Общие правила транспортировки пострадавших. Основные правила транспортировки больных
ТОЛЬКО НА БОКУ 1. В состоянии комы. 2. При частой рвоте.
ТОЛЬКО НА ЖИВОТЕ 3. В случаях ожогов спины и ягодиц. 4. При подозрении на повреждение спинного мозга, когда в наличии есть только брезентовые носилки. ТОЛЬКО НА СПИНЕ (с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами) 1. При проникающих ранениях брюшной полости. 2. При большой кровопотере или подозрении на внутреннее кровотечение. 3. При переломах нижних конечностей. В ПОЗЕ "ЛЯГУШКИ" (с подложенным под колени валиком или на вакуумном матрасе) 1. При подозрении на перелом костей таза. 2. При подозрении на перелом верхней трети бедренной кости, костей тазобедренного сустава. 3. При подозрении на повреждение позвоночника, спинного мозга. При травмах позвоночника, таза - переносить только на твердых носилках, на щите, двери или на вакуумных матрасах. ТОЛЬКО СИДЯ ИЛИ ПОЛУСИДЯ 1. При проникающих ранениях грудной клетки. 2. При ранениях шеи. 3. При затрудненном дыхании после утопления. 4. При переломах рук.
Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСР при ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения. Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевого шока. Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним или несколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта.
Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие: - определение способа транспортировки; - подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств; - выбор маршрута; - обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке; - преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха; - погрузка пострадавших в транспортные средства.
Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших - использование носилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку. Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо: - поставить носилки на землю перед преградой; - встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками; - приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду; - одному спасателю преодолеть преграду; - одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы; - преодолеть преграду другому спасателю; - опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение. Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки. В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий. В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.
Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем - на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований. Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.
Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.
Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы
Вид травмы |
Поза |
Сотрясение головного мозга |
На спине |
Травмы передней части головы и лица |
На спине |
Повреждение позвоночника |
На спине |
Переломы костей таза и нижних конечностей |
На спине |
Шоковое состояние |
На спине |
Травмы органов брюшной полости |
На спине |
Травмы груди |
На спине |
Ампутация нижних конечностей |
На спине, с валиком под травмированной ногой |
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) |
На спине |
Кровопотеря |
На животе с валиком под грудью и головой |
Травмы спины |
На животе или правом боку |
Травмы затылочной части головы |
На животе |
Травмы шеи |
Полусидячее положение со склоненной на грудь головой |
Ампутированная верхняя конечность |
Сидя с поднятой вверх рукой |
Травмы глаза, груди, дыхательных путей | |
Травмы верхних конечностей | |
Ушибы, порезы, ссадины | |
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ног |
На животе |
Травмы плечевого пояса |
При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным.
Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:
- Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
- Нет возможности приехать скорой помощи.
Всего выделяют три вида транспортировки:
- Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
- Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
- Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.
В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.
Подготовка к транспортировке пострадавших
Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:
- Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
- Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.
Общие правила перемещения пострадавших
Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:
- При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
- Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
- При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
- Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
- Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.
Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния
Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях.
- Устойчивое положение на боку.
В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
а) приступов рвоты;
б) нахождения в бессознательном состоянии;
в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер); - Сидячее или полусидячее положение
применяется в таких ситуациях:
а) травмы шеи;
б) травмы грудной клетки;
в) переломы ключицы, рук; - Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
а) травмы брюшной полости;
б) подозрение на внутреннее кровотечение;
в) наличие большой кровопотери; - Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами
и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
б) при переломе костей таза или подозрении на него.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.
» для расчета индекса массы тела, индекса курящего человека, уровня физической активности, антропометрических индексов и других показателей.
