Финансовые отношения в экономике. Типы и группы финансовых отношений
ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.
2. Характеристика функций финансов.
4. Формирование финансовых ресурсов.
5. Виды финансовых отношений
6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев
1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.
Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии
Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.
Следовательно, данный термин отражал:
Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;
Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;
В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.
В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.
ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.
Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.
Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.
В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.
В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:
· На военные цели,
· Управление,
· Поддержание тех или иных сфер экономики,
· Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными
Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.
Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.
В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.
Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.
Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)
Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:
· Местные (региональные) финансы,
· Внебюджетные специальные правительственные фонды,
· Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.
ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод – финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.
Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.
Финансовые денежные отношения возникают между:
· Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;
· Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
· Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
· Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
· Отдельными звеньями бюджетной системы;
· Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.
Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:
· На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;
· На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;
· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.
Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
2. Характеристика функций финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .
Финансы выполняют три основные функции:
· Распределительную;
· Стимулирующую;
· Контрольную;
Распределительная функция финансов.
Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.
Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.
Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).
В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.
Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.
Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.
Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.
На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)
Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.
Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак
Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:
· Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)
· Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)
· Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).
· Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).
Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.
Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.
Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.
Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.
Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).
3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП
Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:
Закон роста эффективности хозяйственной деятельности универсален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);
Функции основных участников экономической системы имеют общественную значимость;
С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.
Основные экономические агенты, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, следующие:
Частный бизнес - производители материальных и нематериальных благ;
Население - потребители этих ценностей;
Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью макроэкономических показателей:
Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным образом, года) на территории страны);
Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);
Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);
Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профиците - когда доходы превышают расходы);
Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
Потребительского и отложенного спроса населения (соответственно части национального дохода, которая расходуется на потребление, и части его, которая сберегается);
Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.
Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.
Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов - системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):
G - государственные расходы (Government Spending).
В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).
В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:
Y=С + I+ G+ (Ех - Im),
где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);
С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);
I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);
G - государственные расходы (Government Spending);
Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.
В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.
Другими словами, если при прочих равных условиях государство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.
Влияние государственных расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,
где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зависимости от доходов;
b - предельная склонность к потреблению;
t - ставка подоходного налога;
D - доход домашних хозяйств.
Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется следующим образом: X=g-mY,
где g - константа;
m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к импорту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.
Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).
Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расходов от:
Объема ВВП;
Поступлений подоходного налога;
Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;
Предельной склонности к импорту;
и обратной зависимости от:
Предельной склонности потребителей к сбережению;
Константы потребления;
Автономных инвестиций (амортизации).
В экономических системах при формировании расходов в условиях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь.
Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - каких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции.
4. Формирование финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.
Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.
На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.
Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.
Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.
Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалентном характере. Именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.
Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов
Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;
Как источники формирования этих доходов (составляющие элементы) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;
Как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.
Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.
Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.
Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внутреннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС) - система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.
Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.
Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как соответствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.
5. Виды финансовых отношений
Финансовым отношениям необходимо определиться с предметом финансового права. Предметный или элементный состав финансов - это деньги и иные представители ценности реальных активов национального богатства. Предметный состав финансового права - это правомочия приобретения реальных активов национального достояния в определенном размере по их ценности. Однако деньги, более общо - финансы, становятся действительными деньгами, финансами лишь тогда, когда ими владеет конкретный субъект. Это может быть публично-правовой субъект, государство, корпоративный, фирма, или индивидуальный, человек, гражданин. Субъектная определенность финансовых средств является их сущностной характеристикой. Реальные активы не утрачивают своего качества быть частью национального богатства, даже если они оказываются в бесхозяйном состоянии. Финансы, особенно в своих неденежных формах, финансовых инструментов, часто перестают быть таковыми, если оказываются вне зоны своей государственной юрисдикции, а также в бесхозяйном состоянии.
Типы финансовых отношений.
В связи с потребностями общества возникают финансовые отношения, которые изначально являются объективными. В сегодняшнем мире существует множество видов финансовых отношений, которые появились благодаря усложнению хозяйственных взаимоотношений. Также стоит отметить, что управление финансами является целенаправленным воздействием со стороны субъекта или владельца. В свою очередь управление финансами осуществляется на основе финансовой политики. Финансы напрямую связаны с ценовой, кредитной и иными сферами.
Во всех секторах хозяйственной деятельности складываются свои финансовые отношения, которые характеризуются спецификой деятельности или производства. Виды финансовых отношений можно классифицировать по типу взаимодействия в зависимости от участвующих в нем субъектов. В тоже время для всех финансовых отношений характерны свойства, которые являются общими и позволяют их относить к различным группам.
