По улучшению условий и охраны труда. Программы по улучшению условий и охраны труда на предприятии Программа улучшения условий по охране труда
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Порядок проведения и финансирования
В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.
Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.
Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.
План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 170-р, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних. В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. № 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг.
Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.
Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. № 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. № 4).
Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда. Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ (см., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. № 6-Р «О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области»).
Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. № 367-р.
В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий. Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 «Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы», включает в себя:
- совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках;
- формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками;
- совершенствование системы нормативов в области охраны труда;
- внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда;
- совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников;
- повышение качества обучения в области охраны труда;
- повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; организационные мероприятия.
В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России) (здесь и далее употребляется новое название данного органа согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).
В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.
Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.
В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения (см. Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы).
Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. (см., например, Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. № 1643/52 «Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах» // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. № 4 (ч. 2)).
Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Российская газета. 24.06.2011).
То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.
Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда (см. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).
При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков».
Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:
- проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
- реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
- внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
- устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.
Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия. Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.
Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.
Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507). В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.
Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. № 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:
- 30 % - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
- 40 % - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
- 30 % - Государственной инспекции труда.
Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.
Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.
Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:
- разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
- осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
- ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.
Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:
- от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.
Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ (см. письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. № 106-ВК «О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда»).
Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда (работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. № 3-13 «Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях»).
Согласно положениям ст. 226 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).
Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.
В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. № 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.);
- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.
Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.»
В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1082 «О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков».
Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.
В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.
Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.
Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.
На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.
Г.С. Скачкова,
д.ю.н., проф., зав. сектором трудового права и права
социального обеспечения Института государства и права РАН
ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда
в МОУ «СОШ № 2»
г. Емвы
(2010-2014 г.г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопросы обеспечения охраны труды в образовательном учреждении и создания здоровых и безопасных условий труда администрация и трудовой коллектив ежегодно рассматривают в учебно-воспитательной деятельности школы.
Анализ реализации « на 2006 - 2010 годы».
В целях создания здоровых и безопасных условий работникам и учащимся ОУ во время их трудовой и учебно-воспитательной деятельности школа продолжила работу по реализации Программы улучшения условий и охраны труда , разработанную на 2006 - 2010 годы.
Объектами этой деятельности стали:
Охрана труда;
Правила техники безопасности;
Гражданская оборона;
Антитеррористическая независимость;
Организация подвоза учащихся;
Контроль за соблюдением требований охраны труда.
51 - педагогические работники и административный персонал,
38 - обслуживающий персонал.
241 - учащиеся 1 - 4 классов,
365 - учащиеся 5 – 9 классов,
103 - учащиеся 10 -11 классов.
Безопасность ОУ включает в себя все виды безопасности: пожарную, электротехническую, антитеррористическую и взрывоопасную.
В соответствии с требованиями Положения о службе охраны труда школа работала по направлениям :
Здоровьесбережение учащихся и работников ОУ;
Соблюдение техники безопасности учащимися и работниками ОУ.
Выполнение нормативно-правовых документов при обеспечении безопасных условий труда в учебно-воспитательном процессе;
Пропаганда безопасной жизнедеятельности и профилактика детского травматизма;
Улучшение условий труда в учебно-воспитательном процессе;
Обеспечение работников спецодеждой и индивидуальными средствами защиты;
Организация лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников.
Организационные мероприятия.
Издание организационных приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности», «Об обеспечении пожарной безопасности», «Об организации сопровождения учащихся», «Об организации проведения инструктажей для учащихся».
Назначены ответственные за соблюдение требований охраны труда из числа педагогического и обслуживающего персонала.
Проведены совещания при директоре по организации и состоянию охраны труда.
Обучение и проведение инструктажей по охране труда (включая пожарную безопасность, оказание первой медицинской помощи, правила поведения при захвате ОУ) для педагогических работников и технического персонала.
Проведение инструктажей по технике безопасности с учащимися, Организована работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проведены плановые и внеплановые учения по эвакуации учащихся и работников. Оформлены уголки безопасности. Проводились встречи учащихся с сотрудниками ГИБДД и персонала с инспекторами ГПН по Княжпогостскому району.
Все специализированные кабинеты оснащены аптечками.
