Положение о штатном расписании муниципальном казенном учреждении. Составление штатного расписания
При этом условия оплаты труда не должны зависеть от источника формирования фонда оплаты труда (бюджетный, внебюджетный). Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные ст. 74 ТК РФ. Данная норма наделяет работодателя правом в одностороннем порядке изменить условия договора, определенные при его заключении, в связи с изменением организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях, определенных сторонами трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Штатное расписание бюджетной организации
Президент РСФСРБ. Ельцин Москва, Кремль 15 ноября 1991 года № 211 2. Ответ:Обязана ли организация составлять штатное расписание В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления.
При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:
- штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
- штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).
В государственных и муниципальных учреждениях В отношении государственных и муниципальных учреждений действует несколько иной порядок.
Штатное расписание бюджетного учреждения
Штатное расписание учреждения лицеев, гимназий, прогимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением), Центров образования, средних общеобразовательных школ «Школа здоровья», Центров образования «Школа здоровья», средних общеобразовательных школ «Школа надомного обучения», средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, санаторно-лесных общеобразовательных школ и других видов учреждений разрабатываются с учетом особенностей в организации образовательного процесса. Выписка из штатного расписания По запросу проверяющих органов или при письменном обращении сотрудника, оформленном надлежащим образом, может выдаваться выписка из штатного расписания.
Штатное расписание в бюджетном учреждении
В частности, для федеральных учреждений порядок утверждения штатного расписания прямо предусмотрен в законодательстве и делегирован руководителю учреждения (п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, подп «д» п. 33 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11). Учреждения субъектов РФ разрабатывают штатные расписания в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти. Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России 2.
Вопрос из практики: как распределить должности сотрудников по отделам внутри организации По общему правилу вопрос о распределении должностей по отделам решается по усмотрению руководства организации.
Оформляем структуру и штат организации
На практике широкое применение получило составление двух, а в отдельных случаях и трех штатных расписаний для каждого источника. Правильно ли это?Отметим, что действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено. В качестве доказательства приведем следующие аргументы.
Бюджетные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям. Системы оплаты труда таких организаций устанавливаются с учетом рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.Так, в соответствии с п.
Может ли бюджетное учреждение изменить штатное расписание?
Инфо
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11. *(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Метки: заработная плата, бюджетный учет, учет Предыдущая записьПринимаем меры по погашению и списанию дебиторской задолженности Следующая записьКизляр.
Перевозки грузов Мы очень признательны Вам комментарии.
Составление штатноего расписания
Шапка формы № Т-3 содержит строку «на период с « » 20 г.», в которой отражается срок, в течение которого будет действовать новое штатное расписание, и дата, с которой действуют установленные в штатном расписании структура штатного состава, численность и размеры оплаты труды. Штатное расписание казенного, бюджетного учреждения утверждается, как правило, в начале года руководителем организации и действует в течение календарного года, но оно может быть и бессрочным (то есть применяться до внесения изменений и дополнений в штатное расписание). Составленный проект штатного расписания подписывается руководителем кадровой службы организации и направляется на утверждение.
Образец заполнения штатного расписания в приложении № 2.
Однако для этого в штатном расписании организации должна быть единица данной профессии, на которую можно принять вышеуказанное лицо, иначе выплата ему заработной платы будет являться незаконной.Например, с лицами, привлекаемыми для устранения производственной аварии, можно заключить договоры гражданско-правового характера. Для этого тоже должен быть соблюден ряд условий:– наличие соответствующих денежных средств по соответствующей подстатье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Если указанные расходы заложены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то оно вправе их произвести, следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате;– неукоснительное соблюдение норм Закона о контрактной системе*(2). Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:1. Штатное расписание (ф.
Кто должен формировать штатное расписание в бюджетном учреждении
Внимание
ТК РФ).Нередко на практике возникают ситуации, когда учреждение меняет источник оплаты труда работника. Например, должность была перемещена в раздел должностей работников, выплата заработной платы которым финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности. Следует ли уведомлять данного работника за два месяца о том, что произведено подобное изменение? Нужно ли вносить поправки в трудовой договор с ним, если размер заработной платы сотрудника остался прежним?В соответствии с ч.
2 ст. 57 ТК РФ условие оплаты труда является обязательным для включения в трудовой договор. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе условия об оплате труда, допускается только по соглашению сторон, которое должно заключаться в письменной форме в силу ст. 72 ТК РФ.
Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России 4. Ответ: Как внести изменения в штатное расписание? И как часто их можно вносить? Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п.
1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Соответственно, переутверждать штатное расписание каждый год при отсутствии необходимости внести в него какие-либо изменения не нужно. Кроме переименования должностей, изменения размера и состава выплат и т.
