Понятие, сущности и виды оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия Гласные оперативные мероприятия
В последние годы в оперативно-розыскном законодательстве произошло много изменений, непосредственно связанных с порядком проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Одной из долгожданных новелл стало разъяснение законодателем того, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться не только негласно, но и гласно.
Так, ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД устанавливает, что осуществляющие ОРД органы имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия гласно и негласно; это касается изъятия документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывания предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
При этом:
в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;
если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
в случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления;
копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
Такая попытка законодателя заслуживает одобрение. Некоторые вопросы урегулированы, и это хорошо. Однако очевидно, что указанные нововведения не были продуманы до конца, из-за чего в теории и практике путаницы стало еще больше.
Обозначим некоторые основные проблемы.
1. В ст. 15 Закона об ОРД говорится, что могут негласно и гласно проводиться мероприятия, перечисленные в ст. 6. В ст. 6 Закона, как известно, перечислены все оперативно-розыскные мероприятия. То есть требования Закона однозначно говорят о том, что как негласно, так и гласно могут проводиться вообще все оперативно-розыскные мероприятия. Однако трудно представить, как гласно для преступников проводить контролируемую поставку наркотических веществ, оружия, контрабанды и т. д. В чем смысл такого мероприятия? Для чего его проводить?
Не ясно, как гласно проводить снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров. Да, прослушивание телефонных переговоров может проводиться по заявлению или с согласия лиц, жизни, здоровью и собственности которых угрожает опасность. В этом случае факт прослушивания для указанных лиц - не тайна, но это тайна для тех, кто будет им звонить. То есть и в этом случае мероприятие носит негласный характер. Как провести их гласно? А если теоретически предположить, что о факте прослушивания конкретного телефона будет известно заинтересованным лицам, то такое мероприятие будет не просто бесполезным, но и вредным. Ведь нет ничего проще, чем использовать подобный телефон как канал дезинформации.
Еще более не ясно, как можно гласно проводить оперативное внедрение.
То есть четкого разделения возможности проведения гласных и негласных мероприятий законодатель не произвел. Причем, - важный юридический момент, - если ведомственный приказ установит подобный перечень, то этот приказ будет противоречить Закону. То есть ведомственный приказ будет изначально незаконен.
Важен и еще один момент. Теперь труднее привлечь сотрудников к ответственности за расшифровку мероприятий и даже разглашение сведений о них. Появилась юридическая зацепка: нерадивый сотрудник, объясняя свои непрофессиональные действия, приведшие к расшифровке, скажет, что собирался проводить мероприятия гласно, и формально-юридически будет прав.
Представляется, что в Законе должен быть четкий перечень того, какие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только негласно.
2. В подп. 2 п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД говорится, что в случае изъятия документов составляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Для нас сомнительно, что такой протокол может быть составлен в строгом соответствии с требованиями УПК РФ. Дело в том, что все участники уголовного судопроизводства наделены не только правами, но и обязанностями, а также строгой ответственностью за невыполнение своих обязанностей.
Например, в ходе обыска присутствуют понятые, которым предъявляются изъятые предметы. При этом понятые не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.
Если какие-либо предметы изымаются в ходе ОРД, должны присутствовать в качестве понятых еще два лица. А если должны, то какую ответственность они несут за разглашение результатов мероприятия? Никакую. Никакой ответственности так называемые понятые не понесут и за разглашение ставших им известными в ходе проведения мероприятия сведений, составляющих коммерческую тайну, тайну личной жизни и т. д.
А если присутствующие при мероприятии «понятые» не захотят подписывать протокол, поскольку правами и обязанностями они фактически не наделены? Или подпишут протокол, но потом официально откажутся от своих подписей, ведь обязанности заверить результаты мероприятия и изъятия у них нет?
Протокол проведения оперативно-розыскного мероприятия и изъятия документов составить можно. Но ведь этот протокол не наделяет участников мероприятия правами и обязанностями! Допустима ли аналогия в ОРД при производстве оперативно-розыскных мероприятий? Думается, что нет.
В ходе обыска лица, его производящие, могут вскрывать любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть.
Если следователь обнаруживает запертый сейф, он вправе с помощью специалиста его вскрыть. Но если при проведении гласных мероприятий оперативным сотрудникам не открывают сейф, права его взломать нет. Останется только уйти, понимая, что содержимое сейфа немедленно уничтожат.
