Нравственная проблематика повести Пушкина «Станционный смотритель. Все школьные сочинения по литературе
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.
В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.
Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.
Жанр и направление
Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.
В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.
Композиция
Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.
- Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
- Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
- Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Главные герои
- Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
- Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека» . Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Главная мысль
По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.
Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.
О чем заставляет задуматься?
Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.
Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.
Анализ произведения
Жанр, тема, композиция
Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.
Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:
- тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
- тема поиска счастья,
- тема отцов и детей,
- тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.
Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.
Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается
«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.
Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.
Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.
Герои произведения
Основных героев повести двое: отец и дочь.
Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.
Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.
Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.
Дуня
В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.
Характеристика произведения
Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.
Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.
Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».
«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель» .
Самсон Вырин - один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына.
Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала» . Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит» .
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое - что Дуня действительно стала счастливой «барыней» , обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен - и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.
Если вы готовитесь писать сочинение по повести "Станционный смотритель" Пушкина, рассмотрите коротко сюжет произведения. Александр Пушкин поведал некоторые подробности жизни Самсона Вырина, который был обычным станционным смотрителем. Его судьба нелегка. Какая бы погода не стояла, какой бы уставший он не был, ему приходится много времени проводить на работе, выслушивая обидные слова проезжающих, многие из которых стараются выместить на нем своё плохое настроение. Но Вырин человек мирный, поэтому он все это безропотно терпит.
Но не все так плохо в жизни Вырина. В сочинении по повести "Станционный смотритель" нужно отметить, что у этого человека есть радость - его прекрасная дочь Дуня. Она помогает ему и часто сглаживает недопонимания с постояльцами. Но вот что происходит дальше:
Как-то раз на станцию прибывает гусар по фамилии Минский, который влюбляется в дочь Вырина и обманом увлекает её за собой. Вскоре Вырин выясняет, что Дуня с Минским уже в Петербурге. Попытки забрать у гусара дочь оказываются безуспешными - Минский заявляет, что они любят друг друга.
Пушкин описывает внутреннее состояние Вырина, как он страдает и меняется. Через несколько лет его не узнать! Теперь это не свежий и бодрый человек, а хилый, сгорбленный, седой и небритый старик. Он все время корит себя за то, что отпустил тогда Дуню с Минским, когда он предложил просто подвезти её до церкви. А больше всего Самсон Вырин страшится того, что Дуня в конце концов надоест гусару, и он бросит её, оставив на произвол судьбы в большом городе.
Вырин потерял всякую надежду и смысл в жизни, свалившееся горе убивает его, он начинает страшно пить и на этом его жизнь заканчивается. Невозможно представить сочинение по повести "Станционный смотритель" без упоминания о реакции Дуни, когда ей становится известно о судьбе бедного отца. В то время у барыни Дуни уже трое детей и кормилица. Она потрясена случившимся и долго плачет на кладбище.
Теперь Дуня, хоть и осуществилась ее мечта, всю жизнь будет укорять себя. Но гусар действительно не бросил Дуню. Скорее всего, они поженились и родили детей, она живет безбедно.
Что хотел сказать Пушкин читателю
В повести "Станционный смотритель", сочинение по которой вы готовите, Пушкин раскрывает жизнь "маленького человека". Жизнь его полна несправедливого обращения, бесправия и горестей. "Маленький" чин не способен на то, чтобы изменить что-то. Но как по-разному можно относится к жизни! Ведь Вырин мог бы и после отъезда дочери оставаться радостным и мирным, но он позволил, чтобы обстоятельства сломили его. Однако этот вопрос требует глубокого размышленя.
Пушкин сопереживает Вырину, хочет его защитить. Автор призывает читателей всегда смотреть не на положение человека, а его душу. Главное - что внутри человека, какие качества он может проявлять, а не его чин.
Королькова Елена ВикторовнаУчебное заведение: МБОУ Школа №7 имени Береста А.П.
