособия до 18 лет правильно? Следует помнить, что такая помощь назначается на 24 месяца, по истечение которых следует вновь подавать заявление с документами в местное Управление соцзащиты. Предварительно необходимо уточнить размер выплат и собрать полный пакет документов, особенно справок, подтверждающих низкий доход на каждого члена семьи.
Какие документы необходимы для оформления?
С заявлением предоставляются такие документы на детское пособие до 18 лет:
- заявление с указанием номера банковского счета (оформляется на одного из родителей);
- копии паспортов обоих родителей;
- справка, которая свидетельствует о совместном проживании ребенка с родителями (опекунами, усыновителями);
- копия св-ва о рождении для подростка;
- копия св-ва о браке для родителей;
- справка, подтверждающая доходы за три последних месяца или копии трудовых книжек, справка о том, что оба родителя или один из них числятся на учете биржи труда;
- для подростка старше четырнадцати необходимо предоставить копию паспорта, для детей старше шестнадцати – справку о продолжении обучения, если такой факт имеет место.
Вопрос, как получить детские пособия до 18 лет, в некоторых случаях касается и других «специальных» групп:
- детей до 18-ти, проживающих с одним родителем, являющимся инвалидом 1-2 группы или безработным (назначается базовое пособие в 6 тыс. руб.);
- для детей инвалидов до 18-ти и 23-х лет, которые воспитываются матерями-одиночками (размер компенсации равен 6 тыс. руб.).
Подавать документы необходимо в местные органы ПФ, к уже указанному пакету добавляются справки, подтверждающие об инвалидности и наличии только одного родителя (выдаются в местном управлении соцзащиты). Дополнительно требуется медэкспертиза для ребенка или родителя, имеющих инвалидность.
Получить денежное пособие для детей, не достигших 18-ти лет можно, подав соответствующие документы и заявление в органы социальной защиты региона. Но назначаются подобные платежи только для малообеспеченных групп населения при наличии справок, подтверждающих доход ниже минимального.
При рождении ребенка родители могут рассчитывать на широкий спектр государственной поддержки. В ее числе различные пособия на ребенка: ежемесячные и единовременные, а также предназначенные для определенных категорий граждан.
Выплата пособий на ребенка прописана в №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Оформление детского пособия может потребоваться в следующих случаях:
- при нахождении в ;
- при нахождении в отпуске по до 1,5 лет в целях компенсации утраты возможности заработка;
- при продлении отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до ;
- при рождении ребенка для получения материальной помощи как многодетной семье;
- при нахождении в отпуске по уходу за ребенком военнослужащего по призыву до 3 лет;
- при утрате кормильца детьми военнослужащих ;
- при отсутствии мест в детском саду после 3 лет в целях компенсации упущенного заработка;
- при ребенка ;
- в случае если семья оказалась в сложной финансовой ситуации ;
- при необходимости компенсировать плату за детский сад .
Какие бывают пособия
Большинство пособий по уходу за ребенком начисляются на федеральном уровне и гарантируются всем без исключения гражданам. Средства на их выплату поступают из федерального бюджета или из Фонда социального страхования. В числе таких пособий можно выделить:
- Декретные пособия для женщин в период и после родов.
- при рождении ребенка . Ее величина с 2018 года составила 16873,54 р.
- Пособие женщинам, вставшим на учет на беременности .
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет .
- Ежемесячная компенсация женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.
- Пособие на ребенка для военнослужащих срочной службы .
- Единовременные пособия для жен военнослужащих – 26721,01 р.
- Пособия детям по .
В регионах также действуют дополнительные меры поддержки для молодых семей. Правила назначения региональных пособий и их величина варьируются в разных субъектах РФ. В основном данные выплаты производятся по принципам адресности и нуждаемости. Например, предназначенные для молодых или .
