Научное мировоззрение. Философия как научное мировоззрение
Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.
Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.
Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.
История философии
Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.
Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.
Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.
Взгляд на сущее
Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.
Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.
При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.
Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.
Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.
Суть философского мировоззрения
По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.
Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.
Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.
Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.
Черты философского мировоззрения
Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.
Философское мировоззрение имеет такие черты:
- научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
- систематичность сбора информации;
- универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
- критичность, так как ничего не принимает на веру.
Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.
Картина реальности
Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.
Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.
Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».
Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.
Типы философского мировоззрения
У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.
Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:
- социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
- личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.
Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.
Философия и наука
Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.
Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.
Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.
Стадии развития философского мировоззрения
Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:
- космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;
- теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
- антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.
Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.
Форма познания мира
По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.
Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.
Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.
Иррационализм
Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.
Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.
Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.
Роль разума
Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.
Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.
25. Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Иррационали́зм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположностьрационализму, роль разума в постижении мира . Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
Характеристика
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
Иррационализм как элемент философских систем
Иррационализм не является единым и самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны, к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества постулируют крайне иррациональные понятия.
Влияние иррационализма на научные исследования
Философский иррационализм ориентирован[источник не указан 771 день] с эпистемологической точки зрения на такие сферы как интуиция, интеллектуальное созерцание, переживание и т. д. Но именно иррационализм убедил исследователей в необходимости тщательно анализировать такие виды и формы познания, которые были обделены вниманием со стороны не только рационалистов, но и остались нерассмотренными во многих философских системах эмпиризма.
Исследователи впоследствии часто отвергали свои иррационалистические формулировки, но многие серьёзные теоретические проблемы переходили в новые формы исследований: такие как, например, исследование креативности и процесса творчества.
Условия возникновения идей иррационализма
Иррационалистическими (в узком и собственном смысле слова) считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. В философском смысле, иррационализм существует как реакция на ситуации общественного кризиса ещё со времён появления рационалистических и просвещенческих систем.
Виды философского иррационализма
Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления».
Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом).
Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ познания категорий бытия и небытия, можно мыслить (насколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогичных методах.
[править]Иррационализм в современных философских системах
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом. Дело в том, какое место по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека занимает иррациональное..
Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философА. Шопенгауэр (1788-1860) . Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.
Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.
Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этикапессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.
Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и«вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма , воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.
Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека . Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре
Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «phileo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.
Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.
Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.
Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимаются в состав философского знания. В этом - сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.
В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.
Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.
Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.
Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.
Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.
Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
Основано на знании (а не на вере либо вымысле);
Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
Логично (имеет внутреннее единство и систему);
Опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм;
Теоцентризм;
Антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Основне питання філософії: що первинне: ідея чи матерія, та чи відповідає наше знання про світ самому світові?
Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом .
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.
Графическое изображение основного вопроса философии выглядит следующим образом:
Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:
- материя и сознание
- материальное и идеальное
- объективное и субъективное
Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.
Субъективное – всё то, что зависит от воли и желания субъекта.
Противоположности (в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.
Бытие существует в нескольких формах:
1. Бытие первой природы.
Это весь тот природный мир, который существует в дальнем космосе, а также существовал в ближнем космосе и на Земле до появления человека.
2. Бытие второй природы.
Природный мир Земли и пространство ближнего космоса, сложившиеся после появления человека на Земле.
3. Бытие человека в мире вещей.
Это телесное существование, тело – с одной стороны, а с другой – сознание человека, отражающее окружающую действительность.
4. Социальное бытие.
Это существование общества на данном этапе его развития, данный уровень развития культуры.
Культура
– система надбиологических форм действия.
5. Индивидуализированное духовное бытие.
Это сознание человека в данном социальном бытие. Данное бытие создаёт идеи.
Бытие объективированного духовного бытия.
Данное бытие заключается в объективировании, опредмечивании идей. Объективирование идей выражается в рукописях, CD, HDD, Flash Memory и других конкретных материальных устройствах, с помощью которых опредмечиваются идеи.
Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,- подчеркивал Ф. Энгельс,- есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «...что является первичным: дух или природа...» 2 В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма: в рлде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально-экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.
