Организация пожаротушения. Тушение пожаров как процесс
Время от начала развития пожара мин. | Возможная обстановка пожара | Q тр л/с | Введено приборов на тушение и защиту | Q ф л/с | Рекомендации РТП | |||
ИТС-50-8 | DF | ПЛС | ГПС СВП | |||||
11мин | Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. | 2,82 | 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены. | |||||
19 мин | Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 | 7,85 | 35,24 | 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ. | ||||
25 мин | Ликвидация | 7,85 | 35,24 |
Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
Вариант тушения | Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п.) | Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 | Количество приборов подачи огнетушащих веществ, шт. | Необходимый запас огнетушащих веществ, л/с | Количество пожарных машин, основных/специальных, шт. | Предельные расстояния для подачи воды, м | Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт. |
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек | 7,85 | 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» | W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с | 8 осн. 9 спец. | 70-150 | 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел. |
1. В пути следования передать характеристику объекта.
2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.
4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.
5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.
6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).
7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.
8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.
9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.
10. Проверить лифты на наличие людей.
11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.
12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.
13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях
14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.
15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.
16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.
17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.
1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.
2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.
3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.
4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.
5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.
6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.
7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.
8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.
1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.
Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.
Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.
Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.
Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.
Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.
Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.
С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.
Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).
Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.
Основными задачами гарнизонной службы является:
Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;
Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:
Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;
Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;
Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;
Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.
Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.
В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:
Управления;
Газодымозащитная;
Техническая;
Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).
План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).
Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.
В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Дежурный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.
Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.
Основные задачи СПТ.
Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.
Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области организации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.
Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гарнизон.
Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.
Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.
Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.
Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС
Развитие науки и техники, производств с применением новых синтетически-композитных материалов, усиленное развитие химической, нефтяной и газовой отраслей, сфер экономики, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, тенденция увеличения этажности и площадей общественных и жилых зданий, происходящие на фоне резкого ограничения контрольных полномочий государственного пожарного надзора, требуют постоянного внимания к мерам предупреждения и тушения пожаров.
Из сказанного следует:
– число опасностей не снижается и роль специально выделенной службы (пожарной охраны) в жизни общества и обеспечении безопасности жизнедеятельности человека велика;
– для снижения пожарной опасности любого объекта следует принимать максимум профилактических, конструктивно-технологических, организационных, правовых и других мер, направленных на недопущение возникновения пожара;
– необходимо предусматривать конструктивно-планировочные и технологические решения, снижающие интенсивность развития возможного пожара, способствующие локализации зоны горения и задымления; уменьшающие ущерб и создающие безопасные и оптимальные условия для прибывающих сил экстренного реагирования;
– необходимо предусматривать комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на активную локализацию и тушение пожара специальными технологическими приемами, автоматическими системами пожаротушения дистанционно или путем привлечения сил и средств пожарной охраны за минимальное время.
Совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре, называется пожарной тактикой .
Пожарная тактика включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.
Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и непосредственно тушение пожаров различными силами и средствами.
Цели пожарной тактики :
- познавать закономерности развития пожара;
- разрабатывать способы и приемы спасения людей и тушения пожаров;
- разрабатывать способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров;
- разрабатывать организационную структуру;
- подразделений, изучать их тактические возможности и методы подготовки.
К задачам пожарной тактики относят :
- изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей;
- исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
- разработку способов действий подразделений;
- организацию тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
- организацию тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.
Основы тушения пожаров
Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.
Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы :
а ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:
- прием и обработка сообщения о пожаре;
- выезд и следование к месту пожара;
б ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:
- прибытие к месту пожара;
- управление силами и средствами на месте пожара;
- разведка пожара;
- спасение людей;
- боевое развертывание сил и средств;
- ликвидация горения;
- проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;
в ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:
Основы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС
Проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
К действиям по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, привлекается личный состав и подразделения пожарной охраны, аттестованные на право ведения АСР в установленном порядке.
Подразделения пожарной охраны привлекаются к проведению АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС, связанных с :
- прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений;
- наводнениями (паводками);
- химическим, бактериологическим, радиационным заражением местности;
- обнаружением взрывоопасных предметов;
- транспортными происшествиями;
- обрушениями зданий и сооружений (землетрясениями);
- природными пожарами (при угрозе населенным пунктам);
- крупными техногенными пожарами.
Действия по проведению АСР включают следующие этапы :
а ) действия, проводимые до прибытия к месту ЧС:
- прием и обработка сообщения о ЧС;
- выезд и следование к месту ЧС;
б ) действия, проводимые на месте ЧС:
- прибытие к месту ЧС;
- управление силами и средствами на месте ЧС;
- разведка ЧС;
- спасение людей;
- проведение АСР и других неотложных работ;
в ) действия, проводимые после ликвидации ЧС:
- сбор и следование в место постоянной дислокации;
- восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
- Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444;
- Учебное пособие "Пожарная тактика" В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный 2012 г.;
- Курс лекций «Пожарная тактика» Н.Ю. Клименти 2013 г.
