Кто имеет право на охрану школы. Требования к мерам безопасности в школах Представления по нарушениям охрана школ
", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.
— наличие периметрального ограждения и освещения территории;
— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.
Охрану для школ будут отбирать по новым критериям. Необходимыми условиями для работы в учебных заведениях станут отсутствие нарушений за последний год, наличие аналогичного опыта работы и соглашений с органами внутренних дел об участии в охране общественного порядка. Такой перечень обязательных требований к фирмам, предоставляющим охранные услуги, предлагает ввести Росгвардия, сообщил «Известиям» советник директора ведомства Александр Хинштейн. Проект соответствующего постановления правительства сейчас проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами. Эксперты предложение поддерживают, однако прогнозируют передел рынка частных охранных услуг.
В Росгвардии считают необходимым упорядочить деятельность по охране образовательных объектов, рассказал Александр Хинштейн. Для этого нужно ввести перечень обязательных требований к частным охранным предприятиям, обеспечивающим безопасность в школах. В настоящее время договоры на такую деятельность заключаются с фирмой, выигравшей торги, так как средства выделяются из государственного или муниципального бюджета. На аукционе побеждают те, кто предложил наименьшую стоимость, однако в этих случаях фактически не учитывается профессионализм и надежность охранного предприятия.
Вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями. Сегодня это большая проблема, и последние ЧП в школах это наглядно продемонстрировали. Мы убеждены, что ЧОПы, которые охраняют объекты образования, в первую очередь школы, должны отвечать ряду обязательных требований, которые необходимо закрепить в конкурсных условиях, - пояснил Александр Хинштейн.
В Росгвардии считают, что в перечень требований должны быть включены: наличие у ЧОПа лицензии на антитеррористическую охрану объектов, аналогичный опыт работы и отсутствие нарушений в течение последнего года. Кроме того, допускаться к участию в конкурсе должны лишь те организации, которые заключали с территориальными органами Росгвардии и МВД соглашение об участии в охране общественного порядка.
Мы также будем ставить вопрос о включении в перечень требований соответствия профессиональному стандарту. Это позволит еще более систематизировать работу охранной сферы. Мы поддерживаем это нововведение, оно особенно важно для образовательных объектов, - подчеркнул Александр Хинштейн.
Как ранее сообщали «Известия», Минтруд принял профстандарты в декабре 2015 года, однако они носят рекомендательный характер и действуют только на территории Москвы.
В отрасли нововведения поддерживают, заявил «Известиям» председатель Всероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов. По его словам, ситуация с охраной школ сейчас складывается наиболее остро и участвовать в этой деятельности должны только самые профессиональные ЧОПы, обладающие необходимыми ресурсами, знаниями и навыками. В отрасли с пониманием относятся к требованию о необходимости заключать соглашения об участии в охране общественного порядка, подчеркнул Александр Козлов.
Соглашение подразумевает, что пункт охраны будет внесен в систему единой дислокации сил и средств, то есть дежурный ОВД будет знать, что в школе стоит ЧОП, и сможет оперативно довести до него информацию. Например, совершено преступление, виновные скрылись и могут прятаться на территории школы. Или нужно оказать помощь потерпевшему. Государство платит деньги ЧОПу, поэтому тот должен в какой-то мере выполнять правоохранительные функции, - заявил «Известиям» эксперт.
Что касается профстандартов, то согласно закону они станут обязательными с 2020 года, напомнил он. Однако ничто не мешает утвердить любой из них отдельным постановлением и раньше.
Действующие требования к частным охранным предприятиям и сейчас достаточно серьезны, считает заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре» Антон Пуляев.
Безусловно, участившиеся преступления в стенах общеобразовательных учреждений вызывают тревогу. Однако предложения похожи на попытку формально ввести дополнительный фильтр. Не факт, что их принятие не приведет к переделу на рынке частных охранных услуг, - сказал он.
Директор юридической компании «Центр правосудия» Армен Восканян говорит, что трагедий в школах можно было избежать в случае достаточной квалификации сотрудников охранных предприятий, обеспечивавших порядок и пропускной режим на объектах.
Ведь после каждого инцидента выяснялось, что ЧОПы, обслуживавшие школы, работали с грубыми нарушениями, - заметил эксперт.
Сейчас проект постановления правительства, разработанный Росгвардией, проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами.
Министру образования и науки
Российской Федерации
Фурсенко А.А.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования
Результаты организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки и анализ данных статистики свидетельствуют о том, что позитивные изменения государственной политики в области образования реализуются медленно. Развитие регионального правотворчества, связанное с внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 - ФЗ изменениями в Закон Российской Федерации «Об образовании», происходит неинтенсивно. Право несовершеннолетних на получение основного общего образования повсеместно нарушается.Прокурорами установлены многочисленные нарушения прав граждан на общедоступность и бесплатность основного общего образования, предусмотренных ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 43 Конституции России и ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон).
В республиках Алтай, Дагестан, Саха (Якутия), Хакасия и Чувашской Республике, Пермском, Приморском краях, Иркутской, Камчатской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Ярославской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах выявлены правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, а также локальные акты образовательных учреждений, противоречащие федеральному законодательству об образовании.
Распространение получили такие нарушения, как ведение учебного процесса при отсутствии лицензий либо истечении сроков их действия, без аттестации и аккредитации, предусмотренных пп. 6, 16, 19 ст. 33 Закона, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны территориальных органов управления образованием (республики Дагестан, Карелия, Чувашская Республика, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Воронежская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Курская, Мурманская, Псковская, Ростовская, Сахалинская, Тульская области, г.Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий, Эвенкийский автономные округа и другие регионы.)
В Пермском крае на момент проведения проверки у каждого третьего образовательного учреждения, реализующего программы основного общего образования, истекли сроки действия лицензии на право ведения образовательной деятельности. Причиной несвоевременного получения лицензии явилась ненадлежащая организация учредителями работы по подготовке образовательных учреждений к процедуре лицензирования. В Кировской области десятки школ (51) вели образовательную деятельность без лицензии. В Республике Саха (Якутия), несмотря на то, что прокурорскими проверками выявлены факты осуществления школами безлицензионной деятельности с 2004 года, в отчете отдела инспектирования и контроля республики от 15.07.2005 указано о 100-процентном лицензировании общеобразовательных учреждений.
Уставы многих образовательных учреждений не приведены в соответствие с действующим законодательством. В них не содержится обязательных сведений, предусмотренных ст. 13 Закона, т.е. важнейших параметров образовательной деятельности, касающихся прав обучающихся. Включены незаконные положения об установлении испытаний при приеме в образовательные учреждения, отчислении из них, наложении дисциплинарных взысканий на учащихся. Источниками формирования финансовых ресурсов указаны кредиты банков и других кредиторов (в нарушение п. 2 ст. 32 Закона).
В школе № 278 г. Санкт-Петербурга в соответствии с правилами приема в 2005/2006 учебном году преимущественным правом при зачислении пользовались дети, родители которых работали в школе или изъявили желание поступить туда на работу. Кроме того, прием в пятые классы производился на конкурсной основе после собеседования.
Уставами ряда образовательных учреждений Ольгинского муниципального района Приморского края обязанность по организации питания обучающихся возложена частично на родителей, что противоречит п. 5 ст. 51 Закона.
Прокурором г. Гусь-Хрустальный Владимирской области опротестовано Положение о совете по охране прав и профилактике правонарушений учащихся средней школы № 3, который уполномочен решать вопросы передачи детей, оставшихся без родителей, под опеку (попечительство), что противоречит ст.ст. 122, 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Нарушая принцип общедоступности основного общего образования, администрации учреждений ввели правила, ограничивающие прием учащихся в школы по принципу территориальности, устанавливающие приоритет в приеме детей сотрудников образовательных учреждений. Зачисление учащихся в школы производилось по результатам экзаменов, тестирований, собеседований, заключений психолого-педагогических комиссий. Прием в последующие классы - также по итогам собеседований и с учетом личных достижений.
В Приморском крае, Волгоградской, Псковской областях, г. Москве в нарушение ст. 5 Закона в некоторых локальных актах образовательных учреждений предусмотрены ограничения в приеме в школу с учетом места жительства детей и прием на конкурсной основе.
