Функции и принципы права. Курсовая работа: Понятие, принципы и функции права
Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением прав в жизни общества и выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Функции права рассматриваются в двух основных аспектах, в зависимости от того, рассматриваются они в специально-юридических или общесоциальных рамках.
1) Общесоциальные функции:
а) экономическая функция - право закрепляет формы собственности;
б) политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц;
г) коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления;
д) экологическая и т.д.
2) Специально-юридические функции.
Важнейшая задача системы права – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Она обуславливает две группы функций права: регулятивную и охранительную.
А). Регулятивная функция - это направление правового воздействия на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.
Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения, во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, прав, свободы и обязанности граждан.
Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны.
а) Регулятивная статистическая функция – закрепляет в Конституции и других нормативных актах экономический, политический и государственный строй, права и обязанности граждан и делает тем самым незыблемыми, законными общественные отношения, субъектам в этом случае предписывается воздерживаться от посягательства на эти отношения, вести себя пассивно. Функция выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах.
б) Регулятивная динамическая функция – стимулирует законодательными средствами развитие необходимых и полезных личности и обществу отношений, субъектам права предписывается совершать определённые активные действия, которые выражаются и закрепляются в юридических обязанностях. Выражается в воздействии права на общественные отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений.
Б). Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое заключается в охране тех отношений, которые являются объектом регулятивной функции и направлено на вытеснение негативных явлений из личной и общественной жизни, на их предупреждение и пресечение, восстановление нарушенных прав. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.
В). Оценочная функция - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
По субъектам государственной власти можно выделить законодательную, исполнительную и судебною функции.
Принципы права - основные идеи права, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выработаны в общественном сознании и составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.
Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов. Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются.
1. Общеправовые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.
а) Принцип социальной свободы - обеспечивает социальную защищенность личности, гарантии для свободной и обеспеченной жизни.
б) Принцип социальной справедливости - обеспечивает соответствие между ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязанностями.
в) Принцип демократизма – находит выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.
г) Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека.
д) Принцип равноправия. Равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.
е) Единство прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.
ж) Принцип взаимной ответственности государства и личности. Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы.
з) Принцип законности. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.
Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.
2. Межотраслевые правовые принципы. Выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных). К ним относятся коллегиальность в рассмотрении дел, гласность судебного разбирательства и т.д.
3. Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, принципами ГП являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др.).
Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.
В настоящее время большинство ученых-юристов пришли к мнению, что понятие права должно отражать такие сущностные признаки, как государственно-волевой и нормативный характер права, наличие специфической формы выражения (наиболее распространена - закон) системность и формальная определенность, общеобязательность и общедоступность, всеобщий характер и равная мера по отношению ко всем индивидам, регулятивный характер
Государственно-волевой (властный, императивный) характер означает, что право выражает волю граждан конкретной страны. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства.
Нормативный характер права, т.е право – совокупность норм и правил поведения, выражающих госволю, которая в свою очередь, воплощает волю класса, правящей группы, народа, общества,
Системность и упорядоченность , т.е. согласованность, непротиворечивость, связь структурных элементов.
Всесторонняя обеспеченность и гарантированность . Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушения применяется государственное принуждение.
Термин «право» многозначен, употребляется в различных значениях. В объективном смысле право – система действующих в государстве общеобязательных правил, содержащихся в законах и подзаконных актах, норм, вытекающих из общепризнанных правил и принципов международных актов и договоров. Это право действует независимо от волеизъявления и желания конкретных людей, поэтому объективно по отношению к их воле и сознанию.
Право в субъективном смысле – принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве; это вид и мера возможного поведения, действия, притязания лица. Связь состоит в том, что объективное право фактически реализуется через субъективное., т.е. они существуют в неразрывном диалектическом единстве.
Говоря о праве как о системе норм, выражающих госволю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством, имеется в виду позитивное (письменно оформленное, действующее) право. Права, принадлежащие человеку от рождения и существующие объективно, независимо от закрепления (незакрепления) в писаном праве – естественное право. Эти права не нуждаются в госпризнании, хотя их подтверждение и защита – первейшая обязанность государства.
