Какими методами регулируются конституционно-правовые отношения? Метод конституционно-правового регулирования Императивный метод конституционно правового регулирования предполагает.
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
- знать понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права и юридической науки; особенности и основные этапы развития конституционного права как отрасли российского права;
- уметь разграничивать конституционное право как отрасль права, науку и учебную дисциплину; определять место конституционного права Российской Федерации в системе отраслей российского права; различать позиции ученых в отношении предмета конституционного права как отрасли российского права;
- владеть исследовательскими методами анализа теоретических и исторических основ конституционного права Российской Федерации.
Конституционное право как отрасль права: понятие и особенности
Понятие, предмет, метод конституционного права
Понятие конституционного права
Термин "конституционное право" происходит от названия особого политико-правового документа – конституции (от лат. constitutio – устройство, установление). Конституция – это наиболее важный и значимый правовой акт в национальном праве, та основа правовой системы, которая предопределяет формирование и развитие государства, права и гражданского общества.
Понятие конституционного права используется в трех взаимосвязанных значениях.
В основном значении конституционное право – это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократических странах ведущее место в национальной правовой системе. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.
Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в других важнейших государствообразующих нормативных правовых актах.
Наличие конституционного права как отрасли обусловливает существование соответствующей науки конституционного права и одноименной учебной дисциплины.
Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.
Выводы и достижения науки конституционного права, внедряемые в практику, напрямую связаны с прогрессивным развитием общества и государства, ибо имеют принципиальное стратегическое значение. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообразные отрасли права, институты государствоведения и политологии.
Учебная дисциплина (учебный курс) конституционного права – система знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях.
Учебная дисциплина базируется на нормативном и фактическом развитии отрасли конституционного права и на достижениях одноименной науки, а ее содержание в значительной мере обусловлено спецификой конкретной страны и периодом развития конституционного права как отрасли и науки.
Как и для любой другой учебной дисциплины, для конституционного права характерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки – это систематизация существующих и формирование новых знаний, формулирование и интерпретация научных идей, концепций, учений и теорий, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисциплины – это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.
Предмет отрасли конституционного права Российской Федерации
Предмет любой отрасли права составляет группа (совокупность) общественных отношений, объединяемая общим родовым или видовым признаком. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, административное – управленческие, финансовое – бюджетно-финансовые и денежные, трудовое – трудовые отношения и т.д.
Предмет конституционного права – системно-обособленная группа публичных отношений, т.е. отношений, связанных с публичной властью, определяющих общественный и государственный строй, а также место личности в системе публичных отношений.
В конституционно-правовом смысле с точки зрения обладания возможностью регулирования общественных отношений, управления государством и обществом в их взаимосвязанном единстве власть является по своей природе публичной. Выделяется четыре основных вида и одновременно института публичной власти, составляющие в современную эпоху предмет конституционно-правового регулирования: народовластие, общественная власть, государственная власть и местное самоуправление.
Предметом конституционного права являются также отношения, выражающие взаимодействие между государством и личностью, основы правового положения личности, основы экономического строя, базовые институты гражданского общества, основные принципы экономической деятельности и форм собственности, социальную систему общества и ряд других институтов, имеющих определяющее значение для государственного и общественного строя, взаимодействия государства и личности.
Учитывая многогранность конституционного права, выделяют два типа отношений, являющихся предметом конституционного права.
Первый тип – отношения фундаментального характера, которые представляют собой основы для конкретных (частных) общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования. К ним относятся основы конституционного строя, т.е. основы общественного и государственного строя и основы правового положения (статуса) личности. Эти базовые отношения получают конкретизацию в других отраслях права.
Второй тип – отношения, детально регулируемые нормами конституционного права. К ним относятся отношения по организации и осуществлению публичной власти (прежде всего, непосредственной власти самого народа и государственной власти), а также общественной власти и местного самоуправления.
Метод конституционно-правового регулирования
Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.
Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.
Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, го метод показывает, как именно она их регулирует.
В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный .
Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).
Диспозитивный метод – это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).
Названные методы могут быть в свою очередь подразделены на следующие способы правового воздействия (регулирования) .
1. Предписание, или позитивное обязывание , – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.
Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).
Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.
В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.
2. Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.
В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.
Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ "никто не может присваивать власть в Российской Федерации". В соответствие со ст. 21 Конституции РФ "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".
В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.
3. Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.
Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).
Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.
Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.
В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.
Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.
Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.
Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Метод правового регулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения.
Метод правового регулирования выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение, позитивное обязывание и запрещение. Дозволение - это предоставление субъективных прав, прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.
Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых, конституционное право является частью публичного права* , для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений** , основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.
* Публичное и частное право - две основные части системы права, в основе разграничения которых лежит характер интереса. Для частного права преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, для публичного - общественные и государственные интересы.
