Какое имя будет у ребенка при крещении. Церковные имена
Крестины — это обряд принятия гражданина в лоно церкви, сопровождающийся дарованием ему личного имени, а также права присваивать христианские атрибуты и участвовать в жизни христианской общины.
Испокон веков новорождённому ребёнку при крещении давали имя святого . Как и тогда, в наши дни можно избрать ребёнку в качестве небесного покровителя человека, который прославился в своей жизни делами или подвигами во имя Веры и Церкви. С этим именем человек рождается, с ним ему и умирать.
Имена несут в себе скрытый смысл, в них шифр. Например, имя Мария с древнееврейского переводится как «горькая», «любимая», «упрямая» или «безмятежная», Аврора – олицетворяет рассвет или утреннюю звезду (его нет в Святцах), Мирослав – славящий мир (также отсутствует упоминание в Святцах), ославляемый миром, Захар – памятуемый Богом и т.д.
Считается, что имя «предрекает» судьбу своего владельца по принципу «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».
Обычно при крещении выбирают для ребёнка женское или мужское имя греческого или древнееврейского происхождения из тех, которые упоминаются в Священном писании и церковных канонах. Славянские или латинские имена в большинстве случаев не имеют аналога в Православной ономастике. В таком случае ребёнок нарекается другим подходящим именем.
Соответствие даты рождения и дня памяти святых
Имя выбирают родители по Святцам, оно будет являться каноническим. Святцы – это списки имён святых, структурированный по месяцам и дням их почитания Русской Православной Церковью. Подвиги в её славу совершались во все века как мужчинами, так и женщинами. Поэтому есть мужские и женские варианты имён, хотя по статистике больше первых.
По церковному порядку ребёнка нарекают в честь святого не день в день, а на 8 день от рождения, либо на 40.
Например, если мальчик родился 1 апреля, то он будет назван в честь Иоанна священномученика, мученика Петра, епископа Стефана или епископа Симеона и т.д. Вряд ли родители захотят иметь в семье Вафусия, Малха или Силу, день празднования которых 8 апреля. Выбор есть всегда.
Почему на восьмой день? Согласно библейским рассказам, божественное чудо творения длилось 7 дней, а на восьмой Господь сошёл на Землю. Таким образом нашим предкам удавалось вписать ребёнка в систему религиозного мировоззрения того узкого мирка, в котором он появился на свет.
Но чаще всего, по православной традиции, крестили младенца именно спустя 40 дней с момента его появления на свет . В эти у ребёнка налаживается работа жизненно важных систем органов: дыхательного, зрительного и слухового аппарата. Считается, что после месяца-полутора малыш вполне способен воспринимать окружающий мир и узнавать предметы и людей в нём.
В самобытной христианской истории существует немало достойных имён, подходящих для крещенных мальчиков и девочек, и каждое что-нибудь, да значит. Когда человек желает покреститься в уже осознанном возрасте, то священнослужитель может попросить изучить жития святых. Это делается для того, чтобы не просто «назваться», а чтобы следовать примеру, каковыми для современного обывателя и должны являться люди, причисленные к лику святых.
Можно ли назвать малыша по-одному, а крестить по-другому?
Если родители хотят наречь ребёнка тем именем, которого нет в Святцах, то тут возникает проблема выбора альтернативного имени. Перед многими родителями встает вопрос: можно ли назвать малыша одним именем, а крестить другим? Стоит учесть, что церковь не одобряет разделения на гражданское и православное имя для человека.
Примеры прецедентов в среде монашества, княжеских лиц в прошлом и католических храмов тут неуместна. Инок, отрекаясь от собственной жизни, мира и цивилизации превращается в другого человека. Во времена правления русских князей, святых в святцах с подобными именами не существовало, поэтому и пришлось Владимиру Святославовичу стать Василием, а его бабушке Ольге Еленой. А для того чтобы «зваться» Аннами — Мариями нужно быть католиком….
Итак, можно ли при крещении дать малышу другое имя, чтобы у ребенка их было два? На самом деле, большинство священников советует не давать детям двойных имён.
Нужно ли второе, если первое православное?
Если ребёнку при рождении дано православное имя, то второе выдумывать нет смысла . Существуют поверья о людях, которых в жизни преследуют хвори, неудачи, неуверенность в себе, душевный и психический дисбаланс, когда в одной и той же жизни они отзываются на два различных имени.