В случае судебных разбирательств по исковым заявлениям работников отсутствие штатного расписания или ошибки в нем могут привести к проигрышу работодателя. В соответствии с Уставом организации (администрации) устанавливается его структура и численность, на основании которых составляется штатное расписание, предусматривающее его должностной и численный состав. Штатное расписание является основой для оформления приема на работу, так как только на основании вакансии в штатном расписании можно принять на работу сотрудника и установить должностной оклад. Штатное расписание оформляется на унифицированной форме № Т-3, утвержденной Госкомстатом РФ, утверждается работодателем и вводится в действие приказом. Исключать из унифицированной формы какие-либо графы или реквизиты запрещено. Унифицированная форма штатного расписания № Т-3 в приложении № 1.
«Штатные нормативы используются для медицинского персонала, при этом применяется расчетный способ формирования нормативов по труду».
В. М. Шипова , д-р мед. наук, член ученого совета ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН
Утверждение штатного расписания
Проще всего проблема полномочий по утверждению штатных расписаний решается в отношении автономных учреждений в силу прямого предписания федерального закона. Статья 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает: «Руководитель автономного учреждения … утверждает штатное расписание автономного учреждения». Других вариантов нет.
Однако руководители бюджетных и казенных учреждений также обладают подобными правами. Действующие нормативные правовые акты не предусматривают различий прав руководителей учреждений по утверждению штатных расписаний в зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений.
Право на утверждение штатного расписания государственного (муниципального) учреждения (далее также - учреждение) принадлежит руководителю этого учреждения. Это, в частности, определяется приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее - Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее - Типовая форма трудового договора). Подпункт е) пункта 8 Типовой формы трудового договора, утвержденной данным постановлением, устанавливает, что к полномочиям руководителя относится «утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии)».
Итак, право на утверждение штатного расписания руководителем учреждения закреплено не только министерским приказом, но и Правительственным документом. Более того, обязанность следования типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения закреплена ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Она устанавливает: «Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Пункт 33 д) Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11) предусматривает, что утверждение штатного расписания осуществляется руководителем учреждения.
Важно! Таким образом, ограничение прав руководителя государственного (муниципального) учреждения на самостоятельное утверждение штатного расписания учреждения фактически означает нарушение требований Трудового кодекса
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, здравоохранение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Еще и поэтому не только министерства и ведомства, федерального уровня, но и региональные и муниципальные власти не вправе игнорировать положение Постановления № 329.
Соответственно и требования о соблюдении соотношения должностей врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения противоречат вышеуказанных документам.
Согласование штатного расписания не требуется
Правомерны ли требования вышестоящих органов по согласованию с ними штатных расписаний? Действующими федеральными нормативными документами не предусмотрено согласование штатных расписаний с вышестоящими органами.
Тем не менее на практике во многих случаях вышестоящие органы требуют предоставлять им штатное расписание на согласование. Но, во-первых, подобное требование нарушает полномочия руководителя, устанавливаемые Постановлением № 329 и другими нормативными правовыми актами.
Во-вторых, никаких негативных правовых последствий для учреждения в случае если вышестоящий орган не согласовал штатное расписание не наступает. То есть если даже вышестоящий орган не согласовал штатное расписание (например, настаивая на его пересмотре), штатное расписание действует в полном объеме.
Другое дело, что на руководителей учреждений может оказываться негласное давление со стороны вышестоящих органов, что, конечно же, выходит за замки правового поля.
В ряде случаев органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований пытаются соблюсти внешнюю видимость законности и включают требования о согласовании штатного расписания в уставы государственных (муниципальных) учреждений.
Казалось бы, правовая основа для этого есть. Пункт 7 Типовой формы трудового договора устанавливает: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения , коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».
Однако, как уже отмечалось, право руководителей учреждения на утверждение штатного расписания прямо прописано в Постановлении № 329.
Поэтому в уставах не должно содержаться положений, ограничивающих права руководителей учреждений по сравнению с предусмотренными в Постановлении № 329 и других документах.
Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.1995
№ 2510/ 3499-95-19 и Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.12.1995 № ОК-6/10860 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» посвящено уставам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и содержит Примерный устав государственного (муниципального) учреждения здравоохранения.
Письмо Минздравмедпрома России от 25.06.1996 № 2510/ 2926-96-27, Госкомимущества России от 11.07.1996 № ОК-6/5435 «О порядке разработки и утверждения уставов учреждений системы здравоохранения» содержит Примерный устав федерального государственного учреждения системы здравоохранения.
Примерные уставы, приведенные в обоих письмах, содержат фразы о том, что руководитель учреждения утверждает его штатное расписание.
