Индивидуальная комплексная программа реабилитации семьи пример. Социально-педагогическая программа реабилитации семей и детей «группы риска» - презентация
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием; Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение; Распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка; Консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей; Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий.
Райан Т.: «Управление рисками и люди с проблемами психического здоровья». Пинто: Современная история Чили. Лэмб: Преступность в процессе становления: пути и поворотные точки в жизни. Кембридж: издательство Гарвардского университета. Сарджент, К.: «Оценка рисков для детей».
Манси: молодежная преступность и правосудие. Дженкин и Дуб: Важность школы. Защита несовершеннолетних от раннего оскорбления. Молодежное насилие и правосудие Джувелина, том 3, №. Сталкер, К.: «Управление рисками и неопределенностью в социальной работе, обзор литературы». Журнал социальной работы 3.
Взаимодействие с другими специалистами Специалисты социальной службы. Инспекция по делам несовершеннолетних. КДН и ЗП. Работники образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник). Специалисты здравоохранения. Специалисты общественных организаций и др.
Стивенсон, О.: «Сохранение нестандартного баланса». Общественный уход. «Старые люди под угрозой». Практика 10. Неравенство и глобализация - пять конференций. Буэнос-Айрес: факультет социальных наук Университета Буэнос-Айреса. Вальдебенито, С. «Социальная реинтеграция». Семинар «Общественная безопасность и делинквентность детей и подростков на национальном и региональном уровнях». Темуко: Сенам и Университет Ла Фронтера.
Уорнер, Ф.: «Введение». Риск: анализ, восприятие и отчет управления Исследовательской группой Королевского общества. Уотерсон, Дж.: «Переопределение социальной работы в общинах: работа с рисками?». Здоровье и социальная помощь в Сообществе 7. Психиатрическая реабилитация - это терапевтический подход, который побуждает психически больных людей развивать свои ресурсы посредством обучения и использования экологической поддержки, с тем чтобы они могли в полной мере участвовать в общественной жизни.
ПРИМЕР СИТУАЦИИ Одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 15 и 13 лет, официально не работает, живут на временные заработки. Старший сын Сергей часто пропускает занятия в школе, плохо учится, большую часть времени проводит вне дома, гуляя с друзьями. В компании он употребляет спиртные напитки. Взаимоотношения матери с сыном конфликтные, нет взаимопонимания.
Суть взаимодействия и психосоциальных методов в психиатрической реабилитации - их универсальный характер, адресованный различным диагностическим группам. Эта реабилитация рекомендуется всем лицам с тяжелыми психическими расстройствами, которые в течение длительного времени отключены из-за симптомов заболевания и значительно ограничены в социальном функционировании и выполнении ролей. В группу «людей с тяжелыми психическими расстройствами» входят те, кто более двух лет находится в контакте с психиатрическим учреждением и плохой оценки эффективности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сбор информации о семье и ребенке (Ф. И. О. членов семьи, категория семьи, возраст, образование, место работы, доход, сведения о детях, состояние здоровья). Прояснение проблемной ситуации. Установление доверительного контакта. Составление социально – педагогической программы реабилитации. Составление плана взаимодействия с семьей.
В 90% случаев это люди после психоза. По оценкам, проблема касается примерно 3-3, 5% населения, что в Польше соответствует примерно 1, 3 миллионам человек, страдающих от этого. В этой группе около 10% людей, которые не страдают от психоза, но, например, при тяжелом обсессивно-компульсивном расстройстве.
Психиатрическая реабилитация обычно включает пациентов, которые возвращаются в социальную жизнь и инициируют процесс выздоровления, но прежде всего тех, у кого нет успешной болезни, и лечение распространяется на протяжении всей их жизни. В его нынешнем виде реабилитация является фундаментальным фактором в психиатрии. Последствия реабилитации должны проводиться во всех учреждениях и программах современной модели психиатрической помощи на каждом этапе лечения.
Диагностический этап Первичный патронаж семьи - обследование жилищно - бытовых условий, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку. Проведение беседы с матерью и ближайшим окружением ребенка. Диагностика ребенка (выявление причин непосещения школы, ценности, мотивы, личностные особенности ребенка, склонность к девиантному поведению, взаимоотношения в семье и отношение к членам семьи, профориентация). Диагностика матери (диагностика детско - родительских отношений, стиля семейного воспитания, исследования личностных особенностей). Взаимодействие с заинтересованными лицами образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник и др.) Составление плана сотрудничества со специалистами. психолог, ИДН, УСЗН района, ДОУ, КТОС и др.
На протяжении веков понятия «безумие» были разными. Религиозная концепция подчеркивала его сверхъестественный - божественный или демонический характер, биомедицинская концепция предполагала церебрально-гуморальную основу психопатологических явлений, а социальные теории интерпретировали «безумие» как создание культуры, позволяющее исключить социальных девиантов. Исключение принимало буквальную, физическую форму в виде «убежища», описываемого как общее учреждение. Больница потеряла свое центральное значение, и основное направление лечения переместилось на место жительства больного человека, общины или городского округа, местной среды.
