Какие дела рассматривает административный суд. Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Общие положения
1. Что можно
обжаловать?
Исходя из ст.30.1 ,
30.9 ,
30.10 ,
30.12
КоАП РФ можно обжаловать:
1) Постановления по делу
об административном правонарушении, не вступившие в законную
силу;
2) Постановления по делу
об административном правонарушении, вступившие в законную силу;
3) Последующие решения по
жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении;
4) Определение об отказе
в возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Кто имеет право на
обжалование постановления по делам об административном
правонарушении, не вступившего в законную силу?
Правом на обжалование
обладают лица, указанные в ст.30.1
КоАП РФ , а именно:
1) Лицо, в отношении
которого ведется производство по делу об административном
правонарушении (ст.25.1
КоАП РФ);
2) Потерпевший (ст.25.2
КоАП РФ);
3) Законные представители
физического лица и юридического лица (ст.25.3 -25.4
КоАП РФ);
4) Защитник и
представитель (ст.25.5
КоАП РФ);
5) Уполномоченный при
Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1
КоАП РФ).
2.1. Обладает ли
прокурор правом принесения протеста на постановление по делам об
административном правонарушении (ПДАП)?
Да, в соответствии со
ст.30.10
КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:
1) Не вступившее или
вступившие в законную силу постановление по делу об
административном правонарушении;
2) И (или) последующие
решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление
2.2. Обладает ли лицо,
уполномоченное законом составлять протокол об административном
правонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП),
вынесенного судьей?
Да, согласно ч.1.1
ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенное
судьей, в вышестоящий суд. Но это право касается только
постановлений, не вступивших в законную силу. Если постановление
уже вступило в законную силу, то подобное право у такого лица
отсутствует (ст.30.12
КоАП РФ).
3. Куда обжалуются
постановления по делам об административном правонарушении, не
вступившие в законную силу?
Все зависит от лица или
органа, которым вынесено постановление (ст.30.1
КоАП РФ):
Судьей - в вышестоящий
суд (например, мировой судья вынес постановление, обжалование
осуществляется в районный суд);
Коллегиальным органом - в
районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
Должностным лицом -
вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо в
районный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие - в
гарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставлено
право выбора, куда подавать жалобу.
Постановление (ПДАП),
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту
рассмотрения дела;
Внимание! Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2 ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом. |
3.1. Когда дело об
оспаривании решения административного органа подведомственно
арбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?
Постановление по делу об
административном правонарушении, связанном с осуществлением
предпринимательской или иной экономической деятельности
юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, обжалуется в
арбитражный суд
в соответствии с арбитражным процессуальным
законодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25
АПК РФ . К сожалению, на практике нет четкого понимания, какие
все-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общей
юрисдикции.
Частично ответ на вопрос
о том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, дан
в п.33
Постановления ВС РФ N 5 , а также в ответе на вопрос 10 Раздела
VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1
(2014).
В
суд общей юрисдикции
обжалуются постановления и решения по
делам об административном правонарушении, если объективная сторона
правонарушения направлена на нарушение или невыполнение норм
законодательства в сфере:
а)
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) в области охраны
окружающей среды и природопользования;
в) безопасности дорожного
движения;
г) пожарной
безопасности;
д) законодательства о
труде и охране труда.
Судебная практика Наличие статуса юридического лица само по себе не дает оснований
для безусловного отнесения спора к подведомственности арбитражного
суда (Постановление Арбитражного суда
Северо-Западного округа от 08.11.2016 |
4. В какой срок
обжалуется не вступившие в законную силу постановление
(ПДАП)?
Согласно ч.1
ст.30.3 КоАП РФ , по общему правилу, срок на обжалование -
десять суток со дня вручения или получения копии постановления.
Аналогичный срок закреплен и в ч.2
ст.208 АПК РФ .
Для дел, указанных в
ч.3
ст.30.3 КоАП РФ , (связаны с избирательным процессом) - пять
дней со дня вручения или получения копии постановления.
Важно! Пропуск установленного законом срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности либо отказ в его восстановлении является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и об отмене постановления административного органа (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.02.2015 N Ф01-6271/2014 по делу N А39-1552/2014) или жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. |
Внимание! В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогии положения п.1 ст.165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение о том, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, уклонение от получения корреспонденции или халатное отношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому, что постановление по делу об административном правонарушении суд посчитает врученным привлеченному к ответственности лицу в установленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу N А19-619/2015) |
5. Может ли быть
восстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?