Под сущностью права понимают те внутренние и необходимые, общие и основные, главные и устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.
В содержании права различают социальные, государственно-волевые и собственно-юридические моменты. Социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое) характеризует сам процесс наполнения ими права, а государственно-волевое – это преобразование социального содержания через государственную волю. Собственно-юридическое содержание права – юридически значимые интересы, действия, поступки субъектов права, совершаемые в рамках как общих, так и конкретных правоотношений. Следовательно, сущностью права является выраженная в нем государственная воля; содержанием – закрепленные правом социальные интересы.
В общем смысле право имеет своим социальным назначением закрепление важных, необходимых отношений, искоренение определенных негативных явлений из жизни общества, обеспечение нормальных условий для развития определенных общественных отношений. Право является инструментом для регулирования политических и иных отношений.
Право рассматривается как воплощение справедливости.
Принципы права – основополагающие, исходные положения, определяющие воздействие права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права. Подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
Общеправовые принципы характеризуют право в целом. Это принцип справедливости – справедливое с т.зр. личности, общества, государства, правовое регулирование, справедливое наказание, справедливую возмездность, соразмерность;
Принцип гуманизма – право защищает прежде всего человека, личность, ее честь, добродетель…
Единство прав и обязанностей;
Демократизм – право д.б. фактическим результатом осуществления народовластия;
Законность – деятельность всех субъектов права в рамках и на основе закона (= верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности)
Равенство граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии.
Межотраслевые принципы – присущие не всем, а нескольким отраслям права. Они определяют характер правового регулирования не по одному, а по нескольким направлениям, поскольку влияют на его содержание в 2-х и более отраслях права:
Принцип неотвратимости ответственности; принцип учета смягчающих обстоятельств.
Отраслевые принципы присущи конкретной отрасли права, определяют ее индивидуальные черты, отличающие ее от других отраслей, например, назначение наказания только судом (принцип УПП)
Говоря о функциях права, нужно постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот.
Социальное назначение права предопределяется потребностями общественного развития, в соответствии с которыми создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану.
Правовое воздействие – категория, характеризующая пути, формы и способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.
Направление воздействия – наиболее существенный компонент функции права; это своего рода ответ права на потребности общественного развития.
Правовое воздействие – нормативное, психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств упорядочение общественных отношений.
Функция права –
Всеобщие : регулятивная, охранительная, экономическая, воспитательная и политическая..
Отраслевые : компенсационная в ГП, ФП, ТП; карательная в УП
Неосновные: ограничительная, компенсационная, восстановительная, экологическая, социальная, информационная.
Собственно-юридические :регулятивная статистическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах;регулятивная динамическая – воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (воплощена в институтах ГП, ТП, АП);
Охранительная – обусловленное социальным назначением направление воздействия права, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных, отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.
С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.
Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:
экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.
Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.
Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).
Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.
Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.
Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.
Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.
Принципы права. Принципы права - это исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, в которых выражается сущность и социальное назначение права.
Принципы права представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права.
На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», - записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 22 Конституции Белоруссии, ст. 1 Конституции Казахстана и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отражение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.
В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.
Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения (принципы) составляют важнейший элемент содержания права. Поэтомy принципам права присущи многие черты, характерные для правa в целом. От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.
В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права.
Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы, либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.
Нередко принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве, так и в процессуальных отраслях права.
Таким образом, принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора . Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах.
Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые , межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым относят такие принципы, как:
1) справедливость , которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;
2) юридическое равенство граждан перед законом и судом , провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные пращ и свободы и равные возможности для их реализации»;
3) гуманизм , означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для ее умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;
4) демократизм
,
предполагающий, что в правовых нормах должны
быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
5) единство прав и обязанностей , которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;
6) федерализм
,
присущий только тем правовым системам, которые
существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном
обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;
7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;
8) сочетание убеждения и принуждения
-
универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения Методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми . К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях ; в уголовном праве - презумпция невиновности ; в трудовом праве - принцип свободы труда ; в земельном праве - принцип целевого характера использования земли и т. п.
Вывод: Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.
