Либеральные и реакционные реформы александра 1. Эпоха правления Александра I
28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)
Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:
Реформы инициировались «сверху» - самодержцем;
Реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;
Судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;
Влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.
Реформы в области государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
Реформы в социальной сфере:
1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;
2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;
3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.
4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.
Реформы в области образования:
1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:
Важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;
Расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;
Предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.
Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:
В 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;
Все чиновники должны были иметь соответствующее образование
Знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;
В 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;
С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности,
- «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
Проблемам преобразований во внутренней политике России начала ХIХ в. посвящено немало трудов. Первый опыт освещения этих проблем относится ко 2 - й половине ХIХ века, когда военный историк генерал М.И. Богданович выпустил в свет 6 - ти томную историю Александра I. М.И. Богданович принадлежит к числу тех дворянских историков, для которых личность царя была главным двигателем исторического процесса, а история России - историей того или иного самодержца. В представлении М.И. Богдановича Александр I хотел водворить в стране «государство справедливости и общего спокойствия».
Будучи свидетелем «злоупотреблений администрации» своей бабки, а потом и отца, царь проникся идеалами законности; ненавидя деспотизм, он стремился «навсегда охранить от престола права всех и каждого».
Объективная ценность книги М.И. Богдановича состоит в богатом фактографическом материале, который она содержит.
В 1897 году историк охранительного направления генерал Н. К. Шильдер выпустил в свет четырёхтомную биографию Александра I. Историк разделял мнение М. И. Богдановича о стремлении Александра к законности как главном мотиве его преобразовательной деятельности. Идеал Шильдера - это гуманный и либеральный царь. И. М. Богданович и Н. К. Шильдер не писали об Александре I как о выразителе естественной потребности конституционного преобразования России. Составив подробнейший очерк первых правительственных мероприятий начала ХIХ века, Н. К. Шильдер заключил, что Александр «представлял собой явление, необычное в русской истории».
Из трудов советского времени наиболее интересными по истории реформирования в 1 - й половине ХIХ века для нас явились монографии А. В. Предтеченского «Очерки общественно - политической истории России в первой четверти ХIХ века» и М. М. Сафонова «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв.».
А. В. Предтеченский дал политике Александра I классовую оценку и рассматривал её как попытку в условиях разложения феодально-политической системы защитить интересы господствующего класса крепостников - помещиков от буржуазной революции.
В монографии М.М. Сафонова показано, как в результате острой внутриполитической борьбы широко задуманная программа социально - политических реформ свелась к преобразованиям государственного устройства, которые способствовали дальнейшему царствованию самодержавия. Такой подход к оценке реформ Александра I представляется нам наиболее приемлемым.
В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.
Александр I - одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории нашего государства. Он жил и царствовал в сложное и во многом - переломное для судеб мира время. Заложенные просвещенным веком Екатерины II и Ф. Лагарпом передовые идеи и высокие мысли оставили в душе царя неизгладимый след. Однако осуществить их на практике Александру I не удалось.
Первенец наследника престола Павла родился 12 декабря 1777 года. В самом начале жизненного пути его личность была деформирована обстоятельствами, сложившимися в царской семье. Постоянная необходимость приспосабливаться одновременно и к вольным нравам екатерининского двора и к строгим порядкам, установленным Павлом в Гатчине, вносила полный разлад в душу мальчика, а потом и юноши.
Образование Александра, начавшись в детстве под непосредственным руководством и при участии Екатерины II, затем было продолжено рядом отличных преподавателей. Из всех воспитателей и учителей центральное место занимал Лагарп - швейцарский республиканец, увлекавшийся идеями французской просветительской философии. Эти идеи он передавал будущему императору, однако не связывал их с реалиями русской жизни. Такая отвлеченность от практики потом сказывалась в действиях Александра I. “Мысли о благе человечества, гнусности рабства и деспотизма сочетались с его положением абсолютного монарха. Это приводило к колебаниям, непоследовательности, противоречивости в практической политике», - пишет А. Н. Архангельский.