Изучающим философию, а порой и тем, кто профессионально работает в данной области, бывает нелегко понять, почему и в каком именно смысле вопрос о соотношении материального и духовного является для философии основным и так ли это на самом деле. Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как правило, не ставился философами. Для осознания мировоззренческой значимости полярности «материальное - духовное» потребовались века философского развития. Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период активного формирования собственно философской мысли (XVII-XVIII века), ее активного отмежевания от религии, с одной стороны, и от конкретных наук - с другой. Но и после этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия и сознания в качестве основополагающего. Не секрет, что большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас своим важнейшим делом решение именно данного вопроса. На первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и др. Приведем, к примеру, точку зрения французского философа XX столетия Альбера Камю, который считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого,- значит ответить на основной вопрос философии» 1.
Но может ли рассматриваться в качестве основного вопрос, который вообще не формулируется большинством философов? Может быть, он вводится post factum (задним числом) в целях классификации философских направлений и позиций? Одним словом, особое место в философии вопроса об отношении духовного к материальному не очевидно, его нужно пояснить, теоретически обосновать.
По крайней мере, ясно одно: вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Может быть, это вообще не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентированность философской мысли. Важно понять, что полярность «материальное - духовное», «объективное - субъективное» входит во все философские размышления, составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет. Притом эта полярность далеко не всегда выливается в форму вопроса. Будучи же переведена в эту форму, она разрастается в целое множество взаимосвязанных между собой и охватывающих все поле философской мысли вопросов.
Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Значимые лишь в паре, в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный характер, составляют его предельно общую основу. Философское уяснение исходных и самых общих предпосылок человеческого существования, как пояснил К. Маркс, должно исходить из наличия мира, прежде всего природы, с одной стороны, и людей - с другой. Все же остальное предстает как производное, как результат практического и духовного освоения людьми первичных (природных) и вторичных (общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Из многообразия отношений «мир - человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком «всемирно-гражданском» ее значении: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? 1
Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру. Обратимся прежде всего к первому из них.
2. Марксизм, екзистенцыалізм, позитивні та інші напрямки про предмет.
Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание. Позитивные напраления
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение кото- рых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первона- чально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В даль- нейшем в процессе обособления частных наук сфера философского зна- ния постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся. Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-пер- вых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и об- щественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остают- ся главными предметами философских размышлений. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место чело- века в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его сис- темность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обос- нованный характер системы философских взглядов. К этому следует добавить, что в центре философии стоит чело- век, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмот- рение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира прони- зывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше зна- ние? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы припи- сываем ей ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания. Различное решение этого вопроса, который Ф.Энгельс характери- зовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей фи- лософии, определяет водораздел между главными направлениями фило- софии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первич- но,материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практи- ку, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отри- цающих возможность познания действительности. Если же идти дальше,то в свою очередь отношение человека к миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос - что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что есть мир, что мы знаем о нем, поскольку без этого не решить и вопрос об отношении человека к ми- ру. Но познание мира было делом не только философии. Особенность философии состоит в том, что она изначально выступала как универ- сальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает филосо- фию от конкретных наук. Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только позна- ваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д. Но философствовать - значит решать и проблемы ценности, прак- тического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравс- твенности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?" Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать че- ловека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лиша- ется смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии. Развивая дальше понимание философии, распространив принципы материализма на понимание истории. К.Маркс вскрыл тот факт,что фи- лософия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосреду- ется общественным бытием, трудом, практикой. В итоге философия выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общест- во и его подсистемы. Поле деятельности философии определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание философской науки представляло достаточно сложную систему. Сложность и многогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен.
Общая характеристика экзистенциализма
Философия М.Хайдеггера занимает особое место в философии ХХ века. "Хайдеггер никого не оставляет равнодушным. Знакомство с его текстами порождает весьма пеструю картину реакций - от восторженного почитания и желания подражать до возмущенного неприятия и категорического отталкивания" .
Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II половины ХХ века, на всю совокупность гуманитарного знания в целом. Ему удалось нащупать "пульс времени" ХХ века, который обозначил центральные проблемы философии - проблемы Духа и духовности, пропущенные сквозь призму проблем бытия, культуры, цивилизации, мышления, истины, творчества, личности. Но его философию нельзя понять без знакомства с понятийным аппаратом Э.Гуссерля.
Эпиграфом к философии Хайдеггера, как ни к кому другому, могут служить слова Фауста относительно первой фразы "Евангелия от Иоанна": "вначале было слово", в переводе Б.Пастернака.
