Различие между протоколом и постановлением о нарушении пдд. Обжалование постановления об административном правонарушении гибдд, образец заявления Порядок административное правонарушение гибдд
- Постановление по делу об административном правонарушении - это...
- Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?
- Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?
- Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?
- Доказательства по делу об административном правонарушении
- Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?
- Образец постановления по делу об административном правонарушении
- Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях
1. Постановление по делу об административном правонарушении - процессуальный документ, в котором разрешается вопрос о применении административной ответственности к правонарушителю на стадиях рассмотрения дела и пересмотра. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений:
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Требования к содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП РФ .
2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?
Рассматривают дела и выносят постановления об административных правонарушениях органы власти (например, органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты и т.д.; см. ст.ст. 23.2 - 23.84 КоАП РФ) и судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).
3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?
В этом случае, на основании ч. 2 статьи 29.9 КоАП РФ , выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?
В этом случае по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности вынесенное неуполномоченным лицом (или судом) постановление подлежит отмене.
При этом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (или иной срок давности, предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ), поскольку истечение указанного срока препятствует направлению дела на новое рассмотрение.
Если же срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, органу, судье по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).
5. Доказательства по делу об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения , виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ , являются:
- протокол об административном правонарушении;
- иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
- объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- показания потерпевшего;
- показания свидетелей;
- заключения эксперта;
- показаниями специальных технических средств;
- вещественными доказательствами;
- иными документами.
6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?
КоАП РФ предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится сразу постановление об административном правонарушении с назначением наказания. Это, прежде всего, случай, когда правонарушение фиксируется должностным лицом на месте совершения и привлекаемое лицо не оспаривает вины. Протокол не составляется (а выносится постановление) также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Подробнее об этом рекомендуем статью "Протокол об административном правонарушении . Образцы. Обжалование".
7. Образец постановления по делу об административном правонарушении
- Постановление по делу об административном правонарушении, утв. ФССП (Приложение N 125 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 (в ред. Приказа ФССП России от 15.08.2013 N 268)
- Постановление об административном правонарушении. Образец ФССП (Приложение N 7 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.)
- Постановление об административном правонарушении. Образец ФТС (Приложение к Письму ФТС РФ от 19.10.2005 N 01-06/36372)
- Постановление об административном правонарушении (за нарушение ПДД) (Приложение N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
- Постановление судьи по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ (Приложение к Разъяснению порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ)
- Постановление по делу об административном правонарушении, утв. Приказом ГУВД Москвы (Приложение N 4 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
- Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (Приложение N 3 к Приказу МАП России от 25.02.2003 N 50)
Постановление о прекращении дела. Образец
Административные дела по нарушениям ПДД
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Каждому автовладельцу знакома такая ситуация: на дороге, при управлении транспортным средством, его останавливает сотрудник ГИБДД. Зачастую - это просто проверка документов, а иногда инспектор сообщает о том, что только что Вы совершили нарушение ПДД (Правил дорожного движения) и составляет протокол об .
Естественно, это обстоятельство автовладельцу приносит беспокойство, трату времени и нервов, а кроме того, за совершение некоторых административных правонарушений предусмотрено такое наказание, как лишение права управления транспортными средствами или административный арест .
В связи с этим, именно на первоначальном этапе важно не растеряться, а воспользоваться своими правами и предпринять меры для того, чтобы в случае несогласия с инкриминируемым Вам деянием, можно было оспорить факт совершения правонарушения в суде.
Если Вы не согласны с составленным в отношении Вас протоколом об административном правонарушении, вы совершили выезд на «встречку», либо совершили управление автомобилем в нетрезвом виде и отказались от прохождения медицинского освидетельствования, либо прошли освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и по его результатам у Вас отобрали права, Вам грозит лишение водительских прав или административный арест, то не нужно полагаться на удачу или на свою сообразительность. Наказание может быть строгим и обжаловать уже вынесенное решение всегда сложнее, чем бороться за правду в первой инстанции.
Рекомендуем Вам в том случае, когда в отношении Вас был составлен , и тем более, когда он направлен в суд, обратиться к профессионалу, который мог бы Вам оказать грамотную юридическую помощь и представлять Ваши интересы в уполномоченных органах.
Юридическое бюро ЮрбИС имеет большой опыт по сопровождению дел об административных правонарушениях , в том числе и области дорожного движения .