Обращаем внимание на то, что сам по себе статус «вышестоящих» органов (органов управления здравоохранением) не дает им оснований предъявлять какие-либо требования к подведомственным учреждениям (например, о согласовании штатных расписаний с ними) - они могут это делать только в рамках полномочий, которыми их наделили в соответствии с положениями об этих органах. Не случайно в настоящее время в нормативных документах говорится не о вышестоящем органе, а об «органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя».
Еще раз приведем пункт 7 Типовой формы трудового договора с акцентом на ограничения полномочий руководителя учреждения: «Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц».
То есть, положения о соответствующих органах власти, ограничивающие права руководителей учреждений (в т. ч. и в вопросах утверждения штатных расписаний) могут содержать подобные пункты только если это прямо предусмотрено законодательством, причем федеральным!
ФФОМС о штатных расписаниях
Должны ли учреждения здравоохранения согласовывать штатные расписания с территориальными фондами обязательного медицинского страхования? В некоторых регионах штатные расписания требуют согласовывать не только с вышестоящими органами, но и с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - как минимум штатное расписание в части ОМС.
Никаких правовых оснований для этого нет. Территориальные фонды ОМС не обладают соответствующими полномочиями.
Очевидно, эти неправомерные требования не осталось незамеченными со стороны Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС). По этому поводу недавно вышло специальное письмо ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний». В нем, в частности, говорится: «Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи».
Как видим, позиция ФФОМС изложена предельно четко. Поэтому ни территориальные фонды ОМС, ни страховые медицинские организации, ни другие контролирующие органы не вправе вмешиваться в вопросы формирования штатных расписаний, осуществлять их контроль и т. д. И уж тем более, никакого согласования штатного расписания с территориальным фондом ОМС быть не должно.
Штатные нормативы
Часть 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что «порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя…4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений».
Сами порядки оказания медицинской помощи являются обязательными для исполнения. Закономерен вопрос о том, являются ли обязательными и содержащиеся в них рекомендуемые штатные нормативы?
Как следует из самого текста закона, штатные нормативы носят рекомендуемый характер. Мы должны строго руководствоваться нормами закона: порядки оказания медицинской помощи обязательны для исполнения, следовательно, в обязательном порядке следует рассматривать рекомендуемые штатные нормативы именно как рекомендуемые. Эту позицию, в частности, не раз озвучивал Росздравнадзор, отвечающий за соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Тем не менее остается еще один важный аспект - лицензирование. Для получения лицензии учреждение должно подтвердить, что оно обладает возможностями для оказания заявленных видов, профилей медицинской помощи. Например, при оказании хирургической помощи в штатном расписании должны присутствовать должности врачей анестезиологов-реаниматологов. Обеспечение круглосуточного наблюдения за пациентами не может быть обеспечено, если в штатном расписании имеется менее 4,0 ставки соответствующих должностей и т. д. Подобные отклонения в штатном расписании могут служить основанием для того, чтобы лицензия не была выдана.
Таким образом, никто не вправе требовать введения должностей строго в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, содержащимися в порядках оказания медицинской помощи. Но если имеющихся должностей недостаточно для организации оказания медицинской помощи, учреждение может не получить лицензию.
Штатное расписание - как результат нормирования труда
Еще со времен Советского Союза у нас в стране все штатные нормативы носят рекомендательный характер.
Согласно приказу Минздрава СССР от 10.03.1988 № 90 «О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения» в целях рационального использования кадров медицинских работников в учреждениях здравоохранения, придания большей самостоятельности руководителям этих учреждений в вопросах расстановки кадров руководителям учреждений здравоохранения разрешается «Руководителям учреждений здравоохранения, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них действующими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных учреждению численности должностей и фонда заработной платы. При этом допускается замена должностей в любом порядке. Произведенные изменения вносятся в штатные расписания без согласования с вышестоящим органом здравоохранения».
Пункт 2 Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений» предусматривает: «Предоставить право организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.».
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы» (далее - Распоряжение № 2190-р) говорится: «Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)».
Распоряжение Правительства Российской Федерации по статусу выше любых приказов любых министерств, в частности тех приказов, которыми утверждаются порядки оказания медицинской помощи. Это еще одно подтверждение того, что рекомендуемые штатные нормативы, содержащиеся в порядках оказания медицинской помощи, носят лишь рекомендательный характер и от них можно отклоняться.
Важно! Действующая нормативная база дает учреждениям чрезвычайно большие полномочия в вопросах нормирования. Но этими полномочиями нужно грамотно пользоваться - не достаточно просто продекларировать, что учреждение формирует штатное расписание на основе нормирования - нужно составление штатного расписания официально (через закрепление в положении о нормировании труда в учреждении) включить в систему нормирования труда
Поэтому в положении о нормировании труда, утверждаемом приказом по учреждению, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях», целесообразно со ссылкой на вышеприведенное Распоряжение № 2190-р закрепить, что штатное расписание учреждения рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами (включая порядки оказания медицинской помощи, содержащие рекомендуемые штатные нормативы), методическими рекомендациями и т. д. в рамках штатного нормирования (определения норм численности), являющегося составной частью нормирования труда в учреждении.
