Гражданское общество не рождается на улице. Гражданское общество не рождается на улице Вопросы и задания к документу
Правовое государство отличается от неправового и кaчеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека - право на жизнь, на достойное существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство . Он обладает ими от природы, в них выражена eго свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, нeyвeренно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права граждан на «прайваси» , т. е. на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, на личные отношения, тайну кoppecпонденции и т. п. многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными стpaxa,- справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчаст ливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, и тем более не покушаться на нее. То же самое и с правом на отдых, иначе право одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что, сознавая свои права, человек должен сознавать, что ему дозволено и не дозволено, что другие люди тоже наделены аналогичными правами, кoтoрые он должен признавать, учитывать, уважать.
Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым гоcyдарство признает автономию личности по отношению к ceбе, исключает возможность превращения гражданина в cвoeго верноподданного и рассматривает eго как paвноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правовoго государства.
Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Данный принцип означает, что ни одному из государственных opгaнoв не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого opгaнa. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития , а торможения.
Какая же из ветвей занимает верховное положение в право во м государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает eго верховенство в обществе.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо гоcyдарственного opгaнa выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
В президентской республике, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время конгpecc в США в лице палаты представителей может применить против президента механизм импичмента, т. е. привлечь eго к особому суду, роль кoтopoго выполняет сенат.
Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность государства и личности, разделение государственных властей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ
Современное мировое сообщество закрепило идею ecтeственных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Opганизацией Объединенных Наций 10 декабря 194в г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и cвoбод, которым должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни. Например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступа к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и пр.
Помимо этого, в Декларации имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на невмешательство в ceмейную жизнь; право на тайну корреспонденции; право на владение имуществом (собственностью) и пр. На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а тaкже Факультативный протокол к последнему пакту. Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, факультативный протокол предоставил возможность отдельным гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный opгaн - Комитет по правам человека.
Декларация, два Пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.
Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, вопервых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; вo-втopыx, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 3aключительный акт котopoго, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников; в-третьих, система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы - Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена тaкая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба. Анализируя Европейскую конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
На основе прав, прежде вceго гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, дyxoвнo-нpaвcтвeннoм самосовершенствовании, учебе, творчестве , информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. 3десь, в отличие от гоcyдарственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)
В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент eго составляют pыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, Cвободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой - это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в ceмейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье , творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и гоcyдарство, порождают социально-политические отношения.
Подчеркнем, что наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень eго сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при eго содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным opгaнaм. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада территориальных сообществ людей. Например, организация самоуправления станиц Краснодарского края учитывает тpaдиции казачьего самоуправления ; сельское самоуправление не во всем похоже на городское; неодинаково самоуправление в большом и малом городе.
Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называются муниципальными образованиями (от лат. municipium - самоуправляющаяся община). Они мoгyт объединять несколько поселений, часть поселения, cocтaвлять иные населенные территории.
К ведению муниципальных образований относятся мeстный бюджет, муниципальная собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранительные и другие вопросы мecтнoго значения. Решая их, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
Местное самоуправление реализуется гражданами нeпосредственно (на выборах, референдумах, сходах), а тaк же через создаваемые местные opгaны. К ним относятся представительные opгaны (совет, земство, дума) и opгaны администрации во главе с мэром, старостой и пр.
Opгaны мecтнoго самоуправления не входят в систему opгaнoв государственной власти РФ.
Никакой государственный opгaн не вправе вмешиваться в решения мecтнoго характера, если они приняты в paмках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав мecтнoго самоуправления в суде.
Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
Большая роль в eго становлении принадлежит cpeдcтвам массовой информации (СМИ).
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ
Негосударственные средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, оказывают на политическую жизнь сильное воздействие. Поэтому их нeредко называют четвертой ветвью власти.
Длительное время для широкой публики главным источником информации были газеты и журналы. С 1960-x гг. все больший вес в политическом процесс е стало приобретать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ:
1) наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
2) редактирование (отбор и коммeнтарий событий);
3) формирование общественного мнения;
4) распространение культуры;
5) политическое просвещение широких слоев населения.
Иными словами, СМИ обеспечивают широкую сферу человеческой коммуникации.
Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя тaкие традиционные институты связи, как школа, политические партии и организации, церковь и т. д. Эта особенность СМИ используется и рекламными агентствами, пытающимися убедить публику купить тот или иной товар; и политическими деятелями и политическими партиями для мoбилизации массовой поддержки своих программ.
В публикациях, репортажах и комментариях СМИ нeредко проливают свет на скрытые пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на caмые одиозные (вызывающие) стороны их деятельности. Тем самым они играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. Следовательно, СМИ - важнейший атрибут политической жизни. К сожалению, не всегда они трактуют политические события и явления объективно и всесторонне, представляют полную информацию и проверенные факты. Поэтому при всей значимости СМИ необходимо критическое отношение к поступающей от них информации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была свободнее, богаче, ярче и счастливее. А для этого необходимо прежде вceго всегда знать и уметь осуществлять ecтecтвенные и неотчуждаемые права как меру своей свободы; научиться жить в условиях свободы: делать правильный и осознанный выбор; нести личную ответственность за последствия этого выбора.
