Научно-техническая революция второй половины хх века. Восточная европа во второй половине хх века
Культура ХХ века – одна из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистских идей, усиление культа тотального разрушения старого. Во вторых, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация, разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, переезжают в города, что приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализации, результатом которой является лишение человека собственного "я", потери индивидуальности.
В ХХ в. отчетливо проявились две тенденции. С одной стороны, заметным является кризис духовности, которая характеризуется прежде отчуждения масс от культурного достояния нации и человечества, вытеснением духовных ценностей на периферию сознания, господством стереотипов массовой псевдокультуры. Кроме того, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества вернуться в лоно культуры, сделать свое бытие действительно духовным. В океане пароксизмов бескультурье нашего века – кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, национально-этнических и религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, разрушения и уничтожения природы, растущей егоизации индивидов – многие начинают воспринимать культуру как землю обетованную, как панацею, единую спасительную силу, способную решить проблемы современного человечества.
Относительно первой тенденции можно отметить, что духовный кризис резко обострилась после первой мировой войны. В духовном отношении последствия этой войны были, пожалуй, более разрушительными, чем в материальном. Христианские ценности, которые в течение тысячелетия были духовной основой европейской культуры, подверглись серьезному давлению со стороны примитивных национал-шовинистических идей и эмоций. Разрушителями духовных основ культуры были и революции, в частности в российской империи. С одной стороны, революции преодолевали падшие формы жизни, с другой – они были связаны с пробуждением и усилением культа тотального разрушения старого.
Кульминация "одичания" человечества – это вторая мировая война, изобретение и использование ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, межэтнические войны конца ХХ в. Антикультурные последствия второй мировой войны и ядерного противостояния великих держав были усилены новой ситуацией в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация производства, быстрыми темпами разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, перемещаются в город, что привело к росту маргинальных слоев населения и распространение урбанизированной космополитической культуры.
Исследователи отмечают, что человек теряет свою индивидуальность, а вместе с ней и потребность в духовном самосовершенствовании с помощью культуры. Вследствие совершенной системы разделения труда, когда оттачивается лишь какая-то одна производственно-профессиональная функция, индивид становится деталью машины, а культура – индустрией развлечений.
Индустриализация культуры стала одной из закономерностей нашего века. Последствия этого процесса являются противоречивыми в духовном отношении: с одной стороны, развитая техника репродуцирования и тиражирования делает искусство доступным для широкой аудитории, с другой – общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивает. Облегченность и упрощенность восприятия делает ненужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, а это резко снижает его положительное влияние на развитие личности.
В обществе распространяется "массовая" культура, синонимы которой: "популярная культура", "индустрия развлечений", "коммерческая культура" и т.п. В отличие от высокой, элитарной культуры, которая всегда была ориентирована на интеллектуальную, думающую публику, массовая культура сознательно ориентируется на "средний" уровень массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры есть современные средства коммуникативной техники (книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кино, видео- и звукозаписи). Масскульт создают специалисты (менеджеры, писатели, режиссеры, сценаристы, композиторы, певцы, актеры и др.) не всегда на профессиональном уровне, часто качество их произведений определяется только одним критерием – коммерческим успехом. Во второй половине ХХ в. "законодателем моды" в массовой культуре стали Соединенные Штаты Америки, которые сосредоточили мощные финансовые и технические ресурсы в области поп-культуры. Многие современные культурологи даже применяет к процессу распространения массовой культуры термин "американизация культуры". Об опасности прелестей американской массовой культуры, которая имеет мало общего с творчеством таких выдающихся деятелей мировой культуры, как писатели Уильям Фолкнер (1897-1962 гг.), Эрнест Хемингуэй (1899-1961 гг.) или актер, кинорежиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977 гг.), говорят англичане и французы, немцы и японцы, представители других европейских и неевропейских культур. Обостряется эта проблема и у нас, ведь не может быть ничего страшнее для культуры, чем потеря ее национальной самобытности.
Это лишь некоторые негативные процессы, характеризующие состояние культуры ХХ в. Но на фоне кризисных явлений уже вырисовывается другая тенденция, которая, по мнению многих философов и культурологов, должна стать ведущей в XXI веке, – это возвращение человечества к "лоно" культуры, его духовное оздоровление. Осознание того, что человечество может спастись от самоуничтожения только путем обращения к культуре, ее тысячелетней мудрости и красоты, охватывает уже широкие круги общественности. Это, безусловно, отразилось на художественной культуре. Среди особенностей художественной культуры ХХ века можно выделить следующие:
– отсутствие доминирующего стиля и соответственно наличие многих течений, особенно в живописи и музыке;
– интерпретация действительности с позиций определенных философских идей (марксизма, фрейдизма, экзистенциализма);
– непосредственная связь художественного творчества с глобальными проблемами мировой политики, активное противостояние художественной интеллигенции милитаризма, фашизма, тоталитаризма, дегуманизации жизни и др.;
– раскол между популярным и элитарным искусством;
– интенсивное обновление выразительных средств, художественного языка в литературе, живописи, музыке, театре;
– огромные интенсивность и динамизм общественной жизни, вследствие чего чуть не каждое десятилетие имеет свое "лицо", в том числе и в художественной культуре и т.д.
Актуальными проблемами, которые нашли отражение в художественной культуре есть проблемы "культура и власть", "культура и рынок", защиту культуры. Самой болезненной проблемой является кризис духовности.
И все же XX в. – это целостная художественная эпоха, в которой прослеживается своя культурологическая идея. Это идея гуманизма, которая, в искусстве и в литературе проявляется не только в глобальном интересе к человеческой личности, рассматривается в самых разнообразных ракурсах, но и, как ни парадоксально на первый взгляд, в исчезновении человека из поля зрения художника. С одной стороны, стремление гуманизации человеческого бытия и творчества, с другой – гипертрофия форм, возрастание роли приема в таких масштабах, когда прием из средства превращается в самоцель. На смену органического образа пришел откровенный конструктивизм, геометрия стиля, которая вытеснила из содержания человека.
Международные отношения во второй половине ХХ в. Проблемы отношений «Запад-Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. Мировое сообщество на рубеже XX-XXI в.
Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столетия, а особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия.
Широкий спектр глобальных процессов: научно-технических, экономических, социальных, политических - все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и региональные экономики - в единое мировое хозяйство.