Антропометрия
Не допускайте развития абдоминального ожирения, повышающего риск заболевания сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и т.д. Следите за : у мужчин он не должен превышать 94 см, у женщин – 80 см.Здоровое питание
Для удержания нормального уровня холестерина в крови не употребляйте более 170 г в день (включая красное мясо и птицу).Курение
Бросьте курить или не начинайте, если не курите, - это снизит до минимума риск развития обструктивной болезни легких, рака легких и ряда других специфических «болезней курильщика».Контроль здоровья
Для контроля здоровья дыхательной системы 1 раз в год делайте флюорографию и проходите обследование у терапевта.План обследования
С помощью « » составьте свой собственный график профилактических осмотров, сдачи анализов и медицинских консультаций.Здоровое питание
Ешьте не меньше 300 г в неделю, включая жирные сорта (скумбрия, форель, лосось). Содержащиеся в рыбе омега 3 кислоты помогают в профилактике атеросклероза.Контроль здоровья
Для контроля здоровья эндокринной системы периодически сдавайте анализ крови на глюкозу.Организации
Найдите нужного специалиста, медицинское учреждение, профильную организацию сферы здоровья и ЗОЖ в разделе « ».Стресс
Не допускайте развития хронического , чреватого серьезным ухудшением самочувствия и снижением качества жизни: вовремя решайте возникающие проблемы, отдыхайте, высыпайтесь, ведите здоровый образ жизни.Здоровое питание
Во избежание проблем с весом и уровнем глюкозы в крови ограничивайте потребление до 6 ч. ложек в день (для женщин), 9 ч. ложек в день (для мужчин).Антропометрическая карта
Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. В этом Вам поможет « ».Контроль здоровья
Для контроля здоровья мочевыделительной системы 1 раз в год сдавайте анализ крови и мочи.Индекс здоровья
Используйте « » для оценки вашего образа жизни и его влияния на состояние организма.Контроль здоровья
Для контроля здоровья пищеварительной системы 1 раз в год проходите обследование у терапевта, определяйте индекс массы тела и уровень холестерина в крови, в возрасте старше 50 лет проверяйтесь на рак толстой кишки.Карта физического состояния
Используйте « » для определения своего уровня физического развития.Здоровое питание
Чтобы разнообразить свой рацион всеми необходимыми микроэлементами, съедайте не менее 300-400 г в день (свежих и приготовленных).Негативное воздействие
Узнайте все факторы риска, влияющие на Ваше здоровье, в блоке «Негативное воздействие».Карта здоровья
Заполните опросник по системам органов, получите персональное заключение по каждой из систем и рекомендации по контролю здоровья.Карта обследований
Используйте « » для хранения и интерпретации результатов лабораторных исследований (анализы крови, мочи и т.д.).Лишний вес
Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. Для расчета и контроля ИМТ воспользуйтесь « ».Здоровое питание
Не употребляйте более 5 г (1 чайная ложка) в день. Это оградит вас от проблем с водно-солевым обменом в организме.Алкоголь
Не превышайте , составляющую 20 мл этанола для женщин и 30 мл этанола для мужчин. Это лучший способ минимизировать вред от употребления алкоголя.Антропометрическая карта
Используйте « » для определения индекса массы тела, типа телосложения и выявления проблем с весом.Здоровое питание
Для здоровья пищеварительной системы и правильного баланса питательных элементов сделайте основой своего рациона, употребляя не менее 6-8 порций в день (300 мл цельной каши и 200 г отрубного хлеба).Карта здоровья
Заполнив «Карту здоровья», вы получите полную информацию о состоянии своего здоровья.Контроль здоровья
Для контроля здоровья сердечно-сосудистой системы 1 раз в год проходите обследование у терапевта, регулярно измеряйте артериальное давление и сдавайте анализ крови на холестерин.Стоматология
Посещайте стоматолога не реже 1 раза в год, вовремя лечите зубы и избавляйтесь от зубного камня, не допуская развития серьезных заболеваний полости рта.Тесты
Пройдите ряд полезных информационных тестов в разделе « »: полученные данные помогут вам обнаружить проблемы или скорректировать свой ЗОЖ-план.Контроль здоровья
Для контроля здоровья глаз 1 раз в 2 года проходите осмотр у офтальмолога, после 40 лет ежегодно определяйте внутриглазное давление.Физическая активность
Для профилактики гиподинамии повысьте свою регулярную физическую нагрузку как минимум до (150 минут физической активности средней интенсивности в неделю), постарайтесь двигаться больше.Только на животе:
1. в состоянии комы;
2. при частой рвоте;
3. в случае ожогов спины и ягодиц;
4. при подозрении на повреждение спинного мозга, когда в наличии есть только брезентовые носилки.
Только на спине с спиподнятыми или согнутыми в коленях ногами:
1. при проникающих ранения брюшной полости;
2. при большой кровопотери или подозрении на внутреннее кровотечение;
3. при переломах нижних конечностей.
