Как получить жилищный сертификат для военнослужащих. Сертификат на жилье для военнослужащих: кому положен, как получить
Для военнослужащих есть несколько возможностей получить квартиру по государственной программе безвозмездно. К таким относятся ипотечный кредит с накопительной системой оплаты, единовременная выплата, а также оформление военного сертификата на приобретение жилья. Последний обладает рядом особенностей, которые положительно выделяют его среди других вариантов, но и здесь есть свои нюансы.
Правовая база и принцип действия
Кампания, на основе которой и выдается сам сертификат, стартовала в 1998 году. Основой для нее послужила «Президентская программа - жилье военнослужащим». Также к нормативным документам, непосредственно влияющим на процесс получения сертификата, относится закон «О статусе военнослужащих».
Сам документ, который дает право на получение квартиры, по своей сути является подобием ценной бумаги. Он оформляется в виде именного документа на конкретного военного и подтверждает, что последний может претендовать на целевую субсидию, предназначенную для приобретения жилья. Проще говоря, это документальная реализация прав на вышеуказанную субсидию с более широкими возможностями с точки зрения выбора конкретной недвижимости.
Принцип действия государственной помощи по сертификату довольно прост. Ее распределение происходит в порядке очереди, за ведение которой отвечают органы исполнительной власти либо ответственные лица в воинских подразделениях. Получить заветную бумагу можно, только когда дойдет Ваш черед, а постановка на учет происходит с момента подачи заявки и подтверждения последней.
Критерии для оформления
Согласно нормам законодательства и параметрам уже упомянутой программы, необходимыми условиями для военного сертификата на жилье являются:
- Выслуга не менее чем в 20 лет для тех, кто уже состоит в запасе вооруженных сил.
- Статус контрактника, прослужившего от 10 лет и уволившегося по медицинским причинам или вследствие структурных изменений.
- Соответствующее постановление военной комиссии о том, что претендент на сертификат действительно нуждается в улучшении условий проживания и может рассчитывать на жилье по субсидии (не распространяется на участников ипотечной программы).
- Обращение семьи военного, который погиб при исполнении служебных обязанностей.
- Расформирование военного городка, о чем граждане, проживающие в нем, должны предоставить соответствующую документацию.
- Пребывание семьи на учете по улучшению жилищных условий.
Для предоставления сертификата на жилье военнослужащим должно быть выполнено одно из вышеуказанных требований, а вся нужная по ним документация оформляется в ответственных за ее предоставление учреждениях.
Необходимые для оформления документы
Бумажная волокита - не самая приятная часть любой процедуры, но, как и в любой подобной ситуации, избежать ее не получится. В данном случае к вашему заявлению о получении сертификата на покупку жилья может потребоваться приложить:
- Рапорт, поданный по унифицированной форме.
- Документацию, подтверждающую срок военной службы.
- Военный билет, а для других членов семьи - удостоверяющие их личность документы.
- Выдержки, взятые из приказа об увольнении, где будет указана причина последнего.
- Справку о текущих условиях жилья.
Параметры расчета суммы
Сумма военного сертификата на приобретение жилья зависит от нескольких параметров. Во-первых, учитывается состав семьи, которая планирует приобретение квартиры. В данном случае, один военнослужащий может получить 33 м 2 , супружеская пара - 42 м 2 , а при наличии детей метраж исходит из соотношения 18 м 2 на человека. Во-вторых, при определении суммы учитывается средняя стоимость жилья в регионе за 1 м 2 . К сожалению, последний параметр охватывает все виды недвижимости, предназначенной для проживания, поэтому общий показатель получается довольно низким.
Саму сумму для покупки можно получить, если умножить получившийся метраж на усредненную цену 1 м 2 . Она и будет прописана в выданном вам сертификате.
Рассмотрим конкретный пример. Предположим, что в семье 3 человека, а 1 м 2 стоит 40 тыс. рублей. Тогда, применив несложную формулу, мы получаем сумму в 2 160 000 рублей (18 * 3 * 40 000). Используя параметры метража и среднюю стоимость квадратного метра, можно определить денежный объем такой субсидии.
Сроки действия документа
Реализовать полученный для приобретения жилья сертификат получится в течение полугода. При этом на передачу его банку при оформлении сделки на указанную в ней сумму отводится всего 60 дней.
Если жилье будет покупаться посредством кредитной организации, период действия составит 9 месяцев. Стоит обратить внимание, что последняя обязательно должна являться участником программы и получить надлежащую сертификацию.
Также, если срок был пропущен, банк будет подавать прошение о замене простроченного сертификата новым.
Процесс обналички и его нюансы
После получения заветной бумаги, обеспечивающей вас субсидией на жилье, возникает вопрос, как же ее использовать. По условиям программы, сертификат не предполагает выдачи средств непосредственно военнослужащему. Приобретение жилья происходит через безналичный расчет и потребует несколько подготовительных этапов.