Если при рождении назвали не по-православному
Имя при крещении меняют лишь в том случае, если самое первое имя из разряда «нерусских», т.е. не содержится в святцах. Разумным выходом в этом случае выбрать созвучное имя. Например, Анжела – Ангелина, Ян – Иоанн и т.д.
Либо совсем непохожее, несозвучное. Например Светлана – Фотина, Богдан – Феодот и т.д.
Такие имена подлежат «переводу» на православные. Но есть исключения. Например, в случае если ребёнка зовут Леопольд, Эсмеральда, Аврора, Добрыня, Святогор и т.д. Тогда необходимо будет избрать «новое» имя, для Храма.
Как выбрать?
Второе имя при крещении ребёнка родители выбирают по дню рождения , либо по дню крещения, по Святцам на 8 – ой день от появления на свет или 40, либо по обету (например, беременная женщина в молитвах часто просила о помощи какого-то конкретного святого и обещала при хорошем стечении обстоятельств назвать ребёнка его именем). Реже – то имя, которое «просто нравится» родителям.
Список красивых вариантов и их значения
Далее представляем список красивых православных женских и мужских имен, а также их значения и даты именин, чтобы помочь вам определиться, какое из них дать ребенку в качестве первого и единственного или чтобы у него их было два.
Для мальчиков
В миру | В православии | Дата именин |
Соломон | Саламан | 5 февраля. |
Дмитрий | Димитриан | 28 мая, 1, 5 и 16 июня, 8 ноября. |
Захар | Захария | 22 сентября, 18 декабря, 4, 21, 24 февраля, 6 апреля. |
Мирослав | Мирон, Вячеслав | 14 января, 8 февраля, 17 марта, 16 августа. |
Давыд | Давид | 18 марта, 2октября. |
Юрий | Георгий | |
Платон | Платон | 4,18 апреля, 22 июля. 9, 15 августа, 1 декабря. |
Архип | Архипп | 5 декабря, 17 января, 20 марта, 19 июля. |
Артём | Артемий | 2, 13 ноября, 26 февраля. |
Владислав | Владислав | 7 октября. |
Касьян | Кассиан | 13 марта. |
Филат | Феофилакт | 21 марта. |
Юлиан | Иулиан | 29 марта. |
Ян | Иоанн | 9, 12 апреля, 6 марта. |
Нефёд | Мефодий | 19 апреля, 24 мая. |
Дементий | Дометий | 21 марта, 20 августа, 20, 29 декабря. |
Кузьма | Косма | 1 мая, 14 ноября, 16 августа. |
Алфёр | Елевферий | 17 августа, 28 декабря. |
Фрол | Флор (не опечатка) | 31 августа, 31 декабря. |
Асей | Осия | 9 сентября, 30 октября, 29 декабря. |
Свирид | Спиридон | 10 апреля, 25 декабря. |
Богдан | Феодот | 28 сентября,25 октября, 11 июня, 17 июля. |
Степан | Стефан | 28 декабря, 24 января. |
Остап | Евстафий | 3 октября, 17 января, 20 июля. |
Ермолай | Ермолий | 8 августа. |
Прокоп | Прокопий | 20 апреля, 12 марта, 8, 21 июля, 29 сентября,13 октября,14, 23 ноября, 5, 7 декабря, 3 января. |
В последнее время появилась «мода» называть детей «устаревшими» именами, теми, что как будто пахнут нафталином из старого комода. Но, как говорится: всё новое-это хорошо забытое старое. Важно в погоне за диковинными созвучиями не переборщить . У родителей амбиции, желание выделить именно своего ребёнка, но ребёнку с этим именем ещё предстоит жить. Естественно конституционное право, по которому после совершеннолетия можно сменить паспортное имя на любое понравившееся никто не отменял. Но и доводить дело до крайностей также не стоит.
