Новое в фз о банкротстве. Последние изменения в законе о банкротстве физических лиц
К чему следует быть готовым должникам в 2017 году? Еще с 1 октября 2015 года на территории России действует новый закон о банкротстве или финансовой несостоятельности с целым рядом юридических поправок, касающихся процедуры банкротства физических лиц.
Этот день уже в шутку стали называть национальным днем банкрота. С этого дня стало возможным объявлять физических лиц, имеющих российское гражданство.
До этого процедура банкротства на практике могла инициироваться только в отношении физических лиц, являющихся владельцами .
А вот последние изменения законодательства в корне поменяли ситуацию.
Факты, служащие основанием для признания лица банкротом
Закон устанавливает законодательные нормы для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, ставших банкротами.
Статья 1 отражает общий смысл и цели появления настоящего закона. До появления этого правового акта на территории России банкротами судебным производством признавались исключительно юридические лица, ведущие коммерческую экономическую деятельность.
Статья 2 дает определения юридическим терминам, используемым для описания процесса банкротства физических лиц.
Итак, суть по вопросу банкротства граждан: банкротами суд признает граждан, имеющих крупные финансовые обязательства (долги) перед другими гражданами и юридическими лицами.
Долги необязательно могут быть созданы по причине невыплат по и , взятым на срочной и коммерческой основе в банках и финансовых компаниях.
В число долговых обязательств, которые могут стать основанием для признания банкротом физического лица могут войти и не выплаченные им суммы за коммунальные услуги.
В подобных случаях судом признаются следующие критерии:
- сумма долга, превысившая 500 тысяч рублей;
- срок неуплаты, превысивший период 3 месяца.
Указанные критерии и есть изменения, принятые в новом законе о банкротстве. Наличие указанных фактов позволяет заявить физическому лицу о своей несостоятельности расплатиться по существующим долгам в письменной форме, подав заявление в территориальный Арбитражный Суд.
Важно: если сумма долгов физического лица на 1 октября 2015 года превысила размер 500 тысяч рублей, то такое лицо имеет все основания быть объявленным банкротом в том случае, если погасить задолженность в полном объеме оно не в состоянии. Сумма задолженности должна быть подтверждена в рамках судебного разбирательства. Размер задолженности фиксируется по состоянию на 1.10.2015.
Социальная подоплека принятия закона о банкротстве физических лиц
Большинство известных экспертов в области гражданского права считают, что изменения в законе о банкротстве способны привести к ущемлению гражданских и имущественных прав лица, инициировавшего процедуру собственного банкротства.
Поэтому опытные адвокаты, специализирующиеся на ведении дел о финансовой несостоятельности, рекомендуют прибегать к подобной процедуре в исключительных случаях.
Но на практике изменения в процедуре признания физического лица банкротом в судебном порядке обладают и определенными преимуществами.
Последние и делают процедуру банкротства целесообразной в определенных ситуациях.
По вытекающим из этих условий причинам уже в этом году, согласно оценкам экспертов, принятые изменения могут подтолкнуть к признанию себя банкротами в России минимум 1,5-2 миллиона граждан.
Закон, позволяющий кредиторам и должникам прийти к компромиссу
Лицам, пытающимся самостоятельно разобраться в законе о банкротстве физических лиц важно понимать его основной смысл.
Изменения в законе должны помочь должнику погасить долги перед своими кредиторами, а им с минимальными потерями выйти из затруднительной ситуации.
Для этого в законе о банкротстве принятые изменения предусматривают финансово-правовой механизм, именуемый реструктуризацией долгов, сильно напоминающий механизм взыскания и погашения долгов у юридического лица, признанного банкротом по судебному решению арбитража.
Многие юридические нормы и изменения, которые содержит данный закон о банкротстве, взяты из закона о банкротстве юридических лиц.
А именно, как и в случае с законом о банкротстве юридических лиц, лицо может признаваться банкротом только после вынесения судебного решения арбитражного суда.
По этому критерию основания для банкротства совпадают в обоих законах. Также совпадает трактовка понятия банкротства или несостоятельности.
В обоих правовых актах основанием для банкротства служит неспособность удовлетворить требования кредиторов по возникшим долговым обязательствам в течение срока, равного 3 месяцам.
От кого может исходить инициатива о признании банкротом физического лица
Для пользы дела стоит внимательнее изучить принятые изменения. Одно из таких вновь принятых положений устанавливает, что инициаторами несостоятельности физического лица могут быть:
- само физическое лицо;
- кредитор или группа кредиторов;
- налоговые органы.
Список группы кредиторов утверждается на собрании кредиторов. Статья 5 регламентирует правомочность такого собрания.
Старт процедуры несостоятельности состоит в написании и подачи заявления в орган судебной инстанции по месту проживания гражданина.