Процесс экономической глобализации находит свое отражение, прежде всего, во всемерном распшрении сферы действия мирового рынка капиталов, сырья и рабочей силы, вбирающих в себя рынки региональные и локальные. Различные страны становятся цехами единого мирового производства, где компоненты, произведенные в Америке, Западной Европе и Азии, на конечной производственной стадии превращаются в интернациональный продукт - автомобиль, телевизор, компьютер и т. д. В современном мире трудно отыскать более или менее крупную фирму, которую можно было бы назвать чисто национальной. Другой глобальный процесс, который характерен для современного мира, - это рост частного и сокращение государственного капитала во всех сферах человеческой капитала во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, набирающий силу с конца 70-х годов, делает главенствующим в современном мировом сообществе не государственно-политические, а частнокапиталистические интересы. Капитал теперь легко перешагивает государственные границы. Интеграция государств теперь становится второстепенной по отношению к интеграции экономических структур мирового сообщества. Военно-политическую экспансию отдельных государств теперь вытесняет вездесущая экспансия транснациональных корпораций, в которые интегрируется капитал самых различных национальных фирм современного мира (как западных, так и восточных).
Экономическим ядром современного мирового сообщества становится мировой рынок, в рамках которого современные страны мира все теснее взаимодействуют. Это взаимодействие благоприятствует повсеместному утверждению (в различных видах) рыночной социально-экономической системы, а вместе с ней и демократии или ее начальных форм. В ходе процесса глобализации демократия, обеспечивающая свободу предпринимательства, одерживает победу над тоталитаризмом на преобладающей части земного шара. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, парламентарные, многопартийные системы. Во всяком случае, в полной мере демократическими они стали к началу XXI века уже в 30 государствах, или более чем в 10 % всех стран современного мира. Преимущественно это страны Северной Америки, Западной и Северной Европы. Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки также внедряют у себя демократические принципы. Среди стран, население которых в наименьшей мере пользуется демократическими правами, лидируют: Афганистан, Иран, большинство стран Тропической Африки, Куба, Ирак, Северная Корея, Китай, постсоветские государства Центральной Азии. Однако и там наблюдаются сдвиги в сторону демократизации. На первый план повсеместно выходит борьба за права человека, за плюрализм мнений. Без этого нельзя создать процветающее общество в эпоху стремительно развивающейся научно-технической революции. В октябре 1998 г. даже коммунистический Китай подписал международную Декларацию о правах человека и гражданина, включая свободу слова. Страну наводняют иностранные туристы, а китайские граждане свободно посещают зарубежные государства. В Иране в мае 2000 г. начал функционировать парламент, большинство депутатов которого является сторонниками проведения в этой.стране демократических реформ. В странах с переходными социально-экономическими системами наблюдаются различные промежуточные стадии процесса демократизации. Огромную роль в этом играет широкий и все усиливающийся обмен различной политической, экономической и технической информацией. Человечество всегда прогрессировало за счет международного обмена знаниями и опытом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным.
Границы преобладающей части стран мира становятся прозрачными, легко преодолимыми для экономического, политического и культурного взаимодействия народов. Это дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию науки, техники, культуры. Вместе с тем, процесс глобализации не всегда протекает безболезненно, вызывая протест со стороны ряда общественных слоев различных стран мира.
Процесс глобализации, являющийся неизбежным явлением нового времени, способствует ломке традиционных социально-экономических структур и коренным образом меняет жизнь многих людей далеко не в лучшую сторону. Это вызывает протест со стороны различных общественных слоев, которые не могут адаптироваться к новым условиям. Кроме того, разрыв между уровнем развития между постиндустриальными - богатыми и развивающимися - бедными странами непрерывно увеличивается. Накапливается недовольство бедных, которым глобализация пока еще отнюдь не принесла благосостояния или даже значительно ухудшила их материальное положение. В результате на пороге нового тысячелетия возникло широкое международное общественное движение против этого процесса. В нем принимают участие профсоюзы и представители самых широких слоев населения не только в отсталых развивающихся, но и в постиндустриальных странах. Причины этого хорошо известны. Во-первых, в развитых капиталистических государствах Запада сокращается число рабочих мест в связи с перемещением производства в развивающиеся, где более дешевая рабочая сила и сырье. Во-вторых, из-за притока в эти страны дешевой рабочей силы из Азии, Африки и Латинской Америки предприниматели снижают там заработную плату наемным работникам. Развивающиеся страны и их общественные организации, ссылаясь на экономические трудности, возникшие в ходе глобализации, требуют, чтобы МВФ и Всемирный банк списали им долги по взятым кредитам и оказали другую экономическую помощь. Огромный разрыв в уровнях жизни между развитыми и слаборазвитыми странами они считают аморальным. Процесс глобализации, по их мнению, только увеличивает этот разрыв.
В современном мировом пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад - совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистическрго мира.
Самым мощным экономическим государством мира в настоящий момент являются США, которые ведут себя и как политический монополист, пытающийся распространить свое влияние по всему миру. Доллары делают политику по принципу «один доллар - один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности, МВФ, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, обычно скрываются цели, преследуемые узким кругом ведущих держав.
Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития, и как Чили и Аргентина, ускоренными темпами стремятся догнать экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. События 11 сентября 2001 года показали, что даже такое высокоразвитое государство как США не застраховано от масштабных атак со стороны террористических организаций.
В настоящее время по-прежнему сохраняется ядерная угроза. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового поражения и средствами его доставки. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия и Пакистан, провели испытания новых видов ракетного оружия Иран и Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. И этот перечень будет явно расширяться.
Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных военных конфликтах. Но проблема этим не ограничивается. Дело в том, что в последние годы отмечается снижение контроля за объектами атомной энергетики, опасное ухудшение его технического состояния. Возрастает угроза захвата оружия политическими авантюристами с целью шантажа правительств тех или иных стран.
Свидетельством духовно нездорового состояния современного общества является катастрофический рост организованной преступности, коррупции, рэкета. Появились новые формы оружия массового поражения: биологические, бактериологические, что создает угрозу новых террористических актов. Еще более опасным явлением по сравнению с периодом 70 - 80-х годов стала торговля наркотиками, ибо в ее орбиту в начале 90-х годов (с падением «железного занавеса») попали и страны вчерашнего социализма.
Все это требует от мирового сообщества выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобальной ситуации типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем (так характерного для эпохи «холодной войны»), признающей приоритет права над произволом. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть в будущем) Организация Объединенных Наций (ООН), ее различные учреждения.
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время является центральным органом управления мирового сообщества. Созданная в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически во все уголки Земли.
Деятельность ООН направлена на втягивание различных государств мира в единый мировой рынок. Огромные роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает Международный валютный фонд (МВФ) при Организации Объединенных Наций, членами которого являются 180 стран, включая и Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях глобальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политическая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х годов финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеанского региона едва не стал прологом к глобальной дестабилизации всей мировой финансово-банковской системы. Именно по этой причине богатые страны теперь готовы оказывать экономическую помощь и прощать долги бедным, стремятся предотвратить экономическую и политическую дестабилизацию в любом регионе земного шара. Страны и народы в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтации при объективно существующих громадных противоречиях.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по эти вопросам.
Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.