Для девочек
В миру | В православии | Дата именин |
Алиса | Александра | 19 ноября, 31 мая. |
Виктория | Ника | 23 марта, 29 апреля, 8 мая. |
Валерия | Калерия | 6 мая, 20 июня. |
Стелла | Есфирь | 6 января. |
Арина | Ирина,Ариадна | 29 апреля, 18 мая, 10,26 августа, 1 октября, 4 сентября. |
Ванесса | Иоанна | 3, 24 мая, 10 июля. 12 декабря. |
Полина | Павла | 23 февраля. |
Диана | Артемия | 20 июня. |
Марина | Маргарита | 15 декабря, 8 февраля, 30 июля, 14 сентября. |
Снежана | Хиония | 29 апреля, июля, 17 октября. |
Изабелла | Елисавета | 7 марта, 7 мая |
Роза | Сусанна | 19 июня,24 августа. |
Виолетта | Ия | 24 сентября. |
Лада | Евладя (от м.и.Евладий) | 21 января. |
Дана | Федора | 27 ноября, 12 января, 29 апреля, 9 июня. |
Дина | Динара, Евдокия | 13 июля, 14 марта, 17 августа. |
Милана | Людмила | 29 сентября,11 ноября,13 января. |
Аглая | Харита | 14 июня, 18 октября. |
Руслана | Лионилла, Неонила | 10 ноября, 29 января. |
Карина | Екатерина | 7 декабря. |
Существует огромное многообразие имён. Все их невозможно перечислить. Нарекая именем новорождённого, человек, ответственный за его становление в этом мире, должен помнить, что оно определяет судьбу.
Подумайте, стоит ли давать двойное имя (касается тех, чьих аналогов не найти в Святцах). Если есть полная уверенность в том, что цель оправдывает средства, то можно смело стоять на своём выборе.
Церковь даёт своим прихожанам право выбора. Но конкретно по каждому имени, которого нет в Святцах нужно договариваться с самим батюшкой, осуществляющим обряд. Он либо учтёт пожелания родителей, либо откажет, но поможет советом сделать правильный выбор. Например, взять другое, созвучное имя или выбрать из списка святых на конкретный день. В любом случае каждый человек, желающий приобщиться к Церкви, сможет пройти таинство Крещения, вне зависимости от того, как он был наречён. Святая Церковь примет каждого.
Родители, желающие приобщить своего ребенка к православным традициям, нередко задумываются над тем, каким именем крестить ребенка. Чтобы у ребенка не было двух имен, и ангел-хранитель оберегал его с самого начала жизни, желательно обдумать и выбрать имя еще до рождения малыша.
Выбор имени
Имена для своих детей православные верующие родители должны выбирать по Святцам. День рождения ребенка является определяющим при таком выборе. Его называют именем того святого, день поминовения которого совпадает с днем рождения малыша. Пройдя по ссылке, можно определиться с крестильным именем: Православный церковный календарь . Если малыш родился в такой день, который не отмечен в Святцах – выбирают ближайшие даты поминовения. Если имя было присвоено другое (не по православному календарю), то тогда ребенку дают второе – в день крещения. Малыша также нарекают именем святого, день поминовения которого совпал с днем крещения.
Существует еще одна забытая традиция наречения именем. Раньше ребенку присваивали имя того святого, который пользовался особым почтением в семье. К этому событию тщательно готовились, и наделяли особым смыслом – ведь имя человека определяет его дальнейшую судьбу. Ребенку можно присваивать имя по истечению недели от его рождения. Такая традиция не только допускается, но даже приветствуется в наши дни.
Все чаще родители дают своим чадам крестильные имена. С чем это связано? Крестильное имя для любого человека (будь то ребенок или взрослый человек) имеет особый смысл. Считается, что имя, данное во время крещения, благословлено Богом. А человек, нареченный таким именем, защищен ангелом-хранителем.
Вопросом крещения и присвоения имени для маленького ребенка теперь понятен. А каким именем крестить взрослого человека? Если человек пришел к вере в осознанном возрасте, то ему дается имя того святого, в день поминовения которого происходит обряд крещения. Его гражданское имя остается прежним, а крестильное имя становится главным для его духовной жизни.