Для начала нужно будет заключить договор с банком и открыть счёт как участник государственной программы. Далее идет процесс поиска квартиры и заключение договора купли-продажи. Следующим этапом станет регистрация права собственности на жилье. После этого вам нужно будет подать в банк подтверждающие документы, включая свидетельство о регистрации. Сделав проверку предоставленных данных, финансовое учреждение отправит запрос на перечисление средств из казначейства. Деньги сначала поступят на ваш счет, а после - на реквизиты продавца.
Обязательно следует учесть, что от получения сертификата до открытия счета в банке должно пройти не более 60 дней. Если же просрочка все-таки случилась, нужно будет обратиться по месту выдачи документа для получения справки, без которой банк его не примет. При этом причина невыполнения условия 60-дневного получения счета в финансовом учреждении должна быть признана уважительной, что случается далеко не всегда. В любом случае лучше уложится в указанный срок и не испытывать судьбу.
Особенности приобретения жилья
Квартиру по программе можно приобрести как в еще строящемся доме, так и в уже сданном в эксплуатацию. В первом случае вам потребуется заключить предварительный договор о приобретении жилья со строительной компанией. После нужные документы передаются в банк, что позволяет отстрочить оплату, даже если дата сдачи объекта и время действия сертификата не совпадают.
Для уже готовой квартиры все немного проще. Нужно будет лишь открыть счет в банке, а после заключения договора покупки и регистрации права собственности - предоставить финансовой организации необходимые документы. Важным моментом, который обязательно стоит учесть, является готовность текущего владельца недвижимости ожидать перечисления средств на собственные реквизиты до 10 дней, ведь отправителем денег изначально будет казначейство.
Основные за и против
Оформление сертификата военным на покупку жилья - достаточно неплохой вариант использования субсидии, но и он имеет как плюсы, так и минусы. К первым, безусловно, относится сама возможность безвозмездно получить квартиру для всей семьи с учетом ее состава. Также, в отличии от ипотеки, платеж будет единоразовым. Наконец, если вы бы хотели выбрать для себя более комфортную недвижимость, есть возможность добавить собственные средства к уже предоставляемой сумме.
К сожалению, недостатков у сертификатов тоже не мало. Во-первых, требуется достаточно большой срок службы, что делает его недоступным для многих военных. Кроме того, значительные неудобства в данном вопросе вызваны небольшим сроком реализации документа. Очень часто возникают трудности, чтобы в указанный период оформить все необходимые бумаги и подыскать хорошее жилье. На этом негативные моменты, к сожалению, не заканчиваются. Сертификат предполагает лишь расчет в безналичной форме, поэтому его никак нельзя перевести в реальные денежные средства. Более того, цифра, которая указывается в бумаге, зачастую мала для получения хорошей квартиры. Соответственно, вам нужно будет дополнительно приготовить еще определенный объем финансовых средств.
Актуальность статьи: март 2019 г.
Человек редко бывает доволен своими жилищными условиями. В России существуют различные категории населения, испытывающие явные сложности с жильем и вынужденные снимать квартиры (или комнаты), не имея собственных средств на приобретение дома или квартиры.
Государство выполняет свои обязательства по обеспечению граждан жильем с помощью жилищного сертификата .
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !
Покупка квартиры по жилищному сертификату
Жилищный сертификат — это свидетельство, которое выдается уполномоченными на то специализированными государственными органами и подтверждает право гражданина на получение специальной социальной выплаты за счет средств из федерального бюджета.
Сертификат можно назвать облигацией особого вида , которая будет подтверждать право ее владельца на приобретение жилья в имеющемся жилом фонде.
Сертификаты выдаются конкретному человеку и являются именными, передать другим лицам его нельзя . Это будет считаться фактом мошенничества.
Получить такую социальную гарантию можно только один раз и на покупку только готового жилья . Вложить его в уже построенный, но еще не сданный дом нельзя. Повторное получение сертификата на жилье одним и тем же лицом на законодательном уровне запрещено.
Сертификат можно использовать в качестве первоначального взноса (если удастся найти банк, который готов выдать ипотечный кредит на уже отстроенное жилье).
Для получения гарантии в виде такой субсидии (причем субсидии безвозмездной) от государства необходимо будет обратиться в местные (или федеральные) органы исполнительной власти и заявить о своем желании принять участие в Федеральной программе.
Какие документы нужны?
Категории, которые могут рассчитывать на участие в федеральной программе достаточно разнообразны и перечень документов, которые надо будет предоставить отличается. Однако есть список, который необходимо подготовить всем категориям и уже к нему будут прилагаться дополнительные документы:
- Заявление на участие в федеральной программе на получение субсидии .