Интеграция стран ЕС на пороге нового тысячелетия уже достигла такого уровня, что они смогли ввести для всех единую межнациональную валюту «евро», которая в будущем может обрести такую же ликвидность, как американский доллар. Экономическая стабильность ЕС, его последовательная экономическая стратегия и тактика, осуществление многих масштабных и весьма перспективных проектов привлекает туда довольно крупные международные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства Европейского Союза. С гораздо большим трудом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень разные страны, процесс политической интеграции. Сказываются весьма значительные различия между ними в расстановке политических сил. Тем не менее в 2000 году Европейский Союз уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодательства для всех стран этого сообщества.
Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет широкий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40 % населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.
Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.
XX век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, султанов и т. д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей саммита тысячелетия было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспечить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих операций в «горячих точках» планеты и т.д.).
Башкирцева Татьяна
презентация по истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Восточная Европа во второй половине ХХ века Выполнила: Башкирцева Татьяна г руппа 24 Н
Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма. Восточная Европа после второй мировой войны.
Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в том, что Восточную Европу освободила Советская Армия, и там гораздо более значительной была роль коммунистических партий. Во-первых, потому что в некоторых из них(Югославия, Албания) компартии руководили партизанским движением и, опираясь на него, стали самой влиятельной политической силой; во-вторых, потому что пользовались поддержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всех послевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые” министерские посты. Когда началась “холодная война”, опираясь на уже завоёванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты сравнительно легко и бескровно установили свою безраздельную власть в 1947-1948 гг.
Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”. Изменения в политической системе.
В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики. Плановая экономика и внешняя политика Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.
В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма. Итоги социалистических преобразований и политические кризисы Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.
В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры. Перемены в политике.
В других странах критика наиболее неприглядных сторон сталинского режима в СССР вызвала тревогу. Правящие лидеры были обеспокоены возможностью перенесения критики на них. Они не только не поддерживали перемены в Москве и некоторых восточноевропейских странах, но и постарались занять собственную позицию. Появляются первые признаки советско-китайских противоречий. В начале 60-х годов всё больше заявляют о своей самостоятельности Румыния и Северная Корея. Порывает связи с СССР Албания. Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.
После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”. Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например, в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний. Усиление тоталитаризма.
Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции. У худшение экономического положения.
Спасибо за внимание!
Страны Запада во второй половине ХХ векаI . Тестирование.
1. Раскол Германии на 2 государства произошел:
А) в 1945 г.; Б) в 1946 г.; В) в 1948 г.; Г) в 1949 г.
2. Американская программа послевоенной помощи европейским странам называлась:
А) доктрина Трумэна; Б) доктрина Монро; В) план Маршалла; Г) «новый курс».
3. 1950-1953 гг.- это годы:
А) Вьетнамской войны; Б) войны в Корее; В) войны в Афганистане; Г) годы «холодной войны».
4. Организация Объединённых наций была создана в:
А) 25 апреля – 26 июня 1945 года; Б) 17 января – 23 марта 1946 года;
В) 12 мая – 23 июня 1947 года; Г) 1 февраля – 29 марта 1949 года;
5. Какую политику проводила М. Тэтчер, являясь главой парламента?
А) жёсткое ограничение государственных расходов; Б) предоставление льгот предпринимателям малого бизнеса;
В) предлагала « третий путь» развития; Г) строительство дешёвых жилищ
6.Каких взглядов придерживался президент Вискари д Эстен?
А) либеральных; Б) правоконсервативных; В) социалистических; Г) националистических.
7. Особенностью итальянской партийно – политической системы является:
А) частая смена политических партий;
Б) господствующее положение ХДП;
В) прочная коалиция ХДП и Социалистической партии;
Г) господствующее положение Социалистической партии;
8. Поддержкой какой силы пользовались лейбористские правительства в Великобритании?
А) мелких и средних предпринимателей;
Б) активная часть рабочей силы и профсоюзы;
В) крупной промышленной буржуазии;
Г) крестьянства и сельскохозяйственных рабочих.
9. Какая из ниже перечисленных задач становится главной для государства в условиях глобализации?
А) проведение политики протекционизма в интересах национальной экономики;
Б) обеспечение международной конкурентно – способности страны;
В) сокращение расходов на социальную сеть;
Г) проведение национализации промышленного производства;
10. Массовые выступления французов в мае 1968 г. свидетельствуют о:
А) назревание ситуаций, ведущей к революции;
Б) распаде традиционной системы ценностей;
В) об активизации деятельности террористических группировок;
Г) ухудшение экономического положения страны.
11. Итальянским «экономическим чудом» называют:
А) динамический скачок в развитии экономики Италии;
Б) стабилизацию итальянской экономики
В) развитие Италии по плану;
Г) выход из кризиса за счёт предпринимателей итальянцев.
12. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
А) «необъявленной войны»; Б) «политика сдерживания»;
В) «ядерный диалог»; Г) «холодная война».
13. Референдум по вопросу гос. устройства Италии (монархия или республика) состоялся в:
А) 1943г.; Б) 1945 г.; В) 1946 г.; Г) 1954 г.
14. Причиной итальянского экономического чуда 50-60-х гг. ХХ в. является:
А) наличие богатых месторождений полезных ископаемых;
Б) мощная индустрия Юга страны;
В) дешевая рабочая сила и внедрение передовых технологий в производство ;
Г) рост военных заказов со стороны государства.
15. Операция «Чистые руки» 1992 года в Италии выявила:
А) массовые нарушения в пищевой промышленности;
Б) связь мафии с гос. аппаратом в угрожающих масштабах;
В) недобросовестную конкуренцию в текстильной промышленности;
Г) договорные футбольные матчи.
16. Победу на выборах 1994г. в Италии одержала:
А) Компартия Италии; Б) Социалистическая партия Италии;
В) «Вперед, Италия!» (движение С. Берлускони); Г) Христианско-демократическая партия Италии.
17. «Новая восточная политика» связана с именем:
А) В. Брандта; Б) К. Аденауэра; В) Г. Коля; Г) Г. Шредера.
18. Основными соперниками в политике в ФРГ являются партии:
А) Христианско-демократический союз (ХДС) и «зеленые»;
Б) ХДС и социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
В) СДПГ и НСДАП;
Г) ХДС и коммунисты.
19. Наиболее влиятельная политическая сила в Ольстере:
А) Шин фейн ; Б) ИРА; В) Юнионисты; Г) республиканцы.
20. Новый виток гонки вооружений в конце 70-х гг связан:
А) С введением войск в Афганистан ;
Б) С военной поддержкой Вьетнама в борьбе против США;
В) С введением войск в Чехословакию;
Г) С военной поддержкой Индии в борьбе против Англии.
II . Назвать имя, термин, понятие.
