Нужно ли крестить младенцев? Можно ли креститься второй раз? — три главных мифа.
Что нужно, если вы решили принять таинство Крещения или покрестить ребенка?
П режде, чем планировать дату таинства Крещения, во избежании отказа в совершении этого Таинства, пожалуйста, обратите внимание на нижеследующее :
I. Беседы
Согласно указу (нажмите ссылку) патриарха Московского и всея Руси, крещаемым (с 7 лет), а также, крестным и родителям ребенка нужно пройти бесплатные беседы (не менее двух) .
Если кто-либо не желает готовиться ко Крещению, если хотят "просто покрестить ребенка (или креститься), как раньше", то следует задуматься... зачем? Крещение только тогда имеет смысл, когда человек коренным образом меняет свою жизнь, когда ребенка приобщают к церковной жизни. Замечено, что люди крещеные, но не просвещенные, впадают в еще большие грехи, чем даже некрещеные, и "бывает для человека того последнее хуже первого." (Евангелие от Луки глава 11, стихи 24-26).
В нашем храме беседы проводятся регулярно , согласно графику
Понедельник, среда, пятница, воскресение - 1 беседа - 13.00, 2 беседа - 16.30
Вторник, четверг, суббота - 1 беседа - 16.30, 2 беседа - 13.00
- Внимание! Если Крещение планируется совершить в нашем храме, а беседы пройдены в другом храме, то одного из родителей ребенка, (как правило, они живут недалеко от нашего храма), все равно просим прийти в наш храм на любую из удобных им бесед для проверки уровня их знаний. То же самое относится к тем, кто уже проходил беседы в нашем храме, но было это очень давно (более полгода). О требованиях к уровню подготовки в нашем храме можно узнать ниже.
II. В нашем храме в конце 1-й беседы выдается домашнее задание (которое обязательно проверяется на 2-й беседе):
- Понимание каждого слова из молитвы "Символ Веры" (православного никео-цареградского) и чтение самого текста без ошибок.
- Общее представление об учении Иисуса Христа. Для этого нужно прочитать Евангелие от Матфея (православное в синодальном переводе), а также, письменно составить не менее пяти вопросов по "темным" местам из Евангелия.
- Пройти Исповедь , (то есть покаяться в своих грехах), у священника в любом храме Русской Православной Церкви. В нашем храме, Исповедь можно пройти ежеднев но вечером после 18.30 , а, также, утром, после Божественной Литургии (кроме периода летних отпусков и периода Великого поста, когда вечером Исповедь может отменяться).
- В случае невыполнения домашнего задания, придется приходить к нам снова и снова, до тех пор, пока человек честно не подготовится к участию в таинстве Крещения, (в том числе в качестве крестных или родителей ребенка).
III. Крещение
- Дата Крещения обговаривается во время последней беседы.
- У нас Крещение совершается на добровольное пожертвование (в том числе, совершенно бесплатно).
- Обычно в нашем храме крестят одновременно по два человека . Но могут окрестить и индивидуально , если об этом заранее предупредить , при записи на Крещение.
- Над женщинами НЕ положено совершать Крещение во время месячных или в течение 40 дней после рождения ребенка, кроме особых случаев. То же самое правило действует в отношении крестной или родительницы, то есть в период нечистоты, им нельзя принимать участие в Крещении ребенка.
IV. Памятка для Крещения (что нужно взять с собой):
1. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт) или их ксерокопию. Отдается перед началом Крещения в храм за окошко свечного ящика. В конце Крещения документы можно забрать обратно вместе с новым документом - свидетельством о Крещении.
Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.
2. К рестик с тесемкой или цепочкой. (Такой крестик всегда можно приобрести в иконной лавке при любом храме).
3. Крещальный комплект: рубашка/сорочка/майка, - главное, чтобы одежда была чистой и светлой. (Одевается священником на крещаемого после погружения, и в дальнейшем как святыню ее уже выбрасывать нельзя ).
