Гиперактивный ребенок признаки как лечить. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика
Лечить гиперактивных детей необходимо с раннего возраста. Если оставить патологию без внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией. В его взрослую жизнь войдет множество негативных проявлений, которые не позволят ему стать успешным человеком. Когда развивается гиперактивность у детей, лечение проводят комплексно. Для коррекции применяют психотерапию, лекарственные и народные средства.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) возбудимы сверх меры, чрезвычайно подвижны. Им сложно сосредоточиться на долгое время. Они испытывают трудности при управлении собственным поведением. СДВГ – следствие патологических изменений в организме ребенка, неправильного воспитания, нескорректированного поведения, нарушенной социальной адаптации.
Различают три разновидности синдрома:
- без признаков гиперактивности;
- без симптомов дефицита внимания;
- с дефицитом внимания (самый распространенный вид заболевания).
Причины
Гиперактивность развивается под влиянием следующих причин:
- Тяжелые роды (преждевременно отслоившаяся плацента, гипоксия новорожденного, стремительно прошедшие или слишком затянувшиеся роды).
- Выбор методов воспитания в семье: гиперопека, множество ограничений, неоправданная строгость, пренебрежение, бесконтрольность.
- Патологии органов чувств, эндокринные заболевания, вегетососудистая дистония.
- Наследственность.
- Стресс – конфликтная атмосфера дома, в детском саду, школе, в уличных компаниях.
- Расстройство сна.
Симптоматика
Далеко не каждый шалун – гиперактивный ребенок. Если подвижный малыш способен увлечься игрой на 10 минут и больше, СДВГ у него отсутствует.
Общие симптомы заболевания:
- Малыш занимается одним делом менее 10 минут. Он моментально переключается с одной игры на другую.
- Ребенку сложно сидеть на одном месте, он испытывает потребность в постоянном движении.
- Малыш часто проявляет агрессивность.
- У него нарушен сон и расстроен аппетит.
- Ребенка удручают перемены, у него возникает неадекватная реакция на них. Он выражает протест, который проявляется сильным плачем или уходом в себя.
Еще один характерный симптом гиперактивности – задержка речи.
Подобные признаки проявляются у детей дошкольного возраста, до трех лет их считают нормой. Когда симптомы не исчезают после трехлетнего возраста, малыша надо показать врачу. На ранних этапах болезнь легче вылечить.
Нельзя пускать проблему на самотек и надеяться, что к семи годам она исчезнет самопроизвольно. У детей школьного возраста СДВГ с трудом поддается лечению. К этому возрасту болезнь приобретает запущенную форму, выливается в серьезные осложнения.
Диагностические симптомы
Психологи ставят диагноз СДВГ, увидев следующие признаки:
- невозможность сидеть смирно (малыш елозит, двигает ногами, руками, извивается);
- нетерпеливость, отсутствие желания ждать своей очереди;
- постоянное переключение с одного дела на другое;
- чрезмерная болтливость;
- отсутствие инстинкта самосохранения: совершает необдуманные поступки, иногда угрожающие жизни;
- на вопросы малыш дает ответы невпопад, не вслушивается в то, о чем его спрашивают;
- ребенок с трудом выполняет задания, даже если знает, как их делать;
- внимание малыша рассеяно, он не способен концентрироваться на игре, порученном деле, уроке.
- ребенок чрезмерно активный, он предпочитает подвижные игры спокойным занятиям;
- требует постоянного внимания, пристает к сверстникам и взрослым;
- отстранен, когда с ним беседуют, играют, делают совместно задания;
- рассеян: теряет вещи, не помнит, куда их положил.
Гиперактивным детям свойственно затевать драки, глумиться над животными и сверстниками, совершать попытки суицида. Если перед ними стоит взрослый, они не признают его авторитета, грубят, насмехаются. Из-за неадекватного поведения их считают «трудными детьми».
Поведенческие признаки сопровождаются психоневрологическими симптомами. Ребенок страдает от депрессивных состояний, головных болей, головокружений, нервных тиков (подергивания головы, плеч, тремора), панических атак (страха, тревожности), недержания мочи.
Терапевтическое лечение
При диагностировании СДВГ проводят комплексную терапию, которая заключается в коррекции поведения, социальной адаптации и лекарственном лечении.
Социализация
Лечение гиперактивного ребенка начинается с психологической коррекции:
- его обучают по отдельному плану;
- с ним работают психологи, дефектологи;
- контролируют режим дня (соразмеряют время полезной деятельности, отдыха и сна);
- развивают физическую активность (занятия в кружках и спортивных секциях идут на пользу активным детям, помогают им адаптироваться в обществе);
- дошкольный и школьный возраст – период, когда необходимо усиленно корректировать поведение детей, мягко указывать им на недостатки, задавать правильный вектор действиям и поступкам.
Такие дети испытывают дефицит внимания. Их необходимо вовлекать в полезные дела, давать деликатные оценки поступкам, поднимать им самооценку, менять виды деятельности, заниматься с ними в игровой форме .
Правильное воспитание – важная составляющая в коррекции гиперактивных детей. Родителям необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, поддерживать его в добрых делах, смягчать неадекватное поведение. Поощрение и похвала помогают детям самоутвердиться, поднять свою значимость для окружающих.
Ребенку надо разъяснять правила поведения в общественных местах, семье, на детской площадке. Нельзя отказывать ребенку в чем-либо без объяснения. Надо озвучивать причину запрета, предлагать альтернативу. За хорошее поведение ребенка следует вознаграждать: разрешить посмотреть любимые передачи, посидеть за компьютером, дать лакомство, устроить совместный поход или поездку.