Среди всех видов пособий можно выделить те, которые назначаются всем гражданам независимо от их трудового статуса (например, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет), а также ряд выплат, предназначенных исключительно для работающих граждан (в частности, декретное пособие).
Законодательство
В настоящее время из многих нормативно-правовых актов, посвященных вопросам начисления детских пособий, исключили понятие «ежемесячное пособие».
Периодичность выплаты сегодня может быть любой: каждый месяц или раз в квартал. Этот вопрос решается на уровне регионов, хотя в большинстве из них деньги по-прежнему перечисляются ежемесячно.
Говоря о ежемесячных пособиях, многие подразумевают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. С 2018 года данное пособие полагается лицам, которые фактически осуществляют уход за ребенком, в двух вариациях:
- Выплата по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет .
- Новое пособие, введенное Указом президента в 2017 году , которое представляет собой дополнительную выплату для и малоимущих семей.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается лицу, которое фактически занимается уходом за малышом. Это необязательно мама ребенка (хотя чаще всего в отпуске находится она). Пособие может оформить бабушка, дедушка или отец ребенка, а также иное лицо.
Нормы ФЗ-81, согласно которому начисляется и выплачивается пособие, указывают на то, что правом обращения за ежемесячным пособием наделены такие категории граждан:
- официально трудоустроенные ;
- безработные (при условии, что они не получают пособия по );
- военнослужащие по контракту ;
- самозанятое население в лице индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов;
- женщины, уволенные в период беременности и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет из-за компании;
- студенты очной формы .
Трудоустроенные граждане получают пособие по уходу за ребенком из расчета 40% от их среднемесячного заработка. При определении среднего заработка суммируются их все трудовые доходы за два года, которые предшествовали уходу в отпуск. Например, в 2018 году учитываются доходы за 2016-2017 годы.
При этом начисленное пособие не должно превышать максимального размера выплаты, предусмотренной на текущий год. В 2018 году пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляла 24536,57 р. При ее определении берется в расчет предельная сумма годового заработка для начисления страховых взносов в ФСС (за 2016 и 2017 годы это 718 и 755 тыс. р. соответственно).
При одновременном рождении двух и более детей размер ежемесячного пособия за каждого ребенка суммируется, но его совокупная величина не должна превышать 100% среднего заработка женщины.
Нетрудоустроенные граждане, предприниматели, уволенные женщины, студенты очной формы, работающие неофициально получают пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в фиксированном размере. Связано это с тем, что за них не производятся регулярные отчисления на социальное страхование в ФСС как за трудоустроенных лиц.
В феврале 2018 года после проведенной индексации пособия по уходу за ребенком составила 3142,33 р. Пособие по уходу за вторым ребенком – 6284,65 р.
Ежемесячное пособие для малоимущих
В 2018 году было введено новое пособие по уходу за ребенком. Его могут оформить не все родители, а только те, которые будут признаны нуждающимися и малоимущими. Для получения выплаты в семье не должен превышать регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Размер доплаты к ежемесячному пособию варьируется в зависимости от региона и в среднем составляет 10160 р. ежемесячно до достижения ребенком 1,5 лет.
Выплату допускается оформить как на первого, так и на второго ребенка. Но во втором случае она будет платиться из средств материнского капитала и уменьшать его размер.