Таким органом является Арбитражный Суд (его территориальное подразделение). Заявление о несостоятельности может быть подано на основании имеющихся финансовых обстоятельств, выраженных в том, что:
- долг гражданина должника превысил сумму 500 тысяч рублей с документальным подтверждением;
- долг не выплачивается гражданином в течение срока более 3 месяцев;
- размер долговых обязательств превысил размеры всех существующих активов должника;
- у должника отсутствуют постоянные источники доходов, при этом у него отсутствует судимость за экономические преступления;
- должник до этого не фигурировал в делах о фиктивных банкротствах.
Статья 8 определяет понятие ответственности должника перед кредиторами по невыплаченным долговым обязательствам. Последние изменения особенно интересны, так как ограждают кредиторов от финансовых мошенников.
Физическое лицо на протяжении своей жизни может неоднократно быть признано банкротом, но при этом период до повторного и последующего объявления гражданином себя банкротом должен быть не менее 5 лет.
Способы ликвидации задолженности перед кредиторами
Новый закон о банкротстве физических лиц предусматривает возможность для гражданина должника погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и без объявления себя банкротом.
Статья 3 вышедшего закона описывает основания, служащие признанием банкротства для граждан РФ с текущими долговыми обязательствами.
Для удовлетворения финансовых требований кредиторов в законе прописаны следующие изменения:
- мирное соглашение (договор между кредитором и должником, по которому погашение долгов будет производиться без судебного решения);
- конфискация имущества должника в пользу кредитора или группы таковых лиц при ;
- реструктуризация долговой суммы (к примеру, ).
Отдельно о конфискации имущества должника
Статья 4 упоминает указанные в предыдущем разделе юридические процедуры.
Второй вариант будет на практике наиболее популярным в тех случаях, когда речь идет о невыплате потребительских и ипотечных кредитах, взятых должником в коммерческих банках.
Имущественные активы должника реализуются на открытых торгах, а вырученные в них суммы идут на погашение его кредиторской задолженности.
При этом обязательно следует знать, что не все имущество должника подлежит распродаже.
Изменения оговаривают перечень имущественных активов должников, исключенных из распродаж, включает в себя:
- жилье должника с участком земли;
- государственные знаки отличия и награды должника;
- запасы топлива;
- одежда, обувь, и предметы личной гигиены;
- домашние животные;
- сельскохозяйственный скот и постройки для его содержания;
- денежные средства в сумме прожиточного минимума, зафиксированного на законодательном уровне, действующего на момент появления дела о банкротстве;
- бытовые электроприборы должника стоимостью до 30 тысяч рублей.
Реструктуризация, самый приемлемый вариант разрешения споров
Статья 7 четко определяет имущество, которое нельзя отчуждать у банкрота с целью его реализации на открытых торгах.
Реструктуризация – самый удобный вариант решения проблемы долга для должника и кредитора, позволяющий обоим с максимальной эффективностью достичь своих целей.
Это латинский термин, означающий рассрочку долговых платежей с их пролонгацией, то есть, с продлением срока погашения долговой суммы.
В данном случае это условие должно устроить кредитора, иначе запуск механизма реструктуризации невозможен.
Должник для подписания договора с кредитором о реструктуризации должен быть:
- согласен на выплату кредитного долга по новой схеме погашения;
- иметь официальный источник доходов;
- не иметь непогашенных судимостей за преступления экономического характера.
Только после получения рассрочки лицо признается банкротом.
С чего на практике начинается признание физического лица банкротом
В законе уже было заявлено, что рассмотрение дела о несостоятельности физического лица начинается с подачи заявления соответствующей формы в судебный орган.
Статья 10 действующего закона полностью посвящается требованиям юридического характера, предъявляемым этому документу.
Подача заявления в арбитражный суд носит платный характер. Оплата на сегодня составляет 16 тысяч рублей. Типовой формуляр заявления можно найти в интернете.
К написанному заявлению прилагается:
- полный перечень кредиторов с суммой задолженности каждому из них на 1.10.2015;
- опись собственных имущественных активов, включая имущество в залоге на 1.10.2015;
- документы о банковских счетах, депозитах и доходах по ним, выплаченные за последние 3 года налоги.
Практически 100% экспертов считают принятие данного закона акцией законодателей, предпринятой под нажимом лоббистских структур из числа представителей крупнейших кредитных организаций страны, которые из-за крупных задолженностей по кредитам попали в трудную финансовую ситуацию.
Для российских финансовых учреждений до принятия данного закона единственным способом возместить свой финансовый ущерб по невозвращенным кредитам была продажа кредитных долгов населения компаниям коллекторам.
Как поступать тем должникам, кто должен коммерческим банкам
В том случае, если с такой целью в арбитражный суд планирует обратиться должник, ему необходимо провести ревизию и собрать все документы, касающиеся возникших долговых обязательств.
Обладателям кредитных банковских карт для объявления о своей несостоятельности следует обратиться в банк, перед которым возникла задолженность.