Наш автоюрист с готовностью поможет Вам решить Ваши проблемы и, зная все нюансы подобного рода дел, найдет выход даже из «безнадежных» ситуаций.
Что такое административное правонарушение >>>
Органы, занимающиеся рассмотрением дел об административных правонарушениях >>>
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении >>>
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях >>>
Судебное рассмотрение административного дела >>>
Действия судьи после поступления дела >>>
Судебное заседание >>>
Решения, принимаемые судьей >>>
Обжалование решения суда >>>
ЧТО ТАКОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
Административным правонарушением признается виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность .
В области дорожного движения Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено 36 составов административных правонарушений .
Наказания за совершение административного правонарушения в области дорожного движения бывают следующими:
1. предупреждение ;
2. административный штраф ;
3.лишения права управления транспортным средство м ;
4. административный арест .
Кроме этого, вместе с назначением основного наказания, судья может назначить наказание в виде конфискации приборов и приспособлений для подачи световых и звуковых сигналов и др.
ОРГАНЫ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ РАССМОТРЕНИЕМ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
СРОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (в случае проведения административного расследования).
В случае, если при совершении физическим лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа , и нарушитель не оспаривает событие административного правонарушения , протокол может не составляться, а уполномоченным на то должностным лицом, на месте выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа .
В случае выявления административного правонарушения , зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия которого направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении , в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В случае совершения административного правонарушения , повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, немедленно после выявления совершения административного правонарушения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Затем проводится административное расследование , в ходе которого могут браться объяснения, проводиться экспертизы , истребоваться другие доказательства. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА.
К исключительной компетенции мировых судьей относятся дела, предусмотренные следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях: частью 4 статьи 12.2, частями 1 и 2 статьи 12.4, частями 3 - 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 3 статьи 12.10, частью 4 статьи 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьей 12.35.
Кроме этого, мировые судьи могут рассматривать некоторые другие категории дел в случае, когда к ним поступило такое дело из органов внутренних дел .
Федеральными судьями районных судов рассматриваются дела, по которым проводилось административное расследование (по делу проводилась экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат).
Дела об административных правонарушениях в отношении военнослужащих рассматриваются военным гарнизонным судом .
По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения . Однако по заявлению лица, в отношении которого возбуждено дело , дело должно быть передано по месту его жительства или регистрации транспортного средства .
ДЕЙСТВИЯ СУДЬИ ПОСЛЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕЛА.
Когда дело об административном правонарушении поступает в суд, то судья после ознакомления с материалами, принимает одно из следующих решений:
1. О назначении судебного заседания ;
2. О возврате протокола в орган, направивший его в суд в связи с выявленными недостатками;
3. О (подсудности) в другой орган (суд);
4. О .
Если судья принимает дело к производству, то назначает дату и время судебного заседания, извещает об этом заинтересованных лиц (лицо, привлекаемое к ответственности и потерпевшего).
Если судья возвращает дело обратно в ГИБДД, то сотрудники милиции должны устранить недостатки, указанные судьей и направить дело обратно к судье. Если устранить недостатки невозможно, то они прекращают производство по делу.
СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.
В судебное заседание необходимо явиться в суд без опоздания, с документом, удостоверяющим личность. В случае отсутствия лица, привлекаемого к ответственности , в назначенное время в суде, в случае, когда он был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, судья рассмотрит дело в его отсутствие.
В судебном заседании вправе присутствовать любые лица, которые этого пожелают. Лицо, привлекаемое к ответственности , вправе иметь защитника, которым может быть адвокат либо другое лицо по доверенности . Защитник допускается к участию в деле с момента его возбуждения.
Судья рассматривает дело об административном правонарушении единолично, в зале судебных заседаний. Протокол судебного заседания по такой категории дел не ведется.
В судебном заседании перед началом слушания дела по существу судья обязан разъяснить участвующим лицам их права, в том числе: знакомиться с материалам дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью защитника (представителя). После чего участвующие лица вправе заявить ходатайства в письменном виде. Обязательная письменная форма ходатайства закреплена законодательно, поскольку в процессе судебного заседания протокол не ведется.
При этом сотрудник ГИБДД, составивший протокол об административном правонарушении , не приглашается в суд «автоматически» как свидетель, однако суд может удовлетворить ходатайство о его вызове по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, в случае непризнания последним своей вины в совершении правонарушения .
