Отчетность в сфере закупок товаров, работ, услуг. Как правильно сформировать отчет по закупкам у смп и сонко Размещение отчетов по 44 фз
Какие отчеты по 44-ФЗ нужно делать в 2019 году заказчику? Смотрите в статье.
Какие отчеты заказчик не сдает
Отчет об исполнении контракта
С 12 мая 2019 года количество отчетов стало на один меньше. ФЗ-71 от 01.05.2019 внес изменения в ст. 94 ФЗ-44, в результате чего ч. 9-12 данной статьи утратили силу.
Раньше данный отчет заказчика по 44-ФЗ в течении 7 дней необходимо было разместить в ЕИС. Теперь делать этого не нужно, так как ФЗ-44 больше не содержит норм об отчетности за исполнение контракта или отдельного этапа исполнения контракта. ПП РФ № 1093 от 28.11.2013, регулирующее данную отчетность, также уже не действует, так как ссылается на утратившие силу части ст. 94 ФЗ-44.
Таким образом, так как Закон о КС с 12 мая 2019 года вообще не упоминает об отчете об исполнении контракта, а ПП РФ № 1093 ссылается на несуществующие с 12 мая 2019 года нормы ФЗ-44, то с указанной даты данная отчетность вообще не регулируется закупочным законодательством и не применяется заказчиком. Поэтому с 12 мая 2019 года не только не нужно делать отчеты об исполнении контракта , заключенным после 12 мая 2019 года, но и по контрактам, которые были заключены до этой даты.
А какие отчеты заказчик обязан публиковать в ЕИС и сейчас? Смотрим далее.
Все, что вносят в реестр контрактов
С 12 мая отменили отчетность по исполнению и этапам контрактов, но в реестр контрактов информацию направлять по-прежнему надо. Смотрите, какую информацию нужно вносить в реестр, когда без этого можно обойтись и что направить в реестр, если вы изменили или расторгли контракт.
Пять справочных таблицОтчет об объеме закупок у СМП и СОНКО
Это отчет, обязательность которого установлена ч. 4 ст. 30 ФЗ-44. Там же указаны сроки размещения в ЕИС такого отчета – до 1 апреля года, следующего за отчетным. Подробно порядок составления этого отчета указан в ПП РФ от 17.03.2015 № 238.
Объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от СГОЗ за вычетом ряда закупок из ч. 1.1 ст. 30 ФЗ-44. Реализует это требование заказчик двумя механизмами:
- Ограничением участников закупки – организуя закупки только для СМП и СОНКО.
- Установлением дополнительного требования к участникам закупки – обязуя их привлекать субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Таким образом, в отчеты по 44-ФЗ, которые заказчик обязан составить и разместить в ЕИС, входит, в том числе, отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО. Как заполнить его правильно, эксперты журнала "Госзакупки.ру" разобрали в статье
Отчет по закупкам у единственного поставщика
Отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, кроме как закупки у едпоставщика (ЕП). Это отчет, который еще пока необходимо готовить заказчикам, но уже с 31 июля 2019 года такая обязанность у заказчиков отпадет.
Отчет по закупкам у ЕП по 44-ФЗ предусмотрен ч. 3 ст. 93 ФЗ-44. И предусматривает он составление такого отчета не по всем закупкам у ЕП, а только по некоторым основаниям. В этот отчет заказчик включает следующую информацию:
- Невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента;
- Цену контракта;
- Иные существенные условия контракта.
Нужно ли размещать отчеты по коммуналке 44-ФЗ по данному основанию? Нет. Причем дважды. Во-первых, закупки по п. 1, 8, 29 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 подпадают под исключительные случаи, когда такой отчет готовить не нужно.
Равно в такие случаи попадают и закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, поэтому даже если закупили коммуналку через малые закупки, отчет все равно готовить не нужно. Во-вторых, ч. 3 ст. 93 говорит лишь о том, что заказчику необходимо для того, чтобы заключить соответствующий контракт, составить данный отчет. Составить, но не разместить. То есть обязанности размещать такой отчет в ЕИС у заказчика нет.