Краткое описание работы:
Дата публикации: 2017-09-26 Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Королькова Елена Викторовна Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику.
Просмотреть свитедельство о публикации
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Решаемые учебные проблемы:
цели для учителя:
Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.
Задачи для учеников:
Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.
Результаты обученности школьников на этом уроке:
Личностные:
— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
— умение определить нравственные ценности произведения;
— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.
Метапредметные:
— умение понимать проблему и конфликт внутри её;
— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;
— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;
— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.
Предметные:
— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;
определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
Тип урока по форме: диалогический.
Технология: коммуникативно-диалоговая.
Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.
Основные виды деятельности учителя: организация поисковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.
Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
ХОД УРОКА
Предтекстовой фрагмент урока.
1-й этап. Вхождение в тему урока.
Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).
2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.
Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.
Учитель:
Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей?(Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).
Тема нашего сегодняшнего урока
«Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».(Запишите тему урока.)
Что такое проблема?
Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.
Что такое нравственность?
Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Запись на доске: Нравственность
Учитель:
Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик
: Над проблемой отношения детей и родителей(Запишем её в тетрадь.)
Учитель:
Произведение называется «Станционный смотритель».
— Как вы понимаете смысл названия?
— Что такое станция во времена Пушкина?
Ученик
: Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель:
-Кого называли смотрителями?
Ученик:
Смотритель – начальник почтовой станции.
. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.
Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?
Ученик:
«Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель:
Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык.Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.
Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком.
— В каком значении употреблено это слово?
— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
Ученик:
Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.(записать в тетрадь)
Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?
Ученик: Минский
Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется
Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель:
– Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (смятые ассигнации)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)
А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой — человек обыкновенный, чиновник низшего класса, сумевший вызвать сочувствие читателя.
Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Учитель : Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.
— Каким он увидел Самсона Вырина?
ченик : Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.
Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Ученики: Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»
Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»
Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».
Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».
Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»
— Что изменилось в этом портрете? (
«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)
– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?
Не мог предположить, что за добро отплатят злом.
– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.
– Почему его попытки не увенчались успехом?
Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»
– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
Очень несчастным человеком, униженным.
– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?
Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.
– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.
Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще
одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?
Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,
Произносит вслух слова- старческим «пошептом».
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.
— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)
Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.
— А сам смотритель остался прежним или изменился?(Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)
— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?
Ученик:
На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель:
— Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик:
«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель:
— Что происходит в Петербурге?
Ученик:
Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель:
— Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…
Учитель:
Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни.
Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик
: Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.
Учитель : Как смотритель относится к дочке?
Ученик : С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»
Учитель
: Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.Что он увидел?
Ученик
: Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель
: Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?
Запись на доске: Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Учитель
: Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.
Притча |
История Дуни |
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. |
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца. |
2. Никто не ищет его. |
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации |
3. Ведет разгульный образ жизни. |
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью. |
4. Радостная встреча сына с отцом. |
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу. |
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. |
5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, Проезжая мимо. |
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. |
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. |
Учитель : — Похожи ли эти истории?
Ученик: И да, и нет.
Учитель
: Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.
— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?
Ученик: Проблему ответственности за свои поступки.Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.
Учитель : — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?
Ученик:
Учитель
: — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?
Заключение.
Подведение итогов.
Выводы записаны на доске:
5) о счастье и любви…
Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.
Ученик: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.
Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?
Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.
— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.
Заключение.
Подведение итогов.
– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?
Выводы записаны на доске:
1) о проблеме «маленького человека»;
2) о взаимоотношениях отцов и детей;
3) об ответственности за свои поступки;
4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;
5) о счастье и любви…
– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?
Ученик: Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.
Учитель: – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?
Ученик: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.
4. РЕФЛЕКСИЯ.
Распределение заданий по группам.
-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.
1. Теоретики.
— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.
2. Критики.
— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?
3. Оптимисты.
— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.
4. Творцы.
— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.
5. Мыслители.
— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.
Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
или
2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».
Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» . .