** Вторым основным методом правового регулирования является диспозитивный метод, основанный на координации (равенстве) участников общественного отношения. Этот метод является преобладающим в частноправовых отраслях.
Основными признаками конституционно-правового метода регулирования являются:
1) широкое использование властеотношений , отношений подчинения одного субъекта другому в сфере отношений, определяющих устройство государства и организацию государственной власти; ограничение полномочий субъектов конституционного права, наделенных властными полномочиями, строго установленными правовыми пределами, в рамках которых они осуществляют свою деятельность. В качестве способов воздействия используются позитивное обязывание (например, обязанность Президента РФ приносить присягу при вступлении в должность - ст. 82 Конституции РФ) и запрещение (например, запрещение Государственной Думе принимать федеральные законы, которые противоречили бы федеральным конституционным законам, -ст. 76 Конституции РФ);
2) использование диспозитивных начал , выражающихся в том, что на их основе возникают отношения с равным положением участников.
В целом, ввиду большего удельного веса в конституционном праве властеотношений, отношений по организации государственной власти можно констатировать преобладание императивного метода правового регулирования в этой отрасли права.
Смотрите также:
1. Понятие и предмет конституционного права России
Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны;
Как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты;
как учебная дисциплина, основанная на данных науки.
Конституционное право России как отрасль права - составная часть национальной правовой системы страны, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».
Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, так
как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.
Найти баланс свободы народа и власти государства - главная задача и смысл конституционного права России.
Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.
Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного
права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.
Конституционное право России - ведущая отрасль права Российской Федерации. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Все отрасли права основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы. Основным источником конституционного права России является Конституция РФ -базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.
Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России, то можно выделить следующие направления: 1. Правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации,
становление ее как самостоятельного, независимого государства.
2. Идеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя.
3. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
4. Реализация принципа разделения властей. Это выражено в тех положениях, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения полномочий между ними.
5. Существенная реорганизация федеративного устройства России. Россия, которая всегда определялась как Федерация, фактически таковой никогда не была. Поэтому законодательно закрепляются новые принципы Федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно - необходимый уровень самостоятельности ее субъектов.
6. Переход к рыночной системе хозяйствования. Конституционно закреплено многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.
7. Конституционно закреплены правовые основы становления и развития гражданского общества в РФ.
2.Предмет Конституционного права.
Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет. Предмет конституционного права – правовые отношения, возникающие по поводу установления, регулирования и реализации базовых основ правового положения и взаимодействия личности, гражданского общества, государства и его органов.Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.
Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна
правоприменительная деятельность. Надо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению.
Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.
К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и
государства.
Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных
отношений:
а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);
б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).
Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:
1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;
2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода. Рассмотрим их более подробно:
1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.
В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.
Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющих их нормы в действующей Конституции России, обобщается понятием «основы конституционного строя».
2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.
3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.
4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их
образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.
К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Конституционно-правовые отношения
В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.
Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов). Особые виды конституционно-правовых отношений - материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых - права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.
Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ - издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни и т.д. Юридические поступки - такое правомерное действие субъекта права, которое специально не направлено на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влечет за собой такие последствия.
4. Метод конституционно-правового регулирования.
Метод конституционно-правового регулирования - приёмы и способы воздействия на общественные отношения. Методы:
императивный метод – предписывает поступать только определённым образом;
диспозитивный метод – предоставляет выбор вариантов поведения субъектам конституционно-правовых отношений.
дозволения – наделение субъекта конституционно-правовых отношений определёнными полномочиями;
обязывания – возложение на субъекта определённых обязанностей;
запрещения – запрет определённых действий;
субординации – подчинение нижестоящих органов вышестоящим;
координации;
репрессивные методы.
5. Нормы конституционного права: особенности и виды.
Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
-своим содержанием - зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
-источниками, в которых они выражены - основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;
--своеобразием видов - много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);
-учредительным характером содержащихся в них предписаний - конституционно-правовые нормы первичны , устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;
-специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены - народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:
Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с закреплением
основ правового статуса гражданина и человека, третьи - с федеративным
устройством, четвертые - с системой органов государства. Существуют и другие
взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы
общественных отношений. При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.
2.По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в
каком правовом акте выражена таили иная норма, места правовых актов данного
видав общей системе права, а также разграничения предметов ведения между
Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые нормы выражены в
конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой.
Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.
3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.
4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме. Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.
5.По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку
различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
6.По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные
и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов. Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли. В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие
институту в целом.
Методы Конституционного права
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. В конституционном праве методы правового регулирования разнообразны, но основными являются императивный и диапозитивный методы. Преобладающим является метод императивного регулирования (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах обязанностях, ответственности). Суть метода императивного регулирования состоит в том, что между субъектами правоотношений устанавливаются субординационные отношения (например, предметы ведения РФ и субъектов РФ, полномочия государственных органов) или им предписывается определенный порядок реализации прав и полномочий (например, определение ряда требований, предъявляемых к общественным объединениям).
