Федеральные долгосрочные целевые программы. Долгосрочные целевые программы как инструмент повышения эффективности расходов бюджета субъекта российской федерации сидорина, ирина федоровна
Основу программно-целевого планирования в нашей стране составляют Федеральные целевые программы, их разработка ведется правительством РФ, и они отражают все проблемные социально-экономические отрасли государства. Их также называют государственными программами, о них упоминалось в начале первой главы.
Нормативно правовая база Российской Федерации, которая регламентирует и контролирует написание и реализацию ФЦП:
- 1. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (Бюджетный кодекс Российской Федерации).
- 2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
- 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями на 24.05.2010).
- 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
- 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
- 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
- 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
Начало разработки и реализации ФЦП можно отнести к 2000 году, тогда были разработаны основные программы такие как "Жилище", программа развития Дальнего Востока и Забайкальского региона и т.д.
Процедуры утверждения и корректировки отраслевых и региональных программ в Минэкономразвития громоздки и сопровождаются рекордным числом обязательных согласований. Чтобы утвердить ФЦП, профильное федеральное министерство сначала выходит с соответствующим предложением в правительство. В случае согласия правительство принимает постановление о разработке ФЦП. Министерство концепцию программы разрабатывает, и вот тут-то начинаются несколько кругов нескончаемых согласований. Прежде всего, концепция ФЦП направляется в Минфин, Минэкономразвития, Минюст и другие заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти. Далее согласованная концепция ФЦП вновь поступает в Минэкономразвития на повторное согласование и только затем направляется на окончательное рассмотрение в правительство. Однако Минэкономразвития может требовать коррекции ФЦП на любом этапе ее реализации. Механизм прост: в ведении этого министерства находится Федеральная адресная инвестиционная программа. ФАИП содержит перечень объектов, возводимых за счет средств федерального бюджета. ФАИП утверждается каждый год. Любой пересмотр этого перечня равносилен началу очередного пересогласования тех или иных целевых программ. В итоге, до стадии практической реализации доживают не более трети запланированных профильным министерством программных мероприятий. Что еще хуже, за месяцы и годы согласований программные мероприятия устаревают. Ведь отраслевые конъюнктуры, предпочтения инвесторов, привлеченных к софинансированию, а также уровень закупочных цен меняются очень быстро. Вырванные из программного контекста и устаревшие мероприятия при реализации уже не достигают программных целей, а зачастую вообще оказываются бессмысленными. Согласно Постановлению Правительства № 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация" от 25 декабря 2004 г., Минэкономразвития разработана методика формализованной оценки эффективности реализации программ. (Владимир Яковлев, 2006).
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11
Целевая программа - это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Целевые программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам - на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические целевые, комплексные. В частности, Бюджетным кодексом предусмотрены следующие виды целевых программ: долгосрочные (ст. 179), ведомственные (ст. 179.3). Рассмотрим каждый из указанных в БК РФ видов программ подробнее.
Долгосрочные целевые программы
Согласно п. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы) реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Утверждаются они Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, а также сроки реализации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Например , Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя четыре подпрограммы. В частности, подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" содержит мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС и т.д.
В соответствии с п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Например , Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований в 2011 г. на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" в сумме 3 796 949,2 тыс. руб.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
На основании п. 3 ст. 179 БК РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В частности, Правительство РФ Постановлением от 02.08.2010 N 588 утвердило Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок N 588). Приведем его основные положения.
Согласно п. 2 Порядка N 588 государственной программой является система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Она включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы).
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.
Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями государственной программы (далее - соисполнители) (п. 5 Порядка N 588).
Государственные программы утверждаются актом Правительства РФ (п. 6 Порядка N 588). Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.
В соответствии с п. 8 Порядка N 588 государственная программа содержит:
- паспорт государственной программы по форме согласно Приложению к Порядку N 588;
- характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
- приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
- прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
- сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
- перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Минэкономразвития по согласованию с Минфином (далее - методические указания). В настоящее время такие Методические указания утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010 N 670;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
- перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
- перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами государственной программы;
- обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
- информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы);
- описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы;
- методику оценки эффективности государственной программы.
Кроме перечисленной информации, государственная программа может содержать и другие сведения в зависимости от конкретного случая (п. 9 Порядка N 588), например в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов РФ в программе указывается информация о прогнозных расходах субъектов РФ, а также перечень реализуемых ими мероприятий.
Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ (п. 15 Порядка N 588). Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:
- критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государственной программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, оценку влияния ожидаемых результатов государственной программы на различные сферы экономики РФ. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики РФ;
- критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством РФ. В частности, данный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (п. 17 Порядка N 588). Например , в указанный Перечень входит государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Она включает в себя в том числе мероприятия по повышению качества социального обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей, а также лиц, уволенных из ОВД.
Проект перечня государственных программ формируется Минэкономразвития совместно с Минфином на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ, а также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти.
Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства РФ до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на основании предложений Минэкономразвития.
Согласно п. 20 Порядка N 588 проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Минэкономразвития и Минфином.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 23 Порядка N 588).
Ответственный исполнитель государственной программы ежегодно не позднее 15 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий, и направляет его в Минэкономразвития и Минфин (п. 29 Порядка N 588).
В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством РФ - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство РФ, Минэкономразвития и Минфин.
Годовой отчет содержит (п. 32 Порядка N 588):
- конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
- перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
- данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
- информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;
- иную информацию в соответствии с методическими указаниями.
Форма годового отчета утверждается Минэкономразвития.
В п. 47 Порядка N 588 перечислены полномочия федеральных органов исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ.
Ответственный исполнитель:
- обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке в Правительство РФ;
- организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;
- предоставляет по запросу Минэкономразвития и Минфина сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина;
- проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем, в соответствии с методическими указаниями;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
- рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;
- подготавливает годовой отчет и представляет его в Минэкономразвития, Минфин и Правительство РФ.
Соисполнители:
- участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
- представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Минэкономразвития и Минфина, а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы;
- представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.
Например , согласно Распоряжению Правительства РФ N 1950-р в реализации Федеральных целевых программ "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" и "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" ответственным исполнителем является Минюст, соисполнителями - Минэкономразвития, ФСИН, ФССП, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В этом случае при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
К сведению. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой (п. 4 ст. 179 БК РФ).
Ведомственные целевые программы
Согласно ст. 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета, определен в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (далее - Положение N 239), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 N 239.
Рассмотрим основные положения данного документа.
Согласно п. 4 Положения N 239 ведомственные целевые программы могут формироваться в двух видах:
- Утверждаемая ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
Целевая программа ведомства должна содержать (п. 5 Положения N 239):
- паспорт программы по форме согласно Приложению к Положению N 239;
- характеристику проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
- основные цели и задачи программы;
- описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
- перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий целевой программы ведомства из федерального бюджета, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
- срок реализации программы;
- описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации;
- оценку эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
- методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
- обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
- описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
Обратите внимание! Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств (п. 6 Положения N 239).
- Аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Данная программа должна содержать:
- цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам;
- обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию программы.
К сведению. Ведомственная целевая программа (обоих видов) не подлежит разделению на подпрограммы (п. 8 Положения N 239).
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу (п. 9 Положения N 239).
Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляют Минэкономразвития и Минфин.
Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым субъектом бюджетного планирования:
- разрабатывает проекты целевых программ ведомства;
- обеспечивает реализацию целевых программ ведомства и их финансирование;
- формирует и представляет субъекту бюджетного планирования отчетность о реализации целевых программ ведомства.
Разработанный проект ведомственной целевой программы направляется субъектом бюджетного планирования одновременно в Минэкономразвития и Минфин.
Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 31 Положения N 239). Контроль за ходом ее реализации осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Минэкономразвития, Минфина и Минкомсвязи (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий).
Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в Минэкономразвития и Минфин ежегодно не позднее 1 апреля в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Финансирование расходов на их реализацию осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета (п. 36 Положения N 239).
В качестве примера приведем ведомственные документы, регулирующие утверждение и реализацию ведомственных целевых программ:
- Приказ Главного управления ЗАГС Нижегородской области от 24.03.2011 N 60-ахд "Об утверждении ведомственной целевой программы "Укрепление материально-технической базы органов записи актов гражданского состояния Нижегородской области на 2011 год";
- Приказ комархива Нижегородской области от 16.06.2010 N 73 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение противопожарной безопасности государственных архивных учреждений Нижегородской области на 2011 - 2013 годы".
О.Заболонкова
Эксперт журнала
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета , бюджета субъекта РФ , местного бюджета , утверждаются соответственно Правительством РФ , высшим исполнительным органом власти Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений об их разработке определяются и устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Объем ассигнований на их реализацию утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, муниципальным актом местной администрации, утвердившим программу. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.