Сила в имени
Помимо правильного присвоения имени и благозвучия с отчеством и фамилией, следует обратить внимание на смысл выбираемого имени. Многие, так называемые, «русские» имена имеют древнееврейские, древнеегипетские корни. Каждый перевод значения несет смысл и накладывает отпечаток на судьбу человека. Например, имя Елизавета означает в переводе с древнееврейского: «Бог – моя клятва, Богом и клянусь». Другое имя - Илья означает: "крепость Господня". Кроме нюансов, связанных со смыслом, нужно знать – в день какого святого окрещен или родился человек. Например, для человека с именем «Илья» существуют два святых покровителя, в зависимости от даты рождения или крещения - Илия Муромец и Илия Фесвитянин. Поэтому вопрос с выбором имени такой непростой.
Итак, каким именем крестить? Имя выбирается по православному календарю – по дате рождения или совершения обряда крещения. Учитывается при этом смысл имени, благозвучность произношения с фамилией и отчеством. Имя – важно для каждого человека, поэтому стоит выделить время для наречения, и с особой тщательностью подойти ко всему процессу.
Таинство крещения до сих пор является одним из самых сокровенных обрядов, проводимых церковью. Это равное благословение для всех христиан, наделение человека именем, которое он пронесет через всю жизнь, которое будет влиять на его судьбу. Ведь известно, что именослов состоит из узаконенных церковью имен, принадлежащих святым. Называя ребенка тем или иным именем, родители как бы призывают святого охранять их малыша. Недаром сказано в Писании: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». То есть церковь считает, что христианское имя – это благословение Божье.
Благодаря обряду крещения все христиане сегодня носят имена, которые когда-то были выбраны Иисусом. В Библии можно прочитать о предупреждениях Иисуса о сохранении имени в том виде, которое дано им. То есть речь идет именно о сохранении словесной формулы.
Когда начали называть детей при крещении именами святых мучеников, апостолы учили, что это делается не ради повторения мученического пути, а во славу тех, кто его прошел и ради самого имени. Итог таков: нельзя не признать, что хотя бы одно из пророчеств Библии сбылось – Иисус Христос дал имена всем христианам.
Разные народы имеют одинаковые имена, с незначительными колебаниями в написании и произношении, которые получились при адаптации их к национальным особенностям. Остальные же – это перевод на местный язык имени, которое пришло с тех же времен и употреблялось ранее. Например, имя Агафон (добрый) соответствовало славянскому Добрыне, Петр – древнерусскому Камню. Древнееврейское имя Фома соответствует латинскому имени Томас и греческому имени Дидим, которое затем трансформировалось в имя Дмитрий и обозначает «близнец».
Крещение – это ритуал наречения именем. Первые христиане меняли имя. Человек, который проходит обряд крещения, входит в воду без имени, а священник в это время молитвой отгоняет темные силы и призывает силы Света взять человека под свою опеку и называет имя, по которому те узнают его. Светлые силы должны помогать крещеному человеку.
Нарекая детей во время крещения именами мучеников, пострадавших за веру, считалось, что после смерти святые оказывались у престола Господня и имели возможность попросить милости за своих «подопечных».
Старинный обычай называть детей в честь героев и богов получил свое продолжение. Сначала не было никаких особых правил, по которым человек, принимающий христианскую веру, выбирал святого, именем которого крестился. Это был тот человек, деяния которого ему были наиболее близки или затронули какие-то струны его души, или тот человек жил поблизости.
В XVI веке, римский папа Григорий XIII, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, ввел календарь, который стал называться Григорианский, официально утвердил обычай давать при крещении имена святых и мучеников. Имя человеку теперь давалось в тот момент, когда он принимал христианство, а также новорожденным, чьи родители были христианами.
Обряд крещения таков. Сначала священник трижды читал молитву. Затем так же трижды призывал Святой Дух, освящал воду, которая находилась в крещельной купели. В эту воду он трижды погружал младенца (с головой). Для взрослых трудно было найти большую купель, поэтому священнослужитель, который совершал таинство, трижды обрызгивал новообращенного освященной водой. Вода – не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирал и затем воскресал, но уже в качестве христианина.
Вновь рожденному дается новое имя – христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощения и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония – миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося. Оно означает благословение Господне и равенство всех перед Господом.
После совершения таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или взрослому, становится его небесным покровителем.
Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти (так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн – более восьмидесяти), то ближайший день памяти святого после вашего дня рождения и будет днем ваших именин, остальные же дни памяти его называются малыми именинами.