4. Полотенце , чтобы слегка обтереться после погружения.
5. Выбрать имя святого покровителя и записать дату его памяти. (
*6. Д ля погружения : мужчинам - плавки, женщинам - купальник, младенцам - ничего не нужно. Также, для погружения можно надеть сорочку (но не крещальную). (В Часовне имеется ширма для переодевания). В дальнейшем, все это как святыню выбрасывать нельзя.
*7. Тапочки (желательно шлепанцы), чтобы стоять во время Крещения.
5. В каких случаях НЕЛЬЗЯ стать крестными (рассматриваются наиболее распространенные случаи):
- Заочно , потому что крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения. Точно также, как и нельзя участвовать в таинствах Причащения или Венчания заочно.
- Б л ижайшим родственникам крещаемых: отцу или матери.
- Супружеским парам у одно и того же крещаемого , а также, потенциальным супругам, потому что став кумовьями, по устоявшейся традиции, они не имеют право создавать семью друг с другом, поскольку духовные связи несовместимы с супружескими.
- По той же причине, супругу , в том числе потенциальному, самой крещаемой . (То же самое правило действует и в отношение крещаемого ).
- Подросткам до 14 лет (в некоторых случаях и того старше).
- Душевнобольным.
- Не крещеным в Русской Православной Церкви или в Поместных Православных Церквях.
- П равославным крещеным, но не признающим Русскую Православную Церковь во главе с нашим патриархом (вольнодумцы, раскольники, сектанты и другие).
- Православным крещеным, признающим нашу Русскую Православную Церковь, но ведущие нехристианский образ жизни . Особенно живущие в таких тяжких грехах, как аборты, нерасписанный брак, супружеские измены и прочие виды блуда , наркомания, игромания, пьянство, обращение к магии, богохульство, убийство, попытки суицида, подстрекательство к вышеперечисленным грехам, отрицание любых положений о христианской веры из молитвы "Символ веры", а также, живущим в других тяжких грехах . (Но в них можно покаяться у православного священика на Исповеди и никогда больше их не совершать . В таких случаях крестными становиться можно).
Отредактировал священник Сергий Аюпов.
Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей
Почему крестят детей?
Какие обязанности у крестных?Можно ли девушке стать крестной у девочки?
Можно ли отказаться быть крестным? В каких случаях могут отказать в крещении?
Таинство Крещения: ответы на вопросы
Что такое крещение? Почему оно называется таинством?
Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.
Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?
Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.
Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.
Когда положено крестить детей?
Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное - не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.
Можно ли крестить детей в дни поста?
Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.
Сколько крестных должно быть у ребенка?
Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.
Какие требования предъявляются к крестным родителям?
Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.
Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.
Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.
Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.
Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?
В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.
Как будущим крестным подготовиться к крещению?
Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.
Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.
Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.
Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?
Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.
Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?
Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.
К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:
Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?
В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи - не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же - только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.
Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.
Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:
В каком случае священник может отказать человеку в крещении?
Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын - Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.
Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:
Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?
Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.
К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:
Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?
Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это - полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.
Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:
Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?
Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.
Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:
Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?
На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.
Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.
Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.
Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:
Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?
В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником - крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.
Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:
Могут ли родственники стать крестными?
Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.
Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?
Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.
Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:
Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?
Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.
Иногда люди задают и такой вопрос:
Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?
Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник - такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.
Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».
Можно ли взять крестного «заочно»?
Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.
Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:
Сколько раз человек может становиться крестным?
В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.
Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.
Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.
Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?
Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.
Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?
Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.
Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:
С какого возраста можно стать восприемником?
Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.
Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:
Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?
Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.
Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.
Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?
Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.
К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:
Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?
Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.
Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.
Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.
Когда нет необходимости в крестных?
Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.
Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:
Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?
Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».
Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?
Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.
С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:
Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…
Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.
Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:
Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?
Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.
Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:
Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?
Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?
Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все - сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и - мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!
Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.
Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.
Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:
Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?
Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду - тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.
Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.
Зачем люди крестятся? И вообще, что такое крещение, в чем его суть, и для чего этот обряд необходимо совершать?