По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного года ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств , вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Программно-целевое планирование используется в РФ в нескольких основных формах - это разработка и реализация долгосрочных целевых программ, долгосрочной адресной инвестиционной программы, ведомственных программ.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ:
- 1) долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления;
- 2) формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами;
- 3) долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения;
- 4) заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.
Действующие долгосрочные целевые программы структурированы в следующие приоритетные направления, представленные на схеме 9.1.
Схема 9.1. Направления действующих долгосрочных целевых программ
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества. Все инвестиционные проекты структурированы по трем направлениям (социальные, производственные и специальные) и объектам:
- - по объектам капитального строительства, строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее - объекты капитального строительства);
- - по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов Российской Федерации (далее - объекты недвижимого имущества);
- - по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества (далее - мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты)).
По долгосрочным целевым программам определены источники финансовых средств, этапы реализации, государственные заказчики.
Пройдя путь составления «дорожных карт», т.е. планов мероприятий органов исполнительной власти, увязанных по срокам, федеральные министерства разработали в 2014 г. отраслевые Программы, основанные на программно-целевом подходе. Программы базировались на стратегических установках Концепции 2020 и Прогноза до 2030 г.
Государственные программы, сформированные по ведомственному принципу - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Государственные программы включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.
В настоящее время сформировано более 40 государственных отраслевых программ, распределенных по следующим приоритетам социально-экономического развития, представленных на схеме 9.2.
Схема 9.2. Направление госпрограмм
Организационными недостатками программ является их большое количество, некоторые ведомства осуществляют руководства несколькими программами, в качестве отдельных подпрограмм включили ведомственные целевые программы. Финансирование программ из федерального бюджета не регулярно и не всегда в полном объеме. По своей организационной структуре и наполнению отраслевые программы не адаптированы к принципам проектного финансирования.
бюджетного планирования и прогнозирования
Целевые программы - обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификацией бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финансироваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отраслевого и т.п. характера, а также программы развития отдельных территорий.
Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим законодательным или представительным органом местного самоуправления. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.
Целевая программа - специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.
Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ.
Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских программ имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно приоритетное целеполагание.
Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осуществляется проведение специальных исследований (социологических, экологических и др.).
Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:
обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;
установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);
использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);
ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);
наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;
соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.
Принципиальное значение в рамках федерального бюджета имеют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.» и федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и «Чистая вода».
Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Решение о разработке каждой целевой программы принимается постановлением Правительства Российской Федерации, и после того как программа подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает описание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рамках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,
управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. Помимо финансирования за счет средств федерального бюджета, программы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные инвесторы), так что финансирование за счет средств федерального бюджета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то время как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже - 5%. Программы регионального развития представляют собой разновидность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.
Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ориентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014-2020 гг.
Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведомственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целевого подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, урегулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые процедуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирования индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреплено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).
Таблица 3 - Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП
Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП |
Различия между ФЦП и ВЦП |
Формулировка цели и задач программ, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти |
Уровень утверждения (ФЦП - Правительство Российской Федерации, ВЦП - субъект бюджетного планирования). |
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные) |
Характер программы (ФЦП - межотраслевой; ВЦП - внутриотраслевой |
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ |
Принцип планирования расходов (ФЦП - в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП - в соответствии с планами СБП) |
Определение схемы управления программой |
Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП) |
Кроме этих типов программ существуют и региональные целевые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд различий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим сравнительным анализом.
Последовательность разработки и реализации ВЦП:
решение о разработке ВЦП;
замысел ВЦП;
разработка проекта ВЦП;
разработка паспорта ВЦП;
характеристика основных мероприятий ВЦП;
план мониторинга результативности ВЦП;
анализ результативности ВЦП.
Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотношение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловивших данный результат.
В области программно-целевого планирования началась разработка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), используемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указанный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и технологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной системы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми горизонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддерживаемыми на государственном уровне. В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи России), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта. Одновременно Минобранауки России завершило начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным направлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из восьми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как следует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.
Таблица 4 - Перечни приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Российской Федерации
Перечень 2002 г.* |
Перечень 2006 г. |
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника |
Информационно-телекоммуникационные системы |
Новые материалы и химические технологии |
Индустрия наносистем и материалов |
Технологии живых систем |
Живые системы |
Экология и рациональное природопользование |
Рациональное природопользование |
Энергосберегающие технологии |
Энергетика и энергосбережение |
Перспективы вооружения, военная и специальная техника |
Перспективные вооружения и военная техника |
Новые транспортные технологии |
Транспортные, авиационные и космические системы |
Космические и авиационные технологии | |
Производственные технологии | |
Безопасность и противодействие терроризму |
* Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577.