В ходе судебного заседания судья зачитывает протокол об административном правонарушении , выслушивает объяснения лица, привлекаемого к ответственности, показания свидетелей (если они есть), изучает письменные документы. После этого судья удаляется в совещательную комнату для вынесения определения , а затем оглашает вынесенное определение, вручает копию определения лицу, привлекаемому к ответственности.
РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ СУДЬЕЙ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания ;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Кроме этого, судья может вынести определение о направлении дела по подведомственности или подсудности .
Постановление судьи может быть обжаловано в 10-тидневный срок с момента получения его копии. После рассмотрения дела во второй инстанции постановление вступает в законную силу
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ МИРОВОГО СУДЬИ.
Жалоба по административному делу
может быть подана в 10-ти дневный срок с момента получения копии постановления.
После рассмотрения дела во второй инстанции постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора.
Постановление об административном правонарушении — это тот документ, который получает водитель, нарушивший правила дорожного движения. При этом получить его, нарушив ПДД, можно тремя способами:
- На месте от инспектора ГИБДД . Если водитель признал свою вину то постановление составляется на месте. При этом водителю выдается копия.
- В суде . Выдается только после судебного разбирательства если водитель не смог доказать свою правоту. В этом случае на месте нарушения составляется протокол.
- В электронном виде . Выдается постановление в такой форме в том случае, если нарушение правил было заснято камерами или иными регистрирующими устройствами.
Однако одна из самых важных частей постановления — его номер.
Номер постановления — длинная череда цифр (до двадцати пяти символов). Еще несколько лет назад прочитать его было очень сложно — в нем присутствовали буквы и цифры. После 2014 года форма записи изменилась, и прочитать номер постановления стало проще.
Для примера разберем номер 18810164150922883302
.
Разделяем его на блоки, по которым будет более удобно читать номер:
188 — 1 — 0 — 1 — 64 — 15 — 09 — 22 — 88330 — 2
Эти блоки означают следующее:
188 - указание куда именно поступит ваш платеж. 1 - код ГИБДД; 0 - указание на то, что это административный штраф; 1 - Указание на то, что это нарушение административное; 64 - код региона. В этом примере указана Саратовская область; 15 - год выдачи; 09 - месяц выдачи; 22 - число выдачи; 88330 - это номер постановления по порядку; 2 - это число указывает на контрольный разряд УИН.Как видите, по коду постановления понять причину штрафа сложно. Разве что вы вспомните какой штраф получали по дате. Однако есть способ узнать о том, какой штраф вы получили, с помощью кода постановления.
Как узнать за что штраф по номеру постановления?
Узнать по номеру постановления за что выписан штраф достаточно просто. Если у вас на руках бумажная версия, то вам даже не потребуется смотреть номер постановления штрафа ГИБДД — вся интересующая вас информация будет написана в строке «обстоятельства, имеющие значение для дела». Это и будет причина выписки штрафа ГИБДД.
Если у вас имеется только номер постановления то быстро и без труда узнать причину штрафа можно одним очень простым способом — через наш сайт () официальный сайт ГИБДД. Сделать это очень просто: все, что вам понадобится — номер автомобиля и паспорт транспортного средства. Проводится эта операция всего в 5 простых шагов:
- Открываем или сайт ГИБДД (https://www.gibdd.ru/);
- Открываем поле «Сервисы», выбираем «Проверка штрафов ГИБДД»;
- В открывшемся окне вводим данные: номер автомобиля и номер регистрации, указанный в ПТС;
- Нажимаем кнопку «Запросить»;
- Смотрим таблицу.
На открывшейся странице будет представлена таблица, содержащая подробную информацию о штрафах ГИБДД. Нас интересует вторая колонка справа (Постановление). В ней и будет записан номер постановления. Сверяем номер постановления штрафа ГИБДД и смотрим, какой именно штраф ГИБДД ему соответствует. Если нажать на информацию в третьей колонке (Статья КоАП) то можно получить полную информацию о нарушении со ссылкой на статью.
Штраф по номеру постановления так же можно узнать и на сторонних ресурсах. Однако наиболее безопасный и надежный способ проверить свои штрафы ГИБДД — воспользоваться официальным сайтом. Если вы решите воспользоваться сторонним порталом для проверки штрафов ГИБДД по постановлению то будьте осторожны — убедитесь, что предоставляющий информацию сайт надежен и не принадлежит к мошеннической организации.