Понятие типа права
Право – это конкретно-историческое социальное явление.
В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно отличается немалым, подчас весьма существенным своеобразием. Приемом или средством познания исторического процесса развития права является типология права.
Типология права – это его специфическая классификация, производимая по определенным критериям, в результате которой выделяются различные типы права.
Под типом права понимается та или иная ступень его развития, отличающаяся присущим только ей своеобразием.
В юридической литературе имеются разные варианты такой классификации. Но наиболее разработана и доступна для вас историческая типология права в формационном подходе. Ее мы и рассмотрим на лекции.
По взглядам представителей данной теории тип права отвечает на вопрос – какой экономический базис лежит в его основе, интересы и потребности какого класса оно защищает, воля какого класса выражена в действующем законодательстве и актах правосудия. При формационном подходе следует исходить из того положения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.
Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право . Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.
Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.
Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме – плебеи и перегрины, в Афинах - метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.
В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.
Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собственности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).
С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.
Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские юристы различали: цивильное право - право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право - право, установленное самой природой; право народов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.
Цивильное право по чисто формальным моментам делилось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное – отдельных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное делится на три части: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.
В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право , для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность - это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.
Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
Буржуазное право появилось как результат правотворческой деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.
Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной частной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.
Вывод:
Типология исторически известныхвидов права – это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Все типы права – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности права, определенная форма его исторического выражения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращаясь к решению проблемы сущности права, мы следуем общей закономерности познания этого социального явления. Его познание позволяет сделать вывод, что право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами.
Итак, с позиций сегодняшнего дня, право – это система общих правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, отражающих идеи социальной справедливости и свободы, направленных на регулирование общественных отношений путем установления определенного порядка, и охраняемых от нарушений государством.
Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из начал (классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое).
Условия развития общества накладывают на право свой отпечаток, что выражается в том или ином его типе. Тип права – это историческая определенность сущности права, обусловленная общественно-экономическим развитием.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Понятие объективного и субъективного права
2. Соотношение права и государства
Литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. Ст.Ст. 17-19.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т. 1. - М.: Юристъ, 1996. С. 96-111.
3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. // Государство и право. 1996. № 11.
4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. /ред./. Теория государства и права. М., Изд..гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997.
5. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98.
6. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. // Государство и право. 1996. № 6. С.12.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. /ред./. Теория государства и права. М., Юрист, 1997.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 236-245.
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. - СПб.: издательство АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 88-97.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Во вступительном слове через содержание предмета теории государства и права обращается внимание на то, что право является узловым моментом предмета ТГП: право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Следует обратить внимание курсантов на многозначность понятия «право», раскрыть им понимание этого термина с точки зрения философии и социологии.
В ходе изложения учебного материала необходимо обращать внимание курсантов на общеупотребительное значение слов, обозначающих юридические термины (такие как: субъект, объект, функция, принцип, классификация, критерий и т.д.)
При рассмотрении первого вопроса подробно следует остановиться на различии понятия права в объективном и субъективном смысле. Необходимо обратить их внимание на тот факт, что предметом ТГП в большей части является объективное право. Далее следует сформулировать его определение, раскрыть признаки и ценность права для общества.
Второй вопрос посвящен рассмотрению принципов права и его функций. Более детально рассматриваются общеправовые принципы, а так же специально-юридические функции права.
Третий учебный вопрос посвящен рассмотрению содержания права на различных исторических этапах развития общества. Главная задача – проследить динамику изменений, происходящих в праве со сменой общественно-экономической формации. Отдельно следует остановиться на особенностях права в современных демократических государствах.
Д.В. Новокшонов
«___» _____________ 200__ г.
От слова «класс» – система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
Обладают принципы права. Понятие и виды данного института представлены ярким многообразием. Подобный феномен существует из-за обилия мнений учёных-правоведов, которые с разных сторон объясняют свою точку зрения.
Определение, уточнение и объяснение
Принципами в любой отрасли, будь она правовой, технической либо иной, называют основополагающие идеи, руководящие положения, благодаря которым выстраивается единая деятельность. Как правило, данный институт не имеет чётких границ, но каждая норма законодательства так или иначе отражает главную мысль.