Прошли обучение и проверку знаний на конец 2009 года:
По противопожарной безопасности 3 человека (Клишева С.В., Войцеховская Н.А., Коновалова Е.Д.);
По ГО и ЧС 1 человек (Клишева С.В.).
В конце 2008 - 2009 учебного года подводились итоги работы без больничных листов, по итогам 1 полугодия 2009 – 2010 года итоги по соблюдению техники безопасности и санитарно–гигиенических правил.
Созданы паспорта антитеррористической защищенности ОУ, по защитным сооружениям.
Организованы мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц на территорию ОУ.
Систематизирован контроль за подготовкой учебных помещений, необходимых средств для охраны труда, соблюдением инструкций и правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе и организации внеурочной деятельности.
Технические мероприятия.
Частично произведено остекление окон в учебных кабинетах.
Произведен косметический ремонт всех учебных помещений.
Проведена частичная замена ламп в светильниках.
Работа по устранению предписаний ГПН (установлены датчики системы оповещения над фальшпотолками в актовом зале, проведен демонтаж перегородок в книгохранилище, установлены дополнительные двери).
Заменена дверей запасных выходов.
Выполнении мероприятия по укреплению фундамента здания ОУ.
Мероприятия по обеспечению санитарно–бытовых условий и лечебно–профилактическая работа.
Выполнение мероприятий по организации производственного контроля.
Прохождение ежегодных медицинских осмотров работников и учащихся. Полная диспансеризация работников.
Проведение дератизации помещений в весенний период.
Приобретение хоз. Инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств и частичная замена спец.одежды.
Организовано горячее питание для учащихся и работников школы.
Организация здоровьесберегающих мероприятий с учащимися (Дни здоровья, спортивные соревнования, физминутки и т.д.).
Цель : создание здоровых и безопасных условий труда работникам ОУ.
Сроки: 2010-2013
Задачи : * обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса, оборудования, зданий и сооружений;
*пропаганда вопросов охраны труда;
* улучшение условий труда;
* снабжение работников средствами индивидуальной защиты;
* организация лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников.
Направления работы | Сроки | Ответственные |
1. Организационные мероприятия |
||
1.1. обновлять нормативно-правовую базу, назначать ответственного по ОТ на учебный год | Директор школы Клишева С.В. |
|
1.2. обновлять инструкции по ТБ для всех должностей работников школы | До 1 сентября | Директор Клишева С.В. , ответственный за ОТ |
1.3. Систематически проводить обучение и инструктаж по охране труда: * педагогические работники * тех. персонал | 2 раза в год | Зам директора по УВР Войцеховская Н.А. Зам. директора АХЧ Коновалова Е.Д. |
1.4. Проводить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда административного персонала школы | Согласно графика | Директор школы Клишева С.В. |
1.5. Подводить итоги работы без больничных листов в конце учебного года с последующим поощрением | Ежегодно | Совет социального партнерства |
1.6. Оснащать все учебные и вспомогательные кабинеты аптечками, за счет внебюджетных средств. | 1 раз в год | Директор школы Клишева С.В. |
1.7. Провести аттестацию рабочих мест | По возможности | Директор школы Клишева С.В. |
1.8. Регулярно проводить тренинги по предотвращению эмоционального выгорания, умению справляться со стрессовыми ситуациями | По плану реализации Программы развития школы | Педагог-психолог Леончик Е.В. |
1.9.Мероприятия по пожарной безопасности | По программе Пожарной безопасности | Директор школы Клишева С.В. |
1.10.Мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических правил | По программе производственного контроля | Директор школы Клишева С.В. |
1.11.Мероприятия по обеспечению подготовки работников школы по ГО и ЧС | По плану работы Штаба ГО и ЧС | Директор школы Клишева С.В. |
2. Технические мероприятия |
||
2.1. Регулярно проводить работу по содержанию и ремонту системы пожарной сигнализации и тревожной кнопки. До 50 тысяч в год | Ежегодно | Директор школы Клишева С.В. |
2.2. Перевести освещение на энергосберегающие лампы 200 тыс рублей | До 2014 года | Директор школы Клишева С.В. |
2.3. Произвести замену оконных рам и стекол, стеклопакетами 8 млн | До 2014 года | Директор школы Клишева С.В. |
2.4. Провести установку дополнительных сливов с крыши 35000 рублей | При наличии денег в смете | Директор школы Клишева С.В. |
2.5. Произвести замену бойлера (водонагревателя) 500 тыс рублей | 2011год | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.6. Закупить новую мебель для учительской 50 тыс рублей | До 2012 года | Директор школы Клишева С.В. |