Как оплачивать штрафы ГИБДД с помощью постановления?
Оплата штрафов по номеру постановления возможна через интернет или терминал. Если вы хотите произвести оплату в режиме онлайн то обратитесь на сайд государственных услуг. Там вы так же найдете все ваши штрафы. С помощью сайта госуслуг можно произвести оплату картой. Так же внести плату можно через терминал сбербанка — в некоторых офисах имеются отдельные устройства для оплаты пошлин, налогов и штрафов. В них можно совершить перевод с банковской карты или счета.
Столкнуться с инспектором ГИБДД может каждый водитель. Как свидетельствует юридическая практика значительная часть протоколов и постановлений про нарушение ПДД составляется незаконно или с нарушениями. Поэтому автолюбители должны знать, как должно происходить составление протокола, постановления о нарушении ПДД, информацию, которая должна быть в них указана, а также возможность их обжалования.
Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности
Перед тем как детально рассмотреть вопрос, чем отличается протокол от постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД, нужно детально разобраться какими нормативными актами регулируется данные правоотношения.
Нарушение правил движения относится к административным проступкам. Если в ходе таких деяний люди получают телесные повреждения (средние или тяжкие) либо лишаются жизни, тогда это уже уголовное правонарушение, и водители привлекаются к этой ответственности.
Порядок составления протокола, вынесения постановления, а также наложения административных взысканий (штрафов, лишения прав) регламентируется только Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП).
Перечень неправомерных деяний, за которые можно привлечь к вышеуказанной ответственности, указан в Правилах дорожного движения, и отдельных статьях КОАП.
Штрафы и другие взыскания за нарушения указаны только в статьях КОАП.
Поэтому при составлении протокола, постановления об административном наказании, все должностные лица должны придерживаться только норм КОАП.
Последний момент, на который нужно обратить внимание, это на то, что правовые нормы КОАП предусматривают за отдельные виды правонарушений составление постановления без протокола (дела особой категории).
Важно знать, что КОАП также содержит исключительный перечень должностных лиц, которые имеют право составлять протокола и выносить постановления о взыскании. Несоблюдение этих норм, влечет за собой недействительность протокола и постановления.
Согласно норм действующего законодательства при выявлении какого – либо нарушения ПДД, инспектор обязан начать административное производство (за исключением ситуаций когда составляется электронный протокол ГИБДД).
То есть он останавливает водителя, разъясняет суть нарушения, и возбуждает административное производство.
Согласно последним изменениям его возбуждение начинается двумя документами.
- Схемой осмотра места происшествия. Эта норма была принята в 2017 году, и пока не часто используется в практической деятельности сотрудниками ГИБДД.
- Протокол об административном правонарушении. Во всех случаях это документы строгой отчетности, которые имеют персональные номера. Изготавливаются на специальных бланках, и выдаются сотрудникам под роспись.
Порядок составления протокола, информация, которая должна быть в нем отражена, регламентируется статьей 28.2 КОАП.
Согласно данной норме в протоколе должна быть отражена следующая информация (статья 28.1.1):
- дата, время, населенный пункт или иная территория (например, такой-то километр трассы);
- далее указываются данные должностного лица, которое его составляет (например, инспектор ГИБДД, звание, Ф.И.О., номер нагрудного жетона);
- затем идут полные анкетные данные, место жительства, водителя, на которого хотят составить этот документ;
- ниже идет фабула правонарушения, то есть указываются пункты ПДД, которые нарушены, детальные действия автолюбителя, что привели к этим последствиям, описание дороги, знаков, препятствий (дорожной обстановки);
- ниже идет графа, где автолюбитель должен написать свои детальные объяснения, а также указать, согласен он или нет с нарушением;
- далее идут графы, куда вписываются свидетели (как стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны водителя);
- затем идет отдельная графа, в которой указываются технические характеристики прибора, с помощью которого было выявлено правонарушение (его номер, показания, сертификация);
- перечень прилагаемых документов (схемы, объяснения);
- последняя графа отведена для подписи сотрудника, составившего протокол, и подписи нарушителя.
