Фома Аквинский – краткая биография. Философия Фомы Аквинского: краткий экскурс
Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка
Подготовила Светлана Яцык
Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510-1511 годов Museo di San Marco dell"Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images
1. О происхождении и невыгодном родстве
Фома Аквинский (или Аквинат; 1225-1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.
2. О школьном прозвище
Фома Аквинский отличался высоким ростом, грузностью и неповоротливостью. Считается также, что ему была присуща кротость, чрезмерная даже для монашеского смирения. Во время дискуссий, которые проводил его наставник, теолог и доминиканец Альберт Великий, Фома высказывался редко, и другие студенты посмеивались над ним, называя Сицилийским Быком (хотя родом он был из Неаполя, а не с Сицилии). Альберту Великому приписывается пророческая реплика, якобы произнесенная, чтобы усмирить дразнивших Фому студентов: «Вы называете его быком? Говорю вам, этот бык взревет так громко, что рев его оглушит мир».
Посмертно Аквинат был удостоен множества других, более лестных прозвищ: его называют «ангельским наставником», «всеобщим наставником» и «князем философов».
3. О мнемонических приемах
Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.
Память для Фомы Аквинского, как и для Альберта Великого, была частью добродетели благоразумия, которую следовало пестовать и развивать. Для этого Фома сформулировал ряд мнемонических правил, которые описал в комментарии к трактату Аристотеля «О памяти и припоминании» и в «Сумме теологии»:
— Способность к запоминанию расположена в «чувствительной» части души и связана с телом. Поэтому «чувственные вещи более доступны человеческому познанию». Знания, не связанные «с какими-либо телесными подобиями», легко забываются. Поэтому следует искать «символы, присущие тем вещам, которые нужно запомнить. Они не должны быть слишком известными, поскольку нас более интересуют непривычные вещи, они более глубоко и четко запечатлеваются в душе. <…> Следуя этому, необходимо придумать подобия и образы» Summa Theologiae, II, II, quaestio XLVIII, De partibus Prudentiae. .
— Память подконтрольна рассудку, поэтому второй мнемонический принцип Фомы — «расположить вещи [в памяти] в определенном порядке, чтобы, припомнив одну какую-то черту, можно было бы легко перейти к следующей».
— Память связана с вниманием, поэтому нужно «испытывать привязанность к тому, что нужно запомнить, ведь то, что сильно запечатлелось в душе, не так легко из нее ускользает».
— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.
4. О взаимоотношении теологии и философии
Аквинат выделял три типа мудрости, каждый из которых наделен своим «светом истины»: мудрость Благодати, богословскую мудрость (мудрость откровения, использующую разум) и метафизическую мудрость (мудрость разума, постигающую сущность бытия). Исходя из этого, он полагал, что предметом науки являются «истины разума», а предметом теологии — «истины откровения».
Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.
Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.
Впрочем, для Фомы между философией и теологией нет противоречия (как нет его и между «истинами разума» и «истинами откровения»), поскольку философия и познание мира приводят человека к истинам веры. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается божественный замысел.
Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год Museo di San Marco dell"Angelico
5. Об Аристотеле
Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.
Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.
Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.
6. О разговорном жанре
Отвечая на вопрос, почему Христос проповедовал, но не записывал постулаты своего учения, Фома Аквинский заметил: «Христос, обращаясь к сердцам, ставил слово выше писания» Summa Theologiae, III, quaestio XXXII, articulus 4. . Этот принцип был вообще популярен в XIII веке: даже система схоластического университетского преподавания строилась на quaestio disputata, дискуссии по заданной проблеме. Большую часть своих произведений Аквинат написал в жанре «суммы» — диалога, состоящего из вопросов и ответов, который казался ему наиболее доступным для студентов-теологов. «Сумма теологии», например, — трактат, написанный им в Риме, Париже и Неаполе между 1265 и 1273 годом, — состоит из глав-артикулов, в заглавие которых вынесен спорный вопрос. К каждому Фома приводит несколько аргументов, дающих разные, порой противоположные ответы, а в конце сообщает контраргументы и правильное, с его точки зрения, решение.
7. Доказательства бытия Божия
В первой части «Суммы теологии» Аквинат обосновывает необходимость теологии как науки со своей целью, предметом и методом исследования. Предметом ее он полагает первопричину и предельную цель всего сущего, то есть Бога. Именно поэтому трактат начинается с пяти доказательств бытия Божия. Именно благодаря им в первую очередь известна «Сумма теологии», несмотря на то, что из 3 500 листов, которые занимает этот трактат, существованию Бога посвящены всего полтора.
