Кто охраняет посольства за рубежом. Инспектор службы полиции
РОСА-Орел пишет:
Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...
Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют
Служба внешней разведки (СВР)
,
Федеральная служба безопасности
(ФСБ) и
Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ)
, а также
Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД
выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ
отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ
отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР,
доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.
По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации *
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 261, 21.11.2011);
(Российская газета, N 290, 24.12.2013).
____________________________________________________________________
________________
приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..
В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087
приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Министр
генерал армии
Р.Нургалиев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2008 года,
регистрационный N 11836
Приложение. Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..
I. Общие положения
1. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются в установленном порядке по согласованию с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации при открытии в субъектах Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
________________
Далее - "подразделения" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - "ГУОООП" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - "МВД России" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - представительства и консульства.
2. В своей деятельности подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
3. Подразделения действуют на основании Положения, соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается руководителем территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
4. В положении о подразделении указывается полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, место нахождения и иные справочные сведения о подразделении по усмотрению территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
5. Подразделения по своему структурному положению и штатному расписанию делятся на специализированное отделение, в структуре строевых подразделений патрульно-постовой службы, отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
6. Подразделения находятся в оперативном подчинении заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Обязанности по организации деятельности подразделений возлагаются на управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне и отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
7. Деятельность подразделений организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состоянием дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
8. Подразделения осуществляют возложенные на них задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами исполнительной власти.
II. Основные задачи подразделений
9. Основными задачами подразделений являются:
9.1. Обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств.
9.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.
III. Основные функции подразделений
10. Подразделения осуществляют следующие функции:
10.1. Обеспечивают неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, пресекают попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям.
10.2. Обеспечивают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел охрану представительств и консульств в период подготовки и проведения протокольных мероприятий, а также других публичных мероприятий.
10.3. Принимают по согласованию с администрацией представительств и консульств неотложные меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников представительств и консульств, членов их семей, а также помещений и имущества в случае чрезвычайных происшествий.
10.4. Проводят анализ и оценку состояния охраны представительств и консульств, обеспечения правопорядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам. Ведут учет результатов своей деятельности, подготавливают соответствующие информационные и отчетные документы, изучают и внедряют передовые формы и методы организации работы.
10.5. Вносят в подразделения организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне или отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно предложения по организации охраны и обеспечению безопасности представительств и консульств, а также по взаимодействию с другими правоохранительными органами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
10.6. Участвуют в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны и обеспечения безопасности представительств и консульств.
10.7. Участвуют в установленном порядке в подготовке и реализации федеральных, региональных и иных программ и мероприятий по охране и обеспечению безопасности представительств и консульств.
10.8. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
IV. Организация и обеспечение деятельности подразделений
11. Подразделение возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
________________
Приказ МВД России от 30 ноября 2012 года N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
(Сноска дополнительно включена с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879)
12. Командир имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
13. Командир подразделения:
13.1. Осуществляет общее руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником личного состава подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.
13.2. Совершенствует методы управления подразделением, внедряет достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы по обеспечению охраны и безопасности представительств и консульств.
13.3. Организовывает подготовку и проведение инструктажей заступающих на службу нарядов полиции, осуществляет постоянный контроль за несением службы, следит за внешним видом, подготовкой снаряжения и правилами ношения форменного обмундирования личным составом подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.4. Контролирует соблюдение личным составом подразделения необходимых мер безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами.
13.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров подразделения, проводит в установленном порядке аттестование личного состава подразделения, вносит предложения о перераспределении штатной численности между строевыми подразделениями.
13.6. Организует профессиональную подготовку, руководит обучением и воспитанием личного состава подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.7. Отвечает за соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности, внутреннего распорядка, выполнение правил противопожарной безопасности.