После этого у должностного лица, которое уполномочено выносить постановления о привлечении к административной ответственности есть определенный срок между протоколом и постановлением о привлечении к штрафу (об этом будет рассказано ниже).
То есть составление протокола в данной категории дел выполняет две функции. Первая, это начало административного производства. Вторая, это фиксация всех обстоятельств произошедшего.
Исходя из этого, действующим законодательством запрещено выносить протокол после постановления.
Нужно запомнить, что согласно юридической практики Верховного Суда РФ, отличие протокола от постановления об административном правонарушении состоит в том, что первый документ нельзя обжаловать в суде, поскольку он только фиксирует факты, и не является основанием для привлечения лица к ответственности.
Важно запомнить, что если в постановлении не указан протокол (его номер, дата) а также другие собранные доказательства, оно является незаконным, поскольку вынесено без какой-либо проверки обстоятельств. Это основание для его отмены судом или вышестоящим органом ГИБДД.
Порядок составления постановления
Порядок составления постановления о привлечении к ответственности (административной), а также информация, которая должна в нем содержаться, регулируется нормами статьи 28 КОАП.
Согласно ее требованиям, в постановлении указываются следующие данные:
- дата, населенный пункт, где оно вынесено;
- данные должностного лица (звание, Ф.И.О., должность);
- полные анкетные данные виновного, нормы ПДД и КОАП по которым он привлекается к ответственности;
- фабула совершенного правонарушения;
- чем оно подтверждается ссылки на доказательства;
- резолютивная часть, где указывается, что на основании собранных материалов нарушителю необходимо вынести штраф на основании таких-то статей КОАП.
Исходя из этого, данный документ является правовым основанием назначения административного взыскания (штрафа), и его выполнения нарушителем.
Кто может выносить постановления
Теперь рассмотрим вопрос, кто из должностных лиц имеет право выносить постановление, которое является основанием для привлечения человека к административной ответственности.
Согласно КОАП, вынести постановление могут следующие должностные лица:
- уполномоченные инспекторы ГИБДД;
- судьи.
Если данный документ составлен инспектором ГИБДД, тогда у водителя есть 10 дней (с момента получения копии постановления) на его оспаривание. Подать жалобу можно вышестоящему руководителю, либо в административный суд. Процесс обжалования приостанавливает действие постановления, поэтому пока он идет, штраф платить не нужно.
Если оно вынесено судьей, тогда обжаловать такое решение можно только в апелляционную судебную инстанцию, а затем кассацию (если апелляция оставила постановление в силе).
Возможность обжалования тоже является отличием постановления от протокола ГИБДД .
Важно запомнить, что если протокол составлен после постановления , это является нарушением административного законодательства, и юридическими основаниями для прекращения административного производства без привлечения водителя к ответственности.
Различие протокола и постановления
Теперь перейдем к рассмотрению разницы между протоколом и постановлением ГИБДД (суда).
О некоторых существенных моментах отличия протокола и постановления было рассказано выше.
С юридической стороны эти два документа имеют следующие отличия:
Протокол | Постановление |
Протокол является только доказательством правонарушения (его фиксацией), при этом он не носит силу обязательного документа, который должен быть принят во внимание в определении виновности правонарушителя. | Этот документ выносится на основании собранных доказательств (протокола, схемы, объяснений лиц и рапортов инспекторов ГИБДД) |
Протокол не может оспариваться в судебном порядк. | Постановление может обжаловаться в судебном и ином порядке. |
Имеют право составлять любые должностные лица ГИБДД | Выносить постановление может только должностное лицо, наделенное особыми полномочиями. |
Не является основанием виновности лица. | Постановление вывод о виновности лица, и основание для наложения на него взыскания. |
Внем нельзя называть водителя виновным. | Постановление это документ, обязательный к выполнению, который имеет силу исполнительного листа (основание к принудительному взысканию штрафа судебными приставами). |
Вот чем отличается протокол от постановления ГИБДД или суда.
Сроки привлечения к административной ответственности
Теперь рассмотрим существующие сроки постановления после протокола (в течение которых оно может быть вынесено).
КОАП четко указывает, что если правонарушение очевидное, и протокол составлен лицом, которое имеет право выносить постановление о наложении штрафа, оно должно быть вынесено в течении нескольких часов после возбуждения административного производства (на месте).
Если ситуация требует дополнительной проверки, либо автолюбитель полностью не согласен с трактовкой ситуации инспекторов, постановление может быть вынесено в течении трех дней с момента составления протокола.