Трагические обстоятельства вступления на престол стали для царя огромным потрясением. Убийство Павла I сделало Александра соучастником страшного преступления и заставило всю жизнь мучиться угрызениями совести, а так же показало ему собственную незащищенность, внушив глубокий страх стать жертвой очередного переворота. Поэтому он старался воздерживаться от шагов, хотя бы и полезных для страны, но слишком раздражающих благородное сословие. По мнению историка В.О. Ключевского, Александр I «принес на престол больше благих желаний, чем практических средств для их осуществления».
Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства. «Дней Александровых прекрасное начало», - так впоследствии охарактеризовал начало правления молодого государя А.С. Пушкин. В манифесте о восшествии на престол Александр I заявил, что будет править «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» и принял ряд решений в либеральном духе: были амнистированы лица, репрессированные при Павле, разрешена деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам, ослаблена цензура. Но при всем своем либерализме Александр не спешил идти на ограничение самодержавия и отверг конституционные проекты П.А. Зубова, П.А. Палена. Вместо этого появился указ об учреждении Непременного совета - законосовещательного органа при государе. Практическое значение Непременного совета было невелико. Основная работа по подготовке преобразований сосредоточилась в Негласном комитете. В его состав вошли «молодые друзья» императора - В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях комитета, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования.
После рассмотрения в Негласном комитете в 1802 году была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.
В крестьянском вопросе Александр I не спешил с радикальными мерами, боясь недовольства помещиков и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных (М. М. Сафонов).
Более успешными оказались реформы в области образования. В 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Руководить созданием единой системы образования было призвано министерство народного просвещения.
С 1803 года значение Негласного комитета стало падать. Вскоре кружок прекратил деятельность. Для продолжения реформ Александру I требовались новые люди. Одним из таких людей стал А.А. Аракчеев.
О сыне небогато и незнатного помещика Алексее Андреевиче Аракчееве современники почти единодушно отзывались нелестно. Обличались его грубость, трусость, невежество, жестокость. Но для царя Аракчеев обладал рядом ценных качеств: он неукоснительно выполнял царскую волю, был подобострастен и учтив. К тому же, он отличался работоспособностью и организованностью. В 1803 году Аракчеев - инспектор всей артиллерии, в 1807 - состоит при Александре I с правом издавать от его имени указы, в 1808 - военный министр, обладающий огромной властью и ревностно охраняющий престол от дворянского заговора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, а для разработки плана дальнейших реформ необходим был другой человек. Им стал М.М. Сперанский.
Происходивший из семьи сельского священника Михаил Михайлович блестяще окончил духовную академию и за 4 года сделал стремительную карьеру. В 1807 году император приблизил Сперанского к себе и сделал основным советником и помощником. В 1809 году Сперанский подготовил план преобразований - «Введение к уложению государственных законов». По этому проекту основой государственного устройства России должен был стать принцип разделения властей. В качестве законосовещательного органа власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную - сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной становился Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет - совещательный при государе.
Население России предполагалось разделить на три сословия - дворянство, среднее состояние, народ рабочий, - которые получали гражданские права, а два первых - политические.
Преобразования начались с реформирования государственного аппарата. В 1810 году вместо Непременного был создан Государственный совет в составе 35 высших сановников. Началась реорганизация министерской системы: все министерства имели единообразную структуру и действовали на принципах единоначалия. Обо всех этих преобразованиях подробно пишут в своих исследованиях А. В. Предтеченский, М. М. Сафонов.
Деятельность Сперанского вызвала ярость дворянства, догадывавшегося, что одной из целей реформ является отмена крепостного права. Не устраивали дворян и планы ограничения самодержавия. Александр I, понимая, что недовольство его внутренней политикой охватило широкие круги общества, в условиях обострения внешнеполитической обстановки, в 1812 году уволил Сперанского в отставку.
