Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению:
|
Регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование публичных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятия «субъект финансового права» и «субъект (участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права
— это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъектом же финансового правоотношения
выступает реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от их участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения в процессе реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.
Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еше не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая- то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако объем такой части будет гораздо меньше, чем был бы по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (право наследования, дарение, купля-продажа и т. д.). Иначе складываются финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов.
Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и других факторов субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).
Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:
- государство и его территориальные подразделения;
- коллективные субъекты;
- индивидуальные субъекты.
Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы: 1) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и 2) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности, о способах защиты прав субъектов финансового права и видов их ответственности за финансовые правонарушения). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.
Государство и его территориальные подразделения
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения)
входят:
- Российская Федерация;
- субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область. автономные округа (в настоящее время некоторые автономные округа по волеизъявлению населения вошли в состав краев в качестве их составной части);
- муниципальные образования — муниципальные районы, городские округа, городские или сельские поселения;
- административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования).
Такой состав субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, отраженный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, свидетельствующим об их организованности в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально- экономического развития определенной территории, осуществления других своих задач.
Российская Федерация, ее субъекты
и муниципальные образования
выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, например связанных с государственным (муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах Российской Федерации в целом, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.
Закрытыми административно-территориальными образованиями
(ЗАТО) согласно российскому законодательству называют административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, имеющие органы местного самоуправления. Вся территория ЗАТО — это территория муниципального образования со статусом городского округа.
В пределах ЗАТО расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, в связи с чем устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании и упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления его административной подчиненности и границ; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении ЗАТО; введения и обеспечения особого режима.
Все это определило особенности и финансово-правового положения ЗАТО. Помимо формирования и исполнения местного бюджета, в общем порядке ЗАТО, в отличие от других муниципальных образований, вступает в бюджетные правоотношения непосредственно с федеральными органами власти.
В случае строительства или реконструкции в ЗАТО предприятий и объектов с сохранением их оборонной направленности за счет средств федерального бюджета часть их в установленных законом размерах должна быть отчислена органам местного самоуправления ЗАТО.
Помимо рассмотренных территориальных образований, существуют территории, выделенные в целях выполнения определенных задач в области экономики, социальной сферы и др. К ним относятся особые экономические зоны (ОЭЗ). В связи с их функционированием возникают специфические финансовые правоотношения.
Согласно законодательству особая экономическая зона
представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Выделяют следующие типы ОЭЗ: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные.
Решение о создании ОЭЗ на территории субъекта РФ и муниципального образования принимает Правительство РФ. Управление деятельностью в ОЭЗ Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1 107 возложено на Министерство экономического развития РФ. Созданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 530 Федеральное агентство по управлению экономическими зонами впоследствии было упразднено Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107. Действующими правовыми нормами урегулированы особенности финансово- бюджетных отношений ОЭЗ, вопросы налоговых и таможенных платежей (например, вопрос о гарантиях от неблагоприятного изменения законодательства о налогах), контроля за использованием бюджетных средств и др.
Коллективные субъекты
Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты -
государственные, муниципальные и общественные организации. К их числу относятся:
- государственные органы представительной и исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяют коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти
относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, службы, агентства и т. д., а также система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления,
осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях органов не только исполнительной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от круга субъектов административного права, в число которых органы представительной власти не входят.
Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации
различных организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на праве хозяйственного ведения. Основная цель их деятельности — извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в бюджет налогов и других обязательных платежей, получением финансовой поддержки, распределением прибыли и т. д. Для участия в названных правоотношениях предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается, что филиалы, другие обособленные подразделения предприятий могут исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).
Среди субъектов финансового права данной группы своей спецификой выделяются следующие государственные и муниципальные предприятия: унитарные предприятия,
основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия,
основанные на праве оперативного управления. Все они находятся в прямом государственном (или муниципальном) подчинении у уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой, обусловленной наличием у государственных органов и органов местного самоуправления полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
Заметно развилась сеть малых предприятий
, которые также наряду с государством и муниципальными образованиями участвуют в финансовых правоотношениях, отличающихся своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.
К субъектам финансового права относятся и организации, именуемые учреждениями.
Это некоммерческие организации (не имеющие своей основной целью получение прибыли). Учреждения по форме собственности могут быть государственными (муниципальными) и частными (см. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изм. на 18 июля 2011 г., № 239-ФЭ).
Государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на автономные, бюджетные и казенные (ст. 120 ГК РФ; ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Автономным учреждением
признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной зашиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно было создано, если иное не предусмотрено законом. Среди некоммерческих организаций выделяется и такая их форма, как государственные корпорации (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Положения, установленные БК РФ относительно учреждений, распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления и органы управления государственных внебюджетных фондов. В ведении этих органов находятся казенные учреждения,
деятельность которых финансируется из средств соотвествующих бюджетов на основании бюджетных смет. Казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, который поступает в соответствующий бюджет. Большое значение приобрели права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных источников средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.).
Среди названных субъектов финансового права своей спецификой выделяется инновационный центр «Сколково»
, правовой статус которого определен Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (с изм. на 12 июля 2011 г., № 209-ФЗ). В Законе он определяется как совокупность инфраструктуры территории Центра и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта с использованием этой инфраструктуры (п. 2 ст. 2). Инфраструктура территории Центра включает совокупность территорий Центра, а также зданий, строений и иных объектов коммунальной инфраструктуры (ст. 2).