При этом формирование штатного расписания выступает в качестве результата штатного нормирования - составной частью расчета численности персонала, необходимого для выполнения определенного объема работ. В данном случае нормой труда выступают нормы численности.
Важный момент заключается в том, что в рамках нормирования труда штатное расписание может формироваться в соответствии с совершенно иными принципами, чем предлагается в порядках оказания медицинской помощи. Например, в соответствии с объемом оказанных услуг (количество посещений, исследований, пролеченных пациентов и т. д.).
По итогам нормирования штатная численность работников, утверждаемая руководителем учреждения в рамках штатного расписания, может отличаться от той, которая предусмотрена соответствующими штатными нормативами.
Штатные должности, вводимые за счет приносящей доходы деятельности
Каковы дополнительные полномочия учреждений при формировании штатных расписаний за счет приносящей доходы деятельности? Что касается штатных должностей, вводимых за счет приносящей доходы деятельности (платных медицинских и иных услуг), то в эти вопросы «со стороны» вообще никто не вправе вмешиваться. Абзац второй п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность… Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».
Важно! Соответственно бюджетное учреждение вправе вводить за счет доходов от приносящей доходы деятельности любые штатные должности в любом количестве
В связи с этим обращаем внимание на письмо Минздрава России от 25.10.2012 № 16–5/10/2–3238 «О направлении методических рекомендаций «Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб». В письме говорится о целесообразности учитывать и такой фактор, как «наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг. Кроме того, распространена практика, когда ряд должностей прочего персонала, обслуживающего учреждение в целом, содержится за счет доходов от платных услуг. В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор».
Единое штатное расписание
Должны ли в учреждении утверждаться отдельные штатные расписания по источникам финансирования (бюджет, ОМС, приносящая доходы деятельность)? В пункте 35 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол № 11) записано: «При применении систем оплаты труда работников учреждений следует обращать внимание на: … в) формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения».
В письме ФФОМС от 06.04.2015 № 1726/30–4 «О порядке формирования штатных расписаний» говорится: «Отдельного установления штатного расписания в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрено и не требуется».
Таким образом, составление отдельного штатного расписания по различным источникам финансирования не требуется. Либо в штатном расписании для каждой штатной должности указывается количество ставок соответственно, за счет бюджета, ОМС и приносящей доходы деятельности (при их отсутствии в графе ставится прочерк), либо в составе общего штатного расписания выделяются подразделения, финансируемые за счет соответствующего источника.
Превышение числа штатных должностей
Является ли нецелевым (неэффективным и т. д.) использованием средств превышение числа штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказами и т. д.? В условиях ухудшающейся экономической ситуации и необходимости повышения заработной платы медицинских работников в соответствии с «майскими» Указами Президента, активизировались проверки целевого (эффективного, рационального и т. д.) использования как бюджетных средств, так и средств ОМС. Особенно много претензий учреждения получают по поводу превышения штатных должностей по сравнению с предусмотренными приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (далее - Приказ № 230).
Однако данный приказ вовсе не ограничивает учреждения в введении дополнительных должностей, сверх предусмотренных самим этим приказом. Приказ № 230 устанавливает: «Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности».
Как видим, введение дополнительных должностей прочего персонала сверх Приказа № 230 допустимо. Требуется лишь соответствующее обоснование. Это формальная сторона. По сути же, как было показано выше, Постановление № 329, определяющее права руководителей учреждений по утверждению штатного расписания, выше по статусу, чем данный приказ и соблюдение положений данного приказа не является обязательным.
Следует учесть и то, что приказ двенадцатилетней давности не учитывает роста потребности в должностях «прочего» персонала как в силу требований законодательства (например, «контрактная служба» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), так и других факторов (например, технологический прогресс требует увеличения числа сотрудников службы информатизации) и т. д.
Вообще, в рамках современного статуса бюджетных и автономных учреждений, они самостоятельно распоряжаются средствами в соответствии со штатным расписанием и планом финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за формированием штатных расписаний федеральными нормативными документами не предусмотрен также в отношении штатных расписаний казенных учреждений.
Итак, федеральные нормативные акты четко устанавливают право руководителей государственных (муниципальных) учреждений всех типов самостоятельно устанавливать штатные расписания. Не предполагают согласования штатного расписания с кем бы то ни было. Это исключительно право самого учреждения и касается любых органов власти любого уровня.
