Картотека игр по правилам пожарной безопасности. Пожарная безопасность
Сборник дидактических игр по правилам пожарной безопасности
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу
в забаву - вот одна из труднейших и
важнейших задач дидактики.
К.Д.Ушинский
1. Игра-загадка "Если пожар..."
Цель: отобрать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Ход игры
Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику.
Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: - Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар, -
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет...
Злой пожар. (передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в...?
Квартире. (передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил...?
Утюг. (передача шара).
Ведущий: Красный отблеск побежал.
Кто со спичками....?
Играл. (передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над...?
Газом. (передача шара)
Ведущий: Столб огня чердак объял.
Кто там спички...?
Зажигал. (передача шара)
Ведущий: Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг...?
Костёр. (передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг...?
Траву. (передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые... ?
Предметы. (передача шара)
Ведущий: Помни, каждый гражданин,
Этот номер...
- "01". (передача шара)
Ведущий: Дым увидел - не зевай.
И пожарных...
Вызывай. (передача шара)
Ведущий: Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнём...
Опасно. (передача шара).
2. Игра «Запрещается- разрешается»
(Разрешается - хлопок, запрещается - молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия.)
Запрещается:
Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Оставлять открытыми двери печей, каминов.
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
Пользоваться повреждёнными розетками.
Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
Защитить дом от пожара
В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
Подавать сигнал тревоги.
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
Знать план эвакуации на случай пожара.
Кричать и звать на помощь взрослых.
3. Игра «01 –примите вызов»
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.
Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
4. Игра «На пожар».
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
5. Игра «Разведчики»
По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.
Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
6. Игра «Тушение пожара».
По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
7. Игра «После пожара».
Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
8. Игра «Внимание! Опасность!»
Зачитывая отрывки из литературных произведений, необходимо грамотно объяснить опасность ситуации.
1)
«Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
- Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
- Это ты сгоришь! - сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку.
«Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту:
- Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки!
Наташа стала его утешать.
- Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, - махнул рукою Кузька. - Я огня боюсь!»
2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.
- Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?
- Нет. А ты мне покажи.
- Эх, вы молодеешь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.
Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то протолкнул и заслонку поставил.
(Русская народная сказка)
3) …А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(К.И. Чуковский «Путаница»)
4) Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула».
(Л.Толстой «Пожар»)
9. Игра «Противопожарные правила учу – жить в своей квартире без тревог хочу!»
Дети на маленьких язычках пламени пишут противопожарные правила, соединяют их в один костер.
Ребята, где бы вы хотели увидеть этот очаг? (Ответы детей). Ведущий приклеивает к костру рисунок камина.
Пусть добрый, теплый огонь очага согревает вас домашним уютом и никогда не приносит беды.
10. Игра «Разложи по порядку»
ЦЕЛЬ: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
ХОД ИГРЫ:
Используются карточки с изображениями:
Сообщение по телефону «01» о пожаре;
Эвакуация людей;
Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
Встреча пожарных;
Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
11. Игра «С чем можно играть»
ЦЕЛЬ: Развивать внимание, мышление; закреплять знания о пожарной безопасности.
ХОД ИГРЫ:
Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
12. Игра «Опасные предметы-источники пожара»
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
13. Игра: «ОТГАДАЙ СЛОВО»
На улице столбом, в избе скатертью.
(Дым)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
(Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает.
(Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает.
(Молния)
В одном амбаре сто пожаров.
(Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
(Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает.
(Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется,
А в руки не дается.
(Дым)
Используемая литература
Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе./М.: Творческий Центр «Сфера», 2005;
Землянская Е.Н. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008/ М.: Центр «Педагогический поиск»;
Кондрашова Л. «Загадки для малышей» / М.: «Эксмо», 2004;
Маршака С.Я. «Кошкин дом»;
Толстой Л.Н. «Пожар»;
Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»;
Чуковский К.И «Путаница»;
С.Я. Шевченко Г.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности» / Волгоград:«Учитель»,2003;
Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 1-4класс./ М.: «Вако», 2004.
ИГРЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Игра «На пожар»
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:
например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду - облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков - например, три.
Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.
Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.
Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки - «одевающиеся пожарные», другие - «готовящие пожарную машину».
После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку - изображение пожарной машины.
ИГРА «Смелые пожарные»
От каждой команды выбирается один игрок.
По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.
Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.
Игра «После пожара»
От каждой команды выбирается два игрока.
Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.
Игру можно повторить несколько раз - с участием других членов команд.
Игра «Тушим пожар»
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить (большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли - бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.
Игра «Костер»
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.
Спортивная игра «Пожарные учения»
Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что спортивная игра посвящена людям, профессия которых - пожарный.
Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди - пожарные. Они борются с огнем, спасают пострадавших.
Затем ведущий представляет команды детей, называет судей и объявляет о начале игры.
Предлагаем примерные игры и эстафеты.
Игра «Что нужно при пожаре»
Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Игра «Кто быстрее оденется»
Ход игры. Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги. По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи и возвращается к команде и т.д.
Эстафета «Верхний этаж»
Дети взбираются по наклонной скамейки на гимнастическую стенку, перелезают на соседний пролет, затем спрыгивают на мат.
Эстафета «Разборка брандспойтов»
Стоящий в колонне каждой команды первый ребенок бежит к пирамиде, на которую намотан канат, разматывает его и возвращается обратно. Второй бежит и наматывает канат на пирамиду. И т.д.
Эстафета «Тушение пожара»
Эстафета «Задымленный коридор»
Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.
Эстафета «Тушение пожара»
В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.
Игра «Да» и «Нет»
Игра называется «Да» и «Нет»
Их я хочу услышать в ответ.
Все внимательно играйте,
Думайте и отвечайте.
На вопросы дайте ответ,
И скажите «Да» иль «Нет».
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют?
Для ребят пожары шутка?
Все ли дети тут послушны?
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать?
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Под столом играет света,
Зажигает она свечи.
Дети дайте мне ответ,
Хорошо ли это?
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет?
Непослушный мальчик Вова,
Спичками играет снова.
Пусть мне дети отвечают,
Маму Вова огорчает?
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй - тронь!
Дайте, дети мне ответ,
Будет больно или нет?
Нам пожары не беда? (нет)
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Маму слушаем всегда?
Можно спичками играть?
Детям свечи зажигать?
Причиняет огонь зло?
А дает огонь добро?
Ты труслив, когда беда?
Силы жалко для труда?
С огнем всегда ты осторожен?
Что ж завершать игру мне можно?
Игра «Топаем, хлопаем»
Условие:
Если дети поступают правильно - хлопают,
Если неправильно - топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «101» звонит. (хлопают)
Игра «Что нужно при пожаре»
Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Лена Успенская
Игра по правилам пожарной безопасности
Цель : развитие представлений о .
Задачи :
Продолжать знакомить детей с профессией пожарного .
Показать роль огня в жизни человека : как положительную, так и отрицательную.
Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности .
Развивать память, сообразительность, находчивость, ловкость и быстроту
Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность.
Воспитывать интерес к играм соревновательного характера, чувства дружбы, сплоченности, коллективизма.
Ведущий. Ребята, я предлагаю вам принять участие в игре – викторине, посвященной пожарной безопасности . Мы узнаем, кто из вас готов стать юным пожарным . Запомните правила игры – вопросы нужно слушать внимательно, не подсказывать, ответы не выкрикивать. Готовы начать игру? Ответы детей.
Ведущий. Ребята, скажите огонь - это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Ведущий. Огонь – это стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться (боятся) .
Хорошо то, что огонь является источником жизни : он обогревает жилище, помогает готовить пищу.
Но огонь может стать и страшным врагом, уничтожить дома, другие постройки, лес, людей и животных, если люди забывают о правилах пожарной безопасности .
Какие же это правила ?