При возникновении пожаров в подвижном составе на железнодорожных станциях, перегонах (в пути следования) администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта должны действовать согласно инструкции. При этом следует:
Немедленно сообщить о пожаре на ЦППС гарнизона пожарной охраны и в линейный орган внутренних дел;
Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов;
Снять напряжение о контактной сети на участке выполнения работ; принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения, предотвращению растекания ЛВЖ и ГЖ и отводу их в безопасное место;
Произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах и т.д.
Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасанием пассажиров, эвакуацией подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:
на станциях - на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствие на дежурных станции;
на перегонах (в пути следования) - на машинистов грузовых и дизель - электропоездов, машинистов ведущего локомотива тяжеловесных составов, начальников пассажирских поездов, начальников секции рефрижераторных поездов, лиц, сопровождающих почтово - багажные поезда и специальные вагоны;
на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава - на руководителя предприятия или его заместителей.
При возникновении пожара на перегоне машинист поезда после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером либо принимает решение о движении его до ближайшей станции (разъезда), куда направляются подразделения пожарной охраны, либо должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов), чтобы исключались вероятность попадания разлитых жидкостей в ручьи, водоемы и угроза загазованности ЯВ территорий населенных пунктов, ближайших объектов. Желательно наличие вблизи источников водоснабжения.
Ответственный за тушение пожара, высылает работника железнодорожного транспорта для встречи подразделений пожарной охраны. На железнодорожных станциях в аварийных ситуациях, в том числе при возникновении пожаров, руководством станции разрабатывается план ликвидации аварии для обеспечения выполнения указанных работ до прибытия пожарной охраны. Для оперативной ликвидация последствий аварии или пожара и восстановления движения поездов по железной дороге предусматривается одновременный выезд к месту аварии (пожара) восстановительного и пожарного поездов.
По согласованию с МПС, при составлении ТРА станций в его состав включается раздел "Порядок действий работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и пожаров", в котором отражаются следующие требования:
1. В соответствии с п. 16.2 Правил технической эксплуатации (ПТЭ) должны быть определены районы управления и распределены между работниками станции обязанности по рассредоточению и выводу из опасной зоны вагонов и составов, а также по локализации аварий и пожаров в начальной стадии.
2. Для работников станции должно быть предусмотрено немедленное выполнение следующих работ:
Провести в течение не более 15 мин. с момента обнаружения пожара рассредоточение вагонов и составов на безопасное расстояние от очага пожара (горящего вагона, места разлива и горения ЛВЖ, ГЖ, и т.п.);
Освободить от подвижного состава не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести состав из опасной зоны на расстояние не менее 200 м;
Обесточить и заземлить контактную сеть на участках работы пожарных подразделений за время не более 15 мин;
Освободить два пути в безопасной зоне с наветренной стороны от очага пожара, но не далее четвертого-пятого путей, для приема прибывающих пожарных и восстановительных поездов;
Продолжить эвакуацию подвижного состава, и в первую очередь с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжных путей с учётом преобладающего направления развития пожара, создающего непосредственную угрозу основному массиву парка станции, станционным сооружениям, строениям и окружающей застройке;
Освободить пути или создать разрыв между вагонами, по указанию руководителя тушения пожара (РТП), для проведения боевого развертывания и прокладки рукавных линий прибывающими пожарными подразделениями;
Приступить к тушению пожара силами ДПД с помощью первичных средств пожаротушения, проложить рукавную линию от ближайших водоисточников и при условии обеспечения личной безопасности осуществлять с помощью распыленных струй воды защиту работников, выполняющих операции по эвакуации подвижного состава и опасных грузов.
3. После прибытия пожарных подразделений действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию РТП или по согласованию с ним.
Руководителем работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители) или начальник восстановительного поезда. После прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны МЧС, назначаются руководители тушения пожара. Они возглавляют работы по тушению пожара и управляют всеми подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара.
На пожаре РТП обязан (через представителя администрации, входящего в состав оперативного штаба):
Установить вид материалов, содержащихся в горящих и соседних вагонах;
Принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;
Потребовать до начала тушения письменное разрешение, подтверждающее снятие напряжения о контактных сетей и их заземление на участках работы пожарных подразделений.
После установления вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяют пожарную опасность грузов и материалов и необходимые огнетушащие вещества.
Для обеспечения тушения пожара РТП создает следующие боевые участки (БУ):
1. По обеспечению эвакуации подвижного состава.
2. Защите подвижного состава.
3. Тушении пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных цистерн (вагонов).
Указанные участки могут разбиваться на отдельные секторы.
Для эвакуации подвижного состава из зоны пожара в помощь начальнику БУ необходимо выделить двух помощников, одного от руководства станции, на которого возлагается ответственность за эвакуации поездов и ограничение растекания разлитой жидкости, второго - от начальствующего состава пожарной охраны МЧС РФ, обеспечив его силами и средствами дня проведения этой работы.
Руководитель тушения пожара, учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожаров на станциях, должен уделять больше внимания вопросам связи, особенно между оперативным штабом на пожаре и работниками железнодорожного транспорта.
Работники железнодорожного транспорта поддерживают связь между собой с помощью средств связи железной дороги (радиотелефонной и громкоговорящей). Для более четкого взаимодействия работников железной дороги, оперативного штаба на пожаре и РТП к ним следует прикреплять связных с радиостанциями, работающими на частотах оперативного штаба на пожаре.
Помощник начальника БУ по эвакуации подвижного состава из числа работников железной дороги, используя громкоговорящую диспетчерскую связь станции, организует сбор рабочих для проведения обвалования и рытья лотков, для отвода разлитых жидкостей на безопасные расстояния (в естественные выемки и котлованы) и предотвращения их попадания в канализацию и другие подземные коммуникации. Для выполнения этих работ на ближайшие от границ пожара освобожденные пути могут быть поданы саморазгружающиеся полувагоны, платформы с негорючими сыпучими материалами (песком, щебнем, гравием, шлаком и т.п.).
Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловин парков), на которых отсутствует подвижной состав. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных путей). Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.
Боевое развертывание под путями с применением ручного немеханизированного и механизированного инструмента может выполняться одновременно в нескольких направлениях, это зависит от количества железнодорожных путей. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении. При этом проделываются лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий преимущественно диаметром 77 мм. Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из личного состава боевого расчета.
Ликвидация пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках должна производиться только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. Снятие напряжения с контактной сети обеспечивается дежурным энергодиспетчером. По его приказу выдается письменное разрешение только электромонтером дистанции контактной сети, заземлившим участок. До обесточивания контактной сети и ее заземления на этих участках запрещается приближаться к контактным проводам на расстояние менее 2 м. и к оборванным концам ближе 10 м. Тушение без снятия напряжения допускается внутри вагонов подвижного состава, а также горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м. от контактной сети, при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.
При горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов необходимо организовать охлаждение ходовой части вагонов и рельсов для предотвращения их деформации.
Охлаждение находящихся в зоне пожара железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем додачи распыленной вода на верхнюю часть корпуса цистерны, что способствует также и наиболее равномерному и быстрому снижению температуры на боковых поверхностях цистерны.
При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от того, насколько полна и точна информация, получаемая службой пожаротушения (СПТ) и подразделениями пожарной охраны в процессе их следования к месту вызова диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) через дежурного поездного диспетчера станции уточняются следующие сведения :
Вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество;
Принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов, по обесточиванию участка контактной сети;
Возможность проезда пожарных автомобилей и наличие вблизи водоисточников;
Наличие разлива горючих или ядовитых жидкостей; наличие опасных грузов в очаге пожара и т.п.
Перечисленные сведения диспетчер ЦППС обязан передавать следующим к месту вызова подразделениям и дежурной службе пожаротушения.
Указанные данные позволяют до прибытия к месту вызова установить целесообразность привлечения к тушению дополнительных сил и средств, а также решить следующие организационные вопросы:
Определить необходимость использования других служб города и служб железной дороги, специальной пожарной техники и техники народного хозяйства,
Заправки свободных железнодорожных цистерн водой и отправления их к месту вызова,
Направления к месту разлива горючих жидкостей железнодорожных платформ и полувагонов с сыпучими материалами,
Подготовить платформы дня погрузки пожарной техники и организовать ее отправку по железной дороге,
Обесточить контактную сеть на участке происшествия,
Установить потребность в индивидуальных средствах защиты и специальной защитной одежде для личного состава и т.д.
При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом диспетчер ЦППС направляет телефонограммой заявку дежурному по отделению дороги на требуемое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.
Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах производится силами личного состава подразделения пожарной охраны совместно с работниками железной дороги. Диспетчер ЦППС систематически уточняет у дежурного поездного диспетчера станции изменение обстановки на пожаре, а также места нахождения горящих вагонов и информирует следующие к месту вызова подразделения и СПТ.
По прибытии на пожар РТП действует согласно требованиям Боевого устава. В первую очередь РТП должен поручить НТ произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для подачи воды вперекачку или путем подвоза. В труднодоступных местах могут быть использованы мотопомпы и техника повышенной проходимости, в том числе приспособленная для пожаротушения.