В Волгоградской области, г. Москве в уставы ряда образовательных учреждений включены положения о приеме на учебу в первые классы на основании заключения психолого-педагогической комиссии, а зачисление во вторые и последующие классы осуществляется при наличии свободных мест по итогам собеседования.
Распространены случаи незаконного исключения учащихся из общеобразовательных учреждений с нарушением требований ст. 19 Закона -за неуспеваемость, пропуски занятий, несоблюдение устава, совершение правонарушений; исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - без согласия органов опеки и попечительства. При этом мер к трудоустройству несовершеннолетних администрациями школ, органами управления образованием, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не принималось (республики Алтай, Дагестан, Чувашская Республика, Красноярский, Пермский, Приморский края, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область и другие регионы).
Так, в одной из школ г. Новомосковска Тульской области за два учебных года отчислено за неуспеваемость 26 учащихся. По уставу Вязоватовской школы Воронежской области учащийся, осужденный к условной мере наказания или имеющий судимость, не вправе продолжать обучение, что противоречит п. 1 ст. 5 Закона. В Республике Дагестан некоторые руководители общеобразовательных учреждений вынуждали забирать из школы документы тех родителей, чьи дети совершили правонарушения.
Во всех регионах выявлены факты незаконного наложения на учащихся дисциплинарных взысканий: штрафов или переводов на домашнее обучение за курение или нецензурную брань; выговоров, отстранений от занятий или условных исключений из школы за неуспеваемость и проступки; постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел за несоблюдение устава.
В Чувашской Республике в нарушение ст.ст. 13, 19 Закона ученики 7 класса СОШ № 210 г. Канаша не допущены руководством школы к занятиям, поскольку в соответствии с уставом к ним была применена мера дисциплинарного взыскания - условное исключение из школы. По приказу директора средней школы № 3 г. Валдая Новгородской области учеников подвергли штрафу в размере 50 руб. за курение в здании школы. Правилами внутреннего распорядка школы № 5 г. Санкт-Петербурга предусмотрен временный либо постоянный перевод на домашнее обучение учащегося за курение в школе, а также если учащийся принесет в школу вещи, не имеющие отношения к занятиям (плейеры, мобильные телефоны и т.д.).
Только прокурорами Кировской области за 2 месяца текущего года принесено 156 протестов на незаконные положения локальных актов учебных заведений.
Повсеместно нарушается принцип бесплатности основного общего образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приеме детей в общеобразовательные учреждения, оказанию благотворительной помощи, добровольных пожертвований на различные нужды учреждения, в том числе финансируемые из бюджета. Однако такая помощь вопреки п. 8 ст. 41 Закона, ст.ст. 1, 4, 5 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» зачастую носит принудительный характер.
Между образовательными учреждениями и родителями учеников заключаются договоры, обязывающие благотворителя (родителя) оказывать образовательному учреждению помощь в виде денежных взносов (наличными или по безналичному расчету), а также в виде имущества. Решением родительских собраний лица, не имеющие возможности внести средства на ремонт образовательного учреждения, обязываются отработать на ремонте школы либо приобрести строительные материалы.
В школе г. Грузино Новгородской области разработано Положение о добровольных взносах родителей (законных представителей), которое вынуждает их платить взносы или покупать стройматериалы либо оказывать другие услуги. С родителями учеников школы № 1 Старорусского района заключены договоры, по которым они должны в течение 9 месяцев вносить деньги на нужды школы в размерах, определенных родительским комитетом.
В Ямало-Ненецком автономном округе в школе № 6 принято Положение о добровольных взносах родителей, причем предусмотрена доплата педагогам в размере 150 руб. за «своевременное и качественное взимание родительской платы». В г. Санкт-Петербурге в школе № 430 Петродворцового района родителей первоклассников обязали оказать благотворительную помощь на установку стеклопакетов в классе. Администрацией школы № 1268 г. Москвы незаконно привлечены денежные средства родителей на уборку помещений, покупку школьной мебели, ремонт школы. В г. Каспийске Республики Дагестан в феврале 2006 г. ученик 6 класса школы № 2 не был допущен к урокам классным руководителем, так как не принес денег на ремонт и охрану школы. Прокуратурой г. Санкт-Петербурга направлено в суд уголовное дело в отношении учителя школы № 262 Новак В.А., из-за издевательств которой отказавшийся сдать деньги на ремонт школы ученик 8 класса Лебедев Р.В. совершил самоубийство, бросившись под поезд.
В нарушение ст. 45 Закона, п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями в качестве таковых предоставлялись услуги, предусмотренные соответствующей образовательной программой и государственными образовательными стандартами, а также развивающие и оздоровительные услуги для детей, оказываемые через кружки, секции, спортивные мероприятия, дискотеки и т.д. При этом договоры на их оказание иногда не составлялись. В некоторых регионах органами управления образованием установлены нормы получения средств на оказание таких услуг (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Волгоградская, Мурманская, Новгородская области).
Так, в школе № 25 г. Владивостока Приморского края платно оказывались услуги по предметам, включенным в основную программу: математике, физике, информатике, русскому языку, химии. В школах № 8, 10 Арсеньевского городского округа образовательные услуги оказывались в рамках учебного плана путем снижения установленной наполняемости классов, деления классов на подгруппы. По протесту прокурора Новгородской области отменены незаконные положения приказа комитета образования от 15.12.2003 № 746 в части утвержденной годовой нормы получения внебюджетных средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
Имущество образовательных учреждений не всегда используется по целевому назначению. За проверяемый период имели место случаи незаконной передачи его в аренду без проведения экспертной оценки - в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Республика Татарстан, Пермский, Приморский края, Волгоградская, Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
В г. Дербенте Республики Дагестан учебные помещения, а также столовые, спортзалы, мастерские сдавались в аренду частным лицам, в то же время из-за нехватки помещений в 11 школах города обучение проходило в три смены. Во дворе коррекционной школе № 7 организована платная автостоянка.
Приговором Зеленоградского суда г. Москвы осуждены директор школы № 2609 Мельникова Л.Е. по ч. 1 ст. 286 УК РФ и её заместитель Звездина Л.В. по ч. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 286 УК РФ к условным мерам наказания за получение взятки за предоставление в аренду помещения актового зала школы для проведения собрания членов гаражно-строительного кооператива.
В ряде школ, особенно расположенных в отдаленных районах или сельской местности, образовательный процесс в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона реализуется не в полном объеме. Отдельные предметы (иностранный язык, история, физкультура, музыка и другие) не преподаются либо преподавание осуществляется лицами, не имеющими соответствующего образования (Республика Алтай, Кемеровская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).
Материально-техническое обеспечение многих образовательных учреждений и оснащение образовательного процесса остаются неудовлетворительными (ст. 32 Закона). В ряде школ отсутствуют водоснабжение, канализация, санитарно-технические средства. В подавляющем большинстве сельских школ сохраняется печное отопление. Дети получают образование в неприспособленных для обучения помещениях, с угрозой для жизни и здоровья. В некоторых регионах средства на капитальный ремонт не выделялись десятилетиями.
Например, в г. Перми при наличии соответствующих заключений о неудовлетворительном техническом состоянии объектов средства на капитальный ремонт учреждений образования не выделялись от 15 до 30 лет. В Кочевском районе Коми-Пермяцкого округа здания трех образовательных учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность, списаны, но продолжают эксплуатироваться. В Новгородской области в каждой пятой школе отсутствует канализация, почти в половине нет водопровода и централизованного отопления. В 2006 году по требованию прокуроров Республики Саха (Якутия) и г. Москвы приостановлена эксплуатация помещений ряда образовательных учреждений, в которых нахождение детей опасно для жизни в связи с аварийным состоянием зданий.
В большинстве образовательных учреждений учащиеся обеспечивались учебными пособиями в среднем на 50-70 %. Родители вынуждены приобретать учебники самостоятельно или платить за пользование ими из школьной библиотеки, что противоречит п. 4 ст. 50 Закона, п. 49 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ст. 8 ФЗ «О библиотечном деле». Так, в 2005 году не поступили учебники в 16 школ Красноармейского района Приморского края. В Белгородской области учащиеся на 90% обеспечены учебниками за счет родительских средств. Полного обеспечения бесплатным комплектом учебников нет почти ни в одном районе Новгородской области.