Субъект РФ | Размер пособия, р. |
Алтайский край | 9434 |
Белгородская обл. | 8247 |
Брянская обл. | 9677 |
Волгоградская обл. | 9664 |
Вологодская обл. | 10732 |
Воронежская обл. | 8428 |
г. Москва | 14252 |
г. Санкт-Петербург | 10367,9 |
г. Севастополь | 10935 |
Забайкальский край | 11363 |
Ивановская обл. | 9999 |
Иркутская обл. | 10390 |
Калининградская обл. | 10138 |
Калужская обл. | 9487 |
Камчатский край | 21124 |
9428 | |
Кемеровская обл. | 9857 |
Кировская обл. | 9662 |
Краснодарский край | 9845 |
Красноярский край | 12020 |
Курская обл. | 8993 |
Ленинградская обл. | 9259 |
Московская обл. | 11522 |
Нижегородская обл. | 9612 |
Новгородская обл. | 10176 |
Новосибирская обл. | 11545 |
Омская обл. | 9323 |
Оренбургская обл. | 8958 |
Орловская обл. | 9429 |
Приморский край | 13553 |
Псковская обл. | 10652 |
Республика Адыгея | 9325 |
Республика Бурятия | 10270 |
Республика Калмыкия | 8944 |
Республика Коми | 12487 |
Республика Крым | 10487 |
Республика Марий Эл | 9645 |
Республика Мордовия | 8714 |
Республика Северная Осетия- Алания | 9372 |
Республика Тыва | 10347 |
Республика Хакасия | 9811 |
Ростовская обл. | 10501 |
Сахалинская обл. | 14734 |
Свердловская обл. | 10210 |
Смоленская обл. | 10201 |
Тамбовская обл. | 8634 |
Томская обл. | 11251 |
Тульская обл. | 9256 |
Тюменская обл. | 10832 |
Удмуртская Республика | 8964 |
Ульяновская обл. | 9818 |
Хабаровский край | 13386 |
Челябинская обл. | 10221 |
Чеченская Республика | 9650 |
Чувашская Республика – Чувашия | 8910 |
Чукотский автономный округ | 22222 |
Ярославская обл. | 9547 |
В регионах также могут действовать дополнительные программы материальной помощи для малоимущих семей, чьи ежемесячные доходы не превышают регионального минимума. Для уточнения действующих программ региональной поддержки нужно обратиться в местное отделение соцзащиты.
Ежемесячное пособие при рождении второго и последующего ребенка
При рождении второго ребенка семье полагаются все те же выплаты, что и при появлении первенца. Также семья вправе оформить материнский капитал номинальной стоимостью 453 тыс.р. Единственное отличие при определении размера ежемесячного пособия заключается в том, что пособие на второго ребенка в минимальном размере в 2 раза больше, чем на первого.
После того как в семье появляется третий ребенок, она приобретает статус и получает право на дополнительные пособия и выплаты. Так, на федеральном уровне сейчас действует программа поддержки многодетных семей в регионах со сложной демографической ситуацией (где по статистике на каждую женщину приходится менее 2 детей).
Дополнительное ежемесячное пособие на третьего ребенка платится в размере прожиточного минимума в регионе вплоть до достижения ребенком 3 лет. Размер данного пособия зависит от .
Регион | Размер пособия, р. |
Алтайский край | 10107 |
Амурская обл. | 11468 |
Архангельская обл. | 11766 |
Астраханская обл. | 10325 |
Белгородская обл. | 8233 |
Брянская обл. | 9619 |
Владимирская обл. | 9731 |
Волгоградская обл. | 9219 |
Вологодская обл. | 10520 |
Воронежская обл. | 8424 |
Ивановская обл. | 10143 |
Иркутская обл. | 10388 |
Калининградская обл. | 10526 |
Калужская обл. | 9487 |
Камчатский край | 20842 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9296 |
Кемеровская обл. | 9995 |
Кировская обл. | 9662 |
Костромская обл. | 9666 |
Курганская обл. | 10127 |
Курская обл. | 8847 |
Ленинградская обл. | 9356 |
Липецкая обл. | 8885 |
Магаданская обл. | 18985 |
Мурманская обл. | 14861 |
Нижегородская обл. | 9717 |
Новгородская обл. | 10361 |
Омская обл. | 9323 |
Орловская обл. | 9553 |
Пензенская обл. | 9058 |
Пермский край | 10289 |
Приморский край | 13458 |
Псковская обл. | 10589 |
Республка Башкортостан | 8892 |
Республика Калмыкия | 8837 |
Республика Карелия | 12005 |
Республика Коми | 12614 |
Республика Крым | 10423 |
Республика Марий Эл | 9673 |
Республика Мордовия | 8562 |
Республика Северная Осетия - Алания | 9357 |
Ростовская обл. | 10264 |
Рязанская обл. | 9478 |
Самарская обл. | 9931 |
Саратовская обл. | 9003 |
Сахалинская обл. | 14453 |
Свердловская обл. | 10492 |
Смоленская обл. | 10089 |
Ставропольский край | 8884 |
Тамбовская обл. | 8692 |
Тверская обл. | 10706,39 |
Тульская обл. | 9310 |
Удмуртская Республика | 9130 |
Ульяновская обл. | 9821 |
Хабаровский край | 13452 |
Челябинская обл. | 9830 |
Чувашская Республика | 8916 |
В некоторых российских субъектах указанная доплата на третьего ребенка введена по собственной инициативе, а выплаты пособия производятся исключительно из средств регионального бюджета без софинансирования из центра. Выплачивается дополнительное пособие здесь в основном не с рождения до 3 лет, а с 1,5 до 3.
