Iv государственная дума.
ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ТРЕ́ТЬЯ ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА - российский представительный законодательный орган, действовавший с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 года; всего состоялось пять сессий (см.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ)
. Третья Государственная дума просуществовала пять лет - весь отведенный ей по закону срок. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 года (Третьеиюньский переворот) были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих - в 2,5 раза, от Польши и Кавказа - в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства в Государственной Думе.
Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды. Это право было передано губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на две: первую составляла крупные собственники, вторую - мелкая буржуазия и городская интеллигенция. Из шести депутатов, избранных по рабочей курии, было четверо большевиков (Н.Г. Полетаев, М.В. Захаров, С.А. Воронин, П.И. Сурков). К большевикам примыкали депутаты И.П. Покровский и А.И. Предкальн. Общее число депутатов Государственной думы сокращалось до 442.
Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. В первую сессию дума насчитывала крайне правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, «прогрессистов» - 28, кадетов - 54, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло -11, трудовиков - 14, социал-демократов - 19. Председателем Третьей Государственной думы был избран октябрист Н.А. Хомяков, с марта 1910 года этот пост занимал А.И. Гучков, а с 1911 года - октябрист М.В. Родзянко. Ни одна их партий (см.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ)
не имела в Государственной думе большинства голосов, итоги голосования зависели от позиции партии «Семнадцатого октября», ставших вместо кадетов фракцией «центра». Если октябристы голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (примерно 300 депутатов), если совместно с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское (более 250 депутатов). В целом октябристы поддерживали политику правительства П.А. Столыпина. умело лавировали, когда надо было провести те или иные решения правительства. В зависимости от обстоятельств они блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название «октябристского маятника». За время своей работы дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Значительная часть законопроектов касалась малозначительных вопросов, получивших название «законодательной вермишели». Важнейшими законами, принятыми Третьей Государственной думой были законы об аграрной реформе (от 14 июня 1910), о введении земства в западных губерниях (1910).
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА" в других словарях:
Российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912. Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3… … Политология. Словарь.
Государственная Дума России: исторический экскурс - 24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии единороссы, эсеры, либерал демократы и КПРФ. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем… … Энциклопедия ньюсмейкеров
- (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), высший законодательный представительный орган России (1906 1917). Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской … Энциклопедический словарь
Государственная дума Российской империи IV созыва … Википедия
Государственная дума Российской империи III созыва … Википедия
Не следует путать с Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации У этого термина существуют и другие значения, см. Государственная дума (значения). Государственная дума Российской империи … Википедия
Не следует путать с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн. Государственная дума Российской… … Википедия
Не следует путать с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн. Государственная дума Российской… … Википедия
После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.
Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. Она стала единственной в истории Российской Империи, которая отработала отведенный ей срок -5 сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.
Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».
Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.
Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.
Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.
В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.
Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.
В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.
Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.
27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Государственная дума Российской империи - законосовещательное, позже - законодательное учреждение Российской империи . Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи . Всего было 4 созыва Государственной думы.
), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами , октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий (Георгиевский) , а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский) . Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульманскую группу составили 8 депутатов.
Открытие Думы состоялось 1 ноября г. Председателем избрали октябриста Н.А. Хомякова, сына А.С. Хомякова . В г. его сменил лидер октябристов А.И. Гучков, старообрядец по вероисповеданию, а в г. - октябрист М.В. Родзянко . Среди 8 постоянных думских комиссий были комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - октябрист П.В. Каменский) и по делам правосл. Церкви (председатель - октябрист В.Н. Львов), позже Комиссия по старообрядческим вопросам (председатель - кадет В.А. Караулов).
III Государственная дума была готова к конструктивному сотрудничеству с правительством, которое возглавлял Столыпин , а после его убийства в г. - В.Н. Коковцов .
Отношения между Государственной думой и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.
Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы , перешли 5 ноября г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии.
Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Епископ Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губернии, инициированный епископом Евлогием (Георгиевским) . По этому вопросу было принято положительное решение, в г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».
III Государственная дума действовала до истечения своих полномочий 9 июня г. Важнейшие законы, принятые ей, были связаны с землевладением. Большинство депутатов поддержали аграрные реформы Столыпина .