1. Закончите предложение: «Военное, экономическое, политическое и идеологическое противостояние двух систем, наиболее ярко выражавшееся в создании военно-политических блоков, гонке вооружений, взаимных угрозах, борьбой за сферы влияния в различных регионах мира, кризисами, неоднократно ставившими человечество на грань новой мировой войны, называется …»
2. Этот термин впервые был употреблен бывшим британским премьер-министром У. Черчиллем во время поездки по США, в речи 5 марта 1946 г. в г. Фултоне. Характеризуя ситуацию в Европе, Черчилль сказал, что «это не та Европа, за которую мы боролись в годы войны. Над ней опустился ….» Этим термином часто пользовались в западной публицистике, чтобы показать свое отношение к той или иной стране социализма или всему соц. лагерю в целом. О каком термине идет речь?
3. О ком идёт речь?
В период своего премьерства проводила активную борьбу с влиянием , которые, по её мнению, негативно влияли на парламентскую демократию и экономические результаты ввиду регулярных забастовок. Первый её премьерский срок был отмечен рядом забастовок, организованными частью профсоюзов в ответ на новое законодательство, ограничившее их полномочия. В в
4. Определите название организации (один ответ):
1) военно-политический союз, созданный по инициативе США;
2) штаб-квартира, располагается в Брюсселе;
3) создана в 1949 г.;
4) имеет контингент миротворческих сил.
Ответ: НАТО
5. Определите термин (один термин):
1) научная или философская теория;
2) политическая система;
3) совокупность принципов;
4) руководящий принцип, или теоретический, или политический.
Ответ: доктрина
III . Выбрать несколько правильных ответов.
1. Какие 3 организации из ниже перечисленных связаны с процессом европейской экономической интеграции?
А) Соглашение о свободной торговле в Северной Америке;
Б) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
В) Международный валютный фонд;
Г) Европейское объединение угля и стали;
Д) Европейская ассоциация свободной торговли;
Е) Совет экономической взаимопомощи
Ответ: 1) АБВ 2) БВД 3) БГД 4) АГЕ
2. Политический режим Пятой республики во Франции характеризуется:
А) укреплением власти президента;
В) укреплением власти парламента;
Г) парламентскими выборами президента.
Ответ. 1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) АГ.
§ 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взрывы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному предпринимательству, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохранены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккарти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.
Проводились и другие преобразования в социальной сфере.
Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.
Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти события стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.
В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.
Крушение СССР и всего социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоили жизни более 3 тыс. человек.
Ведущие страны Западной Европы.
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. Огромные силы пришлось затратить на ее восстановление. Болезненные явления в этих странах были вызваны крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, стали «триумфом И трагедией». Англия окончательно превратилась в «младшего партнера» США. К началу 60-х п. ХХ в. Англия потеряла почти все свои колонии. Серьезной проблемой с 70-х гг. ХХ в. стала вооруженная борьба в Северной Ирландии. Экономика Великобритании долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. ХХ в. сохранялась карточная система. Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 5060-е гг. ХХ в. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. нанесли стране сильный урон. Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». На практике это выразилось в приватизации государственного сектора, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, произошла национализация ряда крупных отраслей промышленности, была конфискована собственность пособников немцев. Расширились социальные права и гарантии народа. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме, Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.
На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Ш. де Голль. Он провел референдум, принявший новую конституцию, резко расширяющую права президента. Наступил период Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых проблем: французы ушли из Индокитая, получили свободу все колонии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление репрессий против участников национально-освободительной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов оттуда бежало во Францию. В стране была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира. С середины 60-х п. ХХ в. более независимой стала внешняя политика Франции, она вышла из военной организации НАТО, был заключен договор с СССР.
Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов, рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку. Его преемник Ж Помпиду сохранил прежний политический курс. В 70-е гг. ХХ в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президента м был избран лидер социалистической партии Ф. Миттеран. После победы социалистов на парламентских выборах они сформировали свое правительство (с участием коммунистов). Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, с правительствами которых должен был сотрудничать Миттеран, реформы были приостановлены. Серьезной проблемой стало усиление националистических настроений во Франции из-за массового наплыва в страну эмигрантов. Настроения СТОРОННИКОВ лозунга «Франция для французов» выражает Национальный фронт во главе с Ж -М.Ле Леном, который временами получает значительное число голосов. Влияние левых сил сократилось. На выборах 1995 г. президентом стал правый политик голлист Ж Ширак.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Аденауэр, который оставался у власти до 1960 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. После завершения периода восстановления хозяйства развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами, чему способствовала помощь США. ФРГ превратилась в экономически мощную державу. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. ХХ в. К власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с В.Брандтом. Были проведены многие преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70-х гг. хх в. привели к yxyдшению положения страны. В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Г. Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, проводило приватизацию. Благоприятная конъюнктура способствовала увеличению темпов развития. Произошло объединение ФРГ и ГДР. к концу 90-х гг. хх в. возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 Г. на выборах победили социал-демократы во главе с Г. Шредером.
В середине 70-х гг. ХХ в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот свергнув диктаторский режим А. Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям. В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос 1. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения. После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась гражданская война (1946-1949) между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Англией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка режима присоединить Кипр привела к его падению в 1974 г.
Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 - 80-е гг. хх в. количество членов ЕЭС возросло до 12. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием. В 1991 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта - евро, что усилило экономические позиции этих стран в борьбе с США и Японией. Договоры предусматривают расширение наднациональных полномочий ЕС. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Для принятия решений необходимо согласие 8 из 12 стран. В будущем не исключается создание единого европейского правительства.
Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия - разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП). Японии очень быстро удалось восстановить свою экономику. С 50-х гг. ХХ в. начинается ее резкий подъем, получивший название японского «экономического чуда». Это «чудо» было, помимо благоприятной конъюнктуры, основано на особенностях организации экономики и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволяли японской экономике успешно конкурировать. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавших Японию лидером по производству электроники. Тем не менее на рубеже ХХ и XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.
Динамика развития внешней торговли существенно повлияла на ситуацию на мировом рынке. Ведущее место принадлежало экономически развитым странам. Первое место в мировом экспорте сохранили США - 15,4%.
Произошли принципиальные сдвиги в товарной структуре международной торговли. Значение сырья и продуктов питания уменьшилось, а топлива - возросло. Значительно расширилась торговля готовыми изделиями. В структуре промышленных товаров 1/3 приходилась на машины, оборудование, средства транспорта. Социалистические страны индустриализовали хозяйства на собственной технической базе, поэтому их доля в мировом импорте-экспорте машин была незначительной - 12-13%.
Рынком сбыта продукции обрабатывающей промышленности, который быстро рос, были развивающиеся страны. В свою очередь, они поставляли на мировой рынок менее 10% готовых изделий, 1,3% машин и оборудования.
Изменилось географическое распределение внешней торговли, что определялось экономической интеграцией стран и проходило в рамках ЕС, СЭВ, Европейской ассоциации свободной торговли. В ее состав входили: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция.