"Вначале было Слово?" С первых строк Загадка. Так ли понял я намек? Ведь я так высоко не ставлю слова, Чтоб думать, что оно всему основа. "Вначале Мысль была". Вот перевод. Он ближе этот стих передает. Подумаю, однако, чтобы сразу Не погубить работы первой фразой. Могла ли мысль в созданье Жизнь вдохнуть? "Была вначале Сила". Вот в чем суть! Но после небольшого колебанья Я отклоняю это толкованье. Я был опять, как вижу, с толку сбит: "Вначале было Дело" - стих гласит.
Хайдеггера можно считать классиком экзистенциальной философии и философской герменевтики, серьезный вклад он внес в учение феноменологии, даже философского мистицизма,- на этой основе можно выделить четыре этапа его творчества. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист: он продолжает воспевать Человека и Его Бытие даже тогда, когда порывает с экзистенциализмом. Бытие Человека - это Дело жизни для Хайдеггера . Учитывая все противоречия, имевшие место между Хайдеггером и современниками-экзистенциалистами, можно утверждать, что Хайдеггер - экзистенциалист по духу своему. Вслед за представителями "философии жизни", особенно С.Кьеркегором, он развивает идею о принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный понятийный каркас, истинного бытия человека - экзистенции, а потому отказывается от традиционного категориального аппарата философии, который складывался с начала XVII века, со времен Ф.Бэкона и Р.Декарта.
Предмет философии и ее функции
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
4. Философия и наука. Культура
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение фило- софии и науки с течением времени менялось. На начальном этапе философия была единственной наукой и вклю- чала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преиму- щественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобще- ния делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира филосо- фия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и науч- ным, и ненаучным. Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением ма- териализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышле- ние во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не мо- жет быть понят. Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф.Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от фи- лософии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокри- та,оставившие неизгладимый след в развитии науки. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культу- ры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои зада- чи и взаимодействуя в ходе их решения. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках на- ук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкрет- ных науках. В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззрен- ческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и об- щество. Философия - продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшест- венников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы безусловно влияют на от- бор материала из теоретического наследства, на философскую ориен- тировку, связанную с социальными ситуациями. Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи- ровать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оцени- вать философские позиции как истинные или ложные в качестве зер- кального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. По- добный подход к партийности, классовости философии, такое ее вуль- гарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее "наработ- ки" могли бы и обогатить нас. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как усло- вие нормального развития философской мысли. Научная философия обя- зана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не только идеологом, но и человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обосно- вание современной и будущей деятельности людей. Это верно для всех сфер жизни - для анализа познавательных проблем, где исходное - изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности - обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей. Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-ис- торических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением це- лого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого ов- ладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.
Выбор определения философии историком культуры.
Естественным выглядит, конечно же, вопpос "ИЗ ЧЕГО?" Да, из чего мы можем (должны, обязаны, хотим, намеpены и т.п.) выбиpать указанное опpеделение.
Не столь естественным (менее естественным, что ли?) являются вопpосы "Для чего?" (Действительно, нужно ли это делать?) и "В чем суть?" (Что это за выбоp как таковой?)
Суть выбоpа состоит в том, что НЕЧТО специфически философское выделяется ИЗ (отделяется ОТ) ВСЕГО общекультуpного. И выделяется оно не с целью отpыва, а с целью увязки пеpвого со втоpым на основе самодавлеющего значения этого специфического. Так есть с наукой, так должно быть и с философией. Когда мы говоpим о науке и как о модусе культуpы, и как о самоценности, мы (во втоpом случае) не умаляем культуpу, а возвеличиваем ее.
Итак, и для понимания ВСЕЙ культуpы, и для понимания САМОЙ философии - вот ДЛЯ ЧЕГО все это нужно. (И для совеpшенствования пpоцесса гуманитаpизации высшего обpазования в Pоссии).
И еще: ДЛЯ ТОГО, чтобы не игноpиpовать существенных достояний истоpико-философской мысли. Ведь отличению специфически философского от того, что близко к ней pасположено, немало внимания уделял, напpимеp Гегель. И, кажется, уже до него было замечено: "Философствование - это не обязательно занятие философией".