Типы финансовых отношений можно разделить следующим способом:
- 1. Финансовые отношения государства и юридического лица. Все предприниматели платят налоги государству, так как самое главное право любого государства это взимание налогов. В свою очередь государство обеспечивает нормальное функционирование, юридическому лицу обеспечивая его финансовую и правовую поддержку.
- 2. Финансовые отношения между государством и физическим лицом, то есть живим человеком. Физическое лицо, как и юридическое, платит налоги государству, а взамен государство обязуется обеспечивать ему социальные гарантии и прочее. Деньги налогоплательщиков в большинстве случаев идут на содержание социальных учреждений и другие затраты государства.
- 3. Отношения между субъектами. Эти отношения наступают при реализации сырья, аренде, при различных взаимодействиях компаний и предприятий, купли продаже ценных бумаг, заключении договоров.
- 4. Финансовые отношения, которые осуществляются между предприятием и вышестоящим органом. Межотраслевые и ведомственные отношения, отчисления предприятий в различные фонды которые в дальнейшем будут помогать предприятию.
- 5. Отношения, которые осуществляются внутри хозяйства. Это отношения, которые осуществляются внутри предприятия или фирмы непосредственно между работниками, а также подразделениями этой фирмы независимо от структуры, и осуществляется в процессе производства.
- 6. Финансовые отношения предприятия с одной стороны и банками, компаниями страхового сектора, различными финансовыми биржами.
Типы и группы финансовых отношений
Финансовые отношения - отношения двух его противоположных сторон.
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому.
правовое регулирование финансовый участник
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов.
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.
Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения.
Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.
Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т.е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно.
Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы.
Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. В результате возникает замкнутая цепочка распределительно-перераспределительных отношений. Финансовые отношения есть всегда единство отношений распределения и перераспределения.
Основные группы распределительных отношений. Распределительные отношения состоят из двух групп.
Во-первых, это разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный, или производственный, чистый доход, который включает прибыль и амортизационные отчисления.
Во-вторых, это деление затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка, к которым относятся заработная плата, рентные платежи и косвенные налоги государству.
С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:
между коммерческой организацией и ее работниками, или пропорции между прибылью и оплатой труда наемных работников;
между коммерческой организацией и собственниками земли и природных ресурсов, или пропорции между прибылью и платежами этим собственникам (рентными платежами);
между коммерческой организацией и государством по уплате налогов, включаемых в валовой доход (косвенных налогов), или пропорции между валовым доходом и размеров входящих в него косвенных налогов.
Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны. Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики.
Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями. В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли.
Обе указанные пропорции тесно связаны с отношением между прибылью и амортизационными отчислениями. Увеличение амортизационных отчислений есть фактор уменьшения размеров прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой организации эта пропорция совершенно безразлична, так как обе указанные части стоимости есть ее полная собственность.
Третья пропорция показывает, какую долю валового дохода забирает государство вне какой-либо связи с выплатой чистого дохода работникам и собственникам земли. Косвенные налоги увеличивают цену реализации товаров и услуг, т.е. удорожают их для конечных потребителей.
Организация (предприятие) (франц. organisation, от лат. organiso - придаю стройный вид) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой - обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
Организация (предприятие) может осуществлять какой-либо из видов предпринимательской деятельности либо одновременно все виды.
В процессе предпринимательской деятельности у организаций (предприятий) возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; партнерами по совместной деятельности; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой и т.п., сопровождающиеся движением денежных средств.
Материальную основу финансов составляют деньги. Однако необходимое условие возникновения финансов - реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления. Оно обусловлено взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, с бюджетной и кредитной системами, в процессе которых создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
В зарубежной литературе финансы рассматривают как денежные потоки (процессы, связанные с движением денег).
В работах отечественных ученых сущность финансов обычно выражается как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств. За последнее время появились и другие определения содержания финансов, приближенные к зарубежным. Неоднозначная трактовка определения свидетельствует о сложности и многостороннем характере финансов. Объектом финансов служат не только процессы, возникающие при движении денежных средств, но и опосредствующие их экономические отношения. Финансы организаций (предприятий) представляют собой совокупность денежных отношений, опосредующих экономические отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.
Как экономическая категория финансы организаций (предприятий) - это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят распределительный и перераспределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс.
Финансы организаций (предприятий) являются самостоятельным звеном финансовой системы, обслуживающей материальной производство и услуги. Именно в этом звене финансовой системы формируется значительная часть национального дохода страны, осуществляется их распределение внутри организаций и частичное перераспределение через бюджетную систему и систему внебюджетных фондов.