В Москве, Чечне, Дагестане, Якутии, Чукотском АО и некоторых других регионах данный вид доплаты не действует.
Ежемесячные пособия для матерей-одиночек
Матери-одиночки – одна из наиболее социально уязвимых категорий граждан. К ним относятся матери, самостоятельно воспитывающие ребенка, у которого в графе «отец» в свидетельстве о рождении стоит прочерк.
На федеральном уровне пособия для матерей-одиночек не предусмотрены. Они могут рассчитывать на стандартный набор выплат, которые платятся всем родителям без учета их социального статуса. Это декретные пособия, пособия по уходу за ребенком, единовременная выплата при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу для нуждающихся и пр.
Но на уровне регионов могут действовать дополнительные для матерей-одиночек. Рассмотрим ежемесячные пособия на ребенка для матерей-одиночек, которые действуют на территории Москвы.
Порядок их выплаты и оформления регламентируется постановлением московского Правительства №805-ПП от 2017 года. Пособия в выплачиваются только тем матерям-одиночкам, которые признаны нуждающимися и чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума.
Пособие для военнослужащих
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего, который проходит военную службу по призыву, могут получать:
- Мать ребенка военнослужащего: со дня рождения ребенка (не ранее дня начала военной службы) по достижении ребенком возраста 3 лет (если отец раньше не прекратит службу по призыву).
- Опекун ребенка, другой родственник ребенка , который осуществляет фактический уход за ним.
Пособие назначается только одному лицу, если фактический уход за ребенком осуществляют несколько лиц.
Данное ежемесячное пособие платится независимо от того, получают ли граждане иные пособия на детей. С 1 февраля 2018 года ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего установлено в размере 11374,18 р.
В феврале была произведена последняя индексация для пособия военнослужащим (ранее оно составляло 11096,76 р.).
Ежемесячные пособия для усыновленных детей
После того как ребенка усыновили, он приобретает в семье тот же полный перечень прав, что и полнокровный. При этом биологические родители утрачивают все свои права на пособия, а усыновители – приобретают.
Единовременное пособие при усыновлении в 2018 году составляет 16350,33 р. Минимальный размер пособия по уходу за усыновленным ребенком – 3142,33 р., по уходу за вторым и последующим ребенком – 6284,65 р.
Повышенное единовременное пособие на усыновленного ребенка выплачивается усыновителям в следующих ситуациях:
- если они усыновили ребенка-инвалида ;
- при усыновлении ребенка в возрасте от 7 лет ;
- при усыновлении детей, которые являются братьями и сестрами друг другу .
Пособие во всех перечисленных случаях составляет 124929,83 р. на каждого ребенка.
