Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации. Учимся играя
Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании
Термин «развивающие игры » был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.
Что такое развивающие игры ? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры , которые способствуют развитию ребенка . Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики , речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей .
Таким образом , суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь , мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Отличительная особенность развивающих игр :
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :
во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей ;
в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно ;
в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры , они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
в-пятых, играя в эти игры со своими детьми , папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
Виды развивающих игр .
Игры на плоскостное и объемное моделирование.
К таким играм можно соотнести : «Сложи квадрат» , «Танграм» , «Колумбово яйцо» , игры – головоломки . Эти игры не только развивают образное мышление , но и умение создавать воображаемый образ , выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.
Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование ) .
К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия .
Игры на комбинаторику , передвижение, замену мест.
«Четыре по четыре» , «Паркеты» , «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны , действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.
Логические игры с пересечением , выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.
В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.
Художественно- развивающие игры подбери палитру к картине, подбери схему к картине).
С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры ? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка . Так и с развивающими играми , такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух , зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры , песенки.
Методика организации и проведения развивающей игры
1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.
2. Освоение новой игры , как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.
3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.
4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.
6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.
Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.
С чего начать?
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке : посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится : грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Можно в процессе игры рассказать , что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.
Второй этап
Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.
Комок пуха-
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц) .
Третий этап
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам . Это третий этап освоения игры . Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется - поздновато) .
Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…
Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.
Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.
Развивающие игры: их значение
Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:
- базового опыта
- развития познания
- эмоционального и языкового развития
- физической подготовки
- умения общаться
- зрительного восприятия, различения и памяти
- слуховых способностей
- отношения к книгам
- общей и психологической готовности.
Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры
- самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах
:
- принцип сочетания игры и обучения
- принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
- принцип поэтапного усложнения игр и заданий
- принцип активизации умственного развития ребёнка.
В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.
Виды развивающих игр
Для малышей
- раскраски с крупными изображениями и наклейками
- мягкие пазлы большого размера
- игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
- (длина, высота, количество, размер, вес предметов).
Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.
Познавательные (дидактические)
Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.
Для развития внимания и памяти
- «Ищем пару»
- «Отличия»
- «В поисках предмета»
- «Что не так?»
- «Лабиринт»
Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.
Игры для развития мышления и логики
Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.
Раскраски
Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.
Пазлы
Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.
Загадки и ребусы
Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Математические игры
Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.
Головоломки, конструкторы, шнуровки
Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.
Обзор рынка развивающих игр
Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?
- : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
- сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
- пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
- кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
- конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
- настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
- сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
- сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
- пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
- счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
- шнуровки: готовят руку малыша к письму.
- игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
- наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.
«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».
Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.
Игры детей от 0 до 3 лет
Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.
Для школьников
Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.
Компьютерные и онлайн игры
В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.
При занятиях за компьютером существуют правила:
- Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
- Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
- Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.
Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.
Выводы
Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.
Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.
Коротко остановимся на классификации развивающих игр-заданий
- Развивающие игры на сенсорные способности дошкольников. К ним можно отнести игры на развитие цветоощущения, зрительного и тактильного восприятия, распознавание геометрических форм и размеров, при этого довольно сложных конфигураций.
- Игры, развивающие мелкую моторику. Например, зарисовка и обведение фигур и разных узоров. Это можно делать, использую различные трафареты. Тут также уместно отметить развивающие игры графического характера.
- Задания и упражнения на развитие основных психических процессов, которым относят память, внимание. Это могут быть модификации игры «Что изменилось?».
- Игры, развивающие мышление ребенка. В такой серии игр у дошкольника развиваются способности к анализу, синтез, пространственное воображение, . В таких игра, как правило, закладываются на начальном этапе математические представления, развиваются такие мыслительные операции, как классификация и обобщение. Полным ходом в процессе игр, которые нацелены на придумывание разнообразных символов, формируется абстрактное мышление.
- Также можно отметить развивающие игры, формирующие фантазию, речь и т.д.
Развивающие игры на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы
Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.
Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
- Внешний вид.
- Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Игра «Сравни предметы».
Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.
Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например:
- У меня нарядный фартук.
- У меня рабочий фартук.
- Он белого цвета в красный горошек.
- А мой — темно-синего цвета.
- Мой украшен кружевными оборками.
- А мой — красной лентой.
- У этого фартука по бокам два кармана.
- А у этого — один большой на груди.
- На этих карманах — узор из цветов.
- А на этом нарисованы инструменты.
- В этом фартуке накрывают на стол.
- А этот надевают для работы в мастерской.
Игра «Кто кем был или что чем было».
Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.
Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Игра «Назови как можно больше предметов».
Цели: активизировать словарь; развивать внимание.
Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.
Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.
Игра «Подбери рифму».
Цель: развивать фонематический слух.
Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве… (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Игра «Назови части предмета».
Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Описание: воспитатель показывает картинки:
1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.
2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
Развивающие игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя.
Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал:
- Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.) - К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
Ку-ку-ку! - Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Ку-ка-реку!
Игра «Угадай звук».
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «У кого хороший слух?».
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук.
На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто в домике живет?».
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л].
Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’].
Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «Кто больше?».
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина».
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь.
Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Лого».
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет.
Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Цепочка».
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д.
Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Где спрятался звук?».
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?».
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Чудесный мешочек».
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его.
Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Телеграф».
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город».
Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.
Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Развивающие игры по математике для детей старшей группы
Игра «Будь внимателен».
Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.
Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.
Описание: дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы.
Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх.
Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.
Игра «Сравни и заполни».
Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.
Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.
Игра «Заполни пустые клетки».
Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.
Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса.
Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.
Игра «Чудесный стаканчик».
Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.
Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает.
Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».
Игра «Праздник в зоопарке».
Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).
Описание: поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить».
Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).
Игра «Длинномер».
Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».
Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.
Описание: педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине.
Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.
Игра «Пройди в ворота».
Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.
Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов.
Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».
Игра «Разговор чисел».
Цель: закреплять прямой и обратный счет.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.
Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?
Игра «Не зевай!».
Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.
Игровой материал и наглядные пособия: числовые карточки, фанты.
Описание: детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять.
В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Эмоциональное благополучие ребенка, его удовольствие, интересы, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение.
Развитие — всегда появление чего-то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что- то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребенка и задач его развития возникает в развивающих играх.
В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, не замечает того, что он развивается, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и открытий. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В то же время дошкольники далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру, в особенности совместную. Не умея хорошо играть и предоставленные сами себе, они могут бесцельно слоняться или совершать примитивные манипуляции. Здесь решающая роль принадлежит воспитателю детского сада, который может вносить в жизнь детей увлекательные и полезные игры. Он должен предложить детям готовый игровой замысел, материал и правила (общения и предметных действий).
В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются. Репертуар игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном, это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.
Развивающая игра — не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Цель игры должна формулироваться как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков.
Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Следовательно, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.
Во всех случаях замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.п.
Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание ее может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, заполнить несколько предметов и пр.
Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры являются игровые правила . Они доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.
Чрезвычайно важна роль воспитателя в игре дошкольников . Чтобы она действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх — важный показатель развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие из них учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие возможности и способности.
Развивающая игра — довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то те из них, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, так как воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.
Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.
Выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии.
Именно в такой последовательности выстроены игры в данном пособии. Решающими условиями нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении ребенка в детский сад. Ввести в детский коллектив, научить общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.
В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.
Дошкольники учатся различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими и пр.).
Кроме того, приводятся игры на развитие внимания, мышления и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные виды не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям. В этом решающая роль принадлежит воспитателю.
Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.
Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.
В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?
- Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
- Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
- Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
- Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
- Обогащается, структурируется детская речь.
Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.
Педагогика выделяет множество видов игр:
- Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
- Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
- Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Игра с младенчества до 7 лет
Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий.
Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.
Основные компоненты творческих игр
Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль.
Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры:
- Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина.
- Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка.
- Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы.
Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения.
Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра.
С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться.
Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам.
Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней.
Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята.
Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.
Как строится детская сюжетно-ролевая игра
Структура игры состоит из следующих компонентов:
- роли;
- игровых действия;
- игровое употребление предметов (замещение);
- реальные отношения между ребятами.
Роль
Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.
Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.
Игровые действия
Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами. Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение. Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.
Психологи рекомендуют родителям приобретать меньше игрушек для своих дошколят. Когда малыш имеет широчайший ассортимент предметов, способный наполнить любую игру, отпадает необходимость фантазировать, представлять, абстрагироваться от конкретной формы. Предоставляя ребенку небольшой набор готовых игрушек, мы даем ему возможность развиваться более глубоко и интенсивно.
Партнерское взаимодействие
Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:
- Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
- Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
- Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
- Внесение корректировок в игру.
Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана. Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива. Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:
- Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
- Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
- Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.
Родители считают, что детские игры, являясь бессмысленной бесполезной деятельностью, лишены цели и результата. Это заблуждение: осуществление принятой роли является целью, а эффективность проявления роли, ее соответствие реальным героям – результатом.
Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:
- Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
- Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
- Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
- Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.
Роль взрослых в организации игр
Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.
Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.
Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.
Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:
- Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
- Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
- Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
- Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
- Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
- Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.
Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.