13.8. Назначает на должность и освобождает от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава, присваивает первые и очередные специальные звания рядовому и младшему начальствующему составу подразделения, готовит представления к присвоению первых и очередных специальных званий лиц среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира полка, отдельного батальона (сноска дополнена со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.9. В установленном порядке готовит представления: к назначению на должность (освобождению от должности); к присвоению первых и очередных специальных званий рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира отдельной роты (отдельного взвода) (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.10. Поощряет в установленном порядке личный состав подразделения и налагает дисциплинарные взыскания.
13.11. Проводит в установленном порядке служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины личным составом подразделения.
13.12. Уделяет постоянное внимание вопросам социальной и правовой защищенности личного состава подразделения.
13.13. Представляет необходимую отчетность о деятельности подразделения.
13.14. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности подразделения, принимает по ним необходимые меры.
14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
После жестокого убийства российского посла Андрея Карлова в Анкаре заговорили о безопасности дипломатов во всем мире. Вопросов после случившегося много, и главные: как преступник смог попасть на открытие фотовыставки, где были спецслужбы, и почему рядом не оказалось охранников?
Вообще, согласно Венской конвенции, безопасность дипломатов должна обеспечивать страна пребывания. Обычно посольства и консульства берутся под охрану, но за пределами представительств дипломатов никто не защищает, рассказал член Российского совета по международным делам, бывший посол России в Мьянме и Южной Корее Глеб Ивашенцов.
"Обычно существует внешняя охрана из местной полиции, и существуют наши дежурные коменданты, которые охраняют вход в наши учреждения. Выступающего перед микрофоном посла нельзя на протокольном мероприятии окружить охранниками, тем более обычно при после охранник не ходит", - сказал он.
Охрана полагается послам в горячих точках и странах с повышенной террористической опасностью, таких как Ирак, Сирия и Афганистан. К примеру, в Кабуле российское посольство охраняет спецназ, а за послом ездит машина сопровождения. Для защиты дипломатов из России направляют бойцов отряда спецназа Службы внешней разведки "Заслон".
Он был создан 20 лет назад, в том числе для охраны посольств и эвакуации российских граждан из горячих точек. Его помощь в свое время понадобилась бывшему послу России в Йемене и Иордании Александру Калугину.
Известно, что некоторые посольства иностранных государств в Москве как раз нанимают частные охранные организации для защиты дипломатов. Проблема в том, что эти охранники не имеют права носить оружие. Кроме того, в каждом посольстве есть специальный человек - офицер по вопросам безопасности, который должен участвовать в подготовке мероприятий с участием дипломатов и оценивать потенциальные риски, отметил бывший посол России в Италии и Великобритании Анатолий Адамишин: "Его роль как раз сводится к тому, чтобы оберегать посла, и оберегать не только физически, но и выясняя обстоятельства, куда посол едет, есть ли там какие-то опасности и так далее".
В случае с Турцией всех этих мер оказалось недостаточно. После убийства российского посла власти могут пересмотреть всю систему охраны дипломатов, считает президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Сергей Гончаров.
"Расстрел нашего посла говорит о том, что нам надо заниматься проблемой безопасности наших посольств во многих странах, в частности в тех, которые являются основной угрозой со стороны террористов. И это показало, что они должны быть охраняемыми лицами", - подчеркнул он.
Эксперты отметили, что послы других стран также не имеют надежной защиты.
Сейчас посольства России есть почти в полутора сотнях стран. И чтобы обеспечить всех дипломатов дополнительной охраной потребуется приличная сумма. Сколько именно, подсчитать сложно. Это будет зависеть от того, каким образом будут повышаться меры безопасности.
kommersant.ru
Убийство посла России в Турции Андрея Карлова спровоцировало дискуссии о том, насколько эффективно обеспечивается охрана работающих за рубежом дипломатов. В среду Госдума призвала принять меры по усилению защиты российских диппредставительств. Завтра схожее заявление должен принять Совет федерации (СФ).
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Впрочем, по словам опрошенных экспертов и дипломатов, самое уязвимое место - это не охрана зданий, а выездные мероприятия. Единственный выход - их максимально строгий отбор, а также обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность сотрудников российского МИДа.