По существующему законодательству банк не имеет права отказать заемщику в предоставлении копий документов, свидетельствующих об образовании долговых обязательств.
Обычно это условие прописывается во всех договорах на получение кредита в одном из их пунктов. На практике эта услуга носит платный характер.
В среднем стоимость подобной услуги сейчас составляет 500 рублей за экземпляр.
Заявитель о собственном банкротстве в своем заявлении должен указать точную сумму задолженности перед кредитором на момент оформления своего заявления о финансовой несостоятельности в судебный орган.
В случае возникновения каких-либо сложностей относительно определения точной долговой суммы следует также обратиться в банк.
Информация о сумме долга предоставляется должнику бесплатно.
С момента подачи в суд заявления о несостоятельности открывается дело о банкротстве, которое оканчивается вынесением судебного решения о признании или непризнании физического лица банкротом.
Статья 9 описывает порядок рассмотрения дела о банкротстве.
Что происходит после вынесения решения суда по делу о банкротстве
После вынесения судебного решения на имущество лица, признанного банкротом, налагается арест. В результате наложения ареста, право распоряжаться активами банкрота получает арбитражный управляющий.
Статья 6 существующего закона прописывает его полномочия. Услуги управляющего оплачиваются за счет фондов, полученных от реализации с аукциона активов должника, признанного банкротом судебным решением.
Размер вознаграждения составляет 10 тысяч рублей с добавлением к этой сумме 2% от размера удовлетворенных требований кредиторов.
В течение периода выполнения своих обязанностей управляющим, лицо, объявленное банкротом, лишается самостоятельности в совершении любых финансовых и хозяйственных действий с арестованным имуществом, включая его переоформление на третьих лиц. Назначение финансового управляющего может быть отсрочено на один месяц, если банкрот пообещает выплатить кредитору признанный арбитражным судом долг с письменным подтверждением своего согласия. Для этого адвокат банкрота должен составить ходатайство в судебный орган. К ходатайству следует приложить поручительство от третьего лица.
Важные правовые моменты, связанные с процедурой конкурсного производства
Если по окончании этого месяца задолженность не будет выплачена до конца, то судебный орган, признавший гражданина банкротом, открывает в отношении его активов конкурсное производство. В этот период:
- на сумму оставшейся задолженности не начисляются пени и штрафы;
- приостанавливаются выплаты должником всех своих других обязательств, за исключением алиментов и пособий;
- по невыплаченным кредитам не начисляется процентная ставка.
Банкрот, исходя из собственных финансовых возможностей, составляет график погашения, числящегося за ним долга. График предоставляется в судебный орган, где в отношении его было открыто дело о банкротстве. Данный регламент описан в ст. 204 ФЗ о банкротстве физических лиц.
В этом обращении в суд обязательно должны фигурировать такие пункты:
- конечный срок выплаты оставшегося долга;
- сумма, которую должник намерен направить на выплату долга;
- сумма, которая будет направлена должником на собственные нужды, не менее установленного по стране прожиточного минимума.
Очередность погашения долгов банкрота после реализации с открытых торгов его имущества
После продажи с аукциона активов банкрота, полученная выручка направляется на погашение имеющейся перед кредиторами совокупной задолженности.
При таком сценарии очередность в удовлетворении финансовых требований к банкроту выстраивается следующим образом:
- погашаются долги лиц банкротов по алиментам и выплатам по состоянию здоровья;
- выплачиваются долги таких лиц по заработной плате;
- выплачиваются кредитные долги лиц банкротов согласно вступлению кредиторов в список.
Ограничение гражданских прав лица, объявленного банкротом
К одному из таких ограничений относится запрет для лиц, признанных банкротами, заниматься любым видом (в том числе и с ).
В течение всего периода банкротства для таких лиц закрыт выезд за пределы страны с его продлением еще на один год после окончания процедуры банкротства. Запрещено брать кредиты в банках.
Кредитование лиц банкротов невозможно и по чисто технической причине из-за присутствия его данных в банковских базах, данных о неплательщиках.
Запрет на кредитование для таких лиц на практике может продлиться в течение 5 лет.
Для лиц банкротов в течение 3 лет закрыт доступ к трудоустройству на руководящие должности в государственных и коммерческих структурах.
В случае, если банкротство физического лица будет признано судом фиктивным, лицу грозит уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на 6 лет.
Банкротство физических лиц
При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами. Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств. Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.
Субсидиарная ответственность
Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.
Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд. Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.
Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.
В ходатайстве указываются:
- контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
- размер субсидиарной ответственности;
- лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.
Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.
Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась. Например, в от 26.09.2017 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.
Взыскание убытков по делу о банкротстве
В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.
Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:
- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
- документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
- документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
В качестве примера взыскания убытков можно назвать по делу. Размер субсидиарной ответственности (убытков) обоснованно определен судом исходя из суммы требований единственного кредитора и непогашенных текущих расходов по делу о банкротстве. Однако в этом деле сумма субсидиарной ответственности была небольшой - 23 699,25 руб.
Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве
На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен. Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее. В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.
Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать от 26.09.2017 . Учитывая, что в отношении ООО «Гут-Конструктор» внесена запись от 21.06.2017 о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Оперативное же внесение записей позволило бы избежать судебных издержек и подачи иска о банкротстве в отношении той компании, которая фактически уже не существует.
- перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
- перечень требований кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).
Напомним, что в настоящее время отчет включает в себя:
- документы, подтверждающие продажу имущества должника;
- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Перечень данных документов очень важен, поскольку именно представление их в суд является основанием для завершения процедуры конкурсного производства. Если ранее перечень документов для прекращения процедуры был сокращенным, то теперь он расширен.
Примером является N Ф01-875/2017 , в котором суд оценил исполнение положений статьи 147 закона «О банкротстве» и завершил процедуру конкурсного производства, поскольку в ходе ее проведения конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры к погашению требований кредиторов должника. Реальных источников пополнения конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. Наличие возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могли бы быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность перед кредиторами, не доказано.
Меры по предупреждению банкротства кредитной организации
Поправки, касающиеся предупреждения банкротства
Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, касающиеся предупреждения банкротства.
Напомним, что до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
- реорганизация кредитной организации.
Кроме того, расширен пункт 189.9 Закона о банкротстве. В качестве мер до отзыва лицензии применяются:
- меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом.
Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».
Поправка, касающаяся прав кредиторов
Банк не должен утаивать ситуацию о финансовых проблемах. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Поправка, касающаяся введения моратория на удовлетворение требований кредиторов
Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Во время данного моратория приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке.
В заключение необходимо отметить, что только в 2017 году в законодательство о банкротстве был внесен ряд поправок, которые касаются субсидиарной ответственности, банкротства кредитных организаций. Но при этом существует ряд проблем банкротства физических лиц, банкротства директоров и учредителей по налоговым спорам, которые тоже должны найти свое место в законе о банкротстве.
В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.
Общие положения
Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.
Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.
В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.
ФЗ №127 «О банкротстве» — структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:
- Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
- Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
- Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
- Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
- Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
- Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.
Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127
Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.
А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.
Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.
И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.
Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.
О пострадавшей стороне
Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:
- Кредиторы.
- Конкурсные кредиторы.
Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.
Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.
Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.
Вступивший в силу в 2015 году Закон о банкротстве физических лиц стал основополагающим документом, регулирующим правовые отношения кредиторов и граждан-должников. Именно на основе этого закона физлица получили возможность объявить себя банкротами и списать долги перед банками, практически обнулив свою кредитную историю. И за почти трехлетний срок действия закона №127-ФЗ он уже успел претерпеть ряд изменений, большая часть которых однозначно пошла на пользу должникам. Рассмотрим, как дорабатывался закон, а также какие в него были внесены последние изменения.
Изменения в законе в 2017 году
Сначала принятый законопроект не пользовался популярностью. Проблема крылась в его новизне и отсутствии судебной практики, что вызывало вполне обоснованные опасения среди желающих стать банкротами. Также стоит отметить довольно высокую госпошлину, составляющую на тот момент 6000 рублей. Вполне логично, что гражданам, которым нечем платить кредит, было негде взять средства на признание себя некредитоспособным, и им оставалось только накапливать долги и конфликтовать с кредиторами.
И с 1 января 2017 года размер госпошлины снизили в 20 раз и установили на уровне 300 рублей. С этого момента банкротство физических лиц в России стало набирать обороты: только за первый квартал число заявлений приблизилось к итоговому прошлогоднему показателю.
Изменения в 2017 году также затронули следующие сферы:
- деятельность саморегулируемых организаций, касаемо вопроса их реорганизации и особенностей подбора кандидатов на должность арбитражного управляющего;
- ужесточилась ответственность финансовых управляющих за бездействие либо ущемление своими действиями законных прав кредиторов и должников.
Также в течение 2017 года был решен знаковый для многих вопрос касаемо минимальной суммы задолженности, равной 500 тысячам рублей. Ранее суды просто отказывали в принятии заявления на банкротство должникам с меньшими суммами, несмотря на Постановление Пленума ВС №45. И как показала судебная практика банкротства физ лиц, сегодня можно стать банкротом и при меньшей сумме задолженностей. Главное — доказать что в ближайшем будущем вы не сможете исправно исполнять требования кредиторов.
Изменения в законе в 2018 году
С начала 2018 года было принято немало поправок, назначение которых заключалось в актуализации положений закона в соответствии с текущими реалиями. К знаковым изменениям можно отнести:
Также изменения затронули и ряд других законодательных актов, в том числе регулирующих действенность МФО. К примеру, при передаче прав требования третьим лицам основные кредиторы должны опубликовать соответствующие данные в Едином Федеральном реестре. Таким образом, любой имеющий доступ в интернет должник сможет зайти на сайт Федресурса и узнать, кто теперь «занимается» его долгом и на каком основании.