Общей тенденцией для всех развивающихся стран, было постепенное уменьшение взаимной торговли. Основные их партнеры - экономически развитые страны мира. Внешняя торговля между ними развивалась наиболее динамично и составляла до 80% их торгового оборота.
Стимулирующим фактором роста международной торговли, изменения ее товарной и отраслевой структуры было углубление международного разделения труда излиянием научно-технического прогресса. Вследствие специализации, кооперации, особенно в обрабатывающей промышленности, в торговый оборот вовлекались промежуточные товары (узлы, детали). Значительное влияние имел рост объема международных внутрикорпорационных поставок транснациональных компаний и международных монополий, товарооборота которых превышал 30% мирового рынка. Уменьшилась зависимость экономически развитых государств от натурального сырья. Индустриализация сельского хозяйства сделала возможной полную самообеспеченность продуктами питания и уменьшения их импорта.
В течение 50-60-х годов для большинства экономически развитых стран постоянным признаком был пассив внешней торговли вследствие превышения импорта над экспортом. Только в США, Японии, Италии, ФРГ экспорт постоянно был выше, чем импорт. Торговый дефицит компенсировался за счет доходов от иностранных инвестиций, туристического бизнеса, продажи услуг в других сферах. В 70-х годах научно-технический прогресс усилил интеграционные процессы в европейских странах, которые способствовали их экономическому соперничеству с США и Японией. Назрела проблема создания для ЕС единой валютной системы. В 1973 г. в ЕС вступили Великобритания, Ирландия, Дания, усилило его экономическую мощь.
В течение 70-90-х годов продолжала свою деятельность Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В нее входили: Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. Между государствами были отменены таможенные барьеры и количественные перевозки товаров. Однако в этом сообществе отсутствовали единые внешние тарифы. Каждая страна с государствами проводила самостоятельную экономическую политику: товары этих стран не могли свободно перемещаться внутри ЕАСТ.
Структурные изменения в экономике экономически развитых государств сопровождались развитием сферы нематериального производства, т.е. сферы услуг. Самыми прибыльными в этой области является фрахт, транспорт, туризм.
В международно-экономических отношениях огромное значение имеет научно-техническая информация. Экономически развитые страны особое внимание сегодня уделяется развитию научно-технического прогресса. Значительные инвестиции вкладываются в НИОКР.
Мощнейший экономический потенциал сконцентрирован в семерке стран - США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Канаде, Италии. Интернационализация производства способствует повышению эффективности национальных экономик, ускоряет развитие науки, техники, роста жизненного уровня.
Закончилась конфронтация между так называемым социалистическим лагерем и экономически развитыми государствами. Все больше стран, вырвавшись из "социалистической" системы, пытаются войти в экономические, политические, культурные, военные структуры Европейского Союза.
Особой тенденцией международных экономических отношений стал не только рост инвестиций на модернизация производства, но и рациональное их размещение. Устраняются вредные для человека и окружающей среды энергоемкие производства.
В "третьем мире" появились страны, которые быстро развиваются. Они производят и экспортируют готовую продукцию, в том числе наукоемкую. Для этого создаются промышленные зоны, освобожденные от налогов и пошлин. Главное направление их развития составляет экспорт товаров на мировой рынок. Организатором промышленного производства в этих странах и регулятором экспортно-импортных операций являются транснациональные компании. Мировое сообщество должно считаться с тем, что в "третьем мире" сохраняется градация стран на слаборазвитые, среднего роста и такие, которые вышли на современный уровень.
Мир сегодня экономически интегрируется. Главная цель союзов государств, которых сегодня является хозяйственное сближение во имя прогресса. Самый мощный из них - Европейский Союз.
На современном этапе мировая экономика формируется в процессе интернационализации хозяйственной жизни. Более 200 независимых государств связаны в сфере производства, капиталовложений, миграции рабочей силы в области науки и техники.
США сохраняют промышленное и научно-техническое лидерство в мире, начиная с 20-х годов ХХ века, поэтому не удивительно, что именно здесь начинается Третья промышленная революция. Хронологически, ее началом считается появление первого микропроцессора, который перевернул современную технику и технологию.
Ее предпоссылками были значимые открытия в физике (например, особенности структуры и распределения атомного ядра; позже - управляемая ядерная реакция; квантовая теория, основы электроники), химии, биологии, технических науках.
Научно-техническая революция базировалась на трех научно-технических направлениях: освоение энергии атома, создание синтетических материалов; кибернетика и вычислительная техника. Высшим научно-техническим достижениям ХХ столетия стало освоение человеком космического пространства в результате синтеза научно-технических направлений: математики и космонавтики; теории управления и ЭВМ; металлургии и приборостроения ракетной и оптической техники.
Технический прогресс начал проникать и в быт. Однако основные достижения НТР в условиях противостояния двух систем использовались в основном военными отраслями. Среди недостатков НТР можно выделить следующие: исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, усиление эксплуатации развивающихся стран. Эти причины вызвали кризис 70-х годов: энергетический, технологический, экономический, экологический, социальный.
Материальной основой преодоления кризиса стала информационно-электронная революция, которая ознаменовала переход от технологического способа производства к постиндустриальному. Ее ядром стала триада базовых научно-технических направлений: микроэлектроника; биотехнология; информатика.
Эти базовые направления являются фундаментом качественных изменений всех сфер жизнедеятельности общества - производственной и социальной. Исчерпания традиционных энергоресурсов и их высокая экологическая опасность заставляют искать и осваивать нетрадиционные источники энергии (солнечной, ветровой и т.п.), высокотемпературную проводимость и микропроцессорную технику для накопления и сбережения энергии.
Подходит к своему окончанию железный век (железо было основным конструкторским материалом практически 3 тысячелетия). Приоритет отдается материалам с особыми свойствами: композитам, керамике, пластмассам и синтетическим смолам, изделиям из металлических порошков. Происходит освоение принципиально новых технологий - геотехнологии при добыче сырья, малоотходных и безотходных технологий при его обработке, мембранные, плазменные, лазерные, электроимпульсивные технологии.
Коренные изменения происходят в технике, связи и транспорте. Волоконно-оптические линии связи, космический, факсимильная, сотовая связь осуществляют переворот в этой области. К принципиально новым видам транспорта относятся корабли на воздушных подушках, железнодорожный транспорт на магнитной подушке, электромобили и т.д. Проходит уже вторая «зеленая революция» в производстве. На первый план выходит производство экологически чистых продуктов питания с использованием методов биотехнологии, сокращение загрязнения природной среды гербицидами и пестицидами, минеральными удобрениями, использование микропроцессорной агротехники и интенсивных технологий, что обеспечивает получение прогнозируемых урожаев.
Если для второй НТР было характерно научное и военное освоение космоса, то для третьей- технологическое и промышленное.
В настоящее время осуществляются коммерческие запуски спутников, без них невозможно существование современной связи. Доказано, что в космосе можно выращивать кристаллы, использовать уникальные биотехнологии.