- Справка, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий .
- Паспорт гражданина Российской Федерации (или иной документ, который будет удостоверять личность самого заявителя).
- Если заявитель военнослужащий необходимо предоставить документ, подтверждающий освобождение жилья, которое было выделено по последнему месту службы . Пока такой документ предоставлен не будет, на получение облигации можно не рассчитывать.
- Выписка из домовой книги по предыдущему месту регистрации (которая подтвердит необходимость улучшения существующих жилищных условий).
- Копия финансового лицевого счета по месту жительства, где заявитель был зарегистрирован ранее .
- Документы, которые будут подтверждать родство заявителя с каждым конкретным человеком, которого (или которых) он указал членами своей семьи .
Если вы хотите узнать, о государственной программе доступное жилье для молодых семей, советуем вам прочитать .
Кому выдается?
Принять участие в программе могут лица, отвечающие перечню требований, определенных в действующем законодательстве.
К таким требованиям относятся:
- Признание заявителя лицом без определенного места жительства (это означает полное отсутствие какого-либо жилого помещения, пригодного для постоянного в нем проживания).
- Использование для жилья помещений, выделенных в общежитиях или иных служебных помещениях при отсутствии своего собственного жилья.
- Съём, то есть поднайм (или коммерческий найм) квартиры, дома или комнаты.
Если кто-то из членов семьи заявителя на момент подачи заявления занимается строительством своего жилого дома или уже получил субсидию от государства по различным программам, то сам заявитель автоматически из программы исключается.
Государственные жилищные сертификаты выдаются:
- УВ — военнослужащим, сотрудникам МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС (вместе с членами семей );
- ГУ — гражданам, уволенным с военной службы и получающим сертификат в субъектах России ;
- БК — переселяемым из Байконура . Постоянным работникам комплекса «Байконур», а также тем, кого с этой территории необходимо расселить для обеспечения их безопасности.
- ПС — гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и имеющим общий трудовой стаж в этих регионах не менее 15 лет.
- В — вдовам военнослужащих, погибших во время службы в Вооруженных силах .
- МУ — молодым ученым .
- ВП — вынужденным переселенцам , в том числе и из других государств, получившим гражданство Российской Федерации.
- МЧ — гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС .
- А — гражданам, лишившимся жилья в результате каких-либо стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций .
Как получить жилищный сертификат?
Если при подаче всех необходимых документов государственные органы приняли решение в пользу заявителя о включении его в программу и выдали соответствующие документы, подтверждающие его право на получение жилья, необходимо переходить к следующему этапу, а именно к реализации сертификата.
Сертификат надо реализовать за достаточно короткий срок – не более девяти месяцев с момента его выдачи (именно столько действует сертификат) .
После получения сертификата гражданин должен открыть целевой счет в уполномоченном банке в течение 2 месяцев, деньги на руки заявителю не выдаются.
После открытия счета наступает период поиска подходящего жилья, на него следует потратить не более пяти месяцев, чтобы уложиться в срок действия облигации .
Построенные, но еще не сданные дома рассматривать в качестве жилья нельзя, так как по действующим на сегодняшний день правилам потратить сумму субсидии можно только на готовое, то есть уже сданное и прошедшее всю процедуру государственной регистрации, жилье.
Стоимость жилищного сертификата рассчитывается исходя из социальной нормы жилой площади и среднерыночной стоимости 1 м² жилья на территории субъекта Федерации, где выдается сертификат.
Установленная социальная норма жилья на сегодняшний день составляет:
- На семью из 1 человека — 33 м² ;
- Из 2-х человек – 42 м² ;
- На семью из 3-х человек и более – 18 м² на одного члена семьи .
Когда жилье подобрано необходимо зарегистрировать договор покупки недвижимости в соответствующих органах, регистрирующих возникновение права собственности на тот или иной объект недвижимости.
Возможно Вас заинтересует статья о том, как расторгнуть договор купли продажи недвижимости после регистрации, прочитать об этом можно .
Не каждый продавец может согласится, что деньги от продажи квартиры он получит не сразу, а лишь через некоторое время после государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
После того, как договор прошел соответствующую процедуру регистрации и собственники получили свои свидетельства, заявитель со всеми полученными свидетельствами обращается в банк, где эти документы предъявляются .
По итогам регистрации полученная жилплощадь оформляется на всех зарегистрированных членов семьи, которых заявитель указал при подаче документов на участие в программе с выдачей каждому свидетельства о праве собственности на их долю.
Банк, получив доказательства приобретения в законную собственность выбранного жилья, обращается в Федеральное Казначейство (так как счет находится в заблокированном состоянии и разблокировать его может только этот орган) и в течение десяти дней происходит оплата приобретенного жилья .
