Можно определить род существительных. Общий род существительных в русском языке: определение, примеры
Категория рода существительных
Различают существительные мужского, женского и среднего, а также общего рода. Род существительных определяется по их окончанию в И.п. ед.ч.
Категория рода
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
|||
С нулевым окончанием |
На -ь |
С окончаниями -а, -я |
На -ь |
С окончаниями на -о, -е, -ё |
На -мя |
Альбом Аграрник Плащ Дисплей |
Гриль |
Агрофирма Башня Акватория |
Гласность |
Устройство Море Делегирование Сырьё |
Пламя |
Как видно из таблицы, существительные на -ъ могут принадлежать к м.р. (гриль ) и ж.р. (гласность ). Род существительных на -ь в некоторых случаях можно определить по суффиксу. Так, слова с суффиксом -тель (строитель ) принадлежат к м.р., с суффиксом -ость (легитимность ), -знь (боязнь ) — к ж.р. Род существительных на -ь , как и всех остальных, при восприятии текста можно определить по окончаниям Р.п. и последующих или по окончаниям прилагательных, относящихся к этим существительным: красивый голубь , красивого голубя и т.д.; темная ночь , темной ночи и т.д. По окончаниям невозможно определить принадлежность к тому или иному роду только тех слов, которые употребляются всегда во мн.ч.: сани , обои , шахматы. Такие существительные могут изменяться во мн.ч. по разным образцам (ср. в Р.п. мн.ч.: саней , обоев , шахмат ). Род существительных в тексте можно определить и по форме глагола-сказуемого: если этот глагол употребляется в прошедшем времени: Стояла ясная ночь (ж.р . ). Месяц светил (м.р.) в полную силу. Тихое небо <... > было (ср.р.) спокойно , бесстрастно (С. Антонов).
Род некоторых существительных определяется по смыслу, в зависимости от пола лица. К ним относятся существительные общего рода: запевала , староста , тихоня. Они могут выступать в значений м.р. и ж.р. в зависимости от пола лица, которое они называют: Какой зануда! — Какая умница! Валя (юноша) поступил в университет. — Валя (девушка) поступила в университет. Существительные общего рода склоняются по образцу существительных ж.р. и употребляются обычно в разговорном стиле речи: водила , трудяга.
Существительные м.р. — названия профессий, должностей являются официальными названиями лиц мужского и женского пола (ректор или профессор Смирнов — Смирнова ).
Даже неофициальные должности, занимавшиеся по традиции мужчинами, если на них оказывается женщина, все равно называются словами м.р.: С него [шофера] сразу слетел районный гонор , и он немедля переключил внимание с Ксюты на колхозного конюха Клаву , стараясь попадаться под ручку с ней на глаза Ивану Кузьмичу (Е. Евтушенко). Однако многие из таких существительных м.р. могут иметь при себе сказуемое в форме ж.р., особенно если надо обратить внимание на пол действующего лица, но могут быть и стилистические причины координации сказуемого с подлежащим по смыслу, а не по форме. Например: Ректор выступил на собрании с докладом. — Ректор выступила на собрании с докладом; Профессор ответил на все вопросы. — Профессор ответила на все вопросы. Согласование с такими существительными определений в ж.р. (Наша ректор... ) носит разговорный характер.
Существительные каждого рода имеют свою систему флексий.
В русском языке есть небольшая группа неизменяемых (несклоняемых) существительных, которые имеют только одну грамматическую форму (барбекю , метро , шоу ): Оглянись — и увидишь наверно; в переулке такси тарахтят (И. Бородинский). Если такие существительные называют предметы, они относятся к ср.р. (колебания в употреблении между м.р. и ср.р. наблюдается только у существительного кофе ). Если неизменяемые существительные называют лица или животных, все зависит от их пола (кюре — м.р., леди — ж.р., мой — моя протеже , красивый — красивая кенгуру ).
В разговорной речи нередко не склоняются даже имена при употреблении с отчеством: Ну что ты... Тихон Тихоновича не узнаешь? — с пугливой игривостью забормотал ягодный уполномоченный (Е. Евтушенко).
