Интерпретационные акты: понятие, виды, юридическая природа. Толкование договоров
Интерпретационные акты . Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). По другим же признакам интерпретационные акты достаточно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.
Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. Они разделяют общую судьбу: при утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
В науке неоднократно поднимался вопрос о юридической природе актов официального толкования, о том, содержат ли они нормы права. Основания для постановки подобного вопроса дает действующее законодательство.
Так, ст. 30 Закона об Арбитражном суде закрепляет, что «разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РСФСР обязательны для всей системы арбитражных судов РСФСР». Аналогичные нормы есть и в Законе о прокуратуре и т.д.
Однако судебные органы России не обладают правотворческой компетенцией. Их акты – это акты толкования. Судебный прецедент в нашей стране не считается источником российского права. В науке предложено решение указанного противоречия: предписания общего характера, содержащиеся в актах официального толкования, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (например, суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако правоположения, не будучи юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменительных решений. Правотворческие органы в свою очередь должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.
Поскольку интерпретационные акты – акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Конституционный Суд издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства РФ» и в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Центризбирком свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете» и т.д.
Матузов, Малько:
Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:
2) не являются источником и формой права;
3) адресуются, как правило, к должностным лицам;
4) носят подзаконный, но обязательный характер;
5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;
6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.
Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Однако такое мнение разделяется далеко не всеми (возражающих, пожалуй, большинство), и оно (мнение), как представляется, ближе к истине.
С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.
Виды актов толкования. По форме выражения они могут быть устными и письменными; по отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.
Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счете - общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.
Интерпретационные акты –правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Особенности:
- интерпретационные акты - это акты правовые . Они издаются и обеспечиваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.
- Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотворчества или правоприменения.
- Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.
Виды
- по внешней форме выражения
- устные
- письменные;
- по отраслям права
- уголовные,
- гражданские,
- административные и т.д.;
- по юридической природе
- нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).
- казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», постановления Пленума ВАС РФ - в «Вестнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании законодательства РФ» и «Вестнике Конституционного Суда РФ»).
- по субъектам
- акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъяснения принятых законов;
- акты толкования исполнительных органов власти, например, Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;
- акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;
- акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
- в зависимости от содержания и сферы распространения
- акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм
- акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.
- по структурным элементам разъясняемых норм:
- акты толкования гипотезы;
- акты толкования диспозиции;
- акты толкования санкции;
- комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.
- в зависимости от формы
- указы,
- постановления,
- приказы,
- инструкции и т.п.;
Толкование договоров.
Осуществляя правосудие по гражданским делам, судебные органы толкуют не только нормативные акты, но и договоры, условия которых и составляют предмет гражданского спора.
Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.
1) в качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами процесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участвующими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.
2) в качестве объекта толкования выступает договор - правовой акт, определяющий права и обязанности сторон.
3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают. Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например, "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.
4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная функция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышленный или случайный
Правовые акты:
1) нормативный акт
2) правоприменительный акт
3) интерпретационный акт
Интерпретационные акты (акты толкования права) - акты, содержащие разъяснения соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права, а лишь разъясняют их смысл), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы (т.е. если нормативный акт утрачивает силу, интерпретационный акт также становится недействительным).
Виды интерпретационных актов:
1) По форме - устные и письменные;
2) Акты нормативного и казуального толкования (акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер, а казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);
3) По субъектам, издавшим акт толкования (судебные органы, органы исполнительной власти);
4) Акты толкования по отраслях права.
71. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения, способы устранения и восполнения.
Пробел в праве – отсутствие правовой нормы, которая должна регулировать отношения в данном конкретном случае.
Причины пробелов в праве:
ü Динамизм общественных отношений
ü Некомпетентность и ошибки самого законодателя
ü Недостатки юридической техники
Способы преодоления пробелов в законодательстве:
1)Аналогия закона - решение юридического дела по норме, рассчитанного не на конкретный, а на схожий случай. В уголовном праве - не применяется.
Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей отрасли права. Так, пробелы гражданского права следует разрешать на основе норм этой отрасли права, а при не нахождении нужной нормы в данной отрасли следует ее искать в близких отраслях законодательства и в законодательстве в целом
2)Аналогия права - принятие решения по конкретному делу по общим принципам и духу права, когда нельзя подобрать норму права (на основании общих принципов).
Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права, общие нормы конституций.
72. Юридические коллизии: понятие, причины возникновения, способы устранения. Конкуренция правовых норм???.
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить:
объективные причины коллизий(в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы устаревают, другие появляются не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними)
субъективные причины коллизий (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов).
Возможные способы разрешения коллизий: принятие нового акта, отмена старого акта, внесение изменений в действующие акты, систематизация законодательства, референдумы, деят-ть судов (прежде всего Констит Суда), переговорный процесс ч/з согласительные комиссии, толкование и др.
73. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
Правомерное поведение - надлежащая реализация субъектом права правовых установлений, т.е. субъект соблюдает все запреты и исполняет все обязанности, которые требует соблюсти и исполнить закон.
Признаки правомерного поведения:
1.Субъектами выступают люди.
2.Может выражаться в действии или бездействии
3.Является правовым, юридически значимым
4.Является общественно полезным или общественно допустимым
Виды правомерного поведения:
1)Маргинальное
- субъект ведет себя правомерно из-за страха наказания, которое последует за нарушение предписаний законов;
2)Конформистское
- субъект ведет себя правомерно на основе стандартов общества, в котором он живет, т.е. поступает как все;
3)Привычное (обычное)
- субъект ведет себя правомерно, просто потому, что привык себя так вести;
4)Социально-активное
- субъект осознает ценность права и старается претворять предписание права в жизнь. Это говорит о высокой правовой культуре субъекта.
74. Правонарушение: понятие, признаки, виды.
Правонарушение - общественно опасное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), запрещенное законом (противоправное) и совершенное лицом обладающим деликтоспособностью и влекущее юридическую ответственность.
Признаки правонарушения:
1) Общественная опасность - правонарушение посягает на блага и ценности общества,т.е.ущерб господствующим в данном государстве общественным отношениям, образу жизни.
2) Противоправность -это такое поведение человека, которое противоречит предписаниям норм права, т.е. оно направлено против тех общественных отношений, которые регулируются и охраняются нормами права.
3) Виновность - противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина (в форме умысла или неосторожности).
4) Влечет юридическую ответственность, если лицо, совершившее правонарушение обладают деликтоспособностью (возраст, вменяемость).
Виды правонарушений:
1) Проступок (нарушение КоАП, дисциплинарный проступок, деликт в ГП);
2) Преступление (нарушение норм Уголовного кодекса).
75. Состав правонарушения: понятие и общая характеристика элементов.
Состав правонарушения - совокупность юридически значимых элементов, которые идентифицируют деяние как правонарушение. Другими словами - это модель, образец, сопоставив с которым конкретное деяние, можно сделать вывод о том, является ли данное деяние правонарушением или нет.
Элементами состава являются:
1) Объект - блага и интересы, общественные отношения, которым правонарушением причиняется вред.
2) Объективная сторона - является внешним выражением правонарушения в реальной действительности и включает в себя признаки, отражающее само деяние (место, время, способ и т.д.).
3) Субъект - лицо, совершающее воздействие на объект охраны, т.е. лицо, совершающее правонарушение и подлежащее юридической ответственности по признакам возраста и вменяемости.
4) Субъективная сторона - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию. Сюда относится вина, мотив, эмоции. Следует помнить, что состав правонарушения и само правонарушение - понятие близкие, но не тождественные.
Состав правонарушения - это совокупность только юридически значимых элементов, в то время, как правонарушение как явление включает в себя и другие, безразличные для закона факторы, например, погодные условия, в которых осуществлялось правонарушение, или время года его совершения. Т.е. понятие правонарушение шире понятия состав правонарушения.
76. Юридическая ответственность: понятие, функции, виды.
Юридическая ответственность
- это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение, выражающиеся в обязанности понести неблагоприятные для себя последствия.
Другими словами, юридическая ответственность - это своеобразное правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать какие-либо лишения за совершенное им правонарушение.
Функции юридической ответственности:
Превентивная функция - предупреждение совершения правонарушений впредь (превенция).
Карательная (штрафная) функция -причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений, как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем.
Регулятивная функция -сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает выполнение предписаний нормативных актов.
Воспитательная функция - своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены.