Образовательные учреждения не в полной мере создали условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В нарушение ст. 51 Закона не согласованы с органами здравоохранения учебная нагрузка и режим занятий. Здания и помещения не отвечают требованиям пожарной безопасности, а также установленным санитарным нормам и правилам по освещенности, набору мебели, оснащенности пищеблоков и санузлов. Превышены предельно допустимые нормы комплектации классов. Не соблюдается предусмотренная лицензией предельная численность обучающихся. Не созданы необходимые условия для питания и медицинского обслуживания учащихся.
Так, более чем в половине регионов в школах отсутствуют медицинские кабинеты, а если и имеются, то не укомплектованы специальной мебелью, соответствующей техникой, приборами, необходимыми препаратами и квалифицированными кадрами.
В нарушение ст. 51 Закона учебное расписание, режим дня и занятий составляются без согласования с органами здравоохранения, без учета умственной работоспособности обучающихся. Продолжительность перемен не соответствует установленным нормам, допускается сокращение их времени. Превышаются предельно допустимые нормы комплектации классов.
Повсеместно нарушаются санитарные нормы и правила, предусмотренные «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», в части освещенности помещений, набора мебели (не учитываются ростовозрастные изменения обучающихся), оснащения пищеблоков, оборудования и содержания санузлов. В кабинетах нет умывальников, классные доски не оборудованы софитами, отсутствуют душевые в спортзалах и т.д.
Зачастую организация, режим и качество питания учащихся не отвечают предъявляемым требованиям. В ряде школ отсутствует надлежащий контроль за состоянием фактического питания и качеством продуктов, санитарно-гигиеническим состоянием пищеблоков. Калорийность завтраков и обедов не соответствует физиологическим потребностям растущих организмов детей. Молочные, мясные блюда отсутствуют, натуральные продукты заменены консервированными. Горячее питание - буфетным. В некоторых школах оно вообще не организовано. В Волгоградской, Курской областях горячим питанием обеспечено около 60 % школьников, в г. Санкт-Петербурге - 52%.
Принятые региональные программы безопасности образовательных учреждений не выполняются в полном объеме. В нарушение ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона в них не созданы условия для предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма. Зачастую охрана школ осуществляется техническим персоналом (сторожа, вахтеры, уборщики) либо не имеющими лицензии охранниками. Даже в крупных городах значительная часть школ не оборудована кнопками тревожной сигнализации, предназначенными для экстренного вызова органов внутренних дел и пожарной охраны. Большинство сельских школ не имеют охраны и средств телефонной связи. Решение проблем их безопасности и антитеррористической защищенности возложено на родителей (законных представителей) учащихся, которые заключают договоры на охрану школ с лицензированными охранными агентствами и оплачивают их услуги.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности негосударственных образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений для подростков с девиантным поведением.
Работа образовательных учреждений и органов управления образованием по выявлению, учету и устройству детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам; принятию действенных мер по воспитанию и получению ими обязательного основного общего образования; профилактике безнадзорности и правонарушений налажена слабо - вопреки требованиям ст. 31 Закона, ст.ст. 9, 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отсутствие эффективного взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений негативно сказывается на состоянии подростковой преступности. Примерно половина несовершеннолетних, совершивших преступления в 2005 году, -учащиеся школ. Факты сокрытия совершения учащимися правонарушений со стороны администрации образовательных учреждений выявлены прокурорами Чувашской Республики, Кировской, Мурманской, Новгородской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2004 - 2005 гг. в республиках Бурятия, Дагестан, Красноярском, Пермском, Приморском краях, Белгородской, Курской, Липецкой, Сахалинской областях, городах Москве, Санкт-Петербурге и других регионах правоохранительными органами возбуждено 79 уголовных дел по фактам жестокого обращения с учащимися и применения недозволенных методов воспитания, присвоения денежных и материальных ценностей, злоупотребления должностными полномочиями, изготовления и реализации поддельных документов об образовании.
Прокуратурой Приморского края возбуждено уголовное дело в отношении руководителей МОУ «СОШ № 151» по факту представления недостоверной статистической отчетности в части завышения количества учащихся и превышения в связи с этим фонда оплаты труда.
Прокуратурой г. Санкт-Петербурга расследуется уголовное дело по ст. 156 УК РФ в отношении бывшего педагога школы № 468 Лукиной Г.А., которая за плохую успеваемость лишала учащихся обедов, била по рукам, заставляла убирать столовую и туалеты, публично их оскорбляла. Прокуратурой Партизанского района Приморского края направлено в суд уголовное дело по обвинению по ст.ст. 130, 156 УК РФ преподавателя начальных классов средней школы с. Золотая Долина Горовой И.М., которая заставила учащихся четвертого класса вылизывать языками пол. В Красноярском крае осуждены к штрафу воспитатели Ачинского кадетского корпуса Калинина С.А. и Белозеров М.Ю., причинившие утюгом ожоги спины и ягодиц одному воспитаннику и травмировавшие барабанную перепонку уха другому.
Указанные нарушения стали возможны из-за отсутствия должного контроля со стороны органов управления образованием за деятельностью общеобразовательных учреждений и недостатков в кадровой работе.
Не соответствует образовательным стандартам процесс обучения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Порядок организации и проведения образовательного процесса в указанных учреждениях не разработан.
Установлены факты несоблюдения требований ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о получении осужденными в воспитательных колониях основного общего образования на базе вечерней образовательной школы в Республике Татарстан, Пермском и Приморском краях, в Белгородской, Иркутской, Курской, Псковской, Ульяновской областях.
Год назад Генеральной прокуратурой Российской Федерации Вам и Министру юстиции Российской Федерации были внесены представления с требованием об устранении массовых нарушений права несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, на получение основного общего образования. Одной из причин указанных нарушений явилось отсутствие нормативного акта, регулирующего порядок организации и финансирования процесса их обучения. Однако проверка показала, что до настоящего времени необходимый правовой акт министерствами не принят и нарушения закона не устранены. Не проводилось обучение несовершеннолетних в следственных изоляторах республик Алтай и Карелия, Пермского края, Белгородской, Владимирской, Кировской, Курской, Новгородской и других областей.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностными лицами органов образования, в т.ч. и Министерства образования и науки Российской Федерации, функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и защиты учащихся общеобразовательных учреждений, возложенных на него Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 280.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРЕДЛАГАЮ:
- В пределах своих полномочий принять меры к устранению выявленных нарушений закона и реальному улучшению условий получения гражданами основного общего образования.
- Разработать и установить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок организации обучения несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
- Разработать совместно с МВД России порядок организации обучения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
С.Н.Фридинский
Острый вопрос: охрана в школе
Вопрос об охране в школе стоит в наше время остро. Дело в том, что многие родители обучающихся не понимают ее необходимости и не знают источников финансирования. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе на примере Селятинской школы № 1.
Безопасность
Канули в Лету беззаботные времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей. Именно необходимостью, а не модой вызвано появление у дверей школ, гимназий и прочих учебных заведений фигуры охранника. «Школа охраняется» звучит для иных родителей так же магически, как «граница на замке». Какие функции выполняет школьная охрана, действительно ли она отвечает за жизнь и здоровье наших детей?
На этот злободневный вопрос нам ответила директор Селятинской школы № 1 Попова Наталья Николаевна: «Наша школа – это гордость поселка, красивая, хорошо оборудованная, большая. Но за огромной пришкольной территорией и четырьмя этажами самой школы нужен контроль, поэтому школе необходима охрана. Она выполняет множество функций: не пропускает посторонних на территорию школы, следит за безопасностью детей и школьного имущества. Примеров необходимости охраны множество: в прошлом году во время ремонта школы грабители пытались увезти из школы новую плитку для полов, именно охрана остановила их и сохранила школьное имущество. Или во время праздников часто пьяные пытаются проникнуть внутрь школы на детские дискотеки, а охрана стоит на страже. Что бы смогли сделать в данном случае дежурные учителя или учащиеся? Буквально месяц назад охрана предотвратила попытку взлома кабинета информатики, когда бандиты пытались разрезать оконное стекло, чтобы вынести школьные компьютеры. Благодаря охране учителя не боятся отпускать детей в туалеты на уроках, зная, что школа охраняется и чужих нет. Работа охраны в школе не всегда заметна глазу родителей. Но, поверьте, она огромна и крайне необходима. Хорошо, что многие родители нас поддерживают и понимают всю сложность и ответственность данной работы».