Неизменяемые имена существительные, обозначающие профессию, должность, звание, традиционно связанные с мужским трудом (типа атташе , импресарио , конферансье , рефери ), относятся к м.р. Род несклоняемых географических наименований определяется по роду соответствующего родового существительного. Например, Сочи относятся к м.р., как и соответствующее родовое существительное город , Миссисипи — к ж.р., как и родовое наименование река , Онтарио — к ср.р., как и родовое слово озеро.
Сложносокращенные слова, составленные из первых букв (ГКЧП — гэкачепэ) или звуков (ИТАР ) тех слов, от которых они образованы, получают род стержневого слова. ГКЧП — это Государственный комитет (м.р.) по чрезвычайному положению , поэтому говорят ГКЧП постановил; ИТАР — это Информационное телеграфное агентство (ср.р.) России , поэтому говорят ИТАР сообщило. Однако, если забывается, от каких слов образовано сложносокращенное слово, оно получает род, как обычное слово, по формальному признаку: относится к м.р. при нулевом окончании (ЖЭК , хотя это жилищно-эксплуатационная контора ), к ср.р. — при окончании -о (РОНО , хотя это районный отдел народного образования ).
В просторечии некоторые слова употребляются в другом роде, чем в литературном языке. Приведем примеры:
— У меня в одном местечке литровка припрятана. Консервы есть... Приложимся!
— Положеньице, — улыбается механик. — Ты серьезно?
— Цельная литра!
— Пойдем! — коротко говорит Изюмин (В. Липатов ).
От ревматизмы хорошо натираться; Ты знаешь нашу заданию! Мировая революция по всем материкам; Комиссаром он бьи в чеке; Фронт подождет! Сперва хорошие властя посадить надо; Доставай тогда вилочки-тарелочки из заветных сундучков, втыкай в любую лакомству , кушай на здоровье; Это кто же тебе, Василий Захарович, такую полномочию дал? (А. Стрыгин ).
В одной газете читает коммюнике, в другой ту же самую коммюнике; Сами знаете, — шоссе через нас идет длинная (С. Антонов ).
Ах ты шкура! Ловчило! (О. Кожухова ).
Некоторые ошибки достаточно устойчивые. К ним относится, например, восприятие существительного фамилия как слова ср.р., что нашло отражение в художественной литературе:
Тихон Тихонович даже вспотел от негодования:
— Интересно получается. Сказать, кто отец, стыдно, а соврать про меня, оговорить, не глядя на возраст, не стыдно. Кто отец? Фамилию назови!
— Не знаю я его фамилие , — с тоской ответила Ксюта. — И имени не знаю. Ничо не знаю (Е. Евтушенко ).
Исторически может изменяться и родовая принадлежность существительного (ферзь имело ж.р., получило м.р.), и его формальный показатель (ср.: санатория и совр. санаторий ).
В случае затруднений с определением грамматического рода у существительных необходимо обращаться к нормативным словарям, где при каждом существительном обязательно указывается, к какому роду оно принадлежит.
Основной грамматический признак, который присущ практически каждой части речи, это категория рода. Сколько родов имеют существительные и как правильно определить данную категорию у этой части речи? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье.
Что такое род имен существительных?
Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Род является постоянным грамматическим признаком существительных и изучается в 6 классе.
Особенности категории рода существительных
В русском языке выделяют три рода имен существительных:
- Мужской (он)
. Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Примеры существительных мужского рода : папа, дядя, нож, стол, ястреб.
- Женский (она).
Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Примеры существительных женского рода : жена, няня, ночь, слава, пустыня.
- Средний (оно).
Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е.
Примеры существительных среднего рода : болото, золото, солнце, озеро, варенье.
Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде
(зануда, неженка, плакса, умница, жадина).
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Как определить род существительного?
У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица (отец, собеседник – м.р., подруга, сплетница – ж. р).