Рассматривание плакатов по пожарной безопасности :
Будь осторожен с огнем!
Не играйте со спичками !
Опасно играть с горючими жидкостями! (нельзя играть аэрозольными баллончиками - показать)
Будьте осторожны с электроприборами (нельзя трогать и включать в сеть электроприборы)
Нельзя трогать газовые краны (у плиты) керосиновые машины.
Нельзя разжигать костры (ни в лесу, ни на поляне, ни тем более дома)
Если увидишь где-нибудь пожар , то беги и зови взрослых, если рядом есть телефон, звони 01.
Если пожар возник по твоей вине, то не прячься, а сразу беги и зови на помощь.
Ведущий. Сейчас вы прослушаете отрывки из произведений, назовите эти произведения.
Приоткрыла дверцу Лена
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском
Вверх полез по занавескам
Спины дымом заволок
Лижет пол и потолок. (С. Маршак «Пожар » )
А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит :
«Эй, пожарные , бегите!
Помогите, помогите». (К. Чуковский «Путаница» )
Много столпилось
Людей на панели
Люди в тревоге под крышу смотрели
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок
Протягивал к ним… (С. Маршак «рассказ о неизвестном герое» )
Ведущий. А теперь мы проведем соревнование «Кто первым сообщит о пожаре »
Дети выстраиваются в 2 колоны, впереди на 2-х столиках 2 телефона. Дети, добежав до телефона и сняв трубку, набирают номера 01 и называют свой домашний адрес. Положив трубку, они бегом возвращаются назад и передают эстафету другим детям.
Ведущий. Ой, какие молодцы, всё сделали правильно ! Теперь проверим вашу смекалку – отгадайте-ка загадки
Он - друг ребят, но
Когда с ним шалят
Он становиться врагом
И сжигает все кругом. (огонь)
Палочка тоненькая,
Но не игрушка живет в своей коробушке
В руки детям попадет
Беду большую принесет. (спичка)
Висит - молчит,
А перевернешь - шипит
И пена - летит. (Огнетушитель)
Миг – и рассыпались медные краски
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке
Люди в брезенте-
Один за другим
Лезут по лестницам
В пламя и дым… (пожарные )
Ведущий. И снова эстафета «Пожарные на учении » (эстафета с препятствиями)
Необходимо пробежать змейкой между кубиками, пролезть под дугу, пробежать по скамейке.
Ведущий. Какие же вы быстрые! Давайте отдохнем и поиграем в игру «Доскажи словечко» .
Выпал на поле уголек,
Деревянн6ый пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что ты должен предпринять
Сразу спички. (отобрать)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из… (розетки)
Если вдруг пожар возник ,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить
О пожаре… (сообщить)
Кто с огнем неосторожен
У того пожар возможен
Дети! помните о том,
Что нельзя играть с… (огнем)
Ведущий. Отдохнули? Снова посоревнуемся - эстафета «Кто быстрее перенесет воду» (зальет огонь) .
Ведущий. Игра «Слушай внимательно» .
Ведущий задает детям вопросы, а они хором отвечают : «Ээто я, это я, это все мои друзья»
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре ?
Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!»
Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером, и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ноль четыре?
Кто от маленькой сестричке незаметно спрячет спички?
Кто из вас шалит с огнем, признавайтесь честно в том.
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Ведущий. Игра «Ответь правильно »
Что нужно сделать если…:
Возник пожар (звонить 01)
В комнате много дыма. (ползти к выходу)
На тебе горит одежда. (падай на пол, землю, катайся)
Задымился телевизор (отключи, накрой одеялом)
Почувствовал запах газа (открой балкон, окно или дверь)
Трудно дышать от дыма (дыши через мокрую тряпку)
Ведущий. И снова эстафета «Спаси от огня зайчика»
Соревнующиеся проползают под столами, стульями, берут в руки по 1 игрушке, и бегом возвращаются на место.