Самое лучшее лечение гиперактивности с дефицитом внимания – психологическая коррекция без использования лекарственных препаратов. Но она возможна на ранних стадиях, когда возраст малыша не больше восьми лет.
Когда наступает школьный возраст, к первичным симптомам присоединяются вторичные. Социогенные проявления – серьезный недостаток в развитии детей. Он формируется на фоне конфликтов с ближним окружением, плохой успеваемости. Отягченную гиперактивность лечить без лекарств сложно.
Медикаментозная терапия
Если у ребенка случаются приступы агрессии, он становится опасным для окружающих и самого себя, используют методы психотерапии и лекарства. Скорректировать неадекватное поведение помогают аутогенные тренировки, сеансы психотерапии, которые проходят индивидуально, в группе, совместно с семьей.
Лечение проводят, используя следующие препараты:
- Медикаментозные средства, улучшающие мозговое кровообращение: Пирацетам, Фенибут, Энцефабол.
- Антидепрессанты – лекарства, улучшающие настроение, подавляющие депрессии и склонность к суициду, снимающие усталость.
- Глицин – препарат, налаживающий работу головного мозга.
- Поливитамины. Цинк, магний, кальций и витамины группы B необходимы для правильной работы нервной системы. Их уровень в организме гиперактивных детей часто понижен. Для восполнения этих веществ ребенку выписывают необходимый витаминно-минеральный комплекс.
Рецепты народной медицины
Ребенка лечат, используя одновременно народные средства и медикаменты. Применяют их по назначению врача.
Травы
Растительные экстракты успокаивают, улучшают сон, память и внимание, снимают тревожность.
Средства из трав готовят по таким рецептам:
Травяные ванны
Хорошо успокаивают, снимают нервное напряжение и усталость ванны с растительными экстрактами. Их используют для лечения гиперактивности в детском возрасте.
Готовят ванны следующим образом:
Ванны делают на ночь – это важная особенность принятия водных процедур . Они помогают расслабиться, быстро заснуть. Продолжительность купания 10-20 минут. Делают ванны через день на протяжении четырех недель. Их можно чередовать.
Гиперактивные дети – особенные, но это не значит, что они хуже остальных. Они нуждаются в повышенном внимании. Их надо принимать такими, как они есть, любить. Только лояльное отношение помогает справиться с проблемой: расшалились – мягко пожурите, добились результата – похвалите. Дети, чувствующие, что их понимают, быстрее справляются с недостатками.
В этой статье:
Уже много лет детская гиперактивность вызывает массу споров и разногласий. Врачи, учителя, психологи по-разному смотрят на эту проблему.
За последние годы было проведено много исследований. Выяснилось, что общие признаки гиперактивности присутствует у детей с особенностями развития нервной системы. Обычно первые проявления заболевания видны уже в 2-3 года. В это время ребёнок идёт в садик. Там он может столкнуться с рядом проблем: нежелание слушаться взрослых, постоянная активность, проблемы с общением.
Он действительно очень активен, не может усидеть на месте и пары минут, и спокойные игры не для него. Но если вам кажется, что ребёнок попросту жизнерадостный и полный сил, то это не так. Его действия носят спонтанный характер, видна нервозность, он быстро начинает плакать, у него большие проблемы со сном? В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к врачу.
Что такое гиперактивность
Уже долгие годы существует понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Этот диагноз ставится детям по всему миру. Его признаки известны всем врачам, а вот родители не всегда могут распознать вовремя, что крохе нужно лечение. Да и нужно ли оно вообще? Давайте разберемся, что такое СДВГ.
Причиной всех проблем является особенность функционирования
нервной системы у детей. Слабая ЦНС очень плохо переносит нагрузки. Причём не только физические, но и психологические, умственные, эмоциональные.
Говоря проще, нужно немного, чтобы ребёнок перевозбудился и перешёл в состояние повышенной нервной активности. Такие состояния относят к невротическим. Отсюда многие последствия для здоровья:
- проблемы со сном;
- повышенное потоотделение;
- проблемы с органами желудочно-кишечного тракта;
- нарушения речи;
- повышенное давление.
Запомните, что вашему ребёнку самому очень тяжело. Вспомните ситуацию, когда вы сильно нервничали, всё падало из рук, вы сами не знали, за что браться в первую очередь. А теперь представьте себе, что ваш кроха живет так день ото дня.
Плохое воспитание?
Родители ребёнка с СДВГ часто слышат, что малыш плохо воспитан. Это обидно маме, особенно если она прилагает огромные усилия, чтобы помочь ему. Разбил в гостях тарелку, не может выполнить задание в садике до конца, влезает в разговоры, убегает посреди занятия - окружающие сразу говорят, что он плохо воспитан.
Часто проблемы
воспитания действительно присутствуют. Но дело тут не в том, что родители не уделяют внимания воспитанию. Просто стандартные методы тут не подходят. Если вы заметили все эти признаки и обратились к врачу, он обязательно объяснит вам, что делать.
Придётся поменять тактику воспитания. Нужны будут:
- жёсткие временные рамки (малыш имеет плохое представление о времени);
- чёткая последовательность действий;
- логичные доводы;
- логичные объяснения;
- логика в наказаниях;
- умение находить компромисс.
Конечно, объяснять любопытным на детской площадке все эти тонкости не нужно. Ваш ребёнок нуждается в первую очередь именно в вашей помощи. Помогайте ему, спрашивайте специалистов, общайтесь с теми мамами, у которых такие же проблемы.
