Кто представляет совет федерации. Состав, структура, порядок формирования совета федерации рф
согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета Федерации стоит Председатель, Первый заместитель Председателя и три заместителя Председателя.
Отличное определение
Неполное определение ↓
верхняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ - сенаторами.
Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий: рассмотрение федеральных законов и федеральных конституционных законов, одобренных или принятых Государственной Думой, и принятие решений по ним, а также самостоятельная разработка законопроектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся отдельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Постоянно действующими органами палаты являются комитеты и постоянные комиссии СФ, которые осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.
Все сенаторы, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав тех или иных комитетов.
Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 75% от численного состава сенаторов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона сенатом палаты могут создать согласительную комиссию и позже рассмотреть его повторно.
К ведению СФ, кроме того, относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативнокоординационного органа было впервые утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. В состав СФ входили председатель Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), председатели ВС республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, в т. ч. его верхней палаты - Совета Федерации. Предусматривалось, что в этот орган должны входить по 2 депутата от каждого субъекта Федерации, избранных на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.
Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 г. Было избрано 175 депутатов. Первым Председателем СФ стал В. Шумейко.
СФ первого созыва (выборный) заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Его деятельность показала, что он не всегда выполняет отведенную ему авторами Конституции роль «фильтра» законов, принимаемых Государственной Думой, и нередко голосует за преодоление президентского вето.
Сделать Совет Федерации политически более близким исполнительной власти была призвана реформа СФ, проведенная в декабре 1995 г. Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в СФ входили по должности по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Все члены СФ совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.
Совет Федерации второго созыва приступил к работе 23 января 1996 г. Его Председателем был избран Е. Строев, глава администрации Орловской обл.
Именно в 1996–2000 гг. состоялось становление СФ в качестве «палаты регионов» - гаранта политической стабильности страны. Однако в силу своего состава СФ не мог работать на профессиональной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Для обеспечения осуществления полномочий членов СФ на постоянной основе в 2000 г. была проведена очередная реформа, предложенная Президентом РФ В. Путиным.
Согласно вступившему в силу 8 августа 2000 г. новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», губернаторы и главы законодательной власти заменялись в СФ назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. При этом одного из них назначает губернатор на срок своих полномочий, а второго - законодательный (представительный) орган региона на срок полномочий этого органа.
Взамен для региональных лидеров был создан консультативный орган - Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.
5 декабря 2001 г. Председателем СФ был избран С. Миронов, представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (переизбирался 29 января 2003 г., 30 марта 2007 г.).
Предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» сенаторов закончилась в январе 2002 г. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 г. Совет Федерации принял новый Регламент палаты, основанный на трех основных принципах: точном отражении ее конституционных полномочий, сохранении преемственности в работе и создании структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в СФ были созданы 16 комитетов.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ТАСС-ДОСЬЕ (Светлана Шведова). Совет Федерации - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, представляющая интересы регионов на федеральном уровне. Образована в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.
В состав СФ входят по два представителя от каждого из 85 субъектов РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) и 17 сенаторов, назначаемых президентом РФ. Общее число сенаторов - 187 человек.
Первоначально верхняя палата парламента формировалась на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что первый состав совета избирается на два года гражданами по мажоритарной системе - по два представителя от каждого субъекта. Первый созыв состоял из 175 депутатов, избранных 12 декабря 1993 года.
5 декабря 1995 года был принят закон, в соответствии с которым членами Совета Федерации становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов РФ по должности.
5 августа 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В состав палаты стали входить по два представителя от каждого субъекта России, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов РФ.
14 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с ним сенаторы стали избираться только из числа региональных и муниципальных депутатов. Новый порядок формирования вступил в силу с 1 января 2011 года.
3 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа. Новый порядок формирования верхней палаты вступил в силу с 1 января 2013 года.
22 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о "президентской квоте" сенаторов в верхней палате парламента (Федеральный закон "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающий поправки в Конституцию РФ). Документ позволяет главе государства своим указом назначать до 10% от общего числа членов верхней палаты. Таким образом, у президента есть право делегировать в Совет Федерации 17 сенаторов - представителей РФ. До настоящего времени президент Путин не воспользовался правом по заполнению этой квоты.
Полномочия Совета Федерации определены российской конституцией. Основной функцией верхней палаты является осуществление законодательных полномочий. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госдумой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ, а также назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации избирает из своего состава председателя, его первого заместителя и заместителей.
Верхняя палата Федерального собрания является постоянно действующим органом. Ее заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Они проходят раздельно от заседаний Госдумы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента РФ и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Сенатор обязан состоять в одном из 10 комитетов Совета Федерации, при этом член СФ может быть членом только одного комитета палаты (за исключением председателя).
Заседания СФ проводятся, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
В разные годы председателями Совета Федерации являлись: Владимир Шумейко (с января 1994 года по январь 1996 года); Егор Строев (с января 1996 года по декабрь 2001 года, избран почетным председателем Совета Федерации); Сергей Миронов (с декабря 2001 года по май 2011 года).
