Федеральный закон 159 о сиротах. Гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В разных жизненных ситуациях ребенок может остаться без родителей и государство берет на себя ответственность по обеспечению таких детей, при этом каждый регион принимает решение самостоятельно. Причины, по которым ребенок может остаться без родителей встречаются разные и в связи с этим таких детей подразделяют на: детей-сирот (у которых умерли оба или единственный родитель) и детей, оставшихся без попечения родителей, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей по причинам: лишение родительских прав, ограничение в правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы, если единственный родитель или оба родителя неизвестны и т.д.
Статус ребенка определяется на законодательном уровне, но при этом он получает при разных статусах одинаковую поддержку. Решение проблемы воспитания решается посредством: помещения ребенка в интернат или определения опекуна (для детей до 14 лет) или попечителя (для детей старше 14 лет). Рассмотрим какие гарантии и льготы предоставляются этой категории граждан со стороны государства.
Нормативное регулирование социальной помощи и поддержки детям-сиротам
Проживание и образование детей-сирот
Если ребенок лишается родителей, дальнейшее его существование определяется государством. В случае помещения ребенка в интернат он проживает на полном обеспечении, а в ходе обучения в интернате обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, устанавливаемым в соответствии с законодательством.
Государство в целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им дополнительные гарантии по праву на образование. Дети-сироты могут обучаться на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы и принимаются вне конкурса в образовательные учреждения СПО и ВО при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. При этом, они имеют право на получение второго начального профессионального образования без оплаты.
Дети-сироты, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО, государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВО и ВПО зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения и до достижения возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования.
Детям-сиротам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, кроме полного государственного обеспечения выплачивается:
- стипендия, размер которой должна быть увеличена не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в этом образовательном учреждении
- 100% заработной платы, начисленной в период прохождения производственного обучения и производственной практики
- ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии (осуществляемой за 30 дней до начала учебного года)
При предоставлении обучающимся (детям-сиротам) академического отпуска по медицинским показаниям сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия и образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети-сироты обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом:
- на городском, пригородном, на внутрирайонном транспорте (кроме такси)
- один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы
Дети-сироты (выпускники), за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего ПО, где они обучались, единоразово обеспечиваются:
- одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, в соответствии с законодательством (по желанию выпускника может быть выдана денежная компенсация для их приобретения или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ)
- единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.
Медицинское обслуживание и оздоровительные мероприятия для детей-сирот
Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются:
- бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном ЛПУ (в том числе диспансеризация, оздоровление, регулярные медицинские осмотры)
- бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные учреждения, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно
Решение жилищных проблем детей-сирот
Дети-сироты, имевшие жилое помещение, сохраняют право на него на весь период пребывания в образовательном учреждении независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ и на период нахождения в учреждениях лишения свободы.
Дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий 3 месяцев.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в соответствии с законодательством РФ и региона, площадью не ниже законодательством нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (12 кв.м на человека) и не более:
- 33 кв.м – для одиноко проживающих детей-сирот
- 42 кв.м – на семью из 2 человек, являющихся детьми-сиротами
- 18 кв.м – на каждого члена семьи (детей-сирот) при ее численности 3 человека и более
Регистрационный учет детей-сирот осуществляется как по месту жительства и по месту временного пребывания, а снятие детей-сирот с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.
.
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:
- их смерти;
- лишения родительских прав;
- отказа от ребенка после его рождения;
- признания пропавшими без вести;
- признания недееспособными;
- отбывания наказания в местах лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).
Законы о социальных гарантиях сиротам
Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:
- ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.
На основании этих документов сироты могут получать пенсию, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.
Список гарантий во каждом регионе может отличаться . Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.
Помощь и социальная защита данной категории граждан
Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:
Льготы
В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).
После этого выплаты и преференции перестают действовать . На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:
- трудоустройство постинтернатным сопровождением;
- право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
- получение второго средне-специального или высшего образования;
- бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
- бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
- сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
- предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
- оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
- оказание медицинской помощи бесплатно;
- специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
- иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.
Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.
Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.
Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка . к ним относятся:
Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.
ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.
Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.
При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.