Методы и методики диагностической работы Беседа Наблюдение Методика диагностики и выявления детей «группы риска» Проективные методики Социометрия Личностные опросники Карта интересов Опросник профессиональных предпочтений Холланда Опросник Иовайши Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина) Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) Семейная социограмма Тест- опросник родительского отношения(А.Я. Варга, В.В. Столин) Опросник «Родительско – детских отношений» (PARI); Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Методика «Подростки о родителях» и др.
Эта своеобразная революция была поддержана одновременной революцией фармакологии, которая продолжается и по сей день, и благодаря малым дозам новейших препаратов, так называемых Вторичные нейролептики позволили провести крупнейшую социальную реформу в истории психиатрии и реабилитации и создать экологическую модель психиатрической помощи.
За последние тридцать лет масштабы концепции «реабилитации» значительно расширились, а психиатрическая реабилитация быстро развивалась с последующими революциями в психиатрии. Цели и методы реабилитационных занятий - профессиональная терапия, терапия через искусство, включение пациентов в жизнь крупного учреждения через садоводство или сельскохозяйственный холдинг - полностью изменились. Это, конечно, не означает, что сегодня, в течение самого короткого необходимого пребывания в больнице, пациенты не должны проводить ряд мероприятий и выполнять различные роли в больничном сообществе.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ: Проблемы ребенка низкая школьная мотивация, пропуски учебных занятий, вредные привычки, низкая самооценка, недостаточно сформированные навыки социального взаимодействия. Проблемы родителей бесконтрольное поведение несовершеннолетнего, попустительское отношение матери к поступкам ребенка Общесемейные проблемы нарушение детско - родительских отношений, низкий экономический уровень
С первых же дней во время выздоровления от острого психологического кризиса пациенты должны быть включены в индивидуальную программу реабилитации, часто выполняемую в течение многих лет в стационаре. В настоящее время реабилитационная практика в психиатрии отошла от модели «соматической модели» к функциональной инвалидности, для которой не только клинические симптомы, но и социальное функционирование, особенно социальные отношения, работа, досуг и качество жизни данного человека и бремя для ее семьи.
Психиатрическая реабилитация должна проводиться в реальных условиях жизни и позволять человеку с инвалидностью определять свои жизненные цели. Процесс планирования реабилитации основан на «сильных сторонах» пациентов. Основной принцип заключается в том, что пациенты хотят воспринимать себя как пользователей системы психиатрической помощи и влиять на процесс, что у них одинаковые жизненные устремления, как люди без инвалидности в своей среде. Их следует уважать как автономных людей и как можно более нормально.
Реабилитационный этап Проведение индивидуальных бесед с матерью (информирование о возрастных особенностях развития ребенка и др., по вопросам общения с ребенком, повышение ответственности за воспитание ребенка). Индивидуальные психологические консультации. Привлечение матери к участию в жизни школы и класса, где обучается ребенок (организация и проведение праздников, экскурсий и др.) Оказание помощи матери в поиске постоянного места работы (информирование о службе занятости, координаты). Семейное консультирование, направленное на гармонизацию детско-родительских отношений. Вовлечение семьи в совместные культурно –массовые мероприятия (поход в парк, кино, театр и др.)
Чтобы эти теоретические основы были реализованы в повседневной практике, необходимо достичь четырех основных целей, а также условий для успешного лечения и реабилитации. Пациенты должны иметь свое собственное место жительства, им должен быть предоставлен доступ к образованию, а соответствующая занятость и занятость, лечение и реабилитация должны помочь участникам строить удовлетворительные социальные и интимные отношения, людям, страдающим психическими заболеваниями, должно быть гарантировано полное участие в повседневной общественной жизни. В дополнение к рассмотрению и согласованию внутреннего опыта основное внимание в программах реабилитации уделяется четырем важным областям воздействия: жилье, работа, досуг и социальные связи.
Реабилитационная программа
работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
1. Введение
Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями специалиста по социальной работе и социальным педагогами ООШ, секретарем КДН и ЗП, специалистом органа опеки и попечительства Козловского района, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел Козловского района, ответственными специалистами сельских поселений Козловского района Чувашской Республики.
Основная цель реабилитации - улучшить индивидуальную компетентность пациентов, с тем чтобы они могли вести самостоятельную жизнь и в максимально возможной степени участвовать в общественной жизни. Реабилитация в психиатрии включает как действия психосоциальной системы, так и отдельные методы. Реализация целей реабилитации требует.