Правовосстановительная (компенсационная) функция -в большинствеслучаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения.
Виды юридической ответственности:
· Дисциплинарная ответственность. Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания руководителем (выговор, строгий выговор, увольнение) за нарушение Трудового кодекса либо внутренних правил организации.
· Административная ответственность. Применение органами исполнительной власти мер воздействия (штраф, административный арест) к виновным лицам за нарушение норм КоАП.
· Гражданско-правовая ответственность. Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации.
· Уголовная ответственность. Самый жесткий вид ответственности. Наказание устанавливается только судом, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.
77. Основания возникновения и принципы реализации юридической ответственности.
Основанием юридической ответственности является правонарушение, кот в той или иной степени несёт вред обществу, а соответственно и самому государству Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства - основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т.д..
Принципы юридической ответственности:
– законности – соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности;
– справедливости – наказание должно быть соразмерно содеянному;
– неотвратимости – каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица;
– гуманизма – гуманное отношение к правонарушителю.
78. Принципы и юридические гарантии законности.???
Законность
- неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами.
Принципы законности
- это базовые начала, исходные положения, которые лежат в основе понятия "законность", то, что помогает уяснить суть, смысл данного понятия.
· Верховенство закона . Система нормативных актов в государстве строго иерархична, все законы не должны противоречить Конституции - главному закону РФ, все подзаконные акты - не должны противоречить законам.
· Единство законности . Единообразное действие законов на всей территории страны.
· Всеобщность законности и равенство перед законом . Закон должен быть един для всех граждан, независимо от пола, национальности, религии и любых других индивидуальных признаков.
· Целесообразность законности . Законы должны отвечать требованиям справедливости, и не идти в разрез с основными задачами и функциями государства.
· Гарантированность прав и свобод . Закон должен защищать и охранять общепризнанные права и свободы человека.
· Неотвратимость наказания за нарушение закона.
Гарантии законности - это такие условия, факторы и средства, которые обеспечивают режим законности. Другими словами - это то, что поддерживает существование режима законности в обществе.
Юридические гарантии . Совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов.
79. Понятие правопорядка.
Правопорядок - такое состояние отношений в обществе, при котором обеспечивается соблюдение закона и иныхправовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности жизни общества. Обеспечивается добровольным исполнением предписаний закона гражданами и организациями, а также силой государственного принуждения.
Общественный порядок - понятие более широкое. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм - не только норм права, но и норм морали, обычаев, традиций, религиозных правил и т.д.Нарушение моральных или нравственных предписаний, естественно, никакой ответственности перед государством не образует.
Например, если супруги изменяют друг другу, то их действия никак правопорядка не нарушают, т.к. такие отношения никакими нормативными актами не регулируются, однако выходят за рамки приличия - т.е. общественного порядка.
80. Механизм правового регулирования: понятие и структура. Стадии процесса правового регулирования.
Правовое регулирование- процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).
Механизм правового регулирования - комплексная система включающая юридические средства и процедуры, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Структура механизма правового регулирования:
* инструментарная составляющая
*субъективная
*функциональная
Элементы механизма правового регулирования:
– правовые нормы;
– юридические факты;
– акты применения норм права;
– правоотношения;
– акты реализации прав и обязанностей.
Стадии правового регулирования:
Ø Подготовительная
Сбор всех необходимых инструментов, все правовых средств, всех субъектов для осуществления правового регулирования
Ø Собственно правовое регулирование
Само регулирование общественных отношений
Ø Закрепление результатов
81. Эффективность правового регулирования: понятие, условия, критерии оценки.
Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия тре-бованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных ре-гулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения со-блюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся соци-альная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний.
В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом вы-сокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные инте-ресы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Кроме того, важно уси-лить юридическую гарантированность правовых средств, т. е. повысить уровень вероятно-сти в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу;
2)совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регули-рования. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходи-мое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юри-дической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.
Недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) непра-вильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических воз-можностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.
82. Национальная правовая система: понятие, структура, принципы взаимодействия с системой международного права.
Правовая система (правовая семья)
- правовая организация общества, включает в себя взаимосвязь норм права, источников права, системы права, правосознания, правовой культуры и правореализации.
Т.е. правовую систему можно представить феномен, включающий в себя то, как право возникает в обществе, как понимается и как реализуется.