Немного фактов из судебной практики
И по сей день не утихают споры относительно имущества банкротов, находящегося в виде криптовалютных активов на электронных кошельках. Одно из знаковых дел: дело № А40-124668/17-71-160 Ф, рассматриваемое Арбитражным судом города Москвы. В ходе ведения дела о признании гражданина некредитоспособным финансовым управляющим был выявлен факт хранения должником денежных средств в виде криптовалюты. Арбитражный управляющий подал ходатайство о включении этих средств в конкурсную массу, но Девятый Арбитражный Апелляционный суд отказал в ходатайстве, аргументируя это тем, что криптовалюта не относится ни к одному из видов определенного законом имущества, и в конкурсную массу не может быть включено.
Планы на 2019 год
И если изменения в законе в 2018 году сложно назвать однозначно положительными для граждан-должников, то запланированные на будущий год нововведения многие из лиц ждут с нетерпением.
Основное, и самое ожидаемое: это вступление в силу закона об упрощенном банкротстве. Разговоры о нем идут практически с момента вступления в силу основного закона о банкротстве физических лиц. Напомним, ожидаемый законопроект отличается следующим:
Также стало известно о планируемом на 2019 год нововведении, призванном исключить возможность «договорного» участия в деле арбитражного управляющего. Ожидается, что с 2019 года финансовые управляющие будут назначаться случайным образом, то есть у потенциальных банкротов отберут право указывать СРО в заявлении на банкротство. Как это в дальнейшем отразится на эффективности их работы, покажет практика.
А пока мы советуем не затягивать с подачей заявления на банкротство физ лиц, и воспользоваться предоставляемой нами услугой комплексного сопровождения под ключ. Узнать подробнее о банкротстве и получить профессиональную юридическую консультацию вы можете, связавшись со специалистами компании любым удобным для вас способом.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные...
Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2009, N 1, ст. 4; N 29, ст. 3632; 2011, N 29, ст. 4301; N 49, ст. 7015, 7024; 2012, N 53, ст. 7619; 2013, N 27, ст. 3481; N 52, ст. 6979; 2015, N 1, ст. 29, 35; N 27, ст. 3945, 3977; N 29, ст. 4362; 2016, N 1, ст. 11, 29; N 27, ст. 4237) следующие изменения:
1) в пункте 2.1 статьи 7 слова "- кредитной организации" заменить словами ", должника, работника, бывшего работника должника", слова "абзацем вторым пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона" заменить словами "пунктом 2 настоящей статьи";
2) статью 41 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.";
3) в статье 201.1:
а) пункт 1 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) участник долевого строительства - гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд), к которой перешло право требования по договору участия в долевом строительстве в результате осуществления выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;";
б) дополнить пунктами 2.1 - 2.7 следующего содержания:
"2.1. Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика, который осуществлял взносы в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом.
Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков осуществляется Фондом на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом.
Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется регулирующим органом.
1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом;
2) наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);
3) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей.
Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщика составляет три года. Продление срока действия аккредитации осуществляется Фондом на основании направляемых в Фонд за тридцать дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Фонд выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков, свидетельство об аккредитации.
В случае аннулирования Фондом аккредитации арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, или отказа в продлении срока аккредитации такой арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве.
2.4. При подаче заявления о признании застройщика банкротом в нем указываются кандидатура арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой является указанный арбитражный управляющий.
2.5. В случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе по жалобе Фонда на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд назначает арбитражного управляющего по правилам пункта 6 статьи 45 настоящего Федерального закона из арбитражных управляющих, аккредитованных Фондом.
2.6. Фонд, в том числе в случаях, если он не является кредитором застройщика, обладает правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом.
При обращении Фонда в арбитражный суд с заявлением о признании застройщика банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества застройщика, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом не применяются положения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 7 и пунктами 8 и 9 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по рассмотрению заявления Фонда в случае подачи им такого заявления.
В случае применения при банкротстве должника правил настоящего параграфа арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в Фонд, который вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению обоснованности заявления о признании застройщика банкротом.
2.7. При рассмотрении дела о банкротстве застройщика предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение и финансовое оздоровление не применяются.
Арбитражный суд рассматривает обоснованность заявления о признании должника банкротом по правилам статьи 48 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.
По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд:
выносит определение об отказе в признании должника банкротом и об оставлении такого заявления без рассмотрения;
принимает решение об отказе в признании должника банкротом и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Указанные акты арбитражного суда могут быть обжалованы.