Внешние события 1812-1815 годов отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После победы над Наполеоном свободомыслящая часть дворянства ожидала введения конституции, крестьяне - отмены крепостного права. Важным шагом царя в направлении политических реформ стало дарование Конституции Польше. В 1818 году Александр I поручил Н. Н. Новосильцеву подготовить проект Российской Конституции. Созданный документ - «Государственная уставная грамота Российской империи» - предусматривал установление конституционной монархии. Александр I не стал реализовывать этот проект, как и проекты освобождения крестьян (М. М. Сафонов).
Реформаторские намерения императора, как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются реакционным курсом. Эта перемена обусловлена, прежде всего, оппозиционными настроениями дворянства. Кроме того, Александр I считал, что крестьянская Россия не способна понять и принять конституционную систему правления.
Последние годы правления Александра I называют «аракчеевщиной» (1815-1825), так как управление страной при часто уезжавшем за границу царе сосредотачивается в руках всесильного временщика. Символом наступившей реакции были военные поселения - новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение «военных поселян» должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, они и обеспечивали себя, снимая расходы с казны, и становились резервом армии. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю и промыслы - все это разрушало крестьянский уклад, тормозило экономическое развитие.
Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для императора. В 1825 году он неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.
«Александр I хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра I. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия», - пишет А. Валлотон.
Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.
Надежды возлагались на Николая I.
1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.
Основные реформы, осуществленные при Александре I:
Указ «О вольных хлебопашцах»;
Министерская реформа;
Подготовка плана реформ М. Сперанским;
Дарование Конституций Польше и Бесарабии;
Подготовка проекта российской Конституции и программы отмены крепостного права;
Учреждение военных поселений.
Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.
2) Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских порядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.
3) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:
Н. Новосильцев;
А. Чарторыйский;
П. Строганов;
В. Кочубей.
Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.
Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками которой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого, императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:
Министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
Реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
Реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.
В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.
4) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «конституционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвинуты следующие предложения:
При сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;
Для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);
Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;
Разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);
Наделить избирательным правом только дворян и представителей «среднего состояния»;
Ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;
Сенат - высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;
Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;
Связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;
На вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.
Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:
В 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;
В это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.
Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.
5) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.
В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.
6) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направлениях:
Совершенствование национально-государственного устройства;
Подготовка проекта Конституции России. В рамках первого направления:
Александром I была дарована Конституция Царству Польскому в 1815 г.;
Была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».
В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи"- содержал следующие основные положения:
В России устанавливалась конституционная монархия;
Учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
Сенат полностью назначался императором;
Инициатива предлагать законы закреплялась только за императором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
Император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
Наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
Закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
О крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).
Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.
В 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
В 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
Освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.
Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консервативно-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:
Поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
Для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
Привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
Военные поселения были разбросаны по всей России;
В данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
В военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.
Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:
Отмены крепостного права;
Принятия Конституции;
Демократизации страны.
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно охарактеризовать как либеральные или как консервативные?
Александр здесь излагает идеи Просвещения. Его взгляды либеральны.
С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?
Чарторыйский считал императора консерватором.
Сравните выводы и сформулируйте проблему (авторский вариант – с. 367).
Вопрос: Александр I – либерал или консерватор?
Ответ: Александр сочувствовал либеральным идеям, но на действительно серьёзные реформы (предложенные Сперанским) не решился. Скорее всего, он изначально был больше консерватором.
Составьте список личных качеств Александра I.
Личные качества:
Весёлость,
Обходительность,
Доброта,
Умение расположить к себе людей,
Скрытность чувств,
Впечатлительность
Какие из них способствовали тому, чтобы этот государь стал либеральным реформатором?
Из личных качеств либерализму способствовала лишь доброта, остальные могли помочь как либеральным реформам, так и укреплению самодержавной власти.
Личные качества императора могли пригодиться как реформатору, так и консерватору, как, к примеру, умение располагать к себе людей. Однако воспитан он был в духе Просвещения, то есть как либерал. Особенно велико было влияние его учителя и воспитателя Лагарпа, а также пример его бабки Екатерины II, которая правила как просвещённые монарх.