Декретные пособия
Декретные пособия – это пособие по беременности и родам, которое полагается всем трудоустроенным женщинам. Данная выплата назначается за 70 дней до родов (при многоплодной беременности – за 84 дня до родов) и предполагает продолжение отпуска в течение 70 дней после родов (при возникновении осложнений – 86 дней после родов).
Декретное пособие следует отличать от пособия по уходу за ребенком. Его может оформить исключительно мать ребенка: другому родственнику данная выплата не полагается в силу его специфики. Декретные не вправе оформить безработные, такая прерогатива принадлежит только тем женщинам, которые работают по и за которых работодатель регулярно производит отчисления в ФСС.
Также декретные могут получить предприниматели, которые добровольно застраховались в ФСС и выплатили в фонд стоимость страхового года в виде взносов.
С января 2011 года вступил в силу новый порядок назначения декретных выплат, при котором при расчете пособия учитывается за два года, которые предшествовали уходу в декретный отпуск.
Декретные пособия платятся в размере 100% от среднего заработка женщины за весь период отпуска (в общем случае за 140 дней) либо с учетом действующего размера (так, с 2018 года он составляет 9489 р.). Декретные платятся не ежемесячно, а единовременно за весь период.
Они оформляются по месту работы с предъявлением из женской консультации на сроке 30 недель. Они начисляются в течение 10 дней и выплачиваются в день выдачи зарплаты.
Законом установлены минимальный порог декретных выплат и максимальное значение.
Минимальная величина пособия по беременности и родам сейчас составляет 43615,65 р. при обычных родах (140 дней); 48600,30 р. – при осложненных (156 дней); 60438,83 р. - при многоплодной беременности (194 дня). Пособие в минимальном размере платится индивидуальным предпринимателям, женщинам с низким размером доходов за 2 прошлых года или с недостаточным трудовым стажем (менее полугода).
Максимальные пособия в 2018 году полагаются женщинам, которые за 2 прошлых года заработали более лимита для начисления взносов в ФСС. В 2016 году это значение составляло 718 тыс. р., в 2017 – 755 тыс. р. Такие сотрудницы получат выплаты в размере 282106,70 р. - при обычных родах; 314347,47 руб. - при осложненных; 390919,29 р. - при многоплодной беременности.
Как оформить
Порядок оформления ежемесячного пособия зависит от его вида и категории получателя.
Если речь идет о стандартных выплатах при рождении ребенка, декретных пособиях и пособиях по уходу за ребенком, то они оформляются по месту работы на основании заявления сотрудника.
К прилагается свидетельство о рождении ребенка, соответствующая справка из ЗАГСа или женской консультации, а также от второго родителя, что он не обращался за оформлением отпуска и пособие ему не начислялось (оно берется по месту работы).
Пособия, которые предполагают адресный характер выплат в пользу малоимущих, обычно оформляются в местном отделении соцзащиты. Получателям не только необходимо подтвердить факт рождения ребенка и нахождения в отпуске по уходу за ним, но и подтвердить следующее:
- Постоянное проживание в регионе получения пособия (это можно подтвердить в паспорте).
- Недостаточный размер доходов в расчете на одного члена семьи (для этого прилагаются все документы о доходах за 3 предыдущих месяца: , выписки со счета и пр.)
- Принадлежность к определенной категории: например, матери-одиночки или наличие группы инвалидности у ребенка.
После поступления документов проводится их проверка в течение 10 дней, тогда принимается решение о начислении пособия на ребенка или отказе в его начислении. Затем средства переводятся на счет получателя пособия или выдаются ему на руки наличными.
Как рассчитать
Среди тех пособий, которые необходимо рассчитывать при рождении ребенка: ежемесячные пособия по уходу за ребенком и декретные. Остальные пособия платятся в фиксированном размере, который указывается в федеральном или региональном законодательстве.
Для расчета пособий по уходу за ребенком и декретных выплат используется схожий алгоритм:
- Суммируются все трудовые доходы за 2 года , которые предшествовали оформлению отпуска, включая зарплату, и пр. Исключаются выплаченные больничные и пособия.