С 21 сентября 2011 г. председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации является Валентина Матвиенко (за нее проголосовали 140 сенаторов). Она стала первой в истории России женщиной, занявшей этот пост. 1 октября 2014 года переизбрана председателем верхней палаты парламента (ее кандидатуру поддержал 141 член Совета Федерации).
1 октября 2014 года состоялось первое заседание осенней сессии верхней палаты парламента. По результатам сентябрьских региональных выборов Совет Федерации значительно обновился: полномочиями наделены 35 сенаторов, из которых 20 делегированы в верхнюю палату парламента впервые.
За 2013 год из федерального бюджета на обеспечение деятельности Совета Федерации было потрачено 4 млрд 145 млн 466 тыс. рублей.
Порядок формирования Совета Федерации РФ определен соответствующим ФЗ. Основополагающие принципы создания данного органа установлены и в Конституции. Рассмотрим далее, кто входит в Совет Федерации. Порядок формирования, полномочия этого органа также будут описаны в статье.
Общие сведения
Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.
Как выше было сказано, в СФ входят представители каждого субъекта. От региона назначается два уполномоченных лица: от органов законодательной и исполнительной госвласти по одному. Таким образом создается структура. Совет Федерации, порядок формирования которого предусматривает определенную схему избрания представителей, вместе с Госдумой создает Счетную палату. Членом СФ может стать гражданин страны, возраст которого не меньше 30-ти лет. Кандидат, кроме этого, должен обладать избирательным правом.
Назначение членов СФ
Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.
Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.
Задачи СФ
В компетенцию Совета Федерации входит рассмотрение вопросов, касающихся:
- утверждения изменений границ между регионами России;
- назначения выборов Президента страны;
- утверждения указа главы государства о введении военного времени или чрезвычайного положения;
- отрешения Президента страны от своей должности;
- назначения судей Верховного и Конституционного, Арбитражного (Высшего) судов;
- утверждения кандидатуры и снятия с поста Генпрокурора;
- назначения и освобождения от должности зампредседателя Счетной палаты и 50 % ее аудиторов.
Дополнительные полномочия
СФ назначает уполномоченных лиц Экономического Суда СНГ. Принятие кандидатур осуществляется в порядке, предусмотренном для формирования судейского состава ВАС. Согласно ст. 12 ФЗ, устанавливающего для граждан России основные гарантии избирательного права и возможностей участвовать в референдуме, СФ может рассматривать предложения Президента и готовить заключения об отзыве либо назначении дип. представителей страны в международных организациях и других государствах.
Деятельность СФ
Порядок функционирования Совета Федерации установлен Конституцией, соответствующими Федеральными Законами, Регламентом и решениями, принятыми СФ. В органе высшим лицом выступает Председатель. Он избирается из состава Совета Федерации. В ведении заместителей Председателя находится внутренний распорядок палаты. Они также проводят заседания СФ. Советом Федерации создаются комиссии и комитеты, проводятся слушания, касающиеся вопросов его деятельности. В СФ запрещено образование парламентских объединений и фракций. Заседания СФ проводятся в Москве. С целью обеспечения коллегиального и оперативного рассмотрения неотложных вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, его функционированием, создается Совет палаты. Он выступает в качестве постоянного коллегиального органа. В его составе присутствуют Председатель СФ, заместители, главы комиссий, в числе которых отдел по парламентским процедурам и регламенту, и комитетов.
Особенности заседаний СФ
Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:
Обязательные вопросы
Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:
- Федеральных сборов и налогов.
- Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
- Федерального бюджета.
- Защиты и статуса госграницы России.
- Мира и войны.
На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.
Законодательная инициатива
Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.
Совет Федерации является "верхней"
палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:
по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.
Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.
В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
- Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
- Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по бюджету;
- Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
- Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
- Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
- Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
- Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
- Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
- Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
- Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.
Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
Назначение выборов Президента Российской Федерации;
Отрешение Президента Российской Федерации от должности;
Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .
Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о вводе в состав Совета Федерации "федеральных" сенаторов.
Согласно документу, Президент РФ получит возможность назначать сенаторов, представляющих интересы всей России в целом . Их численность не должна превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих отдельные регионы .
Сейчас в России насчитывается 85 субъектов, каждый из которых назначает в Совет Федерации двух представителей (от законодательной и исполнительной власти). Таким образом, численность сенаторов составляет 170 человек , а Президент РФ получит возможность назначать 17 дополнительных сенаторов .
До 2008 года, пока некоторые субъекты РФ не были объединены, в состав Совета Федерации входили 178 человек . По мнению инициаторов реформы, именно освободившиеся места и должны занять "президентские" сенаторы. При разработке реформы учтен международный опыт : глава государства имеет право назначать некоторое количество членов парламента в Великобритании, Италии, Белоруссии и Мадагаскаре.
Закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.