Закономерности и общие нормы выражают принципы права. Понятие, признаки, виды - всё отражается в той норме, которая закрепляет определённую идею. Часто можно встретить руководящие начала, которые не находят прямого отражения в законе, однако их смысл понятен исходя из других статей НПА. Созданы для упорядочения норм и принципы уголовного, финансового, налогового, и принципы гражданского права. Понятие, виды данного института зависят от той отрасли, к которой они принадлежат. Ядро любой идеи составляет сущность и направленность конкретной правовой системы.
О характеристиках
Как и многие институты в юриспруденции, особенными признаками характеризуются принципы и значение складываются в первую очередь исходя из основополагающих характеристик. Итак, судить о том, что перед вами представлены главенствующие положения, стоит по следующим признакам:
- Являют собой требования.
- Ярко выражают сущность отрасли. В НПА можно встретить те нормы, которые в других направлениях никогда не появятся. Например, уголовное и налоговое право отличают благодаря качественно отличным друг от друга принципам.
- Регулируют существующие в реальной жизни отношения.
- Стабильны и, как правило, неизменны.
- Составляют каркас правовой системы.
- Детализированы и раздроблены в законодательных нормах.
Способы изложения
Специфической формой обладают принципы права. Понятие, виды, содержание зависят от способа их изложения. Всего в юриспруденции существует 2 метода изложения:
- Текстуальный, когда идея закреплена в правовом документе и каждый может с ней ознакомиться. Такие статьи в большинстве случаев объединяются в определённые главы, которые так и называются «Принципы».
- Смысловой способ подразумевает уяснение определённой идеи путём анализа системы правовых актов и статей. Данный способ часто сталкивается с такой проблемой, как разрозненность толкования.
О видах
Основополагающей внутренней категорией является классификация, в соответствии с которой по определённым основаниям делятся все принципы права. Понятие и виды каждой нормы зависят от содержания статьи и конкретной отрасли.
Существует четыре масштабных разделения:
- общеправовые - обобщённые положения, которые характерны для российской правовой системы в целом;
- межотраслевые - могут встречаться в нескольких правовых системах, например в налоговой и финансовой отрасли;
- отраслевые, несложно догадаться, что руководящие положения характерны исключительно для системы норм определённой направленности;
- принципы правового института; каждая отрасль включает в свою структуру определённые институты, для которых существуют свои руководящие идеи.
Самые яркие идеи
Как известно, основой формирования всего российского законодательства является конституционное право. В Конституции отражаются путём смыслового и текстового способа изложения основные принципы права. Понятие, виды, значение, конечно, не раскрываются, однако именно благодаря их закреплению в Главном законе государства, правоведы сформировали прочную систему знаний.
Принцип законности обладает некоторым приоритетом перед иными основополагающими идеями, так как создаёт единую правовую систему государства. Любая правовая отрасль в первую очередь закрепляет принцип законности, а уж затем формирует отраслевые положения.
Принцип справедливости выражает социальную направленность каждой правовой нормы. Данная идея говорит о том, что право создано для того, чтобы удовлетворять интересы общества. Так, между каждым человеком и государством существует определённая взаимосвязь. С одной стороны, граждане обязаны соблюдать законы, а с другой, правовые нормы установлены в интересах всего общества.
Приоритет прав человека отражают все принципы права. Понятие и виды здесь играют меньшее значение, так как нормы ни в коем случае не должны нарушать как естественный, так и позитивный статус гражданина. Права человека непреложны. Это руководящее начало образует ядро правовой системы России.
Основные направления деятельности
Для поставленных целей создаются принципы и понятие и виды, его институты и подинституты. А их реализация зависит от основных направлений деятельности, от поставленных задач и механизма их выполнения. В совокупности всё вышеизложенное образует следующие :
- Регулятивная.
- Динамическая.
- Охранительная.
- Оценочная.
Чуть-чуть подробнее о функциях
В совокупности позволяют достичь поставленных перед принципами права задач. В целях эффективного их использования важно чётко знать, для чего необходима каждая из функций.
Регулятивная обеспечивает стабильность общественных отношений. Она позволяет создать единый механизм реализации прав и свобод граждан, утвердить значимые положения, предусмотреть ответственность за совершение правонарушения.