См. также
Использованные материалы
- Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197
За период работы IV Государственной Думы с 15 ноября 1912 года по 25 февраля 1917 года было проведено пять сессий: две из них пришлись на довоенный период и три - на период первой мировой войны.
Правительство с первых дней работы завалило Думу "законодательной вермишелью". За первые две сессии в Думу было внесено свыше 2000 мелких законопроектов. Депутат Думы кадет А.И.Шингарев в одном из своих публичных выступлений высказался о первой сессии так: "Скука в IV Думе напоминает состояние пассажиров поезда, застрявшего на глухой станции". Слово "скука" на первых порах работы новой Думы стало синонимом бесперспективности и тупика, неспособности депутатов внести новые идеи в думскую стратегию и тактику. Малая эффективность работы усиливалась практиковавшимся "внедумским" законодательством.
Так, обсуждение очень важного законопроекта о бюджете на 1914 года, о котором много говорилось с трибуны Думы, закончилось тем, что бюджет был утвержден правительством и опубликован не как закон, "одобренный Государственной Думой и Государственным Советом" (обычная в таких случаях формулировка), а как документ, подписанный царем и составленный лишь "согласно постановлениям" Государственной Думы и Сената.
Экстренное внеочередное заседание было собрано по указу императора Николая II 26 июля 1914 года в связи с вступлением России в войну. Указ Николая II Правительствующему Сенату об открытии Государственной Думы и "Высочайший манифест" по поводу вступления России в войну был встречен бурными аплодисментами. Вслед за выступлениями министров, призывавшими к "единомыслию" и "единению", с трибуны Думы последовали речи депутатов с призывом "сплотиться вокруг державного вождя" во имя победы над врагом. Лидеры главных политических партий буржуазии (октябристов и кадетов) одобрили империалистическую внешнюю политику правительства и продемонстрировали свою лояльность по отношению к нему и императору, надеясь на проведение реформ после победоносной войны.
Четыре заседания третьей сессии IV Думы прошли в обсуждениях поставок на фронт, участия в этом "общественных кругов". В годы войны общие собрания Думы проходили нерегулярно: основное законодательство в связи с обстановкой военного времени осуществлялось тогда помимо Государственной Думы.
19 июля 1915 года открылась четвертая сессия Государственной Думы. Желая заглушить ропот недовольства, правительство сменило ряд министров, в том числе ненавистного буржуазии военного министра Сухомлинова. Сессия проходила под традиционным девизом "Война до победы", хотя в выступлениях депутатов появились новые ноты: буржуазия впервые сформировала, хотя и на бумаге, свое правительство ("кабинет обороны") с включением в него депутатов М.В.Родзянко, А.И.Коновалова, П.Н.Милюкова, В.А.Маклакова, А.И.Шингарева. 9 августа 1915 года в Думе был образован "прогрессивный блок", объединивший октябристов, кадетов, фракцию центра, прогрессистов, часть националистов, а также часть членов "верхней палаты" парламента - Государственного Совета. Ведущее место в "прогрессивном блоке" заняли кадеты. Вне блока остались лишь правые и левые, хотя меньшевики и трудовики поддерживали политическую линию блока. 3 сентября 1915 года царь прервал работу четвертой сессии Думы, издав указ о ее временном роспуске. Только через пять месяцев, с 9 февраля 1916 года, четвертая сессия сумела продолжить работу и закончилась 20 июня 1916 г. Это была самая длинная сессия IV Государственной Думы, которая продолжалась почти год, собираясь на заседание 134 раза.
Последняя, пятая сессия IV Государственной Думы открылась 1 ноября 1916 года и закончила свою работу 25 февраля 1917 года. Пятая сессия характеризуется тем, что в ходе ее работы депутатов стало ясно, что происходит усиление роли Государственной Думы и парламентаризма в России, усиливается роль Думы в общественно-политической жизни страны. Это объясняется, наступившим переломом в ходе затянувшейся войны, экономической разрухой, нарастанием общенационального кризиса в стране в годы войны, которая поставила страну на грань голода и экономического истощения, вызвав антивоенные настроения в широких массах.