Важно! Превышение любых штатных нормативов само по себе не является финансовым или иным нарушением. Региональные и муниципальные власти не вправе устанавливать иное
Заключение
В заключение отметим, что более четкое закрепление прав руководителей учреждений в вопросах формирования штатных расписаний, имевшее место в последние годы - это один из элементов реализация реформы бюджетной сферы в соответствии с Федеральным закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть закона проста: учреждения получили больше прав и больше ответственности.
Логичным продолжением этого стал эффективный контракт, предоставляющий руководителям права больше персональных прав и устанавливающий большую персональную ответственность. Кстати, Постановление № 329 (как и соответствующая часть статьи 275 Трудового кодекса РФ) появились как раз в рамках мероприятий по введению эффективного контракта.
Поэтому для успешной реализации реформы бюджетной сферы, «майских» указов Президента и эффективного контракта необходимо неукоснительное соблюдение прав руководителей любых типов государственных (муниципальных) учреждений на самостоятельное утверждение штатного расписания.
Нет, штатное расписание утверждает руководитель организации приказом (раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5.01.2004 г. № 1).
Обоснование
Как составить штатное расписание
Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).*
Кто обязан составлять
Кто обязан составлять штатное расписание
В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления данного документа:
штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).
Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают штатное расписание (ч. 2 ст. 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583, п. 2 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 211, п. 19 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016, протокол № 11, решение Верховного суда РФ от 14 апреля 2004 г. № ГКПИ2004-170, определение Верховного суда РФ от 18 мая 2004 г. № КАС04-198).
Утвержденное штатное расписание может служить основанием для расчета нормативных затрат на оплату труда при выделении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (выделении бюджетного финансирования). Кроме того, утвержденное штатное расписание позволит обосновать получателям бюджетных средств целевое расходование средств, выделенных на зарплату.*
Форма штатного расписания
В какой форме составить штатное расписание
Организации госсектора могут по собственному выбору:
использовать унифицированную форму штатного расписания (№ Т-3), утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;
применять самостоятельно разработанную форму.
Подробнее об этом см. Вправе ли организации госсектора применять самостоятельно разработанные формы кадровых документов.
Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указывают не конкретных сотрудников, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудников же назначают на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.
Совет : чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату для должностей с одинаковыми по сложности трудовыми функциями.
Одинаковое наименование должностей подразумевает и одинаковые должностные обязанности. При этом нужно соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). В трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников можно закрепить различный уровень работ, разные права и обязанности, разный уровень ответственности. Однако лучше по-разному назовите должности, используя слова «старший», «младший», «ведущий» и т. п.
Утверждение
Кто утверждает штатное расписание
Когда расписание составлено, его должен подписать главный бухгалтер и руководитель кадровой службы (или сотрудник, ответственный за кадровый учет). Если штат большой и расписание занимает несколько листов, то главный бухгалтер по своему усмотрению может подписаться как один раз (в конце документа), так и на каждом его листе. После этого штатное расписание должен утвердить руководитель организации приказом. Об этом сказано в разделе 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.*
Срок действия
Какой срок действия штатного расписания
Какого-либо срока действия штатного расписания не установлено. После того как штатное расписание утверждено, в него по мере необходимости вносят изменения. Каждый год утверждать (пересматривать) штатное расписание организация не обязана, однако вправе это делать по своему усмотрению.
Изменение расписания
Когда вносить изменения в штатное расписание
Изменения в штатное расписание можно вносить в любое время, когда в этом есть необходимость, поскольку частоту и периодичность изменения штатного расписания работодатель определяет самостоятельно (п. 1 письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1). Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п., в трудовом законодательстве есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания. Например, сокращение численности или штата сотрудников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 74 ТК РФ) и т. д.
Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатноерасписание нужно оформить перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). То есть нужно издать приказ о переводе по форме № Т-5 либо по самостоятельно разработанной форме.
Далее заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и внесите запись о переводе в его трудовую книжку (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).
Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе администрации по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласится работать в изменившихся условиях, направьте ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы – предложите вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник откажется от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформите увольнение по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
Такой порядок предусмотрен в статье 74 Трудового кодекса РФ.
В завершение процедуры оформите приказ о внесении изменений в штатное расписание. К этому приказу приложите штатное расписание с внесенными изменениями. С приказом под подпись ознакомьте сотрудников, которых коснулись изменения.
Штатное расписание школы содержит полный список должностей, определенных в организации, количество ставок на каждую должность, информацию о распределении обязанностей сотрудников учреждения, развернутую информацию о суммах выплат. Из документа можно узнать число сотрудников административного, педагогического, учебно-вспомогательного направления.