Как закупить у едпоставщика: отчет-обоснование и минимальные требования
Аварийная ситуация всегда заставляет заказчика действовать моментально. Для того чтобы заказчик не тратил время на подготовку обычной конкурентной закупки, в Закон о контрактной системе включили специальную норму. Она позволяет заказчику закупить ТРУ у едпоставщика быстро, без лишней волокиты с документами. Эта возможность предусмотрена в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В статье мы показали, какие возможности дает Закон при аварийной ситуации.
В то же время функционал ЕИС позволяет это сделать. Для этого в личном кабинете заказчика необходимо зайти в раздел «Отчеты», далее «Отчеты заказчиков» и нажать «Создать информацию об отчете заказчика». В открывшемся окне указать тип отчета – обоснование закупки у ЕП; основание – соответствующий пункт ч. 1 ст. 93; прикрепить файл с отчетом.
Если не разместите этот отчет, то оснований для наказания нет. Но если разместите – у контрольных органов уже точно не будет к вам вопросов.
А согласно п. 62 ст. 1 ФЗ-71 в ст. 93 ФЗ-44 вносят ряд изменений. В том числе меняют формулировку ч. 3 данной статьи. Новая формулировка не предусматривает формирование отчета по закупкам у ЕП и вступает в силу 31 июля 2019 года. Поэтому данный отчет – временный.
Все ли это отчеты заказчиков по 44-ФЗ в 2019 году? Да. У заказчиков есть обязанность делать некоторые обоснования. Например, обоснование расчета НМЦК, в том числе обоснование применения иного метода расчета, или обоснование применения требований к ТРУ, не предусмотренных КТРУ, но составления иных отчетов законодатель от заказчиков не требует.
Таким образом, отчетность по 44-ФЗ в 2019 году состоит только из двух документов: отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО и отчет о закупке у ЕП. Но какие отчеты заказчик обязан публиковать в ЕИС? Только один. Это - отчет о закупках у СМП и СОНКО . При этом, как уже было отмечено, отчеты заказчиков в ЕИС могут (при желание самого заказчика) содержать и отчет о закупке у ЕП.
Вложенные файлы
- Отчет о закупках у СМП и СОНО.xlsx
- Отчет об исполнении контракта.doc
Какие отчеты по 44-ФЗ нужно делать в 2019 году заказчику? Смотрите в статье.
Какие отчеты заказчик не сдает
Отчет об исполнении контракта
С 12 мая 2019 года количество отчетов стало на один меньше. ФЗ-71 от 01.05.2019 внес изменения в ст. 94 ФЗ-44, в результате чего ч. 9-12 данной статьи утратили силу.
Раньше данный отчет заказчика по 44-ФЗ в течении 7 дней необходимо было разместить в ЕИС. Теперь делать этого не нужно, так как ФЗ-44 больше не содержит норм об отчетности за исполнение контракта или отдельного этапа исполнения контракта. ПП РФ № 1093 от 28.11.2013, регулирующее данную отчетность, также уже не действует, так как ссылается на утратившие силу части ст. 94 ФЗ-44.
Таким образом, так как Закон о КС с 12 мая 2019 года вообще не упоминает об отчете об исполнении контракта, а ПП РФ № 1093 ссылается на несуществующие с 12 мая 2019 года нормы ФЗ-44, то с указанной даты данная отчетность вообще не регулируется закупочным законодательством и не применяется заказчиком. Поэтому с 12 мая 2019 года не только не нужно делать отчеты об исполнении контракта , заключенным после 12 мая 2019 года, но и по контрактам, которые были заключены до этой даты.
А какие отчеты заказчик обязан публиковать в ЕИС и сейчас? Смотрим далее.
Все, что вносят в реестр контрактов
С 12 мая отменили отчетность по исполнению и этапам контрактов, но в реестр контрактов информацию направлять по-прежнему надо. Смотрите, какую информацию нужно вносить в реестр, когда без этого можно обойтись и что направить в реестр, если вы изменили или расторгли контракт.
Пять справочных таблицОтчет об объеме закупок у СМП и СОНКО
Это отчет, обязательность которого установлена ч. 4 ст. 30 ФЗ-44. Там же указаны сроки размещения в ЕИС такого отчета – до 1 апреля года, следующего за отчетным. Подробно порядок составления этого отчета указан в ПП РФ от 17.03.2015 № 238.
Объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от СГОЗ за вычетом ряда закупок из ч. 1.1 ст. 30 ФЗ-44. Реализует это требование заказчик двумя механизмами:
- Ограничением участников закупки – организуя закупки только для СМП и СОНКО.
- Установлением дополнительного требования к участникам закупки – обязуя их привлекать субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНКО.
Таким образом, в отчеты по 44-ФЗ, которые заказчик обязан составить и разместить в ЕИС, входит, в том числе, отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО. Как заполнить его правильно, эксперты журнала "Госзакупки.ру" разобрали в статье
Отчет по закупкам у единственного поставщика
Отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, кроме как закупки у едпоставщика (ЕП). Это отчет, который еще пока необходимо готовить заказчикам, но уже с 31 июля 2019 года такая обязанность у заказчиков отпадет.
Отчет по закупкам у ЕП по 44-ФЗ предусмотрен ч. 3 ст. 93 ФЗ-44. И предусматривает он составление такого отчета не по всем закупкам у ЕП, а только по некоторым основаниям. В этот отчет заказчик включает следующую информацию:
- Невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента;
- Цену контракта;
- Иные существенные условия контракта.
Нужно ли размещать отчеты по коммуналке 44-ФЗ по данному основанию? Нет. Причем дважды. Во-первых, закупки по п. 1, 8, 29 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 подпадают под исключительные случаи, когда такой отчет готовить не нужно.
Равно в такие случаи попадают и закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44, поэтому даже если закупили коммуналку через малые закупки, отчет все равно готовить не нужно. Во-вторых, ч. 3 ст. 93 говорит лишь о том, что заказчику необходимо для того, чтобы заключить соответствующий контракт, составить данный отчет. Составить, но не разместить. То есть обязанности размещать такой отчет в ЕИС у заказчика нет.
Как закупить у едпоставщика: отчет-обоснование и минимальные требования
Аварийная ситуация всегда заставляет заказчика действовать моментально. Для того чтобы заказчик не тратил время на подготовку обычной конкурентной закупки, в Закон о контрактной системе включили специальную норму. Она позволяет заказчику закупить ТРУ у едпоставщика быстро, без лишней волокиты с документами. Эта возможность предусмотрена в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В статье мы показали, какие возможности дает Закон при аварийной ситуации.
В то же время функционал ЕИС позволяет это сделать. Для этого в личном кабинете заказчика необходимо зайти в раздел «Отчеты», далее «Отчеты заказчиков» и нажать «Создать информацию об отчете заказчика». В открывшемся окне указать тип отчета – обоснование закупки у ЕП; основание – соответствующий пункт ч. 1 ст. 93; прикрепить файл с отчетом.
Если не разместите этот отчет, то оснований для наказания нет. Но если разместите – у контрольных органов уже точно не будет к вам вопросов.
А согласно п. 62 ст. 1 ФЗ-71 в ст. 93 ФЗ-44 вносят ряд изменений. В том числе меняют формулировку ч. 3 данной статьи. Новая формулировка не предусматривает формирование отчета по закупкам у ЕП и вступает в силу 31 июля 2019 года. Поэтому данный отчет – временный.
Все ли это отчеты заказчиков по 44-ФЗ в 2019 году? Да. У заказчиков есть обязанность делать некоторые обоснования. Например, обоснование расчета НМЦК, в том числе обоснование применения иного метода расчета, или обоснование применения требований к ТРУ, не предусмотренных КТРУ, но составления иных отчетов законодатель от заказчиков не требует.
Таким образом, отчетность по 44-ФЗ в 2019 году состоит только из двух документов: отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО и отчет о закупке у ЕП. Но какие отчеты заказчик обязан публиковать в ЕИС? Только один. Это - отчет о закупках у СМП и СОНКО . При этом, как уже было отмечено, отчеты заказчиков в ЕИС могут (при желание самого заказчика) содержать и отчет о закупке у ЕП.
Вложенные файлы
- Отчет о закупках у СМП и СОНО.xlsx
- Отчет об исполнении контракта.doc
Когда необходим отчет об исполнении этапов контракта по 44-ФЗ, что включает в себя этот документ, как разместить отчет на сайте ЕИС, читайте в материале. Также разберем пример из судебной практики, касающийся нарушения сроков публикации в ЕИС, а определить последний срок сдачи отчета об исполнении контракта поможет расчетчик.
Публикуем ли отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2019 году
Отчет заказчика содержит информацию о результатах закупки, в том числе их соответствии требованиям заказчика, о соблюдении сроков, а также о допущенных нарушениях и санкциях. Заказчики должны обнародовать его в ЕИС. Это требование действует и в 2019 году. Приложите к нему документальное заключение по итогам экспертизы и акт о приемке.
А вот отчет по этапам контракта 44-ФЗ нужно публиковать не во всех случаях. Кто должен это делать, расскажем далее.
Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ: Постановление № 1093
Форма содержится в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Заказчик сперва вносит информацию о себе - наименование, адрес, ИНН, КПП, а затем сведения о контракте. В таблице содержатся следующие данные:
- код закупки;
- номер контракта;
- номер записи в реестре контрактов;
- предмет контракта;
- источник финансирования.
Далее идет часть о поставщике. Указывается его название, местонахождение, ОКПО, ИНН, статус. Также необходимо внести информацию об исполнении контракта, а именно дату начала и окончания, цену, количество товара или объем работ, услуг, был ли аванс.
Если имело место ненадлежащее исполнение обязательств, перечисляются все допущенные нарушения. По каждому необходимо указать суть, информацию о неустойке и реквизиты платежного поручения о перечислении необходимой суммы. В сведениях об изменении или расторжении укажите, когда в контракт вносились правки и по какой причине, а также дату расторжения, если оно имело место.
Отчет об исполнении этапа контракта при ежемесячной оплате в 2019 году
Нужно ли публиковать отчет об исполнении этапов? Да, но не во всех случаях . Формировать отчет по этапам контракта 44-ФЗ с 1 июля 2018 нужно, только если:
- предмет контракта - возведение, реконструкция или капремонт объектов капстроительства;
- предмет контракта - работы по сохранению памятников и прочих объектов культурного наследия;
- цена контракта больше 1 млрд руб.;
- закупка проводилась в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Если закупка не подпадает под перечисленные исключения, необходимо публиковать отчет об исполнении этапа контракта при ежемесячной оплате. Это требование распространяется даже на те контракты, в которых этапы не обозначены. Как сообщил Минфин в своем письме от 05.03.2018 № 24-03-07/14504, если поставки и перечисления денег происходят ежемесячно или еженедельно, заказчик должен публиковать отчетность по каждому этапу, даже если этапы не прописаны в контракте.
Три этапа закупок, где снова поменяли все правила: обеспечение, допуск импорта, отчетность по контрактам
С 1 июля 2019 года вступают в силу новые правила закупок. Мы разобрали на примерах, когда и по каким правилам придется снижать обеспечение, каким новым товарам давать преимущество перед импортными, что изменится в реестре контрактов, работе со спецсчетами и где теперь можно использовать банковскую гарантию.
Новые правила в отчетности по контрактам касаются двух моментов: какие документы и информацию нужно размещать в реестре и когда это необходимо сделать.
Отчет об исполнении контракта в ЕИС: пошаговая инструкция
Рассмотрим, как разместить отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ на сайте ЕИС. Публиковать документ не нужно, если в нем есть сведения, относящиеся к гостайне.
Отчет создается в электронном виде прямо в личном кабинете ЕИС. Перейдите во вкладку «Отчеты» → «Отчеты заказчиков». Далее нажмите на «Создать информацию об отчете заказчика». Необходимо выбрать тип документа - отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ. Заполните раздел «Информация о заказчике», внеся информацию во все поля, отмеченные звездочкой.
После этого переходите во вкладку «Сведения о контракте». Выберите номер документа из справочника, а также источник финансирования закупки. Вкладку «Информация о ненадлежащем исполнении контракта» следует пропустить, если нарушений не было. Если они были, выберите из списка тип обязательства и укажите, что конкретно нарушили стороны, прикрепив подтверждающие документы. В конце нажмите на кнопку «Разместить», проверьте итоговый документ на наличие ошибок и подпишите отчет ЭЦП.