Почему многие современники разделяли мнение А.С. Пушкина, который назвал первые годы правления Александра I «дней Александровых прекрасное начало»? Свою точку зрения подтвердите фактами.
В первые годы правление император опирался на друзей своей юности, которые были либералами (некоторые даже звали их «якобинцами»). Александр снова ввёл все привилегии дворянства времён Екатерины II (включая свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение), вернул из ссылки около 12 тысяч чиновников и военных, провёл реформу системы образования и смягчил цензуру (проверялись уже изданное).
Новый правитель также пытался улучшить участь крестьян: им разрешалось покупать землю, запрещалось публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли (но не запрещались сами такие продажи). Кульминации эти усилия достигли в Указе о вольных хлебопашцах, но даже по нему освобождение крестьян было добровольным делом помещиков.
Сделайте предварительный вывод о взглядах императора.
По крайней мере, в первые годы своего правления Александр I, безусловно, был либералом.
С помощью фактов определите, какое правление установилось в России в ходе реформ Александра I: абсолютная или конституционная монархия?
Монархия при Александре I продолжала оставаться абсолютной. Все ветви власти по-прежнему подчинялись императору, а он ни перед кем не отчитывался. И даже созданный Александром Государственный совет не ограничивал власть императора, а лишь давал ему советы (был законосовещательным органом).
Какие проекты Сперанского могли, на ваш взгляд, благоприятно воздействовать на управление государством? Почему они не были претворены в жизнь?
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную (пусть у императора и оставались верховные полномочия во всех трёх ветвях).
Отмена сословного деления, наделение всех свободных людей равными гражданскими правами;
Свободному населению предполагалось дать избирательные права;
Постепенная отмена крепостного права.
Осуществить всё это Сперанскому помешала опала, а её вызвали дворцовые интриги завистников. Но, возможно, Александр не был готов к столь радикальным преобразованиям, потому так легко поверил врагам реформатора.
Cхему на с. 30 сравните со схемой на с. 19. Как изменились отношения самодержавия и частей нарождающегося гражданского общества?
Отношения никак принципиально не изменились. Император продолжал стоят во главе всех ветвей власти, правительство продолжали отчитываться лишь перед ним.
Какие части проекта Сперанского были реализованы?
Из всех его проектов было реализовано только создание Государственного совета.
Опишите спор двух дворян начала XIX века. Отец – старый боевой офицер, которого еще императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живёт в деревне и получает хороший доход. Сын – молодой человек, увлекающийся сочинениями французских просветителей, поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к реформам Александра I, как будет защищать свою позицию?
Полагаю, отец будет всецело защищать реформы, в основном видя в этом возвращение «золотых» времён Екатерины II.
В то же время сын будет доказывать, что императору следовало бы пойти дальше. Он вполне может отстаивать идеи Просвещения, используя аргументы великих мыслителей того времени. Так на престоле не могут постоянно оказываться способные люди, иногда туда может попасть и недостойный (тут хорошо подойдёт пример Павла I, которого должны ненавидеть оба), потому самодержавие следует ограничить. Власть развращает, когда власть одного органа государственной власти не уравновешивает влияние другого, начинаются злоупотребления. Примеров среди чиновников России сын может найти более чем достаточно. Потому нужно ввести разделение властей с системой сдержек и противовесов.
На это отец вспомнит аргументацию Карамзина: такие новшества противоречат всей истории России, потому не могут быть полезны. Также он должен сошлётся на Великую французскую революцию. На примере якобинского террора отец покажет сыну, к чему приводит свобода народа и ограничение абсолютной власти монарха.
В масштабах российского общества позиция отца, безусловно победила. Но нужно отметить, что её разделяли и многие молодые люди, то есть большая часть дворянства (политически активной части общества в то время).
После смерти в результате заговора Павла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович. Сразу же по восшествии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее неприятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введены некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типографий.