Образец штатного расписания школы
Расписание используется как основа для начисления заработных плат, оформления служебных записей, фиксации профессионального уровня педагогов и обязанностей персонала. Ознакомиться с образцом штатного расписания школы, можно, скачав файл:
Трудовой Кодекс страны предписывает наличие данного документа в каждом учреждении (ст.15), независимо от статуса и финансирования. При проведении инспекционных проверок, расписание будет проверяться в обязательном порядке. Отсутствие документа грозит наложением штрафа на руководителя школы в размере пяти тысяч рублей, а для самой организации – в 10 раз больше. Поэтому ежегодно ответственные сотрудники разрабатывают документ в установленные сроки.
Лица, выполняющие работу по составлению документа, должны быть назначены приказом или иметь данную обязанность в должностной инструкции. Следует отметить, что в случае изменений кадрового состава или размеров выплат, документ актуализируют после утверждения приказа об изменении штатного расписания в школе.
Утверждение документа – задача вышестоящего органа, управляющего образовательной деятельностью региона. При этом такие организации руководствуются Типовыми штатами ОУ, утвержденными еще в прошлом столетии, но до сих пор актуальными.
Нормативы, установленные в этих документах, в настоящее время используются в качестве примера и являются минимальными. Необходимо помнить, что при проверке инспектор не имеет права требовать четкого следования данным штатам, в связи с тем, что они носят рекомендательный характер.
Как составить штатное расписание школы по образцу
Разработкой документа занимается руководящий состав организации. Прежде чем начать работу в данном направлении, необходимо издать приказ об утверждении штатного расписания в школе. Пример приказа доступен по ссылке:
В качестве основополагающего документа для составления расписания используют методические рекомендации, которые были установлены Департаментом образования. Типовая форма (N T-3) расписания, принятая постановлением Госкомстата РФ, заполняется с учетом норм численности учащихся заведения. Организация имеет право дополнить форму, внося в нее уточняющую информацию.
Типовое штатное расписание общеобразовательной школы обычно включает в себя следующие разделы:
название документа и период его действия;
название подразделений, список руководящего персонала, педагогов, специалистов и обслуживающих работников;
перечень должностей в порядке, соответствующем подразделениям, по старшинству;
количество сотрудников по должностям, в том числе с указанием неполной ставки.
оклады либо тарифную сетку по трудовым договорам;
дополнительные выплаты в виде надбавок или премий и т.д.;
итоговую сумму начислений.
Удобно разбить форму штатной сетки на несколько разделов по количеству категорий сотрудников. К административным должностям относятся руководитель школы и его заместители. Педагогические работники – это преподаватели, учителя ОБЖД, музыкальные работники, психологи, библиотекари, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, тьюторы, старшие методисты. К должностям учебно-воспитательного направления относятся вожатые, секретари, кассиры, бухгалтера, лаборанты, завхоз. Обслуживающий персонал включает должности уборщиц, слесарей, кочегара, водителя, гардеробщицы.
Количество сотрудников в заведении определяется, в первую очередь, его наполненностью и бюджетированием, а также с учетом вида учреждения, учебных программ, числа младших и старших классов. Например, расписание школы со стандартной формой обучения будет отличаться от документов, разработанных для школ-интернатов, организаций с углубленным изучением отдельных предметов или заведений вечернего (сменного) или коррекционного обучения.
По ряду причин штатное расписание общеобразовательных школ может изменяться. Школы на государственном обеспечении устанавливают численность сотрудников на основании внешних приказов. Частные организации имеют право добавлять должности и выплачивать им зарплату. Если муниципальное учреждение может позволить себе оплачивать работу дополнительного персонала, оно также может изменить штатное расписание в сторону увеличения единиц или должностей.
За составление тарифных списков в заведении отвечают две комиссии: тарифная аттестационная и экспертная. Их деятельность заключается в определении дополнительных выплат за отрицательные условия труда. Результаты работы комиссий необходимо оформлять в виде приказа за подписью директора.
В документе указывают суммы заработной платы за месяц, расшифровывая составляющие их части. Эти данные являются основой для определения расходов организации, ими также оперируют при составлении планов, привлечении дополнительных работников и принятии управленческих решений.
Кроме основных должностей, в штатную сетку должны быть включены совместители и специалисты, которые определяют и поддерживают специфический уклон школы (языки, спортивная направленность и т.д.). При составлении документа кроме следования нормативным актам, необходимо опираться на внутришкольные акты: Устав, сметные бумаги, количественные нормы, расчетные документы.
Следует понимать, что численность персонала может не совпадать с числом штатных единиц, потому что сотрудники могут быть оформлены как на 0,25, так и на 1,5 ставки. С увеличение количества параллельных классов должно увеличиваться и число должностей или сотрудников, работающих на одной должности. Для расчета ставок в штатном расписании школы используют стандартные методики и таблицы. Одна из таких таблиц представлена ниже:
Количество штатных единиц (ставки) в расписании школы
Обобщенная методика установления ставок включает в себя следующий расчет: количество рабочих учебных часов в неделю по группе обучающихся делят на норму нагрузки педагогов конкретного заведения. Количество ставок на каждый класс рассчитывают, опираясь на базисный учебный план школы.