Ведущий. На этой ноте мы заканчиваем нашу сегодняшнюю викторину. Молодцы, ребята! Вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Будьте внимательны, думайте о безопасности !
Соблюдайте правила пожарной безопасности , чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить , чем потушить.
Публикации по теме:
«Что нужно для пожарного щита?» по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Дидактическая игра: «Что нужно для пожарного щита?» по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Задачи дидактической игры:.
«Кошкин дом». Театрализованная постановка по правилам пожарной безопасности Методическая разработка по ОБЖ в средней группе. Лисова Людмила Ивановна Тема: «Кошкин дом», театрализованная постановка по правилам противопожарной.
«Мы пожарными растем» Развлечение по правилам пожарной безопасности для детей подготовительной группы Цель: Закрепить знания по пожарной безопасности, профессии «пожарный», ее особенностях. Формировать у детей осознанного и ответственного.
Дидактические игры – это один из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться.
Одним из основных приоритетов работы детского сада является охрана жизни и здоровья детей, организация их безопасной жизнедеятельности.
Конспект НОД по правилам пожарной безопасности Конспект занятия для детей второй младшей группы о правилах пожарной безопасности. Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать.
Конспект НОД по правилам пожарной безопасности по сказке С. Маршака «Кошкин дом» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задача: Формировать представления о пользе и вреде огня. Развивать умение правильно.
«С огнём не шути!» Конспект занятия по правилам пожарной безопасности в средней группе Тема: «С огнём не шути!» Задачи: - прививать навыки пожарной безопасности; - развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование:.
Развлечение по правилам пожарной безопасности в старшей группе «Юные пожарные» Цель: -продолжать знакомить детей с профессией пожарного; -закреплять знания правил пожарной безопасности; -развивать память, сообразительность,.
Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила пожарной безопасности» «Правила пожарной безопасности» Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Ляленкова В. В.
Библиотека изображений:
Галина Подолина
Подвижные игры по правилам пожарной безопасности
Огонь в очаге.
Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.
Один из игроков изображает Огонь (в полумаске) . Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.
ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!
ИГРОКИ (в ответ)
Ты зачем ушел из очага,
Превратился в нашего врага?
ОГОНЬ : Я, Огонь – ваш друг и враг,
Со мной не справиться никак .
После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.
Огненный Дракон
Цели : совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.
Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят : «Огонь –дракон, уходи вон!»
Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени» , игроки разбегаются.
ДРАКОН : Язычки огня всё ближе, ближе
Нагибайтесь ниже, ниже!
Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.
Те, кого не задел, возвращаются в круг.
Вода и огонь.
Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними.
По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар ) . Осаленные переходят в команду противника.
Птички в беде.
Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.
На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми) . Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары . Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.
Кто быстрее потушит пожар .
Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.
По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю) .
Количество стульев на один меньше, чем участников игры . Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
Хозяин озера
Цели : развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.
На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте) . Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.
Водящий считает до пяти.
Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера) . В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.
Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Дидактическая игра «Карточная викторина».
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры :
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
Назови возможную причину пожара;
Как правильно вызвать пожарных;
Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
Что нужно делать, если в доме запахло газом;
Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
Можно ли поджигать тополиный пух;
Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
Как правильно покинуть задымлённое помещение;
Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Дидактическая игра: «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара.Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры :
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры :
Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Дидактическая игра: «Хорошо - плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры :
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине - в нужное место.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры :
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …..(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..(утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жог…(траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара.развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры :
из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример - кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Сюжетно ролевые игры:
«Мы - пожарные»
Предварительная работа:
- экскурсия в пожарную часть,
- беседы о работе пожарных,
- рассматривание сюжетных картинок,
- чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
- рисование на данную тему,
- обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
- дидактические игры,
- ООД на данную тему.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители - шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы - пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).
Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».