Да, такой срок согласно
ч.2
ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица,
подавшего жалобу.
Такое ходатайство может
как содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельного
документа, как следует из смысла ч.2
ст.30.3 КоАП РФ .
В
ходатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должно
содержаться:
а) указание на причины,
которые послужили причиной пропуска срока;
б) просьба восстановить
срок.
Ходатайство
рассматривается судьей или должностным лицом, правомочным
рассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядке
гл.30
КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подает
ходатайство.
Судебная практика Рассмотрение ходатайства в отсутствии заявителя, который не был надлежащим образом извещен о рассмотрении ходатайства, будет расценено как существенное нарушение процессуальных прав заявителя и повлечет за собой отмену определения об отказе в восстановлении срока (см., например, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2016 N 4а-1461/2016 по делу N 12-565/2016) |
Об отклонении ходатайства
о восстановлении срока обжалования постановления по делу об
административном правонарушении выносится определение (ч.4
ст.30.3 КоАП РФ).
Возникает вопрос: можно
ли обжаловать определение суда о восстановлении пропущенного срока?
Данное определение не создает препятствий для движения дела, не
лишает заинтересованных лиц права на обжалование принятого по делу
судебного акта, потому, если иное не предусмотрено законом, не
подлежит обжалованию. В частности, такая позиция встречается в
системе арбитражных судов. Например, АС округа отметил, что
выраженное в соответствующем судебном акте определение суда о
восстановлении процессуального срока обжалованию не подлежит
(Постановление ФАС Северо-Западного
округа от 13.02.2012 по делу N А56-24343/2011).
6. Какие причины могут
посчитать уважительными для восстановления срока подачи жалобы на
постановление (ПДАП), а какие нет?
Судья или должностное
лицо, правомочное рассматривать жалобу, оценивает уважительность
причины пропуска, исходя из обстоятельств пропуска и длительности
пропуска (срока пропуска), а также насколько причина пропуска
препятствовала обжалованию постановления. Как правило, такими
причинами могут стать процессуальные нарушения извещения лица о
рассмотрении дела и вынесении постановления, недоставка
корреспонденции по вине организации связи, тяжелая болезнь или
длительная командировка гражданина или ИП и т.п. Наиболее трудно
восстановить срок для обжалования юридическим лицам.
Что касается перечня
причин, то такого исчерпывающего перечня нет из-за многообразия
ситуаций на практике.
Например, суды не
признали
уважительными причинами пропуска:
-
кадровые перестановки в организации (Постановление Арбитражного суда
Северо-Западного округа от 22.03.2016 N Ф07-405/2016 по делу N
А21-3432/2015);
-
получение корреспонденции работником, а не руководителем
организации (Постановление
Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.12.2014 N
Ф02-4844/2014 по делу N А19-19571/2013);
-
отсутствие организации по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ
(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
24.08.2016 N 13АП-16064/2016 по делу N А56-8153/2016);
-
нахождение ответственного за обжалование лица на "больничном"
(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
12.07.2016 N 13АП-10112/2016 по делу N А21-9235/2015);
-
болезнь, если она не лишает возможности обжаловать постановление и
лицо было уведомлено надлежащим образом о вынесении постановления
по делу (Определение Московского городского суда от 24.11.2016 по
делу N 7-14657/2016);
-
первоначальное обращение с жалобой к вышестоящему лицу или в
вышестоящий орган, поскольку такое обращение не препятствует
одновременному обращению с жалобой в суд (Определение Московского
городского суда от 16.11.2016 по делу N 7-14492/2016);
-
смена места жительства, если соответствующие органы, участвующие в
рассмотрении дела, не были уведомлены о смене адреса (Решение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 N
1-ААД16-1).
Суды посчитали причины
уважительными:
-
незначительное время пропуска (два дня) (Постановление Третьего
арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N
А33-2698/2010). Между тем это скорее исключение, чем правило;
-
судья, установив, что жалоба неподведомственна для рассмотрения
данным судом, вопреки требованиям ч.4
ст.30.2 КоАП РФ возвратил жалобу заявителю, из-за чего срок был
пропущен (Постановление Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N
5-АД16-49);
-
отсутствуют доказательства вручения копии постановления законному
представителю юридического лица либо получения его по почте
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2010 по делу
N А15-390/2010);
-
суд общей юрисдикции принял решение по делу, которое в дальнейшем
было отменено в связи с неподведомственностью спора СОЮ (Решение АС
г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2011 по делу N
А56-24343/2011, оставлено в силе Постановлением Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011, Постановлением ФАС
Северо-Западного округа от 13.02.2012);
-
ошибка в исчислении срока на обжалование судьей - от даты вынесения
постановления, в то время как надо от даты вручения или получения
копии (Определение Московского городского суда от 16.11.2016 по
делу N 7-14774/2016);