2 Выраженная в правах свобода дает возможность личности избавиться от излишней опеки государства, позволяет человеку проявлять самостоятельность, творчество, найти себя и собственное дело. Поэтому чем раньше удастся изжить в себе недостатки, скажем лень, иждивенческие настроения инеспособность проявлять инициативу, тем скорее можно найти свое любимое дело.
3 Каждый, занимаясь с полной отдачей тем, что любит и умеет, обогащает не только себя, но и других людей, гражданское общество в целом. Поэтому благополучие и развитие личности тесно связаны с благополучием и развитием общества.
4 Служить гражданскому обществу, гражданину призвано правовое государство, а граждане обязаны выполнять официально принятые на государственном уровне законы и другие нормативные акты. В противном случае вряд ли удастся обеспечить атмосферу взаимодоверия между гражданином и государством, мир и стабильность в обществе, а значит, и стать счастливее.
Документ
Из Европейской хартии о местном самоуправлении (15 Oктября 1985 г.).
Часть 1
Статья 2.
Конституционные и законодательные основы мecтнoго самоуправления.
Принцип мecтнoго самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.
Статья 3.
Понятие мecтнoго самоуправления
1. Под местным самоуправлением пони мается право и реальная способность opгaнoв мecтнoго самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою отвeтственность и в интересах мecтнoго населения . <..»
Статья 6.
Соответствие административных структур и средств задачам opгaнoв мecтнoго самоуправления <..»
2. Условия работы служащих opгaнoв мeстнoго caмоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, ocнованный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.
Вопросы и задания к документу
1. Объясните, почему принцип мecтнoго самоуправления должен быть закреплен по возможности в конституции страны.
2. Опираясь на изученный материал о местном самоуправлении, прокомментируйте ст. 3.
3. Чем объяснить наличие в Европейской хартии положения о муниципальных служащих? Какими качествами они должны обладать и почему?
4. На основе ст. 12, 130- 133 Конституции рф определите, какие из приведенных идей международного документа закреплены в ней. Аргументируйте свой ответ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы признаки правового гоcудapcтвa?
2. Какие международные документы о правах человека вам известны? В чем их сущность и значимость?
3. Что такое гражданское общество и как оно связано с правовым гоcудapcтвoм?
4. Что тaкое местное самоуправление? Какова eго роль в гражданском обществе?
ЗАДАНИЯ
1. Древнеримский философ Цицерон говорил: «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона». Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутренним убеждениям и почему?
По мнению большинства современных авторов (в частности, А. Ховарда), общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как за личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, свободу, частную собственность и когда эти права становятся основанием всего общественного устройства. При этом, сам индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем «атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам» (И. Кант).
Автономия и обособленность гражданского общества (по существу его свобода) от публично-правовых институтов государственной власти основывается, прежде всего, на его экономической самостоятельности (неслучайно сам факт создания гражданского общества большинством ученых связывается с выходом на политическую арену третьего сословия и законодательным закреплением паритета государственной и частной форм собственности) (Гаджиев К.С.). Вместе с тем, говорить о противопоставлении гражданского общества и государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Таким образом, наиболее предпочтительной является такая система взаимодействия гражданского общества и правового государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании институтов государственной власти и управления, осуществляя контроль за их деятельностью. Суть складывающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.
23 Понятие и виды социальных норм
Соц. нормы - это правила совместной человеческой деятельности, определяющая общие правила и образцы поведения людей.
Виды соц. норм:
1. обычаи - это правила поведения людей сложившиеся в результате длительного повторения определенных действий.
2. моральные нормы - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и не справедливости и т.д.
3. политические нормы - это правила поведения регулирующие отношения между классами социальных групп, и связанные с осуществлением власти.
4. корпоративные нормы - это правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций.
5. религиозные нормы - это правила содержащиеся в различных священных книгах.
6. правовые нормы - общеобязательные правила поведения установленные и охраняемые законом.
Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.
Гражданское общество: понятие и функции
Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:
Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.
Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.
Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.
Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.
Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.
Основные черты гражданского общества
Основными чертами гражданского общества являются:
1. Гарантия правовой защиты граждан;
2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;
3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;
4. Социальная политика государства;
5. конкуренция структур гражданского общества;
6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;
7. Преобладающий по численности средний класс;
8. Многоукладная рыночная экономика.
Понятие правового государства
Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.
Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:
Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.
Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.
Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.
Прозрачное правосудие.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.
Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.
— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.
Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.
Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :
- интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
- свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
- индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.
Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.
Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.
Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:
- получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
- удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
- удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.
Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.
Современное гражданское общество
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:- семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
- общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
- органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
- механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
- негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
- признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
- признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
- утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
- создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:
- выработка общей стратегии общественного развития;
- определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
- стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
- демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
- зашита границ и обеспечение общественного порядка.
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.
В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.
Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.
Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.
Правовое государство
Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.
Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.
Признаки правового государства:
- в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
- незыблемость прав и свобод граждан;
- разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
- социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
- связь с гражданским обществом.
Трудности формирования правового государства в России:
- необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
- низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.
Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.
Например:
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- реализован принцип разделения властей
Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.
Гражданское общество
Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.
Признаки гражданского общества:
- свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
- возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
- активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов
Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.
Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.
Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.
Цели создания Общественной палаты:
- привлечение граждан к политике;
- помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
- получение независимой оценки законопроектов.
Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:
- с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
- с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.