Общие предположения и принципы, взаимодействия и системные решения, разработка индивидуальных методов реабилитации. Общие принципы и предположения, действующие во всех психосоциальных вмешательствах, заключаются в следующем: фундаментальный смысл положительных и стабильных отношений с психотерапевтом, опекуном, специалистом по охране окружающей среды, врачом или медсестрой - в зависимости от того, кто несет ответственность за эти отношения в терапевтической команде, ориентации на исцеление, создания окружающей среды терапевтический, основанный на уважении и демократических правилах, и полное вовлечение пациентов в помощь другим и самим себе.
Направление программы:
на осуществление целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
на стимулирование положительных изменений в семье;
на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
Системные вмешательства и решения представляют собой серию исцеляющих и реабилитационных взаимодействий в доме пациента, как во время острых расстройств, например, путем госпитализации дома после вспышки психоза или его тяжести, так и в хронической фазе заболевания, например, путем организации специализированных или заботливых услуг. Еще одним важным системным вмешательством является включение пациентов в различные формы защищенной занятости, запланированные в комплексном плане лечения и реабилитации с самого начала кризиса.
Был разработан ряд индивидуальных методов реабилитации, которые могут использоваться во всех областях медицинской и социальной психиатрической помощи. Взаимодействие системного лечения и реабилитации должно учитывать основные потребности пациентов. Они должны быть интегрированы в домашние программы лечения острого психоза, в жилищные программы, в программы, направленные на включение психически больных людей на защищенный рынок труда, в программы для детей, молодежи и пожилых людей, в программы для бездомных, страдающих психическими заболеваниями.
на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
2. Концепция реабилитационной работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении
2.1. Цель: осуществление реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Необходимая для психиатрии психиатрия требует создания индивидуальной программы для каждого пациента на основе принципа оптимальной стимуляции, поскольку причиной рецидива психоза, являющегося реакцией на чрезмерный стресс, является порог возможностей адаптации у большинства пациентов. Внезапные изменения, даже выгодные, но предъявляющие слишком большие требования к пациенту, а не стимулирующие, вызывают апатию, отставку и даже отказ участвовать в дальнейшей реабилитации. Такой уход часто является способом решения сложной ситуации.
2.2 Задачи:
- Они заботятся о пациентах в их среде, и когда это требует ситуации, также дома.
- Люди, которые серьезно болеют во время рецидива, лечатся дома домами.
провести социально - целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
организовать просветительскую работу среди родителей;
защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей .
Экологическая стационарная терапия
В свою очередь, недостаточная стимуляция вызывает или усугубляет симптомы апатии, отставки, потери надежды и может привести к восстановительной депрессии. Было установлено, что лечение экологических междисциплинарных групп, задача которого является овладение острого психотического кризиса и создания альтернативы стационарного лечения по уходу в доме пациента в сотрудничестве с семьей, пусть относятся широко признанный успех в лечении.
Экологические команды разработали универсальные, общие принципы работы. Группы по охране окружающей среды являются междисциплинарными и должны действовать во всех регионах страны, охватывая около 50 000 человек. жители. Эти команды должны начать действовать сразу же после обострения болезни и продолжить терапию после того, как острая болезнь утихла до тех пор, пока психическое состояние не стабилизируется. Бездомным с психическими заболеваниями также должен быть предоставлен доступ к этой форме лечения, что связано с созданием дополнительной жилищной программы для этой подгруппы пациентов.
2.3. Основные понятия
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:
1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).
2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Чувашской Республики в работе с семьей.
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.
2.5. Компетенция лиц, осуществляющих реабилитационную работу
1. Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.
3. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
4. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.
2.6. Методы работы с семьей:
Специалист по социальной работе активно применяет для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятсяим самим, психологами, другими специалистами.
Составляются акт обследования жилищно-бытовых условий. Собраннаяинформация заносится в индивидуальную программу реабилитации семьи, анализируется специалистом по социальной работе и другими привлекаемыми специалистами.
Информация охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.
Сбор информации о семье является основным элементом его работы. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
Анализ информации о семье. Анализ информации о семье специалист по социальной работе осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
Выведение семьи из социальной изоляции. План и договор в работе с семьей. Цели, задачи и перспективы работы специалиста по социальной работе и семьи находят свое выражение в договоре. Он составляется специалистом по социальной работе на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Договор намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов.
Одновременно специалист по социальной работе и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа (например, план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист по социальной работе. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалист по социальной работе организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Оказывает семье информационную и организационную помощь.
Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.
Организационная помощь состоит в том, что специалист по социальной работе инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
В табличной форме она выглядит так:
3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
Направление деятельности
Задачи реабилитационной работы
Ожидаемый результат
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении.
1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение прошлого семьи.
4. Изучение особенностей личности членов семьи.
5. Выяснение общих проблем семьи.
6. Выяснение особенностей семейного воспитания.
7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
8. Выяснение близкого окружения семьи.
9. Изучение целей, ожиданий семьи.
Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.
2.1. Психологическая реабилитация
1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
3. Пропагандирование здорового образа жизни
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
3. Оказание материальной помощи.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.
3. Анализ коррекционной работы
Проведение аналитической работы.
Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.