История происхождения таджиков. История возникновения таджикского народа
14 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР после раздела Туркестанской АССР и Бухарской ССР утвердила постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Казахской АССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР. А 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику, добровольно вошедшую в состав СССР.
Почтовая марка СССР 1957 годаРеспублика отныне провозглашалась домом для всех таджиков, ее официальным языком объявлялся северный диалект таджикско-персидского языка, отныне называвшийся таджикским (zabon-i tojik), на котором создавалась литература советского стиля. В 1930-е годы таджикский, наряду с другими языками региона, был сначала переведен с арабской письменности на латиницу, а затем - на кириллицу.
«Арабы»
По наиболее распространенной и практически общепринятой версии, слово «таджик» возводится к среднеперсидскому tāzīk («араб», новоперсидское tāzi) или другому родственному иранскому слову (например, согдийскому). Когда в VIII веке мусульманские армии вторглись в Мавераннахр, в их составе помимо арабов было большое количество ираноязычных представителей, недавно принявших ислам. В ходе завоевания этого региона мусульмане часто вступали в конфликты с тюрками-карлуками. Поэтому тюркское население Средней Азии приняли вариант иранского слова täžik для обозначения их противников-мусульман. Тюрки-караханиды использовали этот термин для обозначения ираноязычных мусульман, проживавших в регионе Амударьи и в Хорасане.
Мавераннахр, или Трансоксания, Хорасан и Хорезм на карте
Персидские авторы более позднего периода (во времена Газневидов и Сельджуков) использовали это слово для обозначения всех персоязычных жителей Ирана, находившегося многие столетия под властью тюркских династий. Как сообщает, например, историк Бейхаки слово «таджик» было принято в качестве этнонима (названия нации или народа) - по его словам, при дворе употреблялось выражение «мы, таджики» (mā tāzikān). Разделение на тюрков и таджиков с этого времени стало в некоторой степени выражением конфликта между кочевниками и оседлыми, военной властью и гражданской бюрократией.
Бюрократы
На флаге Таджикистана используются те же цвета, что и на флаге Ирана, но в другом порядке
В литературе эпох Ильханидов и Тимуридов (это также характерно и для Сефевидского периода) этот термин обычно использовался для обозначения всего персоязычного населения. Название «таджик» служило для того, чтобы отличить персидских подданных (государственных функционеров, купцов, ремесленников или крестьян) от правящей тюркской или монгольской верхушки. Так, в сочинении придворного историка Ильханидов Рашид ад-дина встречаются выражения bitikčiān-e tāzik («персидские секретари») raʿiyat-e tāzik («персидские крестьяне»). Это слово также с XIII века довольно часто встречается в литературе - у Саʻди или Шаха Нематуллаха Вали. К середине Сефевидского периода термин tājīk стал частью клишированной формулы, описывавшей противостояние между «людьми пера» (бюрократией) и «людьми меча» (военной верхушкой). Надо заметить, что данное противостояние было несколько надуманным - в истории встречались примеры, когда представители бюрократических классов делали успешную военную карьеру.
От профессии к народу
В Средней Азии и Афганистане примерно с 1400-х годов это слово зафиксировано в качестве названия всех персоязычных жителей этих регионов. Руй Гонсалес де Клавихо, посланник кастильского короля Энрике III к Тимуру, пишет, что люди, проживающие на этой территории, называются tangiquis (похоже, кастильский эмиссар именно так воспринял слово tājīk) и говорят на персидском языке, который несколько отличается от персидского, который используется «в Персии». Замечания Гонсалеса де Клавихо подтверждается сочинениями узбекских авторов XVII века. Интересно, что уже в начале ХХ века слово tājīk зафиксировано для обозначения нестандартных персидских говоров в провинции Фарс для того, чтобы отличить их от городского персоязычного населения и кочевых луров.
Ханский дворец в Коканде, Узбекистан
Когда в 1868 году российские войска завоевали Самарканд и Бухару, персоязычное население этих городов использовали термин tājīk в качестве самоназвания. Такая же ситуация зафиксирована в Кокандском ханстве и Ферганской долине. И лишь советское правительство в 1924 году при создании Таджикской автономной республики официально утвердило слово «таджик» в качестве национальности всех людей, проживающих на этой территории.