У всех существительных род может определяться по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:
- Мужской род чей? какой? (белый снег, добрый совет) ;
- Женский род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чья? какая? (свежая газета, веселая подруга) ;
- Средний род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чье? какое? (зеленое поле, высокое здание) .
Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?
С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.
Сколько родов в русском языке?
В русском языке представлена следующая система:
- Женский род.
- Мужской род.
- Средний род.
- Общий род.
Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.
Сколько родов в русском языке у имени существительного?
Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?
Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.
При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.
Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.
Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".
Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.
Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.
Как определить род имени прилагательного?
В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.
Например:
- На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
- Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).
Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.
Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.
Род имен существительных
Обратимся к категории рода имен существительных. Вы помните, что в русском языке род имен существительных определяется по двум основаниям: по окончанию именительного падежа единственного числа и по значению существительного, а именно, по отнесенности лиц и животных, называемых этим существительным, к естественному полу. Знать, к какому роду относится то или иное существительное, необходимо, чтобы правильно изменять его по падежам, правильно сочетать с другими словами в предложении. Именно поэтому в словарях указания на род являются обязательной характеристикой имен существительных.
Принято выделять пять групп слов-существительных по их родовой принадлежности:
Существительные мужского рода;
Существительные женского рода;
Существительные среднего рода;
Существительные общего рода (плакса, умница, ябеда );
Существительные, род которых определить невозможно (брюки, перила, плоскогубцы, джунгли, дрожжи, румяна, дебаты, каникулы, сумерки, Альпы ).
К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся на твёрдый согласный основы или на -и (дом, отец, баланс, банк, бартер, кредит, чай, край), все существительные на -тель (учитель, писатель, выключатель, показатель), названия месяцев (январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), заимствованные существительные с основой на -ль, -нь, -рь (ансамбль, шампунь, рояль, вестибюль, календарь).
К женскому роду относятся существительные с окончанием -а, -я (жена, земля, идея, игра, информатика, миграция, фирма, функция), существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный основы (жизнь, сталь, ночь), а также существительные, оканчивающиеся на твёрдый шипящий (молодежь, ложь, рожь, гуашь, ретушь, чушь, фальшь, глушь).
К среднему роду относятся существительные с окончанием -о, -е (окно, дело, поле, банкротство, безбожие, благо, богатство, ведомство, вероисповедание, приложение, кредитование, распределение), а также все существительные на -мя (время, темя, бремя, стремя, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя) и существительное дитя.
Исключение составляют существительные с окончанием -а, -я и существительные с нулевым окончанием на мягкий согласный, которые относятся к мужскому роду, так как обозначают лиц мужского пола: дядя, юноша, москвич, юнга, медведь. К мужскому роду относится также существительное подмастерье.
Итак, в современном русском языке традиционно выделяется три рода имен существительных: мужской (конверт, закон), женский (статья, скамья) и средний (наказание, преступление). Как правило, начальная форма слова уже дает представление о его родовой принадлежности. Однако в некоторых случаях определение рода существительных вызывает трудности.
1. Частотны ошибки при употреблении несклоняемых существительных (как правило, заимствованные из других языков), в сочетаниях с прилагательными или глаголами прошедшего времени, обусловленные неправильной сочетаемостью форм слов по роду. Попытки изменять такие слова приводят к грубым ошибкам типа: Он вернулся за пальтом . Род таких слов нельзя определить по окончанию, он определяется по значению слова, связанному в большинстве случаев с понятием одушевленности/неодушевленности. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных относится к словам среднего рода (фойе, кино, пальто, шоссе, хаки, пенсне, букле). Средний род имеют неодушевленные имена существительные, обозначающие предметы (шоссе, кино, пальто). Исключение составляют слова кофе (м.р.), хинди, суахили (названия языков – м.р.), авеню (улица - ж.р.). К женскому роду относятся одушевленные существительные, обозначающие лиц женского пола (мадам, мисс, леди). К мужскому роду относятся:
Одушевленные существительные, обозначающие лиц мужского пола (денди);
Одушевленные существительные со значением должности, звания или профессии, традиционно связанных с мужским трудом (конферансье, атташе, рефери);
Существительные, являющиеся наименованием животных и употребляющиеся без указания на их пол (кенгуру, чау-чау).