С помощью правильного воспитания можно существенно облегчить состояние малыша. Он будет учиться, у него будут друзья и самая обычная жизнь ребёнка.
Основные признаки гиперактивности
Уже после 30-40 минут с таким крохой вы точно поймёте, что с ним что-то не так. Гиперактивный малыш демонстрирует следующие признаки:
7 классических признаков СДВГ
Существует 7 признаков, которые неврологи и психологи используют для окончательной постановки диагноза.
СДВГ или просто любопытный малыш?
Родителям стоит хорошо понимать разницу и не пугаться понапрасну. Самый обычный любознательный малыш, который никогда не унывает. Ему интересно всё, он постоянно хочет что-то сделать, куда-то залезть. Обычно его игры сопровождаются грохотом предметов и его весёлым смехом. У него действительно много энергии. В 2-3 года это вполне нормально. Правда, для родителей такое поведение тяжеловато, ведь за малышом нужен глаз да глаз.
Запомните эти признаки здорового растущего ребёнка. А теперь ещё раз вспомните, что мы говорили про гиперактивного ребёнка. Он не отличается таким позитивным характером – в его действиях много нервозности, он быстро переходит на плач. Играть с другими детьми ему тяжело, ведь приходится следовать их правилам, а этого он не может. Можно сказать, что его деятельность носит расфокусированный характер. Малыш может забыть, зачем он что-то делал, почему плакал, за что боролся. Или же, добившись желанной роли в игре, бросает всё и уходит. Смена видов деятельности у него обычно спонтанная.
Эти два ребёнка совсем не похожи. Первому нужно лишь хорошее воспитание, а второму, к сожалению, понадобится помощь.
Что делать дальше
Гиперактивный ребёнок нуждается в вашей любви, понимании, заботе и принятии. Ругать его за то, что он не может изменить, глупо и неправильно. Но это не значит, что вы допускаете любое его поведение. Нужно разобраться, как вы будете строить его дошкольную и школьную жизнь, общение, когда ему может понадобиться помощь специалиста.
Детский садик
Здесь обычно проблем меньше всего. У детей много свободного времени на игры и нет такой жёсткой дисциплины. У малышей с СДВГ адаптация к садику проходит дольше и болезненнее. Они очень привязаны к маме, без неё начинают капризничать, вести себя неуравновешенно.
Лучше всего, если ребёнка в садик первые 1-3 месяца будет отводить
кто-то другой. Бабушка, папа, соседка, которая ведёт в тот же сад своего малыша, няня. Так будет легче.
У вас есть выбор:
- обычный садик;
- специальное дошкольное заведение для детишек с неврологическими проблемами.
Многие психологи считают, что лучше отдавать кроху в обычный садик. Да, первое время будет тяжело. Зато малыш научится преодолевать многие свои социальные проблемы. Находиться в обществе и не следовать его законам - тяжёлое испытание. Но это поможет адаптироваться.
Если же проблема стоит очень остро, то лучше не мучить своего ребёнка и других детей. Отведите его туда, где профессиональные воспитатели гарантированно смогут помочь. Ребёнок там получит больше внимание и не меньше знаний и навыков.
Школа
Если после детского сада вы видите, что ситуация выравнивается, то идите в обычную школу. Предупредите учителя, что у малыша СДВГ. Опытный и умный педагог будет относиться к этому нормально, а не предвзято.
Учёба в школе требует более жёстких дисциплинарных рамок. Тут
уже нельзя будет встать посреди урока и побежать играть. Или отбросить неинтересное задание. Об этом следует начать беспокоиться заранее.
Вы можете проводить дома небольшие занятия с крохой, обыгрывая школьные ситуации. Он - ученик, вы - учитель. Давайте ему задания, объясняйте всё про уроки и перемены. Если ребёнок готов, а ситуация не нова, то приспособиться к новой среде в разы проще.
Если же были проблемы и вам ещё в садике рекомендовалось специальное заведение, то лучше продолжите образование в нём. Специальные школы не отличаются по своей программе от общеобразовательных. На выходе ребёнок получит точно такой же диплом, как ученики обычных школ.
Зато в такой школе больше взрослых, которые готовы помочь. Тут учителя, нянечки, из учеников формируются маленькие группы, а это значит, что каждому можно уделить внимание по максимуму. Это же является и контролем поведения. Бывает, что через 1-3 года в такой школе малыша уже можно перевести в обычную.
Общение со сверстниками
Ваш ребёнок может испытывать серьёзные затруднения в общении с другими малышами. Однако ругать его не стоит. Он не всегда понимает, что обижает малышей, когда хочет играть по своим правилам и занимать
интересные игровые роли.
Стоит позаниматься с ним дома. Пытайтесь разыгрывать сцены общения, придерживаться игровых сценариев. Объясните малышу логично, что не всегда он может быть принцем или супергероем. Иногда нужно согласиться и на другую роль. Или же объективно докажите, что с той или иной игровой ролью он справится лучше. А можно по-простому: сегодня ты будешь злым персонажем, а завтра добрым. Логика ваших объяснений поможет ему справиться с недовольством или агрессией.
Консультация у психолога
Каким бы ни был уровень СДВГ, психолога посетить нужно. Важно, чтобы профессионал наглядно показал родителям принципы работы с малышом. Специалист видит признаки развития проблемы. Посещайте его 1-2 раза в год для консультации. Это может быть полезно, ведь уже к 6-7 годам малышу отчаянно нужно будет знать ответы на вопросы:
- почему другие дети не хотят со мной играть?