Пособия
Закон предусматривает предоставление нескольких , а именно:
В зависимости от региона , деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.
Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.
Пенсии
Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.
Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.
ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.
При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.
В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.
Предоставление жилья
Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется . Возможны разные варианты.
Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.
Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.
Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.
На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру :
- Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
- Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.
За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.
Прочие меры социальной поддержки
Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:
- запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
- бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
- льготы во время занятия спортом;
- посещение культурных объектов бесплатно.
Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.
Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:
Сирота — это ребенок, у которого умерли один или оба родителя. Под этой терминологией также понимаются дети-сироты, которые остались без родительской опеки.
Причины:
- Лишение родительских прав;
- Признания попечителей пропавшими безвести;
- Недееспособными;
- Заключенными под стражу.
Такие дети-сироты оказываются в сложных жизненных ситуациях, с которыми им приходится справляться самостоятельно. Как правило, взрослые люди не всегда участвуют, советуют или поддерживают их. Зачастую мама и папа осиротевшего ребенка фигурируют только по документам.
Закон был принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. В Федеральном законе определяются отношения с органами государственной власти, обеспечивающие дополнительные гарантии и социальную защиту:
- Детям-сиротам;
- Лицам, которые остались без попечения;
- Лицам, которые во время обучения потеряли одного или обоих родителей.
В закон изменения не вносились.
Закон состоит из 1 главы и 13 статей.
Краткое содержание Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
- Описываются понятия, которые применяются в настоящем Федеральном законе;
- Определяются меры, которые регулируют дополнительные гарантии по социальной поддержке;
- Определяется ответственность за неисполнение действующего Федерального закона.
Категория детей сирот
- До 18 лет;
- От 18 до 23 лет.
Лица до 18 лет остаются без попечения родителей в случае если :
- Они отсутствуют;
- Лишаются родительских прав;
- Ограничиваются права;
- Они недееспособные;
- Находятся в лечебных учреждениях;
- Объявлены умершими;
- Отбывают наказания в местах лишения свободы.
Совершеннолетнее лицо в возрасте 18-23 лет остается без попечения родителей, если в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя. Однако они имеют дополнительное право на гарантию и социальную защиту.
Последние изменения, внесенные в ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот»
С начала вступления закона в силу изменения внесены не были.
Ниже рассмотрены следующие статьи ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
Статья 2
В ст 2 описываются отношения, регулируемые действующим Федеральным законом. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются дополнительными гарантиями социальной защиты.
Статья 5
В ст 5 описывается финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей сирот. Настоящим Федеральным законом и другими нормативно правовыми актами могут устанавливаться другие виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
Обратите внимание: Правительство Российской Федерации обязуется оплачивать учебу в государственных учреждениях.
Статья 10
В ст 10 описываются методы судебной защиты прав детей-сирот. Для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки обязаны обратиться в судебные инстанции РФ в установленном порядке. Дети-сироты имеют право на бесплатную юридическую поддержку на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Статья 11
В ст 11 определяется ответственность за неисполнение Федерального закона по отношению к детям-сиротам. Органы государственной власти несут ответственность при несоблюдении законодательных положений настоящего ФЗ, Конституции РФ и иного законодательства РФ. Если нормативно-правовые акты федеральных органов были приняты с нарушением настоящего Федерального закона, то при обнаружении несоответствия они признаются недействительными.
Если должностные лица муниципальной или государственной власти не исполняют свои обязанности по отношению к детям-сиротам, они могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.
Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.
Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.
Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.
Кто относится к данной категории
Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.
Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).
Закон делит их на две возрастные категории :
Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.
Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.
Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.
Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.
Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.
Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :
- тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
- те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.
Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.
Законодательное регулирование
Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:
Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.
Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях
Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.
Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.
Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.
Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.
Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.
Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.
Перечень мер помощи и компенсаций
Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:
- Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
- Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
- Права на получение имущества, в том числе жилья.
- Гарантии, которые дают право на труд.
- Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.
Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.
В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:
- возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
- повышенная , что больше обычной на 30-50%;
- обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
- бесплатное питание в любом учебном учреждении;
- предоставление бесплатного места в общежитии;
- бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.
Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).
Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.
К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.
После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.
Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:
- если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
- если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
- сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.
Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.
Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.
Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.
О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете: