Реформа образования александра 2 автор. Реформы Александра II и их оценка, последствия
Реформы Александра II (кроме земельной)
Начало царствования.
Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство – неоконченная война с созниками (Турция, Англия, Франция), которая велась в основном крайне для нас неудачно. Армия едва держалась в крыму, обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей. Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у противника. Денежные средства были совершенно истощены, отсутствие кредита за границей вызвало усиленный выпуск бумажных денег и падение курса. Истощенной России с ее 85-миллионным населением и с едва 1 млрд. годового дохода приходилось бороться с союзниками, которые располагали 108 млн. населения и тремя миллиардами дохода. Сложилась ситуация, при которой могло создаться впечатление, что против России сплотилась чуть ли не вся Европа. К тому же предательское поведение австрийского императора вынуждало Россию торопиться с заключением мира на невыгодных условиях, что и было сделано.
Разделавшись с войной, можно было приступить к преобразованиям. Что они были крайне необходимы и неотложны, это было давно уже осознано в русском обществе; необходимость их признавало и правительство. В манифесте по поводу заключения мира впервые дано было понять, в каком направлении и в каком духе думает вести Россию новый государь: «При помощи небесного Промысла, всегда благодеющего России, да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый, под сению законов, для всех равно справедливых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных».
Крымская война воочию показала полную непригодность старой системы управления; предстояло переделать весь строй государственной и общественной жизни. Когда говорят о реформаторской деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего имеют ввиду шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование имп. Александра II, как новую эпоху в русской жизни.
Отмена телесных наказаний
Освобождение крестьян логически повело к уничтожению телесных наказаний за уголовные преступления. Прежнее законодательство отличалось большой жестокостью. При ссылке в каторжную работу или на поселение в Сибирь преступника предварительно публично наказывали плетьми (до 100 ударов); при отдаче в арестантские роты секли розгами; особенно бесчеловечно было наказание провинившихся солдат, матросов и ссыльнокаторжных: их прогоняли сквозь строй и били шпицрутенами (иногда давали по несколько сотен и даже тысяч ударов). Нормальное число, по закону, определялось в 6000, и хотя с восшествием на престол имп. Александра II предписано было, негласно, не давать более 1000 ударов (при Николае I - не более 3000), все же сам закон оставался неизменным. Плеть и прогнание сквозь строй нередко кончались смертью истязуемого. Помимо того, каторжников клеймили, вытравляя на лбу и щеках три буквы: К. А. Т. («каторжник»). Эти жестокие наказания вытекали не только из жестокости нравов и недостатка уважения к человеческой личности, но также из самого взгляда на наказание, в котором видели средство не исправления, а устрашения и возмездия. Теперь, после манифеста 19 февраля, который саму отмену крепостной зависимости объяснял «уважением к достоинству человека и христианской любовью к ближним», телесным наказаниям - этому надруганию над свободной личностью не могло быть более места, и указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Главными деятелями в проведении нового закона были князь Н. А. Орлов (его инициатива), вел. князь Константин Николаевич, сенатор Д. А. Ровинский, обер-прокурор московских департаментов сената Н. А. Буцковский, военный министр Д. А. Милютин. Не последнюю роль сыграли в этом деле только что появившиеся тогда «Записки из мертвого дома» Достоевского, в ярких красках изобразившие тяжелую обстановку жизни в каторге и ссылке.
Новый закон отменил шпицрутены, плети, кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Это была уступка многочисленным противникам гуманной меры, опасавшимся, как бы полная отмена телесных наказаний не разнуздала низшие слои населения и не была понята ими, как потачка самому преступлению (министр юстиции граф Панин, московский митрополит Филарет). Совершенно освобождены были от телесного на казания:
а) женщины;
б) духовные лица и их дети;
в) учителя народных школ;
д) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях;
е) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.
Розга оставлена:
а) для крестьян по приговорам волостных судов;
б) для каторжников и сосланных на поселение;
в) в виде временной меры, до устройства военных тюрем и военно-исправительных рот, для солдат и матросов, наказанных по суду.
Земская реформа
«Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование имп. Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.
В самом деле, центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают направление, по какому должна идти жизнь государства во всем его целом; они дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми для всех частей государства.
Организация земского дела
В каждом уезде: уездное земское собрание и уездная земская управа; в каждой губернии: губернское земское собрание и губернская земская управа - те и другие выборные, на началах бессословности. Правом выбора в уездные собрания пользуются:
а) местные землевладельцы не из крестьян;
б) местные крестьяне;
в) жители данного уездного города.
Уездная управа состоит из 6 человек, выбираемых в своей среде земским собранием. Собрание созывается один раз в году (за исключением экстренных случаев, например, для принятия мер против голода); управа заседает постоянно. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления собраний. Собрание есть своего рода власть законодательная, управа - исполнительная. Губернские земское собрание и управа построены на тех же началах, что и уездные. Уездные ведают дела своего уезда, губернские - дела, касающиеся одинаково всех уездов вместе. Председателем уездного собрания - уездный, а губернского - губернский предводитель дворянства. Правительственный контроль над действиями земских собраний и управ сосредоточен в руках местного губернатора. Первоначально земские учреждения были открыты в 33 центральных губерниях; позже они были распространены на окраины: на западные губернии, на Ставропольскую, Астраханскую и Оренбургскую.