2.7. Произвести капитальный ремонт фасада здания затраты 5 млн рублей | При наличии денег в смете | Директор Клишева С.В. |
2.8. Обеспечить по возможности большинство кабинетов аудио и видео техникой | При наличии денег в смете | Директор Клишева С.В. |
2.9.Восстановить систему радиовещания в школе 10 000 рублей | При наличии денег в смете | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.10.Произвести ограждение территории школы 1,5 млн рублей | При наличии денег в смете | Директор Клишева С.В. |
2.11.Произвести ремонт в подвальном помещении являющимся ЗУ (согласно смете) | До сентября 2010 | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.12.Провести благоустройство школы За счет родительских добровольных взносов | До сентября 2010 года | Директор школы Клишева С.В. |
2.13.Провести благоустройство территории школы 500 000 рублей | До 2014 года | Директор школы Клишева С.В. |
2.14.Удалить деревья на территории школы представляющие угрозу (оплачено городским поселением Емва» | До сентября 2010 | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.15.Проводить косметические ремонты В рамках сметы | Ежегодно | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.16.Провести ремонт сливной системы школы 80 000 рублей | До 2012 | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.17.Провести работы по укреплению фундамента школы 30 000 рублей | До сентября 2012 года | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
2.18.Оснащение школы очищенной питьевой водой через автоматы 70 000 рублей | До 2013 года | Зам по АХЧ Коновалова Е.Д. |
3. Мероприятия по обеспечению санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа |
||
3.1. Проводить медицинские осмотры работников ОУ | Ежегодно | Директор школы Клишева С.В. , Заместители директора |
3.2. Создавать условия для организации горячего питания всех работников школы и учащихся | Систематически | Директор школы Клишева С.В. , зав. Столовой Черных Т.З. |
3.3. Направление на лечение в санаториях и домах отдыха | При наличии денежных средств | Директор школы Клишева С.В. |
3.4.Организовать на базе школьного тренажерного кабинета секцию для работников школы | До 2011 года | Директор школы Клишева С.В. |
3.5.Организовать на базе школы занятия танцевальной группы для работников школы | До 2011 года | Директор школы Клишева С.В. |
3.6.Организовывать поездки в бассейн г.Сыктывкара | По мере надобности | Директор школы Клишева С.В. |
4. Социально-экономические мероприятия |
||
4.1. Использовать стимулирование работы без травм и нарушений требований безопасности | систематически | Совет социального партнерства |
4.2. Организовать обязательное страхование всех работников от временной нетрудоспособности | систематически | Директор школы Клишева С.В. |
4.3.Разработать программу Здоровьесберегающих технологий | В рамках программы развития школы | Директор школы Клишева С.В. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
реализации программы:
Отсутствие несчастных случаев.
Снижение профессиональной заболеваемости (стрессов).
Сохранение и укрепление здоровья работников ОУ.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе ОУ.
Одна из основных обязанностей работодателя заключается в обеспечении работников подобающими условиями в их трудовой деятельности. Данное положение касается не только технического обеспечения, но и соответствующего уровня подготовки, особенно в вопросах безопасности. Такой аспект особенно важен в вопросе снижения производственных рисков для здоровья и жизни работников. Для его решения каждый работодатель должен составить план, направленный на решение данных вопросов.
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда на предприятии
Основным документом, на который необходимо ориентироваться для планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, является Приказ Минздравсоцразвития России под номером 181н
. Он предписывает необходимость проведения тех действий, которые рассчитаны на минимизацию производственных рисков.
Мероприятия по охране труда в бюджетном учреждении согласно приказу можно подразделить на следующие категории:
- анализ и оценка условий трудовой деятельности;
- инструктирование и обучение тем методам работы, которые будут для работника наиболее безопасными;
- при необходимости своевременное и регулярное проведение медицинского и психологического осмотра;
- обеспечение рабочих индивидуальной защитой, выдача соответствующего снаряжения;
- принятие мер для безопасного использования работниками оборудования, помещений, коммуникаций;
- предоставление условий для создания и функционирования службы по охране труда .