Реализация проекта осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в Законе (ч. 8 ст. 10).
Индивидуальные субъекты
Третья группа субъектов финансового права - индивидуальные субъекты
, или физические лица. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права Российской Федерации могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства. Среди физических лиц — субъектов финансового права особым статусом наделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Еще одна важная сторона правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, основанное на положениях Конституции РФ (ст. 32).
Финансовое
право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет
круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами
и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение
и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и
обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие
«субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового
правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект
финансового права -
это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е.
потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку
оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового
правоотношения -
это реальный участник конкретных правоотношений.*
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат
субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм,
независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и
противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в
конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей,
приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения.
Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них,
т.е. остается субъектом финансового права.
_______________________
* См..АлексеевС.С. Указ. соч.
М., 1982. Т. 2. С. 140; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько. М., 1997. С. 482.
Таким образом,
субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник)
финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и
обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того,
какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее
объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых
правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе
финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не
требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет
законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения,
купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них
государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной
компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления
входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в
связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами
субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право
изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по
бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке
налоговых платежей и др.).
Особенности
круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные
группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и
его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные
субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов
финансового права и на две группы:
а) организации,
куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические
лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также
целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об
ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три
группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.
В первую группу
субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные
подразделения)
входят:
Российская
Федерация;
субъекты
Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения
- Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные
образования - городские, сельские поселения и иные территории;
административно-территориальные
единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
административно-территориальные
образования особого режима.*
_____________________
* См.: Закон РФ
«О закрытом административно-территориальном образовании» с изм. от 28 ноября 1996 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; Положение об обеспечении особого
режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории
которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утв.
пост. Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
Такой круг
субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство
закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими
субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления,
что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ.
Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению
является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в
соответствующую единицу - государство, автономию, муниципальное образование. В
связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на
получение определенных бюджетных доходов и использование их для
социально-экономического развития соответствующей территории.
Российская
Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права
и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с
государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных
(или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия
недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и
местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом
Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются
носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед
другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его
территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или местного
бюджета.
Коллективными
субъектами финансового права являются государственные и общественные
организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и
управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения,
основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются
коммерческие и некоммерческие организации.
Органы
государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового
права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг
входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального
уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как
органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции
- министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система
финансово-кредитных органов.
Особую группу
составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное
решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Участие в
правоотношениях не только органов исполнительной, но и представительной власти
- характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие,
например, от административного права, субъектами которого органы представительной
власти не являются.
Юридические
права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления
как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению
определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных
образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего
органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными
лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг
субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие
организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В
качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и
действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в
финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других
обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и
т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны
обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако
законодательством предусматривается возможность стать субъектом финансовых
правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий
(например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).
Среди этой
группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия
как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного
управления.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и
управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому
содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия,
отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий
по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их
самостоятельности.
______________________
* О создании
казенных предприятий см.: Указ Президента РФ «О реформе государственных
предприятий» от 23 мая 1994 г.//СЗ РФ. 1994. №5. С. 303; ст. 115 ГК РФ.
В условиях
перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы
объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и
права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации,
компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения.
Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого
расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих
случаях в финансовые отношения.
Указом
Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений -
финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована
законом.* Это совокупность предприятий, учреждений, организаций,
кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединяющих
инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом антимонопольного
законодательства) для повышения эффективности производственного процесса.
______________________
* САПП. 1993.
№49. Ст. 4766; Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30
ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
Учреждения,
которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной
целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной,
научной и управленческой деятельности,* являются субъектами финансового права
главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств,
выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее
значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием
внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания
дополнительных услуг и т.п.
______________________
* См.:
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ; Федеральный
закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 9
июля 1999 г // Российская газета. 1999 14 июля.
Рассмотренные
предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношениях, как
правило, имеют и качество юридического лица, однако в установленных законом
случаях участниками этих правоотношений могут быть и их филиалы, представительства.
Индивидуальные
субъекты
финансового права, или физические лица, - это граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны
большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в
государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в
качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у
него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или
определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные
средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые
правоотношения в области государственного и банковского кредита,
государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных
образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами
финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и
лица без гражданства.
Среди
физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического
лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Важно отметить
и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в
финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях
Конституции России (ч. 1 ст. 32).
Смотрите также:
Индивидуальными субъектами финансового права физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.,
К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Кроме того, к категории физических лиц как субъектов го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи-нансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь права и обязанности в отношении определен
ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го-сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-
См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности,
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
" Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.
В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос- ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ- ность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.
Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».
Физические лица в соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.
Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога.
1. Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди-новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных идр.
Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ Российской Федерации о нотариате от
февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-
ми финансового права в отношении сообщать о нота
риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.
Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре-деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.
Контрольные вопросы и задания
Дайте понятие субъекта финансового права.
Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового
В каких качествах государство выступает как субъект финансового права?
В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?
В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?
В каких случаях субъекты Российской Федерации выступают как субъекты финансового права?
Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.
Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?
В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?
Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансового права.
С какого возраста согласно законодательству возникает налоговая деликтоспособность физического лица?