Где найти пример отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ
Чтобы найти примеры отчета об исполнении контракта в ЕИС, на главной странице портала найдите раздел «Мониторинг и отчетность» в верхнем меню. Выберите «Отчеты заказчиков по контрактам». Установите фильтр на значении «Отчет об исполнении контракта...». Чтобы просмотреть сам отчет, в результатах поиска в одной из карточек нажмите на «Сведения».
Практика
Заказчик обязан разместить отчет в течение 7 рабочих дней после полной оплаты контракты. За нарушение сроков размещения отчета об исполнении контракта отвечают должностные лица - контрактные управляющие. Постановлением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по делу №04-16/50-2018 от 19.06.2018 главному бухгалтеру заказчика - сотруднице, которая отвечала за закупочную деятельность, выписали крупный штраф.
Дело в том, что она вовремя не разместила отчет об исполнении контракта № 8 от 08.11.2017 на поставку горюче-смазочных материалов. Фактически он а был размещен в единой информационной системе только 24.04.2018. Сотрудницу признали виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Ей назначили штраф 15 тыс. руб.
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»
Заполнять отчет по контрактам?
Минэкономразвития в Письме от 17.06.2014 N Д28-1008 разъяснило порядок заполнения формы отчета по контрактам. Чего-то принципиального сказано не было.
Стоит отметить только следующее. При заполнении раздела "информация об исполнении контракта" зачастую встает вопрос: что указывать датой начала действия контракта и датой окончания действия по графе "исполнено". То есть если по предусмотренному контрактом понятно, то вопрос есть по фактическому исполнению.
Министерство разъяснило: "В показателях 1 и 2 графы 4 "Исполнено" раздела III формы отчета указываются данные (ДД.ММ.ГГГГ) из документов, подтверждающих приемку выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров (например, акт приема-передачи выполненных работ)".
2. Необходимо ли в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N размещать отчет об исполнении этапа контракта, если оплата по контракту производится ежемесячно?
Данный вопрос так и не получил однозначного решения в письмах Минэкономразвития РФ и Казначейства РФ:
1) в Письме Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 N Д28И-2263 был сделан вывод, что "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно";
2) в Письме Казначейства РФ от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 указанная выше позиция была поддержана. При этом Казначейство специально указало, что в реестр сведения включаются только после полного исполнения обязательств по контракту, то есть независимо от этапов исполнения, после завершения всех этапов;
3) в Письме Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 N Д28И-1889 сделан уже прямо противоположный вывод: "этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом. Отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта составляется и подлежит размещению на официальном сайте только в том случае, если такие этапы предусмотрены контрактом";
4) в Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2919 сделан опять обратный вывод: "при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно".
Итак, в первом письме Минэкономразвития РФ признает, что при отсутствии соответствующего указания на этапность в самом контракте, но при ежемесячной приемке и оплате заказчик обязан не только проводить экспертизу, но и публиковать отчет. В третьем письме Минэкономразвития РФ полагает, что без прямого указания в отчете на этапность исполнения публиковать отчет не надо. А в четвертом письме Минэкономразвития РФ опять возвращается к изначальной позиции. Как же это можно понять?
В этой ситуации придется, видимо, согласиться с последней по времени позицией Минэкономразвития РФ. Еще одно возможное толкование состоит в том, что в случае проведения ежемесячной экспертизы заказчики обязаны делать отчет ежемесячно. Но если экспертиза не производится, осуществляется только ежемесячная оплата, то составлять отчет не нужно.
Аналогичное мнение высказано в Письме Минэкономразвития РФ от 27.05.2015 N Д28и-1349, от 20.05.2015 N Д28И-1442, 03.08.2015 г. N Д28и-2236, 27.07.2015 г. N Д28и-2216.
В Письме Минэкономразвития РФ от 30.10.2015 г. N Д28и-3467 сделан вывод, что даже если отдельные этапы контрактом не выделены, но приемка и оплата осуществляются ежемесячно, это может быть расценено как этапы исполнения. Следовательно, необходимо размещать отчет по результатам таких этапов.
В Письме Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. N Д28и-1442 сказано, что график оплаты может быть равен этапам исполнения контракта, если такие этапы не выделены в контракте.
3. Надо ли размещать отчет, если сведения о контракте не включаются в реестр?