Итак, охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.
Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:
1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.
2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.
4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.
5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.
6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.
7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.
8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.
9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.
10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.
11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".
Юридический аспект
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.
Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Московской области или Наро-Фоминского района. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?
Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Вышесказанное означает, что МАОУ Селятинская СОШ № 1 обязана обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.
Финансовый аспект
Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией. В Селятинской школе № 1 есть активные члены родительских комитетов классов, множество неравнодушных родителей, готовых оказывать посильную помощь образовательному учреждению. При их поддержке на заседании Управляющего Совета 22 мая 2014 был создан Попечительский совет, в который вошли родители обучающихся из разных классов. Представители Совета собирают и вносят на счет фонда добровольные пожертвования или платежи, определенные уставом фонда, и платят средства непосредственно на счет охранной организации со счета созданного фонда безналичным путем.
Иными словами, Попечительский Совет – это распорядитель и контролер поступающих пожертвований и спонсорских средств. Решение школы (родительского комитета) - договор - расчетный счет - отчет использования денежных средств.
Подробно ознакомиться с функциями и работой Совета можно в «Положении о Попечительском Совете», деятельность которого регламентирована следующими нормативными актами: Закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ и нормативными базами создания и деятельности Попечительских Советов.
Так что в Селятинской школе № 1 вопрос об оплате охранных услуг разрешен правильно.
Лариса Сергеевна Кузнецова,
классный руководитель 6 а класса
На вопросы наших читателей отвечает заместитель Шуйского межрайонного прокурора, юрист 1 класса Денис Павлов.
Ежегодно в начале нового учебного года вопрос охраны детей в школах и детских садах стоит очень остро. В редакционной почте имеются десятки обращений, так или иначе связанных с этой темой. О том, как в новом законе «Об образовании» трактуется организация безопасности, мы и решили узнать из первых рук.
Денис Игоревич, могут ли школы собирать деньги с родителей на охрану?
Закон «Об образовании в РФ» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Исходя из анализа этого закона следует, что прямого запрета на сбор денежных средств нет. Но в ст. 41 п. 8 ч.1 вышеупомянутого закона указано, что образовательное учреждение должно обеспечить охрану здоровья детей и их безопасность.
Значит, в принципе, родители могут не платить за охрану?
Да. Это безусловно. В старом и новом законе в любом случае обязанность обеспечения безопасности детей лежит на школе, повторю: и охрана тоже. Но если родители платить не хотят, то обязать их нельзя.
Безопасность детей в учебных заведениях - забота только школы?
Безопасность должна обеспечиваться в какой-то мере муниципалитетом, но прежде всего образовательным учреждением.
Как правило, родители переживают, после их отказа сдать деньги на охрану, не будут ли приниматься меры воздействия на ребенка. Их опасения обоснованны?
Никаких мер воздействия администрация школы предпринимать не имеет права. Педагогическая профессиональная этика запрещает оказывать какое-либо давление на ребенка из-за того, что его родители не заплатили деньги. Это неправильно, это нарушение закона. Но в сложных вопросах, по новому закону защиты прав детей, роль арбитра берет на себя комиссия по урегулированию споров.
Значит, в спорных вопросах родителям нужно обращаться в комиссию по урегулированию споров? Или все же сразу в прокуратуру?
В прокуратуру обратиться можно, и мы готовы принять любое заявление, но целесообразнее сначала рассмотреть вопрос в комиссии по урегулированию споров, затем обратиться в отдел образования, а после этого уже приходить к нам.
Безопасность - понятие емкое. Что она включает?
У школы, например, есть только средства на охранника, но нет средств на организацию видеонаблюдения и установку заградительной «вертушки». Но если имеются такие родители, которые готовы помочь школе в решении этого вопроса, они могут это сделать. Есть такое понятие, как добровольные пожертвования. Все решается обсуждением, взвешенным подходом всех «за» и «против».
В новом законе есть пункт о заключении договора добровольных пожертвований. Поподробнее о нем.
Если родительский комитет решает собрать деньги на охрану, значит, с каждым из родителей должен быть заключен договор добровольных пожертвований. И расходование этих денежных средств можно по документам легко проверить, чтобы у родителей не возникало сомнений. Образовательная организация обязана представлять учредителю и общественности ежегодно отчет о расходовании финансовых и материальных средств. Форма отчета прописывается в Уставе школы.
Елена КАТЫРЕВА, заведующая отделом образования администрации г. о. Шуя:
В этом году охранные предприятия охрану учебных заведений осуществлять не будут. Пропускной режим в образовательных учреждениях будет осуществляться силами вахтёров. Видеонаблюдение имеется в школах № 4, № 7, № 20. В школах заградительных турникетов нет. Денежные средства с родителей на оплату услуг охранников не собираются.
Должны ли родители платить за охрану в школе?
В последнее время в российских школах участились случаи нападения на учащихся и учителей, часто с применением оружия, холодного или огнестрельного. В основном, фиксируются проявления агрессии со стороны подростков, настоящих или бывших учеников школы.
В наступившем году такие события приобрели опасную интенсивность. Если, как свидетельствует ТАСС-ДОСЬЕ, в поле зрения редакции в 2017 году попало 9 таких случаев, то в одном только январе 2018 года общество стало свидетелем целой серии:
- 15.01 — в Перми;
- 17.01 — в Челябинской области, в посёлке Смольное;
- 18.01 — в Москве (к счастью, ничего не случилось, благодаря бдительности охранника);
- 19.01 — в Улан-Удэ.
- опыт работы с объектами, имеющими детский контингент, или образовательными;
- отсутствие нарушений, хотя бы за последний год;
- заключение соглашений с силовыми органами, чтобы ОВД имело возможность своевременно вмешаться в случае ЧП;
- критерии, удостоверяющие профессиональный стандарт, и не с 2020 года, как это планировалось, а сегодня.
- Организация контрольно-пропускного режима.
- Защита школьного имущества от краж и повреждений.
- Обеспечение сохранности ученических вещей в гардеробе.
- Контроль за состоянием установленных охранных систем и приборов.
- Обеспечение безопасности сотрудников и учеников во время проведения массовых мероприятий.
- Укрепление оград и заборов.
- Установка современных охранных систем: охранно-пожарной сигнализации, тревожной кнопки и т.д.
- Установка системы видеонаблюдения и домофонов.
- Проведение регулярных тренировок с сотрудниками для отработки действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Проведение периодических осмотров территории.
- Поддержание постоянных взаимоотношений с представителями правоохранительных органов и общественных организаций в плане противодействия телефонным террористам, хулиганству в школе и т.д.
Общественность всколыхнулась, родители забили тревогу. Первое, о чём стали говорить, так это об улучшении охраны школ. Тем более, что перед глазами пример того, как именно охранник не допустил беды в школе Москвы, своевременно обнаружив у ученика бензин и ножи.
Что говорит законодательство
Закон об образовании гласит, что безопасность учеников на своей территории обязана обеспечивать школа (ст.41, ч.1, п.8). Здесь же прописаны нормы, в соответствии с которыми жизнь и здоровье детей и учителей не подвергается опасности (ст.28, ч.6, п.2).
В том числе, специальный раздел посвящён предотвращению криминальных событий (ст.30, ч.13, п. 1).
Деньги на выполнение всех мероприятий обязаны выделяться из муниципального бюджета. В законе о местном самоуправлении прямо предусмотрены профилактические меры, призванные не допускать проявлений экстремизма и терроризма.
Кто платит за охрану
Возможности муниципалитетов, как правило, не позволяют в полной мере финансировать охрану школ, и тогда к этому вопросу привлекаются родители учеников. Участие их в финансировании охранных мероприятий законодательством не возбраняется, если оно происходит на добровольной основе.
Ясно, что в любом случае деньги родители сдают якобы добровольно, однако сам факт сбора конкретных сумм со всех учеников, причём строго периодически, говорит об обязательности этого мероприятия.
Бывает, что кто-то из родителей протестует против «поборов» (ведь приходится сдавать деньги не только на охрану, и это повторяется из года в год), но основная масса не возражает: ведь безопасность детей – это очень важно, особенно в наше беспокойное время.