Третья НТР обусловила радикальные изменения в формах организации производства. Постепенно место гигантов занимают малые и средние предприятия с производственным циклом, гибко программируются и быстро перестраиваются. Эти предприятия могут при возникновении необходимости объединяться в мягкие интеграционные формы - консорциумы, ассоциации, многоотраслевые финансово-промышленные группы. Такие трансформации обеспечивают и ускоряют реакцию на рыночные изменения, способствующие снижению расходов.
Мелкий и средний бизнес в Японии, Италии, Испании, Франции и других странах выпускает более половины валового национального продукта, обеспечивает дополнительные рабочие места, отличается высокой скоростью реакции на инновации.
Использование ЭВМ, особенно персональных компьютеров и информационных технологий позволяет автоматизировать сложные процессы управления производством, экономикой и социальной сферой, повышает обоснованность решений, а также качество контроля за их выполнением и по качеству продукции.
Значительные изменения произошли в сфере обращения. Для проведения маркетинговых исследований и прогнозов, кривой формирования цен, анализа рыночной конъюнктуры, обработки банковской и коммерческой информации, расчетов системы экономических индикаторов и индексов, используются современные информационные технологии.
Внутренняя торговля тоже стала электронной. Об этом свидетельствуют следующие нововведения:
- продажа электронных товаров (аудио-, видеоаппаратуры, персональных компьютеров, калькуляторов, электронных игр и т.д.);
- использования электронных кассовых аппаратов и фасованных товаров с обязательным электронным (или штрих-) кодом;
- безналичная торговля с помощью электронных кредитных карточек.
Изменения происходят также и в банковской сфере. Так, широко используются банкоматы - автоматы для выдачи наличных по электронным кредитным картам.
Что касается стран-лидеров эпохи НТР, то здесь происходят значительные изменения. На второе место после США быстро и уверенно вышла Япония, причем в большинстве современных отраслей она догнала США. Пример Японии вселил надежду в так называемые «новые индустриальные страны», или как их еще называют «азиатские драконы» - Южную Корею, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Малайзию, Индонезию. Они развивают современные отрасли промышленности, связанные с электроникой, как самостоятельно, так и на основе японских и американских технологий. Некоторые ученые считают, что именно страны бассейна Тихого океана сформируют наиболее активную зону экономического и научно-технического развития мира в XXI веке.
Неоинституционализм
Научно-техническая революция во второй половине XX века существенно повлияла на все сферы деятельности общества. Развертывание научно-технической революции повлияло и на формирование экономических идей. Наиболее существенными в этот период считаются экономические взгляды, представленные школами неоинституционализма, неокейнсианства, неолиберализма. Эти направления экономической мысли в конце XX века получили определенное развитие. Так, представители институциональных идей, опираясь на принцип технологического детерминизма, рассматривают НТР как "бескровную революцию", которая ведет к росту заработной платы, способствует преодолению противоречий между спросом и предложением, обеспечивает бескризисное развитие и как следствие - приводит к трансформации капитализма. На этой методологической основе развились идеи "стадий экономического роста", "индустриального общества", "нового индустриального общества", "постиндустриального общества" и т.д. В последнее время все чаще говорится о трансформации капитализма в "супериндустриальной общество". Не оставались без внимания и процессы, которые происходили под влиянием НТР в странах социалистического лагеря. На основе анализа этих процессов и их социально-экономических последствий была предложена идея сближения двух экономик, образования "смешанной экономики", а в конечном итоге - конвергенции двух систем.
Наиболее яркими представителями современного институционализма являются ведущие американские ученые-экономисты Джон Кеннет Гэлбрейт (род. 1908), автор известных книг "Новое индустриальное общество" (1967), "Экономические теории и цели общества" (1973), и Уолт Уитмен Ростоу (род. 1916), автор книги "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест "(1960).
Гэлбрейт широко известен как сторонник государственного регулирования экономики в широком понимании. Он пропагандист идеи планирования экономики
У. Ростоу аргументировал альтернативу учению К. Маркса об общественно-экономические формации. Признавая исключительное влияние научно-технического прогресса на развитие общества, автор представил историю общества в виде пяти фаз, анализ содержания которых и факторов перехода от одной стадии к другой и составляет сущность концепции "стадий экономического роста". Таковы: "традиционное общество", "стадия перехода", которая создает условия для взлета, "стадия решающего сдвига" связывается с резким ростом капиталовложений, "стадия зрелости", особенностью которой является массовое овладение результатам технического прогресса, "период высокого уровня массового потребления, который "сопровождается сокращением рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, развитием промышленности (в частности автомобильной), сферы услуг, строительством дорог. На этой стадии власть переходит от собственников к менеджерам, меняется система ценностей.
"Стадийная" идея Ростоу дала толчок развитию теорий "индустриального общества", "нового индустриального общества," постиндустриального общества ", в которых были заложены выходные идеи концепции "конвергенции". Именно этим, а также идеей необходимости государственного регулирования экономики определяется историческое место неоинституционализма.
Неокейнсианство
Особенностью методологии неокейнсианства по сравнению с теорией Кейнса является преобладание количественного анализа и изучения экономики в развитии под влиянием НТП. Отсюда изменение проблематики теорий государственного регулирования: от концепций занятости и разработки антикризисных программ экономисты перешли к разработке концепций экономического роста и путей обеспечения его устойчивости. Наиболее значительное влияние на экономическую практику в этом направлении оказали работы А. Хансена и Л. Харриса. Причины кризиса эти ученые объясняли не только снижением доли потребления в национальном доходе и снижением производительности капитала, но и действием так называемого акселератора (что было новым в политэкономии). "Числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации или просто акселератором", - писал А. Хансен. С помощью этого коэффициента он пытался установить зависимость накопления от потребления, первого подразделения общественного производства от второго и выяснить при каких условиях накопления может осуществляться независимо от потребления. Таким образом, неокейнсианцы предложили обширную программу государственного регулирования экономики.
В послевоенный период наибольшую известность в экономической литературе Запада получили неокейнсианские модели экономического роста, выдвинутые, кроме Э. Хансена, английским экономистом Г.Ф. Харродом, и американцем - Э. Домаром.
Неокейнсианская теория стала одной из основ так называемой политики помощи развитию государства Африки, Азии и Латинской Америки со стороны стран с рыночной экономикой. Ведь согласно этой теории экспорт капитала в страны третьего мира стимулирует деловую активность как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. Однако, поскольку этому вывозу мешает высокие риски и другие препятствия во многих развивающихся странах, западным правительствам необходимо поощрять экспорт капитала, в частности за счет вывоза государственного капитала.