- учитель ругает меня чаще других?
- я чем-то хуже?
- почему я хожу в другую школу?
Профессионал может в легкой форме ответить на эти и другие вопросы.
Обследования
Проводится целый комплекс обследований. Очень важна семейная история, особенно если в семье были другие примеры детей с гиперактивностью. Врач обязательно попросит рассказать о ходе беременности, показать анализы и исследования.
Часто на гиперактивность могут указывать:
- сильный токсикоз;
- повышенное давление матери;
- слишком быстрые роды;
- слишком медленные роды;
- осложнения, гипоксия.
Это может привести к нарушениям работы центральной нервной системы малыша.
Обследования проходят у терапевта, невролога, невропатолога, психолога, дефектолога.
Необходима ли терапия
Самостоятельно принять такое решение мама не может. Даже если все признаки гиперактивности у крохи есть. Обязательно ждите заключения врача, назначения препаратов. Ребёнок может получать лекарственную терапию. Она служит исключительно для снижения уровня нервного напряжения. Принимать её всё время не придётся. Уже к началу полового созревания терапия пересматривается.
Вопросы к детскому психологу
Не все родители могут сразу разобраться в том, что означает диагноз СДВГ. Кто-то думает, что ничего страшного не происходит, всё пройдет само собой. Другие же сильно обеспокоены, приписывая СДВГ самые разные черты. Самое главное для мамы и папы - найти хорошего специалиста. С ним можно будет спокойно обсудить все нюансы работы с малышом, обучения, терапии, занятий.
Итак, рассмотрим наиболее часто задаваемые специалистам вопросы касательно детей с СДВГ.
В 3 годика поставили малышу диагноз - СДВГ. Назначили медикаментозное лечение. Что будет, если не давать таблетки ребёнку?
Конечно, родители могут выбирать, будет ребёнок получать терапию или нет. Обычно рекомендуется лечение лекарственными средствами. Да, многие родители говорят, что кормить малыша в 2 года таблетками, да еще неизвестно какими, - не самая лучшая идея. Другие же просто боятся такого совета врача.
Однако именно
лекарственная терапия рассчитана на этот возраст. Обычно диагноз СДВГ ставится как раз в это время. Таблетки не нанесут вреда здоровью крохи и уж точно не вызовут у него привыкания. Не думайте, что, начиная давать лекарства сейчас, вы обрекаете кроху на приём таблеток всю жизнь.
Многие лекарства отменяют уже в подростковом возрасте с приходом полового созревания. Конечно, бывают серьёзные случаи. Но помните, что врач выписывает лекарства для облегчения симптомов. Ребёнку будет проще общаться, он сможет спокойно учиться в школе, поступить в вуз. Лекарства дают ему возможность вести самую обычную жизнь. Ведь именно этого вы ходите для своего крохи.
Так называемая гиперактивность у сына только в садике. Дома ведёт себя спокойно, тихо. Как это понимать?
Скорее всего, никакой гиперактивности тут нет. Во врачебном, медицинском понимании этого слова. Просто у вас
активный ребёнок. В садике полно других детей, игрушек. Там он нашёл себя и чувствует свободу.
Вероятно, жалуются воспитатели. Всё ломает, есть не хочет, может задирать других детей, не идёт вовремя спать? Это повод сходить к детскому психологу. Он, скорее всего, просто научит вас успокаивать кроху, пропишет ванночки с ароматными маслами перед сном. Ваш кроха активен, он жизнерадостный и любознательный, что особенно сильно проявляется в обществе сверстников.
Если у малыша СДВГ, это значит, что он не сможет учиться в обычной школе?
Все зависит от степени заболевания. Если она минимальна, то ребёнок вполне сможет учиться в обычной школе, окончить её, поступить в
ВУЗ или училище. Будет непросто, не так, как с другими детьми. Но СДВГ вполне поддаётся корректировке. Нужно заниматься воспитанием малыша, поставить в известность учителя.
Специальная школа не является местом, где учатся умственно отсталые или бесперспективные. Там для детей создают те условия, в которых они без проблем учатся, общаются и развиваются. Тут нет ничего постыдного для родителей.
У детей с синдромом гиперактивности снижен интеллект?
Такие комбинации случаются, но довольно редко. В этом случае речь идёт о комплексных нарушениях работы мозга и нервной системы. В большинстве же случаев интеллект малыша вполне нормальный.
Я ничего не понимаю в этом диагнозе. К какому врачу обратиться, чтобы он нам все подробно объяснил?
Стоит сходить к вашему педиатру. Расскажите ему всё о существующих проблемах, поделитесь вашими подозрениями. Если есть какие-то заключения от воспитателя детского сада - приносите. Педиатр в любом случае назначит ребёнку обследование. Дальше вы можете попасть к терапевту, неврологу, психологу или даже психиатру. Все зависит от того, каковы причины вашего диагноза. Бояться врачей не нужно. Самым «страшным» для крохи обследованием может стать анализ крови. Все остальное ничуть не больно.
Гиперактивность новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Гиперактивность
новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности ) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.
Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.
Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.
СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.
- Довольно – таки ранняя развитость психомоторики. Ребёнок быстрее ровесников начинает переворачиваться, ползать, вставать. У него скорее развивается хватательный рефлекс.
- Конечности находятся в постоянном движении. Младенец словно куда – то бежит.
- Неуклюжесть. При развитой подвижности видны нарушения координации.
- Повторные движения, например болтание ногами, переступания.