В некоторых случаях, и они нередки, родители самостоятельно финансируют охрану. Школа вынужденно играет пассивную роль и не предъявляет собственных требований к охранному агентству. Тогда договор с ЧОПом заключают представители родителей, они же диктуют собственные требования.
Как регламентировать действия охранника
Вообще-то, именно школа обязана устанавливать свои собственные Правила соблюдения режимов охраны, в том числе внутреннего и пропускного. Спорных ситуаций, требующих чёткой и ясной трактовки, достаточно много. Стремление обеспечить безопасность нередко вступает в конфликт с произвольной трактовкой соблюдения прав человека, даже если с законодательством конфликта не наблюдается.
В силу этого обстоятельства охранник может вызвать огонь на себя в любом случае, что бы он ни сделал. Поэтому типичные ситуации должны быть чётко прописаны в Правилах, приложенных к договору с охранной фирмой.
Вот примеры, с которыми охрана сталкивается ежедневно
Впускать или не впускать в школу опоздавших учеников, или тех, кто забыл дома пропуск?
Ведь охранник не знает всех в лицо, а под видом забывшего пропуск ученика может оказаться злоумышленник.
Однако родители однозначно за то, чтобы впускать. По крайней мере, до тех пор, пока что-нибудь не случится. Тогда актуализируются требования выполнять букву инструкции.
А с точки зрения закона, недопущение ученика на урок из-за опоздания может трактоваться как нарушение его конституционного права на образование.
Впускать или не впускать родителей в учебное время в здание школы?
Вообще-то школа имеет право на автономность своей деятельности, и она не нуждается в постоянном присутствии родителей. Для общения с ними существуют определённое время и определённые процедуры.
Но бывают родители, которые стремятся контролировать не только своих детей, но и учителей, вплоть до руководства школы, причём в любое время.
Может ли охранник проверить, что находится в портфеле ученика?
Да, может. Но только в момент входа в школу или выхода из неё. А в остальное время он такого права не имеет, это компетенция других органов. Они приглашаются, если нужно поискать наркотики или что-нибудь другое.
Может ли охранник применить силу к ученику?
С точки зрения законодательства, это разрешено, если дети оказывают вооружённое сопротивление, или если со стороны ученика есть угроза охраняемому имуществу, жизни и здоровью охранника.
До январских событий перечисленные причины звучали бы непривычно для нашего слуха, даже дико. Однако сегодня они воспринимаются как абсолютно уместные.
Как улучшить школьную охрану
Предложения, направленные на повышение надёжности охраны школ, поступают отовсюду. А на местах, не тратя время на дискуссии, стали немедленно принимать свои меры.
Например, в Смоленске финансирование охранных фирм школ будет возложено строго на городской бюджет, а прямо сейчас предпринята масштабная проверка действующих в школах ЧОПов.
По её итогам произведут отбор самых квалифицированных фирм, и с 1-го марта текущего года они будут работать более профессионально, под бдительным наблюдением городских властей.
Однако вопрос охраны школ обсуждается на всех уровнях. Со стороны Госдумы говорят о вводе единых требований к безопасности учреждений образования. Росгвардия, со своей стороны, предлагает конкретные критерии для ЧОПов, специализирующихся на охране таких объектов.
За основу взяты требования:
Список требований не точен, проект ещё дорабатывается. Ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру согласования, поскольку эксперты предвидят осложнения, связанные с переделом рынка охранных услуг.
Дело в том, что при выборе охранной фирмы задействован рыночный принцип. В условиях недофинансирования он сводится к тому, что на аукционе выбирают те фирмы, услуги которых дешевле.
Получается, что в основу положена минимизация затрат, с одной стороны, и, с другой — получение прибыли, а безопасность детей учитывается в последнюю очередь. Это недопустимо. Как справедливо заметил Александр Хинштейн, «вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями».
Кто имеет право на охрану школы
Чоп охрана школ С нами заключают договор на охрану школы: государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения различного типа; (школы искусств, музыкальные школы и пр.). Еще раз: платными могут быть только те занятия, которые выходят за рамки обязательной программы. Проще говоря, которых нет в расписании или на посещение которых семья дала письменное согласие, заполнив договор об оказании дополнительных образовательных услуг. Охрана школы. Договор на оказание услуг по физической охране в общеобразовательных учреждениях. Скачать (.pdf, 55 КБ). Распечатать эту страницу. Информационный портал образовательной организации. ?Наше творчество о городе; ?История моей школы Вопросы руководителю Отзывы и предложения. Кто может заключать договор на охрану школы? Если в договоре есть пункт об обязанностях. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив. Охрана труда в школе.
Трудовые отношения возникают на договорной основе. Права и обязанности сторон закрепляются индивидуальным трудовым договором - обязательным документом, без которого отношения «работник-работодатель» не считаются легитимными.
Коллективный договор, в отличие от трудового, не относится к категории обязательных для заключения документов, хотя законопроекты, призванные изменить его статус, регулярно вносятся на рассмотрение в профильные комитеты и Госдуму РФ. Но пока что заключение колдоговора - дело исключительно добровольное.
За отсутствие коллективного договора организацию не привлекут к, поэтому многие работодатели не считают нужным тратить время на его разработку. И тем самым упускают возможность свести к минимуму спорные моменты, неизбежно возникающие в контексте взаимоотношений с персоналом.
Ведь в 2017 году оформляется именно с целью регулирования социально-трудовых отношений: его положения разъясняют, конкретизируют и, что самое важное, дополняют требования федерального законодательства и локальных нормативных актов. Скачайте документы по теме. Скачать в.doc Скачать в.doc Скачать в.doc Порядок оформления колдоговора По сути, любой коллективный договор представляет собой нормативное соглашение - документ, составленный в договорном порядке, но в то же время содержащий нормы трудового права. Коллективный договор, как и, закрепляет за участниками конкретные полномочия и обязательства, но работодатель заключает его не с одним сотрудником, а со всеми членами рабочего коллектива. Правом подписи наделяются представители сторон - например, генеральный директор компании и председатель профсоюзного комитета. Важно: заключать колдоговор с персоналом могут только организации и индивидуальные предприниматели. Работодатели-физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, таких договоров не заключают.
Общий порядок оформления, регистрации и изменения коллективного договора подробно рассмотрен в главе 7 Трудового кодекса РФ (ст.40-44, 50, 51). Важно: срок действия коллективного договора ограничен законом и составляет не более трех лет, но может продлеваться еще на три года по соглашению сторон (ч.1 ст.43 ТК РФ). Условия колдоговора обязаны безоговорочно исполнять и работники предприятия, и сам работодатель.
За отсутствие ответственность не предусмотрена, а вот за невыполнение уже достигнутых и зафиксированных договоренностей работодателю грозит административный штраф. Административным правонарушением также признается уклонение от переговоров с представителями работников. Если работники предложили работодателю заключить коллективный договор, он не вправе отказать и обязан в течение семи дней вступить в переговоры. С этого момента начинается работа над проектом документа. Проект коллективного договора Структура и содержание колдоговора определяются сторонами.
Важно лишь убедиться, что проект коллективного договора-2017 не содержит условий, которые нарушают гарантированные законодательством о труде права работников. Например, нельзя устанавливать не предусмотренные Трудовым кодексом РФ (штрафные санкции, строгий выговор, сокращение отпуска) или выходящие за рамки трудового договора обязанности; увеличивать продолжительность сверхурочных работ; обязывать работников оплачивать обязательные медосмотры.
В общих случаях составляется один документ, действие которого распространяется на весь персонал организации (в том числе - на сотрудников обособленных структурных подразделений). Впрочем, руководствуясь обстоятельствами, работодатель может заключить договор только с сотрудниками одного или нескольких обособленных подразделений.
Такое решение может обуславливаться как расположением филиалов (вне места нахождения юридического лица), так и особенностями организации труда в них. ст.134 - о принципах; ст.144 - об установлении системы оплаты труда в муниципальных и государственных учреждениях; ст.135 - об установлении системы оплаты труда всеми работодателями; ст.136 - о сроках и условиях выплаты заработной платы; ст.154 - об оплате труда в ночное время.