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них - равновесие между спросом и предложением денег. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е. по сути это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки. Анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели к возникновению двух основополагающих школ в этом вопросе: монетаристской и кейнсианской. Монетаристы подчеркивают важную роль денег в процессе хозяйственного развития, считают, что именно изменение денежной массы имеет первостепенное значение для объяснения циклического развития рыночного хозяйства.
Экономический кризис 1973-1975 гг. способствовал формированию нового течения - посткейнсианства - признанным лидером которого является представительница английской кембриджской школы Дж. Робинсон. Посткейнсианци обвинили неокейнсианцив в том, что они приписывали теории Дж.М. Кейнса статистический характер. Особенностью посткейнсианства является критический анализ теорий "предельной полезности" и "предельной производительности капитала", попытка опереться на классическую буржуазную политэкономию, введение в сферу исследования социальных институтов (например, изучение роли профсоюзов). Как представитель левого течения кейнсианства Дж. Робинсон выступила с защитой интересов немонополизированном слоев общества, фермеров, служащих и рабочих; критически проанализировала роль монополий, осудила гонку вооружения, аргументировала необходимость повышения покупательной способности масс и ограничения прибылей монополий. Главным тормозом на пути "эффективного спроса" Дж.Робинсон считает распределение национального дохода в пользу господствующих классов. Это снижает платежеспособный спрос населения и приводит к трудностям по реализации продуктов, к кризису. Она призывает государство установить экономическое равновесие путем уменьшения социального неравенства, увеличение налогов на прибыль, повышение заработной платы и улучшение социального обеспечения.
Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах их развития имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений. Система государственного регулирования, которая сложилась в США после "великой депрессии" 1929-1933 гг. была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких ставок процента, ограничение - путем их повышения. Через общественные работы регулировалось движение занятости населения. С приходом к власти неоконсерваторов во главе с Р. Рейганом была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе инвестирования в машины и оборудование, перспективные технологии. Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметились три направления действий государства на экономический рост: стимулирование НТР и развитие научных исследований, увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе; глубокая перестройка налоговой системы.
Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.
Модель государственного регулирования Кейнса и неокейнсианцев позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако с начала 70-х годов по мере развертывания НТР произошли серьезные изменения в этих тенденциях, и начало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Высокие темпы роста национального дохода создавали материальную основу для его перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в середине 70-х годов условия воспроизводства резко ухудшились. Упали темпы роста производства, наступил период стагфляции. Реальность опровергла точку зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инфляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы. Попытка оздоровить экономику путем дефицитного финансирования способствовала лишь накачке денежных средств и раскрутке инфляционной спирали. Государство в 70-х годах столкнулось с проблемой: как способствовать росту производства и занятости, не стимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства, и не увеличивая безработицу. Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не дает. В условиях НТР возникла потребность в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отраслей и компаний к резкой смене поколений техники, технологий и знаний. Это требовало большой переориентации капвложений, т.е. большей свободы предпринимательства.
Однако изъятие значительной части прибыли через налоговую систему (до 50%) и бюрократические системы централизованного регулирования стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса. Так, в США до конца 70-х годов издавалось ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регулирующих деятельность частного бизнеса.
Экономический кризис 1979-1981 гг. стала кризисом кейнсианской модели государственного регулирования, произошла перестройка системы государственного регулирования и сложились новые модели регулирования экономики.
Неолиберализм
Неолиберализм - это современный вариант неоклассической теории. Сущность неолиберализма заключается в обосновании необходимости сочетания государственного регулирования экономики с принципами свободной конкуренции и разработке на такой почве определенной экономической политики.
Существует несколько моделей неолиберализма: "лондонская", "Фрейбургская", "парижская" и "чикагская".
1) Лондонская школа неолиберализма.
Фридрих Хайек (1899-1984 г.г.) был профессором Лондонского университета почти двадцать лет. Автор известных книг "Цены и производство" (1929), "Денежная теория и экономический цикл" (1933), "Прибыль, процент и инвестиции" (1939), "Пагубная самонадеянность" (80-е гг.) и др. В своих произведениях Хайек категорически опровергал любые попытки государственного регулирования экономики. Одним из первых он выступил с критикой теории Кейнса, а также критически относился к другим экономистов, сторонников государственного вмешательства в экономические процессы. Центральная идея Хайека: рыночные цены играют решающую роль в передаче информации хозяйствующим субъектам и в децентрализации процесса принятия экономических решений. С точки зрения ученого, каждое нарушение этого принципа функционирования экономики губительно для нее и приводит к диктатуре. Хайек не воспринимал даже идею "смешанной экономики", выступая исключительно за культ рыночных механизмов регулирования социально-экономических процессов.
2) фрейбургская школа неолиберализма.
Наибольшего развития неолиберализм достиг после Второй мировой войны. Центром современного неолиберализма стала Германия. Немецкие неолибералы дали развернутую и систематизированную теорию, в дальнейшем стала основой немецкой государственной политики. Самым выдающимся представителем неолиберализма был основатель фрейбургской школы политической экономии Вальтер Ойкен (1892-1950). Известными его произведениями, где изложены точку зрения ученого относительно типов хозяйственных систем и форм хозяйствования, являются "основные типы экономической политики" (1951), "Основы национальной экономики" (1952) и др.
Идеи Ойкена разделял соотечественник Людвиг Эрхард (1897-1977), который олицетворял политику неолиберализма в жизнь, будучи канцлером ФРГ. Главные произведения ученого - "Благосостояние для всех" (1957), "Немецкая государственная политика" (1962-1963).
На позициях неолиберализма стоял и швейцарский ученый немецкого происхождения, получив образование в университетах Германии, Вильгельм Репке (1899-1966). Он один из основателей теории социального рыночного гопосдарства ".
Сторонники фрейбургской школы, как и в целом представители неолиберализма, считали, что свободная конкуренция создает наиболее эффективный механизм экономической деятельности. Они аргументировали это формированием цен под влиянием спроса и предложения, выполняющих роль естественного регулятора экономических процессов и обеспечивающих рациональное распределение ресурсов и полное удовлетворение потребностей. Вместе с тем представители фрейбургской школы не считали, что действие свободной конкуренции может быть обеспечена автоматически. Они пришли к выводу о необходимости государственного вмешательства в экономику с целью создания и поддержания благоприятных условий для конкуренции, свободы ценообразования и свободы предпринимательства. Выступая против непосредственного государственного вмешательства в производственную и коммерческую деятельность предприятий, опровергая политику регламентации цен, представители школы предложили свой вариант государственного регулирования экономики, теоретически обосновав его концепциями "идеальных типов хозяйств", "социального рыночного хозяйства" и "сложившегося общества".
Неолиберализм основывается на следующих основных положениях классического либерализма:
Отстаивание идей естественного порядка и естественных прав;
Отрицание расширение государственного вмешательства
Конкурентный принцип хозяйствования;
Индивидуальная свобода на основе защиты частной собственности на средства производства;
Развитие местного самоуправления и добровольных организаций;
Поддержка политики свободной торговли.