При Александре I важную роль стал играть так называемый Негласный комитет (действовал с 1801 по 1803 г.), в состав которого входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот неофициальный орган сыграл решающее значение при выработке реформ, проведенных во время правления Александра I. Особую роль комитет придавал крестьянскому вопросу. 20 февраля 1803 г. в соответствии с указом «О вольных хлебопашцах», помещики получили право освобождать своих крестьян от крепостной зависимости. При этом крестьянин получал земельный надел, но за достаточно большой выкуп. Этим указом воспользовалось совсем немного помещиков, однако само его появление продемонстрировало обществу готовность власти идти на уступки в решении крестьянского вопроса.
На заседаниях Негласного комитета обсуждалась также возможность реформирование системы государственного управления. Результатом этих дискуссий стало издание указа в сентябре 1802 г. о реформе высших государственных учреждений. Вместо коллегий были созданы соответствующие министерства, а, кроме того, Государственное казначейство, которое имело те же полномочия что и созданные министерства. Комитет министров контролировал деятельность министерств и их взаимодействие между собой.
Дальнейшее реформирование системы государственного управления связано с именем М. М. Сперанского, который в 1807 г. занял должность статс-секретаря Александра I, а в 1808 г. - должность министра юстиции. По проекту Сперанского законодательным органом империи должна была стать Государственная Дума, которая бы имела приоритетное значение в принятии законов страны. Исполнительным органом власти должны были стать министерства. Совещательным Органом при императоре предполагалось сделать Государственный Совет, в состав которого должны были входить высшие сановники. При этом у императора оставалось преимущественное право назначения министров, внесение законодательной инициативы. Сословную структуру общества предполагалось сделать более мобильной (т. е. речь шла о возможности перехода из одного сословия в другое с приобретением соответствующих гражданских прав). В результате, большая часть преобразовательских планов Сперанского осталась лишь на бумаге, однако они оказали определенное влияние на взгляды Александра I, который 1 января 1810 г. издал указ о форми ровании Государственного Совета. Во главе его канцелярии встал М. М. Сперанский. Хотя функции нового органа и были исключительно совещательными, даже в таком виде они не оправдали надежд Сперанского. Одновременно с этим были уточнены функции и полномочия министерств (июнь 1811г.). Их деятельность должна была строиться на принципе единоначалия, т. е. вся ответственность за принятие решений ложилась на министра. Инициатива Сперанского реформировать Сенат была заблокирована Государственным советом.
Несмотря на то, что большинство предложений Сперанского не были реализованы, даже те преобразования, на которые пошел Александр I, вызвали резко отрицательную реакцию значительной части дворян. Поэтому в марте 1812 г. Сперанский был уволен и отправлен в отставку, а затем сослан в Пермь.,
Вторая половина правления Александра I и его внутренняя политика были тесно связаны с только что закончившейся войной 1812 г. и заграничными походами русской армии. После 1815 г. в русском обществе идеи либеральных преобразований находили все больший отклик, и популярность их стремительно росла. Александр I не мог не реагировать на изменение общественного мнения. В 1815 г. в Польше была введена конституция, которая гарантировала основные гражданские права польскому населению. В 1820 г. был издан проект реформирования системы центрального управления Российской империи, составленный Н. Н. Новосильцевым при активном участии П. А. Вяземского. Государственный сейм, состоящий из двух палат, должен был стать высшим законодательным органом с правом наложения вето, при этом законодательная инициатива оставалась в руках императора - главы исполнительной власти. Кроме того, предполагалось ввести некоторые гражданские свободы и независимость судебной власти. Однако, как и предыдущие предложения М.М.Сперанского, эти проекты не были реализованы, что в некоторой степени было связано с ухудшением внешнеполитической ситуации.