– одна из самых больших по численности и ареалу расселения, этническая группа в Средне-Азиатском регионе. Всего, в мире насчитывается около 18-20 млн. представителей этой национальности
. Большая часть из них проживает на территории современных Афганистана (8,1 млн. чел.) и Таджикистана (6,75 млн. чел.). Однако, такие страны как Узбекистан и Россия, также являются местом прибежища для 2,5 миллионов таджиков. США и Киргизия, Китай, Великобритания и Казахстан, Германия и Швеция – каждая из этих стран, стала домом более чем для 10 тыс. таджиков.
Родными можно назвать языки: таджикский, по общепризнанному мнению подвид персидского, и дари – язык таджиков Афганистана.
Народ Таджики
Происхождение народа.
Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.
Особенности национальной физиологии.
В большинстве своём Таджики имеют физиогномические особенности присущие всем представителям Кавказской расы, и в частности её Средиземноморской ветви.
Обычно таджик смугл, хотя цвет кожи может и приближаться к почти светлому. Волосы очень тёмных оттенков, также темна радужка глаз. При этом, среди коренных насельников горных областей и районов Таджикистана и Афганистана, преобладает тенденция к осветлению. Крупно костные, и среднего роста, они имеют невыразительные черты лица.
Средневековые Тюркские и Монгольские нашествия, не могли не привнести своих определённых черт — широкие лица и укрупнённые глазные яблоки. Однако, это также в меньшей степени характерно для горных жителей. В целом, учёные констатируют широкий фенотип нации, история которой испещрена бурными событиями древности и средневековья Ближнего Востока и Средней Азии.
Родные для таджиков языки.
Массово проживая на территориях таких очень разных современных государств как Афганистан и Таджикистан, Киргизия и Пакистан, и при этом используя в своём обиходе большое количество разнообразных диалектов, все таджики способны понимать друг друга. Причиной тому, язык отец-основатель – персидский.
Можно утверждать, что понятие «таджикский язык» настолько же молодое, насколько и относительно искусственное. Оно введено в лингвистический обиход, в 1920-х годах, на то время ещё юной Советской властью, в рамках культурно – политической программы по разграничению народов Средней Азии. С тех пор, и доныне, Таджики Узбекистана и Таджикистана пишут кириллицей, тогда как их братья в Афганистане и Пакистане уверенны, что говорят на дари и персидском, используя при этом арабо-персидскую вязь.
На сегодняшний день прослеживается лингвистическая универсализация основных диалектов, в единую для таджиков речь, на основе арабо-персидской грамматики.
Религия таджиков.
Издревле, со времён арабских завоеваний, народ утвердился в суннитском направлении религии Магомеда. Шиитские общины таджиков не многочисленны. При этом в верованиях присутствуют нотки некогда традиционного учения зороастризма.
Кухня.
Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного.
Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки.
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания.
Скромные работники сферы торговли, ЖКХ и строительства, давно стали привычными в российских городах.
Но мало кто знает, что таджики - потомки одного из самых древних народов Азии, с тысячелетней историей и культурой, полной как взлетов, так и катастроф...
Дети Турана и Ирана
Кадр из советского фильма "Сказание о Рустаме" по мотивам персидского эпоса Шахнамэ
Несмотря на то, что этноним "таджик" имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.
Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.
Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.
Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.
Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.
Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.
Нашествие арабов
Конный воин Сассанидов
Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли...
Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.
Здесь мы впервые встречаем название "таджик", которым именовались как арабы, жившие на границе Ирана, так и местные жители, которые перешли к мусульманам, приняв их веру и джихад.
В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением "мусульманин".
Но на века уже закрепилось соответствие: таджик - житель Персии, исповедующий ислам.
Монгольское нашествие
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять...
Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.
Монголы убили не только всех жителей Хорезма, но также домашних животных и посыпали землю солью, чтобы более не ней ничего не росло! Это была плата из отчаянное сопротивление.
Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века...
А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название "таджик" и "узбек" стали синонимами и татарского воина.
Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.
Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.
Современное состояние
После монголов, таджики некоторое время пребывали в консервации, смешиваясь лишь в небольшой доле с окрестными народами. А уже во времена Российской империи и СССР они распространились по Евразии гораздо шире.
И при этом, они сохранили удивительные черты персидской культуры в кухне, песнях и танцах и даже в именах!
Так, типичное имя таджика в России - Джамшуд, ставшее синонимом понятия гастарбайтер, происходит от древнейшего, еще арийского имени третьего вождя арийцев в Иране - Йимы.
Цитирую Камила:
Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.
ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ
составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.
Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.
Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.
Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.
Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.
Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.
Древнейшая история
История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.
Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.
Распространение зороастризма
Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.
В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.
Религия в Таджикистане
История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.
Манихейство в Центральной Азии
Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.
Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.
Иудейская община
Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.
Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.