Понятие, основные признаки, задачи и цели, направления правоохранительной деятельности. Основные направления правоохранительной деятельности — реферат Характеристика основных направлений деятельности правоохранительных органов
Введение 3
1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ 4
2. Законности, ее роль в жизни общества и соотношение
с правами личности 10
3. Проблемы укрепления законности и реальность прав человека и гражданина 13
4. Обеспечение законности в деятельности ОВД, как средство охраны и защиты прав граждан 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Введение
Актуальность настоящей работы заключается в том, что Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1 - 2 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство.
Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.
Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления.
Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.
Целью настоящей работы является рассмотрение правоохранительных органы РФ как субъектов обеспечения прав человека и гражданина.
1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ
Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.
Представляется возможным выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:
1) правосудие;
2) прокурорский надзор;
3) предварительное расследование уголовных дел;
4) оперативно-розыскная деятельность;
5) организационное обеспечение деятельности судов.
Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России в соответствии с указанными выше основными направлениями правоохранительной деятельности.
Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи. Концепция судебной реформы, разработанная группой известных ученых-юристов и принятая Верховным Советом РСФСР в 1992 г., провозгласила, что "на арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность других органов и институтов".
Вместе с тем в последнее время появилась точка зрения, согласно которой суд не является правоохранительным органом. Это, как представляется, вызвано узкой трактовкой понятия правоохранительной деятельности лишь как деятельности по пресечению и расследованию преступлений и иных правонарушений. Включая суд в число правоохранительных органов, мы никоим образом не наделяем его функциями обвинительными, функциями уголовного преследования, не ставим в один ряд с органами прокуратуры и внутренних дел. Напротив, признавая суд главным органом, осуществляющим охрану права в обществе, мы подчеркиваем его независимый статус от органов государственного обвинения, что обеспечивает его роль не только как гаранта закона и справедливости, но и как органа, способного защитить человека от произвола самого государства.
В большинстве учебной литературы в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности рассматривается конституционный контроль. Однако, на наш взгляд, конституционный контроль охватывается понятием правосудия по следующим основаниям. В России функция конституционного контроля осуществляется судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации. Последний выступает в качестве одного из высших органов судебной власти России. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом правосудие является исключительной прерогативой судебной власти, суда. Судебная власть, являясь содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие путем разрешения конституционно-правовых споров о соответствии Конституции РФ различных нормативно-правовых актов по обращению заинтересованных государственных органов и должностных лиц, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов на основании таких принципов как независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Сущность правосудия состоит в том, что оно выступает в качестве главного механизма в разрешении споров о праве. Главная же особенность деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении им правосудия состоит в том, что он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.).
Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:
- Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
- Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
- Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .
Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.
Задачами правоохранительной деятельности признаются:
- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- надзор за процессом правоприменения ;
- правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
- оказание юридической помощи гражданам и организациям;
- правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- общественного строя Российской Федерации;
- установленных системы хозяйства и собственности ;
- порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;
2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;
3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.
Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:
- укрепление законности и правопорядка;
- предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
- исправление осужденных;
- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.
Функции (направления) правоохранительной деятельности
Общая характеристика
Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:
- конституционный контроль ;
- организационное обеспечение деятельности судов ;
- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
- выявление и расследование преступлений :
- предварительное следствие;
- дознание;
- уголовно-исполнительная деятельность;
- нотариальная деятельность;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:
- судопроизводство (уголовный процесс);
- обеспечение безопасности;
- охрана общественного порядка;
- производство по делам о нарушении таможенных правил;
- производство по делам о налоговых правонарушениях ;
- контрразведывательная деятельность;
- внешняя разведка.
Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.
Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам
Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .
Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .
Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций
Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".
Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).
Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции
Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:
- правовую регламентацию его статуса и деятельности;
- стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
- наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.
К числу правоохранительных органов принято относить:
- конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
- Дисциплинарное судебное присутствие;
- органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
- третейские суды для разрешения экономических споров;
- Министерство юстиции РФ;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
- органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
- органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
- адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
- некоторые иные правоохранительные органы.
Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"
Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.
- понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
- функции (направления) правоохранительной деятельности;
- понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
- законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
- понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
- понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
- понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
- понятие, признаки и принципы правосудия ;
- понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
- порядок формирования, состав, структура и компетенция:
- верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
- районных, городских, межрайонных судов;
- военных судов;
- специализированных судов;
- мировых судей;
- правовой статус суда;
- система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
- полномочия и порядок образования:
- Высшего Арбитражного Суда РФ;
- федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
- арбитражных апелляционных судов;
- арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
- полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
- иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
- понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
- численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
- компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
- Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
- решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
- понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
- статус судей;
- требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
- порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
- квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
- статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
- государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
- администраторы судов, их функции;
- задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
- территориальные органы юстиции;
- органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
- акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
- система органов прокуратуры и их организация;
- Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
- прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
- полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
- организация работы прокуратуры района (города);
- порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
- прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
- требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
- общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
- оперативно-розыскной;
- дознания;
- предварительного следствия;
- круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
- взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
- понятие и виды органов дознания;
- понятие и виды органов предварительного следствия;
- правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
- система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
- руководитель следственного органа;
- юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
- понятие и направления деятельности адвокатуры ;
- адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
- президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
- адвокатские образования первого звена;
- права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
- Федеральная палата адвокатов РФ;
- оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.
Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .
Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.
Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).
Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).
Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.
Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.
Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.
Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).
Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.
Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.
Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).
Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:
- институт процессуальной самостоятельности следователя;
- процессуальный статус руководителя следственного органа;
- процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
- общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
- средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
- характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.
В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.
Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.
Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.
Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.
Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты.
Правоохранительные органы РФ - государственные органы и негосударственные организации, специально предназначенные защищать и восстанавливать права, свободы и законные интересы граждан, интересы организаций, общества и государства, а также поддерживать законность и правопорядок.
К числу правоохранительных органов относятся :
1. государственные суды (конституционные и уставные суды, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)
2. прокуратура
3. адвокатура (институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)
4. нотариат (частнопрактикующие нотариусы и нотариусы государственных нотариальных контор)
5. органы Министерства внутренних дел (в том числе, полиция)
6. Следственный комитет РФ
7. Федеральная служба безопасности
8. таможенные органы
9. Федеральная служба судебных приставов
10. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
11. Федеральная служба исполнения наказаний
12. Уполномоченный по правам человека и по правам ребенка
13. Министерство юстиции РФ
14. военная полиция Вооруженных Сил РФ;
15. государственные юридические бюро (образованы не во всех субъектах РФ)
16. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
17. негосударственные правоохранительные структуры, создаваемые по инициативе населения или организаций (например, третейские суды, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные организации).
Общие черты правоохранительных органов:
· Эти органы специально предназначены осуществлять правоохранительную функцию государства путем осуществления правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством.
· Началом деятельности правоохранительных органов, как правило, выступает какой-либо повод. Например , поступившая в прокуратуру жалоба, подача в суд искового заявления, обращение гражданина к адвокату.
· Для выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, они наделены определенными правами и обязанностями.
· Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в особом порядке, предусмотренном законодательством. Например , деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется процессуальным законодательством, а нарушение установленной процедуры рассмотрения дел может повлечь за собой отмену судебных актов.
· Как правило, правоохранительные органы вправе применять к правонарушителям различные меры государственного принуждения в пределах своей компетенции. Например , суд может применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления различные меры уголовного наказания: от штрафа до пожизненного лишения свободы.
· Сотрудниками правоохранительных органов, как правило, могут быть лица, имеющие специальную подготовку (для некоторых юридических профессий (должностей) обязательным условием является наличие высшего юридического образования).
· Законные требования и решения правоохранительных органов и их сотрудников обязательны для исполнения под угрозой применения мер юридической ответственности (административной, уголовной и т.д.)