Однако предположим, что оперативники нашли основания для изъятия сейфа (например, у них есть сведения, что в сейфе хранится оружие, наркотики и т. д.). Сейф изъяли, взломали, но запрещенных предметов в нем нет. Тогда оперативники могут быть привлечены по заявлению владельца сейфа к ответственности, в том числе уголовной (о материальной даже не говорим).
И таких вопросов при гласном проведении мероприятий очень много.
Практика уже знала примеры проведения так называемых гласных оперативно-розыскных мероприятий. Один из случаев произошел в Санкт-Петербурге в 2002 г. Сотрудники Управления Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) России по
Санкт-Петербургу проводили оперативно-розыскную работу в отношении одной из фирм Санкт-Петербурга. Назовем ее условно фирмой «Н». Собранные данные свидетельствовали, что один из руководителей этой фирмы по фамилии К. занимается преступной деятельностью. При этом часть документов, подтверждающих преступную деятельность, по имеющимся материалам, находится у К. по месту его проживания. Вместе с тем в полученной информации оснований для возбуждения уголовного дела было недостаточно. Чтобы ее пополнить, сотрудники оперативного подразделения Управления ФСНП России по Санкт-Петербургу решили провести по месту жительства К. оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД, - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Они представили соответствующему судье мотивированное постановление о проведении обследования помещения - квартиры К. и материалы, обосновывающие необходимость его проведения. Представленные материалы и постановление имели ограничительный гриф «секретно», в том числе в силу того, что это и подобные оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться негласно, тайно. У судьи, как он затем объяснял, не возникло сомнений ни в обоснованности постановления, ни в порядке проведения мероприятия, т. е. в том, что сотрудники проникнут в квартиру К. тайно, обследуют ее и в оперативно-розыскной документации зафиксируют следы противоправной деятельности. На основании представленных материалов и постановления судья вынес решение о проведении обследования помещения - квартиры по месту жительства К. и поставил на постановлении как на документе ОРД, содержащем государственную тайну, ограничительный гриф «секретно».
Однако сотрудники Управления ФСНП России по Санкт-Петербургу провели названное оперативно-розыскное мероприятие по-другому. Получив разрешение судьи, они сознательно приехали в квартиру К. в тот момент, когда он в ней находился, принудительно открыли дверь и предъявили ему секретное постановление судьи о проведении обследования его квартиры. Затем они приступили к обследованию, причем в присутствии двух посторонних людей, приглашенных в соответствии с УПК РФ в качестве понятых. По существу, сотрудники Управления ФСНП провели не обследование, а обыск, не имея на это разрешения суда, к тому же при отсутствии уголовного дела. В ходе мероприятия ими был изъят ряд документов. О проведенном «обследовании» был составлен «протокол обследования помещения (здания, сооружения, участка местности и транспортных средств)». К протоколу была приложена опись документов, изъятых в ходе обследования. Копия протокола и описи были вручены К., причем их, помимо сотрудников Управления ФСНП, подписали два приглашенных посторонних лица - «понятые».
Сотрудники налоговой полиции, проводившие описанным способом обследование квартиры К., еще в 2002 г. ссылались на то, что согласно ст. 1 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность проводится как негласно, так и гласно. То есть, по их мнению, Закон допускает гласное проведение любого оперативно-розыскного мероприятия. Указания на то, что обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств следует проводить только негласно, Закон об ОРД не содержит.
В тот период (2002 г.) подобная практика была осуждена 1 . Во- первых, рассматривался вопрос о разглашении государственной тайны. Во-вторых, при так называемом обследовании были получены определенные сведения и изъяты документы, которые в случае их законного изъятия по возбужденному уголовному делу могли бы стать доказательствами. В данной же ситуации изъятые документы доказательствами по уголовному делу стать не могли, поскольку был нарушен порядок их получения. Если уголовное дело в отношении К. в дальнейшем было бы возбуждено и в него попали бы материалы этого «обследования», то суд признал бы их недопустимыми доказательствами. В-третьих, было много вопросов к так называемым понятым. Например, на каком основании оперативные сотрудники при проведении «обследования» фактически удерживали этих посторонних людей, являвшихся «как бы понятыми»? Опыт показывает, что при производстве обыска по уголовному делу найти понятых, согласных добровольно сидеть в чужой квартире несколько часов, очень трудно. Отсюда возникли резонные сомнения в том, что приглашенные оперативниками люди были посторонними. А если так, то где гарантия, что в ходе такого «обследования» не могут быть подкинуты оружие, патроны, документы? В-четвертых: на каком основании открывались двери, вскрывалась мебель, крышки оргтехники и т. д.? Кто и как возместит причиненный ущерб? А главное: сотрудники Управления ФСНП практически исключили обнаруженные ими документы из процесса доказывания. И если К. совершил преступление, то по-дилетантски проведенное мероприятие фактически освободило его от ответственности, ибо полученные документы не могли в силу ст. 89 УПК РФ использоваться как доказательства.