Первое доказательство бытия Божия опирается на аристотелевское понимание движения. Фома утверждает, что «все, что движется, должно быть движимо чем-то иным» Здесь и далее: Summa Theologiae, I, quaestio II, De Deo, an Deus sit. . Попытка представить себе ряд объектов, каждый из которых заставляет двигаться предыдущий, но и сам при этом приводим в движение следующим, уводит в бесконечность. Попытка это вообразить неизбежно должна привести нас к пониманию того, что был некий перводвигатель, «который не движим ничем, а под ним все разумеют Бога».
Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.
Третье доказательство бытия Божия — доказательство «от необходимости и случайности». Фома поясняет, что среди сущностей есть такие, которые могут как быть, так и не быть, то есть их существование случайно. Есть и необходимые сущности. «Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости в чем-либо еще, либо нет. Однако невозможно, чтобы [ряд] необходимых [сущих], имеющих причину своей необходимости [в чем-то еще], уходил в бесконечность». Следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом.
Четвертое доказательство «исходит из степеней [совершенств], обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и так далее». Однако о степени благости, истинности и благородства можно судить только в сравнении с чем-то «наиболее истинным, наилучшим и благороднейшим». Этими свойствами обладает Бог.
В пятом доказательстве Аквинат вновь опирается на учение Аристотеля о причинах. Исходя из аристотелевского определения целесообразности, Фома констатирует, что все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но намеренно». Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».
8. Об общественном строе
Вслед за Аристотелем, развивавшим эти вопросы в «Политике», Фома Аквинский размышлял о природе и характере единоличной власти правителя. Он сопоставлял царскую власть с другими формами правления и, в соответствии с традициями христианской политической мысли, однозначно высказывался в пользу монархии. С его точки зрения, монархия — самая справедливая форма правления, безусловно превосходящая аристократию (власть лучших) и политию (власть большинства в интересах общего блага).
Самым надежным видом монархии Фома считал выборную, а не наследственную, поскольку выборность способна предотвратить превращение правителя в тирана. Теолог полагал, что некое множество людей (вероятно, он имел в виду епископов и часть светской знати, участвующих в избрании светских государей, в первую очередь императора Священной Римской империи и папы римского) должно иметь законную возможность не только наделять короля властью над собой, но и лишать его этой власти, если она начнет приобретать черты тирании. С точки зрения Фомы Аквинского, это «множество» должно иметь право лишить правителя власти, даже если оно «ранее подчинило себя ему навечно», потому что дурной правитель «выходит за пределы» своей должности, тем самым нарушая условия первоначального договора. Эта мысль Фомы Аквинского впоследствии легла в основу концепции «общественного договора», очень значимой в Новое время.
Еще один способ борьбы с тиранией, который предложил Аквинат, позволяет понять, на чьей стороне он был в конфликте между империей и папством: против бесчинств тирана, полагал он, может помочь вмешательство кого-то, стоящего выше этого правителя, — что легко могло истолковываться современниками как одобрение вмешательства папы в дела «плохих» светских правителей.
9. Об индульгенциях
Фома Аквинский разрешил ряд сомнений, связанных с практикой дарования (и покупки) индульгенций. Он разделял концепцию «сокровищницы церкви» — некоего «избыточного» запаса добродетелей, пополняемого Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, из которого могут черпать остальные христиане. Этой «сокровищницей» может распоряжаться папа римский, выпуская особые, юридические по своей природе акты — индульгенции. Индульгенции действуют только потому, что святость одних членов христианского сообщества перевешивает греховность других.
10. О доминиканской миссии и проповедничестве
Хотя доминиканский орден был основан святым Домиником в 1214 году, еще до рождения Аквината, именно Фома сформулировал положения, ставшие обоснованием их деятельности. В «Сумме против язычников» теолог писал, что путь к спасению открыт для каждого, а роль миссионера заключается в том, чтобы дать конкретному человеку необходимое для его спасения знание. Спастись может даже дикий язычник (чья душа стремится к благу), если миссионеру удастся донести до него спасительную божественную правду.