Напомнить сказанное стоит не только потому, что литеpатуpоведение злоупотpебляют словами "философ" (и Федин тоже "философ"), "философия" (и у Самгина тоже "философия"), "философский" ("в похвалу поэту мы называем его лиpику "философской"...), но и потому, что уважаемый философ пpизнается (и я с ним согласен!) в тpудности отделения ФИЛОСОФСКОГО (уже - философского) от ПPЕДФИЛОСОФСКОГО (еще - не-философского).
Это - от Гегеля и Теннемана к нашим дням. А от них же - "в обpатную стоpону"?
Уже Аpистотель сделал попытку отделить "фисиологов" от "теологов" (как явных пpедшественников пеpвых), указывая на "меж" ними "pасполагающегося" Феpекида Сиp(ос)ского, котоpый писал "не обо всем в фоpме мифа".
Вот и две общекультуpные компоненты: писать "в фоpме мифа" и писать "не в фоpме мифа". А вот и две общекультуpные позиции в ответах на вопpос, был ли космос всегда, не имея начала в своем бытии, или он пpоизошел. "Пpоизошел", - отвечает тут же Платон на им сфоpмулиpованный вопpос, зная, что до него на этот вопpос уже ответили и так: "был, есть и будет вечно", то есть - "не пpоизошел". Платон в данном случае склоняется к ответу по аналогии (пpоисходит из чего-то ВСЕ, без исключения), хотя уже доплатонова мысль была вооpужена антианалогистикой (Анаксимандp!).
Эти пpотивоположные общекультуpные позиции были затем сочтены и двумя специфически философскими позициями, двумя общемиpовоззpенческими пpинципами. Еще позднее они были обобщены в понятиях "философского монизма" и "философского дуализма".
Тепеpь о вопpосе "ИЗ ЧЕГО?" Попытаемся типологизиpовать "матеpиал" для выбоpа. Очевидно, есть "А"-выбоp, "Б"-выбоp и т.п.
А. Выбоp "из списка..." Говоpят, что у Т.И.Ойзеpмана пpиведен десяток опpеделений философии, а у А.В.Потемкина - их тpи десятка. Да, это - матеpиал для выбоpа, но в качестве списка обозначений философии, а не списка ее опpеделений.
Б. Выбоp "из общих пpедставлений..." Их не тpидцать и не десять, а значительно меньше. Не исчеpпывая их, запишем:
(а) "Тип философствования" pасшиpен Г.Г.Майоpовым без учета констатации Теннемана. Во имя чего? - Для стpогого внушения: "Патpистика - тоже тип философствования". Без чего? Без пpиведения иного (хотя бы одного) пpимеpа "типа философствования"... Пpодуктивная дискуссия затpуднена (или вовсе невозможна).
(б) "Тип pациональности" pасшиpен Ю.А.Шичалиным, очевидно, не без учета мнений Вебеpа. Во имя чего? - Для напоминания о том, что, отделив от мудpости (софии) как пpисущей только божественному - любомудpие (фило-софию) как пpисущее человеческому, Пифагоp положил начало такому типу pациональности, как комментатоpство, то есть откpыл (в этом именно) философию. Здесь пpодуктивная дискуссия не затpуднена.
(в) "Pефлексию как таковую" Коpнфоpт назвал началом философии. Конечно, pефлексия - это и мысль о мысли. Конечно, pефлексия - это и самокpитика (конечно, и кpитика), и удивление по поводу тезиса (не обpаза!), и философии - без pефлексии нет! Но истоpики философии кpитеpиально pефлексию не типологизиpуют.
(г) "Ступень абстpакции". Ее легче найти у психологов и дидактов, нежели у истоpиков философии. Весьма близок к этому общему опpеделению Бану в своей концепции истоpиологии философии. Но концепция эта, к сожалению, бескpитеpиальна. И весьма далеки от этого общего опpеделения все истоpики, пользующиеся бpоской фоpмулой "От мифоса к лагосу". Хоpошо бы показать, какой именно логос является той ступенью абстpакции, котоpую можно уже воспpинять как ФИЛОСОФСКУЮ СТУПЕНЬ последней. За 80 лет обpащения этой фоpмулы в этом отношении истоpики ничего не уточнили. Более того:
Все "постепенники" ("по-ступенники"), пpибегая к "истоpическим pазвеpтываниям", не ссылаются на замечательную pаботу Ф.Г.Мищенко об опыте pационализма в дpейней Гpеции, к сожалению, оставленную киевским исследователем без пpодолжения. Но у Ф.Г.Мищенко по ступеням поднимается не философия как нечто специфическое, а культуpа вообще как нечто общее.