Работниками железнодорожного транспорта должны быть приняты меры для расшифровки грузов по перевозочным документам. Если свойства веществ и материалов неизвестны, РТП обязан потребовать от администрации железной дороги принятия мер по их выяснению (через грузоотправителя или грузополучателя), а в необходимых случаях направления их специалистов на место происшествия. Подавать огнетушащие вещества (воду, пену) следует только после выяснения рода груза.
Для успешного тушения любого пожара необходимо знать закономерности его развития и характеристику сопровождающих его явлений, а также успешное тушение пожаров зависит и от тактико-технических возможностей пожарных подразделений.
Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре .
Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства) и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важнейших вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, являются тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а также способы прекращения горения .
Тушить пожар умело и быстро, целесообразно используя силы и средства, могут только подготовленные, хорошо обученные и натренированные подразделения пожарной охраны. Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны регламентируется приказом .
Задачами пожарной тактики являются: изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны, знание тактических возможностей подразделений, необходимо чтобы правильно использовать боевые расчеты в процессе тушения .
Не зная, например, возможностей пожарного отделения на автонасосе, нельзя решить таких вопросов его использования, как постановка задач в различной обстановке, необходимость его усиления дополнительными средствами, организация взаимодействия с другими подразделениями .
Знание процессов развития и тушения пожаров, а также знание тактических возможностей подразделений позволяет разработать наиболее целесообразные способы действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в той или иной обстановке .
При решении этой задачи исходят обычно из наиболее типичной обстановки на пожаре. Определив целесообразные способы действий подразделений в типичной обстановке, их уточняют с учетом особенностей конкретного пожара.
Способы действий подразделений разрабатывают, изучая и обобщая опыт тушения пожаров. Чтобы из всех способов действий выбрать наиболее целесообразные и эффективные, необходимо изучать и учитывать все изменения, происходящие в практике тушения пожаров и в техническом оснащении подразделений. Организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении .
В организации тушения пожаров и управление боевыми действиями подразделений основную роль играет своевременное создание необходимых запасов огнетушащих средств, правильная организация и бесперебойная работа тыла на пожаре, медицинское обслуживание личного состава, обеспечение безопасных условий для личного состава при тушении пожара, охрана места пожара .
Успешное решение этой задачи обеспечивается четко налаженным взаимодействием подразделений пожарной охраны с городскими службами: водопроводной, медицинской, энергетической, полицейской и др.
Организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава .
Решение задач пожарной тактики во многом зависит от знаний личного состава подразделений и его подготовленности к работе в различных условиях обстановки на пожаре .
Поэтому следующей задачей тактики является организация и проведение пожарно-тактической подготовки личного состава подразделений.
Тактические занятия в системе боевой подготовки должны быть направлены на выработку необходимых морально-боевых качеств личного состава: мужества, решительности, находчивости, стойкости, профессионального мастерства и т. д.
Воспитать эти качества можно только в результате постоянной, кропотливой и целеустремленной работы всего состава подразделений пожарной охраны. Тушение пожаров, спасание людей, оказавшихся в опасности, наряду с профилактическими мероприятиями важнейшие задачи подразделений пожарной охраны.
Исследуя условия развития и тушения пожаров, разрабатывая наиболее целесообразные способы и приемы боевых действий подразделений, пожарная тактика вместе с тем не дает готовых решений для каждой конкретной обстановки, складывающейся на пожаре.
Она содержит главные, наиболее важные положения и правила, следуя которым руководитель тушения пожара (РТП) принимает обоснованное решение, соответствующее конкретным условиям.
Пожарная тактика зависит от уровня тактико-технических возможностей техники, внедрения новых средств тушения. Она находится в непрерывном развитии, обогащаясь новыми приемами и способами тушения пожаров по мере оснащения пожарных подразделений более совершенной техникой и огнетушащими средствами.
Например, широкое применение пены средней кратности позволило существенно изменить тактические приемы и способы тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, в кабельных помещениях и подвалах зданий, на судах морского и речного флота. Появление пожарных автомобилей газоводяного тушения в корне изменило весь процесс тушения пожаров мощных нефтяных и газовых фонтанов. Большое значение для тактики имеет организационная структура частей и гарнизонов пожарной охраны, а также метод управления боевыми действиями пожарных подразделений .
Научное их обоснование - одна из важных задач пожарной тактики.
В современных условиях пожарная тактика решает свои задачи исходя из наличия новых огнетушащих средств и возросшей необходимости тушения пожара в начальной стадии его развития. Это обусловлено тем, что укрупнение объектов, усложнение технологических процессов производств, применение синтетических материалов и т. д. создали условия для быстрого распространения пожаров на большие площади, что может привести к огромным материальным потерям .