Устанавливая отдельным категориям работников выплаты, не предусмотренные общими правилами, вносите их в коллективный договор (пример - пункты о расширении круга лиц, имеющих право на выходное пособие, или об увеличении размера пособия по временной нетрудоспособности). Актуальный в 2017 году образец (, состоящий из 12 разделов) представлен в нашей базе кадровых документов и доступен для скачивания. Структура шаблона предполагает последовательную тематическую группировку по разделам: общие положения; трудовой договор, обеспечение занятости и переобучение работников; условия высвобождения; рабочее время; время отдыха; оплата труда; условия работы, охрана и безопасность труда; возмещение вреда, причиненного здоровью работника; выплата пособий и компенсаций, гарантии работникам; социально-бытовое обслуживание; заключительные положения. Последний раздел документа содержит поля для реквизитов и подписей сторон. В графе «Представитель работников» указываются паспортные данные уполномоченного лица, участвующего в переговорах от лица сотрудников. Если на предприятии нет профсоюзного объединения или ни в одной из профсоюзных организаций не числится больше половины штата предприятия, представитель интересов коллектива выбирается на общем собрании. Скачать в.doc Скачать в.doc Коллективный трудовой договор: пример Используя готовый шаблон коллективного договора, стороны могут видоизменять его - убирать пункты, выходящие за пределы компетенции работодателя, добавлять новые разделы, редактировать общие и заключительные положения.
Чем больше гарантий предлагается работникам сверх установленного законом минимума, тем больше условий содержит коллективный трудовой договор (пример - расширение разделов, посвященных оплате и условиям труда персонала, за счет пунктов о бесплатном питании в формате «шведского стола» или выплате денежных компенсаций за бизнес-ланч). Скачать в.doc Скачать в.doc Устанавливая повышенный размер компенсаций, льгот, выходных пособий и иных видов выплат, помните, что коллективный договор продолжает действовать даже в случае преобразования или переименования организации.
Если предприятию предстоит реорганизация в любой другой форме или полная ликвидация, выполнять обязательства по коллективному договору придется вплоть до завершения процедуры. А если меняется форма собственности, колдоговор действует еще в течение трех месяцев с момента перехода прав собственности.
Бытует мнение, что выгоден только персоналу, в то время как для работодателя он становится источником лишних и порой трудновыполнимых обязательств. Соответственно, права работников расширяются, а работодатель не получает ничего, кроме повышенной ответственности и новых ограничений. Но на самом деле это не так. © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право» Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263.
promotionallege.weebly.com
Особенности организации охраны в школе
Для того чтобы объект (будь то школа или другое учреждение, предприятие, офис и т.д.) функционировал в безопасном режиме, необходимо создать соответствующие условия. Охрана в школе включает в себя ряд мероприятий, которые обеспечат нормальную работу сотрудников и функциональность учебного процесса, а также полноценную работу всех систем жизнеобеспечения.
Практически нереально гарантировать стопроцентную защиту учебного учреждения от всех разновидностей опасностей. Основной задачей администрации школы является создание специфических условий работы, которые обеспечивали бы соблюдение всех необходимых норм безопасности. Это одинаково касается противопожарных и строительных норм, техники безопасности во время занятий и т.д. Первым шагом в этом направлении является проведение всестороннего анализа с целью выявления возможных угроз. И уже на его основе разрабатывают список мероприятий, направленных на обеспечение безопасности.
Мероприятия для школ по обеспечению безопасности включают в себя ряд разделов: охранные, организационно-технические и профилактические.
К охранным мероприятиям относят:
К организационно-техническим мероприятиям относятся:
К профилактическим мероприятиям можно отнести:
Во время занятий ответственность за безопасность учеников лежит на преподавателе. В общем лицом, отвечающим за безопасность в учебном заведении, является директор. Причем, независимо от того привлекаются для охраны сторонние организации или нет. Сотрудники охраны выполняют только ограниченные функции.
Достаточно бегло ознакомиться со списком мер, которые включает в себя охрана в школе, чтобы понять, что анализ объекта, разработку и осуществление всех мероприятий могут выполнить только профессионалы, имеющие специальную подготовку. Не случайно право на такую деятельность имеют только правоохранительные органы (ОВО) или частные охранные предприятия.
Любой директор школы, решивший обеспечить охрану в школе, столкнется с рядом вопросов.
Кому поручить охрану школы?
Существует три различных варианта, с помощью которых осуществляется охрана в школе:
- Первый вариант — нанять штат сторожей. Качество такой охраны в значительной степени зависит непосредственно от личности сторожа, а также от того, насколько налажен контроль за их работой. Однако стоит учитывать, что в плане организации контрольно-пропускного режима или проведения профилактических осмотров, сторожа малоэффективны.
- Второй вариант – это заключение соглашения с вневедомственной охраной.
- Вариант третий, и как показала практика довольно эффективный, — привлечение для обеспечения безопасности в школе сотрудников частных охранных предприятий. Для этого администрация заключает договор на платной основе с ЧОП.
Конкретный метод проведения охранных мероприятий зависит от поставленных администрацией задач. В зависимости от целей, стоящих перед заказчиком выбирается способ обеспечения безопасности объекта охраны.
Не стоит забывать, что заниматься охранной деятельностью на платной основе могут только те предприятия, которые имеют разрешительные документы (лицензию), дающие право на выполнение охранных услуг. Если у ЧОПа нет соответствующей лицензии, то он не имеет права обеспечивать охрану в школе. Также законодательством запрещено заключать индивидуальные соглашения с физическими лицами.
Кому дано право заключать договор на охрану школ?
Заключить договор с частным охранным предприятием на выполнение охранных услуг могут лишь директор или специально уполномоченный представитель учебного заведения. Попечительский совет и родительский комитет могут выступать лишь в качестве третьей стороны при подписании документа, как инвесторы или благотворители. Если это требование не учтено, то договор является не действительным для охранной организации.
Требования, предъявляемые Законодательство РФ к частным организациям, оказывающим охранные услуги в школе?
Договор с частным охранным предприятием заключается лишь на услуги, указанные в ст.3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и в соответствии с требованиями, предусмотренным в ст.9 этого закона.
Перечень услуг, которые может предоставлять охранное предприятие, дает возможность школьному руководству обеспечить выполнение всего объема мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности в учебном заведении.
Качество услуг ЧОП зависит не только от добросовестности сторон. Все необходимые требования представлены в российском законодательстве. Основное правило, охрана в школе осуществляется на основе подписанного сторонами договора. В нем указываются данные о частном охранном предприятии, номер лицензии, полный перечень задач, которые ставятся заказчиком перед ЧОП, срок выполнения, сумма затрат на охрану и т.д. А также прописывается степень ответственности обеих сторон и санкции за ненадлежащее выполнение условий. Кроме того, частное охранное предприятие должно представлять заказчику полный отчет о проведенных мероприятиях. Этот документ хранится в ЧОП на протяжении трех лет и в течение всего этого периоду может быть выдан по запросу клиенту.
На стоимость услуг влияет их качество, а также объем мероприятий, включаемых в них. Большинство крупных охранных предприятий предоставляют заказчику полный комплекс услуг по обеспечению безопасности объекта: начиная от организации контрольно-пропускных пунктов и защиты жизни и здоровья сотрудников и учеников и заканчивая установкой и обслуживанием систем охранно-пожарной сигнализации и тревожной кнопки.
Сотрудники ЧОП во время выполнения своих обязанностей должны носить форму. Перечень обязанностей охранников указан в инструкции по охране в школе. Там же прописаны и его действия в случае возникновения нештатной ситуации. К этой работе допускаются только те охранники, которые прошли курс обучения и получили удостоверение охранника. В случаях, когда для обеспечения безопасности разрешается применение спецсредств, работник охраны должен знать законодательную базу, которой регламентируется их использование. Для подтверждения знания статей законов, все сотрудники ЧОП проходят периодические проверки в ОВД.
В соответствии с соглашением о взаимодействии с органами внутренних дел, у всех охранников должна быть радио или телефонная связь с местным отделом полиции. Также ЧОП обязаны уведомить полицию о том, что выставляют в учебном заведении пост охраны. Заверенная УВД копия этого документа, должна всегда находиться у дежурного охранника.
Во время проведения в школе массовых мероприятий, к примеру, дискотек, утренников, концертов и т.д., частное охранное предприятие обеспечивает порядок в рамках полномочий, предоставляемых законодательством и договором. В некоторых случаях на основании заявки клиента, число сотрудников охраны на время проведения мероприятия может быть увеличено.