Мы, естественно, не против проведения гласных оперативнорозыскных мероприятий. Многие из них нередко действительно проводятся гласно. Например, гласно проводится опрос, когда оперативный сотрудник официально приглашает лицо на беседу в служебный кабинет. У лица, правда, нет обязанности являться по такому вызову. Но законопослушные люди, как правило, приходят и оказывают помощь. Бывает, что люди приходят к оперативнику с необходимыми документами (или копиями документов) и добровольно передают их. Здесь никакого нарушения нет. Правда, опять возникает вопрос: если человек в ходе опроса передумал отдавать документы, может ли оперативник эти документы отнять (принудительно изъять)? Все-таки нет.
Наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые другие мероприятия могут проводиться и нередко проводятся гласно.
Однако при гласном проведении мероприятий надо быть очень осторожным к процессу изъятия предметов, документов, ценностей, материалов. Раз этот вопрос уже отражен в законе, в нем следует детально прописать, в ходе каких именно мероприятий допускается изъятие, какой именно документ составляется, кем он составляется, каковы требования к документу и порядку изъятия, кто при этом должен присутствовать, их права, обязанность и ответственность и т. д.
В завершение с учетом нашего опыта хотим дать оперативным сотрудникам, собирающимся проводить гласные оперативно-розыскные мероприятия, пару добрых советов.
- 1. Надо хорошо знать и чтить УПК РФ и УК РФ. Уголовнопроцессуальный кодекс поможет верно составить процессуальный документ, а Уголовный - избежать действий, которые возможно квалифицировать как злоупотребление или превышение полномочий, хищение и т. д.
- 2. Перед проведением мероприятия надо проконсультироваться в следственном подразделении на предмет того, не приведут ли ваши действия в дальнейшем к тому, что изъятые вами документы и предметы нельзя будет использовать в доказывании.
Таким образом, значительно возрастает роль взаимодействия органов дознания и следствия, а точнее - оперативных и следственных подразделений.
Также можно констатировать, что законодательное регулирование мероприятий, известных сыску не одно столетие, вызывает теоретические, практические и правовые вопросы, которые следует решать. Это еще одно свидетельство того, что необходимы существование и развитие самостоятельной открытой теории - теории оперативно-розыскных мероприятий.
Статьей 1 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» установлено, что ОРД представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.
Сочетание гласных и негласных средств и методов имеет большое значение в ОРД. Данные методы хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга, обеспечивая тесную взаимосвязь оперативно‑розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
В законодательной формулировке рассматриваемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».
Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно‑тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.
Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно‑розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т. д.
Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут
использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания.
Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении, сделанное в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ);
2) явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе представляется необходимым все сведения, которые получены негласным путем, проверять при помощи гласных приемов.
Сведения, полученные негласным путем, должны быть подкреплены официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.
Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.
8 Понятие и виды оперативно‑розыскных мероприятий
ОРД представляет собой строго подконтрольную деятельность.
ОРД реализуется посредством применения специфических средств и методов, к которым относят оперативно‑розыскные мероприятия (ОРМ).
Оперативно‑розыскные мероприятия – это составной структурный элемент оперативно‑розыскной деятельности, который состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы.
ОРМ носят разведывательно‑поисковый характер.
ОРМ направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
Проведение ОРМ имеет место только в том случае, если иными средствами невозможно обеспечить выполнение поставленных задач.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» при осуществлении ОРД проводятся следующие ОРМ:
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент.
При проведении ОРМ используются информационные системы, видео– и аудиозапись, кино‑и фотосъемка.
Если ОРМ связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, то они реализуются посредством использования оперативно‑технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД.
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности , состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение определенных тактических задач. Они могут проводиться как гласно, так и негласно.
ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации :
- о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих преступления , а также о лицах, способствующих этой деятельности;
- о наличии материальных следов противоправной деятельности , в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
- о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (в т.ч. очевидцев);
- о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
- о без вести пропавших гражданах.