- Плохой сон. Ребенок путает день с ночью.
- Беспокойство, постоянный беспричинный плач, нежелание пеленаться. Любая одежда, сковывающая движения, им мешает.
- Ранний отказ от дневного сна. Даже уставший ребёнок противится сну.
- Повышенный мышечный тонус.
- Обильные срыгивания после приема пищи.
- Более сильная реакция на резкие звуки, яркий свет.
Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.
Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.
Основные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.
В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.
Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.
Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.
Признаки гиперактивности:
Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:
Недостаток внимания:
- Затруднения в удержании внимания.
- Ребёнок не слушает обращения.
- Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
- Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
- Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.
Двигательная расторможенность.
- Ерзает на месте, барабанит пальцами.
- Не спит днем.
- Много говорит.
Импульсивность.
- Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
- Прерывает разговоры других.
- Тяжело сосредотачивает внимание.
- Ему с трудом удается дождаться подарка.
- Нет должного контроля за своими действиями.
- На занятиях могут совершенно противоположные результаты.
Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.
В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:
- Тревожные и постоянные движения в конечностях.
- Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
- С трудом удерживает внимание на предмете.
- С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
- Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
- Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
- Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
- Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
- Излишне болтливый.
- Не слышит людей, которые к нему обращаются.
- Ребенок нередко теряет свои вещи.
- Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.
Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.
Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.
Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.
Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.
Отличие активного ребенка от гиперактивного.
Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.
Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.
Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.
Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.
Гиперактивные дети в школе.
Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:
Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.
Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.
Похожие материалы
Если в семье гиперактивный ребенок, признаки нарушений неврологическо-поведенческого характера всегда налицо. Дети постоянно более активны, чем взрослые. Но некоторые дети чрезвычайно активны. В практической медицине их диагноз звучит как СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Если в семье живет такой ребенок, возникает много проблем. Многие родители хотели бы знать о том, является гиперактивность у детей болезнью либо проявлением особенностей характера.
Причины возникновения синдрома гиперактивности
Медицинский аспект проблемы: в основе этого состояния лежат минимальные мозговые дисфункции. Гиперактивность у детей является медицинским понятием. Она возникает, если ребенок родился, пережив асфиксию, стимуляцию, кесарево сечение во время родов либо он получил при этом какие-либо незначительные травмы. Его мозг как будто здоров, не имеет явных серьезных повреждений, но имеются минимальные нарушения. Поэтому в его нервной системе вместо равновесия процессов торможения и возбуждения преобладают последние. Дети легко возбуждаются. Но такой ребенок не способен остановиться в нужный момент.
Считается, что причиной этого синдрома как болезни является дефицит определенных гормонов, которые вырабатываются только тогда, когда ребенок находится в движении. Когда такой малыш находится в состоянии покоя, он себя плохо чувствует. Поэтому он вынужден все время бегать и что-то делать. Симптомы гиперактивности нередко проявляются еще до года. Гиперактивные дети очень беспокойны, много кричат.
СДВГ имеет различную степень проявления
Гиперактивность ребенка легкой степени отмечается у немного нервных эмоциональных малышей. Их отличают ускоренный темп речи, очень резкие движения. Они нормально адаптированы в обществе. Такие дети любят учиться, они очень сообразительны. Эти ученики интеллектуально более одаренные, чем другие, имеют быстрое мышление. Школьники легко загораются, увлекаются, мыслят быстро. Но нередко у них возникают серьезные проблемы с дисциплиной. Ребенок с высокой степенью гиперактивности зачастую не может сосредоточиться. Когда с ним кто-то разговаривает, малыш отворачивается, что-то крутит и ковыряет, ерзает и дергается. Что делать, когда ребенок так себя ведет?
Психологический аспект проблемы
Наука трактует СДВГ как недостаток самоконтроля, синдром нарушения внимания. Для этого синдрома характерны специфические проявления.
Показатели гиперактивности
Многие родители склонны утрировать проблемы. Они считают нормальных живых ребятишек гиперактивными. Однако СДВГ имеет четкие признаки.
Можно легко определить наличие этого синдрома у малыша:
- Он постоянно в движении. Дети непрерывно ерзают, бегают, прищемляют пальцы дверью, ударяются головой о дверные косяки. Они беспрестанно перемещаются, все время что-то делают.
- Ребенок гиперактивный отличается импульсивностью. Он не сдерживает своих порывов. Его сложно удержать на месте, он беспрестанно совершает необдуманные поступки.
- Когда взрослые разговаривают с ним, малыш не способен выслушать их. Вследствие чрезмерной двигательной активности ему обязательно нужно непрерывно совершать какие-то действия.
- Слова другого человека он практически не воспринимает. Ребенок не замечает окружающих, то и дело витает в мире грез, предается своим мечтам.
- Мелкая моторика обычно страдает у гиперактивных детей дошкольного возраста. Малышу очень сложно выполнять скрупулезные точные действия, рисовать мелкие детали, раскрашивать красками картинку, не выступая за контур. Они не могут застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
- У такого ребенка в школе во всем проявляется дефицит внимания. У этого школьника мысли обгоняют действия. В его тетради часто слова начинаются со второй либо третьей буквы. Нередко у них нет концовки, не дописаны буквы и слова. Тетради у них рваные, записи многократно перечеркнуты. В тетрадях таких учеников чаще всего появляются описки. При проверке эти школьники обычно невнимательны. Они не видят недочетов, которые допустили при написании текста.
Природа поведенческих проблем
Чрезмерная активность как болезнь: симптомы гиперактивности у детей — это проявление пограничного состояния, а не патологии. У таких детей к природной подвижности присоединяются еще какие-либо неврологические симптомы.