В случае, если размер полученной субсидии будет меньше, чем стоимость жилплощади, то в тексте договора необходимо (и это обязательное условие) указать, в каком порядке недостающая часть будет погашена и в течение какого срока.
Предлагаем вам скачать образец именного государственного жилищного сертификата: Скачать бланк .
Сертификаты для военнослужащих
Военнослужащий встает в очередь на квартиру только после трех лет службы .
Военнослужащие и приравненные к ним лица могут обратиться за сертификатом за год до увольнения со службы , если такое увольнение происходит по причине достижения человеком предельного возраста, до которого можно нести службу и только в том случае, если общий стаж (в пересчете на календарный режим исчисления) составит десять лет .
Для участия в программе и получения жилищного сертификата требуется подать рапорт . Рапорт является основанием для включения в список на получение жилищного сертификата, очередь формируется командиром совместно с жилищной комиссией части по последнему месту службы.
Чем раньше будет написан рапорт на получение жилищного сертификата, тем быстрее дойдет очередь на его получение.
В рапорте необходимо указать место будущего проживания . Военнослужащие имеют право выбрать для постоянного проживания любой субъект Российской Федерации. Уволенные с военной службы, получатели сертификатов имеют право приобрести жилье только в том субъекте РФ, где стоят на учете на улучшение жилищных условий.
Документы, которые необходимо предоставить военнослужащим для участия в программе ГЖС:
- Рапорт ;
- Сведения о военнослужащем и членах его семьи ;
- Справка из войсковой части о составе семьи ;
- Справка из войсковой части о выслуги лет (календарная) ;
- Справка о сроке увольнения в запас (согласно какой директивы);
- Справка об отсутствии бронированного жилья за всеми совершеннолетними членами семьи ;
- Справка об отсутствии ссуды ;
- Справка о сдаче жилья с прежнего места службы ;
- Справка об отсутствии приватизированного жилья для всех членов семьи ;
- Копия финансового лицевого счета ;
- Гарантийное обязательство об освобождении жилья (подписанное всеми членами семьи) при получении сертификата;
- Копии свидетельств о браке, рождении (на несовершеннолетних детей);
- Справка с места учебы — институт, училище ;
- Паспорта всех совершеннолетних членов семьи ;
- Адресная справка из отдела кадров ;
- Выписка из протокола заседания жилищной комиссии в/ч .
С 2016 года военнослужащие смогут получить жилье только по программе военной ипотеки.
В Москве есть микрорайон, который построили специально для военнослужащих. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.
Жилищный сертификат, внедряемый с 1998 г, стал для российских военнослужащих буквально спасением. И многие предпочитали и предпочитают получать именно его. Ведь этот документ прост в оформлении, требует минимального пакета документов и выгоден в смысле суммы субсидии.
Оглавление:Есть ли альтернативы жилищному сертификату?
Закон «О статусе военнослужащих» предлагает офицерам и другим категориям военных получить жилье за счет государственного бюджета. А для этого пройти следующую процедуру:
- Встать в очередь.
- Оформить ипотеку.
- Получить Жилищный сертификат.
Причем право на последний предоставляется военнослужащим лишь в течение отведенного законом времени.
Правила участие в государственной программе
Именно Свидетельство (коим по сути и является Жилищный сертификат) обеспечивает военным российской армии получение субсидии для приобретения недвижимости. И все нюансы, связанные с этим процессом, определяются соответствующим правительственным Постановлением.
Так, например, определено, что в этой государственной программе военнослужащие участвуют добровольно, а деньги им предоставляются государством на безвозмездной основе. Или, если супруги оба военнослужащие, то на семью им может быть предоставлен лишь один Жилищный сертификат.
В именном Свидетельстве указываются:
- личные данные плюс реквизиты обладателя;
- точная сумма социальной помощи;
- тип приобретаемого жилья и его категория.
Важно: если военный только готовится к увольнению в запас, то по Сертификату он может выбрать жилье в любом российском регионе. Когда же военнослужащий уже находится в запасе и ему выдается такой документ, жилье он вправе выбирать лишь в регионе выдачи именного Свидетельства.
В каких случаях и кто имеет право на жилищный сертификат?
Получить по закону Жилищный сертификат могут следующие категории служащих российской армии:
Необходимый пакет документации для получения сертификата
Чтобы поучаствовать в государственной программе и получить безвозмездно именное Свидетельство на приобретение недвижимости, военнослужащий российской армии должен подать соответствующий рапорт и собрать требуемый пакет документов:
- Справку, подтверждающую срок службы.
- Копию лицевого счета.
- Выписку из домовой книги.
- Документ, подтверждающий постановку соискателя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
- Выписку из служебного приказа об увольнении.
- Подтверждающий документ о праве на дополнительную жилплощадь.
- Копии банковского счета, увольнительной выписки.