Перечень ОРМ
Закон Об ОРД установил перечень ОРМ, к числу которых относятся:
- наведение справок;
- изъятие образцов для сравнительного исследования;
- проверочная ;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент .
Данный перечень является исчерпывающим, его изменение либо дополнение возможно только федеральным законом.
Особенности ОРМ
В ОРД практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих всесторонне изучить интересующий вопрос. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования .
ОРМ зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Срок проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права гражданина, (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров) установлен в 6 месяцев, но может быть продлен судом, давшим первоначальное разрешение на их проведение.
В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде .
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации .
Виды ОРМ
Все ОРМ можно условно поделить на три группы :
1. ОРМ, для проведения которых не требуется ни вынесения специального постановления, ни получения разрешения соответствующего судьи:
- опрос граждан;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых не запрещена либо их оборот не ограничен;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений (кроме жилых), зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
2. Проводимые на основании специального постановления , утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД:
- проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
- контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
- оперативный эксперимент;
- оперативное внедрение.
3. ОРМ, проведение которых, помимо специального постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, допускается только на основании судебного решения :
- обследование жилища;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи.
Перечень оснований для проведения этих ОРМ сужен, по сравнению с общими основаниями. К их числу относятся:
- Наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
- Наличие информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
- Наличие информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности России.
Порядок получения решения суда о проведении ОРМ детально регламентирован Законом об ОРД (ст. 9). В соответствии с требованиями закона руководитель органа, осуществляющего ОРД, выносит мотивированное постановление с ходатайством о проведении ОРМ. Суд, рассмотрев предъявленные ему материалы, разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. В случае отказа в проведении ОРМ орган, осуществляющий ОРД, может обратиться с аналогичным ходатайством в вышестоящий суд.
В ряде случаев допускается проведение ОРМ без получения предварительного разрешения суда - на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов (ст. 8 Закона об ОРД). Это касается случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия данного в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРМ, с обязательным уведомлением суда в течение 48 часов.
Такие ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, - в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, разрешено проводить без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
О признании незаконным распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия
Принято Иркутским областным судом- Судья-докладчик Гуревская Л. С. По делу № 33-6989/12
- АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- 29 августа 2012 года г. Иркутск
- Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
- председательствующего Гуревской Л. С.
- судей Астафьевой О. Ю. и Кравченко Е. Г.
- при секретаре Арбатской Т. В.
- рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по заявлению ООО «К.» о признании незаконным распоряжение о проведении гласного оперативно- розыскного мероприятия, признании незаконными действия сотрудников полиции,
- по заявлению ООО «Э.», ООО «Р.», ЗАО «А.», ООО «К.» о признании незаконным распоряжение о проведении гласного оперативно- розыскного мероприятия, признании незаконными действия сотрудников полиции, возложении обязанности по возврату изъятых документов,
- по апелляционной жалобе представителя ООО «Э.», ООО «Р.», ЗАО «А.», ООО «К.» Дружинина Н. М.
- на Решение Свердловского районного суда города Иркутска от 6 июня 2012 года
Установила:
- Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 6 июня 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
- В апелляционной жалобе представителя ООО «Э.», ООО «Р.», ЗАО «А.», ООО «К.» Дружинина Н. М. поставлен вопрос об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
- Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда гуревской Л. С., пояснения представителя ООО «Э.», ООО «Р.», ЗАО «А.», ООО «К.» Дружинина Н. М. об отмене решения, представителя ГУ МВД России по Иркутской области Артамохиной М. В. об оставлении решения без изменения, обсудив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает Решение суда не подлежащим отмене.
- Законность решений, действий (бездействия) органа государственной власти, в том числе осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, так как последние реализуются вне уголовного процесса, должна проверяться в порядке главы 25 ГПК РФ.
- В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
- Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
- Как следует из материалов дела и установлено судом, "дата изьята"., исполняющим обязанности заместителя начальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Иркутской области полковником полиции Кнаусом О.А. изданы распоряжения "номер изьят" о проведении гласного оперативно- розыскного мероприятия- обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Основанием для издания данных распоряжений явилось письмо из ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска об оказании содействия, что подтверждается представленным письмом за "номер изьят" за подписью исполняющего обязанности руководителя ИФНС Аткина Г.В. и адресованное начальнику полиции ГУ МВД по Иркутской области Калищуку А.Е.