Фома Аквинский, один из величайших представителей средневековой схоластики , родился в 1225 г. в Роккасеке, близ Неаполя. Отцом его был граф Аквинский Ландульф находившийся в родстве с французским королевским домом. Фома воспитывался в знаменитом монастыре Монте-Кассино. В 1243 г. он против воли родителей, поступил в доминиканский орден . Попытка отправиться в Париж для продолжения образования Фоме сначала не удалась. По дороге его похитили братья и держали некоторое время пленником в его собственном замке. Но Фоме удалось бежать. Он отправился в Кельн, где стал учеником Альберта Великого . Фома закончил образование в Париже и там же с 1248 г. начал преподавать схоластическую философию. На этом поприще он пользовался таким успехом, что получил прозвание doctor universalis и doctor angelicus. В 1261 г. папа Урбан IV вызвал Фому обратно в Италию, и он перенес свою учительскую деятельность в Болонью, Пизу и Рим. Он умер в 1274 г., по дороге на Лионский собор , при обстоятельствах, казавшихся современникам темными. Данте и Дж. Виллани говорили о том, что Фому отравили по приказанию Карла Анжуйского . В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован.
Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век
Один из лучших знатоков Аристотеля , Фома имел огромное влияние на развитие средневековой мысли, хотя не был новатором и не ввел в схоластику новых идей. Значение Фомы Аквинского – в необыкновенном даре систематизации, в подчинении логическому порядку мельчайших деталей. Вот основные и главные его идеи. Есть два источника познания: откровение и разум. Тому, что дается откровением, мы должны верить, хотя бы и не понимая. Откровение – божественный источник познания, которое течет по руслу Святого писания и церковной традиции. Разум – низший источник естественной правды, которая вливается в нас через посредство различных систем языческой философии, главным образом через Аристотеля. Откровение и разум – обособленные источники познания истины, и в физических вопросах ссылка на волю Божию неуместна (asylum ignorantiae). Но истина, познаваемая с помощью каждого из них, не противоречит другой, ибо в последнем счете они восходят к единой абсолютной истине, к Богу. Так строится синтез между философией и теологией, гармония вера и разума – основное положение схоластики.
В волновавшем тогда схоластов споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занимает, по примеру своего учителя Альберта Великого, позицию умеренного реализма. Он не признает существования «общих сущностей», «универсалий», чем отмежевывается от крайнего реализма. Но эти универсалии, согласно учению Фомы, все же существуют как мысли бога, воплощенные в отдельных вещах, откуда они могут быть выделены разумом. Таким образом, универсалии получают троякое существование: 1) ante rem, как мысли бога; 2) in re, как общее в вещах; 3) post rem, как понятия разума. Соответственно с этим принцип индивидуации Фома Аквинский усматривает в материи, которая порождает отличия одной вещи от другой, хотя в обоих воплощена одна и та же общая сущность.
Главное произведение Фомы «Сумма теологии» («Summa theologiae») является попыткой энциклопедической системы, в которой с необыкновенной логической стройностью даются ответы на все вопросы религиозного и научного мировоззрения. Для католической церкви взгляды Фомы считаются неопровержимо авторитетными. Никто не был более последовательным защитником папской непогрешимости и более решительным врагом человеческого произвола в области религии, чем он. В религии никто не смеет свободно мыслить и говорить, и церковь должна отдавать еретиков светской власти, которая «разлучает их с миром посредством смерти». Богословское учение Фомы, рассудочное и строгое, не согретое любовью к человечеству, представляет собой официальную доктрину католицизма, имевшую среди доминиканцев самых горячих прозелитов (томисты ) и сохраняющую до сих пор свое значение в римском христианстве, особенно с 1880 г., когда папа Лев XIII ввел обязательное изучение Фомы Аквинского во всех католических школах.
Но сочинения Фомы недаром носят характер многообъемлющих энциклопедий. Он касается всех главных вопросов, выдвигаемых современной ему действительностью. В политических вопросах он стоит на уровне феодальных воззрений. Всякая власть, по его мнению, идёт от Бога, но на практике бывают исключения: незаконная и дурная власть – не от Всевышнего. Поэтому не всякой власти должно повиноваться. Повиновение недопустимо, когда власть требует либо противного Божью велению, либо неподведомственного ей: например, во внутренних движениях души надлежит повиноваться только Богу. Поэтому Фома оправдывает возмущение против неправедной власти («в защиту общей пользы») и даже допускает убийство тирана. Из форм правления наилучшая монархия, согласная с добродетелью, а потом – аристократия, тоже согласная с добродетелью. Комбинация этих двух форм (добродетельный монарх, а под ним несколько добродетельных вельмож) дает совершеннейшее правление. В развитие этих своих взглядов Фома предлагал своему государю, Фридриху II Гогенштауфену , ввести в его южноитальянском королевстве нечто вроде двухпалатной системы.