Городская реформа
Городская реформа аналогична реформе земской: как та создавала самоуправление для населения области, уезда, так «Городовое положение» (1870, 16 июня) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) - земской управе. Предоставляя городам устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав («губернские по городским делам присутствия»).
Городская реформа была проведена в том же духе, как главные реформы имп. Александра II. Создавая всесословное управление, новый закон сближал отдельные классы городского населения и прежней сословной розни, противополагал общие интересы.
Судебная реформа
Третьей капитальной реформой имп. Александра II была реформа судебная. Необходимость преобразования старого суда, притом преобразования коренного, была осознана в первые же годы царствования (работы графа Д. Н. Блудова, 1857-1860 гг.). Громадное влияние на весь ход реформы и освободительный ее характер оказало освобождение крестьян. После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению, «вчерашним рабам», их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. «Пока крепостное право тяготело хоть над одним человеком, не могло быть речи о праве русского гражданина. Только с 1861 года установлены были первые элементы правового порядка, и потому вслед за этим стал на ближайшую очередь вопрос о разумной, рациональной организации независимого суда - первой опоры и охраны правового порядка. Гений свободы и гуманности витал в то время над Россией» (Джаншиев).
В 1862 году дело реформы из рук Блудова перешло к государственному секретарю Буткову, который окружил себя опытными юристами, учеными и практиками (Буцковский, Стояновский, Зарудный, Победоносцев, Ровинский). Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы, выработанные Особой Комиссией, были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Манифест, опубликованный по этому случаю, содержал в себе знаменательные слова, возвещая русскому народу желание государя «водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого, от высшего до низшего». Какие же изменения внесли новые Судебные Уставы и что нового содержал в себе новый суд?
А. Главнейшие особенности нового суда
1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной и поставлена совершенно независимо от той и другой.
2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора), чем устранялось влияние последней на решение судей.
3. Суд (судоговорение) происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего следить за ходом дела.
4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений (устный допрос обвиняемого, свидетелей; речи прокурора и защитника), в присутствии обвиняемого (раньше суд был заочный и судьи руководились лишь письменными показаниями обвиняемого и свидетелей).
5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). В старых судах преимущественное внимание суда было направлено на обвинение; новый суд, милостивый, делал все возможное, чтобы охранить интересы обвиняемого и предоставить ему все средства доказывать свою невинность или обстоятельства, смягчающие его вину. С этой целью создана была защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.
6. Особенно важно было введение в судопроизводство присяжных заседателей. Освобожденные от обязанности, налагавшейся на прежних судей, руководиться исключительно формальными доказательствами, они могли судить по совести, по убеждению. Присяжные заседатели выбирались по жребию из местного населения, являлись выражением общественной совести и лучшей гарантией беспристрастия («глас народа - глас Божий»). В отмену прежних порядков, судили именно они, а не судьи, которые лишь применяли постановления закона согласно тому или иному приговору присяжных.
7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось особыми судебными органами - судебными следователями.
8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом; несменяемость давала им гарантию в том, что за свое расследование и раскрытие истины, кому-нибудь неугодное, сами они ни в чем не потерпят.
9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей). В самом названии их мировыми заключалось указание, что назначение их было не столько судить, сколько мирить, убеждать противников к соглашению. Мировой судья становился своего рода третейским судьей, что сделало сам суд близким и доступным для населения.
Б. Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.
1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий, кроме крестьян) и волостной суд (для крестьян).
2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.
II. Категория крупных дел (всякого рода уголовные преступления: воровство, разбой, убийство, святотатство, преступления по должности и проч.; всякого рода дела гражданские: тяжбы на сумму выше 500 рублей; споры о наследстве, о вводе во владение, о материальных убытках, нанесенных частному лицу по жалобе потерпевшего и проч.).
1. Низшая инстанция: Окружной суд (один на губернию); он состоит из двух отделений: уголовного и гражданского. 2. Высшая инстанция: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.
III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.
Сенат Судебные палаты Съезды мировых судей Окружные суды Мировой суд Волостной суд VII. Военная реформа
По громадному воспитательному и политическому значению, какое имела в русской жизни всеобщая воинская повинность, ее следует поставить наряду с великими реформами крестьянской, земской, городской и судебной. Прежняя система рекрутских наборов в самой основе своей была крайне несправедлива, так как ложилась тяжелым бременем почти исключительно на одни низшие, притом беднейшие классы населения. После того как дворянству удалось освободить себя от этой повинности, она всецело легла на плечи податных сословий (крестьянство, купеческий класс, мещане-ремесленники, разночинцы), причем люди состоятельные могли откупаться от рекрутчины, внося за себя денежный выкуп или выставляя за себя «охотника», который продавался за деньги, чаще всего с тем, чтобы поддержать бедствующую родню. Эта система выкупа привела к тому, что из 25 миллионов, подлежащих рекрутчине, 5 млн. освобождались от нее, - тем поэтому труднее приходилось остальным двадцати. Рекрут служил солдатом почти пожизненно (25 лет), во всяком случае отдавал военной службе лучшие свои годы и силы. Суровая дисциплина в войсках, жестокие наказания, полная безответственность перед начальством, зачастую грубым, малообразованным и несправедливым, превратила военную службу в настоящую «каторгу», тяжелое наказание. Рекрутчина отрывала человека от семьи, от общества и возвращала обратно в родную ему среду по большей части уже хилым, с надломленными силами, настоящим инвалидом и бесполезным членом общества. Высокое звание солдата, воина, защитника Родины было настолько принижено, что выражение «отдать в солдаты» стало равносильным другому выражению: «наказать, как тяжкого преступника». В самом законе об уголовных преступлениях отдача в солдаты была приравнена к ссылке в Сибирь или заключению в арестантские роты.