Сфера финансовых отношений организаций (предприятий) разнообразна и существенно расширилась и изменилась с развитием реальных рыночных отношений, введением Гражданского кодекса РФ. В зависимости от экономического содержания финансовые отношения организаций (предприятий) можно сгруппировать по следующим направлениям:
возникающие между учредителями в момент создания организации (предприятия) при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала. В свою очередь уставный (складочный, акционерный) капитал служит первоначальным источником образования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
между отдельными организациями (предприятиями), связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, мате риалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения - основные в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. На них приходится наибольший объем платежей, от их эффективной организации во многом зависит финансовый результат деятельности предприятий; между организациями (предприятиями) и их подразделениями - филиалами, цехами, отделами, бригадами - в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
между организациями (предприятиями) и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов;
между организациями (предприятиями) и вышестоящими организациями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является организация (предприятие). Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие организаций (предприятий);
между организациями (предприятиями) и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета.
От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние организаций (предприятий) и формирование доходной базы бюджетов разных уровней:
между организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг.
От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий:
между организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
между организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими субъектами.
Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения, методы реализации. Однако все они носят двусторонний характер и их материальную основу составляет движение денежных средств, благодаря их использованию формируются денежные потоки, ими сопровождается формирование уставного капитала организации (предприятия), начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения, финансовых резервов и в целом финансовых ресурсов организации.
Функции финансов. Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.
Среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов организаций (предприятий). В экономической литературе в настоящее время существует большой разброс в определении функций, как по их количеству, так и по содержанию. Отмечается единство лишь по двум функциям: распределительной и контрольной. Во многих литературных источниках указаны такие функции: формирование капитала, доходов и денежных фондов; использование доходов и денежных фондов, ресурсосберегающая, контрольная и т.п. Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и цель - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации (предприятия). Большинство экономистов признают, что финансы предприятий выполняют три основные функции: формирования капитала и доходов организации (предприятия); распределения и использования доходов; контрольную.
Все функции тесно взаимодействуют между собой.
При выполнении финансами функции формирования капитала происходит формирование первоначального капитала организации (предприятия), его приращение; привлечение денежных средств из различных источников в целях формирования необходимого для предпринимательской деятельности объема финансовых ресурсов, сопровождающееся движением денежных средств. В современных условиях не все денежные средства предприятия носят фондовый характер. Предприятие самостоятельно решает вопрос формирования денежных фондов и резервов.
Распределение и использование доходов на уровне организаций (предприятий) проявляется в распределении выручки от реализации продукции и доходов от иной деятельности в стоимостном выражении по направлениям использования, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование. С помощью этой функции осуществляется контроль за своевременным поступлением выручки от реализации продукции и оказания услуг, формированием и целевым использованием денежных фондов и в целом финансовых ресурсов организации, изменениями финансовых показателей, соблюдением налогового законодательства и т.п.
В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однако размер получаемых организацией (предприятием) доходов определяет возможности его дальнейшего развития. Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы организации (предприятия) и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов свидетельствует о недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование такого свидетельства может привести к банкротству предприятия.
Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений. Контрольная функция осуществляется как непосредственно в организации, так и ее собственниками, контрагентами, кредитными и государственными органами.
Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода.
Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.
Виды финансовых отношений по направлениям
Все финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы:
- с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений предприятий и организаций;
- с финансово-кредитной системой государства.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями
Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Роль ϶ᴛᴏй группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.
- финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
- финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; ϶ᴛᴏ прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;
Финансовые отношения внутри предприятия
Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — ϶ᴛᴏ выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
- финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;
Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций
Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — ϶ᴛᴏ отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, кᴏᴛᴏᴩые в условиях рыночных отношений будут объективной необходимостью.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в т.ч. и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средствтрадиционно на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.
- финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом кᴏᴛᴏᴩых будет организация; такие отношениятрадиционно связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;
Отношения с финансово-кредитной системой государства
Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Кстати, эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.
Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением налогов и отчислений.
с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит будет источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. При всем этом могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с кᴏᴛᴏᴩыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.
Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.
с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.- финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
- финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно ϲʙᴏбодных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.
Виды финансовых отношений по степени обязательности
С позиции обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:
- добровольные;
- добровольно-принудительные;
- принудительные.
К добровольным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.
К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в кᴏᴛᴏᴩые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия кᴏᴛᴏᴩых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного ϲʙᴏими действиями материального ущерба.
Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некᴏᴛᴏᴩых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.
Стоит сказать, что каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет ϲʙᴏи особенности и сферу применения. При этом все они носят двусторонний характер и их материальной основой будут доходы организации.
Финансовые отношения предприятий - система взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее, а также денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений.
Финансовые отношения делятся на внутренние и внешние.
Внутренние финансовые отношения:
- - формирование уставного капитала субъектов хозяйствования;
- -формирование и распределение денежных доходов: выручки, валового и чистого дохода, прибыли, денежных средств предприятия;
- - отношения с работниками по выплате заработной платы.
- -финансовые отношения с собственными структурными подразделениями
- -отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами.
Внешние финансовые отношения
отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения);
- - штрафы, пени, неустойки; - отношения аренды;
- - выпуск и реализация ценных бумаг;
- - совместная деятельность;
- - коммерческое кредитование;
Организация финансов хозяйствующих субъектов осуществляется на основе ряда принципов, которые отвечают в рыночных условиях сути предпринимательской деятельности:
Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет направления своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли.
Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.
Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия.
Материальная заинтересованность. Этот принцип объективно предопределен основной целью предпринимательской деятельности -извлечением прибыли.
Обеспечение финансовых резервов. Данный принцип связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности.
Принцип финансового контроля. Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает такую организацию финансов, которая обеспечивает возможность осуществления внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита.
Таким образом, финансы организаций являются основным звеном финансовой системы. Финансы предприятий- совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.
Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.
В современных экономических условиях, коммерческие банки становятся важным элементом рыночной инфраструктуры.
Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.
Отношения между организацией и банком возникают по поводу расчетно-кассового и кредитного обслуживания, а так же в связи с появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики. Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.
Для расчетного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
Основной счет предприятия как юридического лица - расчетный счет. Предприятие вправе открыть несколько расчетных счетов в разных банках. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции (работ, услуг), по нему осуществляются расчеты по обязательствам предприятия. Другие счета - текущий, ссудный, валютный - организация вправе открыть в любом количестве в разных банках. Расчетный субсчет открывается предприятию, которое имеет отдельные структурные подразделения вне места своего нахождения. По месту их расположения в банках открываются счета на имя предприятия. Поскольку расчетный субсчет имеет подсобное значение, на нем аккумулируется выручка от подразделения для последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия.
Текущие счета открываются филиалам, отделениям и другим нехозрасчетным подразделениям предприятия. По ним проводятся ограниченные расчетные операции, связанные в основном с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.
При открытии в банке текущего валютного счета автоматически открывается транзитный валютный счет, на который поступают валютные перечисления от внешнеэкономической деятельности предприятия. После продажи части валютной выручки остаток валютных средств перечисляется на текущий счет.
В процессе расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком складываются определенные финансовые отношения, сопровождающиеся движением денежных средств и затрагивающие формирование доходов предприятия и банка.
Многие банки взимают плату за оформление счетов клиентов и проведение расчетных и кассовых операций, чтобы возместить расходы по их проведению. Другие, для привлечения клиентуры, открывают расчетные счета бесплатно. Каждый банк за хранение у него денежных средств предприятий выплачивает в пользу последних определенную плату (исключение составляет транзитный валютный счет). Размер платы устанавливается по взаимному соглашению, если речь идет о расчетном счете. На срочные депозитные счета предприятие помещает временно свободные средства на условиях банка, который устанавливает проценты по вкладам в зависимости от сроков хранения денег.
Расходы организации по оплате услуг банка включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), доходы, полученные от хранения средств на счетах банков, учитываются в составе балансовой прибыли предприятия как внереализационные доходы. Банки не вправе контролировать расчеты предприятия с бюджетом, другими предприятиями или иные безналичные расчеты, хотя они проводятся в установленных формах. Однако банк несет определенную ответственность за соблюдение правил расчетной дисциплины, которая установлена нормативными актами Центрального банка РФ и определяется договорами между предприятием и коммерческим банком. За несвоевременное либо неправильное списание средств со счетов предприятия, а так же за несвоевременное или неправильное зачисление средств, поступивших предприятию, оно вправе требовать от банка уплатить штраф в свою пользу в размере 0,5% этих сумм за каждый день задержки. В договоре банка и предприятия могут быть так же предусмотрены другие (дополнительные) формы ответственности.
Ответственность предприятий перед банком устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договорах.