В структуру правовой системы обычно включают следующие основные элементы:
1)Система права
-совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Не путайте понятия правовая система и система права!!!
2)Правовая культура
- все ценности, которые выработаны обществом в правовой сфере - состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики.
3)Правосознание
- частьобщественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств о праве.
4)Реализация права
- претворение предписаний законов, нормативных актов в жизнь. Включает в себяиспользование(осуществление),исполнениеисоблюдение права. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права - когда право реализует специально уполномоченный государственный орган, например, суд.
5)Источники права
- внешнее закрепление нормы права. Для романо-германской правовой системы основной источник - нормативно-правовой акт, для англо-саксонской - судебный прецедент, для религиозной - религиозные догмы, для традиционной - обычаи и "табу".
Внутригосударственное и международное право - это две различные системы права, ко-торые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.
1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаи-монезависимые системы правового порядка;
2) монистическое представление о том, что международное и национальное право - это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству нацио-нального права;
3) приоритет отдается международному праву.
Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимо-действия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека.
83. Классификация национальных правовых систем. Основные правовые семьи современности.
Правовая система (правовая семья) - это совокупная связь права, системы права, правосознания и правореализации.
Правовые системы каждой конкретной страны обладают долей индивидуальности, однако, учитывая общность исторических, этнокультурных особенностей стран, правовые системы принято классифицировать именно по этим основаниям, а не по географическому расположению.
Классификация правовых систем мира:
1) Романо-германская правовая семья (континентальная правовая семья). Характерна для стран континентальной Европы. Основной источник права - нормативно-правовой акт, есть деление права на отрасли, обычно присутствуют писаные конституции. Рецепция римского права.
2) Англо-саксонская правовая семья (Англия, США, Канада и другие страны). Основной источник права - судебный прецедент. Нет деления на отрасли права, нет писаных Конституций (как правило, исключение - США). Рецепции римского права не произошло.
3) Религиозная правовая семья (мусульманские страны). Для этой семьи характерно сращивание норм права и религии. Точнее, все норма права - вытекают из религиозных предписаний. Теологичность во всем!
4) Традиционная правовая семья (племена Африки). Здесь вообще нет права в его современном понимании. Есть верования, моральные запреты, "табу". Собственно, здесь нет и государства - только племена, а без государства существование права не мыслимо.
5)Социалистическая правовая семья (характерна для стран социалистического лагеря во главе с СССР. Для настоящего время сохранилась в несколько видоизмененном виде в Китае и на Кубе). Социалистическая семья во многом напоминает романо-германскую правовую семью, с некоторыми важными исключениями:
1) Конституционное право. Главная ценность государства - в самом государстве и коммунистической партии, а не в личности человека. 2) Различие в отраслях права. В частности, нет предпринимательского и торгового права, существенны отличия в гражданском праве. Зато может присутствовать самобытное колхозное право.
3) Само право в социалистической правовой системе понимается как надстройка, т.е. просто как отражение экономической структуры общества. Помнится даже, большевики говорили о необходимости полной отмены права
Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты) - акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.
Специфика их такова:
- 1) Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм.
- 2) Акты толкования - это разновидность правовых актов.
- 3) Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют обязательную силу и значение только в течение срока действия.
- 4) Акты толкования носят вспомогательный характер.
- 5) Акты толкования - всегда подзаконные акты, ибо их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы.
- 6) Акты толкования издаются специально уполномоченными субъектами.
- 7) Акты толкования не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму.
- 8) Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы. Акты толкования содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы.
- 9) Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных полномочий.
- 10) Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
- 11) Акты толкования имеют внешнюю форму выражения.
Правоприменительные акты играют подчиненную по отношению к актам толкования роль. Акты В правоприменительной деятельности приходится руководствоваться в том числе и актами толкования права. Различие между этими актами состоит в том, что акты применения осуществляют индивидуальное регулирование, а акты толкования призваны лишь объяснять, разъяснять содержание, характер и направленность требований нормативного акта.
Юридическая природа актов толкования высших судебных инстанций. Действующее законодательство наделяет Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации правом на основе обобщения судебной практики дачи обязательных для нижестоящих судов разъяснений. Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в разъяснениях. Они оказывают существенное воздействие на совершенствование всей системы законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.