Одушевленные несклоняемые существительные могут употребляться и как слова мужского рода, и как слова женского рода, в зависимости от того, какой пол они обозначают, т.е. они соотносятся с полом реального лица или животного. Ср.: великолепный маэстро; мой визави – моя визави; твой протеже – твоя протеже; яркий какаду – яркая какаду.
Из этого общего правила есть исключения:
а) несклоняемые существительные, имеющие в русском языке родовое наименование, соотносятся с родом последнего: салями - ж. р. (колбаса), кольраби - ж. р. (капуста) ;
б) иногда род несклоняемого существительного определяется по роду слова, которое является для таких существительных общим и склоняемым: авеню определяется как существительное женского рода, поскольку соотносится со склоняемым существительным женского рола улица, арго – с синонимичным существительным мужского рода жаргон, сулугуни – с существительным мужского рода (сыр), алоэ – м. р. (цветок), хинди – м. р. (язык), Капри – м. р. (остров), Миссисипи – ж. р. (река), Тбилиси – м. р. (город);
в) существительное кофе – мужского рода, хотя в последнее время в разговорной речи допустимо его употребление как существительного среднего рода: вкусный кофе и вкусное кофе, один кофе и одно кофе;
г) названия букв относятся к словам среднего рода: русское А, заглавное В ; названия звуков – среднего или мужского рода: безударный А – безударное А ; названия нот – среднего рода: долгое ми ;
2. Если несклоняемые существительные называют живые существа, их род зависит от пола последних (молодой – молодая кенгуру, Дурново сообщил – сообщила, красивый – красивая визави ).
3. Некоторые существительные с окончанием на -а/-я, употребляются по отношению к лицам и мужского и женского пола и, как правило, имеют оценочный характер. Такие существительные являются словами общего рода
(неряха, умница, плакса, задира, умница, молодчина, жадина, обжора, соня, ябеда ).
Существительные общего рода, обозначающие лиц мужского пола, согласуются с формами мужского рода прилагательных, местоимений и глаголов прошедшего времени или сослагательного наклонения, а существительные, обозначающие лиц женского пола, – с соответствующими формами женского рода. Ср.: Он такой умница! Она такая умница! Моя коллега внимательно ознакомилась с документами. Мой коллега внимательно ознакомился с документами.
4. Немалые трудности возникают при употреблении существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии. Существительные, называющие лицо по профессии или должности, употребляются в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь (Васильева – очень молодой профессор ). Существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола типа врач, инженер, технолог, банкир, ассистент, менеджер, коммерсант , как правило, согласуются с прилагательными в форме мужского рода (т.е. по окончанию), а с глаголами – в форме мужского или женского рода в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу (т.е. по значению). Например: Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. - Опытный адвокат Иванов выиграл процесс; Участковый врач Смирнова посетила больного. - Участковый врач Смирнов посетил больного. В некоторых случаях в языке существуют параллельные формы (санитар – санитарка, ткач – ткачиха ). Не имеют противопоставления по роду существительные швея, прачка, маникюрша, машинист, машинистка . Формы типа кондукторша, кассирша, директрисса, повариха имеют разговорно-просторечную окраску.
5. Для некоторых существительных характерны родовые варианты. Например, жираф и жирафа, ботфорт и ботфорта . Часто лишь один вариант рекомендован как стилистически нейтральный (зал – зала (устар.), зало (прост.), желатин – желатина (проф. ).
6. Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, не имеют рода (сани, ножницы, ворота, брюки, очки ).
7. Род сложных существительных типа театр-студия, роман-газета определяется по родовому признаку того компонента, который имеет большую информативную значимость.
8. Род несклоняемых географических названий соотносится с родом соответствующего нарицательного существительного: Сочи, Тбилиси (город
– м.р.), Онтарио (озеро – ср.р.), Миссисипи (река – ж.р.).