Нет, не надо. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2015 N Д28и-963. Позицию Министерства можно понять таким образом, что если закупка по п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N не включается в реестр, то и отчет составлять не надо. Аналогичный вывод, но применительно конкретно к п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N , сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 13.09.2015 г. N Д28и-2347.
4. Как включить сведения в отчет, если поставщик ликвидирован?
В этом случае необходимо на официальном сайте закупок внести сведения о том, что исполнение контракта завершено. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 N Д28и-2976. Свою позицию Министерство основывает на том, что в соответствии с гражданским законодательством ликвидация организации прекращает обязательства.
Законодательством РФ предусмотрены составление и размещение в единой информационной системе некоторых форм отчетности в сфере закупок товаров, работ, услуг. О том, что следует учесть при их заполнении, рассказал эксперт журнала.
Положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрены составление и размещение в единой информационной системе (ЕИС) некоторой отчетности, о которой мы и поговорим в данной статье.
Закон о контрактной системе предусматривает составление и размещение в ЕИС следующих отчетов:
об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика при осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
об исполнении контракта или его отдельного этапа.
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе учреждения силовых ведомств обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок путем:
проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.;
осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1.2 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить его в ЕИС. В названный отчет заказчик включает информацию о заключенных с социально ориентированными некоммерческими организациями контрактах, а также о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием данных организаций.
Правила подготовки отчета, его размещения в ЕИС, форма отчета определены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 (далее – Правила № 238).
В соответствии с п. 4 Правил № 238 отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица бюджетного учреждения и размещается в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Обратите внимание:
Обязанность формировать отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций сохраняется у заказчика даже в случае неосуществления им закупок у таких организаций. В данном случае в отчете необходимо отражать нулевые показатели (письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2016 № ОГ-Д28-9405, от 06.05.2016 № ОГ-Д28-6288).
Отчет состоит из трех разделов.
Раздел I «Сведения о заказчике». В данном разделе приводятся сведения о заказчике – учреждении силовых ведомств.
Раздел II «Информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций». При заполнении разд. 2 все показатели следует приводить в тыс. руб. В нем отражаются:
1) по строке 1 – совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год. Как мы уже отметили, под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок согласно Закону о контрактной системе, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Необходимо отметить, что по этой строке не отражается объем закупок, сведения о которых составляют государственную тайну;
2) по строке 2 – общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, рассчитываемый как сумма объемов финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых:
для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
на оказание услуг по предоставлению кредитов;
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исходя из ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
на выполнение работ в области использования атомной энергии;
по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) по строке 3 – совокупный годовой объем закупок, рассчитываемый как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным по строке 1, и общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, обозначенным по строке 2, за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе;
4) по строке 4 – объем закупок, которые бюджетное учреждение обязано осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году;
5) по строке 5 – объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих уплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до его начала по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
6) по строке 6 – сумма денежных средств, подлежащих уплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до его начала по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В этой позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента от его цены. Если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, в данной строке учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента от его цены;
7) по строке 7 – объем закупок, которые бюджетное учреждение осуществило у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, рассчитанный как сумма значений объемов закупок, указанных по строкам 5 и 6;
8) по строке 8 – доля закупок, которые бюджетное учреждение совершило у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, исчисленная как процентная доля объема закупок, обозначенного по строке 7, по отношению к совокупному годовому объему закупок, рассчитанному с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе и указанному по строке 3. Сведения приводятся в процентах;
9) по строке 9 – информация о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В частности, здесь необходимо отразить общую сумму начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся процедур закупок (открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, повторных конкурсов, аукционов в электронной форме, запросов котировок, запросов предложений), в которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, и по результатам проведения которых контракт не заключен либо заключен по основаниям, предусмотренным п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Раздел III «Информация о заключенных контрактах». При заполнении данного раздела необходимо указать:
по строке 1 – уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, из реестра контрактов, заключенных учреждением;
по строке 2 – уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов, заключенных учреждением, в отношении контрактов, содержащих условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
по строке 3 – уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, из реестра контрактов, заключенных учреждением.