Негосударственная сфера безопасности
Школа и безопасность. (85109)
Олег Завалюев, руководитель НП «Центр-1»
Безопасное функционирование объекта, в том числе и школы, заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа персонала объекта, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного производственного (учебного) процесса.
Стопроцентно обезопасить объект от всех видов угроз практически невозможно. Задача администрации заключается в создании условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности (противопожарные, строительные, нормы при проведении учебных занятий и т.д.). Анализ вероятных угроз для типовых учебных заведений позволяет разработать примерный перечень мероприятий по обеспечению безопасности.
Так для учебного заведения актуальны следующие мероприятия:
— Обеспечение контрольно-пропускного режима;
— Охрана имущества школы;
— Охрана имущества учеников (гардероб);
— Контроль состояния технических средств охраны (ТСО);
— Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.
— Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;
— Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;
— Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.
— Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;
— Периодические осмотры охраняемого объекта;
— Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.
За соблюдение мер безопасности на занятиях должны отвечать преподаватели. Нанимая для охраны специализированную стороннюю организацию, директор школы остается лицом, отвечающим за безопасность функционирования учебного заведения в целом. Охране поручается осуществлять ограниченные функции по обеспечению безопасности.
Даже беглый анализ предполагаемых мер, позволяет предположить, что весь комплекс мероприятий должен организовывать специалист, или человек со специальной подготовкой. Тем более что оказание охранных услуг на договорной основе — это прерогатива только правоохранительных органов, например ОВО, или частных охранных организаций.
Попробуем представить себя на месте директора школы. Перед нами сразу возникает ряд вопросов связанных с безопасностью.
Кто может охранять школы?
Осуществлять охрану школ можно тремя основными способами:
1. Силами штатных школьных сторожей. Качество таких охранных мероприятий зависит от личностных особенностей сторожа и степени контроля за ним со стороны руководства. Осуществлять контрольно-пропускной режим, проводить профилактические осмотры помещений силами сторожевой охраны, как правило, малоэффективно.
2. Привлечение на возмездной договорной основе милицейской охраны отдела вневедомственной охраны при ОВД. ОВО имеет право охранять имущество и обеспечивать общественный порядок на основе Закона РФ «О милиции».
3. Заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.
В зависимости от задач, стоящих перед заказчиком выбирается способ обеспечения безопасности объекта охраны.
Если необходимо защищать жизнь и здоровье учеников, учителей, охранять классы с дорогостоящим оборудованием, контролировать системы охранно-пожарной сигнализации, осуществлять контрольно-пропускной режим на территорию школы, осматривать помещения на предмет наличия взрывоопасных предметов директор школы должен обратиться к профессиональной охране ЧОП или ОВО.
Для проверки наличия сменной обуви у школьников, вполне достаточно сторожа или дежурных старшеклассников.
В любом случае оказывать охранные услуги на возмездной договорной основе разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.
Кто может заключать договор на охрану школы?
Заключать договор с ЧОП или ОВО может только уполномоченный представитель общеобразовательного учреждения, директор школы. Родительский комитет, попечительский совет школы, другие органы общественного контроля могут выступать только в качестве благотворителя или «инвестора» как третья сторона в договоре на охрану. Заключение договора на охрану с ненадлежащей стороной, является прямым нарушением требований Закона и делает такой договор недействительным для ЧОП.
Представитель «инвестора» должен иметь полномочия подписывать такой договор, подтвержденный выпиской из протокола общего собрания соответствующего общественного органа. Оплату услуг охраны можно осуществлять из средств собранных «инвестором» и переведенных на расчетный счет школы. В этом случае договор на охрану будет двухсторонним, школа — заказчик, ЧОП — исполнитель.
Исполнителем по договору охраны может быть только ЧОП, имеющий лицензию, или ОВО. Оказание охранных услуг без лицензии, а так же оказание таких услуг любыми физическими лицами на индивидуальной основе запрещено законом. Кроме того, перечисление школой денег за охрану предприятиям, не имеющим соответствующую лицензию, рассматривается налоговыми органами как ненадлежащие платежи, не входящие в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Какие требования предъявляет Законодательство РФ к охранным услугам?
Если директор школы заключил договор на охрану с ОВО, требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются договаривающимися сторонами. В МВД для ОВО установлены типовые договора на охрану. В большинстве случаев в обязанности ОВО входит поддержание общественного порядка в районе поста милиционера. Зачастую в таком договоре отсутствуют конкретные обязанности милицейской охраны по сохранности какого-либо имущества заказчика. Распространены договора долевого финансирования постов милицейской охраны, в этом случае, ответственности сотрудников ОВО за хищение имущества не возникает. Сотрудник милиции по такому договору наблюдает за обстановкой вокруг своего поста и если обнаруживает признаки правонарушения, вызывает группу немедленного реагирования или по возможности самостоятельно пресекает противоправные действия.
Использование вооруженной охраны в школе запрещено. Нередко для выполнения договорных обязательств ОВО использует сторожевой способ. На должности сторожей ВОХР принимают, в основном, граждан пенсионного возраста. Такая охрана в 2-3 раза дешевле, чем с привлечением вооруженных милиционеров.
ОВО имеет возможность оборудовать школу «тревожной кнопкой» и обеспечить прибытие вооруженного наряда в случае получения сигнала тревоги.
Договор с ЧОПом может быть заключен только на услуги, предусмотренные ст.3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
При составлении договоров с ЧОПами необходимо руководствоваться гл.39 ГК РФ, ст.9 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и рекомендациями УЛРР ГУВД г. Москвы.
Полномочия, предоставленные ЧОПам Законами РФ, позволяют директору школы обязать сотрудников охраны выполнять полный комплекс охранных мероприятий по обеспечению безопасности.
Объем и качество охранных услуг в этом случае установлены не только волей договаривающихся сторон, но и Законодательством РФ. Так по Закону ЧОП обязан иметь с каждым клиентом письменный договор, в котором обязательно отражаются сведения о ЧОП, номер лицензии, содержание поручения Заказчика, сроки выполнения охранных мероприятий, примерная сумма расходов охраны по договору, меры ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей охраны. Обязательно предоставление письменного отчета клиенту о результатах охранных мероприятий, который хранится в течение 3-х лет в ЧОП. Таким образом, в вопросе заключения договора с ЧОП Законодатель строго регламентировал содержание его основных частей, тем самым, создав дополнительные гарантии соблюдения интересов Заказчика охранных услуг.
Стоимость охранных услуг различается в зависимости от их качества. Крупные ЧОПы предоставляют, как правило, весь комплекс услуг: от защиты жизни и здоровья граждан до монтажа и эксплуатации охранно-пожарной сигнализации.
Охранники ЧОП при выполнении обязанностей по договору должны быть в форме, утвержденной в УЛРР ГУВД г. Москвы. В инструкции по охране объекта обязательно содержатся обязанности охранника с описанием его действий при чрезвычайных ситуациях. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение в специальных школах и имеющие удостоверение охранника, выданное органами внутренних дел. Если охрана использует специальные средства, сотрудник ЧОП обязан знать статьи законов, регламентирующих применение таких средств. Закон обязывает охранника проходить периодические проверки в ОВД.
По договору о взаимодействии с ОВД, сотрудник ЧОП должен иметь телефонную или радиосвязь с местным отделом внутренних дел. В рамках этого договора, руководителю ЧОП доводится необходимая информация о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта.
Если в договоре есть пункт об обязанностях ЧОП периодически готовить рекомендации по недопущению террористических актов, захвата заложников, хищения охраняемого имущества и иных противоправных посягательств в отношении клиента, подобные мероприятия должны стать обязательными.
При проведении массовых мероприятий в школе (утренники, дискотеки, концерты и др.), ЧОП может обеспечивать порядок, в соответствии с предоставленным ему Законом правом и договором. Для этого целесообразно предусмотреть выделение дополнительного количества охранников по заявке Заказчика.
Крупные ЧОП имеют возможность оборудовать охраняемые объекты системами охранно-пожарной сигнализации, видео комплексами, а так же реагировать на тревожные сигналы, силами мобильного наряда охраны.
Выставление поста охраны ЧОП, должно обязательно сопровождаться письменным уведомлением об этом в местный отдел ЛРР УВД. Наличие на посту копии такого уведомления с отметкой УВД, также обязательно.
Кто может контролировать деятельность охраны?