Кроме данных положений работодателем могут быть предприняты дополнительные меры, если этого требует род и сфера деятельности организации.
Организационно-технические мероприятия по охране труда
Организационно-технические меры включают в себя перечень действий, которые направлены на обеспечение безопасности и снижение производственных рисков. К данному аспекту относятся следующие моменты:
- регулярная проверка и профилактика оборудования;
- своевременное предоставление сотрудникам средств защиты в надлежащем состоянии;
- инструктаж по технике безопасности, проверка и аттестация знаний его положений.
Административный контроль над исполнением данных вопросов помогает своевременно и качественно выполнять указанные функции.
Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда
Санитарно-гигиенические меры нацелены на сохранение здоровья персонала:
- контроль над состоянием помещений, обеспечение их проветриваемости и чистоты;
- организация регулярных медицинских осмотров в зависимости от сферы деятельности компании;
- проведение лечебно-профилактического лечения;
- улучшение оборудования для повышения его экологичности;
- проведение оздоровительных процедур.
В данный аспект можно включить также необходимость обеспечить работников полезным питанием и чистой питьевой водой. К примеру предписывает, что сотрудникам, которые связаны с вредными для организма веществами, полагается выдавать молоко.
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством в несколько этапов:
- необходимо создать службу, которая будет отвечать за исполнение предписанных норм;
- составляется приказ о назначении нескольких лиц ответственными за принятие мер по обеспечению надлежащих условий трудовой деятельности;
- далее на основе представленного перечня составляется план действий, который должен учитывать специфику организации.
Данное положение указывает, что расход работодателя должен составлять не менее 0,2% от тех затрат, которые направляются на производство итоговой продукции. Подчеркивается, что работник не несет никакой финансовой нагрузки. В отдельных случаях государство может взять на себя некоторые затраты в соответствии с установленным порядком.
Составление плана мероприятий
Перечень мер по улучшению условий и охраны труда составляется на основе Приказа под номером 181н. Однако включение всех пунктов не предусматривается. Оговаривается, что план необходимых мер составляется с учетом производственной специфики предприятия.
Документ должен учитывать технические, санитарные и организационные моменты. Его основная цель — улучшение условий работы и повышение безопасности сотрудников. Составляется он на ближайший календарный год, на протяжении которого и должны быть распределены все необходимые меры.
Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда 181н
Приказ Минздравсоцразвития представляет собой рекомендации по планированию мероприятий по охране труда в 2018 году. Все 32 его пункта не являются обязательными для включения в составляемый план. Поэтому требуется тщательно проанализировать, какие меры из данного перечня действительно актуальны для компании.
Разработкой данного документа занимается созданная служба или соответствующий специалист. Учитывается при этом не только специфика организации, но и возможности финансирования всех указанных мер.
Мероприятия по охране труда в школе
План действий по улучшению условий в школе включает в себя те аспекты, которые нацелены на качественный уровень работы. Сюда включаются как санитарно-гигиенические меры, так и технические аспекты.
При планировании мер необходимо учитывать также и направленность на учеников. Проведение инструктажа по технике безопасности, к примеру при пожарной тревоге, должно быть проведено и среди учащихся в обязательном порядке. В отдельных случаях может производиться дополнительный инструктаж, к примеру в спортзале или на улице.
Аудит охраны труда на предприятии
Предприятие мелкое или крупное должно периодически проводить аудит по различным сферам деятельности и структурам, в…
Организация службы охраны труда на предприятии
Для многих работодателей при организации службы охраны труда на предприятии актуальным становится вопрос о ее…
Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Охрана труда это некая система сохранения здоровья и жизни работников в трудовом процессе. Включает в…
Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда
Законодательство предписывает в качестве одной из основных обязанностей работодателя необходимость обеспечения того уровня условий и охраны…
В программы по улучшению условий и охраны труда включаются следующие мероприятия:
Модернизация производственного оборудования;
внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования технологическими процессами;
совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия опасных и вредных производственных факторов;
установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств для обеспечения безопасной эксплуатации производственного оборудования и сооружений;
снижение уровней вредных веществ в воздухе рабочей среды;
снижение уровней шума, вибрации, ультразвука;
устройство и совершенствование имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных факторов;
перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест для обеспечения безопасности труда;
нанесение сигнальных цветов и знаков безопасности на производственное оборудование, коммуникации и другие объекты;
оборудование, оснащение и реконструкция санитарно – бытовых помещений;
обеспечение работников моющими и обезвреживающими средствами;
оборудование помещений для обогрева работников;
организация кабинетов и уголков по охране труда;
приобретение аптечек первой медицинской помощи;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
На мероприятия по улучшению условий и охраны труда должно выделяться ежегодно не менее 0,7 % от эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
Контрольные вопросы и задания
1 .Что определяют Правила внутреннего трудового распорядка?