У нас в народе бытует мнение, что крещение в воде автоматически делает человека верующим и богоугодным. Иногда складывается впечатление, что крещение, как обряд, – это основополагающий момент христианства. Стоит только вспомнить небезызвестное «Крещение Руси». Многих людей насильно загоняли в воду, чтобы крестить, и после этого они, якобы, становились христианами. Но имеет ли такое крещение что-то общее с настоящим смыслом крещения?
Я практически на 100% уверен, что огромное количество людей, называющих себя верующими или христианами, абсолютно не имеют никакого представления об истинном значении водного крещения. Отсюда и множество толков и споров о том, что же такое крещение?
Кто-то считает, что водное крещение – это своего рода защита человека. Если человек крещеный, то он защищен от болезней и воздействия злых сил. Кто – то считает, что крещение это просто обряд, который автоматически делает его последователем Иисуса Христа. Но так ли все это?
Прежде, чем говорить о самом крещении, важно знать о том, кто вообще может принимать водное крещение .
В предыдущих статьях я рассказывал о сути Евангелия . Здесь я лишь коротко напомню его смысл. Библия говорит, что человек по своей сути рождается грешным, и не наследует Царствия Божия и жизни вечной. Однажды кто-то спросил: «Вот все говорят о том, что нужно делать, чтобы попасть в рай. А скажите мне, что нужно делать, чтобы попасть в ад?» Ответ на этот вопрос прозвучал очень коротко: «Ничего». Для того, чтобы попасть в ад, не нужно делать ничего, нужно просто жить, как живется, и Вы там окажитесь с гарантией 100%. Библия ясно говорит, что абсолютно все люди грешны по своей природе. А по Божьим законам, даже за один единственный грех (любой, даже самый маленький) положена вечная смерть в аду. Словом, все без исключения люди рождаются в этот мир безнадежными, их участь – вечная смерть. Всё это получилось из-за того, что однажды первые люди не захотели находиться под властью Бога, т.к. сами захотели быть «как Бог». Сегодня в жизни большинства людей по-прежнему есть только один бог – это они сами. Библия предупреждает, что результатом такого поведения будет вечная смерть и отлучение от Бога. Но, несмотря на то, что люди по сути «наплевали» на Бога, Бог по любви своей не оставил грешных и мятежных людей погибать без шанса на спасение, хотя имел на это полное право. Он послал на землю собственного Сына Иисуса Христа, который ценой своей смерти купил людям шанс сделать выбор еще раз. Для того, чтобы подарить человечеству этот шанс, Бог возложил на Иисуса грехи всего мира, в том числе твои и мои, за которые Иисус умер страшной смертью. Смертью и Воскресением своим Иисус оплатил все возложенные на него грехи людей, и дал им шанс снова сделать выбор в пользу господства Бога. Теперь всякий, кто признает, что Иисус оплатил его грехи, а так же признает господство Бога в своей жизни, получает прощение грехов и право на жизнь вечную в Царствии Божьем после смерти.
Рай — это место, где царствует Бог. Всякий, кто не признает Его своим Богом и Царем, никогда не попадет в это место. Исходя из этого, если человек ходит в церковь, бьет поклоны, читает молитвы, изучает Библию, делает добрые дела, благотворит бедным и еще делает много всего хорошего, но
не считает Иисуса своим Господином и Царем, а себя Его подданным, такой человек никогда не увидит рая и жизни вечной.
Покорность же Богу выражается в повиновении его Слову, записанному в Библии. Если человек читает Библию, но поступает так, как ему кажется правильным, – он отвергает господство Бога в своей жизни и соответственно не может быть там, где царствует Бог. Равно, как и человек, никогда не читавший и не знавший Божиих наставлений и заповедей.
Возникает вопрос: А причем тут крещение? Иисус оставил эту заповедь о крещении для своих последователей, когда уходил с этой земли: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
». (Матф.28:19,20)
Далее есть еще текст, который говорит о смысле крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха
». (Рим.6:3-7)
Этот текст говорит о том, что водное крещение, – это своего рода подобие или образ смерти и воскресения Иисуса Христа. Когда человек погружается в воду – это символизирует смерть для прежней жизни, а так же смерть для самого себя, как господина. Выход из воды – это символ или образ воскресения для новой жизни под господством Бога в Его Царстве.
Апостол Петр так же поясняет в своем послании: «… крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21)
Таким образом, водное крещение это заповедь, которая должна быть исполнена всяким, кто провозгласил господство Бога над собой и своей жизнью. Крещение – это образ смерти для прошлого и для себя, и воскресения для новой жизни с Богом. Так же крещение – это обещание или договор с Богом, в котором в обязанность человека входит хранить свою совесть чистой.
По сути, договор крещения подобен договору, который молодые люди заключают в ЗАГСе между собой. Этот договор не делает любовь молодых людей больше или меньше, этот договор подразумевает ответственность сторон. Люди обещают, что они будут верны друг другу и в радости, и в горе, и в болезни, и здравии. Поэтому, если люди сегодня не желают заключать брак, это говорит об их нежелании брать на себя ответственность, а, следовательно, говорит о незрелости личности, потому что одна из главных характеристик зрелой личности – это ответственность.
Подобным образом люди, обещающие Богу верность и стремление хранить свою совесть чистой, демонстрируют свою зрелость в принятии на себя ответственности перед Богом и людьми. Актом крещения они заключают с Богом договор, в котором Бог со своей стороны обещает прощение, защиту, поддержку и жизнь вечную, а человек, с другой стороны, обещает верность Богу при любых обстоятельствах, а так же сохранность своей совести в чистоте.
Теперь вопрос: если взять человека, который ничего не смыслит в прощении грехов, в обещаниях Богу, человека, который ничего не понимает в христианстве и, тем более, в водном крещении, и крестить его, что будет?
Ответ: Ничего хорошего. В таком случае крещение — это просто обряд, который не несет в себе никакого смысла. Он нисколько не защитит человека и нисколько не сделает его лучше, и уж, наверняка, не сделает его последователем Христа. С таким же успехом можно было бы взять бревно, окрестить его и назвать крещенным. Смысла от этого нет никакого, потому что бревно не способно осмыслить что-либо.
Подобно и человеку нет никакого смысла принимать водное крещение, если он не собирается умирать для себя, своего господства и не собирался принимать Божье господство и управление для своей жизни. Нет никакого смысла в крещении, если человек ничего не обещает Богу, а еще хуже, если обещает, но не собирается выполнять свои обещания.
Подумайте, зачем заключать брачный союз людям, которые никогда не любили друг друга и не собираются этого делать, они даже видеть друг друга не хотят. Какой смысл в этом? Они могут надеть кольца, поставить штамп в паспорт, но это не изменит ситуации, но, напротив, повлечет за собой проблемы. В лучшем случае, это будет пустая процедура, а в худшем – ответственность за то, за что не собирались отвечать…
И, в заключении, самый больной вопрос: А нужно ли крестить детей? Подумайте сами: может ли ребенок обещать что-либо Богу? Может ли ребенок отказаться от собственного управления своей жизнью и признать господство Бога? Может ли он заключить договор с Богом? Может ли ребенок исполнить заповедь Христа, Которого никогда не знал? Может ли ребенок обещать перед Богом хранить свою совесть чистой? Ответ на все эти вопросы очевиден: НЕТ!
Эту неудобную ситуацию пытаются решить с помощью поручителей – крестных отцов и матерей, которые вместо ребенка отвечают утвердительно на все вышеперечисленные вопросы перед Богом. Но еще мудрый Соломон писал в своих притчах: «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова ».(Прит.6:1-5)
Очень глупо поручаться за кого-то, не зная, кто он. Даже родители, произведшие на свет ребенка, не знают, кем он будет. Они, безусловно, стараются вложить в него всё самое лучшее, но я уверен, что ни один родитель не сможет дать гарантию, что их ребенок всегда будет поступать определенным образом, и, тем более, гарантировать, что он обязательно примет определенные решения в своей жизни правильно.