Перечень имен и их календарь (Святцы), а также сам процесс выбора имени подчинялись довольно строгим правилам. Помимо того, что имя обязательно должно было быть в Святцах, оно должно было быть обязательно одним из тех, день которого празднуется непременно в промежутке между первым и восьмым днем рождения ребенка.
Ребенка можно было называть лишь тем именем, которое было указано в Святцах в день его рождения. С помощью данного церковного календаря определялись дни памяти святых, с которыми совпадало имя ребенка. Чаще всего ребенка называли в честь святого, день память которого приходился на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было дней памяти святых жен. При этом имя, выбранное для крещения, не всегда совпадало с именем, данным ребенку при рождении. Однако при таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор мы называем именинниками тех, кто празднует день рождения.
В другом случае ребенка называли по обету в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если день памяти праздновался несколько раз в году, то в день, ближайший ко дню рождения. Сейчас таким способом наречения пользуются редко, но традиция празднования именин осталась.
Однако у тех, кто решил принять крещение, и сегодня сохраняется возможность принять имя святого или праведника, которого человек считает близким себе по духу и образцом для подражания.
Необходимо помнить, что в церковном календаре даты указаны по старому стилю (по светскому календарю Новый год наступает с 1 января, а по церковному – с 14 января). Поэтому к каждой дате в церковном календаре необходимо прибавлять 13, чтобы получить соответствие с календарем светским.
Первые Святцы, переведенные с греческого, были короткими, и перевод их был несовершенен, потому что при переписке имена не переводились и не анализировались, а просто фонетически передавались, без разъяснений. Наш талантливый народ сделал это вместо нерадивых переписчиков и искал в них аналогии с родными, исконно русскими.
Вначале к сохранению имен, которые давались ранее, отношение было лояльным, и старославянские имена, и новые довольно долго сосуществовали вместе. Но после ХIV века имена, которые не входили в Святцы, были запрещены.
Только в XVII веке патриарх Никон произвел ряд реформ церкви, одна из которых касалась унификации имен, так как существовало множество разночтений в их произношении. Некоторые имена греческого происхождения были похожи на исконно русские, некоторые подверглись искажению и имели много вариантов. Чтобы навести порядок и упростить употребление и выбор имен, были сделаны новые переводы именословов, которые утвердили церковное написание имен и показали разницу между мирским именем и тем, которое получал человек при крещении. Эта традиция сохранилась до сих пор и имеет особенное, сакральное значение при принятии схимы, пострига, посвящении себя служению церкви. Человек уходит из мира и обращается к духу, вместе с именем меняя свою жизнь и место в ней. Имя же праведника остается неизменным, чтобы не утратить свое сакральное значение.
Так переплелись национальные славянские традиции, языческие верования, Христианское предание и социальное развитие имен, что и привело к традициям имянаречения, существующим сегодня. Мудрость народа, смысл христианской философии и древние, дохристианские знания заложены в основу русских имен. Очень многие люди верят, что во всем этом есть некий высший смысл, пока до конца непонятый, но имеющий огромное значения для человека.
После революции усиленно пропагандировалось создание новых имен, которое происходило вместе с гонениями на церковь. Согласно декрету от 23 января 1918 года крещение было отменено и заменялось гражданской регистрацией. Церковь отделялась от государства. Родителям предлагалось использовать новые имена, которые отражали «новое время». Большинство из них, конечно, были уродливыми и абсурдными вроде Ревпути и Тракторины. Но были и мелодичные по звучанию, например, Вилен, Октябрина, Искра. Отчего-то они тоже не прижились.
С 1924 года стали выходить «новые святцы» в различной форме: отрывные календари и отдельные пособия, статьи в газетах и журналах со списками новых имен, которыми предлагалось заменить старые, канонические. Но основная масса людей, несмотря на моду и революционную сознательность, не спешила расставаться с тем, что стало привычным. Многие канонические имена, конечно, вышли из употребления, остались те, которые выдержали испытание временем и огнем.
После всех потрясений церковь уже не требует догматического соблюдения традиций.
Великий деятель Папа Иоанн Павел Второй провозгласил равенство всех религий и оповестил об официальной позиции католической церкви, которая кается в своих бывших грехах и гордыне и считает религии разными лишь в силу иных способов признания Единого Господа.