-
в постановлении отсутствует разъяснение порядка обжалования
(Постановление Верховного Суда РФ от
03.10.2016 N 74-АД16-10).
6.1. Восстанавливает
ли пропущенный срок суд общей юрисдикции, если ранее заявление было
подано в арбитражный суд, который вынес определение о
неподведомственности дела арбитражному суду?
На данный вопрос нет
однозначного ответа, т.к. все зависит от обстоятельств дела.
Например, если:
а) заявление в
арбитражный суд подано в пределах срока на обжалование;
б) заявление в СОЮ подано
сразу после оглашения арбитражным судом резолютивной части
определения о возврате заявления в связи с неподведомственностью
дела суда;
то высока вероятность
восстановления пропущенного срока. По крайней мере, есть
положительное решение Верховного Суда РФ в схожих обстоятельствах.
(Постановление Верховного Суда РФ от
06.07.2015 N 9-АД15-8).
Однако, немало и
отрицательных примеров, когда суды отказывали в восстановлении
срока (и чаще всего отказывают). Подробнее см. разъяснения к "Шаг
2" второго раздела данного материала.
7. Что выносится по
итогам рассмотрения жалобы на постановление (ПДАП)?
По результатам
рассмотрения жалобы выносится решение.
Важно:
если по
результатам рассмотрения жалобы принят акт, озаглавленный иначе,
чем решение, это может быть расценено на нарушение процессуальных
требований рассмотрения жалобы и послужить основанием для отмены
такого акта (см., например, Постановление Тамбовского областного
суда от 15.09.2016 по делу N 4А-216/2016: подана жалоба на
постановление мирового судьи по делу об административном
правонарушении, судья районного суда по результатам рассмотрения
вынес постановление, а не решение, что повлекло отмену областным
судом такого постановления).
8. Можно ли обжаловать
решение, принятое по жалобе на постановление (ПДАП), и если да, то
какие лица обладают таким правом?
Да, такое решение может
быть обжаловано. Согласно ст.30.9
КоАП РФ правом на обжалование обладают лица, которые имеют
право обжаловать само постановление (ПДАП) - см. ответ на вопрос
2.
Кроме того, правом на
обжалование решений обладают:
а) должностное лицо,
которое выносило обжалуемое постановление;
б) руководитель
коллегиального органа и органа, созданного в соответствии с законом
субъекта РФ, - если постановление выносилось таким органом.
Прокурор также согласно
ч.1
ст.30.10 КоАП РФ обладает правом принесения протеста на
решения, принятые по жалобам на постановления по делу об
административном правонарушении.
9. В какой орган
обжалуются решения по жалобам на постановление по делу об
административном правонарушении?
Решение обжалуется в
порядке, установленном в ст.30.9
КоАП РФ , а именно, если решение вынесено:
Судьей - то в вышестоящий
суд;
Вышестоящим должностным
лицом или вышестоящий органом - в суд по месту рассмотрения жалобы,
а затем в вышестоящий суд.
10. В какой срок может
быть обжаловано решение по жалобе на постановление (ПДАП)?
В
соответствии с ч.3
ст.30.9 КоАП РФ для обжалования решений установлены сроки,
аналогичные срокам в ст.30.3
КоАП РФ , а именно в течение десяти суток со дня вручения или
получения копии жалобы. А по делам, указанным в ч.3
ст.30.3 КоАП РФ , (избирательный процесс) - в течение пяти.
В
случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен по
ходатайству лица, пропустившего срок (см. ответы на вопросы
6-8).
Важно! Если жалоба рассматривалась арбитражным судом, то согласно ч.5 ст.211 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. |
Принесение протеста
прокурора осуществляется в такие же сроки (ч.1
ст.30.10 КоАП РФ).
11. Можно ли
обжаловать постановления (ПДАП) и решения по жалобам на
постановления, если они вступили в законную силу. Какие лица
обладают правом на такое обжалование и куда подается
соответствующая жалоба/протест и в какие сроки?
Да, согласно ст.30.12
КоАП РФ решения по жалобам на постановления и сами
постановления (ПДАП), вступившие в законную силу, могут быть
обжалованы.