«В перекрестье прицелов»
Выразив соболезнования родным, близким и коллегам убитого в Анкаре посла Андрея Карлова, депутаты Госдумы отметили: должны быть приняты дополнительные меры безопасности, исключающие в дальнейшем саму возможность нападения на сотрудников российских диппредставительств.
В Совете федерации этот вопрос планируется поднять в пятницу. По словам члена комитета СФ по международным делам Игоря Морозова, должна быть пересмотрена «организация обеспечения безопасности для послов и диппредставительств в зоне боевых действий и в странах с высоким уровнем политической угрозы».
«Думаю, проанализировать это может Совбез России или межведомственная комиссия в силовых органах»,- сказал господин Морозов. Кроме того, по его словам, в пятницу сенаторы «выступят с осуждением терроризма, предложением сделать все возможное для создания общего антитеррористического фронта и обращением к парламенту Турции с просьбой оказать полное содействие расследованию теракта в Анкаре».
То, что вопрос об усилении безопасности дипломатов стоит в повестке заседания, подтвердил первый зампред комитета СФ по международным делам Владимир Джабаров, предположив: конкретные меры сейчас в соответствии с указанием президента РФ Владимира Путина разрабатывают «силовики и в первую очередь МИД».
Владимир Джабаров выразил мнение, что охрана должна предоставляться послам (особенно работающим в горячих точках) в обязательном порядке. Сейчас глава диппредставительства сам принимает решение о том, нужна ли ему охрана, и этот порядок после теракта в Анкаре не поменялся.
О том, что «пока никаких изменений в регламенте выездных мероприятий не предусмотрено», в среду сообщил, в частности, пресс-секретарь посольства РФ в Аргентине Валентин Смирнов.
Нет уверенности, что все дипломаты согласятся с предложением сенатора Джабарова. «Если посол будет ходить “под зонтиком”, то толку от него не будет никакого. Он должен быть свободен в своих отношениях, встречах, разговорах, появлениях на публике.
Он должен быть открытым. В общем, я ходил без охраны»,- заявил экс-посол РФ в Колумбии Виталий Макаров, работавший в этой стране в разгар военного конфликта между правительством и повстанческими группировками.
Напомним, посол Андрей Карлов находился 19 декабря в Центре современного искусства Анкары без охраны. Это позволило 22-летнему Мевлюту Мерту Алтынташу приблизиться к нему и нанести девять огнестрельных ранений.
Как заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров, трагедия стала новым подтверждением того факта, что «дипломат всегда находится в перекрестье прицелов - не только фигуральных, но и фактических».
Под защитой спецназа
«С точки зрения международного права ответственность за сохранность посольств, безопасность зданий и жизни персонала возлагается на местную сторону»,- напомнил зампред Ассоциации российских дипломатов, бывший посол РФ в Саудовской Аравии Андрей Бакланов.
Обязательство «уважать и охранять помещения представительств», а также обеспечивать безопасность дипломатов - «даже в случае вооруженного конфликта» - записано в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.
«Если местная сторона чувствует, что в силу тех или иных причин не в состоянии обеспечить безопасность посольства на должном уровне, она должна связаться с его руководством и сообщить об этом, желательно в письменном виде, чтобы внести необходимые корректировки в работу по обеспечению безопасности дипмиссии и ее сотрудников,- продолжает Андрей Бакланов.
Кроме того, посольство может обратиться к местной стороне с просьбой принять дополнительные меры по обеспечению безопасности».
«Могу сослаться на личный опыт. Когда я был дуайеном группы европейских посольств в Эр-Рияде (старшим по дипломатическому классу и времени аккредитования дипломатом), то от их имени передавал коллективное обращение к министру иностранных дел Саудовской Аравии для принятия дополнительных мер по охране посольств, учитывая напряженную обстановку с безопасностью, возникшую после терактов 11 сентября 2001 года,- рассказывает Андрей Бакланов.- Речь шла об использовании комплексных мер, включая установление полицейского оцепления по периметру посольств и даже использование бронетранспортеров».