Динамическая функция выступает в качестве модулятора поведения. Для того чтобы соблюдать нормы права, человек должен вести себя определённым образом. Как правило, правовая динамика реализуется с помощью обязывающих норм. Яркими примерами являются императивные статьи о необходимости уплаты налогов, воинской обязанности либо выполнении договорных обязательств.
Охранительная функция направлена на обеспечение социальной регуляции правовой системы. Так, посредством данного направления деятельности граждане выполняют правовые нормы независимо от их внутреннего убеждения. Реализация функции возможна только при фактическом нарушении норм законодательства. Косвенным образом она воздействует на общество путём общей превенции.
Позитивная или негативная ответственность воплощаются в реальные общественные отношения благодаря оценочной функции, которая вытекает из соблюдения/нарушения норм.
Значение принципов права
Ни одна система в обществе не создаётся просто так. Все правовые принципы были придуманы в целях:
- Обеспечения стабильного и устойчивого порядка отношений в обществе.
- Обеспечения свободы человека и устранение страха перед властными органами во всех сферах деятельности.
- Защищённости, чувства безопасности.
- Формирования гражданского общества.
Последняя категория была отражена в Конституции России в далёком 1993 году. Одной из целей государства является формирование гражданского общества, а принципы права во многом содействуют данной цели, регулируя определённые группы общественных отношений.
В современных юридических системах важнейшую роль играют функции и принципы права. Их происхождение во многом связано с результатами разнообразных научных изысканий, с поиском теоретических подходов к определению их сущности. Огромное значение имеет и изучение перспектив их практического выражения в виде нормативных актов. Какова специфика функций и принципов права, определяемая российскими юристами? Как соотносятся эти два термина?
Определение принципов права
Принципы и функции права - значимые юридические категории как с научной, так и с практической точки зрения. Рассмотрим сущность первого явления. Согласно распространенной трактовке, принципы права - это некие руководящие начала (как правило, представленные в нормативном виде), которые характеризуют процесс его создания и содержания. Рассматриваемая юридическая категория важна с точки зрения качества государственного управления и развития любого общества. В принципах, о которых идет речь, отражается специфика модели социального и политического развития страны.
Значимость принципов права
Принципы права лежат в основе выстраивания любого современного демократического государства, структуры его органов, становящихся субъектами политического управления. Руководствуясь принципами, о которых идет речь, власти обеспечивают реализацию широкого круга прав граждан, а также контролируют выполнение тех или иных юридически обоснованных предписаний.
Принципы права коррелируют со всеми законами, принимаемыми в государстве - от Конституции (если говорить о российской юридической модели) до локальных нормативных актов. Фиксироваться они могут, таким образом, в самых разных источниках, которые, однако, могут находиться в некоторой субординации.
Принципы права и их свойства
Согласно одной из распространенных теоретических концепций в сфере юриспруденции, принципы права могут характеризоваться рядом свойств. Рассмотрим их.
Самое главное свойство, характерное для принципов права - основополагающий характер норм. То есть соответствующая юридическая категория определяет активности субъектов в режиме непосредственного регулирования их деятельности.
Важное свойство принципов права - корреляция с особенностями развития конкретной модели социума и государственного устройства. Если в одной стране за основу могут быть взяты одни концепции, то это не значит, что они окажутся совместимыми с реалиями других государств.
Принципы права характеризуются системностью, устойчивостью, а также согласованным механизмом внедрения в законодательство (например, в процессе парламентских слушаний или же через судебный прецедент в тех странах, где соответствующие источники могут выполнять функцию нормативного акта).
Принципы права и их корреляция с функциями
Рассмотрим теперь то, каким образом функции права коррелируют с соответствующими принципами. Каковы точки зрения юристов касательно данной проблематики?
Согласно одной из распространенных концепций, функции права можно классифицировать на две основные группы. Во-первых, это те, которые относятся к общесоциальным. Данные функции права выражают роль законов и норм как основного социального регулятора, делают значимым их для развития общества и государства. В числе основных общесоциальных функций права: экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная, а также контролирующая.