Сегодня православие уже не настаивает на выборе имени при крещении, которое находится в промежутке семи дней от рождения ребенка. Выбор имени может быть любым, даже если святой не канонизирован православной церковью. Но чаще всего для выбора небесного заступника в этом случае дают имя, созвучное с именем того, кто крестится. С другой стороны, поскольку по действующему законодательству крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, то родители сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении.
В отделах ЗАГС достаточно четко контролируется правильность написания (и произношения) полного имени, даваемого ребенку, но если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, то это еще не означает, что следует менять имя при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в нерусской (западноевропейской или местной) его форме. В таком случае следует просто перевести его в церковнославянскую форму и крестить под этим именем. Например, девочка Жанна, скорее всего, будет крещена как Иоанна, Полина как Аполлинария, Марта как Марфа, Денис как Дионисий и т. д. В том случае, когда не удается установить подобное соответствие (например: Эдуард, Эльвира, Карл, Октябрина), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Федор – Феодор, Сергей – Сергий (ударение на первом слоге), Алексей – Алексий (ударение на втором слоге, как и в гражданском имени).
Таким образом, ребенок получает два имени. Издавна считается, что у человека должно быть два имени, одно из которых никто не должен знать, только крестные родители и батюшка. Делается это для того, чтобы никто не смог вас сглазить, навести порчу, потому что имя обладает великой энергетической мощью, а любое его применение в магии может принести вред человеку, которому оно принадлежит. Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.
Выбор имени по канонам церкви – это выбор небесного заступника, поэтому обязательно следует знать день своих именин и историю своего святого, чтобы обращаться к нему с молитвами и пользоваться его защитой.
Во все времена имя христианина считалось святым, и с самого детства детей учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых»: уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.
Следует различать небесного покровителя и ангела-хранителя.
Ангел-хранитель – не имеет имени и плоти и дается в момент крещения, сопровождает человека и учит его пониманию Добра и Зла. Такой урок определен ему Всевышним. Возносить молитвы ему следует каждый день, понимая труд его. Просить следует о направлении на праведный путь, о защите от соблазнов, о подсказке верных решений в жизни и о поддержке в добрых начинаниях.
Небесный заступник – это святой, именем которого нарекают человека при крещении. У многих имеется не один покровитель, а несколько. Зная их истории, вы сами определите, какие из них ближе вам и кого вы можете считать своими заступниками. Общепринятая практика: днем именин считается тот день памяти святого, который наиболее близок к дате рождения. Но церковь не настаивает на этом. И, тем не менее, всех святых, у которых одно имя с вами, следует знать и помнить. Для этого обратитесь к календарю именин, который представлен в нашей книге.
После рождения ребенка в его жизни предстоит важное событие - наречение ему имени. Это первое, что нужно для крещения ребенка. О том, какое имя будет носить малыш, родителям стоит подумать заранее. Тем не менее, нередко бывает, что, взглянув на младенца, мама понимает, что выбранное имя не подходит малышу, и ему дают другое имя. Бывает, что наречение имени даже входит в обязанности крестной матери, если родители долго не могут определиться.
Это не случайно, ведь имя несет в себе особую благодать, смысл и содержание. Называя ребенка, еще наши предки отражали в имени свойства характера или обстоятельства рождения малыша (например, Богдан - Богом данный, Людмила - людям милая). После крещения Руси у нас стали очень распространенными имена еврейского, латинского и греческого происхождения, так как детей стремились назвать в честь великих христианских святых. Каждое такое имя освящено памятью носившего его святого. И сейчас, выбирая имя для младенца, нужно помнить, что мы называем его не для красоты или моды, а для того, чтобы малыш уподобился в жизни святому, носившему это имя и ставшему после Крещения его святым покровителем.
Каким именем крестить ребенка?
Для того, чтобы выбрать, какими именами можно крестить девочек и мальчиков, достаточно заглянуть в Месяцеслов. Его печатают в каждом православном календаре, в нем перечислены мужские и женские имена по святцам. Как правило, имя для младенца выбирают так:
1. Смотрят, память каких святых выпадает на день рождения ребенка или дни рядом с этим.
2. Смотрят, память каких святых выпадает на день крещения младенца или рядом с ним.
3. Выбирают имя младенцу в честь почитаемого в семье святого.