В целом обеспечение безопасности диппредставительств РФ за рубежом возложено на Службу внешней разведки (СВР). В каждом посольстве есть офицер по вопросам безопасности. Вход в дипучреждения охраняют дежурные коменданты, а внешний периметр - местные полицейские.
Что касается особо горячих точек, то охраной дипломатов там занимается созданный в 1997 году в рамках СВР отряд спецназа «Заслон». «Когда я работал послом в Йемене, у меня тоже была такая охрана, поскольку были угрозы в мой адрес. Мне прислали ее из Москвы.
Телохранители сопровождали меня при всех выездах,- рассказал радиостанции “Коммерсантъ-FM” экс-посол России в Йемене и Иордании Александр Калугин.- Также можно нанять за деньги частных охранников. В Иордании помимо дежурных комендантов по периметру были еще и сотрудники местной частной компании».
По словам президента Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосифа Линдера, разумным было бы создание специального подразделения при самом МИДе, потому что «Заслон» действует в рамках СВР, а это может вызывать опасения у принимающей страны.
«Когда разрешение на работу в стране получает сотрудник службы охраны МИДа, а не разведки, это будет совсем другое дело»,- пояснил эксперт. По его словам, для повышения уровня защиты посольств необходимо увеличение финансирования и политическая воля, однако «если вопрос поставит сам президент, то и все проблемы решатся».
Пока новые возможные меры еще только обсуждаются, но охрана российских дипмиссий уже была усилена - об этом после убийства посла Карлова распорядился Владимир Путин. Циркулярное указание было направлено всем российским диппредставительствам за рубежом.
Причем оно затронуло не только горячие точки, но и вполне благополучные страны. Так, с понедельника у здания российского посольства в Аргентине (расположено в центре Буэнос-Айреса в фешенебельном районе Реколета) дежурят дополнительные наряды федеральной полиции. О принятии «всех необходимых мер» сообщили и в целом ряде других посольств, при этом из соображений безопасности не раскрывая никаких деталей.
За периметром безопасности
О том, как обеспечивается безопасность российской дипломатической миссии в Анкаре, рассказал экс-посол РФ в Турции (2003–2007 годы) Петр Стегний. Комплекс зданий российского посольства в столице Турции расположен на большой территории (4 га) и прекрасно защищен с помощью самых разных инженерных решений.
«Там очень хорошо продуман режим работы и есть одна особенность - своей резиденции у посла нет, он живет в самом посольстве,- рассказал господин Стегний.- Выход из столовой посла - прямо в кабинет. Этот режим уходит корнями в непростые советские годы, когда Турция была форпостом НАТО. Пребывание нашего посла на рабочем месте требовалось постоянно».
Впрочем, опрошенные эксперты и дипломаты сходятся во мнении, что главная проблема как в Турции, так и в других странах - не в охране зданий, а в обеспечении безопасности на выездных мероприятиях. Что и подтвердила трагедия 19 декабря.
По мнению одного из собеседников, много лет проработавшего в странах Ближнего Востока и осуществлявшего там взаимодействие с местными силовыми структурами, организаторы теракта в Анкаре «выбрали самое узкое место в системе безопасности российских послов за рубежом и нанесли удар именно туда».
«Это узкое, уязвимое место - общественное мероприятие, на котором не присутствуют местные высокопоставленные чиновники»,- говорит собеседник. И добавляет: «Если бы в открытии фотовыставки участвовал, например, какой-то турецкий министр, безопасность мероприятия обеспечивалась бы совсем на другом уровне.
Проверка была бы гораздо более тщательной, террорист едва ли смог бы усыпить бдительность охранников своим полицейским удостоверением и пронести в зал пистолет».
Как считает источник, «силами посольств, которые весьма ограниченны, едва ли можно обеспечить безопасность посла на каждом мероприятии, которое он посещает».
Выходом, по мнению собеседника, может стать «максимально строгий отбор мероприятий, в которых участвует посол, и обязательное требование к стране пребывания обеспечивать повышенную безопасность на этих мероприятиях - с обязательным привлечением местных спецслужб, специализирующихся на охране официальных лиц».