Важно! Для обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений по жалобам на такие постановления не имеет значения, обжаловалось ли такое постановление или решение в ином порядке, поскольку КоАП РФ в ст.30.12 -30.19 не выдвигает подобного условия. |
Таким правом обладают
лица, указанные в ответе на вопрос 2, т.е. те лица, у которых
изначально есть право на обжалование постановления (ПДАП), а также
(ст.30.12
КоАП РФ):
а) должностное лицо,
вынесшее постановление, - вступившее в законную силу решение по
результатам жалобы или протеста прокурора на постановление
(ПДАП);
Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. 4.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. Статья 29.4.
Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.Как лишают водительских прав?
109 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185; п. 1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ). В протоколе отражаются дата, время и место правонарушения, данные инспектора и водителя, возможные свидетели, существо правонарушения, пункты ПДД РФ, которые, по мнению инспектора, нарушил водитель, и статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность.
Инспектор обязан разъяснить водителю его права, предусмотренные действующим законодательством, а водитель вносит в протокол свои объяснения и (или) возражения по факту предполагаемого правонарушения (ч.
Какие суды рассматривают какие категории дел
правоотношений. исковые заявления о взыскании денежных средств с должника или истребовании движимого имущества, по которым выдается судебный приказ (например, требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, выплата алиментов, о невыплаченной заработной платы работнику и др.); исковые заявления на неправомерные действия или бездействия государственных органов.исковые заявления, по которым производство проводится в особой форме (особое производство) (например, когда необходимо установить какой-либо юридический факт, об усыновлении детей, о признании гражданина недееспособным и др.) когда необходимо оспорить решение третейских судов или получить исполнительный лист на решение, выданное третейским судом.
В качестве первой инстанции гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматривают мировые судьи и районные суды. Мировому судье будет принадлежать право разбирать дело в том случае, если: сумма искового заявления составляет до 50 тысяч рублей (в том числе при разделе имущества супругов); расторгается брак, и у родителей отсутствует спор о нахождении и воспитании детей; по делу выдается судебный приказ; когда устанавливается порядок пользования имуществом гражданина. Все остальные дела рассматриваются районным судом.
Или посмотрите ЗДЕСЬ.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.3. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
Какой суд рассматривает административные правонарушения
от 29.05.85 г.16.10.85 г. 19.05.89 г.
15.09.89 г. 29.07.91 г.
15.11.91 г. 23.12.93 г. 15.11.94 г.
05.10.2000 г. 05.04.2001 г.) Статья 277. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 422, частью первой статьи 44, статьями 44\ 1061, 1062, 162, 173,173\ 178, 185, частью первой статьи 1853, статьями 1857, 18510, 18822, 203-2061, рассматриваются в течение суток, статьями 146,160,1602,1851, 2127-21220 - в трехдневный срок, статьями 461, 51 и 176 - в пятидневный срок, а статьями 101-103 настоящего Кодекса - в семидневный срок.
Законами Украины могут быть предусмотрены и иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. (В ред.
Суды, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях:
Дела, подведомственные судам, делятся на 2 группы в соответствии со статьей 23.1.
Дела, которые могут рассматриваться только судами
Дела, которые могут рассматриваться судами или иными органами и должностными лицами.
Изначальное решение принимает тот, кто составляет протокол.
(Если наказание может назначить только суд, но суд может применить любое наказание, предусмотренное санкцией статьи, даже если ЛСП полагает, что нужно назначить арест).
Должностное лицо. Оно может рассмотреть дело и назначить наказание. Или может вынести определение о передаче дела на рассмотрение в суд, и суд будет принимать решение.
Если состав предполагает назначение наказания, которое м.б. применено только судом, то направляют сразу в суд. Хотя по идее схема предусматривалась для облегчения работы судом.
Применяется в отношении составов, в которых предусмотрена альтернативная подведомственность.
Внутри судебной системы, по общему правилу, дело подведомственно мировому суду. Но если по делу проводилось административное расследование, если м.б. применено наказание в виде выдворения, административного приостановления деятельности, или дисквалификации гос.(муницип.) служащего, то тогда районный суд. Перечень лиц при дисквалификации уже, чем в целом в рамках дисквалификации.
Арбитражные суды рассматривают дела по первой инстанции только в случае, если состав прямо закреплен за арбитражными судами. Таких составов очень мало. Если дело подведомственно АС - первой инстанцией будет АС соотв.субъекта.