Одним из видных деятелей этого направления был французский ученый М. Алле. На протяжении всей своей научной деятельности М. Алле пытался понять фундаментальную структуру экономики, выявить сущностные факторы экономической системы и механизмы ее функционирования, занимаясь исследованиями в пяти взаимосвязанных областях. Это теория максимальной эффективности экономики и основ экономического расчета; теория межвременных процессов и максимальной эффективности инвестиций; теория неопределенности; теория денег, кредита и денежного динамики; теория случайного и экзогенных физических воздействий. Творчество М. Алле многогранно, оно включает в себя работы не только по теоретической и практической экономике, но и физике, социологии, истории цивилизации.
Одна из основных проблем исследований - пути достижения и объединенная экономической эффективности и социальной справедливости. По мнению М. Алле, экономическая эффективность - исходное и обязательное условие решения всех социальных задач. Условия достижения эффективности: достаточная информация, децентрализация решений и самостоятельность экономических агентов, заинтересованность в реализации самых решений, конкуренция. В отличие от эффективности, справедливость в распределении доходов понятие этического порядка, т.е. субъективное. Распределение доходов должно обеспечивать как достаточное стимулирование эффективности, так и соответствовать критерию социальной приемлемости. М. Алле считал, что экономисты ошибаются, рассматривая в качестве критерия экономического прогресса рост реального валового национального продукта. Надо брать в расчет чистый потребительский реальный доход на душу населения как единственно приемлемый критерий. Он убежден, что строительство заводов или самолетов, создание нового оборудования или технологий может быть оправдано лишь тогда, когда позволит лучше жить людям, ведь основная цель экономики - удовлетворение человеческих потребностей.
Ранее рыночная экономика трактовалась как единый глобальный рынок, где экономическая информация является доступной для всех. Модель М. Алле - это система рынков для различных товаров, причем один и тот же товар может продаваться и покупаться на разных рынках, а потому нет единого набора цен, акты рыночного обмена осуществляются не одномоментно, а происходят непрерывно. Модель ученого приближает к пониманию основ функционирования реальной современной западной экономики. С 1966 г. М. Алле полностью отказался от модели общего рыночного равновесия Л. Вальраса, который считал, что в каждый данный момент рынок характеризуется единой системой цен, одинаковой для всех экономических агентов. По мнению М. Алле, эта гипотеза вовсе нереалистична, поэтому он заменил понятие "экономика рынка" или "рыночная экономика" термином "экономика рынков".
Используя методы экономико-теоретического и сравнительно-исторического анализа, М. Алле доказывает, что, во-первых, только рыночная, конкурентная организация хозяйства может быть экономически эффективной и, во-вторых, без эффективной работы экономической системы не может быть реального социального прогресса. Нужен поиск социального компромисса, направленного на поддержание мирных и стабильных условий жизни в обществе, который обеспечивается существованием политической системы: "это миф, будто экономика рынков может быть результатом стихийной игры экономических сил. Реальность заключается в том, что экономика рынков неотделима от институциональных рамок, в которых она работает ". Социальный компромисс определяет и реализует исключительно государственная власть, и в сфере экономики он предусматривает: удовлетворение коллективных потребностей и их финансирования, определения институциональных границ "экономики рынков", реализацию денежно-кредитной и фискальной политики. Организация экономической деятельности должна сочетать свободную и самостоятельную деятельность экономических агентов в рамках экономики рынков и планирования институциональных рамок экономики, обеспечивающей справедливость в распределении доходов, социальное признание, стабильность и безопасность. Работы М. Алле продолжают традиционный для французского неолиберализма структуралистский подход и начинают новейший институциональный подход, повлекший в дальнейшем возникновение рыночно-институциональных исследований.
Чикагская школа неолиберализма во главе с М. Фридменом, исследуя особенности несовершенной конкуренции, основное внимание сосредоточила на поведении субъектов хозяйствования в условиях неопределенности, риска, инфляционных ожиданий, открыв при этом путь монетаристской интерпретации современного неолиберализма.
3) Неоавстрийская (венская) школа неолиберализма Л. фон Мизеса - Ф. фон Хайека соединила принципы австрийской школы предельной полезности с английским неоклассической теорией, что придало ей еще большую субъективную психологическую направленность и сосредоточило внимание на анализе условий и процессов экономической жизни.
4) Немецкая школа неолиберализма В. Ойкен - Л. Эрхарда сосредотачивалась на определении основных принципов функционирования общества: соединении - экономической свободы и невмешательства государства в экономику с принципом социальной справедливости, не ограничивая роль государства функцией охранника рыночных отношений, признавая за ней право организатора общественной жизни. За государством закрепляется функция обеспечения социальной стабильности, как условия нормального развития экономики, ведущей для неолиберальной теории становится идея сильного государства - организатора конкурентно-рыночных отношений.
Формированию немецкого ордолиберализма способствовало существование в Германии трех групп неолибералов, каждая из которых сделала заметный вклад в выяснение возможности антитоталитарной и социальной эволюции системы свободного предпринимательства в теорию и практику социального рыночного хозяйства.
Группа немецких экономистов, представленная А. Мюллер-Армак, Л. Эрхардом и их учениками, разработала концепцию социального рыночного хозяйства.
В генезисе немецкого неолиберализма отчетливо проявилась тенденция к созданию систематизированной теории трансформации тоталитарного строя от центрально управляемой экономики к демократическому строю на основе свободного рыночного хозяйства с последующей его ориентацией на решение социальных задач. Была разработана прагматичная и идеологически привлекательная концепция социального рыночного хозяйства, лишенная недостатков классической либеральной модели с надежными социальными и антимонопольными стабилизаторами.
Исходным пунктом неолиберальной концепции экономического строя стало учение В. Ойкена о двух идеальных типах экономических систем, изложенное в работе "Основы национальной экономии" (1940). Многие исследователи указывают на идейное родство теории "идеальных типов хозяйства" В. Ойкена и концепции "идеальных типов" немецкого социолога и экономиста, представителя новейшей исторической школы М. Вебера. "Идеальный тип" - это модель, абстрактная мыслительная конструкция, которая отражает лишь основные закономерности общественно-экономического развития и не описывает второстепенных экономических явлений. В. Ойкен выделяет "централизованоуправляемое хозяйство", или искусственную экономику, и "меновое хозяйство", или рыночную экономику. Основу его учения составляет анализ элементарных хозяйственных форм - разделения труда, собственности, механизма координации домашних хозяйств, предприятий, экономических институтов государства и др. В. Ойкен подчеркивает, что в "исторической реальности элементы обеих этих систем основном переплетаются", в чистом виде идеальные типы не существуют. В. Ойкен, в отличие от В. Репке, Ф. фон Хайека и других представителей неолиберализма, непосредственно не связывает тип экономической системы, ее координационный механизм с формами собственности.