Если оформление Сертификата будет производить Администрация муниципального образования, туда потребуется предоставить дополнительные документы:
- заявление;
- справку о составе семьи;
- справку о сроке службы (из военкомата);
- подтверждающие бумаги о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- письменное согласие на исключение из очереди (уже при получении Свидетельства).
При выселении служащего из военного городка или со служебной площади, ему необходимо будет собрать следующий документальный пакет:
- Соответствующее заявление.
- Справки о выселении, о сдаче предыдущего жилья и о текущих жилищных условиях.
- Документы, удостоверяющие личности взрослых членов семьи военнослужащего.
- Выписку из домовой книги.
- И копию лицевого счета.
Важно: копии предоставляемых документов должны быть заверены у нотариуса, а сдавать их нужно, имея на руках оригиналы для сверки.
Решение организационных вопросов при постановке на учет
После передачи документов и проведения проверки заинтересованные лица уведомляются письменно о принятом решении. Сроки для принятия такого решения устанавливаются решающим же органом.
Если все благополучно, заявляющее лицо ставится на учет (с заведением соответствующего дела). Жилищный сертификат может быть выдан уже на следующий год, если необходимые документы подавались в год текущий, с 1 января по 1 июля . Тогда у проверяющего органа есть возможность подать данные на заявителя для включения его в окончательные списки до 1 сентября.
Возможные причины отказа в выдаче сертификата
Нужно быть готовым к тому, что решение о выдаче именного жилищного Свидетельства военнослужащему может быть не положительным. Отказать могут по следующим причинам:
- претендент ранее участвовал в программе;
- собран неполный документальный пакет;
- указаны недостоверные сведения в бумагах;
- заявитель является собственником благоустроенного жилья;
- очевидна попытка улучшить жилищные условия после размена жилплощади, приобретенной на средства из госбюджета.
Важно: если какие-то из указанных выше нарушений устранимы, заявку можно подать снова после ликвидации противоречий.
Фактический размер выплаты по жилищному сертификату
Главным фактором, влияющим на размер субсидии по Жилищному сертификату, является средняя стоимость недвижимости. Поэтому, чтобы выполнить правильные расчеты, нужно достоверно знать следующее:
- Нормативы жилплощади (это 33 кв м для одиноких и 42 кв на семью из двух человек, а каждому из членов семьи от 3-х человек - по 18 кв м).
- Цены на кв м жилья в конкретном регионе.
Важно: по российскому законодательству военнослужащему может быть дано дополнительно 15 кв м, если речь идет об инвалидах и других категориях лиц, отмеченных в ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако несколько поводов для получения такого дополнительного метража не могут быть суммированы.
Открытие счета в банке и заключение договора купли-продажи
Через 2 месяца непосредственно после получения Жилищного сертификата его обладатель обязан открыть именной счет в одном из банков, участвующих в соответствующей государственной программе. Ведь средства на приобретение недвижимости могут быть перечислены только безналично.
Если по объективным причинам обладатель именного Свидетельства не может открыть счет в установленный срок, то после заявления с объяснением причин соответствующие органы могут принять решение о выдаче Сертификата повторно.
На заключение договора купли-продажи недвижимости с участием Жилищного сертификата военнослужащего и государственную регистрацию сделки законодательством отводится 9 месяцев. И нужно строго соблюдать некоторые правила:
- Приобретаемая квартира может быть выбрана, как на первичном, так и на вторичном рынках. Однако в строго определенном регионе.
- Программой не предусмотрена покупка жилья, находящегося в стадии незавершенного строительства.
- Жилье военнослужащего, приобретенное по именному Свидетельству, будет считаться долевой собственностью всех членов его семьи.
Важно: собранная документация предоставляется и в банковское учреждение для трехдневной проверки. При принятии положительного решения в казначейство дается указание о перечислении денег на счет военного. На это уйдет 5 рабочих дней, а потом можно рассчитываться за жилье.
Возможные причины продления договора с банковской организацией
Договор между банком и военнослужащим российской армии может быть продлен автоматически, если:
- банк принял документы, но оплату произвел несвоевременно;
- обладатель Сертификата представил уведомление с указанием даты завершения сделки (это когда оформление не успели совершить в установленный срок);
- нужная документация военнослужащим была представлена в срок не позднее 2-х дней с даты, указанной в расписке.
Важно: бывают случаи, когда обладатель именного Свидетельства умирает, еще ничего не оформив. Тогда ближайшие родственники его могут потребовать замены выданного документа. Только нужно будет указать в соответствующем заявлении, что именной банковский счет закрыт, а деньги на него так и не поступали.
Афонина А.В., юрист в сфере недвижимости.