Отметим, что роль кредита в обеспечении нормального функционирования предприятия в современных условиях безусловно немаловажна.
Кредиты банка являются важнейшим источником обеспечения финансовыми ресурсами потребностей предприятий, связанных с производством и реализацией продукции. Временная потребность в денежных средствах особенно часто возникает у предприятий, где имеют место сезонные колебания объемов производства и реализации продукции. Но она может возникнуть в результате временного разрыва между поступлением источников определенных видов затрат и потребностью в средствах на эту цель, например, про осуществлении ремонтных работ. Объединения и предприятия промышленности, работающие в условиях самофинансирования, кредитуются по совокупности материальных запасов и производственных затрат.
Общий принцип проверки обеспечения кредита заключается в следующем. Фактическая задолженность сравнивается с суммой сверхнормативного оплаченного остатка запасов ценностей и затрат производства в пределах плана и товаров отгруженных в размере их остатка по балансу.
Практически проверку обеспечения учреждения банка осуществляют одновременно по совокупности запасов и затрат и товарам отгруженным. При превышении задолженности над плановым размером кредита учреждение банка совместно с предприятием рассматривает причины, вызвавшие сверхплановую потребность в кредите.
Может быть принято решение о предоставлении кредита на временные нужды на полную или частичную сумму сверхплановых материальных запасов и производственных затрат, а также товаров отгруженных. Если эти меры позволяют довести задолженность до планового периода, то учреждение банка может предоставить кредит на временные нужды.
В случае невозможности доведения в установленные сроки задолженности по ссуде до планового уровня, а также при возникновении просроченной задолженности по ссудам банка вводится ограничение кредитования в пределах планового размера кредита.
При превышении планового размера кредита из-за сверхпланового роста товаров отгруженных, сроки оплаты которых еще не наступили, они принимаются к кредитованию без ограничения суммой и сроком. Санкции в этом случае банк не применяет.
При проверке остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных принимаются к кредитованию по фактической стоимости, но не выше плановой, а все другие запасы и затраты - по балансовой оценке. Стоимость запасов уменьшается на суммы износа ценностей, резерва на покрытие предстоящих расходов или потерь, а также торговых скидок, если товары учитываются на балансе по розничным или оптовым ценам.
Банк может предоставлять кредиты на затраты в основные фонды при недостатке у предприятия средств фондов стимулирования. Анализ взаимоотношений предприятия с банком по таким кредитам заключается в проверке целевого использования кредитов и эффективности проведенных за счет них мероприятий.
Кредитование - это метод возвратного финансирования предприятия. Он является традиционной услугой банков. Предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчетный счет, и в любом другом банке. Кредитование осуществляется на основе кредитного договора, определяющего права и обязанности сторон, а так же ответственность за нарушение условий договора с учетом характера предоставляемого кредита и финансового состояния предприятия-заемщика.
В зависимости от характера потребностей предприятия в заемных средствах различают краткосрочный кредит (до года), среднесрочный (от года до трех лет) и долгосрочный кредит (свыше трех лет).
За пользование кредитом, который необходимо вернуть в установленный договором срок, предприятие уплачивает банку проценты. Процентные ставки зависят от срока использования заемного капитала с учетом спроса и предложения. В разных банках процентные ставки могут различаться.
Практика российских банков в сфере кредитования свидетельствует, что их деятельность в этой области почти целиком состоит из краткосрочных ссуд, сконцентрированных в сфере торгово-закупочного бизнеса. В основном заемные средства имеют направленность на посреднические операции, для которых характерна быстрая оборачиваемость средств и высокая прибыль.
Поскольку банки осуществляют кредитование на коммерческой основе, принципами кредитования являются обеспеченность кредита, целевой характер, срочность, платность и возвратность ссуды. В данном случае это и определяет предпочтения конкретных видов кредитных операций и их подавляющее численное превосходство. Отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений. Налоговая система России несовершенна и не способствует нормальной производственной деятельности. Мировой опыт показывает, что снизить высокие темпы инфляции можно только через поддержку производства и развитие инвестиций. На это должна быть направлена в основном налоговая, а также кредитная и таможенная политика. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятию, и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а через год они резко увеличиваются.
Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
В настоящее время в отношениях предприятий с банками существует ряд проблем. Практика безналичных расчетов примитивна: предоплата, бартер, наличные деньги, большие неплатежи. Кредит очень дорогой, поэтому его удельный вес при формировании оборотных средств предприятий очень низкий (в среднем не более 10%). Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не применяется. Нетрадиционные банковские услуги также не получили развития.