2.Дайте определение вредному и опасному производственному фактору.
3.Перечислите вредные факторы, воздействующие на монтера (бригадира) пути.
4.Перечислите опасные факторы, воздействующие монтера (бригадира) пути.
5.Для чего проводится аттестация рабочих мест. Какие существуют льготы и компенсации за работу во вредных условиях?
6. Виды инструктажей по охране труда (кто, когда их проводит и с какой целью?)
7. Кто имеет право изъять у работника предупредительный талон по охране труда? Что за этим последует?
8. Какие мероприятия включаются в программу по улучшению условий труда?
Раздел 4. « обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве »
Средства защиты, их классификация.
Средства защиты глаз. Защитные очки, их типы. Средства защиты головы, требования, предъявляемые к ним.Средства защиты лица (щитки, маски).
Средства защиты рук (перчатки, рукавицы).Средства защиты органов слуха.
Средства защиты органов дыхания. Средства защиты от падения с высоты.
Дерматологические средства (кремы, моющие средства, пасты, мази), способы их применения.
Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Определение основных понятий: «травматизм», «несчастный случай», «профессиональное заболевание». Условное подразделение несчастных случаев. Понятие о видах происшествий, приводящих к несчастному случаю (классификатор). Причины травматизма: технические, организационные, личностные.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Действия руководителей и специалистов при возникновении несчастного случая. Порядок документального оформления и проведения расследования случаев производственного травматизма. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.
Мероприятия по профилактике травматизма и заболеваемости.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Виды страховых выплат работнику.
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве.
Основные положения системы информации «Работник на пути»
Цели в области охраны труда
Организация должна устанавливать и поддерживать документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.
При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:
- - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
- - технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
- - политику организации в области охраны труда.
Программа улучшения условий и охраны труда
В организации формируется программа улучшения условий и охраны труда, которая представляет собой документально оформленную систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.
По результатам контроля и анализа хода выполнения программы в нее вносятся изменения и дополнения, в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.
Внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ
Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда
Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации.
Основными задачами службы охраны труда являются:
- - координация деятельности структурных подразделений организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
- - совершенствование СУОТ;
- - внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
- - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- - осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.
Обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации.
Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями, специалистами и другими работниками организации с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:
- 1. Соблюдение работниками законодательства об охране труда, выполнение решений органов государственного управления, вышестоящей организации по вопросам охраны труда.
- 2. Безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте; а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
- 3. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, внедрение эффективных средств контроля уровня этих факторов.
- 4. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников.
- 5. Обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
- 6. Выдачу работникам средств индивидуальной защиты, контроль за их применением и уход за ними (хранение, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.
- 7. Планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, контроль за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели средств.
- 8. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
- 9. Разработку и принятие инструкций по охране труда в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда;
- 10. В соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
- 11. Предоставление работникам компенсаций но условиям труда.
- 12. Режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
- 13. Постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
- 14. Своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разработку и реализацию мер по их профилактике; а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварии.
- 15. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
- 16. Поощрение структурных подразделений, работников организации за обеспечение требований охраны труда, снижение травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости.
- 17. Сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношении в решении вопросов охраны труда.
- 18. Систематическое подведение итогов работы по охране труда структурных подразделений и организации, дней охраны труда, выполнения коллективного договора, оценки эффективности функционирования СУОТ.
Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.
Для более конкретного определения обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации осуществляется их детализация путем закрепления подразделений и отдельных работников за соответствующими мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач управления охраной труда.
При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.
Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.