- Поскольку функция торможения развита слабее, чем функция возбуждения, у младенцев, имеющих симптомы гиперактивности, хуже формируются различные жизненные циклы. Чрезмерное возбуждение отражается на всех сферах жизнедеятельности таких детей. У них нередко отмечаются речевые нарушения, энурез, нервный тик.
- Для них характерно истеричное поведение. Достаточно какого-либо минимального повода, и у них начинается неконтролируемая поведенческая реакция. Все эмоции проявляются у них очень бурно. Они сопровождаются громким плачем, энергичной жестикуляцией, взвизгиваниями, причитаниями, выкриками.
- Малышам, имеющим симптомы гиперактивности, трудно поддерживать режим. После шумной игры они не могут заснуть.
Без помощи медицинских специалистов, психологов неугомонный ребенок не в состоянии быть нормальным членом коллектива, полноценно жить. У него возникают конфликты в общении со сверстниками, он не может учиться, не реагирует ни на какие уговоры.
Что делать, если ребенок имеет признаки гиперактивности?
Этой проблемой неугомонных детей профессионально занимаются детские психиатры и психологи. Родителям нужно обращаться за помощью к этим специалистам.
Гиперактивность как особенность характера личности: иногда симптомы гиперактивности появляются под воздействием определенных неблагоприятных жизненных условий. Нелюбимый ребенок постоянно чувствует, что родители его отвергают. Поэтому он имеет психические нарушения, живет в состоянии длительной тревоги, в ожидании надвигающейся опасности. Малыш отличается двигательной расторможенностью, невнимательностью, непоседливостью. Поэтому специалисты считают этот режим жизнедеятельности ребенка проявлением пограничного состояния на грани болезни и здоровья.
Гиперактивность у детей является особенностью характера, если их неправильно воспитывают. Необходимо ограничение их желаний, поступков и потребностей.
Такой ребенок способен быть полноправным членом общества. Он может нормально развиваться. Такая особенность не мешает ребенку общаться со сверстниками.
Воспитание беспокойного ребенка с признаками СДВГ
Если в семье растет гиперактивный ребенок, что делать?
Педагогические правила для родителей гиперактивных детей:
- Этот ребенок является очень активным непоседой. Ему очень трудно воспринимать сложные задания. Потому они должны быть простыми, конкретными и поэтапными.
- Но сначала нужно установить с ним контакт. Ласково прикоснувшись к малышу, стоит посмотреть ему в глаза, сказать приятные слова, обращаясь к нему. Все, что может помешать контакту с ним, нужно убрать. Телевизор, музыка, игрушки будут отвлекать малыша от общения с вами. Другие люди не должны быть раздражающим фактором.
- Нужно выработать правила поведения ребенка, которые всегда должны оставаться постоянными.
Что делать родителям гиперактивного ребенка
Если родители подозревают у своего ребенка синдром гиперактивности, нужно обращаться к врачам . Если синдром имеет биологическую природу, именно с этого стоит начинать решение проблемы. Необходимы консультации со специалистом. Невропатолог, психолог могут дать рекомендации родителям. В этой пограничной области работают детские нейропсихологи. Они владеют специфическими методиками диагностики, которые отличаются от медицинских диагностических исследований. С их помощью можно выявить причины гиперактивности у детей.
Если появился СДВГ, такой ребенок нуждается в поддерживающей терапии. Детский нейропсихолог может предложить родителям необходимую индивидуальную коррекционную программу. Специалист может рекомендовать лекарственные препараты, гомеопатию, успокаивающие травы. Их применение поможет привести в норму нарушенные функции организма маленького пациента. Симптомы гиперактивности будут менее выраженными, если соблюдать правильный гигиенический режим. Следует хорошо организовать день малыша, чтобы дать ему возможность израсходовать свою неуемную энергию. Важно, чтобы у него была физическая усталость. Чрезмерная активность малыша должна прекратиться за 2 часа до сна.
Малышам с гиперактивностью необходима достаточная физическая нагрузка. Им нужно заниматься подвижными играми, много прыгать, бегать. Но нельзя допускать появления нервной, интеллектуальной усталости. Перед сном очень полезно принять душ или ванну. Крайне важны ритуалы. Спокойная музыка, чтение сказки, тихая беседа предрасполагают к засыпанию, расслаблению, успокоению.
Гиперактивные дети сложнее остальных во всем. Этот малыш всегда активен. Таких детей труднее воспитывать.
Лечение гиперактивности может быть успешным.
Для этого ребенку в первую очередь нужно чувствовать любовь родителей, ощущение комфорта в семье.
Такое понятие как синдром гиперактивности известен всем родителям, у которых растут маленькие дети. В последнее время встречается все большее и большее количество детишек, у которых диагностируется данное нарушение работы центральной нервной системы. Статистические данные врачей – педиатров и педагогов – психологов свидетельствуют о том, что гиперактивность встречается примерно у 39% всех детишек дошкольного возраста, и примерно у 57% всех детей школьного возраста.Синдром гиперактивности имеет достаточно большое количество проявлений. Итак, гиперактивный ребенок – симптомы:
- Дефицит внимания.
Ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, не может длительное время концентрировать свое внимание на каком – либо одном занятии, будь то рисование, игра или даже просмотр телевизионных передач. Именно из-за дефицита внимания детки с синдромом гиперактивности зачастую испытывают затруднения с обучением.
- Излишняя импульсивность ребенка.