в) в пункте 3:
"Если сведения о том, что должник является застройщиком, становятся известны арбитражному суду после возбуждения дела о банкротстве, арбитражный суд:";
Дополнить абзацами следующего содержания:
"принимает по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо выносит определение в случае, если указанные сведения стали известны после признания должника банкротом, в которых указывает на применение при банкротстве должника правил настоящего параграфа;
освобождает арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве застройщика, если такой арбитражный управляющий не аккредитован Фондом. В указанном случае лицо, заявление которого о признании должника банкротом было признано обоснованным, представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего, аккредитованного Фондом.
Сведения, содержащиеся в указанных в настоящем пункте решении или определении, подлежат опубликованию конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. Указанные решение или определение могут быть обжалованы.";
г) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика по основаниям и в порядке, которые предусмотрены главой III.1 настоящего Федерального закона.";
д) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. С даты возбуждения производства по делу о банкротстве застройщика и до даты признания его банкротом застройщик обязан при заключении договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также при принятии денежных средств по ранее заключенным договорам, предусматривающим передачу жилого помещения, предварительно письменно сообщать им, что в отношении его возбуждено дело о банкротстве.";
ж) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
В случае, если у застройщика имеются объекты строительства, в отношении которых были уплачены взносы в Фонд, первое собрание кредиторов проводится не позднее месяца после принятия решений собранием участников долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона.
Участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов, при участии в собраниях кредиторов обладают числом голосов, определяемым исходя из суммы, уплаченной участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимости переданного застройщику имущества, а также размера убытков в виде реального ущерба, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";
4) в статье 201.2:
а) пункт 1 дополнить словами ", и Фонд в случае, если застройщиком были уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости";
б) в пункте 2 слова "Указанному в пункте 1 настоящей статьи органу власти" заменить словами "Указанным в пункте 1 настоящей статьи органу власти и Фонду";
5) пункт 1 статьи 201.3 после слов "в виде запрета на" дополнить словами "расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком,";
6) статью 201.4 изложить в следующей редакции:
"Статья 201.4. Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика
1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика в ходе внешнего управления в деле о банкротстве застройщика требования о передаче жилых помещений, в том числе возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, и (или) денежные требования участников строительства могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика с соблюдением установленного настоящим параграфом порядка предъявления требований к застройщику. С даты открытия конкурсного производства исполнение исполнительных документов по требованиям участников строительства, предусмотренным настоящим пунктом, прекращается.
2. Руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу сведений о всех участниках строительства конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства и о возможности предъявления участниками строительства требований о передаче жилых помещений и денежных требований и о сроке предъявления таких требований.
4. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований о передаче жилых помещений при предъявлении указанных требований не позднее трех месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, независимо от даты закрытия такого реестра. В случае пропуска указанного в настоящем пункте срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Конкурсный управляющий обязан обеспечить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомления с реестром требований о передаче жилых помещений и основаниями для включения требований участников строительства в такой реестр. Возражения лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика, могут быть заявлены в течение пятнадцати рабочих дней со дня закрытия реестра требований кредиторов либо со дня включения требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений, если такие требования в соответствии с настоящей статьей включены после закрытия реестра, в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который рассматривает такие возражения в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.
6. Наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов и (или) подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований, конкурсному управляющему должны быть представлены документы, подтверждающие факт полной или частичной оплаты, осуществленной участником строительства во исполнение своих обязательств перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
7. Конкурсный управляющий рассматривает предъявленное в ходе дела о банкротстве требование участника строительства и по результатам его рассмотрения не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня получения такого требования вносит его в реестр требований о передаче жилых помещений в случае обоснованности предъявленного требования.
В тот же срок конкурсный управляющий уведомляет соответствующего участника строительства о включении его требования в реестр требований о передаче жилых помещений, или об отказе в таком включении, или о включении в реестр требования в неполном объеме. При включении требований участников строительства конкурсным управляющим учитывается размер убытков в виде реального ущерба, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона, независимо от предъявления участником строительства соответствующего требования в части убытков.
Если после включения конкурсным управляющим требования участника строительства в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи конкурсному управляющему станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном включении такого требования, о наличии которых он не знал и не должен был знать на момент его включения в реестр, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении этого требования из реестра полностью или частично. Принятое по результатам рассмотрения этого заявления определение может быть обжаловано.
8. Возражения по результатам рассмотрения конкурсным управляющим требования участника строительства могут быть заявлены в арбитражный суд участником строительства не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения участником строительства уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копий возражений и приложенных к возражениям документов.
10. Требования участников строительства, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 настоящего Федерального закона.
По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений. Копия определения о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований о передаче жилых помещений направляется лицу, заявившему возражения, и конкурсному управляющему не позднее дня, следующего за днем вынесения определения арбитражного суда.
Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований участников строительства в реестр требований о передаче жилых помещений может быть обжаловано.
11. Требование участника строительства, установленное соответствующим определением арбитражного суда, включается конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем участник строительства уведомляется конкурсным управляющим в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований о передаче жилых помещений.