Гуманный дух, каким был проникнут акт 19 февраля, не мог не отразиться на устарелых началах несения рекрутской повинности; освобождая крестьянина от личной зависимости, превращая его в равноправного гражданина, нельзя было оставлять его на прежнем положении обездоленной парии. Сама повинность военная из сословной должна была стать всеобщей, одинаковой для всех классов населения. Наряду с бессословным земством, с бессословным судом, и армии надлежало пре вратиться в бессословную - это и было достигнуто реформой 1874 года (манифест 1 января). Срок действительной службы (в строю) сразу понизился с 25 до 6 лет; денежный выкуп или наем за себя охотника стал теперь более невозможен, равно и отдача в солдаты за преступления. Тяжелый труд выработки нового закона и проведение его в жизнь выпали на долю военного министра Дм. Ал. Милютина, одного из наиболее светлых сотрудников имп. Александра II. Деятельную поддержку Милютину в этом деле оказал своим авторитетом и высоким положением вел. князь Константин Николаевич.
Мысль о создании армии на новых началах стала складываться еще с 1862 года под непосредственным впечатлением только что состоявшегося освобождения крестьян; но подобно крестьянской, и реформе военной пришлось преодолевать немало препятствий, прежде чем удалось осуществить ее. Одним (преимущественно дворянской среде) казалось унизительным очутиться на одной ноге с «простым мужиком», другие - люди с большими средствами, преимущественно из купеческого класса - готовы были идти на большие материальные жертвы, лишь бы сохранить за собой прежнее право выкупа. Реформа тормозилась, пока внешние обстоятельства не дали ей благодетельного толчка. В 1870 году прусская армия, построенная на началах всеобщей воинской повинности, разгромила французскую, гордую традициями наполеоновской эпохи, но набиравшуюся путем рекрутских наборов. Этот разгром наглядно убедил, что реформа русского войска необходима не только по чувству справедливости, но и по соображениям чисто техническим, военным.
Характерной особенностью «Устава о воинской повинности» - его уважение и забота о насаждении и укреплении просвещения. Творцы этого Устава были проникнуты убеждением, что школа и образование народное есть одна из настоятельнейших потребностей времени; вследствие этого учащимся предоставлены были большие льготы: им отсрочивался срок призыва и давалось необходимое время для окончания своего образования. С другой стороны, Устав укоротил сам срок службы в зависимости от степени образования призываемого, что для многих являлось могучим стимулом для прохождения школы и пополнения своих знаний. Все, без различия классов, достигшие 20 лет, призывного возраста, вынимали жребий, кому поступить в действительную службу, в строй, кому - в ополчение. Неграмотные, вообще не прошедшие никакой школы, числились в строю 6 лет, а потом переходили на 9 лет в запас; для кончивших городскую школу шестилетний срок понижался до 4-х, для кончивших гимназию - до 2-х лет, а студенты высших учебных заведений, по окончании курса, служили в строю всего один год. Вовсе избавлен был от строевой службы и прямо переходил в запас педагогический персонал средних и высших заведений (учителя, профессора).
Человек с разносторонним образованием, убежденный защитник либеральных начал, положенных имп. Александром в основу своих великих реформ, Милютин не ограничился простой заменой порядков: он озаботился также тем, чтобы поднять солдата в его собственных глазах, превратить прежнюю ходячую машину, слепого исполнителя чужих приказаний в разумное существо, отдающее себе отчет в своих действиях. При Николае Павловиче главное, почти исключительное внимание обращали на внешнюю выправку солдата, на чистоту ружейных приемов, и верх совершенства видели в равнении кавалерийского фронта, в способности целых шеренг вытягиваться при церемониальном марше, как струны - Милютин свое внимание обратил на другую сторону. По его мысли в армии были созданы элементарные школы для солдат, улучшена медицинская и санитарная часть, помещение, пища. Много было сделано и для поднятия образовательного уровня офицеров. Сообразно современным требованиям педагогики, фронтовые занятия, как не соответствующие возрасту воспитанников, прекращены; на первый план было выдвинуто общее образование (военные гимназии). Особые педагогические курсы и учительская военная семинария готовили преподавателей; пять академий: Генерального Штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-Медицинская и Военно-Юридическая - готовили офицеров с высшим образованием (университетским), а военные училища: Артиллерийское, Инженерное, Военно-Топографическое, Павловское, Константиновское, Александровское (первые в Петербурге, последнее в Москве) давали знания по специальным отраслям военного искусства.