В позе «лягушки» с подложенными под колени валиком:
1. при подозрении на перелом костей таза;
2. при подозрении на перелом верхней трети бедренной кости, костей тазобедренного сустава;
3. при подозрении на повреждение позвоночника, спинного мозга;
4. при травмах позвоночника, таза переносить только на твердых носилках, на щите, двери.
Только сидя или полусидя:
1. при проникающих ранениях грудной клетки;
2. при ранениях шеи;
3. при затрудненном дыхании после утопления;
4. при переломах рук.
Иммобилизация при повреждении костей черепа
Иммобилизация костей черепа наилучшим способом является применение ватно-марлевого кольца или создание углубления из мягкого материала в изголовье медицинских носилок. Использование лестничных шин невыгодно, так как пострадавшему при рвоте трудно повернуть голову на бок, чтобы предупредить попадание рвотных масс в дыхательные пути.
Из стандартных шин применяют шину Еланского. На шину кладут слой ваты, а затем подложив ее под голову и верхнюю часть спины, прибинтовывают к голове марлевым бинтом. Имеющиеся у шины тесемки завязывают вокруг плеч и на груди. При отсутствии шин пострадавшего с переломом черепа укладывают на носилки, к которым его привязывают, во избежание каких бы то ни было движений. Под голову и шею кладут мягкую подушку или подстилку, а вокруг головы из одеял или одежды делают валик.
Временная фиксация переломов челюстей достигается наложением пращевидной повязки, которая должна вплотную приблизить поврежденную челюсть к здоровой.
Для профилактики западания языка, необходима его фиксация путем прибинтовывания языка к щеке. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, а укрепить язык не представляется возможным, то голову больного поворачивают набок. Еще лучше в таких случаях уложить больного вниз лицом, то есть на живот, а под лоб и грудь подложить сверток одежды или какой-либо плотный предмет. При любом способе фиксации языка и укладки пострадавшего, за такими больными, требуется постоянное наблюдение.
Иммобилизация при повреждении верхних конечностей
При наложении транспортных шин верхней конечности обычно придают определенное положение, а именно: 1) рука более или менее отведена в плечевом суставе и согнута в локте под прямым или острым углом; 2) ладонь в большинстве случаев обращена к животу; 3) кисть слегка согнута к тылу, пальцы полусогнуты, для чего в ладонь больного вкладывают мячик, бинт или плотный ком ваты, обернутый марлей, который пострадавший охватывает пальцами. Фиксация пальцев в выпрямленном положении недопустима.
При отсутствии стандартных и импровизированных шин поврежденную руку (переломы кисти и предплечья) следует подвесить на косынке, а при переломе плеча – прибинтовать ее к туловищу.
Иммобилизация при повреждении нижних конечностей (бедра)
Берут проволочные или деревянные шины 2-х размеров, одну длинную (от подмышечной впадины до стопы), другую короткую (от промежности до стопы). Обе шины тщательно выстилают ватной подстилкой, а проволочные изгибают по контурам соответствующей конечности. Шины плотно прибинтовывают к туловищу и поврежденной ноге, причем длинную укладывают по наружной поверхности туловища и ноги, а короткую – по внутренней поверхности ноги, особенно заботясь об установке стопы под прямым углом к оси голени.
Повязка захватывает три сустава: тазобедренный, коленный и голеностопный.
Переломы голени
Сетчатую шину длинной 1 м укладывают на внутреннюю поверхность голени, а конец ее сгибают подковой для охвата стопы через подошву. Вторую шину такой же длинны укладывают на наружной поверхности голени и связывают тесемками с первой шиной. Обе шины изгибают по контурам ноги и прибинтовывают к ней.
Переломы стопы
Сетчатую шину длинной 1 м перегибают под прямым углом, изгибают по контурам задней поверхности голени и придают ей по возможности форму желоба. Длина шины – от верхней трети голени до концов пальцев стопы (лучше, если шина выступает на 2-4 см за концы пальцев). Шину прибинтовывают к поврежденной ноге по ее задней и подошвенной поверхности. При отсутствии проволочных шин можно использовать полосы фанеры или картона. В этих случаях необходимы две шины: одну из них укладывают по наружной, другую – по внутренней поверхности стопы и голени.