При составлении документа необходимо внимательно относится к названиям должностей. Они должны соответствовать установленным в классификаторах для того, чтобы сотрудники учреждения могли претендовать на льготы.
Если ответственный работник впервые приступает к составлению штатной сетки в текущем году, не лишним будет воспользоваться шаблоном штатного расписания школы на 2019 год:
Действие документа длится один учебный год, после чего процедура повторяется, начиная с издания приказа о назначении ответственных и составлении расписания.
Здравствуйте! Вы когда-нибудь слышали о таком документе, как «Штатное расписание организации»? А ведь это документ, на основании которого начисляется заработная плата, а также принимают и увольняют сотрудников. Сейчас мы постараемся подробно рассказать о том, какие функции выполняет ШР и как правильно его составлять.
Что такое «Штатное расписание»
Каждый из вас хоть раз в жизни бывал в отделе кадров какого-нибудь предприятия. Вы наверняка видели бесчисленное количество папок и личных дел сотрудников. Наверняка многим было интересно, как работники этого отдела собирают и запоминают информацию обо всех должностях, сотрудниках и т.д.
А все довольно просто. У них есть такой документ, как штатное расписание.
Штатное расписание (ШР) – это нормативный документ, в котором указывается информация обо всех должностях предприятия, количестве штатных сотрудников, размере их тарифных ставок и величина надбавок.
Другими словами, это документ, который содержит обобщенные сведения о количестве работников предприятия и имеющихся должностях. Помимо этого, в штатном расписании указывается размер заработной платы для каждой должности с учетом всех полагающихся надбавок.
Очень часто этот документ помогает руководителям предприятия в ходе судебных разбирательств. Например, из-за вынужденного сокращения штата сотрудников, был уволен рабочий и он подал на бывших руководителей в суд. В этом случае ШР является прямым доказательством правомерности действий ответчика.
Ввиду важности этого документа, все страницы нумеруются, шнуруются и скрепляются печатью.
- Скачать Образец приказа об утверждении штатного расписания
- Скачать Штатное расписание форма N Т-3
Функции штатного расписания
Как и любой документ, ШР выполняет ряд функций. Основными, из которых, являются:
- Возможность организации рабочего времени персонала;
- Начисление ежемесячной заработной платы сотрудникам;
- Официальное оформление вновь принятых сотрудников;
- Оставление правил внутреннего распорядка дня;
- Перевод оформленных работников с одной должности на другую и т.д.
Штатное расписание – обязательный документ
На каждом предприятии существует большое количество документации. Есть документы, которые ведутся в обязательном порядке, а есть те, которые создаются по необходимости. На вопрос «Является ли ШР обязательным документом?» нельзя дать однозначный ответ.
Все из-за того, что трудовой кодекс не предполагает обязательного наличия на предприятии ШР. Но если рассматривать этот вопрос, основываясь на требованиях Роскомстата, то получается, что данный документ необходим, т.к. он является первичной документацией для учета выплат по заработной плате.
Хотя в законодательстве нигде не прописаны четкие нормы, но большинство организаций ведет данный вид документации. Ведь основная часть государственных проверок начинается именно с изучения ШР.
На самом деле, наличие данного документа облегчает жизнь не только проверяющим, но и руководителям, отделу кадров и бухгалтерии.
Какой срок действия штатного расписания
Ни в одном официальном документе не указан точный срок действия ШР. Руководитель сам вправе указывать срок, на которой составляется этот документ. Чаще всего его переделывают каждый год, а в действие вводят с 1 января. При составлении ШР, указывается дата его действия. Но если не указать дату, тогда документ считается бессрочным и его не нужно переделывать.
Сколько и где хранится штатное расписание
На основании постановления Росархива, ШР, после окончания действия, должно храниться на предприятии в течение 3 лет. А срок хранения штатных расстановок составляет 75 лет.
Штатная расстановка – необязательный для каждого предприятия документ, который создается на основе штатного расписания. Он является мобильной версией ШР и включает более подробную информацию о сотрудниках компании (указывается ФИО рабочих, группа инвалидности и т.д.).
Кто составляет
Перед тем как приступить к созданию документа, руководитель издает приказ об изменении штатного расписания, где назначает сотрудника, который будет его составлять.
Это может быть абсолютно любой работник организации. Но чаще всего такую работу поручают сотрудникам отдела кадров, бухгалтерии или инженеру по нормированию труда.
Сколько копий ШР должно быть на производстве
При составлении ШР, делается одна его копия. Таким образом, оригинал и копия должны храниться в отделе кадров и бухгалтерии.