Вырабатываемые Пленумом Верховного Суда в его разъяснениях правила понимания и применения права в науке права именуются правоположениями . Это особые формы выражения правосознания, находящегося на стыке теории права и практики. Следователи, судьи и другие правоприменители в своей работе всегда учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также пленумов судов республик в составе РФ по вопросам применения норм материального и процессуального права. Это помогает правильному решению юридического дела. Однако такие акты источником права не являются.
Акты официальной интерпретационной практики
Официальная и неофициальная ИД того или иного юридического предписания (явления, процесса и т.п.) может быть выражена как в устной, так и в письменной форме. Когда речь идет об актах толкования, то обычно имеются в виду способы внешнего выражения и закрепления официальной ИП.
Многие авторы под интерпретационными актами (далее – ИА) понимают разнообразные акты-документы (actum), закрепляющие праворазъяснительные решения. Так, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.М. Баранов пишут, что это "документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм"(см. ).
В последующем основное внимание нами будет уделено именно актам-документам официальной ИП. Всему разнообразию ИА присущи некоторые общие черты.
1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (см. ).
2. ИА является результатом ИД. Он закрепляет праворазъяснительное решение соответствующего компетентного органа. Указанные решения не следует отождествлять с ИА. Последние выступают специфической знаковой системой, делающей доступным для восприятия принятое решение.
3. ИА представляет собой внешнюю форму ИП. В данных актах находят отражение все основные элементы как содержания ИП (соответствующие действия и операции, средства и способы их осуществления, результаты действий и т.п.), так и ее внутренней процессуальной формы.
4. Указанный акт представляет собой официальный акт-документ (scriptum), для которого характерны специфические структуры, содержание, форма, средства, способы и стиль письменного изложения, символы, реквизиты. Поэтому нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что «акты официального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам» .
5. Это акты строго определенного субъекта ИП, который издает их лишь по вопросам, входящим в его непосредственную компетенцию (infra juridictionem – в пределах юрисдикции).
7. ИА принимаются в соответствующей процедурно-процессуальной форме. Так, для толкования Конституции РФ Конституционным Судом России существует один порядок их издания, для толкования законов Верховным Судом РФ – другой, для ведомственных ИА – третий и т.д.
8. Весьма распространенным в отечественной литературе является мнение, согласно которому “акты официального толкования... обладают государственной обязательностью” (см. ). Эта точка зрения требует существенного уточнения. Дело в том, что официальную ЮД осуществляют не только государственные органы и должностные лица, но и управомоченные на то органы самоуправления, общественные организации и объединения, другие негосударственные учреждения. Поэтому правильнее говорить, что ИА носят властный, обязательный характер.
9. Властность, обязательность ИА вытекает также из того, что они должны быть обеспечены разнообразными средствами и способами юридической защиты, мерами государственного и иного воздействия. Например, неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений (актов) Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом (см. ст. 81 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”).
10. ИА всегда вызывают определенные юридические последствия. Это вытекает, во-первых, из их обязательности. Во-вторых, юридические последствия обусловлены теми целями, которые ставит в конкретном случае интерпретатор, а также теми функциями (объяснительные, превентивные, компенсационные и т.п.), которые выполняет ИП. В соответствующих целях и функциях заключена специфическая и управленческая природа данных актов.
11. ИА относятся к подзаконным правовым актам, призванным способствовать повышению эффективности и качества правотворчества и правореализации, судебной и следственной, нотариальной и других разновидностей ЮП. Вместе с нормативно-правовыми, правоприменительными и иными юридическими актами они обеспечивают нормативное (общее) и индивидуально-конкретное регулирование общественных отношений*.
12.Существенным признаком ИА является его юридическая сила, которая выражает свойства соподчиненности указанных актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию.
В литературе выделяются и другие признаки ИА, характеризующие его природу, особенности, место и роль среди других правовых актов в ПСО (см. ).
Анализ указанных и иных признаков ИА позволяет сформулировать следующее его краткое определение. Это официальный акт-документ, который закрепляет и внешне выражает решение компетентного на то интерпретатора и содержит общие (нормативные) и / или персонально-конкретные (казуальные) обязательные юридические разъяснения, обеспеченные мерами государственного и иного воздействия.