Диспозитивным является метод, предполагающий равноправие сторон, координацию, базирующийся на дозволениях. Метод диспозитивного регулирования не предполагает взаимного подчинения, субъекты отношений имеют возможность самостоятельного выбора принадлежащих им прав (например, общественное объединение самостоятельно выбирает направления своей деятельности). В свою очередь, другие методы имеют следующие способы воздействия:
Дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов);
Обязывание (касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед государством);
Запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные и общественные интересы).
Субъекты конституционно – правовых отношений
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:
1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
4) Государства (РФ, субъекты Федерации).
5) Органы государственной власти:
· федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
· субъектов Федерации;
· государственные органы на местах.
6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Историческо-правовая характеристика Конституции 1918 года
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.
Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.
Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.
Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.
Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.
Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.
В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.
Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.
Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.
Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.
Свойства Конституции
Конституции как нормативному правовому акту присущи следующиеюридические свойства:
1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.
3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.
4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.
5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.
Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.
В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» - устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.
Особенности Конституции:
1. принимается народом или от имени народа;
2. носит учредительный (первичный) характер;
особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).
Принципы Конституции
1) демократизм (выборность Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления);
2) законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);
3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);
4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств);
5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица);
6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены);
7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную);
8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).
Структура Конституции
Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.
В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.
Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1. Основы конституционного строя;
2. Права и свободы человека и гражданина;
3. Федеративное устройство;
4. Президент Российской Федерации;
5. Федеральное Собрание;
6. Правительство Российской Федерации;
7. Судебная власть;
8. Местное самоуправление;
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Изменение Конституции
Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.
Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.
Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.
Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.
Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;
3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.
Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом, внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.
Признаки прав человека
1. Принадлежат человеку от рождения.
2. Имеют неотчуждаемый , неотъемлемый характер, признаются как естественные.
3. Признаются высшей социальной ценностью.
4. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Права гражданина подразделяются на права человека и права гражданина.
Права человека | Права гражданина |
Принадлежат всем людям от рождения , независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут. | Принадлежат только гражданам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Речь идет о политических правах: право избирать и быть избранным в органы власти, право доступа к государственной службе и др. |
Существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. | Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных актах конкретной страны. |
Являются моральными и социальными понятиями, не всегда выступают как понятия юридические. | Являются юридическими понятиями. |
Права могут подразделяться на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные.
16. Правовое государство (понятие и содержание)
Правовое государство - форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
§ главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
§ равенство всех перед законом;
§ разделение властей на три ветви;
§ реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
§ признание прав и свобод человека высшей ценностью;
§ взаимная ответственность личности и государства;
§ политический и идеологический плюрализм;
§ стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
§ признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
17. Федеративное государство (понятие и содержание)
Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
В настоящие время в состав РФ входят 85 субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ (ч.3 ст.5). Рассмотрим их.
Государственная целостность Российской Федерации.
Реализация данного принципа означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации, поскольку они были образованы самой Россией в составе единого государства. РФ имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, включающую территории всех субъектов, обеспечивает свой суверенитет и территориальную неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг, финансовых средств и т.п.
Единство системы государственной власти.
Это единство выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные госорганы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и её субъектами.
Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали – разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, Конституция РФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.
В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.
Равноправие и самоопределение народов РФ.
В РФ все народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.
Равноправие народов проявляется в ровных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком РФ на всей её территории остаётся русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Народы Российской Федерации пользуются равными правами и на самоопределение, т.е. на избрание форм своей государственности. В РФ формами самоопределения являются республики (их 21), автономная область (Еврейская) и автономные округа (их 10). Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов имеют в Российской Федерации свою государственность и, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение. Право нации на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право нации на самоопределение, требует соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают право на отделение, на выход из состава федерации, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в неё народов и народностей.
Равноправие субъектов РФ.
Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции самой РФ; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
Понятие суверенитета РФ
Суверенитет РФ - это системное верховенство органов государственной власти РФ внутри страны, их самостоятельность в определении содержания и направлений своей деятельности, их полноправие в установлении режима жизни общества в пределах юрисдикционной территории РФ, а также их независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Суверенитету РФ присуще два главных свойства: верховенство и независимость.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д. Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями.
Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.
Суверенитет РФ в зависимости от сферы реализации подразделяется на два вида - внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает обеспечение верховенства государственной власти внутри страны, а внешний – противодействие политическому давлению на внешнеполитической арене.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.
Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.
Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
РФ –светское государство
Статья 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Светское государство:
Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;
Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;
Светский характер образования - отделение школы от церкви;
Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;
Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.
ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):
Религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозные объединения могут создаваться в форме.