Дела в отношении военнослужащих рассматриваются военными судами. Низовым элементом является гарнизонный военный суд.
Кроме судов дела об административных правонарушениях могут рассматривать:
1. Комиссии по делам несовершеннолетних.
2. Федеральные органы исполнительной власти, при этом от имени органов дела рассматривают руководители ФОИВ, заместители, руководители структурных подразделений (как правило по надзору в соответствующей сфере деятельности), руководители территориальных органов и их заместители, руководители структурных подразделений территориальных органов. Как правило, конкретный перечень с указанием должностей закрепляется в том же приказе, что и перечень лиц, уполномоченных составлять протокол. При этом сами органы могут ограничивать перечень этих лиц. Это определяется компетентностью, объемом дел. КоАП устанавливает допустимые границы.
3. органы и учреждения уголовно-исполнительной системы. По общему правилу учреждения привлекать к ответственности не могут. Но КоАП устанавливает => нет иных оснований для передачи полномочий учреждениям.
4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, если им переданы полномочия по привлечению к ответственности в рамках полномочий по контролю и надзору в соотв.сфере.
5. Органы, осуществляющие пробирный надзор. Выделены КоАПом отдельно.
На уровне субъектов:
Внутри судебной системы - только мировые судьи, КПДН, органы и учреждения субъектов (возможно ли передать полномочия учреждениям?). => если ФЗ предусматривает, то субъект может возложить.
Административные комиссии, или иные специально создаваемые для рассмотрения дел органы.
Субъект вправе создать отдельный вид органа, которые будут рассматривать дела. Общий подход: мировым судьям отдаются только те дела, которые не м.б. переданы на рассмотрение ОИВ. Пример - в отношении нарушения бюджетного зак-ва, совершенного гос.органом.
Самый многочисленный из 23 главы - ФОИВ. В основном дела рассм-ся службами и министерствами, которые подведомственны президенту.
Основную массу дел рассматривают их территориальные органы. При этом внутри конкретного ФОИВ рассмотрение дел как правило осуществляется лицом, занимающим должность инспектора. Самый жесткий вариант, когда рассматривать может только рук-ль или заместитель => эта категория дел требует максимальной квалификации. Др.вариант - когда рассм.рук-ль, заместитель, а также рук-ли структурных подразделений по соотв.видам контроля и надзора и их заместители. Третий вариант: когда дело может рассматривать любой инспектор.
Если ФОИВ ликвидируется в процессе рассмотрения дела, то дела рассматриваются районным судом по месту нахождения органа. Если орган реорганизуется, то дело рассматривает тот орган, который образуется в рамках новой организации.
В 23 главе КоАПа все органы указаны путем определения их функциональной компетенции. Чтобы установить конкретное наименование органа, нужно посмотреть, за каким из органов в структуре ФОИВ закреплены соотв.полномочия. Если смотреть положения о ФОИВ, КоАП связывает полномочия по контролю и полномочия по составлению протоколов или рассм-ю дел об АПН. Т.е. КоАП указывает на орган: орган, уполномоч.в сфере контроля и надзора над оборотом этилового спирта => положение о ФНС, где есть упоминание о данном виде контроля.
КПДН. Рассматривают 2 большие категории дел:
1. Все правонарушения, совершенные несовершеннолетними, вне зависимости от вида правонарушения.
2. Ряд составов, по которым привлекаются родители или законные представители несовершеннолетних. Статьи 5.35, 20.22.
КПДН могут формироваться как ОМС, если им переданы полномочия, или ОГВ субъектов. Туда входят представители органов образования, здравоохранения, соц.защиты, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.
На практике это непостоянно действующий орган, который собирается раз в 2 недели и рассматривает все дела, которые накопились за это время. При этом т.к. все члены комиссии работают ещё где-то, то реально заниматься подготовкой процессуальных док-тов им некогда. При комиссии существует секретарь, который работает на освобожденной основе и осуществляет всю работу по подготовке дела к рассмотрению.
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.
1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных , 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения .
1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.
2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование , рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных , 6.10 , 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 N 175-ФЗ.
5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
Комментарии к статье 29.5 КоАП РФ, судебная практика применения
Дело подлежит рассмотрению судьей по месту нахождения структурного подразделения, проводившего административное расследование
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти (например, межрайонного отдела, межрайонного отделения, отдела, отделения, территориального пункта), необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело в указанном случае подлежит рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
В каких случаях право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено?