12. В случае перехода требования участника строительства, включенного конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, замена кредитора в реестре производится конкурсным управляющим (внешним управляющим) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
13. Участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях кредиторов.
Участники строительства имеют право предъявлять возражения относительно требований других кредиторов в порядке, установленном статьей 100 настоящего Федерального закона.
14. Требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, предъявляются в порядке, установленном настоящей статьей, для целей включения в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов. Участники строительства, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и включены в реестр требований о передаче жилых помещений, имеют право участвовать с правом голоса в собраниях участников строительства, а также в собраниях кредиторов по вопросам, предусмотренным пунктом 9 статьи 201.1 и пунктом 4 статьи 201.15-3 настоящего Федерального закона.";
7) в статье 201.5:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 201.5. Особенности установления денежных требований участников строительства";
б) в пункте 2:
в абзаце первом слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)", дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если обязательство по оплате жилого помещения участником строительства исполнено не в полном объеме, размер указанного реального ущерба учитывается в размере, пропорциональном исполненной части обязательства.";
в абзаце втором слова "(определенной на дату введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику, в рамках которой предъявлено требование участника строительства)" заменить словами "(определенной на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к застройщику)";
Абзац третий изложить в следующей редакции:
"Стоимость переданного застройщику имущества и стоимость жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства, определяются оценщиком, привлекаемым конкурсным управляющим за счет застройщика. Стоимость жилого помещения рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, подлежащего передаче участнику строительства, и показателя рыночной стоимости одного квадратного метра в соответствующем объекте строительства. Соответствующий отчет об оценке направляется конкурсным управляющим участнику строительства и в арбитражный суд. Участник строительства вправе при установлении его требования доказывать в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Федерального закона, иной размер стоимости переданного застройщику имущества и стоимости жилого помещения, в том числе на основании иного отчета об оценке.";
в) в пункте 3 слово "кредиторов" заменить словами "о передаче жилых помещений";
г) в пункте 4 слова "по договору участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"," исключить, слово "арбитражный" заменить словом "конкурсный";
8) статью 201.6 признать утратившей силу;
9) пункт 1 статьи 201.7 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) сведения об уплате застройщиком по договору участия в долевом строительстве взноса в компенсационный фонд в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.";
10) в статье 201.8:
а) в наименовании слово "Рассмотрение" заменить словами "Правила рассмотрения";
б) в абзаце первом пункта 1 слова "С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих" заменить словами "С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении застройщика, в ходе проведения";
г) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Правила настоящей статьи не применяются при рассмотрении требований участников строительства при включении их в реестр требований о передаче жилых помещений.";
11) статью 201.8-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 201.8-1. Финансирование мероприятий по завершению строительства
1. Мероприятия по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства, могут осуществляться за счет средств Фонда либо целевого займа (кредита), выдаваемого застройщику Фондом и (или) третьими лицами. Такие целевые займы (кредиты) могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки). Требования по таким займам (кредитам) погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.
2. Сделки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также договоры, предусматривающие передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, заключенные конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика, не могут быть признаны недействительными на основании пункта 1 статьи 61.2 настоящего Федерального закона, за исключением случая, если будет доказано, что цена сделки и (или) иные ее условия на момент заключения существенно в худшую для застройщика сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки в случае банкротства застройщика.";
12) в статье 201.8-2:
а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. В случае заключения конкурсным управляющим (внешним управляющим) в ходе конкурсного производства (внешнего управления) договоров, предусматривающих передачу жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства, и (или) принятия Фондом решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства в целях финансирования строительства объекта незавершенного строительства конкурсным управляющим (внешним управляющим) от имени застройщика открывается специальный банковский счет застройщика, на который подлежат зачислению денежные средства по таким сделкам.
2. По договору банковского счета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, денежные средства со специального банковского счета застройщика списываются только по распоряжению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) и только в целях произведения расчетов по текущим обязательствам застройщика в соответствии с целями, предусмотренными и 18.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Иное целевое назначение списания денежных средств со специального банковского счета для финансирования строительства объекта незавершенного строительства может быть установлено арбитражным судом по результатам рассмотрения ходатайства конкурсного управляющего (внешнего управляющего) об этом.
Для целей использования денежных средств, находящихся на специальном банковском счете для финансирования строительства, положения пункта 2 статьи 134 настоящего Федерального закона не применяются.";
б) в пункте 3 слова "или обязательствам арбитражного управляющего либо осуществляющих удовлетворение требований кредиторов лиц" заменить словами ", за исключением предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи";
13) в статье 201.9:
а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"3) в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке:
в первую очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта;
во вторую очередь - по требованиям Фонда, которые перешли к нему в результате осуществления выплат гражданам - участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона;
в третью очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.";
б) пункты 1.1 и 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.1. Требования кредиторов, приобретенные в связи с финансированием строительства объекта незавершенного строительства на основании сделок, заключенных с учетом требований статей 201.8-1 и 201.8-2 настоящего Федерального закона, а также требования участников строительства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, включаются в реестр требований о передаче жилых помещений независимо от даты закрытия такого реестра и погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.