9. Род несклоняемых аббревиатур определяется по роду главного слова словосочетания (СГЮА – академия – ж.р., СКФУ – университет – м.р ). Однако, если в сознании людей не осталось ассоциаций аббревиатуры с производящими словами, она получает род, как обычное слово, по формальному показателю и относится к мужскому роду в случае нулевого окончания (ЖЭК, вуз , хотя «контора», «заведение»), к среднему роду, если окончание -о (РОНО , хотя «отдел»).
10. В русском языке активно используются имена существительные, которые образованы в результате сложения двух слов. Такие сложносоставные существительные могут быть одушевленными и неодушевленными (генерал-губернатор, женщина-космонавт, конференц-зал ). У одушевленных существительных род определяется по слову, указывающему на пол лица (женщина-космонавт – ж. р.; чудо-богатырь – м. р.). У неодушевленных существительных род определяется по роду первого слова (музей-квартира – м. р.; платье-халат – ср. р.; самолет-амфибия – м. р.; школа-интернат – ж. р.). Если составное существительное имеет в своем составе несклоняемое существительное, то род определяется по роду склоняемого слова (кафе-столовая – ж. р.; комедия-буфф – ж. р.; автомобиль-такси – м. р.).
11. Род существительных, образованных с помощью суффиксов -ищ-, -шик -, определяется родом существительного, от которого данные существительные образованы (голос – голосище: м. р.; весло – веслище: ср. р.; змея – змеища: ж.р.; брат – братишка: м.р.; письмо – письмишко: ср. р; газета – газетишка: ж.р. ).
Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”
Русский язык
Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.
Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи:
Развивающие:
. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
. развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
. научить определять род имён существительных;
. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Знание о постоянных признаках существительного;
Умение применять знания в жизненных ситуациях;
Умение определять род существительных.
Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
I . Организационный момент
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас.
2. Тренинг - массаж ушей.
Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:
потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);
потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);
круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).
II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)
1.Упражнение для развития памяти.
Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.
Разобрать слова по составу.
2. Фронтальный опрос (Слайд 2)
К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?
(Имена существительные)
Докажите…
Что называют именем существительным?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?
На какие две группы можно разделить имена существительные?
3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)
Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.
Назвать орфограммы (имена собственные)
Сделать синтаксический разбор предложения.
III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)
Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.
Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.
Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.
IV . Открытие нового знания
1. Работа по учебнику.
С. 25 упр. 39 (устно)
2. Рассказ учителя.
Род имён существительных.
Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?
Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!
А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.
А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.
Запоминалка (Слайд 5)
3. Упражнение на релаксацию
Массаж крыльев носа.
Постукивание костяшками пальцев по переносице.
Упражнение на дыхание.
V . Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа.
Упр. 40 стр.26
Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.
Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.
Взаимопроверка.
2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)
Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.
Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.
Русская возмутилась:
Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...
Ха-ха-ха! - засмеялась немка.
Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.
И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.
3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)
Дождь, остров, конь, тень, куст, день.
Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.
Земля, тайга, время, семья, родня, станция.
Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.
VI . Применение знаний и способов действия
1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)
Составить и записать текст, определить род имён существительных.
Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .
На доске:
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.
Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!
2. Работа над загадками. (Слайд 9)
Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).
Лишь стукнет она
К нам в окошком снежком,
Мы санки берём
И на горку - бегом!
(Зима)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...
(Январь)
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет.
(Облако)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная...
(Снежинка)
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.
(Сугроб)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется...
(Кормушка)
Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг.
(Небо)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает
(Солнце)
VII . Включение в систему знаний и повторение
1. Работа по учебнику.
Упр. 40, с. 26.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.
2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)
Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.
сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)
VIII . Домашнее задание
Упр. 44, с. 27
IX . Подведение итогов. Рефлексия
Как определить род имени существительного?
Продолжите предложения:
На уроке я научился ….. Я затруднялся …..
Мне было интересно…. Я хочу…
Спасибо за сотрудничество.