Итоги реформ
Указанные выше пять реформ: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе с отменой телесных наказаний, составляют неотъемлемую славу и гордость царствования имп. Александра II. Если благо Родины еще не стало одинаково близким и дорогим для всех без различия, все же с этой поры открылась возможность такого представления в будущем. «Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали» (Корнилов). «С мудрой решительностью следуя указаниям времени, имп. Александр покинул традиционный путь обсуждения реформы в секретных комитетах и призвал само общество к разработке намеченного преобразования, а затем, зорко следя за ходом реформационных работ, с чрезвычайным тактом выбирал время и внешние формы для заявления своих личных взглядов на ту или другую сторону крестьянского дела. Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности данной эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты мудрого беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что имп. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855-1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя» (Кизеветтер).
Бессословное земство и бессословный город, привлекая разные классы населения к общей работе на общую пользу, значительно содействовали скреплению отдельных групп и общественных классов в единое государственное тело, где «один за всех, а все за одного». В этом отношении земская и городская реформы явились таким же великим национальным делом, как и реформа крестьянская. Они положили конец преобладанию дворянства, демократизировали русское общество, привлекли к общей работе на пользу государства новые и более разнообразные слои общества.
Судебная реформа, в свою очередь, имела громадное культурное значение в русской жизни. Поставленный независимо от внешних и случайных влияний, пользуясь общественным доверием, обеспечивая население в справедливом пользовании его правами, ограждая эти права или восстановляя их в случае нарушения, новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.
Военная реформа, нераздельно связанная с именем Милютина, вся проникнута духом освобождения и гуманности. Она дополнила собой другие великие реформы и совместно с ними создала из царствования Александра II новую эпоху в русской истории. То же можно сказать и об отмене телесных наказаний. Указ 17 апреля 1863 г. имел громадное воспитательное значение, так как старая плеть и шпицрутены приучали людей к жестокости, делали их безучастными к чужому страданию; кулачная расправа и наказание розгами, зачастую произвольное, принижало личность человека, одних озлобляло, а других, наоборот, лишало чувства собственного достоинства.
Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена - родовым бытом, позже - государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.
Правительственная деятельность в других областях государственной и общественной жизни
Реформаторская деятельность Александра II не исчерпывается вышеописанными нововведениями. Не оставило правительство без внимания и народное образование. В духе времени и в согласии с общим направлением, какого оно держалось в своих мероприятиях, оно придало ему такой же просветительный и освободительный характер, хотя далеко не с надлежащей полнотой и последовательностью.
1. В 1858 г. при университетах открыты были педагогические курсы для подготовки преподавателей средних и низших учебных заведений. Снова возобновилась посылка за границу лучших студентов, окончивших университетский курс и желавших посвятить себя науке, для подготовки к профессорской кафедре.
2. Была сделана попытка просветить и темную массу: безграмотного или полуграмотного простолюдина, которому уже не под силу было проходить систематическую школу наравне с малолетними, и который мог только урывками, в свободные от работы часы, «засесть за книжку» и тем не менее нуждался в расширении своего умственного горизонта. С этой целью в 1860 г. возникли в Петербурге и в других городах так называемые воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса. Учителями в этих школах были добровольцами люди разного звания и состояния, педагоги по призванию, но не педагоги по профессии: офицеры, литераторы, студенты, гимназисты. Эти школы, однако, продержались недолго: в своих беседах и толкованиях воскресные учителя не всегда оставались в пределах одной «грамотности», и правительство мало-помалу закрыло их.
3. Большой шаг вперед в царствование имп. Александра II сделало женское образование. Раньше оно было доступно для девушки лишь в институтах, в закрытых заведениях, обыкновенно с сословным подразделением на отделения «дворянское» и «мещанское». С 1858 года стали открываться женские гимназии, для всех сословий, и исключительно для приходящих. Одни из гимназий состояли в ведомстве имп. Марии (т. наз. «Мариинская»), другие - в ведомстве министерства народного просвещения («министерская»). Освободительный дух проник и в институты: воспитанниц стали отпускать на каникулы домой, в родную семью, тогда как раньше, однажды переступив порог института, они оставались там на положении заключенных вплоть до окончания курса.
4. В частности, царствование Александра II положило прочное основание высшему образованию женщины.
а) Первоначально, по мысли военного министра Милютина, были учреждены в Петербурге, при Медицинской академии, Женские Врачебные курсы (1872); постепенно расширяясь, их программа вскоре доведена была до уровня университетского.
б) По мысли Н. А. Вышнеградского, организовавшего первые женские гимназии, открыты Педагогические Женские курсы, со словесным и математическим отделе- ниями (1863), позже (1893) преобразованные в Женский Педагогический институт с расширенной программой.
в) Подготовительной стадией к высшему образованию служили курсы, в целях восполнить пробелы сред ней школы. Таковы были Аларчинские курсы в Петербурге (1863) и Лубянские в Москве (1863)
г) С более широкой программой (университетской по естественным и словесным предметам) явились Владимирские курсы в Петербурге и Публичные курсы в Киеве (те и другие с 1870 г)
д) Вполне на уровне университетского преподавания стали Высшие Женские курсы, основанные проф. Герье в Москве (1872), в Казани - проф. Сорокиным 11876). в Петербурге - проф. Бестужевым-Рюминым (т. наз. Бесту-жевские курсы; 1878) первые - по предметам историко-филологического факультета, остальные, кроме того, также и физико-математического
е) Существование в Москве одного только историко-филологического факультета («курсы Герье») повело к преобразованию Лубянских курсов в физико-математический факультет; но фактически они открылись уже в новое царствование (1882).