- Полученное значение делится на 730 дней (количество дней за 2 прошлых года). Этот период уменьшается на срок нахождения женщины на больничном, в отпуске по беременности и родам, отстранения от работы с сохранением заработка.
После того как получен, он умножается на 140 дней для определения величины декретных.
Для расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет вначале среднедневной заработок умножается 30,4, а затем на коэффициент 40%.
Электронные услуги
Полное название услуги
Назначение ежемесячного пособия на ребенка
Условия получения услуги на сайте
Кто может обратиться за услугой
1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга.
2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве. Прием запросов в электронной форме с использованием Портала от опекуна, попечителя, а также уполномоченного представителя заявителя не предусмотрен.Стоимость услуги
Бесплатно
Перечень необходимых документов
- Электронный образ документа удостоверяющий личность заявителя (для паспорта РФ: стр.2-3,5,14 (разворот с фотографией, место жительства, семейное положение))
- Электронный образ свидетельства о браке (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
- Электронный образ документа, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии)
- Электронный образ документа свидетельства о рождении ребенка (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы) либо документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства)
- Электронный образ решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу, либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (представляется по желанию заявителя)
- Электронный образ документа, содержащего сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (в случае если сведения о многоквартирном доме, в котором проживает заявитель и (или) ребенок, не содержатся в Базовом регистре)
- Электронный образ документа, подтверждающего изменение фамилии и (или) имени, и (или) отчества, в случае несоответствия фамилии и (или) имени, и (или) отчества в предоставляемых документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена органами ЗАГС города Москвы до 1 января 1990 г. либо за пределами территории города Москвы)
- Электронный образ справки, выданной организацией (учреждением), имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.), подтверждающая место жительство в городе Москве
- Электронный образ документа, подтверждающего фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка), а именно один из следующих:
- Справка об обучении ребенка в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок обучается в образовательной организации).
- Справка о наблюдении ребенка в медицинской организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи запроса на предоставление государственной услуги (если ребенок наблюдается в медицинской организации). - Электронный образы справок с места работы (службы, учебы) либо иные документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса.
- Электронный образ свидетельства о расторжении брака
- Электронный образ свидетельства об установлении отцовства (при наличии) (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена за пределами территории города Москвы)
- Электронный образ справки об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце (матери) ребенка
- Электронный образ свидетельства о смерти второго родителя
- Электронный образ решения суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке).
- Электронный образ выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии)
- При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются электронные образы документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия доходов, а именно:
- Справка из органа государственной службы занятости населения о признании одного или обоих родителей безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения за пределами города Москвы в течение трех месяцев со дня увольнения).
- Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (для заявителей, занятых уходом за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, либо достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, и получающих ежемесячные выплаты в соответствии с федеральным законодательством).
- Справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев). Электронный образ справки из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ справки из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении в нем отца ребенка (до заключения контракта о прохождении военной службы) (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка военнослужащего, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в связи с зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги) Электронный образ одного из следующих документов (в случае обращения за предоставлением государственной услуги в отношении ребенка, родитель (родители) которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно) (в целях определения размера предоставляемой государственной услуги):
- Сообщение органа внутренних дел или справка судебного пристава-исполнителя о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено.
- Сообщение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о неисполнении решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор о правовой помощи. -Справка из суда о причинах неисполнения решения суда (судебного приказа) о взыскании алиментов
Сроки предоставления услуги
10 рабочих дней
Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса в ОСЗН
В общий срок предоставления государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услугиСрок и основание приостановления
10 рабочих дней
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ - в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов на бумажном носителе.Условия получения услуги в ОИВ
Кто может обратиться за услугой:
Физические лица
В качестве заявителя могут выступать: 1. Один из родителей (единственный родитель), усыновителей (единственный усыновитель) ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. Если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в отношении которого предоставляется государственная услуга. 2. Опекун, попечитель ребенка из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющий место жительства в городе Москве и проживающий в городе Москве совместно с подопечным ребенком, в отношении которого предоставляется государственная услуга. В случае если опекун, попечитель, проживающий совместно с подопечным ребенком в городе Москве, не имеет места жительства в городе Москве, государственная услуга предоставляется при условии, что ребенок, над которым установлена опека, попечительство и в отношении которого предоставляется государственная услуга, имеет место жительства в городе Москве.