Тем более посторонний человек, кем бы он ни был, не может гарантировать и обещать что-либо за кого-то. Именно по этой причине сегодня можно наблюдать очень печальную картину в наших тюрьмах. Более половины заключенных считают себя верующим, потому что в детстве кто-то за них что-то пообещал Богу.
Еще печальнее тот факт, что люди, за которых кто-то поручился перед Богом, считают, что всё в их жизни сделано правильно и им ничего не следует менять. Когда такому человеку говоришь: «Послушай, друг, как ты можешь называть себя христианином, претендовать на жизнь вечную, если ты не «просыхаешь» после попоек уже который месяц, материшься, как сапожник и грешишь на каждом шагу?» В ответ можно услышать что-то типа: «Я исповедуюсь и причащаюсь в церкви…» или «А что тут такого? Все так живут…», или «Не нужно меня учить, я крещеный, и дед мой был крещеный, и прадед! Мы христиане испокон веков! Так что у меня вера предков!»
Странно всё это… Глупо называть себя электриком только на основании того, что дед и прадед были электриками, в то время, как сам не знаешь, как правильно вилку в розетку вставить.
Я очень надеюсь, что данная статья поможет кому-то задуматься над своей жизнью и поможет начать задавать себе вопросы, которых раньше никогда еще не задавал.
Недаром кто-то сказал: «Истинное христианство – удел мыслящих людей»…
Можно ли креститься второй раз, мы видим из слов одной из главных православных молитв, которая называется «Символ веры». Ее произносят во время божественной литургии, а также во время совершения Таинства Крещения. В этой молитве есть такие слова: «Исповедую едино Крещение во оставление грехов». Это значит, что мы должны знать о большой силе Таинства Крещения. По канонам Православной Церкви, каждый человек должен креститься один раз в жизни. Если он осквернил свою совесть различными греховными поступками, то он может ее омыть в Таинстве Исповеди или Покаяния. Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах во время Исповеди человек получает прощение от самого Бога.
Можно ли второй раз креститься? Бывают ли исключения?
Можно ли второй раз креститься, спрашивают люди, которые не уверены в том, что сохранили благодать Таинства Крещения. Возможно, такое стремление появляется у человека, когда он чувствует, что отпал от учения Православной Церкви. В этом случае требуется его искреннее покаяние и участие в исповеди. Исключением может быть только тот факт, когда мы точно не знаем, был ли крещен этот человек. Во время советской власти многие люди крестили своих детей тайно, так как опасались гонений. Они всячески старались скрыть этот факт. Если они не вели церковную жизнь, не причащали своих деток и не водили их в церковь, то когда эти дети вырастали, они часто точно не знали, били ли они крещены. Крестить человека дважды нельзя, поэтому чтобы не совершать Таинство Крещения два раза, священники во время Крещения человека о котором неизвестно, был ли он крещен или нет, произносят дополнительную фразу. Они говорят: «Аще не крещен». Это значит «если не крещен», то тогда крещается раб Божий или раба Божия, - и называют имя человека, - во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь. Правила Крещения предполагают, что это Таинство является полным и совершенным. Поэтому оно может совершаться только один раз в жизни человека.
Не надо креститься?
В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7).
Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы отвечает священник Михаил Зайцев .
Толпы солгали Богу!
– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…
– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.
Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.
Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.
– Почему это происходит?
– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.
– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?
– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.
Правильный ответ
– А каков он? Скажите!
– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.
Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка.
Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.
То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.
Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.
Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.
– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».
Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.
Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?
– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.
Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.
Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?
В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего
– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?
– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.
И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.
Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.
– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.
– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.
– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?
– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.
Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.
Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.
Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.
– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?
– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.
В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.