Характерной особенностью высшего женского образования было то. что. за немногими исключениями (Врачебные и Педагогические курсы), оно обязано своим возникновением и существованием общественной инициативе, главным образом самим же женщинам. Деятельно пропагандируя в русском обществе мысль о необходимости поднять женское образование и поставить его на один уровень с мужским, они приложили много самоотверженного труда, чтобы организовать само дело, изыскать необходимые денежные средства и материально обеспечить неимущих слушательниц (Е. И Конради, А, П. Философова, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская и мн. др.).
5 Новый университетский устав (1863, 18 июня) даровал профессорской коллегии самоуправление: ей передано было заведование университетом, хозяйственные дела, суд над проступками студентов, право самостоятельно выбирать преподавателей для заполнения пустующих кафедр (за министерством оставлено право лишь утверждать или отказать в признании); увеличено число кафедр и бюджет университетов (реформа министра Головнина). В частности, основано два новых университета: в Одессе («Новороссийский») и в Варшаве, преобразованных; первый из Ришельевского лицея (1864), второй - из Главной Школы (1869). Университетами, но не в полном объеме (с одним только факультетом) можно назвать два историко-филологических института; в Петербурге (1867) и в Нежине (1874; преобразован из Лицея князя Безбородка), и юридический Лицей в Ярославле (1874; раньше Демидовский Лицей).
6. В 1864 г., в министерство Головнина, создано было два типа гимназий: классическая и реальная - те и другие одинаково на положении общеобразовательных. В основу первых было положено знание гуманитарных наук, результаты творческой мысли человека; в основу других - науки естественные, ознакомление с внешним миром - природой во всех ее разнообразных проявлениях. Однако 7 лет спустя средняя школа подверглась коренному переустройству: реальные гимназии превращены в реальные училища; прежний самостоятельный характер школы, которая учит и образовывает, был у них отнят, и они превращены в простое подспорье и подготовительную ступень к усвоению специальных технических знаний; общеобразовательное значение было признано лишь за классическими гимназиями (они давали право поступать в университеты). Это т. наз. реформа графа Толстого (устав гимназий 30 июля 1871 г.). Возлагавшихся на нее надежд она не оправдала. Сознательно устранив учащееся поколение от «реального» образования, руководители средней школы немногого достигли и в области «классического». Программа проводилась неумело, «казенным» способом; знакомство с «классическим» миром свелось к усвоению трудных грамматических правил и многочисленных «исключений» в правилах латинского и греческого языка; самое же ценное в этой программе - духовные сокровища древнегреческого и римского ума, остались доступны лишь избранным. Средство превратилось в цель и лишь породило в обществе враждебное отношение к «классицизму», чего тот, конечно, не заслуживал.
7. Большие успехи сделало начальное образование. С изданием «Положения о начальных народных училищах» (1864, 14 июля) число школ стало быстро расти; много сделали на пользу просвещения новооткрытые земства. Выдающиеся педагоги (Пирогов, Ушинский, Лев Толстой, Стоюнин, барон Корф) прилагали свои усилия к поднятию его на должную высоту.
В. Единство кассы и государственный контроль
С 1862 года государственная роспись доходов и расходов, до тех пор составлявшая государственную тайну, стала публиковаться во всеобщее сведение, причем сама она - ее составление, утверждение и исполнение - подверглась коренному изменению. Введено единство государственной кассы, т. е. все денежные средства государства были сосредоточены в руках одного лишь министра финансов, тогда как раньше у каждого министерства были свои капиталы и свое хозяйство, которым оно самостоятельно распоряжалось. Единая касса позволила правительству составить более правильное и полное представление о средствах, какими оно располагало в действительности. Тогда же была произведена и реформа государственного контроля: государственный контролер принял активное участие в составлении отдельными ведомствами своих росписей, получил право проверять их исполнение по подлинным актам и документам. Это: а) повело к значительному сокращению расходов; б) содействовало предупреждению злоупотреблений; в) ограничило произвол отдельных управлений и ведомств, подчинив хозяйственные их расчеты общим финансовым соображениям государства. С 1866 г. отчеты государственного контролера по исполнению росписей тоже начали печататься во всеобщее сведение. Во всех этих преобразованиях главным деятелем был статс-секретарь В. А. Татаринов (государственный контролер с I янв. 1863 г.).
Реформы и общество
Говоря о реформах нельзя не упомянуть о том, как они оценивались и воспринимались обществом. В целом, современниками много говорилосься о «духе освобождения», о доверии, оказанном обществу со стороны императора. Действительно, прогрессивность реформ Александра большая часть «интеллигенции» тех годов не ставила под сомнение. Тем более, что эти реформы проводились не только на бумаге. Тот самый «дух» проявлялся даже в таких «мелочах», как ослабление цензуры, возможность сравнительно открыто в печати высказывать свое мнение., в том, что получила распространение такая форма общения государя с подчиненными, как «записки», позволявшая высказываться с большей свободой, чем это доступно было в печати.