В этот период депутаты Думы обсуждают проблемы, связанные с катастрофическим продовольственным положением в стране. Обсуждается заявление бюджетной комиссии о необходимости введения твердых закупочных цен на хлеб, возможного введения карточной системы для распределения хлеба и других продуктов питания, а правительство не в силах вывести страну из экономического и политического тупика, обеспечить социальный мир в стране и победу в войне. Обострение противоречий между царизмом и буржуазией было вызвано не только поражением русских армий, но и усиливавшейся в дворцовом окружении тягой к сепаратному миру с Германией. "Что это - глупость или измена?" - вопрошал П.Н.Милюков в речи 1 ноября 1916 г. с трибуны Думы, обращаясь к правительству.
Депутаты требовали удаления с поста председателя Совета Министров и министра иностранных дел Б.В.Штюрмера (министр был отставлен, на смену ему пришел А.Ф.Трепов, который также был снят со своего поста), влиятельной при царском дворе "клики Распутина". Репрессивные меры военной цензуры, изъятие ею острых политических высказываний депутатов вызвали новый шквал критики правительства, обостряя и без того сложную политическую обстановку в стране.
Важнейшими вопросами, которые на рубеже 1917 года волновали общество, были проблемы войны и мира, ущемление деятельности буржуазных и рабочих организаций, незаконные действия цензуры и полиции, необходимость срочно провести волостную реформу в деревне, катастрофическое положение в стране с продовольствием и топливом, в хлебе нуждался даже фронт. Именно эти вопросы и обсуждались на заседаниях пятой сессии IV Думы.
Критика правительства со стороны депутатов достигла своего апогея 16 декабря 1916 года. В тот же день Дума была распущена указом императора на "рождественские каникулы". В тот день в Думе с длинной речью выступил П.Н.Милюков. Стенограмма его выступления показывает, что его слова оказались пророческими. "Мы переживаем страшный момент, - сказал он. - На наших глазах общественная борьба выступает из рамок строгой законности, возрождаются явочные формы 1905 года... Атмосфера насыщена электричеством. В воздухе чувствуется приближение грозы..."
В день возобновления работы пятой сессии, 14 февраля 1917 года, к Таврическому дворцу пришла демонстрация рабочих, что испугало депутатов. На заседаниях 14-25 февраля выступления депутатов были в основном сдержанными, хотя сама тема (отмена твердых цен на хлеб) к этому не располагала.
Обсуждением этой проблемы в обстановке неуверенности, смятения и раздвоенности встретила Дума бурные рабочие демонстрации на улицах Петрограда 23-24 февраля, начало революции в стране.
25 февраля 1917 года указом Николая II заседания Государственной Думы были прекращены. Депутаты Государственной Думы (кадеты и октябристы) возглавили в феврале 1917 года. Временный комитет Государственной Думы, а позднее вошли во Временное правительство: М.В.Родзянко, П.Н.Милюков, Н.В.Некрасов, С.И.Шидловский, В.А.Ржевский, В.В.Шульгин, А.Ф.Керенский, Н.С.Чхеидзе, А.И.Коновалов, А.И.Шингарев, И.В.Годнев, М.И.Скобелев, И.Н.Ефремов.
После Февральской революции Государственная Дума в России больше не собиралась, хотя формально продолжала существовать и даже пыталась оказывать определенное влияние на развитие событий в стране под видом "частных совещаний". 6 октября 1917 года вышло постановление Временного правительства о роспуске Государственной Думы в связи с выборами в Учредительное собрание. Окончательно Государственная Дума была ликвидирована декретом Совета народных комиссаров 18 декабря 1917 года.
Формально IV Государственная Дума просуществовала весь положенный срок - до 6 октября 1917 года, но фактически ее роль была сведена на нет уже после роспуска ее царем 25 февраля 1917 года в дни Февральской революции.
За 5 лет своего существования III Дума проделала огромную работу: было рассмотрено более 2,5 тысяч правительственных законопроектов, разработано 205 собственных законодательных предположений, составлено и обсуждено 157 запросов правительству и т.д. Правда, подавляющую часть рассмотренных законопроектов составляли мелкие, несущественные запросы ведомств, касавшиеся главным образом штатов и бюджетов отдельных учреждений. Но вместе с тем Дума приняла и ряд важных законов, существенным образом повлиявших на весь ход социально-экономического и политического развития страны.