Понятие государственного жилищного сертификата
Формирование системы обеспечения военнослужащих жильем с применением государственных жилищных сертификатов началось с 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". В результате серьезных изменений, внесенных в порядок выпуска и реализации указанных сертификатов, она претерпела значительное развитие и окончательно сложилась в 2003 г. в виде подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Государственный жилищный сертификат представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина - участника подпрограммы на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. При этом он не является ценной бумагой.
То есть указанный сертификат по своей сути представляет собой документ, подтверждающий право его владельца на получение от государства безвозмездной финансовой помощи на покупку (строительство) жилья в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.
Сертификат имеет ограниченный срок действия, который составляет в отношении владельца сертификата для представления его в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы, 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов, подтверждающих факт приобретения жилья, 9 месяцев. Этот срок исчисляется с даты его выдачи, которая указывается в сертификате в день подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
Участники подпрограммы
В качестве участников подпрограммы могут выступать (согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) следующие категории граждан РФ:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;
в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.
Из числа граждан - участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
При этом основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что не могут быть признаны участниками подпрограммы военнослужащие при наличии следующих факторов:
- если у них в собственности имеется индивидуальный жилой дом (квартира);
- если за ними забронировано жилое помещение (благоустроенное и соответствующее установленным нормам);
- если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
- если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, то есть имеется намеренное ухудшение жилищных условий.
По своей сути предоставление субсидии по государственному жилищному сертификату является финансовой поддержкой государства военнослужащих в целях приобретения ими жилого помещения.
Мнение Конституционного Суда РФ
5 апреля 2007 г. N 5-П Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление "По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (эти Правила утратили силу).
Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.
Пункт 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" ограничил обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы уже после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
По мнению заявителей, указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.
В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Тем самым оно умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище.
Один из заявителей отказался от оформления документов на получение после увольнения с военной службы государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что размер соответствующей денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства.
По результатам рассмотрения жалобы п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ограничивающие права уволенных в запас военнослужащих на получение квартир, признаны противоречащими Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что право на получение жилья военнослужащими, уволившимися до 1 января 2005 года, не должно ограничиваться только получением государственного жилищного сертификата, в отличие от тех, кто уволился после этой даты.
Конституционный Суд РФ сделал вывод, что согласно ФЗ "О статусе военнослужащих" приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года, - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.
Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.
Но при этом федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.
Порядок получения государственного жилищного сертификата военнослужащим
Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых.
Первый этап получения жилищных сертификатов. Для того чтобы стать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, указанные граждане должны подать заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. К рапорту необходимо приложить следующие документы:
справка об общей продолжительности военной службы (службы);
выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).
В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, военнослужащий должен в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.
Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Но при этом те граждане - участники подпрограммы, кто имеет право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва лиц, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь (наличие каких условий должно присутствовать - об этом говорилось ранее).
Списки потенциальных владельцев сертификатов проходят многочисленные длительные согласования, по ним рассчитывается объем возможного финансирования.
При получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.
Для получения сертификата военнослужащий - участник подпрограммы представляет в КЭЧ района (ОМИС) документы согласно следующему перечню:
а) заявление (рапорт) по форме;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);
ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.
Приобретение жилья военнослужащим - владельцем сертификата
Участник подпрограммы, имея на руках государственный жилищный сертификат, может приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.
Имея на руках государственный жилищный сертификат, нужно знать, что приобрести жилье с использованием предоставляемой государством субсидии можно только в том субъекте РФ, который указан в данной документе. Так, например, право на приобретение жилья в Московской области не предполагает возможность приобретения его непосредственно в городе Москва.
Как известно, цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. Для этого необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения, оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения ипотечного кредита.
При этом нужно уложиться в срок действия сертификата.
Самое сложное в этом процессе - найти жилье необходимой площади на определенную в сертификате сумму денег.
Если повезет и уже можно определиться с вариантом приобретения жилья, нужно проверить правоустанавливающие документы на продаваемый объект недвижимости, а затем заключить договор с продавцом жилья.
Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатов, являются указание реквизитов сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.
Как уже было сказано ранее, приобрести можно жилье как готовое, так и на этапе строительства. Это право предусмотрено п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. То есть у военнослужащего - участника подпрограммы имеется право на приобретение имущественных прав на жилое помещение на первичном рынке недвижимости. И это право, с одной стороны, ничем в данном случае не ограничено. Но нужно обратить внимание на следующее.
Проблема состоит в том, что существуют сроки предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в пределах срока действия договора банковского счета.
В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда это наиболее выгодно, так как ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) практически невозможна.
Ведь продолжительность срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата составляет только 9 месяцев. А это существенно меньше срока осуществления и окончания строительства, а затем дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.