Многие с восхищением отзывались о начале реформ. Однако правительству приходилось считаться и с настроениями другого рода: среди дворянства оказалось немало противников крестьянской реформы., что, в принципе, легко объяснимо, но широко была распространена и другая точка зрения, согласно которой реформу следовало провести более радикально, чем это делало правительство. Ходили разговоры и о том, что пора бы уже русскому народу обрести собственную конституцию.
Уже в 1861 году недовольство обращается в конкретные действия. Проходит волна студенческих беспорядков, в народе начинают широко распространяться подпольные листки (политические прокламации). В 1862 году была впервые высказана открытая критика действий правительства тверским дворянством, провозгласившим, что Положение 19 февраля «не удовлетворяло народных потребностей ни в материальном отношении, ни в отношении свободы, а возбудило их в самой сильной степени», и, что народу нужна конституция. Участники съезда, высказавшие это были подвергнуты сравнительно мягкому наказанию (лишению свободы и некоторых прав с последующим смягчением приговора). Характерно, что не высказываясь принципиально против «изменения существенных начал государственных учреждений», император Александр отстаивал свое право инициативы, не допуская и мысли, чтобы реформы проводились снизу. Так, он решительно отверг предложение московского дворянства (1865 г.) о «создании общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству».
В немалой степени на ход реформ повлияли попытки покушения на жизнь императора. Перая из них была предпринята 4 апреля, 1866 года. С тех пор, внимание правительства, узнавшего о заговоре с целью насильственного переворота, было обращено не столько на преобразования, сколько на борьбу с крамолой, и права, предоставленные обществу, стали укорачиваться. Во главу угла ставится не освобождение, а сдерживание, не доверие, а надзор. Как следствие, начинается борьба с помощью «непопулярных» методов, которые одновременно не нравились народу и значительно затрудняли дольнейший ход реформ.
Неперестававшие покушения на жизнь Александра II, вызвали по настоянию наследника цесаревича учреждение «Верховной Следственной Комииссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия», главный начальник которой, харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов, был снабжен диктаторскими полномочиями. Ему подчинялись все ведомства, отменит его приказы мог он сам либо государь, и никто кроме. Лорис-Меликов приложил все силы чтобы борьба с терроризмом как можно меньше отражалась на реформах и достигнув неплохих результатов завоевал большие симпатии в обществе. А к 1880 году по мысли самого Лорис-Меликова комиссия упразднилась, фактически произошло «возвращение от чрезвычайных мер к законному течению дел» - все предвещало новую эру в отношениях правительства и общества, возврат к первым годам царствования.
В1881 г. Лорис-Меликов предложил государю учредить времнные подготовительные комиссии из членов правительственных ведомств и приглашенных сведущих и опытных лиц, для составления законопроектов. Выработанные этими комиссиями законопроекты должны были передаваться в Общую комиссию, составленную из лиц, назначенных и выборных земствами и городами. Постановления ее, с характером совещательным,переходили на окончательное рассмотрение и утверждение Государственного Совета и, потом, государя. Таков был проект, получивший в обществе название «конституции Лорис-Меликова». Александр II утвердил доклад своего министра и можно было надеяться на мирную эволюцию в будущем политического строя России, но в тот самый день, когда доклад был подписан, бомба, брошенная террористами, прекратила дни государя – наступило новое цартвование и задуманная реформа не была осуществлена.
Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения- Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
- К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
- Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
- 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.
Краткая биография Александра II
- 1818, 17 апреля — рождение
- 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
- 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
- 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
- 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
- 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
- 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
- 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
- 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
- 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
- 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
- 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
- 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
- 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
- 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
- 1855, 18 февраля — смерть
- 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
- 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
- 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
- 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
- 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
- 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
- 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
- 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
- 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
- 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
- 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
- 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
- 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
- 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
- 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II
Причины реформ Александра II
- Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
- Поражение в
- Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства
Реформы Александра Второго
- Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
- Финансовые реформы (с 1863 года)
- Реформа образования (1863 год)
- Земская реформа
- Городская реформа (1864 год)
- Судебная реформа (1864 год)
- Военная реформа (1874 год)
Крестьянская реформа
- Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
- Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
- Земля предоставлялась крестьянской общине
- Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
- По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
(крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.) - До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
- Расположение крестьянских наделов определял помещик
- Крестьянин получал
- личную свободу,
- независимость от помещика;
- право переходить в другие сословия;
- право самостоятельного вступления в брак;
- свободу выбора рода занятий;
- право защиты своих дел в суде.
- самостоятельно совершать сделки
- приобретать и распоряжаться имуществом;
- заниматься торговлей и промыслами
- участвовать в выборах местного самоуправления
Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Реформа образования
- Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
- Принято положение о начальных училищах
- Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
- Создана система женского образования: закон о женских училищах
- Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась
Земская реформа. Кратко
Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
Городская реформа
Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа
Судебная реформа. Кратко
Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения
- Независимость судебной власти
- Единый суд для всех сословий
- Гласность судопроизводства
- Состязательность судопроизводства
- Право сторон и подсудимых на защиту в суде
- Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
- Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
- Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
- Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
- Несменяемость судей
- Обособление прокуратуры от суда
- Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
большая фигура в русской истории. Александр Николаевич был царем реформатором, при его жизни русское общество получило изменения во многих сферах жизни, требовавших этого.