Полк по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по г. Москве 25 апреля отмечает 80-летие с момента образования службы. Накануне этого знаменательного события корреспондент газеты «Петровка, 38» провела один день в этом подразделении и узнала некоторые секреты службы.
Оперативное взаимодействие
Всего в Москве дипломатических миссий - 277, из них более 150 посольств. Под круглосуточной охраной полка находится 114 объектов - это не только посольства и консульства, но и резиденции глав дипломатических миссий, военных атташе, представительства международных организаций, в том числе ООН и ЕС, - говорит об объектах обслуживания командир полка полковник полиции Андрей Дремучев. - Все эти объекты охраняются стационарно или путём патрулирования. Зона ответственности полицейских - периметр объекта и прилегающая к нему территория. Всё, что находится внутри, - это территория иностранного государства, которая охраняется службой собственной безопасности посольства.
Что касается структуры, в полку восемь рот, за каждой закреплено определённое количество объектов. Посольства разбросаны по всей территории города. Есть даже посольский городок на Мосфильмовской. У каждого диппредставительства установлен отдельный пост охраны.
Как правило, сотрудник несёт службу на одном и том же объекте. Перед каждым заступлением на службу с офицерами проводится инструктаж, во время которого помимо обычных вводных обсуждается алгоритм действий сотрудника в случае обострения обстановки в конкретном месте дислокации. Оснащены постовые, как и все полицейские. Имеют штатное оружие, табельный пистолет Макарова, автомат при необходимости. Если вдруг возникают какие-то проблемы, полицейский докладывает в дежурную часть и командиру взвода, у которого на контроле до 13 объектов. В случае необходимости есть резервная группа, готовая оперативно среагировать на вызов и встать в оцепление.
Если проходит массовая акция, например, почтить память погибших в теракте в Ницце и к посольству Франции пришли сотни жителей Москвы, то, когда речь идёт о таких трагических событиях, согласовываем с дипкорпусом места для возложения цветов, устанавливаем барьеры для организации прохода.
Отмечу, инспекторы полка не просто охраняют территорию диппредставительства, они пристально следят за происходящим на улицах города и всегда готовы прийти на помощь гражданам. Так, инспектор службы лейтенант полиции Игорь Ильютченко дежурил у консульского отдела Республики Чили, когда его коллега - постовой соседнего посольства Габонской Республики сообщил о произошедшем на его глазах ограблении. Полицейский передал по рации приметы преступника и направление его бегства. Не прошло и пяти минут, как Ильютченко обезоружил вооружённого преступника.
Отношение доверительное
С годами специфика происшествий сильно изменилась, - вспоминает Андрей Дремучев (а ему есть что вспомнить: свою карьеру правоохранителя и службу в этом подразделении он начал в 1982 году). - Так, в 90-е годы, после развала СССР, было много перебежчиков, пытавшихся укрыться в иностранном государстве или передать в посольство секретную информацию. Помню, как наш постовой задержал гражданина, который перекинул на территорию турецкой миссии рюкзак и пытался сам перелезть через забор.
Если говорить про сегодняшний день, то один из самых напряжённых объектов - консульство Таджикистана. После введения нормы о въезде граждан стран СНГ в Россию по заграничным паспортам, таджикское консульство ежедневно посещают от 500 до 1500 человек. В 2016 году старший инспектор службы капитан полиции Андрей Кириллов разоблачил злоумышленников - не допустил в консульство Таджикистана нескольких граждан этой страны по поддельным документам. В ноябре того же года он в ночное время на соседней улице предотвратил кражу и задержал нарушителей. Злодеи с помощью лебёдки, установленной на автомобиле «Урал», готовили похищение кабеля из технического колодца МГТС. По итогам 2016 года Андрей Кириллов занесён на Доску почёта ГУ МВД России по г. Москве.
А полицейский контактирует напрямую с представителями посольства?