Во-вторых, система функций права также предполагает наличие специально-юридической их категории. Какие элементы входят в ее структуру? Прежде всего, к специально-юридическим принято относить регулятивную функцию, которая обеспечивает непосредственное правовое воздействие субъекта на объект в рамках предусмотренных законом механизмов. Данная функция считается главной. Хотя точки зрения на этот счет встречаются разные.
К специально-юридическим также относится охранительная функция. Ее суть - обеспечение защиты конструктивных, положительных явлений в общественных коммуникациях и вытеснение из социума негативных элементов правоотношений, а также охрана прав человека в пределах, определенных законом.
Разница может быть условной
Можно отметить, что общие социальные функции права, а также те, что относятся к юридическим, классифицируются в рамках разных категорий достаточно условно. На практике во многих сферах коммуникаций они реализуются одновременно. Более того, сложно выделить какую-то совершенно обособленную группу общественных отношений, которая бы не коррелировала с активностями в другой. Это предопределяет тот факт, что социальные функции права могут в ряде случаев интерпретироваться как юридические в силу, например, общности нормативной базы.
Также существует концепция, предполагающая общность форм для всех функций права вне зависимости от их отнесения к какой-либо из двух отмеченных категорий. Так, реализация функций, о которых идет речь, может осуществляться в информационной, ориентационной, регламентирующей, а также обеспечительной формах.
Функции для принципов
В ряде случаев принципы и функции права допустимо рассматривать в единых контекстах. При этом отождествлять те категории функций, о которых шла речь выше, с формулой соотношения данных понятий не всегда корректно. Дело в том, что принципы права могут характеризоваться собственными функциями. Классифицируются они на два основных типа: внутренние и внешние. Термин «функции права» применительно к соответствующей характеристике принципов употреблять не вполне корректно. Его значение намного шире.
Функции, которые отражают принципы права, юристы делят на две основные категории: внутренние и внешние. К первым относятся те, что предполагают воздействие на юридические нормы с целью обеспечения их стабильности, согласованности, соблюдения логических принципов. Внутренние функции, о которых идет речь, позволяют государству осуществлять регулирование тех или иных правоотношений в рамках единых подходов.
В свою очередь, внешняя группа функций отражает непосредственные механизмы регулирования субъектов правоотношений. Это издание законов и поправок к ним, а также обеспечение работы институтов, ответственных за правоприменительную деятельность.
Ключевые принципы права
Изучив основные функции права как в общем контексте, так и относительно отдельных его аспектов, рассмотрим сущность принципов, о которых мы говорили выше. Современные юристы выделяют следующий их спектр.
Во-первых, это принцип, определяющий приоритет социальной свободы. В современных развитых государствах он считается одним из основополагающих. Его сущность в том, чтобы государство, осуществляя правовое регулирование, предоставляло гражданам полную свободу в аспекте, например, передвижения, выбора профессии, а также равные возможности в пользовании теми или иными социальными привилегиями. В рамках данного принципа функции гражданского права, например, могут выражаться в издании правовых актов, предполагающих свободу договора.
Во-вторых, это принцип, определяющий приоритет социальной справедливости. Во многом он включает в себя не столько правовое, сколько моральное содержание. Он призван обеспечивать соответствие фактической роли человека в обществе занимаемому им социальному положению. В этом смысле функции трудового права, в частности, предполагают, что гражданин может реализовывать себя через работу, карьеру.
В-третьих, это принцип, определяющий приоритет демократических механизмов в ключевых сферах правоотношений. Он отражает себя на уровне законодательства, отвечающего за выстраивание социальных и политических отношений, направленных на формирование институтов власти и представительство интересов народа. Данный принцип важен как в масштабе всего государства, так и на уровне региональных и муниципальных политических систем.
В-четвертых, это принцип, отражающий приоритет гуманизма, который свойственен всем современным юридическим системам. Он предполагает тесную связь с различными ценностями человека, предполагает реализацию права на неприкосновенность и защиту личности, частной жизни, свободу, безопасность, охрану чести и репутации.