Разумеется, практически все детки – и спокойные, и не очень – время от времени позволяют себе бурные проявления эмоций. Однако дети с синдромом гиперактивности особенно часто теряют контроль над своими эмоциями, зачастую пугая импульсивностью даже своих привыкших ко всему родителей.
- Повышенная двигательная активность ребенка.
Деток с синдромом гиперактивности любой специалист без особого труда определит даже в огромной толпе ребятишек. Такие детки не просто подвижны, они просто сверх активны. Малыша практически невозможно увидеть в спокойном состоянии – он постоянно находится в движении. Либо он бегает, либо прыгает, либо приплясывает на месте, если уж его и заставили посидеть. Все в этом ребенке выдает эту самую гиперактивность – постоянно находящиеся в движении кисти рук, бегающие глазки, выражение лица, мимика.
Время проявления у ребенка синдрома гиперактивности
Существует ошибочное мнение о том, что первые проявления признаков синдрома гиперактивности у малыша можно обнаружить не ранее, чем малышу исполнится два года. Однако и врачи, и родители деток, страдающих синдромом гиперактивности, в один голос утверждают обратное.
Первые проявления синдрома гиперактивности можно обнаружить уже впервые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные крохи очень мало спят, при этом их сон поверхностный и беспокойный, они очень много и достаточно сильно плачут, а во время бодрствования они очень подвижны и напоминают эдакие шарики ртути.
По мере роста малыш напоминает своим родителям стихийное бедствие – они буквально «выпрыгивают» из колясок, кроваток, пытаются выбраться из манежей. Опрокинутые чашки, разбитая посуда, выломанные из боковинок кровати прутики, опрокинутые цветочные горшки и оборванные шторы – неприятности сыплются на такого малютку, словно из сказочного рога изобилия.
Уже подросший кроха, как говорилось ранее, ни минуты не может посидеть на одном месте, дослушать до конца сказку или дать маме постричь ногти. Передвигается ребенок только бегом, чем заставляет свою маму немало побегать за ним. Некоторые родители считают, что подобная активность ребенка является всего лишь следствием высокого запаса энергии в организме малыша. Так ли это на самом деле? И если действительно гиперактивные дети, как бороться с этим?
Норма или патология?
Врачи – невропатологи и детские психологи считают, что синдром гиперактивности является достаточно серьезной патологией. Если у вас гиперактивный ребенок, лечение необходимо начинать как можно раньше. Повышенная энергичность ребенка при синдроме гиперактивности свидетельствует о нарушении нормального функционирования центральной нервной системы. Если родители заметили какие-либо отклонения, им необходимо озаботиться проблемой: «Гиперактивный ребенок: что делать?» В противном случае, если родители не придали должного значения этой особенности развития их ребенка и не обратились вовремя за консультацией и медицинской помощью, а ограничились лишь наказанием ребенка с целью приструнить его, по мере роста ребенка проблема будет только усугубляться.
У ребенка возникнуть серьезные проблемы сначала в детском саду, а после и в школе. Специфика обучения так или иначе требует усидчивости и внимания. А ребенок с синдромом гиперактивности не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, а еще будет постоянно крутиться и вертеться, отвлекая тем самым всех остальных детей. Из-за этого у таких детей очень часто наблюдаются систематические конфликты с преподавателями, да и родители зачастую выслушивают массу нелестных отзывов о поведении их чада. И это неудивительно, ведь занятия с гиперактивными детьми требуют определенных навыков, которыми в обычной школе обладают далеко не все педагоги.
Также в школе ребенку с гиперактивностью значительно осложняет жизнь излишняя импульсивность, свойственная данному заболеванию. Ребенок излишне резок в поступках, суждениях, выражениях своих мыслей, он сначала, поддавшись первому порыву, что-то говорит или делает, а только потом думает. И из-за этой особенности своего темперамента гиперактивный ребенок в школе сталкивается с массой проблем – отношения с одноклассниками оказываются безнадежно испорченными, дневник пестрит замечаниями учителей, словно новогодняя елка гирляндами, а родители в школу ходят с не меньшей периодичностью, чем на работу.
Причины возникновения синдрома гиперактивности
Разумеется, что синдром гиперактивности, как и любое другое заболевание, не возникает без причины, на пустом месте. Провоцирующими факторами могут стать:
- Осложненное течение беременности.
В том случае, если будущая мама страдала от сильных токсикозов, как первой, так и второй половины беременности, от склонности к повышенному давлению, если у ребенка была диагностирована внутриутробная асфиксия, в будущем риск возникновения синдрома гиперактивности возрастает как минимум в три раза.
- Образ жизни беременной женщины.
На нормальное развитие центральной нервной системы очень негативно влияют такие токсические вещества, как наркотические средства, алкоголь, никотин, лакокрасочные вещества, тяжелые металлы, и прочие.
Будущая мама должна отказаться от всех пагубных привычек, а в том случае, если ее работа напрямую связанна с контактом с токсическими веществами, она должна написать заявление с просьбой о ее переводе на легкий труд. Подобная возможность гарантируется беременной женщине трудовым кодексом Российской федерации.
- Осложненное течение родового процесса.
Длительные, затяжные роды, либо напротив, стремительные, использование таких средств родовспоможения, как щипцы, также повышает шансы развития у ребенка синдрома гиперактивности.