Датой составления отчета является дата его размещения в ЕИС (на официальном сайте). При этом информация, содержащая государственную тайну, не отражается в отчете и не размещается в ЕИС (на официальном сайте).
Отчет хранится в ЕИС (на официальном сайте) в течение срока, установленного законодательством РФ об архивном деле.
Отчет при осуществлении закупки у единственного поставщика.
В силу ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 – 48, 50 – 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Поскольку положения настоящего закона не содержат требований к форме такого отчета, он может быть составлен в произвольной форме. При этом указанный отчет должен содержать:
обоснование невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика. Заметим, что Законом о контрактной системе не установлены критерии невозможности или нецелесообразности использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик должен обосновать необходимость выбора именно неконкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
цену и иные существенные условия контракта. Отметим, что расчет и обоснование цены контракта должны содержаться непосредственно в тексте контракта либо быть оформлены как неотъемлемое приложение к нему, подписаны и скреплены печатями всех сторон контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется. Напомним, что при обосновании цены контракта следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.
Что же касается существенных условий контракта, Закон о контрактной системе как не раскрывает понятие данного термина, так и не содержит перечень этих условий. Вместе с тем, по нашему мнению, в данном случае можно использовать положения ст. 432 ГК РФ, в силу которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, будет определяться в каждом конкретном случае. При этом заказчик должен быть готов аргументировать отсутствие необходимости обосновывать те или иные условия контракта.
Отчет должен быть составлен и утвержден до даты заключения контракта.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не содержит требования о размещении отчета, обосновывающего закупку у единственного поставщика, в ЕИС.
Отчет об исполнении контракта или его отдельного этапа.
В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного согласно п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС и содержащем информацию:
об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или неисполнении контракта и санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.
К отчету должны быть приложены заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приеме таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.
Требование о приложении иных документов к отчету Законом о контрактной системе не установлено (Письмо Минфина РФ от 07.07.2014 № 02-02-06/32616).
Указанные отчет и документы размещаются в единой системе в виде файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (в электронном виде), или файлов с графическим образом оригинала документа (в графическом виде). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.
Необходимо отметить, что отчеты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, не размещаются в единой системе.
Порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта или результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС установлены положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение № 1093).
Порядок заполнения отчета изложен в разд. II Положения № 1093. Отчет подготавливается уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим учреждения по форме согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 1093. Отчет формируется с использованием информации, размещенной работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика в ЕИС: отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) результатах отдельного этапа его исполнения, а также информации, содержащейся в реестрах, классификаторах и справочниках единой системы и иных информационных системах.
В соответствии с п. 6 Положения № 1093 отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой системе.
Датой составления отчета является дата его размещения в единой системе.
Для отчета, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, датой составления является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика.
При формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап контракта, на дату исполнения этого этапа.
Если срок исполнения контракта превышает финансовый год, информация об исполнении контракта в целом заполняется в соответствующих графах отчета за весь срок его исполнения (по годам).
Согласно п. 3 Положения № 1093 отчет размещается заказчиком в единой системе в течение семи рабочих дней:
со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приеме результатов исполнения контракта и (или) его отдельного этапа, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – со дня подписания названного документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
со дня расторжения контракта, то есть дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Отметим, что отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со дня последнего из совершенных им действий (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214):
оплаты заказчиком обязательств;
подписания документа о приеме поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Исходя из требований п. 10 Положения № 1093 отчет и приложенные к нему документы могут быть размещены в ЕИС в виде:
либо файлов, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид);
либо файлов с графическим образом оригинала документа (графический вид). При этом такие файлы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика.
Реестр контрактов на приобретение товаров, работ, услуг.
Перечень документов и информации, подлежащих включению в реестр, определен в ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе. Реестр контрактов ведется в электронном виде в ЕИС и заполняется Федеральным казначейством на основании сведений, поданных заказчиком (п. 6 Порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 (далее – Порядок № 1084)).
Бюджетные учреждения обязаны направлять сведения и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня заключения, изменения, исполнения или расторжения контракта (п. 12 Порядка № 1084).
* * *
В заключение напомним, что несоблюдение требований Закона о контрактной системе по размещению информации о закупках в ЕИС является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4, 3, 11 ст. 7.30 КоАП РФ.