Хотя теоретически купить квартиру в новостройке возможно. Допустим, речь может идти о приобретении квартиры в сдающемся или уже сданном доме на этапе окончания строительства или сдачи его в эксплуатацию. Но даже при этом необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто - немалый). А банк перечисляет деньги только при наличии государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилье и в пределах ограниченных сроков.
То есть в соответствии с требованиями подпрограммы военнослужащие технически не смогут принять участие в долевом строительстве дома, особенно на этапе начала строительства, с оплатой денежными средствами, полученными по государственному жилищному сертификату.
Таким образом, с помощью государственных жилищных сертификатов можно приобрести то жилье, которое можно оформить в собственность в достаточно короткие сроки, уложившись при этом в период действия сертификата. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на получение субсидии.
Порядок получения субсидии
Итак, участнику подпрограммы (в настоящем случае военнослужащему) выдали государственный жилищный сертификат.
Как уже было сказано ранее, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи (она указывается в сертификате) и составляет:
- в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), - 2 месяца,
- в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов (а именно договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение) - 9 месяцев,
- в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) - 6 месяцев.
То есть владелец государственного жилищного сертификата должен в течение 2 месяцев с момента его получения обратиться в банк для открытия банковского счета и заключения соответствующего договора либо по месту приобретения жилья, либо по месту пребывания владельца сертификата. Причем обратиться нужно не в любой банк, а только участвующий в реализации данной подпрограммы.
Это условие является обязательным для исполнения. Таким образом, не позднее двух месяцев с момента выдачи сертификата его нужно передать в наделенный соответствующими полномочиями банк. Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.
Правовым последствием пропуска двухмесячного срока предъявления в банк является необходимость обращения в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.
Затем кредитное учреждение должно открыть специальный счет, на который в будущем из бюджета будет переведена указанная в сертификате сумма. Но для этого перевода необходимо наступление определенных условий.
Открытый в банке на основании предоставленного сертификата счет является блокированным, и воспользоваться им до момента предоставления в банк необходимых документов будет невозможно.
При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета.
Распорядитель счета (владелец сертификата) до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляются за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.
Участник программы (владелец сертификата) за период его действия должен найти подходящее жилье, успеть заключить договор купли-продажи и зарегистрировать его в органах государственной регистрации. При этом оригиналы договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) передаются в банк и хранятся там до перечисления средств участнику подпрограммы (он же распорядитель счета), указанному в договоре на жилое помещение, или до принятия решения об отказе от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.
Только при наличии этих подтверждающих данный факт документов банк переведет сумму, предоставленную по сертификату, на счет продавца жилья.
Банк в течение 3 рабочих дней с даты получения указанных ранее документов осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты. Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера субсидии, указанного в сертификате.
В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.
Только если данные документы будут представлены в банк, будут одобрены им и приняты для дальнейшей оплаты, обязательства участника подпрограммы по оплате стоимости уже приобретенной им квартиры будут выполнены.
Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.
После получения банком документов на приобретение жилья он должен принять решение о перечислении субсидии либо об отказе в ее перечислении.
Принятое решение банка об отказе в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты выдается распорядителю счета в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Если банк принимает решение о приеме договора на жилое помещение для оплаты, он в течение 1 рабочего дня направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.
Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.
Основанием для отказа в перечислении субсидии является несоответствие данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. В данном случае перечисление средств субсидии не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк.
Если указанные сведения соответствуют друг другу, государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.
Аналогичную проверку осуществляет территориальный орган Федерального казначейства. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату государственному заказчику подпрограммы без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы.
Таким образом, оплата денежных средств по государственному жилищному сертификату производится Главным финансовым управлением Министерства обороны РФ в банк лишь после того, как владельцем сертификата куплено жилье, на него получено свидетельство о собственности, затем эти документы одобрены банком и направлены государственному заказчику (четыре дня), государственный заказчик, в свою очередь, проверяет полученные сведения в течение 5 дней, и лишь после этого направляет в территориальный орган Федерального казначейства для дальнейшей оплаты.
Субсидия считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение.
То есть когда владельцем сертификата предоставляется документально обоснованное подтверждение факта приобретения жилья в собственность (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на нее), банк перечисляет денежные средства (субсидию) на счет продавца. С этого момента обязательства государства по обеспечению участника подпрограммы жильем является выполненной.
Определение размера субсидии
Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (норматив). Он определяется по каждому субъекту РФ, что позволяет учитывать состояние рынка жилья.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.
В настоящее время полномочия по определению указанного норматива принадлежат Министерству регионального развития РФ.
На первое полугодие 2007 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 18 декабря 2006 г. N 149 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2007 года" были утверждены:
- норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 17460 рублей;
- средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ.
Интересно, что по данным Росстроя, только в 31 из 86 субъектов РФ показатель рыночной стоимости кв. метра жилья, рассчитанный на 1-е полугодие 2007 года, превышает показатель норматива стоимости кв. метра жилья по РФ.