Если договор заключен с ОВО, все претензии по поводу качества охранных услуг могут быть направлены руководителю отдела с которым заключался договор или в вышестоящий отдел ОВО при УВД, ГУВД и т.д. Другой инстанцией может быть арбитражный суд или суд общей юрисдикции в зависимости от предмета спора.
Контроль за деятельностью ЧОП регламентирован Законами РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об оружии» и другими нормативными актами.
Директорам школ перед заключением договоров на охрану можно рекомендовать придерживаться типовых форм, разрабатываемых в Департаменте образования г. Москвы, с учетом требований УЛРР ГУВД г. Москвы. Можно так же руководствоваться типовой инструкцией охране, разработанной в УЛРР ГУВД г. Москвы, которая содержит основные охранные мероприятия по обеспечению безопасности объекта и обязанности охранников на посту.
Родительские комитеты, попечительские советы, финансирующие охрану школы по договору, вправе контролировать качество услуг, предоставляемых ЧОПом. Если руководство школ и представители родительских комитетов будут знать требования Закона к ЧОПам, то их своевременный сигнал руководителю УЛРР УВД о выявленных нарушениях, может стать достаточным рычагом давления на нерадивые охранные предприятия. Проверка деятельности ЧОП в этом случае может привести даже к аннулированию его лицензии через суд.
Руководство Департамента образования имеет достаточные основания и возможности для контроля за качеством охранных услуг:
1. Разработка типовых документов по охране школ в том числе договор на охрану, требования к ЧОП, к сотрудникам ЧОП, к обязанностям охранников.
2. Подбор ЧОПов с учетом мнения ГУВД, УВД, координационных советов по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при УВД округов г. Москвы.
3. Обращение в УЛРР ГУВД г. Москвы с просьбой проверить деятельность ЧОП, в случае выявления нарушений со стороны ЧОП.
5. Разработка и утверждение положения о попечительских советах школ, с описанием порядка финансирования охранных мероприятий.
Стоимость охранных услуг (стоимость «дешевых охранных услуг»).
По вопросам оплаты охраны городских объектов за счет бюджета г. Москвы, Правительство столицы издавало распоряжения, регламентирующие стоимость охранных услуг. Каких-либо норм оплаты для учреждений образования не установлено (кроме детских учреждений с круглосуточным прибыванием).
Так при охране объектов строительного комплекса силами ОВО, разрешено тратить 82 тыс. руб. на один круглосуточный пост в месяц. Средняя стоимость за один круглосуточный вооруженный пост в ОВО (100-115 тыс.руб.)
На охрану подъездов жилых домов сотрудниками ЧОП, разрешено тратить 26 500 руб. (без оружия) и 31 500 (с оружием) при круглосуточной работе в месяц.
Сложившийся уровень цен в крупных ЧОПах — 40-60 тыс.руб. за одного квалифицированного охранника в месяц при суточном режиме работы. Необходимо отметить, что около половины указанной суммы будет уплачено в виде установленных налогов и отчислений. Оставшиеся 5-6 тыс.руб. на заработную плату, при режиме сутки через трое, сегодня вряд ли привлекут квалифицированных охранников из числа жителей Москвы. Маленькие ЧОПы, которые возможно не платят налоги и получают оплату наличными из рук представителей родительских комитетов, обходятся школам меньше — 15-20 тыс.руб. за одного охранника, работающего круглосуточно в месяц.
Школе это выгодно, но качество таких услуг бывает очень низким и ответственность подобные ЧОПы несут только на словах, потому что зачастую работают без договора и лицензии. Известны случаи воровства имущества школ «не дорогими» охранниками и совершения ими других, более серьезных нарушений, к тому же не проходя милицейских проверок, велика вероятность появления в школах охранников с судимостью и опасными заболеваниями. Иногородние охранники, находясь в Москве на «полулегальном положении», боятся лишний раз вызвать милицию, а чтобы не попасть под проверку регистрации предпочитают работать в школах по две-три недели вахтовым методом. Для этого в некоторых школах оборудуются места для проживания охранников.
При утверждении даже минимального бюджетного финансирования охраны школ, появятся законные основания проведения тендеров по отбору ЧОПов и более действенного контроля за качеством охранных услуг.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранником можно стать только после окончания специального негосударственного образовательного учреждения НОУ.
Разрабатывает программы обучения, выдает лицензию и контролирует их деятельность Министерство образования РФ в порядке, согласованном с МВД, Министерством здравоохранения и Министерством финансов. Используя данные полномочия, Министерство образования (и его органы) могут эффективно влиять на учебный процесс и качество подготовки в таких НОУ. Сотрудники ЧОП, работающие в школах, например, могли бы проходить обязательную специальную подготовку по охране объектов с большим скоплением людей.
В настоящее время Департамент Образования г. Москвы уделяет особое внимание организации безопасного функционирования учебных заведений. Так, например, скоро заработают курсы доподготовки охранников.
Проводится анализ эффективности охраны, разработаны типовые документы, регламентирующие деятельность охраны при работе в учреждениях образования. Совместно с органами УЛРР ГУВД г. Москвы планируются контрольные мероприятия в отношении ЧОП, работающих на объектах образования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 600 от 08.10.02 теперь любой желающий, написав запрос в лицензирующий орган (УОЛРР ГУВД г. Москвы, ул. Щепкина, 20) и уплатив 10 рублей, может получить сведения о ЧОП. Поэтому руководителям учебных заведений можно было бы посоветовать воспользоваться своим правом иметь информацию о ЧОП, прежде чем заключать с ним договор на охрану.
Создаваемая ассоциация (рабочее название «Школа без опасности») планирует кроме решения проблем своих членов оказывать необходимую консультационную помощь как руководителям учреждений образования, так и ученикам и их родителям.
В чем заключается право ребенка на образование
Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства, контролирую возможность реализации дарованных прав.
В данной статье мы рассмотрим, какими правами и свободами обладают дети, согласно международной Конвенции ООН, конкретно разберем особенности получения образования ребенка в РФ.
Дорогие читатели! Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
Впервые термин ребенка раскрывался в акте международного характера «Конвенция о правах ребенка». Этот документ имеет юридическую силу на территории нашей страны с 1990 года.
В соответствии с его нормой, ребенком считается человеческое существо, которое не достигло возраста 18 лет, если он ранее в порядке, который предусмотрен законодательством не получил статус полностью дееспособного лица. Это понятие дублируется в Законе «Об образовании в РФ».
Ребенок понимается как лицо, которое не достигло совершеннолетия (18 лет).
Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав:
Обязан ли ребенок ходить в школу
Каждый ребенок имеет право на образование. Главным законом государства провозглашается право всех детей на образование.
В связи с этим возникает вопрос, обязан ли ребенок ходить в школу?
Провозглашая право учиться для каждого, государство берет на себя ответственность по организации возможности воспользоваться этим правом.
Это означает, что должны быть созданы условия для возможности обучения:
Правом на получение образования ребенок должен воспользоваться обязательно. Об этом свидетельствует норма в Конституции, в соответствии с которой получение основного общего образования обязательно.
Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми.
В случае, когда родители не исполняют обязанность по получению детьми знаний, то для них предусмотрены следующие виды ответственности:
Таким образом, можно сделать вывод, что посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образования.
Какие права и обязанности у ребенка в школе
В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка право на образование, неотъемлемая часть всех прав, которые должны дароваться ребенку с его рождения.
Права и свободы ребенка в образовании РФ, регулируются законом об образовании в нашей стране, а также местными административными регламентами, которые принимаются в школах, на основании вышеуказанных документов.
Основными правами ребенка в школе являются следующие:
Документами предусмотрено право ребенка на дополнительное образование, которое должно быть направлено на формирование у ребенка дополнительных творческих навыков.
Дополнительное образование делиться на:
Помимо прав при обучении на детей возлагаются определенные обязанности:
Если ребенком в процессе получения образования будут нарушаться обязанности, то администрация учебного учреждения имеет право применить к нему и его родителям следующие виды ответственности:
Итак, право ребенка на получение образование одно из прав, дарованных государством, гарантом реализации которого выступают родители.
В свою очередь в процессе получения образования в школе следует исполнять обязанности, наложенные внутренними документами учреждения, поскольку при неисполнении предписаний могут наступить различного рода правовые последствия.
Дорогие читатели , информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам.