Оперативно-розыскная деятельность. Санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий Время проведения орм
- Сущность оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскная деятельность как наука
- Методологические основы теории оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскная деятельность как учебная дисциплина
- Оперативно-розыскная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности
- Принципы оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности
- Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности
- Морально-этические принципы оперативно-розыскной деятельности
- Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
- Понятие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
- Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
- Оперативно-розыскное законодательство
- Система ведомственных подзаконных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
- Права и свободы человека и гражданина как объекты защиты в сфере оперативно-розыскной деятельности
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
- Законодательные ограничения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности
- Защита прав и законных интересов личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий
- СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Структура и компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности
- Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности
- Компетенция лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- Понятие и формы взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
- Содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
- Понятие и правовое регулирование содействия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
- Виды и формы содействия органам, осуществляющим ОРД
- Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
- СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Учет как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и виды учетов в оперативно-розыскной деятельности
- Уровни и виды учетов в органах внутренних дел
- Централизованные автоматизированные системы оперативно-розыскного назначения
- Понятие и виды технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и классификация оперативно-технических средств
- Виды и назначение технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности
- Иные средства, применяемые для обеспечения оперативно-розыскной деятельности
- Направления использования служебных собак в оперативно-розыскной деятельности
- Иные средства, применяемые для эффективности решения частных оперативно-розыскных задач
- Виды и содержание оперативно-розыскных мероприятий
- Понятие, элементы и классификация оперативно-розыскных мероприятий
- Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение
- Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
- Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
- Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Повод и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Оперативно-розыскная методика выявления и раскрытия преступлений
- Понятие и структурно-содержательные элементы оперативно-розыскной методики
- Оперативно-розыскная характеристика преступлений как основа методических рекомендаций по раскрытию преступлений
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ТЕОРИЙ И УЧЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Теория документирования в оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и значение оперативного документирования
- Предмет и направления оперативного документирования
- Дела оперативного учета как организационная форма документирования признаков криминальных действий
- Теория розыскной работы
- Розыскная работа: понятие и система
- Розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных
- Розыск лиц, пропавших без вести
- Особенности международного розыска по линии Интерпола
- Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства
- Сущность оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства
- Особенности оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства на различных стадиях расследования преступлений
- Криминальное противодействие уголовному судопроизводству как основание применения оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений
- Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
- Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности
- Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности
- Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности
- КОНТРОЛЬНЫЕ И НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Органы, осуществляющие контроль за оперативно-розыскной деятельностью
- Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью
- Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
- Понятие, цели и содержание ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью
- Надзор прокуратуры за исполнением законодательства
- Понятие, содержание и виды прокурорского надзора за исполнением законодательства
- Надзор за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием
- Методы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД
Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
Отдельные ОРМ ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ст. 23, 25 Конституции РФ). Соответственно данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается оперативно-розыскным законодательством в интересах оптимизации борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности.
К числу таких мероприятий относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение и наличие следующей информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.
ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.
Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.
Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, его криминальных связях, местонахождении разыскиваемого.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:
- на предприятиях почтовой и телеграфной связи;
- иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;
- линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;
- по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).
Функциональная сторона этого мероприятия предполагает: а) негласное обнаружение на предприятиях связи почтовых отправлений; б) вскрытие писем, посылок, бандеролей; в) изучение их содержания и снятие копий, фотографирование и видеозапись.
Вместе с тем могут осуществляться криминалистические и иные исследования маскируемых текстов, а также исследование содержимого посылок и бандеролей.
В результате проведения данного мероприятия могут быть получены сведения о связях подозреваемого лица, в том числе за пределами страны, сообщения о преступной деятельности, личностных особенностях объекта, позволяющие эффективно подготовить и провести ОРМ, выявить и зафиксировать содержимое отправления в целях документирования противоправных действий.
В ходе его проведения оперативный работник обязан:
- обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
- обеспечить сохранность почтового отправления;
- сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.
Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД. Оно проводится по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения и на основании судебного решения. Организация и тактика проведения данного ОРМ регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Изъятие и замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.
Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений согласно указу Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» могут выступать только органы ФСБ.
Организационно-техническое обеспечение данного ОРМ включает в себя: вынесение постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД; получение судебного решения; взаимодействие с предприятиями почтовой связи для обеспечения технического содействия операторов связи в проведении данного мероприятия.
Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отбираемые образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.
К телефонным линиям относятся любые сети электросвязи общего пользования; ведомственные сети, имеющие выход на сети общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети передвижной радиотелефонной связи, системы подвижной персональной спутниковой связи.
Объектами ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.
Цель ПТП - получение информации о преступной деятельности лиц и об их криминальных связях.
Содержательная часть данного ОРМ осуществляется путем подключения к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, других юридических лиц, представляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих ОРД. При этом технические средства позволяют ознакомиться с передаваемыми сообщениями, оценить их и зафиксировать необходимые сведения с помощью звукозаписывающей аппаратуры на различные физические носители информации.
Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания - шесть месяцев со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.
Без предварительного получения разрешения судьи допускается (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД) прослушивание телефонных переговоров граждан в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью и собственности. Телефоны ставятся на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проведенном мероприятии в течение 48 часов обязательно уведомляется суд (судья). При осуществлении ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.
Субъектами ПТП являются специализированные подразделениями (УСТМ). В результате прослушивания в распоряжении оперативного сотрудника оказываются сведения об абонентах телефонных переговоров, номера телефонов, данные о личности, частоте контактов между соучастниками и др. В процессе проведения данного ОРМ осуществляется взаимодействие оперативно-розыскных органов с операторами связи.
Обязательными элементами организационно-техническою обеспечения являются: мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД; решение судьи и использование специальных технических средств и аппаратуры звукозаписи.
Сведения, полученные в результате ПТП, относятся к непроцессуальной (оперативной) информации. Для введения данной информации в уголовный процесс оперативные материалы необходимо «легализовать», придать им соответствующую требованиям УПК РФ процессуальную форму. В дальнейшем эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только после осуществления следственных действий, связанных с передачей фонограммы от оперативного подразделения следователю, а также с их следственным осмотром и экспертным исследованием на основе научно обоснованных методик идентификации человека по голосу, записанному на фонограмме.
Результаты ПТП оформляются оперативно-служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и различные технические носители информации. В дальнейшем документы с приложениями представляются инициатору задания в опечатанном виде.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.
К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, а также телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.
Объектами данного ОРМ являются различные технические каналы связи.
Цель ОРМ - получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц и их криминальных связях, а также местах хранения запрещенных в обороте предметов, веществ, похищенного имущества.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» все предприятия связи, действующие на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, и предоставлять им возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В ч. 4 ст. 15 Закона о ФСБ закреплено, что физические и юридические лица, предоставляющие в Российской Федерации услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, - по требованию органов ФСБ включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ.
Субъектами данного мероприятия выступают сотрудники оперативно-технических подразделений ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков.
Результаты ОРМ находят отражение на физических носителях (дисках, дискетах и т.п.), которые прилагаются к справке, и в документах и могут быть впоследствии представлены в следственные органы с соблюдением определенной процедуры для использования в процессе доказывания по уголовным делам.
Наличие в арсенале оперативно-розыскных органов рассмотренных ОРМ и появление новых технических средств существенно повышают эффективность борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. При этом законодательство устанавливает возможность их проведения только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем обеспечить решение оперативно-розыскных задач.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Н.В.Журба,
гособвинителя - ст.пом.прокурора гор. Пятигорска Шатиловой Д.В.,
при секретаре Макагон И.М.
с участием подсудимых Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю.
защитников - адвоката АБ «Шишов и П» гор. Ставрополь Дудина А.А., представившего ордер № 111978 от 10февраля 2014 г. и ордер № 139402 от 10 февраля 2014 г., удостоверение № 2204, адвоката АБ «Шишов и П» гор. Ставрополь Шишова С.В., представившего ордер № 035702 от 10 февраля 2014 г. и № 035703 от 10 февраля 2014 г. и удостоверение №2216
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Ушкова Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, в\о, не судимого, зарегистрированного и прожив. по адресу,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. ,
Ушкова Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца края, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении малолетнего ребенка- 2013 года рождения, в\о, работающего Генеральным директором ООО «АДИ» , зарегистрированного и проживающего по адресу,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. , суд
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного следствия Ушков Ю.Е. обвиняется в том, что, являясь должностным лицом, через посредника получил взятку в виде денег в крупном размере, за совершение действий, входящих в его служебные полномочия в пользу взяткодателя - то есть, в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.5 ст. , а Ушков Е.Ю. обвиняется в посредничестве во взяточничестве, то есть, непосредственной передачи взятки по поручению взяткополучателя, в крупном размере- то есть, в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. .
В ходе предварительных слушаний, защитниками Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю. - адвокатами Шишовым С.В. и Дудиным А.А. заявлено ходатайство о возврате данного уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом ввиду составления обвинительного заключения с нарушением требований УПК РФ, поскольку, по их мнению, существенные нарушения, допущенные на досудебных стадиях, невозможно устранить в ходе судебного разбирательства, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного судебного решения. В качестве оснований возврата уголовного дела прокурору в порядке ст. , защитниками указаны следующие основания:
Нарушен порядок рассмотрения заявления ФИО8 о преступлении и передачи сообщения о преступлении по подследственности, в связи с чем, у следователя отсутствовал повод к возбуждению уголовного дела. Так, следователь Чернышов Д.Г. не мог рассматривать протокол принятия устного заявления ФИО8 о совершении преступления Ушковым Ю.Е. в качестве повода для принятия решения о возбуждении уголовного дела, поскольку, протокол не соответствовал требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом. (т. 1 л.д. 15)
Органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, результаты ОРД были представлены следователю с нарушениями требований законодательства, исключающими возможность их рассмотрения в качестве повода и оснований для решения вопроса о возбуждения уголовного дела и использования как доказательств в рамках расследования уголовного дела. При существенных нарушениях действующего законодательства, следователь Чернышов Д.Г. не мог рассматривать результаты оперативно-розыскной деятельности о совершении преступления Ушковыми ни в качестве повода, ни в качестве оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, поскольку, такие материалы, представленные с нарушением требований Инструкции о предоставлении результатов, не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным нормами УПК.
В основу принятия решения о возбуждении уголовного дела и доказательствами стороны обвинения положены не рассекреченные результаты оперативно-розыскной деятельности, предоставленные следователю с нарушением порядка ведения секретного делопроизводства, что исключает рассмотрение данного уголовного дела районным судом, поскольку, решение о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности в отношении Ушковых было принято и оформлено соответствующим постановлением уполномоченного лица ДД.ММ.ГГГГ, тогда как, в соответствии с ФЗ №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления органа, осуществляющего ОРД. В связи с чем, при нарушениях действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности, следователь ФИО9 не мог рассматривать результаты ОРД (Акт осмотра, пометки и вручения денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 22-24), Акт о проведении негласного оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 25-27) в качестве оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, использовать их в качестве допустимых доказательств по уголовному делу, поскольку, указанные выше результаты ОРД оперативным органом не рассекречены и предоставлены с нарушением требований Инструкции о порядке предоставления, т.е. не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом.
Оперативно-розыскные мероприятия в отношении Ушковых проведены с нарушением требований ФЗ № «Об оперативно-розыскной деятельности. Вопрос о согласии гражданки ФИО8 на участие в оперативно-розыскном мероприятии «Оперативный эксперимент» от ДД.ММ.ГГГГ - должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не выяснялся и должным образом в ходе проведения ОРМ, не оформлялся, в акте отсутствуют сведения о ее инструктаже по вопросу недопустимости подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий лицо, в отношении которого проводятся ОРМ. При этом, признается допустимым, проведение, предусмотренного законодательством ОРМ в связи с проверкой заявления о предложении дать взятку, т.е. допускается производство оперативного эксперимента на основании информации, носящей не предположительный характер.Основанием для его проведения, является принятое и зафиксированное в установленном законом порядке заявление о предложении дать взятку, подкрепленное опросом заявителя, выполнением иных проверочных действий. Оперативный эксперимент проводился в целях, отличных от указанных в Постановлении о проведении оперативного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.20-21), что недопустимо.
Действия ФИО8 в отношении Ушкова Ю.Е. и Ушкова Е.Ю. носили явно провокационный характер и были спланированы оперативными работниками, что явно прослеживается из хронологии событий. Если преступление было предположительно спровоцировано действиями тайных агентов и ничто не предполагает, что оно было бы совершено и без какого-либо вмешательства, то эти действия представляют собой подстрекательство к совершению преступления. Подобное вмешательство и использование его результатов в уголовном процессе, могут привести к тому, что будет непоправимо подорван принцип справедливости судебного разбирательства. (п. 47). Имело место быть негласное привлечение к участию в ОРМ ФИО8 Считают, то предъявленное Ушковым обвинение и обвинительное заключение не содержат анализа совокупности всех обстоятельств и анализа иных существенных противоречий, содержащихся в материалах ОРД, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела и доказательств, полученных в ходе выполнения следственных действий.
Материалы уголовного дела содержат служебные документы с элементами фальсификации со стороны и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20, а также, предоставление документов с нарушением порядка ведения секретного делопроизводства. Так, И.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20 материалы проверки для принятия решения в порядке ст. были направлены в адрес первого заместителя СУ СК РФ по СК ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ и поступили в следственный орган ДД.ММ.ГГГГ года, входящий № (т.1 л.д. 10-11).В этот же день материалы проверки по указанию заместителя руководителя СУ СК РФ по СК ФИО11 были переданы для регистрации в КРСП.ДД.ММ.ГГГГ на основании его постановления материалы и заявление ФИО8 были переданы для принятия решения в Пятигорский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по СК (т.1 л.д. 9).Сопроводительное письмо и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20, датированное ДД.ММ.ГГГГ в пункте 19 содержит сведения о предоставлении в следственный орган постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ от 04.04. 2013 года (т. 1 л.д. 11).Такое Постановление о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ и датированное ДД.ММ.ГГГГ действительно имеется в материалах уголовного дела (т. 1 л.д. 222-223). ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ МВД России по ФИО12 рассекречены результаты оперативно-розыскных мероприятий: «Оперативный эксперимент» от 22.03.2013, представленного в сводке № мероприятия НАЗ, НВД от ДД.ММ.ГГГГ № 17/8-3528с, в СД диске № 193с, проводимыми сотрудниками БСТМ ГУ МВД России по, результаты проведения ОРМ «Наблюдение» от 21.02.2013г., представленных в СД диске № 187с, а также, снят гриф «Секретно» со следующих документов: Сводка № мероприятия НАЗ, НВД от 22.03.2013; СД диск № 193с; СД диск № 188с, СД диск № 187с.
То есть, сопроводительное письмо и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по СК ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ года, (т. 1 л.д. 10-11)о приложении постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ от 04.04. 2013 года (т. 1 л.д. 11) свидетельствует о фальсификации о предоставлении Постановления о рассекречивании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ датированного ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 222-223). Поскольку, результаты оперативно-розыскных мероприятий: «Оперативный эксперимент» от 22.03.2013, представленного в сводке № мероприятия НАЗ, НВД от ДД.ММ.ГГГГ № 17/8-3528с, в СД диске № 193с, проводимыми сотрудниками БСТМ ГУ МВД России по, результаты проведения ОРМ «Наблюдение» от 21.02.2013, представленных в СД диске № 187с были рассекречены только ДД.ММ.ГГГГ - предоставление стенограмм разговоров, содержащихся на указанных выше дисках ранее (пункт 20 сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ года) - является незаконным, произведенным должностным лицом с нарушением требований Инструкции о порядке предоставления, т.е. не соответствовали требованиям допустимости, предусмотренным уголовно-процессуальным законом.
При составлении постановлений о привлечении в качестве обвиняемых Ушковых и обвинительного заключения, следователем допущено неправильное изложение обстоятельств, касающихся сущности и формулировки предъявленного обвинения и указаны не существующие полномочия должностного лица. Постановления о привлечении в качестве обвиняемого Ушкова Ю.Е. (т.5 л.д. 2-5) и Ушкова Е.Ю. (т.5 л.д. 11-14), содержат неконкретное обвинение, в указанных процессуальных документах неправильно изложены обстоятельства, совершенного деяния и указаны несуществующие полномочия должностного лица. Жилищным кодексом РФ определен порядок перевода органом местного самоуправления жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение, а в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность заместителя начальника, главного архитектора учреждения «Управления архитектуры и градостроительства администрации » от ДД.ММ.ГГГГ, на главного архитектора Ушкова Ю.Е. законодательством РФ, другими нормативными актами и ведомственными документами, не были возложены обязанности по проставлению подписи на предпроектных проработках,как отражено в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении и такого понятия как предпроектные проработки законодательством не предусмотрено вообще.
Подсудимые Ушков Ю.Е. и Ушков Е.Ю., заявленное защитниками ходатайство о возврате уголовного дела прокурору в порядке ст. , поддержали в полном объеме.
Гособвинитель Шатилова Д.А. возражала против удовлетворения, заявленного защитниками ходатайства, считая, что обвинительное заключение по данному уголовному делу составлено с соблюдением уголовно-процессуального закона, препятствий в его рассмотрении судом и вынесении законного решения на его основании, не имеется.
Выслушав мнение участников судебного разбирательства, суд находит, ходатайство защитников подсудимых Ушкова Е.Ю. и Ушкова Ю.Е. о возврате данного уголовного дела прокурору в порядке ст. обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих оснований:
Достаточными для обвинения лица доказательствами, можно считать такой их объем, который устанавливает событие и состав преступления, а также, виновность в его совершении лица, привлекаемого в качестве обвиняемого.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должны быть описаны конкретные действия обвиняемого, при этом, расплывчатость и внутренняя противоречивость содержания постановления, недопустима.
По завершении предварительного следствия, следователем, с соблюдением требований ст. , составляется обвинительное заключение, которое, наравне с другими данными, должно содержать существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Обвинительное заключение определяет пределы судебного разбирательства по уголовному делу и суд, при рассмотрении дела в любой из стадий процесса, не вправе выйти за рамки, сформулированного в обвинительном заключении обвинения, как в части, касающейся его фактической стороны, так и в части квалификации содеянного (то есть, суд, не вправе изменять обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам). Формулировка обвинения в обвинительном заключении по своему объему не может выходить за пределы той, которая содержится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, однако, может быть уже нее.
Заявление о преступлении подлежит проверке в порядке, предусмотренном УПК РФ.
По итогам его рассмотрения органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного отдела в пределах своей компетенции принимается одно из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о передаче по подследственности или по подсудности.
Протокол принятия устного заявления от гражданки ФИО8 содержит сведения о совершении главным архитектором администрации Ушковым Ю.Е. вымогательства взятки в сумме 170 000 рублей, т.е. совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. .
П О С Т А Н О В И Л:
Уголовное дело в отношении Ушкова Ю. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. и Ушкова Е. , обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. возвратить прокурору для устранения допущенных нарушений уголовно-процессуального закона и препятствий его рассмотрения судом ввиду составления обвинительного заключения с нарушением требований УПК РФ.Меру пресечения в отношении Ушкова Е.Ю. Ушкова Ю.Е. оставить прежней - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Постановление может быть обжаловано в вой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий, судья Н.В.Журба
Суд:
Пятигорский городской суд (Ставропольский край)Истцы:
Ушков Е.Ю.Ушков Ю.Е.
Судьи дела:
Журба Н.В. (судья)Судебная практика по:
По коррупционным преступлениям, по взяточничествуСудебная практика по применению норм ст. 290, 291 УК РФ
4. Полномочия на рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан могут предоставляться одному или нескольким судьям районного суда по распоряжению председателя этого или вышестоящего суда . Специального допуска судьи к рассмотрению оперативных материалов не требуется. Согласно ст. 21.1 Закона РФ "О государственной тайне" "судьи на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 этого Закона.
Они предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Исходя из названных норм, Конституционный Суд сделал вывод, что положение ст. 9 комментируемого Федерального закона об уполномоченном судье более не действует и не может применяться судами, другими органами и должностными лицами. В связи с этим возможна такая организация работы суда, когда представленные материалы будет рассматривать дежурный судья.
Требование незамедлительного рассмотрения материалов означает, что в любой период рабочего времени судья, в обязанность которого входит принятие данного решения, не вправе без достаточных к тому оснований отложить рассмотрение вопроса по существу, если он не занят в судебном процессе.
Порядок рассмотрения судьей материалов не определен, имеется лишь указание, что рассмотрение осуществляется судьей единолично. Судья вправе ограничиться исследованием письменных документов. С согласия судьи при исследовании материалов могут присутствовать и давать пояснения представители органа, осуществляющего ОРД.
Некоторые черты процедуры рассмотрения судьей ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о даче разрешения на проведение ОРМ сформулированы в описательно-мотивировочной части определения Конституционного суда. В ней, в частности, указано, что "это не судебное разбирательство и даже не подготовительные действия к судебному заседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для уголовного процесса:
В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий , проверяемое лицо - не участник процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может:"
Основанием для рассмотрения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Поскольку перечень таких руководителей согласно закону устанавливается ведомственными нормативными актами, уполномоченный судья или председатель суда вправе ознакомиться с этими актами.
Для получения судебного решения необходимо мотивированное постановление соответствующего руководителя органа внутренних дел. В соответствующем нормативном акте органов внутренних дел правом вынесения такого постановления наделены следующие должностные лица:
Министр внутренних дел и его заместители, руководящие деятельностью оперативных служб, начальники главных управлений, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, и их заместители;
Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и их заместители, руководящие деятельностью оперативных служб;
Начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, иных административно-территориальных образований, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, руководящие направлением оперативно-розыскной деятельности.
К постановлению прилагаются все необходимые материалы, содержащие информацию, предусмотренную пп. 1-3 ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД. Документ следует именовать "Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о даче разрешения на: (далее указывается название мероприятия)".
"Судья не вправе отказать в рассмотрении материалов об ограничении конституционных прав граждан, но не обязан давать разрешение на проведение ОРМ лишь на основании поступившего к нему представления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, если не приходит к выводу о необходимости такого разрешения, его обоснованности и законности: В данном случае обязанность обосновать необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий лежит на лицах, обратившихся в суд за разрешением" (п. 6 определения Конституционного Суда).
Достаточность представленных фактических данных оценивается судьей по внутреннему убеждению, основанному на их изучении. Судья вправе потребовать представления дополнительных материалов. Такое требование не является безусловно обязательным для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако непредставление дополнительных материалов повышает риск принятия судом решения, неблагоприятного для инициатора ходатайства. По этой причине отсутствие обязанности представлять суду материалы само по себе не влечет ущемления конституционных прав проверяемых лиц.
Закон оговаривает, представление какой информации суду полностью исключается. Это данные о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий. Отказ судьи в даче разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, не может быть мотивирован одним лишь непредставлением информации по названным вопросам.
В тех случаях, когда оперативно-розыскная деятельность осуществляется одновременно с доказыванием по возбужденному уголовному делу, судье могут быть представлены также материалы уголовно-процессуального производства.
Решение судьи о разрешении на проведение оперативно-розыскного мероприятия и об отказе в этом оформляется в виде мотивированного постановления. Следует признать неправильной практику, когда постановление об отказе в проведении мероприятия не составляется.
Количество экземпляров постановления определяется фактической потребностью. Постановление, заверенное гербовой печатью, выдается представителю органа, возбудившего ходатайство о проведении ОРМ, одновременно с возвращением всех представленных им материалов с отметкой судьи об ознакомлении с ними.
Предписание ведомственного акта о том, что судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия хранится только в оперативных подразделениях, нельзя абсолютизировать. Возможно, такой порядок целесообразен. Но принципиально неверно исходить из посылки, что судебные органы лишены права организовать хранение у себя собственных постановлений с соблюдением режима секретности на том основании, что это не предусмотрено инструкцией МВД РФ. Кроме того, постановление судьи секретно до окончания ОРМ. В дальнейшем оно вместе с полученными результатами может приобщаться к уголовному делу.
Судья определяет срок действия постановления с учетом исследованных фактических данных и ходатайства, содержащегося в постановлении инициатора проведения мероприятия. Срок не может превышать шести месяцев со дня вынесения постановления.
В постановлении может быть указан меньший срок его действия. Буквальное толкование закона не исключает вывода о возможности мотивированного установления более длительного, чем шестимесячный, срока. Однако это противоречило бы смыслу комментируемой статьи, предусматривающей процедуру продления срока действия постановления. При необходимости такого продления руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока проведения ОРМ. Наряду с другими материалами судье представляется справка о результатах оперативно-розыскного мероприятия, полученных в течение ранее установленного срока. Требование судьи о представлении такой справки является обязательным для инициатора мероприятия.
Течение срока выполнения мероприятия не прерывается ни отсрочкой, ни приостановлением или прекращением его проведения и не зависит от уголовно-процессуальных сроков производства по уголовному делу и принятого по нему решения. Исключением является решение о прекращении дела или оправдании подсудимого за отсутствием события или состава преступления.
Повторное возбуждение перед судом ходатайства о даче разрешения на проведение конкретного оперативно-розыскного мероприятия после истечения шестимесячного срока допускается в исключительных случаях при наличии вновь открывшихся фактических данных. Таковыми могут быть сведения о совершении новых преступлений или появлении иных лиц, причастных к преступной деятельности, информация о которых появилась по окончании срока действия первоначального разрешения суда.
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
(см. текст в предыдущей редакции)
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
В случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Пресечение, раскрытие, выявление преступлений является важнейшей составляющей правоохранительных органов. Вообще одной из важных направлений деятельности является имена деятельность по пресечению данных преступлений, так как государство в этом случае является единственной правовой защитой против общественно опасных деяний. Оперативно-розыскные мероприятия являются одним из важнейших составляющих деятельности оперативников, которые совершает действия по установление источников фактов.
Что такое ОРМ
ОРМ – оперативное-розыскные мероприятия, которое подразумевают средства и методы (в том числе скрытые и открытые) по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, выполняемые уполномоченными на то государственными органами.
Данная деятельность очень важна в рамках уголовных процессов, так как при помощи именно данных мероприятий и составляется полная картина о совершенном преступлении. Стоит понимать, что эта деятельность отличается от следственных действий, о чём мы также поговорим ниже.
Кроме того , стоит уточнить, что ОРМ является частью большого блока, являющегося ОРД (оперативно-розыскная деятельность). В рамках оперативно-розыскной деятельности и проводятся оперативно-розыскные мероприятия.
ОРМ не являются доказательствами по делу, но могут ими являться при помощи производства определенной процедуры. Поэтому результаты ОРД не всегда являются доказательством, тем не менее, они могут показать реальную картину дела. Некоторые ОРД и вовсе нельзя приобщить в качестве доказательства , так как они, например, не могут стать такими из-за самого их статуса и порядка проведения.
Зато в рамках проведения ОРМ, как мы уже сказали, можно больше узнать о деле. Например, дело еще не было возбуждено, а значит производить следственные действия нельзя. Таким образом, проводятся ОРМ. Например, поступили сообщение о том, что в определенном районе было совершено преступление. В рамках оперативно-розыскных мероприятий можно провести опрос местных жителей для того, чтобы подтвердить этот факт. Предположим, что большинство жителей подтвердили этот факт, но опрос не всегда является письменным, поэтому их показания после возбуждения дела будет невозможно применить в качестве доказательства. Для этого после возбуждения уголовного дела, они могут быт привлечены в качестве свидетеля, и будет производится их допрос (но это уже будет считаться следственным действием). Таким образом, уже здесь ОРМ помогли сформировать мнение по делу, но тем не менее никаких доказательств по нему нет.
Уточним, что результаты ОРД могут являться поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. То есть по этим результатам можно возбудить уголовное дело, но так как уголовное дело – это процесс по доказывание вины лица, то там уже придется пользоваться следственными действиями.
ОРМ в данном случае опять-таки могли сыграть вспомогающую роль, так как в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативники уже опрашивали лиц, то этих же лиц может привлечь в качестве свидетелей и можно ожидать официальный показаний, которые уже лягут в доказательство по уголовному делу.
В каких случаях проводятся оперативно розыскные мероприятия
Случаи проведения оперативно-розыскных мероприятий основываются на том, где вообще они могут быть применены и зачем.
- 1) Они нужны для того, чтобы подготовить другие оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия. Об этом мы уже говорили выше, но раскроем это поподробнее. Например, проводится наблюдение за объектом, который подозревается в приготовлении к преступлению. В рамках проведения - это мероприятия со временем информация может подтвердиться или нет. Если она подтверждается, то по идее преступника могут взять с поличным. Например, человек собирался совершить убийство. Он приготавливался к этому, и перед тем как совершить умысел, он взял свою оружие и поехал к предполагаемому потерпевшему. Таким образом, его могут поймать на месте преступления, а там уже несколько доказательств: оружие, сведения от потерпевшего и т. д. Другой пример. Предположим, что совершается проверочная закупка (одно из оперативно-розыскных мероприятий). После того как было совершенно это действие на месте преступления, можно увидеть, как передавались деньги и преступный предмет, отпечатки пальцев на этих предметах, показания сотрудника, который совершал проверочную закупку и т. д.
- 2) Оперативная розыскная деятельность не всегда создает просто картину, оно может стать и доказательством, но для этого нужно соблюдении определенной процедуры. Таким образом, некоторые ОРМ вполне могут быть доказательствами, если соответствуют допустимости, обоснованности и другим правилам доказательств, а также были приложены в соответствующей процедуре. Например, существует оперативно-розыскные мероприятие в виде получения компьютерной информации. Предположим, что лицо подозревается в совершении компьютерного мошенничества. На диске были найдены файлы, которые подтверждали бы факт данного мошенничества. Это уже является поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. Но в рамках уголовного дела, это возможно сделать еще и доказательством, проведя определённую процедуру.
Стоит понимать , что пока оперативно-розыскные мероприятия не примут никакой формы, то фактически они не несут никаких правовых последствий, и не могу являться основаниям для ограничения прав. Поэтому некоторые ОРМ нужны только для того, чтобы знать для себя. Например, то же самое наблюдение подразумевает тот факт, чтобы уточнить, действительно ли, например, данное лицо ездит куда-то, либо подтвердить тот факт, что это лицо не причастно к какому-либо делу.
Стоит понимать, что такие мероприятия не всегда проводятся для того, чтобы возбудить дело, а для того, чтобы понять, что случилось. Например, если пропал человек, то не факт, что будет возбуждено дело по данному факту. Также нельзя забывать, что некоторые сообщения о преступлении могут быть весьма преувеличены, поэтому важно составить картину о данном обстоятельства и уточнить, есть ли поводы и основания для возбуждения уголовного дела или нет.
Кто должен проводить розыск
Уточним, что розыск и оперативно-розыскные мероприятия – это разные вещи, розыск проводится для поиска определенных людей или предметов, оперативно-розыскные мероприятия – это различные действия, которые направлены на выявление, раскрытие и пресечение преступлений.
В рамках розыска могут проводится оперативно-розыскные мероприятия, но эти понятия не являются тождественными. Тем не менее, розыск и оперативно-розыскные мероприятия сходны по субъектам. Уточним, что такими мероприятиями занимаются оперативные работники и некоторые другие работники.
Существуют следующие субъекты розыска и розыскной деятельности:
- 1) Органы внутренних дел – тут понятно, что существует множество оперативной и оперативно-розыскные мероприятия проводятся довольно-таки часто. Это, например, органы МВД, которые проводят опрос по поводу пропавшего человека в их районе, либо те же органы МВД, которые проводят опрос по факту совершенного преступления.
- 2) Федеральная служба безопасности – не секрет, что данный орган занимается наиболее серьезными делами, поэтому их компетенция может отделяться от органов внутренних дел. Например, в рамках их деятельности может производится наблюдение за высокопоставленным чиновником, либо прослушивание телефонных переговоров крупного бизнесмена.
- 3) Федеральная служба в области государственной охраны – здесь оперативно-розыскные мероприятия могут производится, например, для защиты какого-либо государственного служащего. Предположим, при готовящемся покушении проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия по наблюдению, исследование предметов.
- 4) Таможенные органы – ввоз или вывоз различных запрещенных предметов тоже предполагает особый контроль. Поэтому важно проводить, например, наведение справок о ввозящемся в страну грузе. Также, если были незаконно ввезены какие-то товары и узналось об этом только позже, то необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий по поводу того, действительно ли они были ввезены незаконно, что это за предметы.
- 5) Служба внешней разведки, когда, необходимо установить различные обстоятельства, касающиеся каких-либо внешних проблем. Тут, например, проводится тайное наблюдение, тайная прослушка и т. д.
- 6) Органы исполнения наказаний – зачастую такие органы действуют вместе с другими, например, после того, как преступник сбежал, необходимо провести ряд мероприятий по его поиску.
Таким образом , розыск и оперативно-розыскные мероприятия могут производится различными органами и структурами, поэтому положения о них не были применены в каком-то отдельным ведомственном акте, а приняли один единый ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Отличия розыска от следственных действий
Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия имеют похожие, но в то же время различные признаки.
Многие оперативно-розыскные мероприятия проводятся очень похоже на следственные действия и их список даже сам по себе весьма похож. Стоит понимать, что тем не менее они имеют другой правовой статус и порядок проведения.
Например, оперативно-розыскные мероприятия могут проводится до возбуждения уголовного дела, в то время как следственные действия могут проводится исключительно только после его возбуждения.
Тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия далеко не все могут выступить в качестве доказательств, и для того, чтобы сделать их доказательствами требуется провести определенную процедуру. Следственные действия же, если они были проведены в правильном и законном порядке, а также полученные доказательства соответствуют принципа УПК , то они уже являются доказательствами.