Предварительная работа:
- Конструирование зданий,
- Игры с напольным конструктором,
- Рассматривание плана-схемы улиц города,
- Экскурсия по близлежащему микрорайону,
- Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
- Беседы о профессии пожарного,
- Отгадывание загадок,
- Игры с транспортными игрушек,
- Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.
Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.
Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
Предварительная работа:
- беседы на тему безопасности дома,
- разучивание пословиц об огне и воде,
- беседа на тему «Огонь - спутник и помощник человека»,
- отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
- Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
- Знакомство с пословицами об огне,
- Дидактические игры по пожарной безопасности.
Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.
Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы -пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.
Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Дидактическая игра «Да—нет»
Цель: закрепить знания детей о действиях, которые могут привести к пожару .
Воспитатель перечисляет действия. В случаях, если они могут привести к возникновению пожара, воспитанники хлопают в ладоши. Когда опасность не грозит — топают ногами:
Рисование,
Поджигание бумаги,
Игра с мячом,
Игра с зажигалкой,
Изготовление аппликации,
Прыгание через скакалку,
Поджигание сухой травы и листвы,
Пение хором,
Баловство со спичками,
Игра в снежки на улице зимой,
Игра со снежинками, изготовленными из бумажных салфеток,
Зажигание бенгальских огней возле ёлки,
Мытьё посуды,
Умывание,
Игра на прогулке,
Игра в бадминтон,
Лепка из пластилина,
Включение утюга,
Мытьё рук,
Полив цветов,
Включение обогревателя,
Чистка ковра,
Игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
Забивание гвоздей,
Игра с песком,
Включение неисправного шнура гирлянды,
Купание в ванне,
Игра с кубиками,
Перегрев телевизора,
Рассматривание книг возле костра,
Разжигание костра в лесу на ветру,
Игры с воздушным змеем.
Дидактическая игра «Размышляй-ка»
Цель: закрепление знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности ; развитие логического мышления; содействие в употреблении сложноподчинённых предложений.
Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем. Например, так: «Если съесть ядовитый гриб, то… можно отравиться».
Если съесть ядовитую ягоду, то…
Если одному плыть по реке, то…
Если идти, не останавливаясь в море, то…
Если к вам в окно залетел тлеющий окурок, то…
Если открывать дверь незнакомцу, то…
Если взять в руки острые предметы, то…
Если у человека поднялась высокая температура, то…
Если подняться на крышу дома, то…
Если укусил комар, то…
Если дети играют со спичками, то…
Если на улице горит трава, то…
Если в квартире пахнет гарью, то…
Если на кухне запах газа, то…
Если из соседней квартиры идёт дым, то…
Если подскользнуться зимой на льду, то…
Если идти на красный свет через дорогу, то…
Если кататься на велосипеде возле проезжей части, то…
Если зимой лизнуть сосульку, то…
Если незнакомец угощает конфетой, то…
Дидактическая игра «Как спасти от беды»
Цель: закрепление знаний воспитанников по ОБЖ; развитие логического мышления.
Ход игры
Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».
Водитель нарушил правила дорожного движения…
Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…
В детском саду объявили эвакуацию, все дети…
Мальчик во время игры поранил ногу…
В квартире начался пожар и папа…
Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…
Во время новогоднего праздника погас свет…
В доме нет света, а ребёнок дома один…
Дидактическая игра «Холодный—горячий»
Цель: развитие у детей логического мышления.
Каждый ребёнок получает по три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий — холодные, жёлтый — тёплые. Ведущий называет различные предметы, дети показывают соответствующий кружок. Тот, кто чаще ошибается, выбывает из игры.
Предметный ряд: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, фен, обогреватель, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька, варежки, горячий чайник, холодильник и т.д.
Дидактическая игра «Составь номер»
Цель: закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.
Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.
В. Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:
Дети. «Пожарный номер: 101».
В. Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.
Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»
Цель: обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.
Ход игры
Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».
Ситуационный ряд:
- Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
- Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
- Взрослые неосторожно обращаются с камином…
- Мальчики играют со спичками…
- На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
- На праздничном столе остались непогашенные свечи …