"Вопрос 9: В каких случаях судья (должностное лицо) может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица?
Ответ: ... Произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается.
При этом в определении об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении, в частности, в следующих случаях:
1) при проведении по делу об административном правонарушении административного расследования , поскольку в данном случае на основании части 2 статьи 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;
2) при совершении лицом административного правонарушения , санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста , поскольку из системного толкования положений части 3 статьи 25.1 , части 4 статьи 29.6 , статьи 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
3) если производство ведется по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена законом субъекта Российской Федерации;
4) если лицо привлекается к административной ответственности за нарушение скоростного режима на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, когда по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено повышение скорости на этих участках дорог или полосах и установлены соответствующие знаки (пункт 10.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с последующими изменениями и дополнениями));
5) при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;
6) при установлении фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении этим лицом ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по каким-либо основаниям, а впоследствии о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства. Такое поведение приводит к необоснованному нарушению баланса публичных и частных интересов;
7) если адрес, указанный в ходатайстве, не совпадает с адресом, указанным при составлении протокола об административном правонарушении, и при этом не представлены доказательства об изменении адреса места жительства".
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол об административном правонарушении, который направляется на рассмотрение по подведомственности
"Вопрос 11: Вправе ли должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, при возбуждении им дела об административном правонарушении обсудить ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства?
Ответ:
Из системного толкования ст. 23.1 , 28.2 , 28.3 , 29.1 и ч. 6 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности , о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.
В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение по подведомственности в сроки, предусмотренные статьей 28.8 КоАП РФ ".
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Суд обязан удовлетворить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства
"Вопрос 13: Может ли судья отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (ч. 4 ст. 29.5 Кодекса).
Указанные нормы предусматривают альтернативную подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Поскольку лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, - также право на рассмотрение дела по месту учета транспортного средства, право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено".
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Можно ли ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства направить в суд телеграммой?
"Вопрос 4. Может ли судья, орган, должностное лицо отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в случае, если такое ходатайство было направлено в суд телеграммой?
Ответ: …Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.
В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Поэтому в случае заявления ходатайства путем направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 (далее - Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для ее пользователей.
В соответствии с п. 44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.
В связи с тем, что информация о месте жительства (адресе) лица, заявившего ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, а также о его фамилии, имени и отчестве является необходимой для идентификации его как участника производства по делу об административном правонарушении и решении вопроса о направлении дела по территориальной подсудности в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, данные сведения должны быть указаны в тексте телеграммы в обязательном порядке.
По общему правилу, ходатайство, заявленное в письменном виде, помимо сведений о лице, его заявившем, должно содержать и подпись такого лица.
Учитывая вышеизложенное, телеграмма заявителя о подаче соответствующего ходатайства должна быть оформлена в соответствии с п. 51 Правил, то есть его подпись должна быть заверена оператором связи.
На бланке телеграммы вида "заверенная оператором связи" делаются служебные отметки - выписки из документов, удостоверяющих личность отправителя. Все заверяющие записи, сделанные оператором связи, включаются в текст заверенной телеграммы (п. 51).
Таким образом, ходатайство по делу об административном правонарушении должно быть подано путем направления в суд телеграммы с учетом перечисленных выше требований.
При условии, что в телеграмме содержатся указанные выше сведения о таком лице и его подпись, заверенные в установленном порядке оператором связи, а также отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой".
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):
Судья, отменяя постановление мирового судьи, не вправе направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка
Вопрос 2. Вправе ли председатель, его заместитель либо судья вышестоящего суда при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, отменить такое постановление, направив дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка?
Ответ. По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
… Произвольное изменение предусмотренных ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ правил территориальной подведомственности свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным судьей.
Исходя из взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении.
При этом в ст. 29.2 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, к числу которых не отнесен факт предыдущего участия этих лиц в рассмотрении того же дела.
Таким образом, председатель, его заместитель или судья вышестоящего суда при рассмотрении жалобы (протеста) как на не вступившее, так и на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей с соблюдением правил территориальной подведомственности, отменив такое постановление, не вправе направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка, поскольку иное свидетельствует о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным судьей.
Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.
По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.
Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства
Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:
– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;
– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по , в том числе по по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;
– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;
– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);
– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);
– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);
– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.
Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств. Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика. Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).
Подсудность дел административного судопроизводства
Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд.
Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.
Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.
Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.
Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.
Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.
Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).
Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:
– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;
– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;
– , действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.
Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.