Фома Аквинский в окружении ангелов. Художник Гверчино, 1662
Фома Аквинский несколько отступает от феодальных представлений в вопросах, если можно так выразиться, торговой политики. В замечании сочинения «De regimine principum» говорится, что торговля и купцы необходимы в государстве. Конечно, отмечает Фома при этом, было бы лучше, если бы каждое государство производило само все необходимое, но, так как это редко бывает возможно, то купцов, «даже иностранных», приходится терпеть. Для Фомы оказалось нелегко наметить границы свободной деятельности купцов. Уже в «Сумме теологии», ему приходилось считаться с двумя установившимися в богословии идеями: о справедливой цене и о запрете давать деньги в рост. В каждом данном месте для каждого предмета существует одна справедливая цена, и поэтому нельзя допускать колебания цен и зависимости от спроса и предложения. Нравственный долг как покупателя, так и продавца – держаться возможно ближе к справедливой цене. Кроме того, для каждого предмета существует еще и определенное качество, и купец обязан предупреждать покупателя об изъянах товара. Торговля вообще законна только тогда, когда прибыль от нее идет на содержание семьи купца, на благотворительность или когда, получая прибыль, купец снабжает страну необходимыми, но отсутствующими на рынке товарами. Безусловно недопустима торговля по мотивам чистой спекуляции, когда купец наживается, пользуясь колебаниями рынка. Только труд купца оправдывает его прибыль.
Что касается кредита, то «тот, кто дает взаймы деньги, переносит право собственности на деньги на того, кому дает; поэтому тот, кому даются взаймы деньги, держит их на свой страх и обязан возвратить в целости, а заимодавец не имеет права требовать большего». «Получать проценты за деньги, данные взаймы, – само по себе есть несправедливость, ибо при этом продается то, чего нет, и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости».
Собственность, с точки зрения Фомы Аквинского, не есть естественное право, но она не противоречит ему. Рабство вполне нормально, потому что полезно и для раба и для господина.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ 1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок.
1193-1280). 2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
Причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;
Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог;
Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
Разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;
Подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
Подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
Считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
Доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
Все состоит из материи и формы (идеи);
Суть любой вещи - единство формы и материи;
Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
Откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
Вера и разум дают истинное знание;
Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. ;
Не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
Философия и теология - разные науки;
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
Все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Метафизическая теория бытия. Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. Он считал, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что все существующее в мире создано богом, а, следовательно, зависит от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему бог - бытие абсолютно необходимое, а, следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Философские взгляды Фомы Аквинского. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.:
- Проблема отношения разума и веры в средневековой философии. Учения Аверроэса и Фомы Аквинского. Доказательства бытия бога.
- Основные проблемы схоластики. Философия Фомы Аквинского. Учение об универсалиях. Номинализм и реализм как основные направления средневековой мысли.
- 1. Особенности философии в средневековье и ее периодизация. Патристика, учение Августина Блаженного. Схоластика, учение Фомы Аквинского
Что касается , то, как уже отмечалось выше, первым Западная Европа узнала учение и . Однако с XII века, благодаря, как ни странно, арабскому нашествию, главной фигурой философской жизни Европы становится . Именно через покоренную арабами Испанию в Европу стали проникать многие культурные достижения Востока, а также античности. Первоначально арабские мыслители Авиценна и Аверроэс перевели Аристотеля на арабский, а затем трактаты Стагирита вернулись в Европу, где были переведены с арабского на латынь. Католическую церковь не устраивала все возрастающая популярность учения Аристотеля, да еще с комментариями Аверроэса, усилившего материалистические тенденции в творчестве античного мыслителя. Создавались целые комиссии богословов, которые пытались приспособить аристотелевское учение к христианству, но удалось это лишь Фоме Аквинскому.
Фома принадлежал к знатному аристократическому роду, являясь седьмым (самым младшим) сыном графа Аквинского Ландульфа . Вопреки семейной традиции, он предпочел рыцарскому поприщу монашество, к которому, видимо, чувствовал призвание с детства. Несмотря на ожесточенное сопротивление семьи, Фома вступил в доминиканский нищенствующий орден.
Теология Фомы Активнского
Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Кельне у великого Альберта Больштедского, затем в Париже. Лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в теологических диспутах. В итоге именно Фоме была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд «Сумма теологии», который он писал более 10 лет. Его другой не менее известный труд «Сумма против язычников» остался незавершенным. Если «Сумма против язычников» обращена к читателю, который предполагается еще не христианином, то «Сумма теологии» — к читателю-христианину.