Изменение штатного расписания
Иногда в действующее ШР приходится вносить изменения. Делается это в нескольких случаях:
- Если происходит реорганизация фирмы;
- Если необходимо оптимизировать и улучшить трудовую деятельность аппарата управления;
- Если внесенные в законодательство изменения требуют внесения обязательных поправок в ШР;
- В случае изменения штатных единиц;
- Изменения должности в штатном расписании;
- Изменения оклада в штатном расписании.
Если изменения незначительны и не требуют создания нового ШР, тогда руководитель издает приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ответственный работник вносит поправки в действующий документ.
При внесении изменений в штатное расписание, руководство не обязано письменно уведомлять об этом работников.
Второй способ внести поправки – это создать новое ШР.
При любых изменениях в ШР, поправки должны вноситься в трудовые книжки и личные карточки работников. Перед этим необходимо получить письменное разрешение на данное действие от сотрудников.
Например, если незначительно меняется формулировка названия должности, работник должен быть об этом письменно уведомлен. Только после этого вносятся изменения в его трудовую книжку.
Если изменения касаются величины окладов, в таком случае сотрудника уведомляют в письменной форме за 2 месяца. Эти поправки параллельно вносят и в трудовой договор.
Есть ли обязательная форма штатного расписания
Для составления ШР, чаще всего используют унифицированную . Она представляет собой бланк – таблицу, в которую необходимо вносить данные.
Большинство организаций берут форму Т-3 за основу и «подгоняют» под свое предприятие. Это разрешено, т. е. унифицированная форма этого документа не является обязательной.
В случаях, если предприятие имеет государственную форму управления, тогда штатное расписание оформляется по всем правилам.
Структура штатного расписания организации
ШР состоит из «шапки», таблицы и данных людей, которые подписали этот документ.
Первая часть документов содержит следующую информацию:
- Наименование организации, согласно учредительным документам;
- Дата начала действия ШР, его номер и срок действия. Нумерацию можно присваивать произвольную.
- Дата и номер приказа об утверждении штатного расписания;
- Общий штат сотрудников.
Вторая часть – это совокупность данных по всем должностям. Ее мы рассмотрим чуть позже.
В третьей части прописаны фамилии и должности людей, которые подписали этот документ. Чаще всего это руководитель кадровой службы и главный бухгалтер.
Как составить штатное расписание
Надеемся, что при заполнении «шапки» ни у кого вопросов не возникло, поэтому переходим к заполнению самой таблицы.
1 графа . Наименование структурного подразделения. Перечислять их нужно в порядке подчиненности. Например, администрация, секретариат, финансовый отдел, бухгалтерия и т.д.;
2 графа . Код подразделения. Нумеруем подразделения сверху вниз (01,02,03 и т.д.);
3 графа . Должность. Данные необходимо вносить в именительном падеже без сокращений, в единственном числе, руководствуясь квалификационно-тарифных справочникам;
4 графа . Кол-во штатных единиц. В данной графе указывается, сколько людей одной должности необходимо предприятию. Эта величина может быть как целой, так и дробной. Например, 2,5 может означать, что 2 сотрудника будет работать на полную ставку, и один на полставки;
5 графа . Величина оклада, тарифной ставки или бонусов. Указывается в рублях по каждой должности. Если, например, работает 2 бухгалтера, но руководитель платит им разную зарплату, то в штатном расписании указывается единый оклад, а в графе надбавки прописываются доплаты. То есть оклад работников на одной должности должен быть одинаковым;
6, 7, 8 графа . Надбавки за особые условия труда. Их может и не быть, тогда в графах ставятся прочерки. Но если работник трудится в ночное время, праздничные дни, убирает сан. узлы и т.д., тогда по закону ему необходимо выплатить определенную компенсацию;
9 графа . Всего за месяц. Суммируются данные по графам 5,6,7,8, после чего умножается на кол-во штатных единиц по каждой должности;
10 графа . Примечание. Может указываться локально-нормативный акт, на основании которого осуществляется оплата труда;
После внесения данных, необходимо подбить итог по 4 и 9 колонке. Таким образом, мы узнаем количество штатных единиц в штатном расписании и месячный фонд оплаты труда.
Утверждение штатного расписания
Согласно правилам утверждения штатного расписания, после составления и проверки всех данных, ШР подписывает руководитель, главный бухгалтер и начальник отдела кадров. После чего руководитель предприятия издает приказ о введении данного документа в действие.
Заключение
ШР – это не обязательный, но очень важный документ любой организации. На его основании можно или принять нового. Помимо этого, с его помощью начисляется заработная плата сотрудникам предприятия.
Данный документ не строго регламентирован, поэтому его можно «подгонять» под каждую организацию и переделывать в случае необходимости. Это палочка-выручалочка руководителя в период проверок государственных органов.