Основные направления правоохранительной деятельности (общая характеристика)
Правосудие – осуществляется только государственными судами , которые вправе рассматривать и разрешать любые правовые споры, а также некоторые, наиболее важные, бесспорные юридические дела, например, усыновление (удочерение) ребенка, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Прокурорский надзор – осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами с целью выявления фактов нарушения законности в деятельности различных организаций и должностных лиц, а также принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Кроме надзорной деятельности прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проводят антикоррупционную экспертизу правовых актов и осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.
Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям – осуществляется главным образом адвокатами (в том числе, бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством), например , консультирование по правовым вопросам, выступление в качестве защитников лиц, обвиняемых в совершении преступлений, или в качестве представителей потерпевших и т.д.
В случаях, предусмотренных законом, бесплатную юридическую помощь гражданам (кроме помощи по уголовным делам) должны оказывать государственные юридические бюро .
Нотариальная деятельность – осуществляется частнопрактикующими нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор путем совершения нотариальных действий, например , удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, свидетельствование подлинности подписи на документах, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте и т.д.
Борьба с преступностью – это деятельность, связанная с предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также выявлением лиц, которые их подготавливают, совершают или совершили (предварительное расследование преступлений и оперативно-розыскная деятельность).
Это направление осуществляется различными правоохранительными органами в пределах их компетенции , например: органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой судебных приставов, военной полицией Вооруженных Сил РФ и т.д.
Правовая работа в экономике и гражданском обороте – осуществляется, например, третейскими судами при рассмотрении ими гражданско-правовых споров, юридическими службами различных организаций (деятельность юрисконсультов ), которые представляют интересы своих организаций в судах и иных органах, подготавливают проекты договоров и других правовых документов и т.д.
Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите и свобод человека и , охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 : “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.
По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.
Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка ), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.
Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:
- имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
- применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
- реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
- ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.
Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - российскому гражданину, иностранцу, лицу без , какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.
Задачи правоохранительной деятельности
Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы
:
- задачи общие , характерные для всех ее направлений;
- задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.
Основное содержание общих задач - то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, и территориальная целостность”.
Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи : для Конституционного Суда РФ - одни, для - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для милиции - пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
Направления (функции) правоохранительной деятельности:
- конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
- правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
- организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
- выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
- оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).
Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Правосудие - правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.
Конституционный контроль
в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.
Правоохранительная деятельность- деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, оказанию гражданам, в случае необходимости, юридической помощи.
Признаки ПД:
1. осуществляется юридическими способами воздействия (в зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом);
2. применяемые меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства (нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность);
3. правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные государственные органы (они комплектуются соответствующими специалистами);
4. начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение (во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций);
5. законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами (неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством).
Основные направления ПД:
1. защита прав, свобод и законных интересов граждан;
2. обеспечение надлежащего общественного порядка;
3. обеспечение общественной безопасности;
4. профилактика правонарушений;
5. выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;
6. принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим преступление;
7. обеспечение исполнения принятых решений;
8. обеспечение квалифицированной юридической помощи.
2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов в рф
Правоохранительные органы- специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
Признаки ПО:
1. созданы законом или на их основе;
2. созданы для выполнения конкретных правоохранительных функций;
3. осуществляют свою деятельность только на основании закона, в соответствии с ним, с соблюдением прописанных в законе процедур;
4. вправе применять от имени государства меры принуждения.
Правоохранительные органы:
1. судебные органы(Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи) ;
2. органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов(Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде);
3. органы прокуратуры;
4. органы предварительного расследования(Органы Дознания и Предварительного Следствия);
5. органы внутренних дел(полиция);
6. органы исполнительной власти в сфере юстиций(Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба);
7. органы обеспечения безопасности страны(Совет безопасности РФ, ФСБ, ФСКН, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба);
8. уполномоченные по правам человека;
9. органы, оказывающие юридическую помощь(адвокатура, нотариат, частные детективные охранные службы).