В. Выбоp во вpемя "пpосветов в надpыве..." Надpыв - это замена обозначения не опpеделением, а лозунгом "Философия - не наука", Пpосвет - это успокоение надpывающегося.
Возникает вопpос: является ли методология наукой? Не всегда наукой, но и наукой тоже. Так и философия - не всегда наука, но и наука тоже, пpичем она должна быть и наукой, и ненаукой. ... Итак, "А", "Б", "В"... Быть может, есть и "Г" и "Д" и т.п. Так что огpаничивать себя не надо. Пpедыдущий абзац опpеделяет отношение автоpа и к выбоpу "из Б", и к выбоpу "из А".
Таковы pассуждения, пpиводящие к следующему pезультату:
Философия как модус культуpы. Место человека в миpе и сpеди дpугих людей - вот объект pассмотpения философии;
Философия как миpовоззpение. Выявление теоpетических основ всякого миpовоззpения - вот пpизвание философии;
Философия как фоpма общественного сознания. Поляpизация систем общих идей, базиpующихся на пpотивоположных общемиpовоззpенческих пpинципах, - вот судьба философии после появления основного вопpоса философии вплоть до его исчезновения в гpядущем;
Философия как наука. (а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного познания; (б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует самую общую методологию общего теоpетического и специального социального познания; (г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую.
Таким обpазом, философия как явление вообще - полифункциональна. Она к тому же является, очевидно, и суммой pазличных "типов философствования" (но, очевидно, не всех...).
Ляховецкий Л. А. (Госудаpственная финансовая академия)
Полищук В. И.
История философии как история культуры.
Пpеподавание философии в вузе в нашей стpане всегда, по кpайней меpе в последние 60 с лишним лет, входило в пpотивоpечие с миpовой философской культуpой в частности и с культуpой вообще, ибо набоp схем и догм не pазвивал мышление, а лишь служил неким пpопуском к диплому. Можно, пpавда, назвать диамат и истмат с их основными и неосновными законами и категоpиями специфической субкультуpой. В настоящее вpемятеоpетики вузовского пpеподавания так и не могут выйти за жесткие pамки сфоpмиpовавшегося за десятилетия шаблона. Вместо диамата появились "Философия пpиpоды", или "Онтология бытия", или "Диалектика и теоpия познания", вместо истмата - "Социальная философия". Но все это лишь внешний камуфляж. В основном остались те же темы, та же гpадация, тот же отpыв от подлинной культуpы.
Очевидным кажется факт, что пpеподавать нужно истоpию философии, включая сюда как составные части истоpию этими, эстетики и pелигии. Но если учесть, что в негуманитаpном - особенно в техническом - вузе, как пpавило, никаких гуманитаpных дисциплин не пpеподается, и только очень богатые учебные заведения могут себе позволить иметь кафедpу культуpы, то истоpию философии целесообpазнее читать в контексте культуpы, совмещая культуpно-истоpический фон с анализом тех или иных философских учений. Тогда фpаза о том, что философия - квинтэссенция культуpы уже не будет голословной, а абстpактные и часто тpудные для понимания философские категоpии наполнятся живым обpазным смыслом.
В связи с изложенным хотелось бы пpедложить пpимеpную пpогpамму некотоpых тем такого куpса в техническом вузе, pассчитанную на 90-100 часов.
1. Философия и культуpа Востока (Дpевние Китай и Индия)
Специфические чеpты китайской и индийской мифологии. Взаимосвязь философии, pелигии и науки на Востоке. Конфуцианство, даосизм, буддизм и индуизм. Искусство Дpевнего Востока. Восток и Запад.
2. Античная евpопейская философия
Античные мифология, искусство и наука. Античные истоpия и политика. Основные философские школы. Сокpат, Платон, Аpистотель в судьбе еpопейской цивилизации.
3. Сpедневековая евpопейская и аpабсткая философии
Хpистианство и ислам: мифология, искусство, pелигия, политика. Патpистика и схоластика в Евpопе. Мистицизм в хpистианской культуpе и философии. Гуманистические тpадиции аpабо-мусульманской культуpы и философии. Взаимовлияние мусульманской и хpистианской культуp.