- При проведении опреативно- розыскных мероприятия, как по "адрес изьят" сотрудниками полиции были составлены протоколы обследования помещений, зданий, участков местности, транспортных средств, других объектов, документов и предметов, при этом также составлен протокол об изъятии документов(копий) ООО «Э.».
- Заявителями в обоснование доводов указано, что при проведении оперативных мероприятий были допущены нарушения норм процессуального права, в частности ст.ст.60,166 УПК РФ, а также нарушена Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, участков местности, транспортных средств, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2010г. № 249, распоряжения о проведении гласных оперативных мероприятий, изданы неуполномоченным лицом.
- Согласно должностной инструкций,утв."дата изьята" первого заместителя начальника ГУ- начальника криминальной милиции ГУВД по Иркутской области судом установлено, что заместителю начальника предоставлено права издавать в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам деятельности криминальной милиции и подчиненных подразделений (п.40). Обязанности заместителя начальника полиции (по оперативной работе) ГУ МВД России по Иркутской области, утв."дата изьята". идентичны и, содержаться в п.43 указанной должностной инструкции.
- Приказом МВД России от 30 марта 2010г. №249 утвержден перечень должностных лиц ОВД, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласных оперативно розыскных мероприятий (л.д....) в данный перечень входит и должность заместителя начальника полиции.
- При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обжалуемые распоряжения изданы уполномоченным лицом, форма распоряжения соответствует требованиям установленные инструкцией от "дата изьята" основания для признания их незаконными отсутствуют.
- В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются: заявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
- В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 г. М 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
- Судом установлено, что основанием для вынесения распоряжения "номер изьят" послужило письмо ИФНС по Правобережному округу, содержащее данные о влекущих уголовную ответственность нарушениях налогового законодательства, а также рапорт начальника ОРЧ №8 (ЭБ (в настоящее время Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области) о том, что при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности участниками группы «Кентавр» могут усматриваться признаки состава преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 199 УК РФ (л.д....).
- В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье б настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
- В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
- Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
- По факту проведения оперативно-розыскного мероприятия, сотрудниками органов внутренних дел были составлены протоколы проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия, а также протокол изъятия документов ООО «Э.».
- "дата изьята" т.е в установленный пятидневный срок, бухгалтером ООО «Э.» получена часть изъятых документов, о чем составлена расписка.
- Судом установлено, что часть изъятых документов возвращена, остальные документы не возвращены по той причине, что в настоящее время проводится проверка.
- В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленного требования о возложении обязанности на ГУ МВД России по Иркутской области в лице межрайонного отдела по борьбе с налоговыми преступлениями Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области, по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Э.», ООО «Р.», ЗАО «А.», ООО «К.» путем возврата изъятых документов в количестве <данные изъяты> папок поименованных в описи изъятых документов от "дата изьята" под "номер изьят" с количеством листов, указанных в описи изъятых документов и невозвращенных документов в количестве <данные изъяты>
- При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые заявителями действия сотрудников ОРЧ №8(ЭБ) были осуществлены указанными лицами в целях выполнения задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", и при наличии оснований, указанных в ст. 7 указанного Закона, то есть в полном соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности», должностные лица действовали в пределах предоставленных полномочий, их действиями права, свободы и законные интересы заявителей не нарушались, препятствия к осуществлению их прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность незаконно на заявителей не возлагалась, незаконно к ответственности они не привлекались.
- Утверждение о том, что проведение оперативно- розыскных мероприятий осуществлялось с нарушением требований Уголовно-процессуального законодательства не заслуживает внимания, поскольку указанные обстоятельства для разрешения заявленных требований об оспаривании действий должностного лица в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правового значения не имеют.
- Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
- Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
Механизм осуществления ОРД реализуется посредством оперативно- розыскных действий. Одним из видов этих действий являются ОРМ.
Оперативно-розыскные мероприятия - это закрепленные в оперативнорозыскном законе действия, в рамках осуществления которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач ОРД.
Приведенное определение имеет доктринальный характер, поскольку общего определения понятия ОРМ в Закона об ОРД (равно как и конкретных ОРМ) не дано, что не способствует единообразному толкованию норм оперативно-розыскного закона. И это несмотря на то что их определения даны в ст. 1 Модельного закона от 16 ноября 2006 г. № 27-6 «Об оперативно-розыскной деятельности», принятого на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
Законодательное закрепление ОРМ обеспечивает, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и, во-вторых, определяет правомерность действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, и лиц, оказывающих им содействие, отличает действия этих субъектов ОРД от уголовно-наказуемых правонарушений.