Например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий может проводится опрос граждан. Он может как дать успех, так и нет, и касаться совершенно различных предметов. Предположим, что опрос был проведен по проверке убийства на определенном районе. Выяснилось, что один из сотрудников магазина видел обстоятельства совершенного деяния. Тем не менее, опрос пока что не является доказательством и не может являться, так как он мог провестись вообще в письменной форме и нет подтверждения того, что данные слова были сказаны.
Если же был проведен допросов в рамках следственного действия, то тут совершенно иное дело. Если допрос был проведен правильно, то все показания, которые сказал свидетель могут стать доказательством по уголовному делу, что имеет уже, естественно, совершенно иной статус. Кроме того, при проведении допросов в рамках следственных действий, свидетели может нести уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Несмотря на это, например, опрос и допрос похожи между друг другом, и в том и другом случае у свидетеля могут вовсе задаваться одни и те же вопросы, только при допросе они уже будут более конкретные.
Какие нарушения могут быть при розыскных мероприятиях
При розыскных мероприятиях могут допускаться многочисленные нарушения, в зависимости от самого мероприятия.
Например, если мероприятие производилось без каких-либо оснований. То есть, например, у человека стали прослушивать телефон без разрешения соответственного органа и без поводов для этого осуществления. К примеру, обычный гражданин стал прослушиваться без каких-либо причин на это.
Проблема в том, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия необходимо производить тайно, то есть гражданин не должен знать о них, так как пользы от них тогда не будет. Таким образом, если такое мероприятие производится тайно, то человек может о нём и не знать, а значит и не знать о том, что его права и законные свободы нарушаются.
Вообще розыскные мероприятия могут не влечь каких-то последствий, это означает, что нарушений у них может быть немного, а если они есть, то впоследствии это просто не станет потом доказательством.
Кто отвечает за нарушение закона
Если говорить формально, то, естественно, за такое нарушение закона должен нести ответственность сам сотрудник, он допустил ошибку, или он провёл неправильно оперативно-розыскное мероприятие и нарушил тем самым закон. Кроме того, данная ошибка может стоить чей-то судьбы, это означает, что такая ответственность может доходить вплоть до уголовной, но стоит понимать, что у оперативно-розыскных мероприятий статус существенно ниже, а значит до этого вряд ли дойдет.
С другой стороны, ошибка оперативника может привлечь к ответственности самого гражданина. Получается, что если есть такая ошибка и она не опровергнута, то гражданин подозревается в совершении преступления, а значит на него может быть заведено дело, по которому он фактически считается не виновным. Тут, естественно, все-таки стоит опровергнуть данное оперативно-розыскное мероприятия и вернуться к тому, что в своей деятельности оперативник ошибся.
Последствия ответственности
Сотрудника, допустившего ошибку последствия, могут коснуться различным образом. Например, в одном случае не может быть никакой ответственности, так как в принципе эти материалы никуда не прикреплялись. Например, был проведен опрос, в ходе которого он не так понял свидетеля, причём стоит упомянуть, что здесь ошибка могла быть как оперативника, так и самого свидетеля, такие случае вполне допускаются.
С другой стороны , когда дали ход оперативно-розыскному мероприятию и его начали формально удостоверять. Тут если были ошибки в ходе оперативно-розыскной деятельности, то понятно, что если это формально оформлено и получило силу, то не просто проводились такие мероприятия, но и проверялись, таким образом, это, естественно, должно налагать определенную ответственность на субъект. В зависимости от ситуации она может быть дисциплинарной, если все не успело выйти за рамки внутреннего распорядка. Так если сотрудник ошибся, ему просто сделают выговор, и таким образом, все разрешится, само собой.
Если ошибки были сделаны умышленно, то это последствия могут коснуться вовсе уголовного дела на сотрудника за превышение должностных полномочий, так как он в своих интересах сделал оперативно-розыскное мероприятия под себя. Таким образом, он использовал свое положения для того, чтобы удовлетворить какие-то свои интересы, либо интересы других лиц. Кроме того, тут уже могут и появиться статьи по даче и получении взятки, что тоже стоит отдельных статей в Уголовном Кодексе Российской Федерации.
Законы и приказы
Основным законом, регулирующим данную деятельность, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Тут как раз показывается, какие действия могут совершаться, каков их статус, какие основания есть для их проведения и т. д. Таким образом, этот закон является первоначальным законом, на который стоит обратить внимание.
Естественно, оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны с производством по уголовному делу. А данную процедуру уже регулирует УПК. Таким образом, даже при применении ОРМ в доказательствах мы можем увидеть, как применяется УПК. Поэтому во вторую очередь стоит обращать внимание именно на этот законодательный акт.
Приказы в этой деятельности имеют второстепенное значение, так как все же по данному поводу есть вполне раскрытые законы. Тем не менее, некоторые аспекты данной деятельности они все же затрагивают.
Важно! По всем вопросам о работе правоохранительных органов, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.