Кроме средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии используется социальная норма общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности, количества членов семьи гражданина - участника подпрограммы.
Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:
для семьи численностью 1 человек - 33 кв. метра;
для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;
для семьи численностью 3 и более человек - n x 18 кв. метров, где n - число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Как уже сказано ранее, размер стоимости одного квадратного метра общей площади для каждого региона свой. Но, как показывает практика, этот показатель реально ниже рыночной цены на жилье в соответствующем регионе.
В этом и состоит основная проблема, ведь ставка стоимости жилищного сертификата не успевает за ростом цен на недвижимость. При этом государство не может угнаться за ростом цен на недвижимость по объективным условиям.
Кроме того, средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании региональных данных, а выдача сертификатов возложена на власти субъектов Федерации. Как считает большинство участников подпрограммы, чтобы получить жилье с использованием субсидии по сертификату, все равно приходится доплачивать.
Варианты использования субсидии по государственным жилищным сертификатам
На первый взгляд наиболее простой способ реализовать государственный жилищный сертификат военнослужащего состоит в приобретении жилья с помощью субсидии, которая будет перечислена в качестве оплаты продавцу недвижимости. При этом заинтересовать продавца можно тем, что гарантом оплаты является банк.
Но неуклонно растущие цены на недвижимость осложняют выбор военнослужащего, и так ограниченный необходимостью подбора такого жилья, в котором и площадь, и стоимость, и местоположение должны соответствовать указанным в сертификате требованиям.
Важно, что за рамки выделенной и зафиксированной в сертификате суммы выходить нельзя, если вы не планируете добавлять собственные средства или брать ипотечный кредит.
То есть, допустим, и применим на практике вариант с привлечением собственных средств участника подпрограммы. Но этот вариант хорош только при имеющихся финансовых возможностях военнослужащего.
Поэтому система государственных жилищных сертификатов в чистом виде часто становится неэффективной.
Но, с другой стороны, ждать, когда размер выплат по сертификатам будет соотнесен с рыночной стоимостью жилья, нельзя. Ведь рост цен на недвижимость может приостановиться, только когда спрос на жилье хотя бы снизится.
Так как средств, предоставляемых государством по жилищным сертификатам, недостаточно для приобретения жилья, у участника программы есть следующие варианты действий:
- приобретать жилье меньшей площади,
- использовать собственные накопления,
- попытаться получить ипотечный кредит.
Традиционно считается, что одним из вариантов применения субсидии является ее использование в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Для этого военнослужащие - участники подпрограммы могут взять ипотечный кредит, а сертификат использовать в качестве платежа по первоначальному взносу. Такую возможность с этого года предоставляют участвующие в программе банки. Залогодержателем по данному залогу (ипотеке) будет являться банк или иная кредитная организация либо юридическое лицо, предоставившее целевой заем на приобретение квартиры.
В результате этого приобретаемая квартира будет в залоге у банка, но заложенное имущество (приобретаемое жилье) остается во владении залогодателя (военнослужащего). При этом за пользование выданным кредитом банку выплачиваются установленные в кредитном договоре проценты, а также возвращаются заемные средства.
Недвижимость (квартира), приобретенная в кредит, остается в залоге (ипотеке) у банка до полного погашения кредита, хотя формально собственником жилья будет являться военнослужащий.
Необходимо обратить внимание на то, что ипотека жилых домов и квартир имеет ряд особенностей:
- не допускается ипотека индивидуальных и многоквартирных жилых домов и квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних граждан, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, осуществляется в отдельном порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Таким образом, для получения ипотечного кредита в банке военнослужащему не нужно будет иметь накопления и вносить первый взнос в размере, установленном банком для иных физических лиц. А традиционно считается, что именно эта обязанность внести первоначальный взнос, а также его размер - 20 - 30% от стоимости приобретаемого жилья - становятся основным препятствием при получении жилищного кредита.
Военнослужащий как участник подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" может использовать имеющийся у него сертификат не только в качестве первого, но и при имеющейся финансовой возможности последующих взносов.
Это предусмотрено п. 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В случае приобретения распорядителем счета (владельцем сертификата) жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством РФ порядке.
При использовании одновременно жилищного сертификата, собственных средств и ипотечного кредита можно, например, улучшить качество жилья или оплатить увеличение площади.
Но в идеале подпрограмма, регулирующая порядок обеспечения жильем военнослужащих с помощью жилищных сертификатов, рассчитана на то, что государство сможет предоставить военнослужащему денежные средства в виде соответствующей субсидии именно в том размере, который позволит ему в дальнейшем самостоятельно решить свою жилищную проблему. А его материальная обеспеченность или возможность использования собственных ресурсов не должны иметь значения.