В числе иных важнейших принципов права - равенство всех людей перед законом, единство прав и обязанностей граждан и государства, ответственность за осуществляемые действия. Важнейший принцип права - это законность. Он носит наиболее масштабный характер, его влияние можно проследить во всех элементах юридического регулирования правоотношений.
Значимость - в совокупности
Рассмотренные нами принципы права значимы не по отдельности, а в совокупности. Как правило, реализация одного предполагает также задействование другого, часто сразу нескольких. Это предопределяет комплексность принципов права, а также тот факт, что их влияние прослеживается практически в любой сфере правового регулирования. Однако юридические отрасли могут отражать самые разные социальные процессы. И потому те или иные принципы права могут характеризоваться определенной специализацией. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Отраслевая специализация принципов права
Выше мы рассмотрели принципы права, характерные для всех юридических сфер в целом. Однако, в зависимости от той или иной отрасли, выделяются особые принципы, отражающие специфику конкретных типов правоотношений. Во многом они сочетаются с функциями той или иной отрасли права. Рассмотрим некоторые примеры.
Основные функции гражданского права - это создание юридической среды для справедливой реализации правоотношений с участием различных субъектов в статусе физлиц, юрлиц, обеспечение свободы выбора сферы активностей, защита частных интересов и собственности. Данным функциям соответствует ряд принципов. Таких как, например, юридическое равенство, предполагающее, что все субъекты правоотношений имеют одинаковый статус в аспекте их взаимодействия (ни одна из сторон не может обладать властью над другой, диктовать ей свои условия сделки).
Следующий важнейший принцип гражданского права - это свобода договора. Он выражается в двух аспектах: во-первых, субъекты правоотношений вправе определять свои приоритеты на основе собственных представлений и ощущений, а во-вторых, они должны иметь возможность включать в договор любые условия, что прямо не запрещены законом.
Другой важнейший принцип гражданского права отражает многообразие различных форм частной собственности, а также гарантию защиты неприкосновенности соответствующих объектов.
Некоторые юристы выделяют в отдельную категорию принципов совокупность гарантий, характеризующих гражданское право - регулятивных или судебных. Человек или предприятие, заключая сделку, должны быть уверены, что в случае нарушения ее условий другая сторона будет гарантированно ответственной в аспекте компенсации издержек и убытков.
Другие юридические отрасли также предполагают корреляцию между функциями и принципами права. Это может прослеживаться в разных аспектах. Например, функции трудового права предполагают создание юридических механизмов, предопределяющих выстраивание справедливого и прозрачного механизма взаимодействия работодателя и наемного сотрудника, а также условий, в рамках которых человек, не нарушая закона, сможет реализовывать свои таланты и обеспечивать карьерный рост.
Данным функциям соответствуют, в свою очередь, также и принципы трудового права. В числе важнейших - равенство граждан в аспекте возможностей трудоустройства, свобода выбора профессии и типа занятости, конкретного места осуществления трудовой деятельности.
Функции и принципы права: теоретический аспект
Важное значение с точки зрения выработки и законодательного закрепления тех или иных принципов права, а также определения ключевых его функций имеют теоретические исследования, проводимые юристами и экспертами иного профиля, изучающими, в частности, специфику работы политических институтов. Поэтому в современных государствах исключительно важны функции теории государства и права. Каким образом выстраивается взаимосвязь с соответствующими наработками и практикой? Как функции теории государства и права предопределяют качество законотворчества и правоприменительных механизмов?
Все очень логично. В процессе научных изысканий эксперты изучают задачи и функции права, а затем, соотнося их с практическим опытом на примере тех или иных прецедентов в сфере законотворчества или правоприменительной практики, вырабатывают подходы к их последующей реализации в виде нормативных актов. Соответствующие исследования в рамках юридических дисциплин имеют, таким образом, не только научную, но также и практическую ценность - например, в аспекте государственного управления.
Поэтому функции теории права исключительно важны с точки зрения качества проработки законов. К процессу создания тех или иных правовых актов, как правило, подключаются компетентные эксперты различного профиля. Роль юристов среди них важнейшая. Функции государства и права, подробно изученные на уровне науки, вполне способны повысить качество издаваемых законодателем правовых актов. Подобный механизм может стать значимым фактором успешного развития государства и социума.