Земская реформа Александра II
В январе 1864 года император подписал указ о создании местных выборных органов власти - земств. Основой земской реформы была мысль разделения сфер влияния общества и государства.
Управление на местах становилось делом общественным, а центральное управление - делом государственным. Таким образом, государство само ограничивало свою власть на местах.
Земства должными были заниматься исключительно местными проблемами. В ведении земств находились многие аспекты жизни. Земства занимались вопросами школ, медицинских учреждений, дорог, почты, статистики, промышленности.
Выборная система в Земства происходила по куриям. Чтобы легче было понимать о чем речь, к слову «курия» можно подобрать синоним - класс, каста. В Земствах выделяли три курии - уездные землевладельцы, сельские крестьяне, горожане.
От каждой курии выбирались депутаты в земство, по-другому их назвали гласными людьми. Первая курия делегировала от себя количество депутатов, равное сумме депутатов второй и третий курии.
Стоит отметить, что земские гласные не получали денежного довольствия за свою деятельность. Земства не обладали исполнительной властью и, для реализации своих начинаний, вынуждены были прибегать к помощи администрации.
При Александре II, земства появились в 34 губерниях Российской Империи. Земская реформа благоприятно сказывалась на уровне жизни на местах. Провинция стала активно развиваться. Земства дали толчок к развитию образования и здравоохранения.
Городское положение
В 1870 году в появилось Городское положение. Основой Городского положения стали принципы выборности, всесословности и коллективности. В русских городах появлялось самоуправление, в лице городской думы и городской управы. Городская дума выбирала городскую главу, который главенствовал и над думой и над управой.
Городское самоуправление, было выборным. Выборы осуществлялись раз в четыре года. Голосовать за кандидатов могли люди, платившие налоги, достигшие возрастной отметки в 25 лет. Городское самоуправление занималось исключительно вопросами города, его развития и благоустройства.
Судебная реформа Александра II
Император провел масштабную судейскую реформу. 20 ноября 1864 года получила новую демократическую судебную систему. Судебная реформа 1864 года была прогрессивна и своевременна.
Главными принципами реформы стали:
- гласность,
- выборность,
- всесословность,
- состязательность,
- независимость суда,
- равенство всех перед судом и законом,
- коллегиальность, и несменяемость судей.
Территория Российской Империи была поделена на судебные округа. Судебная система Российской Империи была разделена на две части: общий суд и местный суд. Местный суд состоял из волостного суда (занимался делами крестьян) и мирового суда(бытовые споры).
Крупными же делами занимался окружной суд. Одним из главных новшеств в новой судебной системе был суд присяжных. Присяжных выбирали по жребию из разных сословий. Все сложные дела, подразумевающие тяжелые последствия, рассматривались с присяжными в обязательном порядке.
Военная реформа Александра II
В 1861 году военным министром стал Дмитрий Алексеевич Милютин, который сразу решил реформировать русскую военную систему. В армии были отменены телесные наказания, а срок службы сокращен с 20 до 12 лет.
Также была реорганизована система армейского управления, ряд войск стал подчиняться непосредственно военному министру. Чуть позже, в середине десятилетия (мы напомню, говорим о 60-ых годах 19 века), появился новый военно-судебный устав.
Была создана новая система армейских учебных заведений. Огромнейшей заслугой Дмитрия Алексеевича является отмена рекрутского набора и введение всеобщей воинской повинности. Все мужское население страны попадало под Воинскую повинность, начиная с 20 лет.
В сухопутных войсках служили по шесть лет, а на флоте 7. Однако был список ограничений, характерный для Воинской повинности. В армию не шли представители духовенства, единственные кормильцы в семье, а также представители народов Кавказа и Средней Азии.
Призывники, имеющие средние и высшие образование, проходили укороченный срок службы. Люди без образования обучались грамоте, непосредственно, в армии. Такое положение дел способствовало увеличению грамотности населения.
Численность в мирное время была заметно сокращена. Однако в случае начала войны, русская военная система имела хороший ресурс для быстрой мобилизации населения.
Перечисленные реформы были основными в деятельности Александра II, помимо них был проведен еще ряд реформ, например в сфере образования, финансов и цензуры.
Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ60 - 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению кбуржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это - несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.
Военные реформы (60 - 70-е гг.)
При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х - начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.
С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.
В 1865 г. стала проводитьсявоенно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции:полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.
Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.
1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.Армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.
Введение.
Личность Александра II.
Военная реформа.
Университетская реформа.
Цензурная реформа.
Значение реформ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Царствование императора Александра II (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.
Деятельность Александра II прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».
Личность Александра II .
Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.
В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.
Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.
Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.
С другой стороны, русские были в некоторой степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.
В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.
Парижский мир, заключенный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.
Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.
Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.
Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.
В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».
Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.
Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).
Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ.
Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.
Только по окончании войны нашел Александр уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.
Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение».
После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы - на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», - возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени - об отмене крепостного права.
ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II
Военная реформа.
Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна эффективно обеспечить безопасность страны. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом к ней стала ликвидация в 1855 г. военных поселений.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Большие изменения претерпела система военного образования. Вместо закрытых кадетских корпусов были созданы военные гимназии, выпускники которых получали не только военное, но и хорошее общее образование. Специальная же военная подготовка велась в высших юнкерских училищах.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.