Сопоставляя учение Фомы Аквината с учением Августина — наиболее авторитетного представителя , можно отметить, что в целом Фома мыслит в русле воззрений Августина, то есть в русле средневекового рационализма. Но определенные отличия в их позициях все-таки есть. Если Августин Аврелий, не отрицая значения разума, большое значение придает мистическому способу постижения истин (о Боге и человеке), предполагающему непосредственное участие Бога в жизни человека и в самом процессе познания, то Фома Аквинский обосновывает мысль о существовании естественных законов, по которым развивается мир, сотворенный Богом.
Если, по Августину, человек может познать Бога непосредственно, познавая свою собственную душу, то с точки зрения Фомы, он может это сделать, опосредованно, постигая мир природы, мир сотворенных вещей.
Августина интересует познание тайн души и Бога, в этом главное призвание человека (Бога он видит в глубине своей собственной души), при этом мир природы остается без внимания. Постигая душу, можно познать Бога, который сам откроет себя и истины о мире. Это путь от внутреннего мира человека к Богу. Логика Фомы Аквинского иная. Истинный путь богопознания — не от души человеческой (путь от души неопределенный, сомнительный и спорный), а от тварного мира, от познания конкретных вещей. Таким образом, путь богопознания лежит через тварный мир. Эта идея лежит в основе тех доказательств существования Бога, которые разрабатывает Фома Аквинский. Чтобы доказать, что Бог существует, нужно познавать сотворенный Богом мир.
Сотворенный Богом мир — это сложная иерархическая система, состоящая из четырёх ступеней:
- Неорганические стихии и минералы (неживая природа);
- Растения (растительный мир);
- Животные (животный мир);
- Человек (человеческий мир).
Существа, иерархически занимающие разные ступени в этом мире, отличаются спецификой соотношения между материей и формой. Для низшей ступени форма — это формальная причина, т.е. она составляет лишь внешнюю определенность вещей. На второй ступени форма уже выступает как конечная причина , так как растения получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. На третьей ступени форма приобретает сущность действующей причины . Поэтому для животных характерен не только рост, но и способность к движению. В человеческом мире форма выступает не в качестве организующего принципа материи, а независимо от нее, как свободная причина. Здесь форма является разумной душой.
Пять доказательств бытия Бога
Мир — сложная иерархия, в которой существа не являются автономными. Будучи независимы между собой, все эти существа причастны одному Богу. Из этих положений следовало, что каждый уровень иерархии имел свою укорененность в Бытии , определяющую характер свойств вещей. Поэтому в процессе познания человек ничего не мог ни добавить, ни убавить относительно этих свойств. Познание интерпретировалось как постижение человеком явлений и процессов существующего мира так, как они есть на самом деле.
Иными словами характеристики бытия ни в коей мере не зависели от субъекта познания и специфики его методов. Человек, хотя и понимался как наиболее самостоятельное существо по сравнению с представителями других уровней иерархической лестницы, тем не менее, не являлся абсолютно самостоятельным бытием в силу своей причастности Богу.
В этом положении проявляется онтологизм учения Аквината, впоследствии утраченный номиналистами Дунсом Скотом и Оккамом.
Как же человек производит познание Бога, познавая единичные вещи? Поднимаясь от единичных вещей к общему, человек приходит к самому общему, то есть к Богу.
Так Фома Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога :
- Бог как неподвижный перводвигатель. Все, что движется, чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения необходимо допустить существование неподвижного перводвигателя. А раз его нет в тварном мире, он есть в Боге.
- Бог как первопричина мира. Существование Бога доказывается невозможностью бесконечной цепи причин. Должна существовать первопричина, не имеющая причин. Следовательно, первопричиной мира является Бог.
- Бог как высшая необходимость. Все явления имеют высший смысл, необходимость, конечным источником которой является Бог.
- Бог как абсолютное совершенство. Данное доказательство исходит из того, что в мире существуют различные степени совершенства. Источник их — в существовании абсолютного совершенства — Бога.
- Бог как высшая целесообразность. Исследуя и наблюдая конечный мир, можно увидеть, что все служит некоторой цели, цели устанавливаются лишь живыми существами; источник целесообразности и есть Бог.
Таким образом, создала тип схоластического философствования, для которого характерно использование логических правил и приемов (логического инструментария языческих философов) для религиозных целей. Это позволило сделать религиозные истины более понятными для широкого круга людей.