Они контактируют в рамках служебных обязанностей. Например, для осуществления режима охраны, допуска/пропуска. Тут уже посольство высказывает свои пожелания, как пропускать посетителей. Обычно для этого назначается рабочая встреча. На ней руководитель строевого подразделения решает возникшие вопросы с начальником службы безопасности или другими представителями посольства. Бывает, посол просит вывести кнопку тревожной сигнализации на наш пост. Иногда мы сами обращаемся в посольство по техническим вопросам, допустим, о подключении электричества к постовому помещению.
Регламент общения с главой диппредставительства есть?
Строевая стойка, приветствие, отдание воинской чести при въезде и выезде посла - это обязательно. Чтобы посланец другой страны понимал - отношение России к нему хорошее, доверительное.
Набор качеств для сотрудника
У нас за каждым вновь принятым на службу сотрудником закрепляется наставник - офицер из числа старших инспекторов, - говорит исполняющий обязанности помощника командира полка начальник отделения по работе с личным составом капитан полиции Дмитрий Спесивых. Он работает в подразделении уже более 10 лет. - Офицер обучает новичка во время стажировки, курирует его в течение первого года службы. Каждый новобранец проходит специальный курс подготовки. Занятия проводятся не только в Центре профессиональной подготовки столичного главка, где слушателям даются общие полицейские навыки, но и в подразделении, где опытные офицеры полка, сотрудники ФСБ и МИД обучают специальным навыкам обеспечения безопасности иностранных дипломатических представительств. За это время командиры изучают деловые и моральные качества кандидатов на офицерские должности в полку, формируют у стажёров понимание высокой степени ответственности и важности госслужбы, отрабатывают методы противодействия возможным террористическим и экстремистским атакам на дипломатические представительства. И остаются только те, кому это по плечу.
На первом месте для наших сотрудников, которые представляют полицию России в глазах иностранных граждан, - культура и вежливость. А ещё дипломатичность, умение грамотно сформулировать свои мысли, разговаривая с посетителями дипмиссии, нашими соотечественниками. К тому же, внешний вид сотрудников охраны посольств должен быть безупречным. При заступлении на дежурство новой смены проводится строевой смотр, проверяется в порядке ли обмундирование и снаряжение.
Вакансии есть, но очень мало. Скажем так, некомплект рабочий - два процента от штатной численности личного состава.
Наши чемпионы
Мы находимся в составе Управления охраны общественного порядка (УООП). 12 сотрудников полка входят в состав сборной команды УООП главка, - говорит Дмитрий Спесивых. - Есть среди нас те, кто неоднократно занимал первые места в личном и командном первенстве среди подразделений московской полиции. Это инспектор службы 6-й роты майор полиции Александр Старовойтов, который стал чемпионом МВД и ГУ МВД России по г. Москве по автомногоборью. Он также является призёром чемпионата главка по лыжным гонкам. Инспектор службы 2-й роты капитан полиции Ирина Дмитриева - неоднократная победительница чемпионатов МВД и ГУ МВД России по г. Москве по лёгкой атлетике и служебному биатлону. Инспектор службы 4-й роты, старший лейтенант полиции Антон Зайков - чемпион по плаванию ГУ МВД России по г. Москве и золотой призёр Полицейских игр в Америке. По боевому самбо неоднократные призёры чемпионата главка - инспектор службы 3-й роты капитан полиции Евгений Шпагин и инспектор службы 7-й роты капитан полиции Руслан Писенко. В общем, нам есть кем гордиться!
Немного истории
25 апреля 1937 года началась история службы по охране дипломатического корпуса, когда полномочия были переданы 2-му отделу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. В то время постоянных постов не было, милиционеры на мотоциклах в течение дня объезжали столичные посольства.
История же нынешнего подразделения ведётся с 18 апреля 1969 года, тогда и был создан полк милиции по охране дипломатических представительств УВД Мосгорисполкома, который вскоре преобразовался в отдел милиции по охране диппредставительств. За 48 лет существования у полка было всего три командира.
Айрин ДАШКОВА, фото из архива полка