Военные поселения. Аракчеевщина. С именем военного министра А. А. Аракчеева связано создание военных поселений (с 1810 г.). (В действительности, учреждение военных поселений было инициировано самим Александром I, а не Аракчеевым). С помощью этих военных поселений предполагалось оптимизировать расходы на содержание армии. По мысли Аракчеева, военные поселяне должны были одновременно работать, т. е. обеспечивать себя, и заниматься военной службой. Такая инициатива не встретила понимания у военных. В военных поселениях периодически вспыхивали волнения, которые жестоко подавлялись. Хотя в итоге и удалось сэкономить на содержание армии, качество военной подготовки заметно снизилось. Кроме того, их содержание тяжким бременем ложилось на жителей тех местностей, где располагались эти военные поселения. Официально они так и не были отменены и фактически сошли на нет к 1857 г
Внеш. полит. России в первой половине 19в.
Внешняя политика
В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона с 1804 г. заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия, Англия. В ноябре 1805 г. войска Австрии потерпели поражение под Аустерлицем и Австрия вышла из войны, коалиция распалась.
В 1806 г. по инициативе России образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия, Швеция. Однако фр. армия в течение всего неск. недель вынудила Пруссию капитулировать. В 1807 г. Россия проиграла сражение под Фринляндом. Александр I вступает с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807 г. Россия и Франция заключают Тильзитский мир, согласно которому: Россия должна разорвать полит. отношения с Великобританией и примкнуть к ее блокаде, что было невыгодно для России, так как это означало разрыв торговых связей с Англией, что наносило большой ущерб экономике России; из отторгнутых от Пруссии польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Стремясь усилить свои позиции на ближнем Востоке, Россия вступает в войну с Турцией 1806-1812 гг. Она проходила с переменным успехом и имела затяжной характер. После назначения Кутузова в 1811г. командующим Дунайской армией турки терпят поражение на берегах Дуная, что вынуждает их идти на переговоры о мире. В мае 1812 г. подписан Брестский мир: России отошла Бессарабия, значит. участок Черноморского побережья Кавказа с г.Сухум, получ. автономию Молдова, Валахия, Сербия. Победа над Турцией расстроила планы Наполеона на помощь турецкой армии.
1804-1813 гг. – русско-иранская война. Причина – успехи России на Кавказе. Ирану не удалось предотвратить российское проникновение в Закавказье. В ходе войны Россия завоевала территорию Северного Азербайджана. 1813 г. – Гюлистанский мирный договор: Иран признавал владычество России над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря.
1808-1809 гг. – русско-шведская война: Россия завоевала Финляндию, которая вошла в состав России как автономное гос-во.
Отечественная война
Причины: стремление достичь Наполеоном мирового господства. Повод: нарушение Россией континентальной блокады Англии (нарушение условий Тильзитского мира). Наполеон собрал армию до 678 тыс. чел, что превосходило численный состав армии России. Вооруженными и хорошо обученными войсками командовали Даву, Бертье, Ней, Мюрат во главе с Наполеоном. Уязвимым местом был многочисленный нац. состав армии.
Войска России также хорошо были вооружены, имели мощную артиллерию. Войска возглавляли Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Милорадович. Преимущество: патриотический дух всех слоев населения, большие людские ресурсы, запасы продовольствия. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812г, переправившись через Неман. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход битвы в одном или неск. приграничных сражениях. Русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения, вели бои с отд. частями противника, изматывая его и нанося ему отдельные потери. 22 июля 1-я и 2-я армия соед. под Смоленском – это было решение одной из 2-х главных задач русской армии. 2-ая задача – установление единоначалия – была решена 8 августа назначением Кутузова Главнокомандующим. 26 августа произошло Бородинское сражение, нанеся большие потери обеим сторонам. Русские войска начали отступать к Москве. Кутузов принял решение оставить Москву. Наполеон вошел в нее 2 сентября, Москва была сожжена, все ее жители покинули ее до этого. Армия Наполеона осталась без продовольствия, превратилась в сборище мародеров и грабителей. Наполеон начал отступление по разоренной им же Смоленской дороге – беспорядочное бегство. Его армию преследовали русские войска и партизанские отряды. Наполеон бросил свою армию и бежал в Париж. 25 декабря 1812 г. Манифест царя ознаменовал завершение Отечественной войны.