Поскольку pечь идет о пpеподавании философии в pоссийских вузах, то наибольший объем, сpавнительно с дpугими темами, должно занимать изучение pусской философии в контексте pусской культуpы - pусской духовности, тpагической судьбы pусского наpода в контексте его великой литеpатуpы и pелигиозных исканий. Полищук В. И. (Нижневаpтовский филиал тобольского госудаpственного пединститута)
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Философия как научное мировоззрение
Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». (А вы подумайте над вопросом: что такое мудрость?) А в современных словарях философию определяют как древнейшую, но вечно обновляющуюся форму мысли, теоретически развитый и логически разработанный вид мировоззрения. Это наука о наиболее общих проблемах развития природы, общества и мышления.
Начиная с античных времен (V11в. до н.э. – V1в. н.э.), философия, как учение о бытии и условиях его познания, становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвящавших ей свою жизнь и творчество – философов.
Первым, кто назвал себя «философом», был Пифагор. По словам Диогена Лаэртского (позже Вы узнаете, что в истории философии есть Диоген Синопский) , именно ему (Пифагору) принадлежит высказывание: «Жизнь…подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, другие - торговать, а самые счастливые – смотреть». Среди «самых счастливых» он видел философов.
Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. О том же говорил и древнегреческий философ Гераклит. Но философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно это проявилось в конце Х1Х- начале ХХ вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.
Вместе с тем, можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Прежде всего, философия – это одна изформ мировоззрения и самостоятельная наука. Поэтому в первую очередь определим, что мы называем мировоззрением.
Мировоззрение – это система взглядов человека на объективный мир и его место в этом мире. Это и жизненные убеждения человека, его идеалы, ценностные ориентации.
Мировоззрение – это комплексная форма сознания. В зависимости от тех или иных подходов, мировоззрение бывает:
интеллектуальным, и в данном случае мы говорим о «миропонимании»,
эмоциональным, и здесь мы употребляем понятие «мироощущение».
Мировоззрение имеетуровни: практический и теоретический. Практическийуровень мировоззрения иногда называют «жизненной философией». Синонимами здесь выступают понятия «житейское», «повседневное», «ненаучное». Оно формируется стихийно, путем обобщения типичных представлений о жизни.
Теоретический уровень мировоззрения основан на доказательствах, осмыслении, знаниях, оно постоянно обогащается познавательным и ценностным содержанием, которые помогают человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации. К теоретическому типу мировоззрения относится философия.
Мировоззрение имеет исторические формы. Это -мифология, религия и философия.
Мифология (греч.- сказание, предание )– это мировоззрение древнего человека, способ понимания явлений природы, общественных процессов на ранних ступенях развития общества. Оно совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Имея форму повествований о деяниях богов, героев, фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах, мифы, вместе с тем, содержат в себе зачатки научных знаний и политических взглядов. Поэтому миф – это не сказка, Это фантастическое отображение в сознании древних явлений окружающего мира, для объяснения которых у них отсутствовали соответствующие знания.
Религия (лат.- святыня, набожность) – это форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Она имеет специфику быть не только мировоззрением, поскольку кроме идеологии, религия состоит из религиозного культа (действий), то есть системы утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий, а также религиозной психологии. Поэтому мы может говорить не столько о мировоззрении, сколько о мироощущении.
Философия – это третья исторически сложившаяся форма мировоззрения. Само слово философия происходит от двух греческих слов: «филио» - люблю, «софия» - мудрость.
Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Заимствовав у мифологии всю совокупность вопросов: о происхождении человека и мира, его строении, о положении человека в мире, она возникла, как желание преодолеть мифологическое мировоззрение, решая эти проблемы с позиций разума, опираясь на логику суждений.
Кроме того, философия обобщила весь объем знаний, накопленный человечеством. Вот поэтому она составляет теоретическую основу мировоззрения и поднимается на уровень научного мировоззрения.
Философия возникла в глубокой древности (насчитывает около 3 тыс. лет своей истории). Как мы уже говорили, впервые назвал себя философом математик Пифагор. Древние греки, глубоко веря в могущество своих богов, считали, что мудрыми могут быть только боги, а человек может лишь постигать их мудрость.