Университетская реформа
Хотя
формально в первые годы царствования
Александра II продолжал действовать
университетский устав 1835 г., не дававший
студентам большой свободы, на практике
жизнь университетов быстро менялась.
На
лекции свободно приходили вольнослушатели,
возникли студенческие организации,
проводившие сходки и издававшие
собственные газеты. Но в 1861 г. правительство,
пытаясь подавить студенческие волнения,
отменило студенческое самоуправление
и уничтожило льготы для бедных студентов.
Это вызвало массовые студенческие
беспорядки.
В Петербурге 300 студентов
были отправлены в крепость - правда,
на сутки-другие. В Москве полиция
организовала избиение студентов
простонародьем, распустив слух, что
«господа» бунтуют, требуя восстановить
крепостное право.
Встревоженный
Александр II уволил в отставку недавно
назначенного министра просвещения
адмирала Е.В.Путятина. Новый либеральный
министр А.В.Головнин подготовил проект
университетского устава.
После бурного
обсуждения в печати устав был утвержден
Государственным советом - в июне 1863
г.
Университеты получили широкую
автономию. Полиция не имела права входить
на их территорию - там действовали
собственная охрана и университетский
суд в составе трех профессоров.
Советы
университета и факультетов, в которые
входили все профессора, свободно избирали
ректора и деканов, присуждали ученые
звания, открывали новые кафедры,
распределяли средства по кафедрам и
факультетам. Университеты имели
собственную цензуру. Они получали
иностранную литературу без досмотра
на таможне. Численность профессоров и
преподавателей возросла, их оклады были
повышены вдвое.
Головнин предусматривал
создание студенческих организаций и
представительство студентов в
университетском самоуправлении, однако
Государственный совет исключил эти
предложения из устава.
В
1864 г. был основан Одесский университет.
В 1869 г. открылся Варшавский университет,
закрытый в 1831 г. Однако теперь это было
не польское, а русское учебное заведение.
В
1860-1870-х гг. в России появилось и женское
высшее образование. В университеты
женщины не допускались. Между тем они
играли немалую роль в общественном
движении 1860-х гг. и упорно добивались
права на образование.
В 1869-1870 гг. в
Москве, Петербурге и Киеве открылись
Высшие женские курсы. Наибольшую
известность приобрели Высшие женские
курсы, основанные профессором В.И.Герье
в 1872 г. в Москве и профессором
К.Н.Бестужевым-Рюминым в 1878 г. в Петербурге.
До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
Цензурная реформа
Смягчение
цензурного гнета произошло уже в первые
месяцы царствования Александра II. В
1857 г. была создана комиссия при МВД для
разработки нового цензурного устава.
К 1861 г. русские журналы сравнительно
свободно обсуждали важнейшие вопросы
общественной жизни, о чем всего несколькими
годами раньше невозможно было и
помыслить.
Тем не менее, печать вызывала
явное недоверие царя и его окружения.
После отмены крепостного права, в связи
с резкими выступлениями «Современника»,
«Русского слова» и других радикальных
изданий, правительственная политика
ужесточилась. На основании Временных
правил о печати 1862 г. несколько известных
столичных журналов были закрыты.
В
1865 г. была проведена цензурная реформа.
Общественность проявляла пристальный
интерес к изменению законодательства
о печати, что объяснялось не только
постоянными требованиями гласности и
свободы слова. Старая система, которая
требовала предварительного цензурного
просмотра любой печатной продукции,
препятствовала нормальной журнально-газетной
деятельности, ориентированной на
получение прибыли, делала невозможным
издание ежедневных газет, сообщающих
свежие новости и рассчитанных на
массового читателя.
Разработка
цензурной реформы велась комиссией Д.
А. Оболенского, которая полностью
отвергала любые предложения общественных
деятелей. Из среды славянофилов, которые
были ревностными поборниками свободы
слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый
параграф которого гласил: «Свобода
печатного слова есть неотъемлемое право
каждого подданного Российской империи,
без различия звания и состояния».
Оболенский счел аксаковские предложения
глупыми и писал их автору, своему давнему
знакомому: «Чепуха яснее выражается в
параграфах».
Правительство не решилось
полностью отменить предварительную
цензуру, но ввело, первоначально только
для столичной печати, цензуру карательную.
На практике это означало, что периодические
издания могли выходить без предварительного
просмотра их цензорами, но в случае,
если в напечатанных статьях содержались
предосудительные материалы, то на
редактора и издателя накладывались
денежные штрафы и административные
кары. В определенных случаях периодическое
издание могло быть закрыто либо временно
приостановлено. Карательная цензура
давала возможность динамичного развития
газет и журналов, но обрекала их
сотрудников на строгую самоцензуру.
Значение реформ.
Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.
Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.
Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.
Заключение.
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.
Список литературы:
«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы»./ под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова. – Москва: издательство «Простор», 1994 год.
«История России с древности до наших дней»./ под редакцией М.Н.Зуева. – Москва: «Высшая школа», 1998 год.
«История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва: Изд. «Проспект» 2003 год.
История Отечества: Энциклопедический словарь/ Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др.. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.
«Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.