Важным достижением Думы третьего созыва стала нормализация бюджетного процесса. Россия получила утверждаемую по закону роспись доходов и расходов. Бюджетные права Думы были утверждены Николаем II 6 марта 1906 года. Право это было не безусловное, так как значительная часть государственного бюджета была "забронирована" от обсуждения народным представительством. Все попытки депутатов добиться пересмотра правил 6 марта 1906 года, ограничивавших бюджетные права Думы, оказались безуспешными.
Одним из важнейших итогов работы III Думы стало принятие закона о местном суде, для принятия которого в трех чтениях потребовалось 22 заседания.
Сфера социального законодательства III Думы была достаточно узка. Однако принятые ею законы имели весьма существенные последствия. Прежде всего, следует отметить законодательство о крестьянском землевладении и землепользовании (законы 14 июня 1910 года и 29 мая 1911 года). Правительство решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли и предложило решение аграрного вопроса на путях интенсификации сельскохозяйственного производства и, прежде всего, - крестьянского хозяйства. Проекты, внесенные П.А.Столыпиным и А.В.Кривошеиным, главноуправляющим ведомством землеустройства и земледелия, предусматривали создание частного крестьянского землевладения и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств (отрубов и хуторов) путем поощрения выхода крестьян из общины и даже некоторого административного давления на них в этом плане.
И, наконец, важным итогом деятельности III Думы в социальной сфере стали страховые законы по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней, изданные 23 июля 1912 года. Представляя на обсуждение законопроект о страховании рабочих от несчастных случаев, в ходе которого затронут был фактически весь круг необходимого рабочего законодательства, председатель комиссии барон Е.Е.Тизенгаузен отметил "первостепенное экономическое, общественное и государственное значение" решения рабочего вопроса.
Среди вопросов, вызвавших ожесточенные споры, оказался вопрос о сущности государственного строя России после издания Манифеста 17 октября и принятия новой редакции Основных законов. Почву для различных толкований сущности государственного устройства России давала противоречивость и нечеткость формулировок ряда важных статей Основных законов, которые должны были определять характер взаимоотношений верховной, распорядительной и законодательной властей.
Из серии законопроектов в области осуществления гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября, - свободы слова, совести, печати, союзов и собраний, неприкосновенности личности, - именно последний породил наиболее острые прения. Проект этот был внесен правительством еще во II Думу, и для его обсуждения была создана специальная комиссия, которой руководили правые. Обсуждение проекта показало, каково было состояние прав человека в России, какое важное значение имеет оно для всех сфер жизни страны, в том числе для развития экономики, но законопроект так и не вышел из стадии обсуждения.
Еще один важнейший пакет законопроектов - вероисповедальных, призванных реализовать принципы свободы совести, обещанных Манифестом 17 октября 1905 года, так и не вышел за пределы народного представительства. Законопроект, касающийся тех, кто добровольно сложил с себя сан, не стал законом, т.к. Николай II отказался его подписать (единственный случай за время работы III Думы).
Внесенный Министерством внутренних дел законопроект о волостном управлении обсуждался депутатами долго и тщательно. Однако принятый Думой законопроект так и не прошел через Государственный Совет за время существования Думы третьего созыва.
Государственная Дума третьего созыва приняла ряд законопроектов, которые не стали законами, но показали нацеленность народного представительства на реформы: об изменении и дополнении некоторых статей Уставов об акцизных сборах, о введении всеобщего начального образования в России.
Некоторые законодательные инициативы самой Думы были явными политическими жестами отдельных партий. Несмотря на броские названия и радикальное содержание, эти законопроекты не имели шансов стать законами.
Третья Дума завершила долгий процесс разработки и принятия важнейших актов, регламентирующих ее деятельность. Прежде всего, это Наказ Государственной Думы, который начал действовать с 9 октября 1909 года. Кроме Наказа Дума приняла положение о собственной канцелярии.