4. Нарекают ребенку имя «по обету». Например, мама долго молилась святителю Николаю, чтобы Господь даровал ей ребенка, и обещала назвать его Николаем.
Имя в крещении - другое имя?
Существует поверье, что у ребенка должно быть два имени: одно - для людей, второе в крещении - тайное имя. Считается, что так у ребенка будет защита от недобрых людей. С точки зрения Церкви, это неразумно: в молитвах мы называем имена родственников и знакомых, а в случае, если бы все имели тайные имена, не обошлось бы без путаницы. Имя, которое носит христианин, уже освящено и поэтому оно является защитой от нечистой силы для человека.
И все же, можно ли крестить ребенка под другим именем? Это возможно, в первую очередь, тогда, когда малыша уже назвали, но его имени нет в святцах.
Каким именем крестить ребенка, если имени нет в святцах?
Не всегда, если мы не нашли имени ребенка в святцах, это значит, что его там нет, просто там может содержаться архаичная форма имени, немного непривычная нам. Например, такое обычное для нас имя Иван в святцах записано как Иоанн, Денис - Дионисий, Егор - Григорий, Ульяна - Иулиания, Яна, Жанна - Иоанна, Полина - Апполинария, Юрий - Георгий, Вероника - Виринея, Анжела - Ангелина, Оксана, Аксинья - Ксения, Марта - Марфа, Томас - Фома, Лилия - Лия, Илона - Елена, Светлана - Фотина, Злата - Хриса. Об этом можно посоветоваться со священником.
Под какими именами крестить детей, которых уже назвали неправославными именами?
Под каким именем крестить ребенка, если все же его имя действительно неправославное? Можно выбрать в святцах похожее на него православное имя. Например, Диану можно назвать Дигной или Анной, Алису или Олесю - Василисой или Александрой, Алину - Александрой или Инной, Карину - Клеопатрой или Кирой, Станислава - Святославом, Артура - Артемием, Викторию - Викториной, Арину - Екатериной, Мариной, Тимура - Тимофеем, Эдуарда - Георгием (есть и древний святой Эдуард, хотя его имя в святцах не встречается), Милану - Анной, Ратмира - Романом. А Инну можно крестить под именем Инна, только носил это имя святой, позже таким именем стали называть девочек.
Если же вам не удалось найти в святцах имя, похожее на то, что вы дали малышу, можно просто выбрать имя святого, память которого выпадает на день крещения малыша или любое имя по святцам, которое вам по душе.
В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих» (Смол. Е. В. 1894, 14) .
Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по Православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью.
Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка . Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.
Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении , по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).
Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рождении, не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самый день рождения , по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатленным святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется. Рождение младенца - столь великое и знаменательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остается только благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением которого он родился.
Кроме того, также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения . Это обосновывалось тем, что по церковному уставу наименование дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, празднуемого в этот день.
Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.
При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.
Были еще случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году - то в день, ближайший ко дню рождения.
Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.
По указанию Евангелия в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю (Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63), а также по церковному преданию (св. Симеон Солун., гл. 59) и по общеустановившейся церковной практике выбор имени новорожденному принадлежал родителям ребенка; взрослые же сами выбирали себе имя . Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для этого имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорожденному или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.
Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена- Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.
В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например Эдуард, Эльвира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.
В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколько раз в году, то празднование одного определенного дня Ангела новонаименованному христианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днем рождения день памяти святого.
Относительно перемены имени уже крещеному человеку нет общецерковных правил, поэтому можно сослаться на резолюцию митрополита московского Филарета (от 22 мая 1839 г.), согласно которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Таин и при исповеди и причащении Святых Таин нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, избудет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае перемены имени «по неудобопроизносимости».
Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.
Примечания:
[ 1] Возрастным нарекаются имена всегда в первый день оглашения. В «Чине, како приимати возраст имущих, иже от иудейския веры, или от магометан, или от идолопоклонник», говорится: в первый день оглашает их священнослужитель, посем поучает я вере христианской и имена христианския им подает.
[ 2] В помянутом выше чине принятия в Церковь возрастных иудеев, магометан и язычников сказано: «И абие глаголет молитву сию, в ней же и имя ему (ищущему крещения) нарицает, во имя святаго, его же память прилучитися имать по сем в осьмый день, или коего святаго изволит».