Основные теории права. Основные правовые теории
1.Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека. Многообразие теорий правопонимания обусловелена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и психологическими особенностями.
Основные теории права
: Естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория права зародился еще в античности. В средние века естественное право выводилось из Божественной воли, логическую форму данная теория получила позже в трудах Гоббса, Локка, Радищева.
Естесственно – правовая теория
1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права.
2. Источник прав человек усматривался не в гос.ве и не в законе, а в самой человеческой природе (разум, мораль,воля)
Достоинства е-п теории:
1. Указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответсвие с правом, как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.
2. Провозглашение прав человека естественными являлось препятствием для административного произвола.
Недостатки е-п теории:
1.Провозглашая дуализм права, происходит путаница между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим.
2.Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.
3.Усилия человека напрасны перед действием естественного права.
4.Провозглашение ценностей естеств. права абсолютными, что ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.
Историческая теория
(школа права) сформировалась в конце 18 века, представители Гуго, Пухта, Савиньи
Основные положения исторической теории:
1.право-историческое явление, не вводится по указанию, а возникает и развивается постепенно.
2.право-это правовые обычаи, исторически сложившиеся правила поведения, влекущие юрид. последствия.
Достоинства исторической школы:
- было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.
- подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель на может творить нормы права по своему усмотрению
- значение правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения
Недостатки:
- данная теория переоценивает роль правовых обычаев, т.к. многие из них соблюдаются из удобства или по подражанию
- отрицаются за юристом творческие роли, в то время как создание законов является творческим процессом
- рассмотрение права как духа конкретного народа, отрицание возможности заимствований из права других народов.
Нормативистская теория права
полно сформулирована в ХХ веке, представители Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Основные положения по Гансу Кельзену:
1. право это система норм, как пирамида, где на самом верху находится основная норма принятая законодателем, каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юр. силы
2. право-сфера должного, а не сущего.
3. в основании пирамиды норма находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания, которые также включаются в понятие права.
Достоинства:
- подчеркивается нормативность, иерархия правовых норм по степени их юр. силы
-нормативность органически связана с формальной определенностью права
-признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие
Недостатки:
-увлеченность формальной стороной права, что влечет игнорирование прав личности, нравственных начал юр. норм и т.п., недооценивается связь права с эконом., полит., духовными факторами.
-преувеличивается роль государства
Материалистическая теория
права Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов
Основные положения:
1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса
2. содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером производственных отношений, носителями котор. явл. собственники, держащие в руках гос.ую власть.
3. право - социальное явления, в кот. классовая воля получает гос.-нормативное выражение.
Достоинства:
- право это закон, выделены критерии правомерного и противоправного
- показали обусловленность права соц-экон. факторами, влияющими на него
-обратили внимание на связь права с гос.вом, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Недостатки:
-преувеличена роль классовых начал в ущерб общечеловеческим принципам
-излишне связывали право с материальными факторами
Психологическая теория права
: Петражицкий, Росс, Рейснер
Основные положения:
1. Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, гос.во
2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а из психологических закономерностей (эмоций).
3. Все правовые переживания делятся на позитивные (исходящие от государства), и интуитивные (личные)
Достоинства:
-обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими и политическими
-акцентирует внимание на роли правосознания в правовой системе общества
Недостатки:
-преувеличена роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (эконом, полит, культурным)
-отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Социологическая теория
права: представители Эрлих, Жени, Муромцев, Паунд
Основные положения:
1. разделяют право и закон, но не как в естественном праве (право воплощается в реализации законов)
2. право это юр.действия, практика, правопорядок, применение законов. Право это реальное поведение субъектов правоотношений (живое право)
3.формулируют живое право прежде всего судьи в процессе деятельности, выступая субъектами правотворчества.
Достоинства:
- оно обращает внимание на реализацию права
- фиксирует приоритет общественных отношений, как содержания права
- согласуется с ограничением гос.ого вмешательства в экономику
Недостатки:
- если под правом понимать реализацию законов, тот теряются четкие границы между правомерным и неправомерным
- в силу переноса правотворческой деятельности на судей, увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвол
Разные научные школы объясняют сущность права в объективном смысле со своих позиций (рис. 1.2).
Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает государство, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юридической силе и включающее в себя естественные притязания людей, которые принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч. При этом такие естественные права принадлежат человеку независимо от признания их государством.
Социологическая концепция предполагает, что право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.
Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе
исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.
Теологическая теория исходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.
Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.
Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.
Рис. 1.2. Основные правовые теории
Либертарно-юридическая теория исходит из того, что право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства. Соответственно различаются право как выражение указанной идеи и закон как распоряжение государственной власти, которое может быть правовым либо выражать произвол, деспотию.
Психологическая теория права исходит из того, что право является продуктом человеческой психики. Притязания или чувство долга человека можно считать правовыми лишь в том случае, если они внутренне осознаются индивидом в качестве таковых.
Основные теории права
Свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины:
- разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
- отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
- источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога.
Достоинства теории:
- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
- провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны теории:
- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи:
- право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
- право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
- отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства теории:
- впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
- справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны:
- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории:
- исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
- по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками;
- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства теории:
- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
- нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов;
- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
- осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.
Наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Представители: К.. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Основные идеи:
- право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. с. как классовое явление;
- содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
- право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Достоинства теории:
- право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного;
- показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
- обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
- преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
- право слишком жестко связывается с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
Получила развитие в XX в. Представители: Л. И. Пстражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Основные идеи:
- психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
- понятие и сущность права рассматриваются, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
- все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.
Достоинства теории:
- обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и проч. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
- повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
- источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.
Слабые стороны:
- осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права;
- в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи:
- право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
- под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
- формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства теории:
- такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
- эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц.
В наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Представители: К. Ллевелин, О. Холмс, Дж. Фрэнк и др. Основные идеи:
- под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения;
- сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни;
- отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).
Достоинства теории:
- акцентирование внимания на процессе вынесения судебных решений, на необходимости учитывать формирующуюся судебную практику;
- детальное исследование судебной деятельности как значимого фактора правообразования.
Слабые стороны:
- сужение сферы правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;
- неопределенность права, за которую выступают представители названной теории, снижает качество права как социального регулятора, что может дезориентировать субъектов.
1. Теологическая теория.
1) Появляется в древности на Востоке, в Древней Греции.
2) Появляется в силу простоты понимания того, что право происходит от Бога.
3) Способствует стабильности и властвованию церкви в государстве, суд был религиозным (главную роль играли священники), способствует формированию теологических государств.
4) Сейчас актуальна в исламских странах.
Россия тоже пережила период теократического государства (Русь с IX века до конца XIV века, при Петре I государство стало клерикальным, с 1917 года – светское государство). Теория актуальна из-за стабильности, которую она гарантирует.
Вплоть до периода средневековья теологическая и патриархальная теории имели приоритет, под их воздействием развивалось партикулярное право (княжеские грамоты, вассальные отношения), каноническое право (церковное). В содержании права преобладает правовой обычай, патриархальные нравы. Под воздействием этих теорий формировались Судебники и Соборное Уложение.
Бурный рост промышленности и буржуазии, которой мешала архаичность права, вынудил создать более прогрессивную теорию, обосновывающую равноправие, формальное равенство людей и дававшее простор рациональным (от ratio) преобразованиям. В традиционных правовых системах начинают формироваться предпосылки рационального права.
2. Естественно-правовая теория.
1) В XVII веке (особенно во второй его половине) в Европе наряду с договорной теорий возникновения государства формулируется и естественно-правовая теория. Руссо, Локк, Гроций – ее основоположники. Центры распространения этой теории: Франция и Англия.
2) Истоки естественно-правовой теории черпались из римского права, где за гражданами признавались естественные неотчуждаемые права человека. Согласно естественно-правовой теории все люди по природе равны, следовательно все люди формально равны (на не фактически). Смысл естественно-правовой теории достигается не сразу, она идеалистична и утопична. Существует право естественное и право позитивное (создается государством). Право позитивное не должно противоречить праву естественному. Права человека понимались как урегулированная правовыми средствами свобода (“Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого”)
3) Естественно-правовая теория способствовала установлению конституционного строя в Америке и Европе, но носила революционный характер, так как могла подвергнуть ревизии все позитивное право на предмет соответствия естественному праву (к примеру, смертная казнь и право на жизнь). Появились апелляционные и кассационные суды. Революционный характер естественно-правовой теории создавал предпосылки к тому, что и новые конституции и законы тоже будут пересматриваться, а победителям нужна была стабильность.
3. Историческая школа права.
1) Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Основоположники: Совиньи, Гуго.
2) По данной теории право формируется постепенно, выражая дух и традиции народа, и не один правитель не может по своему усмотрению изменить право. Историческая школа права консервативна, но демократичнее патриархальной или теологической теории (по которым право создается правителем).
3) Историческая школа права обеспечивает преемственность в развитии государства и права, их стабильность. Недостатки: завышается роль традиции, обычаев.
4) Теория популярна в Великобритании.
4. реалистическая школа права.
1) Появилась в XIX веке в Америке и Германии. Основоположник – Рудольф Иегер.
2) По данной теории право – это защищенный государством интерес субъекта, состоящий в фактическом праве субъекта действовать в своих интересах.
Борьба за свое право и есть высшая ценность права. Право принадлежит тому, кто умеет им пользоваться и может его защитить. В таком случае должна хорошо работать фискальная система.
3) Реалистическая школа права служит основой правового воспитания. Если вы не боритесь за свои права, то их у вас и нет. Главный способ защиты прав – самозащита.
5. Нормативисткая теория права.
1) Появилась в Германии. Основоположник – Кельзен.
2) Право представляет собой целостное системное иерархическое явление, вершину которого образует абстрактная гранднорма – высшее воплощение социальной справедливости. Теория достаточна проста и не вдается в содержательную структуру права.
3) Достоинство теории состоит в положениях о целостности и системности права, отсутствии в нем противоречий.
6. Классовая теория права.
1) Появилась в XIX веке. В Англии: Льюис, Морган. В Германии: Маркс, Энгельс. В России: Ленин, Плеханов.
2) Право представляет собой выраженную в нормах волю экономически и политически господствующей социальной группы. Эта теория экономически детерминирована. Право предстает как надстройка над базисом, зависящая от него, но при этом оказывающая влияние на развитие экономических отношений. В этой теории государство понимается как машина, поэтому в теории есть много “технических” терминов. По данной теории социалистическое государство уже называется полугосударством, в котором есть полуправо, так как право перестает быть выразителем воли отдельного класса.
7. Психологическая теория права.
1) Появилась в XIX–XX века. Основоположники: Петражицкий, Фрейд, Ницше.
2) Право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности). Человеку свойственно жить, подчиняясь общей воле. Эта потребность оказывается характерна не для всех, согласно психологической теории права такие сферы права как семейное, гражданское права – это удел людей с высокой нравственностью, интеллектом и порядочностью. Ницше даже выделил понятие Героя. По данной теории брак, к примеру, является уделом Героев. По мнению Ницше были и государства-Герои – Германия.
Функции права – это основные направления воздействия правовых норм и предписаний на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Функции права делятся на:
1. Неюридические (внешние) функции:
1) Организационная функция.
2) Информационная функция.
3) Воспитательная функция.
4) Координирующая функция.
5) Управляющая функция.
6) Идеологическая функция.
7) Экономическая функция.
8) Политическая функция.
9) Социальная функция.
2. Собственно юридические функции:
1) Регулятивная функция.
а) Регулятивно-статическая функция (предусматривает определение круга участников отношений и наделение участников правами и обязанностями)
б) Регулятивно-динамическая функция (направлена на обеспечение реализации прав и свобод субъектов отношений).
2) Охранительная функция (представлена нормами уголовного права, административного права, трудового права).
3) Стимулирующая функция (закрепление условий, необходимых для приобретения определенного статуса, к примеру, студент получает право на отсрочку от армии).
4) Поощрительная функция.
Еще по теме Основные правовые теории.:
- Модуль 1. Лекция 4. Основные парадигмы политологии. Основные политологические теории Х1Х-ХХ века
- 1. Политические и правовые учения Древнего Востока (XIII-IV вв. до н.э.). Первые политико-правовые теории
- IV. БУРЖУАЗНЫЕ ТЕОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)
- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -
Основные правовые теории.
1. Теологическая теория.
1) Появляется в древности на Востоке, в Древней Греции.
2) Появляется в силу простоты понимания того, что право происходит от Бога.
3) Способствует стабильности и властвованию церкви в государстве, суд был религиозным (главную роль играли священники), способствует формированию теологических государств.
4) Сейчас актуальна в исламских странах. Россия тоже пережила период теократического государства (Русь с IX века до конца XIV века, при Петре I государство стало клерикальным, с 1917 года – светское государство). Теория актуальна из-за стабильности, которую она гарантирует.
Вплоть до периода средневековья теологическая и патриархальная теории имели приоритет, под их воздействием развивалось партикулярное право (княжеские грамоты, вассальные отношения), каноническое право (церковное). В содержании права преобладает правовой обычай, патриархальные нравы. Под воздействием этих теорий формировались Судебники и Соборное Уложение.
Бурный рост промышленности и буржуазии, которой мешала архаичность права, вынудил создать более прогрессивную теорию, обосновывающую равноправие, формальное равенство людей и дававшее простор рациональным (от ratio) преобразованиям. В традиционных правовых системах начинают формироваться предпосылки рационального права.
2. Естественно-правовая теория.
1) В XVII веке (особенно во второй его половине) в Европе наряду с договорной теорий возникновения государства формулируется и естественно-правовая теория. Руссо, Локк, Гроций – ее основоположники. Центры распространения этой теории: Франция и Англия.
2) Истоки естественно-правовой теории черпались из римского права, где за гражданами признавались естественные неотчуждаемые права человека. Согласно естественно-правовой теории все люди по природе равны, следовательно все люди формально равны (на не фактически). Смысл естественно-правовой теории достигается не сразу, она идеалистична и утопична. Существует право естественное и право позитивное (создается государством). Право позитивное не должно противоречить праву естественному. Права человека понимались как урегулированная правовыми средствами свобода (“Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого”)
3) Естественно-правовая теория способствовала установлению конституционного строя в Америке и Европе, но носила революционный характер, так как могла подвергнуть ревизии все позитивное право на предмет соответствия естественному праву (к примеру, смертная казнь и право на жизнь). Появились апелляционные и кассационные суды. Революционный характер естественно-правовой теории создавал предпосылки к тому, что и новые конституции и законы тоже будут пересматриваться, а победителям нужна была стабильность.
3. Историческая школа права.
1) Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Основоположники: Совиньи, Гуго.
2) По данной теории право формируется постепенно, выражая дух и традиции народа, и не один правитель не может по своему усмотрению изменить право. Историческая школа права консервативна, но демократичнее патриархальной или теологической теории (по которым право создается правителем).
3) Историческая школа права обеспечивает преемственность в развитии государства и права, их стабильность. Недостатки: завышается роль традиции, обычаев.
4) Теория популярна в Великобритании.
4. реалистическая школа права.
1) Появилась в XIX веке в Америке и Германии. Основоположник – Рудольф Иегер.
2) По данной теории право – это защищенный государством интерес субъекта, состоящий в фактическом праве субъекта действовать в своих интересах. Борьба за свое право и есть высшая ценность права. Право принадлежит тому, кто умеет им пользоваться и может его защитить. В таком случае должна хорошо работать фискальная система.
3) Реалистическая школа права служит основой правового воспитания. Если вы не боритесь за свои права, то их у вас и нет. Главный способ защиты прав – самозащита.
5. Нормативисткая теория права.
1) Появилась в Германии. Основоположник – Кельзен.
2) Право представляет собой целостное системное иерархическое явление, вершину которого образует абстрактная гранднорма – высшее воплощение социальной справедливости. Теория достаточна проста и не вдается в содержательную структуру права.
3) Достоинство теории состоит в положениях о целостности и системности права, отсутствии в нем противоречий.
6. Классовая теория права.
1) Появилась в XIX веке. В Англии: Льюис, Морган. В Германии: Маркс, Энгельс. В России: Ленин, Плеханов.
2) Право представляет собой выраженную в нормах волю экономически и политически господствующей социальной группы. Эта теория экономически детерминирована. Право предстает как надстройка над базисом, зависящая от него, но при этом оказывающая влияние на развитие экономических отношений. В этой теории государство понимается как машина, поэтому в теории есть много “технических” терминов. По данной теории социалистическое государство уже называется полугосударством, в котором есть полуправо, так как право перестает быть выразителем воли отдельного класса.
7. Психологическая теория права.
1) Появилась в XIX–XX века. Основоположники: Петражицкий, Фрейд, Ницше.
2) Право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности). Человеку свойственно жить, подчиняясь общей воле. Эта потребность оказывается характерна не для всех, согласно психологической теории права такие сферы права как семейное, гражданское права – это удел людей с высокой нравственностью, интеллектом и порядочностью. Ницше даже выделил понятие Героя. По данной теории брак, к примеру, является уделом Героев. По мнению Ницше были и государства-Герои – Германия.
Функции права – это основные направления воздействия правовых норм и предписаний на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Функции права делятся на:
1. Неюридические (внешние) функции:
1) Организационная функция.
2) Информационная функция.
3) Воспитательная функция.
4) Координирующая функция.
5) Управляющая функция.
6) Идеологическая функция.
7) Экономическая функция.
8) Политическая функция.
9) Социальная функция.
2. Собственно юридические функции:
1) Регулятивная функция.
а) Регулятивно-статическая функция (предусматривает определение круга участников отношений и наделение участников правами и обязанностями)
б) Регулятивно-динамическая функция (направлена на обеспечение реализации прав и свобод субъектов отношений).
2) Охранительная функция (представлена нормами уголовного права, административного права, трудового права).
3) Стимулирующая функция (закрепление условий, необходимых для приобретения определенного статуса, к примеру, студент получает право на отсрочку от армии).
4) Поощрительная функция.
Можно выделить следующие основные теории происхождения права:
теологическая теория – одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.
естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным гос-вом, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос-ные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.
историческая теория находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.
марксистская теория полагает, что право возникает одновременно с возникновением гос-тва и имеет одинаковые с гос-вом причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом гос-тва, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.
психологическая теория считает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд.
Основные черты нормативистского, социологического и философского подходов к пониманию права.
Нормативистская теория права.
Представители : Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой гос-тва;
право есть система (пирамида) норм, на вершине которой находится «основная (суверенная) норма», а каждая низшая черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания и пр.
существование права зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения и не имеет обоснования вне норм долженствования, т. е. влечет за собой определенные обязанности.
Достоинства:
нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права - его нормативность. Иметь в виде руководства общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое.
нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.
фиксированность средств гос-ного принуждения в случаях нарушения права.
противостояние режиму произвола и беззаконию.
косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.
ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.
признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.
Недостатки:
фактически проигнорирована содержательная сторона права (права личности, нравственные начала юридических норм и пр.);
недооценена связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами развития общества;
преувеличена роль государствав установлении эффективных юридических норм.
Социологическая теория права (теория «живого» права).
Представители : Эрлих, Жени, Муромцев и др.
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».
Основные идеи:
право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Закон находится в сфере должного, а право в сфере сущего;
право есть юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Это реальное поведение субъектов правоотношений.
Достоинства:
ориентируется на реализацию права, приобретает практическое осуществление;
отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;
согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Недостатки:
если право есть реализация законов, то теряются критерии правомерного и неправомерного, т. к. реализация может быть как законной, так и противозаконной;
отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;
решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
правотворческая деятельность фактически перенесена на судей и администраторов в связи, с чем увеличивается опасность получения некомпетентного результата.
Философская теория права.
Философское право является одним из этапов (периодов) развития теории естественного права. Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций 17-18 вв. (Представители Гоббс, Локк, Радищев).
Основные идеи:
Право и закон разделены – законы принимаются гос-вом, а право – высшее, подлинное, естественное право, данное человеку от рождения
Право и мораль отождествляются (в основе правотворческих и правоприменительных процессов должны быть заложены моральные принципы – свобода, равенство, справедливость).
Идеи Руссо, Гоббса были восприняты и развиты немецкими философами Кантом, Гегелем. Они утверждали, что существуют высшие, не зависимые от гос-тва нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.
Право, по Канту , - «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче - «наличное бытие свободы».
Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от гос-тва норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и разумного.
Слабой стороной этого подхода является уменьшение формально-юридических свойств права, в результате чего теряется четкий критерий законного и незаконного, т.к. основывается на абстрактных позициях. Кроме того, такое толкование права связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое у различных людей различно в силу объективных и субъективных причин.