Стоимость услуги и порядок оплаты:
Бесплатно
Перечень необходимых сведений:
Запрос (заявление) (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Оформляется по форме приложение 22 к постановлению Правительства Москвы от 3 июля 2012 № 301-ПП. Представляется при обращении в МФЦ, в т.ч. и опекунами (попечителями) детей. При обращении на Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, заявитель заполняет интерактивную форму запроса, которая впоследствии распечатывается в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по форме приложения 22 к постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 № 301-ПП.
Документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
Документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), содержащий сведения о месте жительства (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
- Предоставляется без возврата
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется без возврата
Свидетельство о рождении ребенка, в отношении которого предоставляется государственная услуга (оригинал, 1 шт.)
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется без возврата
Свидетельство об установлении отцовства (оригинал, 1 шт.)
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии) (оригинал, 1 шт.)
- Необязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Свидетельство о заключении брака (при наличии) (оригинал, 1 шт.)
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документы, подтверждающие фактическое проживание ребенка в городе Москве (при отсутствии места жительства в городе Москве у одного из родителей и (или) ребенка) (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы) (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
При отсутствии у одного или обоих родителей доходов дополнительно представляются документы, подтверждающие уважительные причины отсутствия доходов (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документы при обращении за предоставлением государственной услуги в отношении детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Документы, представляемые для получения услуги на ребенка из семьи, в которой родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, когда взыскание алиментов невозможно (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (оригинал, 1 шт.)
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документ, подтверждающий права лица (опекуна, попечителя, усыновителя), заменяющего родителей (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документ, подтверждающий изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества (оригинал, 1 шт.)
- Может быть получен в ходе оказания услуги
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документ, удостоверяющий личность уполномоченного заявителем лица (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Сроки предоставления услуги
10 рабочих дней
Срок приостановки: 10 рабочих дней
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги в случае подачи запроса с использованием Портала является необходимость личной явки заявителя в МФЦ по экстерриториальному принципу вне зависимости от места жительства заявителя в городе Москве (а если в поселении города Москвы по месту жительства заявителя не созданы МФЦ – в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по месту жительства заявителя в городе Москве либо в любой МФЦ, находящийся в других районах или поселениях города Москвы, по выбору заявителя) для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.20 Административного регламента предоставления услуги, на бумажном носителе.
Результат оказания услуги
Выдается:
- Решение о назначении ежемесячного пособия на ребенка (оригинал, 1 шт.)
Рабочий документ, на руки заявителю не выдается. Заявитель информируется о предоставлении государственной услуги по месту обращения или через Портал (при обращении в электронном виде).
- Решение о назначении ежемесячного пособия на ребенка (оригинал, 1 шт.)
Формы получения
На WEB сайте
через МФЦ
Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546- ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Через МФЦ.
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.
5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственной услуги города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе, но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственной услуги.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документов указан в самих документах либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы), если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
4. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.
5. Услуга уже предоставляется одному из заявителей, имеющих право на предоставление государственной услуги.
6. Отсутствие у заявителя права на предоставление государственной услуги.
7. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
8. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при подаче запроса с использованием Портала является истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги.
Основания для отказа в приеме документов
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).
2. Утрата силы представленных документов (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).
3. Представление неполного комплекта документов, указанных в Административном регламенте предоставления услуги в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).
5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (данное основание не применяется в случае, если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).