Каждое ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ. Проведение повторного (в отношении одного и того же объекта) ОРМ должно быть обоснованно и мотивированно, в том числе новыми основаниями и целями.
ОРМ имеют ярко выраженный разведывательно-поисковый характер, т.е. в ходе их проведения реализуются принципы конспирации, сочетание гласных (открытых), негласных и негласно-гласных (смешанных с зашифровкой ) методов и средств; используются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; применяется преимущественно негласный режим работы оперативно-розыскных органов.
ОРМ организуются и проводятся только теми специальными субъектами, которые являются должностными лицами органов, полномочных осуществлять ОРД. Поэтому, например, участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовых служб, дорожно-патрульных служб и других гласных служб МВД России, и кроме этого лица, осуществляющие частную детективную деятельность, не могут проводить ОРМ. При этом надо отметить, что вместе с лицами оперативно-розыскных органов, проводящих ОРМ, могут участвовать и сотрудники иных подразделений правоохранительного органа, не являющихся оперативными, а кроме того специалисты, иные лица, оказывающие содействие в реализации задач ОРД, участвующие в подготовке и (или) проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по поручению оперативных работников.
Данные об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну. Приемы, методы, способы и порядок осуществления ОРМ не подлежат оглашению.
ОРМ следует строго отличать от следственных действий. «Основное отличие ОРМ состоит в том, что его результаты, т.е. оперативная информация, не имеют доказательственного значения, хотя, конечно, в результате ОРД нередко возможно установить (познать) обстоятельства расследуемого преступления. Однако преступление в результате ОРД не считается раскрытым, так как раскрытие преступления осуществляется только в ходе следственных действий (криминалистической деятельности как процесса познания и уголовно-процессуальной как процесса доказывания)» .
Рассмотрим один из вариантов классификации ОРМ (по В. Г. Боброву, 2003)2;
I. В зависимости от продолжительности проведения:
- 1) разовые ОРМ (например, наведение справок, опрос);
- 2) длящиеся ОРМ (например, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений).
II. В зависимости от формы проведения:
- 1) гласные ОРМ (когда, как правило, не скрывается сам факт их осуществления ни от окружающих, ни в отношении коих они проводятся);
- 2) негласные ОРМ (когда их проведение осуществляется в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых, их связей и т.д. Разведывательно-поисковому характеру ОРД больше соответствует негласная форма осуществления ОРМ):
- - абсолютно негласные ОРМ (когда об их проведении осведомлены только оперативники, их осуществляющие, и равно лица (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений), действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия);
- - относительно негласные ОРМ (когда об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности).
Разведывательно-поисковому характеру ОРД больше соответствует ее негласная форма осуществления. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе от не посвященных сотрудников оперативно-розыскных органов, но в первую очередь - от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ.
III. В зависимости от необходимости санкционирования:
- 1) ОРМ, не требующие какого-либо санкционирования (например, опрос, наведение справок);
- 2) ОРМ, требующие ведомственного санкционирования (например, контролируемая поставка предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен);
- 3) ОРМ, требующие судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; а также в некоторых случаях - снятие информации с технических каналов связи; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).
IV. В зависимости от объема использования технических средств:
- 1) ОРМ, в ходе которых основной объем оперативно значимой информации получают с помощью специальных технических и других средств, материалов или веществ уполномоченные на то субъекты (специалисты) [такие ОРМ называют мероприятия оперативно-технические] (например, снятие информации с технических каналов связи);
- 2) ОРМ, при осуществлении которых основной объем получают без помощи оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений органов, осуществляющих ОРД.
В соответствии с Законом об ОРД два ОРМ: контролируемая поставка и оперативное внедрение - осуществляются, как правило, в форме оперативно-розыскной операции. Оперативно-розыскная операция - это система согласованных и взаимосвязанных но цели, времени и месту ОРМ и иных оперативно-розыскных действий, осуществляемых по общему плану из единого центра и направленных на достижение целей и задач ОРД, обозначенных в Законе об ОРД.
- Зашифрованными ОРМ являются те, истинная цель которых от заинтересованных лицскрывается до определенного момента под видом гласных действий иного, отвлекающегохарактера и содержания.
- Домбровский Р. Г. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскнойдеятельности // Вестник криминалистики. 2008. Вып. 1 (25). С. 34-35.
- Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. М., 2003. С. 23-24.