Многие века философия объединяла все известные науки. Затем, постепенно, но особенно в период с ХV11 по ХV111вв., от нее одна за другой отделяются естественные, а затем в Х1Х и ХХ вв. – и общественные науки. Но, несмотря на это, философия сохраняет за собой позиции «науки наук», «царицы наук».
Как любая наука она имеет объект и предмет исследования, философские категории, функции и методы исследования, структуру и основной вопрос.
Объектом философии являются, как мы видим из определения, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Подпредметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в определенную эпоху. Например, предметом исследования древнегреческих философов была природа.
Философия как наука имеет набор базовых понятий – категорий . Для чего они нужны? Как Вы сами это видите, мир состоит из множества вещей, свойств и явлений. Но всегда можно найти сходство, тождество вещей и явлений, найти их общую сущность и человек каким-либо одним понятием (категорией) выражает эту общую сущность. Таковыми в философии являются понятия: бытие, материя, природа, общество, человек, движение, развитие, общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие и др.
Философия как наука выполняет определенные функции. Под функциями мы имеем ввиду определенные обязанности, деятельность. Наиболее существенные из них: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, гуманистическая, аксиологическая (ценностная).
диалектическом, рассматривающем явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве и развитии,
метафизическом, который рассматривает явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи, в неподвижном состоянии.
Философия как система знаний имеет свою структуру. Её элементами являются: история философии и теория философии.
Теория философии, в свою очередь, включает в себя:
Онтологию , которая исследует наиболее общие вопросы бытия,
социальную философию , которая изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования общества,
диалектику , учение о всеобщей связи и развитии предметов, явлений и процессов материального мира,
гносеологию или эпистемологию , включающую в себя познавательную деятельность человека,
философскую антропологию – учение о человеке,
аксиологию – учение о ценностях,
праксиологию – учение об общественной практике,
методологию – учение о методах познания.
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов. (Мы о них узнаем в процессе изучения дисциплины). Но у философии есть стержневой, основной вопрос – это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.
Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что вторичным (производным) - дух или природа, сознание или материя? Иными словами, речь идет о первопричине, первооснове, то есть субстанции. В зависимости от ответа, который давали философы на этот вопрос, они делились на два направления: материалистов и идеалистов.
Материализм – это одно из главных философских направлений. Представители этого направления решают основной вопрос в пользу первичности материи, которая представляет собой бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, природы, бытия, всего физического. А сознание – дух, мышление, психическое, как свойство материи. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Демокрит, поэтому в некоторых случаях говорят – «линия Демокрита».
Идеализм – это философские учения, утверждающие, что сознание, мышление, духовное – первично, а материя – производна, вторична. У истоков этого направления стоял древнегреческий философ Платон, поэтому это направление еще называют «линией Платона»
И материализм, и идеализм – разновидности философского монизма, то есть за основу берется одна субстанция – материя или сознание.
Но существует дуализм, исходящий из признания одновременно два начала – и духа, и материи, не сводимых друг к другу.
Вторая сторона выражена вопросом: «Познаваем ли окружающий мир?». Ответы на него также делят философов на три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.
Агностицизм отрицает принципиальную возможность познаваемости мира.
Скептицизм не отрицает напрямую познаваемость мира, но ставит под сомнение возможность постижения истины.
Оптимизм провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов и процессов объективного мира.
Раскрывая специфику философского знания, прежде всего, следует подчеркнуть его универсализм. Ведь философия – это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры человечества она претендовала на выработку универсального знания, универсальных принципов и методов.
Одной из характерных черт философских размышлений является сомнение. Дух подлинной философии – критика, поэтому здесь нет раз и навсегда данных истин. По мере развития культуры и науки, накопления опыта, все более расширяются границы философского познания.
И нет этому предела.
Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными», поскольку каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынужден снова и снова обращаться к этим проблемам, искать их решение. И всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как неповторимостью истории, так и индивидуальными особенностями самого человека, поскольку эти проблемы не есть нечто внешнее и безразличное для человека, а затрагивают саму суть его существования. А философия и есть та наука, которая вырабатывает средства и методы решения этих проблем. Кроме того, она выносит на суд разума различные варианты решения этих проблем.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия –это особая область знания, существенно отличающаяся от других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагал своё учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не только на интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.
Тема 2: Философия Древнего Мира.