Если эти сроки не будут соблюдены, значит, лицо нельзя привлечь к ответственности за правонарушение.
В случаях, когда правонарушение рассматривается судом, то административное дело в отношении виновного должно быть передано в данный орган в течении одного месяца, с дня составления протокола. А суд должен выдать постановление в течении трех месяцев, с дня фиксации (составления протокола или осмотра места происшествия).
Несоблюдение таких сроков, приводит к тому, что водителя признают невиновным, в связи с тем, что сроки давности привлечения к административной ответственности прошли.
Если оспаривается постановление должностного лица ГИБДД, тогда у суда есть один месяц на вынесение решения (отмена постановления или оставления его в силе). У апелляции (если заявитель не согласен с решением суда первой инстанции) также есть месяц для рассмотрения соответствующей жалобы. Но до момента вынесения решения судом, лицо не считается виновным в совершении административного правонарушения.
Дела особой категории
Как было указано выше, КОАП предусмотрены дела особой категории, которые допускают возможность составления постановления без протокола. В таком случае основанием для возбуждения административного дела будет протокол осмотра, или схема правонарушения.
Закон допускает такие действия только в двух исключительных случаях.
- При случаях, когда нормами КОАП прямо предусмотрена возможность вынесения решения (составление постановления) о наложении штрафа на месте. Но так можно поступать только в тех случаях, когда водитель полностью признает свою вину и согласен с нарушением и штрафом. Обязательным условием является полное признание своей вины водителем.
- Если нарушение зафиксировано камерой видеофиксации, установленной государственными (муниципальными) органами для контроля дорожного движения. В таком случае все фиксируется на так называемый электронный протокол, выносится постановление, которое направляется нарушителю почтой.
Во всех остальных случаях сначала составляется протокол (осмотр места происшествия) а только после проверки всех фактов и обстоятельств выносится мотивированное постановление о привлечении к административной ответственности.
Главное различие протокола и постановления о привлечении к административной ответственности состоит в том, что первый документ это фиксация факта нарушения, и начало административного производства (его нельзя оспорить в суде). Постановление это документ, который подтверждает факт виновности лица в административном правонарушении, и является правовым основанием привлечения его к ответственности, которое можно оспаривать в суде.
См комментарии и другие образцы постановлений в статье: "Постановление по делу об административном правонарушении "
- Обжалование постановления об административном правонарушении (с образцами жалоб на постановление об административном правонарушении);
- Протокол об административном правонарушении (с образцами документов : протоколов об административном правонарушении; протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; определений о возвращении протокола об административном правонарушении;
- Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения
Приложение N 8
к Административному регламенту
Министерства внутренних дел
Российской Федерации исполнения
государственной функции по контролю
и надзору за соблюдением
участниками дорожного движения
требований в области обеспечения
безопасности дорожного движения
(в ред. Приказа МВД России
от 13.08.2012 N 780)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 00AA000000
по делу об административном правонарушении
(________________________________________)
(регистрационный номер по подсистеме
"Административная практика")
"__" _____________ 20__ г. _____________________________
(дата рассмотрения дела) (место рассмотрения дела)
Я, ________________________________________________________________________
(должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество должностного
лица, вынесшего постановление, адрес органа, должностное лицо которого
вынесло постановление)
рассмотрев обстоятельства совершения административного правонарушения,
установил, что гражданин(ка)
фамилия имя отчество
__________________________________________________________________________
(дата и место рождения, гражданство, водительское удостоверение
или иной документ, удостоверяющий личность)
зарегистрированный(ая) по месту жительства/пребывания ________________________
фактически проживающий(ая) ________________________________________________
________________________________________________________ тел.: _____________
работающий(ая)/служащий(ая) _______________________________________________
(наименование и адрес организации, телефон)
_____________________________________________, должность __________________
управляя транспортным средством ___________________________________________
(марка, модель, гос. регистрационный знак)
"__" ___________ 20__ г. в "__" час. "__" мин. на _________________________
(дата, время совершения административного (место совершения
правонарушения) административного
правонарушения)
___________________________________________________________________________
(обстоятельства, установленные при рассмотрении дела)
___________________________________________________________________________
(извлечение)
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса:
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Исполнение постановления о наложении административного штрафа
1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.