Основой такого расстройства нервной системы, как гиперактивность, является минимальная мозговая дисфункция, которая, собственно говоря, и является причиной сложностей с обучением у таких детей. Мы не будем утруждать наших читательниц сложными и малопонятными медицинскими терминами, которыми характеризуется минимальная мозговая дисфункция. Предлагаем родителям, не имеющим соответственного медицинского образования, просто принять за аксиому следующие факты:
- Минимальные мозговые дисфункции дестабилизируют нормальное функционирование центральной нервной системы.
- Нарушения, вызванные минимальными мозговыми дисфункциями, требуют медицинского лечения – самостоятельно они никуда не исчезнут.
К сожалению, очень часто родители не хотят тратить время на лечение, ошибочно полагая, что с возрастом проблема синдрома гиперактивности исчезнет по мере взросления. Однако единственное появление нарушения, которое пройдет к подростковому возрасту, это повышенная двигательная активность. Зато импульсивность и дефицит внимания, напротив, в значительной степени и достаточно быстро прогрессируют, делая процесс обучения крайне затруднительным. Причем наибольшую сложность ребенок испытывает с письмом и речью. Занятия с гиперактивными детьми должны проводиться в индивидуальном порядке.
Особенности общения с гиперактивными детьми
Несмотря на всю свою любовь к ребенку, родители гиперактивных деток очень часто в общении с ними теряют последнее терпение и срываются. Некоторые мамы и папы просто – напросто махают на своего ребенка рукой, с тяжелым вздохом отмечая, что толку их него все равно не выйдет. Другие же родители, напротив, стараются дисциплинировать ребенка самыми строгими методами, достаточно жестко пресекая малейшие попытки неповиновения.
Нельзя сказать однозначно, какая тактика поведения родителей является более правильной – все зависит от конкретного случая и каждого конкретно взятого ребенка. Для кого-то «ежовые рукавицы» – единственный способ удержать ребенка в рамках, а для кого-то каждое грубое слово является настоящей психологической травмой. Внимательно наблюдайте за реакцией вашего ребенка на замечания – и вы очень быстро поймете, что для крохи нужно.
Если же вам, несмотря на все ваши усилия, так и не удалось подобрать ключик к вашему малышу, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу. Многие родители стесняются визита к данному специалисту, путая его с психиатром. Однако это совершенно разные направленности, и визит к психологу не является свидетельством того, что ваш ребенок страдает какими – либо расстройствами психики. Кстати, гиперактивные дети в детском саду чаще всего автоматически попадают под наблюдение психолога.
Кстати говоря, если у вас гиперактивный ребенок, как лечить его, должен решать только врач. Многие родители приобретают в аптеке седативные успокаивающие лекарства и начинают давать их ребенку. Помните о том, что неправильно подобранный фармакологический препарат может в значительной степени усугубить течение заболевания.
Но самое главное, что необходимо осознать родителям гиперактивных детей, это тот факт, что ребенок такой бурный и активный ни в коем случае не потому, что хочет досадить им. Все его выходки являются следствием особенностей работы его нервной системы, зачастую они неподконтрольны самому малышу. А вот эмоциональные всплески родителей, чьи нервы уже на пределе, никакого положительного результата не принесут, зато усугубить ситуацию могут значительно.
Несмотря на то, что каждый ребенок, страдающий синдромом гиперактивности, нуждается в индивидуальном подходе, особенности их психологии позволяют дать некоторые общие для всех детей рекомендации, облегчающие воспитание гиперактивного ребенка:
- Постановка задачи.
Особенности развития деток с синдромом гиперактивности таковы, что логическое и абстрактное мышление у них развиты намного хуже. Именно поэтому такому ребенку необходимо ставить только четко обозначенную задачу. Предложения должны быть максимально краткими, не несущими никакой излишней смысловой нагрузки. Старайтесь избегать длинных предложений.
- Последовательность указаний.
Крайне не рекомендуется давать ребенку с синдромом гиперактивности сразу несколько заданий, например: «собери игрушки, вымой руки и иди обедать». Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения, отвлекшись на что – нибудь другое. Гораздо разумнее давать эти указания крохе в логической последовательности.
- Очерчивайте временные рамки.
У таких детей очень смутное представление о чувстве времени, поэтому сами следите за временем, отведенным на выполнение каждого вашего поручения. Кстати говоря, если вы хотите забрать малыша с улицы, покормить, уложить спать – всегда предупреждайте его минут за пять до этого вашего действия. И это касается не только детишек с синдромом повышенной гиперактивности, но и всех остальных.
- Правильно говорите “нет”.
Собственного говоря, как раз слово «нет» употреблять и нельзя. Запрещая что-либо малышу, стройте свои предложения таким образом, чтобы в нем не присутствовало отрицание. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не бегал по траве, не стоит говорить ему: « Не бегай по траве!». Гораздо больший эффект возымеет следующая фраза: «Иди на дорожку». И, разумеется, во всех, даже конфликтных, ситуациях родители должны сохранять спокойствие.
- Как успокоить гиперактивного ребенка
Если ваш малыш чрезмерно перевозбудился, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, уведите ребенка в другую комнату, предложите ему водички, спокойно поговорите с ним на любую отвлеченную тему.
Заканчивая разговор про детскую гиперактивность, хотелось бы еще раз напомнить родителям о том, что они не одиноки – рядом с вами есть и квалифицированные врачи – неврологи, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. Правильно подобранный комплексный курс терапии может в значительной степени улучшить состояние ребенка. Помимо врачей неврологов, вы можете обратиться за помощью к детским психологам, которые подскажут вам, как воспитывать гиперактивного ребенка. И помните – ваш малыш ничуть не хуже других деток, просто он особенный. Удачи вам и терпения!