1.2. При получении участником долевого строительства по требованию (части требования), включенному в реестр требований о передаче жилых помещений, выплаты, произведенной Фондом в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий вносит в реестр требований о передаче жилых помещений сведения о переходе к Фонду требования о передаче жилого помещения.";
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в случае, если предметом залога являются объект строительства, принадлежащий застройщику на праве собственности, и (или) земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или ином праве (в том числе аренды, субаренды), удовлетворяются за счет стоимости такого предмета залога в порядке, установленном статьей 201.14 настоящего Федерального закона.";
14) в статье 201.10:
а) в пункте 1:
в абзаце первом слова "В ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства в случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения" заменить словами "В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий не позднее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";
в) в пункте 3:
в подпункте 1 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
в подпункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
г) в пункте 4 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
ж) в пункте 8:
в подпункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
Подпункт 3 дополнить предложением следующего содержания: "Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.";
з) в пункте 9 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
и) в абзаце первом пункта 11 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;
к) абзац первый пункта 13 дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";
л) в пункте 14:
в абзаце втором слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
Абзац пятый дополнить словами "либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам";
м) в пункте 15:
н) пункт 16 дополнить абзацем следующего содержания:
"Решением собрания участников строительства может быть предусмотрено создание одного кооператива в отношении нескольких объектов незавершенного строительства. В случае разной стоимости передаваемых объектов незавершенного строительства в связи с разной степенью их готовности решением собрания участников строительства может быть предусмотрена обязанность кооператива перечислить другому кооперативу денежные средства в размере такой разницы.";
о) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";
15) в статье 201.11:
а) в пункте 1 слова "арбитражный управляющий не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев с даты его утверждения (при завершении строительства в ходе конкурсного производства не позднее чем через шесть месяцев с даты его завершения)" заменить словами "а также при завершении строительства в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, конкурсный управляющий не ранее чем через три месяца со дня истечения срока для предъявления требований участников строительства, установленного пунктом 4 статьи 201.4 настоящего Федерального закона,";
б) в пункте 2:
в) в пункте 3:
в подпункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
в подпункте 6 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Участник строительства должен полностью оплатить цену договора, предусматривающего передачу жилого помещения.";
г) в абзаце первом пункта 4 слова "реестром требований кредиторов и" исключить;
д) в пункте 7:
Абзац третий признать утратившим силу;
е) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
"8.1. Арбитражный суд вправе вынести определение о признании права собственности участника строительства на жилое помещение в предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи случае при отсутствии документа о передаче жилого помещения, если в отношении значительной части жилых помещений в соответствующем многоквартирном доме, но не менее одной трети от общего числа жилых помещений в таком доме соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
право собственности участника строительства на жилое помещение признано вступившим в законную силу судебным актом;
осуществлена государственная регистрация права собственности участника строительства на жилое помещение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Если в отношении одного и того же жилого помещения имеются требования нескольких участников строительства, право собственности на жилое помещение в соответствии с настоящим пунктом может быть признано арбитражным судом у участника строительства, денежные средства которого привлекались в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".";
ж) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.";
16) в статье 201.12:
а) в пункте 1 цифры "12 - 15" заменить цифрами "12, 13 - 15";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. По решению конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в случае, если количество участников строительства превышает пятьсот, собрание участников строительства может быть проведено без совместного присутствия участников строительства в форме заочного голосования.
Одновременно с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений об опубликовании сообщения о проведении собрания участников строительства в форме заочного голосования включению в указанный реестр подлежат бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.
При подведении итогов голосования и принятии собранием участников строительства решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные участниками строительства и полученные конкурсным управляющим (внешним управляющим) не позднее даты проведения такого собрания.";
в) в пункте 2 слова "реестр требований кредиторов и" исключить, дополнить словами ", а также Фонд, требования которого возникли в результате выплаты возмещения участникам долевого строительства в соответствии со статьей 201.12-1 настоящего Федерального закона";
г) в пункте 3 слова "реестр требований кредиторов и" исключить;
д) в пункте 4 слова "имеющих право голоса на этом собрании" заменить словами "участвующих в голосовании по соответствующему вопросу", дополнить предложением следующего содержания: "Собрание участников строительства правомочно в случае, если в нем участвуют не менее трети от общего числа участников строительства, которые обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов участников строительства.";
17) дополнить статьей 201.12-1 следующего содержания:
"Статья 201.12-1. Особенности удовлетворения требований участников долевого строительства
1. В случае, если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, в отношении которых были уплачены обязательные отчисления (взносы) в Фонд, требования участников долевого строительства в отношении таких объектов удовлетворяются с учетом особенностей настоящей статьи.